Military Review

Moonsund (Irbenskaya) operation 1915 g

8
Moonsund (Irbenskaya) operation 1915 g



Moonsund (IRBENSKY) operation of 1915 (BATTLE FOR THE Gulf of Riga), the fighting of the Russian Naval Forces of the Gulf of Riga on July 26 (August 8) - on August 8 (21) during the First World War to repulse attempts to break through the German fleet to the Gulf of Riga and the mining of the Strait of Moonsund.

The events in defense of the Gulf of Riga, carried out by the Russian command in the spring and summer of 1915, thwarted the attempts of the German fleet to force the Irben Strait 21 – 23 in May (3 – 5 in June). Then the German command redeployed to the Baltic Sea from the North Sea significant forces of the High Sea Fleet, concentrating a ship group there, almost three times superior to the entire Russian fleet of the Baltic Sea.

The operational construction of the German naval forces included: 1 “breakthrough forces” (seven dodrednought battleships, two armored and four small cruisers, 24 destroyer, 35 minesweepers, minelayer and three firefighters; Vice-Admiral E. Schmidt) who were to break through The Gulf of Riga by the Irbensky Strait, destroy the Russian ships in the gulf, bar mine the southern exit from the Moonzund strait, block the Pernov harbor and make a demonstrative shelling of Ust-Dvinsk; 2) operational cover forces (eight dreadnought battleships, three linear and five small cruisers, 32 destroyers, 13 minesweepers and three Ute barriers; Vice-Admiral F. Hipper), who were to launch an artillery attack on the Russian-based base in Russian if the main forces of the Baltic Fleet leave the Gulf of Finland, defeat them.


The theater of hostilities in the Gulf of Riga 3 (16) - 8 (21) in August 1915 g. Scheme.

The operation was given two days, the overall command was assigned to Schmidt. The bay was defended by the temporary fleet formation of the Baltic Fleet - the naval forces of the Gulf of Riga (the battleship Slava, 36 destroyers and destroyers, four gunboats, a minelayer, nine submarines and hydro-transport, captain 1 of the rank P.L. Trukhachev). Both sides used the hydroaviation, and the Germans - and Tepellin.

16 July (4 August), the German fleet began operational deployment, and around 4.00 20 July (8 August), minesweepers began to make passes in the minefields of the Irben Strait, but after exploding on the mines of the small cruiser Thetis, a destroyer and two minesweepers, the trawl was suspended.

In preparation for the new phase of the operation, the German command regrouped its forces and assigned the task of forcing the Irben breakthrough onto more modern ships — the dreadnoughts Posen, Nassau and four small cruisers. In Libau, seven old battleships were left as a reserve, the duration of the operation increased to five days. For their part, the Russians put up new minefields in the Irbene Strait and reinforced the garrison of Fr. Ezel. Commander of the Baltic Fleet, Vice Admiral V.A. Kanin changed the organization of the management of forces, subordinating the entire heterogeneous grouping in the Moronsund region to rear admiral A.S. Maximov.


Squadron "Novik". Photo 1915

In the morning of August 3 (16), German minesweepers, under the cover of heavy ships, resumed work in the Irbene Strait, but were faced with effective resistance from the artillery of the Russian ships; one minesweeper died on a mine. On the night of 4 (17) in August, Vice-Admiral E. Schmidt sent the destroyers V99 and V100 to the Gulf of Riga to destroy Glory. The latter, near 4.15, near the Mikhailovsky Lighthouse entered into battle with the destroyer Novik (captain 2 of the rank of MA Behrens), as a result of which V99 was damaged and, having blown up on two mines, threw itself onto the shore. On the same day, the Germans resumed trawling, while the Russian ships, trying to counteract the minesweepers, retreated to Moonund under the fire of the battleships Posen, Nassau, which achieved three hits in Glory.


Submerged German destroyer V99.

