Японские вертолётоносцы: угроза для Курильских островов
Эсминец “Изумо” полным водоизмещением 27 тысяч тонн! Почему японцы называют эсминцами эти крупные авианесущие корабли со сплошной полетной палубой, остерегаясь называть вещи своими именами?
В самой классификации секрета нет. Корабли с минно-артиллерийским оружием канули в прошлое, в то время как терминология сохранилась. Современные названия не прижились. Вот растут эсминцы до размеров авианосцев.
Классификация, как правило, условна. Похожие по размерам корабли могут иметь резкий контраст по функционалу. Так, отечественные эсминцы эволюционировали в большие противолодочные корабли (БПК). Эсминцы западных стран позиционируются как эскортные корабли ПВО. В составе военно-морских сил самообороны Японии традиционно присутствовал такой класс как “эсминцы-вертолетоносцы”, близкие по своему облику и назначению советским противолодочным крейсерам типа “Москва”.
К концу прошлого века ограниченные возможности старых “Харуна” и “Ширанэ” заставили руководство JMSDF задуматься о создании новых кораблей с расширенными возможностями по базированию авиатехники. Однако данное стремление слишком далеко выходило за рамки запрета на обладание наступательным вооружением. Попытка создания авианосца могла инициировать осложнения в международных отношениях и подорвать имидж Японии как миролюбивой страны, “навсегда отказавшейся от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров” (статья 9 конституции).
Руководство JMSDF было вынуждено искать окружные пути, маскируя свои намерения в потоках очевидной и бессовестной лжи.
В 1998-2003 гг. японский флот пополнился тремя танкодесантными кораблями типа “Осуми”. Военные эксперты сразу отметили странности в их конструкции. “Осуми” лишен главной черты танкодесантных кораблей — носовой рампы для высадки бронетехники. В то же время наличие 170-метровой полетной палубы и кормовой док-камеры приближает “Осуми” по возможностям к универсальным десантным кораблям типа французского “Мистраля”.
Сами японцы утверждают, что “Осуми” предназначены для десантирования войск на собственной территории (!) с целью передислокации военной техники в случае начала войны. Что отчасти подтверждается географией островного государства. Кроме того, маленький вертолетоносец лишен ангарной палубы и не предназначен для длительного базирования авиатехники.
Танкодесантный корабль “Осуми”. Полное водоизмещение 14 тыс. тонн. Скорость 22 узла. Боевая нагрузка: до восьми вертолетов и два десантных катера на воздушной подушке. 330 десантников (при необходимости эта цифра может возрасти в три раза). Вместимость грузовой палубы: 10 основных боевых танков. Средства самообороны корабля: два зенитных комплекса “Фаланкс”
Первая попытка создания крупного авианесущего корабля не встретила сопротивления со стороны международного сообщества. И японцы рискнули продолжить работу в данном направлении.
В 2006 году был заложен “Хьюга”. Суперэсминец со сплошной полетной палубой и многими характерными чертами авианесущих кораблей, в т.ч. ангарной палубой и двумя подъемниками.
В целом, несмотря на скандальность своего образа, “Хьюга” являлся безобидной конструкцией с минимальным наступательным потенциалом.
Японский вертолетоносец еще слишком мал для размещения на его борту современных истребителей-бомбардировщиков, при этом не обладает никакими средствами, упрощающими взлет и посадку самолетов. Ни характерного “трамплина”, ни катапульт, ни аэрофинишеров.
От аналогичных по облику и размерам вертолетоносцев — десантных “Мистралей”, японский “эсминец” отличает высокая скорость хода (до 30 узлов) и отсутствие кормового дока для амфибийных бронемашин и десантных катеров.
Наконец, солидное встроенное вооружение (16 ракетных шахт, типичный боекомплект — 12 противолодочных ракет и 16 зенитных ESSM) под управлением БИУС ATECS (японский аналог “Иджиса”). Также новейший радар с восемью активными фазированными антеннами (четыре для обнаружения, четыре для наведения ракет). Для самообороны в ближней зоне используется пара шестиствольных “Фаланксов” и шесть ТА для запуска малогабаритных противолодочных торпед.
Штатная авиагруппа — до 16 противолодочных и многоцелевых вертолетов типа SH-60 или MCH-101. В 2013 году была продемонстрирована возможность базирования на борту “Хьюги” американского конвертоплана V-22 “Оспри”.
Облик, размеры и характеристики “Хьюги”, в целом, подтверждают его заявленное назначение. Противолодочный корабль со скрытым десантным потенциалом. В мирное время — поисково-спасательные миссии и дозорная служба в открытом море. В военное — переброска и десантирование с воздуха личного состава сил самообороны Японии. Куда? На этот вопрос японское руководство четкого ответа не дает.
Гораздо более зловещим событием стало появление следующего типа японских эсминцев-вертолетоносцев — 22DDH “Идзумо”.
Названия для новых кораблей подобрали что надо!
“Идзумо” — в честь броненосного крейсера, участника Цусимского сражения, позже прославившегося своим вероломным нападением на британский и американский корабли в Шанхае (бой 8 декабря 1941 года).