To 9.30 6 (19) of August the German “breakthrough forces” entered the Gulf of Riga. The Sivuch and Koreian gunboats that remained in Ust-Dvinsk attempted to break into Moonzund, but were found near Xunchx by the ships of Schmidt near the island of Kuuno. Sivuch (captain of the 21.00 rank P. N. Cherkasov), who fought with the strongest opponent to the last possible opportunity, was sunk in 2, and the “Korean” was able to leave the battlefield, but the next day was blown up by the team at Cape Meris . The cruiser “Bremen” shelled Ahrensburg, and in the morning of 22.10 (7) in August, the entrance channel of Pernova was closed by three submerged firefighters and minefields. However, the main task, the barrage of the Minezund Strait - Schmidt, was to be abandoned due to the detection of the ship’s mine-protecting group by the Russian sentinel destroyers and their short skirmish with the cruiser Pillau.

The preservation of the mine danger, the threat from the submarines, the noticeable reduction in the combat effectiveness of the destroyers and especially the minesweepers, the lack of fuel on the heavy ships of the operational cover forces led Schmidt to the decision to leave the Gulf of Riga 8 (21) of August. Damage to the Moltke battle cruiser from the Hipper group played a role in the torpedo attack of the British submarine E1 (Commander N. Lawrence) in the morning of August 6 (19).

During the operation, the German fleet suffered significant losses: the 2 destroyer, the minesweeper 3 and the barrier breaker were sunk by mines and sank; damage to the battle cruisers Moltke and Von der Tann, two small cruisers, two destroyers and a minesweeper. The Germans lost and wounded 65 people lost. From the Russians, two gunboats were sunk, the battleship Slava and three destroyers were damaged; About 150 people are killed, injured and captured. Several light-tonnage cargo ships were destroyed and damage was done to coastal facilities.

The goals of the operation by the Germans were not achieved; subsequently, the Russian fleet continued to provide effective assistance to the troops of the 12th army in the Riga sector. The failure of the Germans was predetermined by both an inconsistent operational plan (the breakthrough of a mine position in the coastal waters of the enemy by forces of the fleet alone was deprived of operational expediency due to the inability to hold the captured area for an operatively significant period of time), and by a number of erroneous tactical decisions (underestimation of the value of minefields in the defense system of the Irben position; incorrect determination of the number of minesweepers required to force a defensive fence in conditions against Russian ship artillery action, and as a result, incorrect determination operation duration; poor organization intelligence primarily mine). Both opponents were widely used aviation, which for the first time at the Baltic Theater solved not only reconnaissance, but also shock missions.
Author:
Originator:
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/[email protected]
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Mitek
    Mitek 1 October 2015 09: 26 New
    +8
    Undeservedly forgotten war. But many Patriotic commanders had St. George's crosses. The monument at the station is excellent. Farewell of the Slav seems.
    In general, a good example of how friendship with the West ends. They fought together, and the British reaped their laurels. Not with those we allied in World War I, not with those.
  2. Barboskin
    Barboskin 1 October 2015 09: 35 New
    +7
    This is interesting and detailed in V. Pikul's novel "Moonzund".
    1. Nekarmadlen
      Nekarmadlen 2 October 2015 23: 40 New
      0
      Pikul's novel "Moonzund" describes the events of 1917, after the February revolution ...
  3. andrei72
    andrei72 1 October 2015 09: 48 New
    +4
    The Russian fleet has always fought with dignity, against superior enemy forces. It’s a pity that we forget our own story.
  4. Turkir
    Turkir 1 October 2015 10: 04 New
    +4
    The right article.
    It is only a pity that a few words were not found about Moonsund's hero, Trofim Semenchuk.
    It seems that in 1960 a brochure about him was published. Found, remembered, awarded, for the sinking of the destroyer (alone!) ... before the revolution!
    But he also fought against Kovpak. A humble man was.
    1. Moore
      Moore 2 October 2015 04: 37 New
      +1
      Not just a brochure - the whole movie came out.
      1. Turkir
        Turkir 3 October 2015 07: 58 New
        +2
        Semenchuk was remembered only in 1960, under Khrushchev, when they discovered that he was alive and well. He was awarded precisely in 1960.
        Valentin Pikul wrote "Moozund", I am writing from memory, I think in 1973.
        In defense of Pikul Valentin Savvich, who is reproached for unhistoricality, I can say that preparation for writing a book (collecting material) took him from 2 to three years (!), The writing itself half a year or a year. This already speaks of his careful approach to the events described. And we should not forget those who call his novels "fiction" that the artistic moment of his books is dictated by his main task: to awaken in Russian people an interest in their own history, a history that can be proud of. And he completed this task.
        I can not help but draw attention to V. Pikul's original approach to historical figures - he studied the family ties of the Russian nobility from the 18th century (!), Which many professional historians do not know.
        1. Drummer
          Drummer 3 October 2015 23: 28 New
          0
          Quote: Turkir

          It is only a pity that a few words were not found about Moonsund's hero, Trofim Semenchuk.