Второй эсминец-вертолетоносец, спущенный на воду в августе этого года, получил имя “Кага”. В память об ударном авианосце, чьи самолеты разбомбили Перл-Харбор.
“Идзумо” действительно изумляет своими размерами. По длине он на 40 метров превосходит британский легкий авианосец “Инвинсибл”. Его штатный экипаж составляет 470 человек, при этом, реальное количество военных на борту (с учетом авиационно-технического персонала и десанта) может превысить тысячу человек.
Четыре турбины “Дженерал Электрик” LM2500 разгоняют громадину до 30 узлов.
Несмотря на всю его крутизну, эсминец оснащен “урезанной” версией радара FCS-3 с четырьмя обзорными АФАР (без возможности управления ракетным оружием, которое, к тому же отсутствует). Создатели “Идзумо” полностью отказались от какого-либо встроенного вооружения (за исключением “Фаланксов” и комплексов самообороны SeaRAM).
Вооружение эсминца будет целиком представлено авиацией.
Штатный состав авиагруппы — семь противолодочных и два поисково-спасательных вертолета. Это очень много для таких кораблей со сплошной полетной палубой длиной 248 метров.
Что реально будет стоять на полетной палубе и в ангаре “Идзумо”?
Наиболее вероятно — истребители с укороченным взлетом и посадкой. То есть американские F-35.
Но не спешите делать выводы!
Известно, что Япония не обладает никакими СВВП и даже в перспективе не планируется приобретение подобной техники. Японский контракт на поставку F-35 (42 самолета) включает только машины модификации “А”, т.е. обычные истребители-бомбардировщики с классическим аэродромным базированием. Создание СВВП собственными силами маловероятно и нигде не афишируется.
Кроме того, несмотря на свои размеры, эсминец-вертолетоносец “Изумо” также как и “Хьюга”, лишен катапульт и взлетных трамплинов. Что делает невозможным взлет с его палубы корабельных самолетов типа “Супер-Хорнета”.
Существует угроза участия “Идзумо” в очередной международной операции по устранению неугодных стран Ближнего востока, с размещением на его борту F-35B корпуса морской пехоты США (как на десантных “Уоспах” и “Америках”). Но стоит признать, что такой сценарий маловероятен. Япония не стала бы создавать специальный авианесущий корабль для войн на Ближнем востоке, при этом, её сюзерен имеет достаточно собственных авианесущих кораблей.
У Японии две извечные проблемы. Северная Корея и Курилы. Не так давно появилась третья — Китай, экономическое противостояние с которым оформилось в виде конфликта за спорные острова Сенкаку.
Следует признать, танкодесантный “Осуми”, как и более современные “Хьюга” и “Идзумо”, малопригоден для войны с товарищем Кимом или серьезного противостояния с китайским флотом.
Очевидно, что главной целью создания этих “эсминцев” было обеспечение возможности высадки на малонаселенные острова и взятия под контроль Курильской гряды. В то же время гибкий состав авиагрупп позволяет разместить на борту достаточное количество противолодочных вертолетов для нейтрализации отечественного подводного флота — единственной угрозы на выбранном направлении.
Именно в таком формате лучше всего реализуются возможности семи японских вертолетоносцев.
Послесловие
Единственное, что остается добавить по смыслу данной статьи — это невероятные, по отечественным меркам, сроки постройки. “Хьюгу” и его систершип “Исэ” заложили и ввели в строй меньше, чем за три года. Притом, как было указанно в описании эсминца-вертолетоносца, речь идет не о “паромах”, типа “Мистраля”, что строятся с применением технологий гражданского судостроения.
“Хьюга” — есть полноценный боевой корабль, при взгляде на который вспоминаются строки из The Destroyers:
Табун сто тысяч лошадей
Единой волей сжат.
Враг выберет из всех путей
Один — на дно и в ад!
Удачи тем, кто будет жить.
До встречи — кто умрет.
Нам божий промысел вершить!
До связи. И вперед!
Эсминец-вертолетоносец с ГЭУ огромной мощности, ракетным оружием и современным комплексом средств обнаружения и управления огнем, которому позавидует иной ракетный крейсер.
Японские верфи молотят технику с ужасающей скоростью. За прошедшие 10 лет состав JMSDF пополнился 10 эсминцами (ракетными и авианесущими), военным ледоколом и девятью многоцелевыми подлодками (в т.ч. шестью новейшими “Сорю” — с воздухонезависимым двигателем Стирлинга, чьи возможности сопоставимы с атомоходами).
Темпы постройки гораздо более крупного по размерам (хотя и более примитивного по оснащению, чем “Хьюга”) эсминца-вертолетоносца “Идзумо” также составили всего три года. При этом, его стоимость составила 114 млрд. иен (1,2 млрд. долл.) — что выглядит вполне разумным для корабля такого размера и назначения.
Как и сто лет назад, насмешки над “макаками” могут дорого обойтись нашей стране. Япония — грамотный и сильный противник. И тем больше чести будет в том, если мы сумеем удержать баланс сил с ней на одном уровне.
Виртуальная экскурсия на борту "Хьюги":
Информация