          And don't, because the heroic battle of "Thunder" is a myth long exposed.
          Quote: Turkir
          In defense of Pikul Valentin Savvich, who is reproached for hysteria, I can say that the preparation for writing a book (collecting material) took him from 2 to three years (!), The writing itself was six months to a year. This already indicates his careful approach to the events described.

          This is not much at all (we are talking about pre-Internet, even pre-computer times!).
          Of course, in the Soviet era, when only two volumes of Rostunov were available to an ordinary reader interested in WWI, mentioning the name of Kolchak was a crime, and even the exchange of photographs of tsarist dreadnoughts aroused increased interest of "competent authorities", the release of "Moonzund" was a great event. Today, there are many sources in the public domain (including Bartenev's diaries, the memoirs of Count and other direct participants), everyone can appreciate the "flight of fantasy" by Valentin Savvich and his involvement. And yes, reality is harsher and much more interesting than literary fiction.

Моонзундская (Ирбенская) операция 1915 г

Моонзундская (Ирбенская) операция 1915 г


Моонзундская (ИРБЕНСКАЯ) операция 1915 г. (СРАЖЕНИЕ ЗА РИЖСКИЙ ЗАЛИВ), боевые действия русских Морских сил Рижского залива 26 июля (8 августа) – 8 (21) августа во время Первой мировой войны по отражению попыток прорыва германского флота в Рижский залив и минирования пролива Моонзунд.

Мероприятия по обороне Рижского залива, проведённые русским командованием весной и летом 1915 г., сорвали попытки германского флота форсировать Ирбенский пролив 21–23 мая (3–5 июня). Тогда германское командование перебазировало на Балтику из Северного моря значительные силы Флота открытого моря, сосредоточив там корабельную группировку, почти втрое превосходившую весь русский флот Балтийского моря.


Оперативное построение германских морских сил включало: 1) «силы прорыва» (семь линкоров-додредноутов, два броненосных и четыре малых крейсера, 24 эсминца, 35 тральщиков, минный заградитель и три брандера; вице-адмирал Э. Шмидт), которым предстояло прорваться в Рижский залив Ирбенским проливом, уничтожить находящиеся в заливе русские корабли, заградить минами южный выход из пролива Моонзунд, заблокировать гавань Пернова и произвести демонстративный обстрел Усть-Двинска; 2) силы оперативного прикрытия (восемь линкоров-дредноутов, три линейных и пять малых крейсеров, 32 эсминца, 13 тральщиков и три прорывателя заграждений; вице-адмирал Ф. Хиппер), которые должны были нанести артиллерийский удар по пункту базирования русских в Утэ, а случае выхода основных сил Балтфлота из Финского залива – нанести им поражение.

Моонзундская (Ирбенская) операция 1915 г

Театр боевых действий в Рижском заливе 3 (16) – 8 (21) августа 1915 г. Схема.

На операцию отводилось двое суток, общее командование возлагалось на Шмидта. Залив обороняло временное объединение Балтийского флота – морские силы Рижского залива (линкор «Слава», 36 эсминцев и миноносцев, четыре канонерские лодки, минный заградитель, девять подводных лодок и гидроавиатранспорт; капитан 1 ранга П.Л. Трухачев). Обе стороны использовали гидроавиацию, а немцы – и цепеллин.

16 июля (4 августа) германский флот начал оперативное развертывание, и около 4.00 20 июля (8 августа) тральщики приступили к проделыванию проходов в минных заграждениях Ирбенского пролива, однако после подрыва на минах малого крейсера «Thetis», эсминца и двух тральщиков приостановили траление.

Готовясь к новой фазе операции, германское командование перегруппировало силы и возложило задачу форсирования Ирбенского прорыва на более современные корабли – дредноуты «Posen», «Nassau» и четыре малых крейсера. В Либаве в качестве резерва были оставлены семь старых линейных кораблей, продолжительность операции возросла до пяти суток. Со своей стороны, русские выставили новые минные заграждения в Ирбенском проливе и усилили гарнизон о. Эзель. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал В.А. Канин изменил организацию управления силами, подчинив всю сосредоточенную в Моонзундском районе разнородную группировку контр-адмиралу А.С. Максимову.

Моонзундская (Ирбенская) операция 1915 г

Эскадренный миноносец «Новик». Фото 1915 г.

Утром 3 (16) августа германские тральщики под прикрытием тяжелых кораблей возобновили работу в Ирбенском проливе, однако столкнулись с эффективным противодействием артиллерии русских кораблей; один тральщик погиб на мине. В ночь на 4 (17) августа вице-адмирал Э. Шмидт направил в Рижский залив для уничтожения «Славы» эсминцы «V99» и «V100». Последние около 4.15 у Михайловского маяка вступили в бой с эсминцем «Новик» (капитан 2 ранга М.А. Беренс), в результате которого «V99» получил повреждения и, подорвавшись на двух минах, выбросился на берег. В тот же день немцы возобновили траление, при этом русские корабли, пытавшиеся противодействовать тральщикам, отступили к Моонзунду под огнем линкоров «Posen», «Nassau», добившихся трех попаданий в «Славу».

Моонзундская (Ирбенская) операция 1915 г

Затопленный германский эсминец V99.

К 9.30 6 (19) августа германские «силы прорыва» вошли в Рижский залив. Оставшиеся в Усть-Двинске канонерские лодки «Сивуч» и «Кореец» попытались прорваться в Моонзунд, но около 21.00 были обнаружены у острова Кюно кораблями Шмидта. «Сивуч» (капитан 2 ранга П. Н. Черкасов), сражавшийся с сильнейшим противником до последней возможности, в 22.10 был потоплен, а «Кореец» смог выйти из боя, но на следующий день был взорван командой у мыса Мерис во избежание захвата противником. Крейсер «Bremen» обстрелял Аренсбург, а утром 7 (20) августа входной фарватер Пернова был закрыт тремя затопленными брандерами и минным заграждениям. Однако от решения главной задачи – заграждения минами пролива Моонзунд – Шмидту пришлось отказаться вследствие обнаружения корабельной минно-заградительной группы русскими дозорными эсминцами и их короткой перестрелки с крейсером «Pillau».

Сохранение минной опасности, угроза со стороны подводных лодок, ощутимое снижение боеспособности миноносцев и особенно тральщиков, недостаток топлива на тяжелых кораблях сил оперативного прикрытия привели Шмидта к решению оставить Рижский залив 8 (21) августа. Сыграло свою роль и повреждение линейного крейсера «Moltke» из группы Хиппера в результате торпедной атаки английской подводной лодки «Е1» (коммандер Н. Лоуренс) утром 6 (19) августа.

В ходе операции германский флот понес значительные потери: подорвались на минах и затонули 2 эсминца, 3 тральщика и прорыватель заграждений; повреждения получили линейные крейсера «Moltke» и «Von der Tann», два малых крейсера, два миноносца и тральщик. Убитыми и ранеными немцы потеряли 65 человек. Со стороны русских были потоплены две канонерские лодки, повреждены линкор «Слава» и три эсминца; около 150 человек убиты, ранены и попали в плен. Были уничтожены несколько малотоннажных грузовых судов и нанесен ущерб береговым объектам.

Цели операции германцами достигнуты не были, в последующем русский флот продолжал оказывать эффективное содействие войскам 12-й армии на рижском направлении. Неудача немцев была предопределена как несостоятельным оперативным замыслом (прорыв минной позиции в прибрежных водах противника силами исключительно флота был лишен оперативной целесообразности из-за невозможности удерживать захваченный район в течение оперативно значимого промежутка времени), так и целым рядом ошибочных тактических решений (недооценка значения минных заграждений в системе обороны Ирбенской позиции; неверное определение числа тральщиков, потребного для форсирования оборонительного заграждения в условиях противодействия русской корабельной артиллерии, и, как следствие, неправильное определение продолжительности операции; неудовлетворительная организация разведки, в первую очередь минной). Обоими противниками достаточно широко применялась авиация, которая впервые на Балтийском театре решала не только разведывательные, но и ударные задачи.
Автор: Денис Козлов
Первоисточник: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12056408@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Mitek 1 октября 2015 09:26
    Незаслужено забытая война. А ведь многие командиры Отечественной имели Георгиевские кресты. Памятник на вокзале есть отличный. Прощание славянки кажется.
    А вообще хороший пример, чем заканчивается дружба с Западом. Воевали вместе, а лавры пожинали англичане. Не с теми мы союз заключили в 1 Мировую, не с теми.
  2. Барбоскин 1 октября 2015 09:35
    Об этом интересно и подробно написано у В.Пикуля в романе "Моонзунд".
    1. Nekarmadlen 2 октября 2015 23:40
      У Пикуля в романе "Моонзунд " описываются события 1917 года , после февральской революции ....
  3. andrei72 1 октября 2015 09:48
    Русский флот всегда достойно сражался, против превосходящих сил противника. Очень жаль, что забываем собственную историю.
  4. Turkir 1 октября 2015 10:04
    Нужная статья.
    Жаль только, что не нашлось несколько слов о герое Моонзунда, Трофиме Семенчуке.
    Кажется в 1960 году вышла брошюра о нём. Нашли, вспомнили, наградили, за потопление миноносца (в одиночку!)... до революции!
    А ведь он воевал еще и у Ковпака. Скромный человек был.
    1. Мур 2 октября 2015 04:37
      Не только брошюра - фильм целый вышел.
      1. Turkir 3 октября 2015 07:58
        О Семенчуке вспомнили только в 1960 году, при Хрущеве, когда обнаружили, что он жив и здоров. Награжден он был именно в 1960 году.
        Валентин Пикуль написал "Моозунд", пишу по памяти, кажется в 1973 году.
        В защиту Пикуля Валентина Саввича, которого упрекают в неисторичности могу сказать, что подготовка к написанию книги (сбор материала) у него занимала от 2 до трех лет(!), само написание полгода-год. Это уже говорит о его тщательном подходе к описываемом событиям. И не надо забывать тем, кто называет его романы "беллетристикой", что художественный момент его книг продиктован его главной задачей: пробудить у русских людей интерес к собственной истории, Истории,которой можно гордиться. И эту задачу он выполнил.
        Не могу не обратить внимание на оригинальный подход В. Пикуля к историческим лицам - он изучил родственные связи русского дворянства с 18 века(!), чего не знают многие профессиональные историки.
        1. Ударник 3 октября 2015 23:28
          Цитата: Turkir

          Жаль только, что не нашлось несколько слов о герое Моонзунда, Трофиме Семенчуке.

          И не надо, т.к. героический бой "Грома" - давно разоблаченный миф.
          Цитата: Turkir
          В защиту Пикуля Валентина Саввича, которого упрекают в неисторичности могу сказать, что подготовка к написанию книги (сбор материала) у него занимала от 2 до трех лет(!), само написание полгода-год. Это уже говорит о его тщательном подходе к описываемом событиям.

          Это совсем не много (речь ведь про доинтернетные, даже докомпьютерные времена!).
          Конечно, на советском безрыбье, когда рядовому читателю, интересующемуся темой ПМВ был доступен лишь двухтомник Ростунова, упоминание фамилии Колчака было криминалом, и даже обмен фотографиями царских дредноутов вызывал повышенный интерес "компетентных органов", выход "Моонзунда" был большим событием. Сегодня в открытом доступе лежит множество источников (в том числе дневники Бартенева, мемуары Графа и других непосредственных участников), каждый может оценить "полет фантазии" Валентина Саввича и его ангажированность. И да, реальность жестче и куда интересней литературного вымысла.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня