Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6

В сентябре 1957 года в Советском Союзе была принята программа помощи и развития вооруженных сил Китая. Для усиления ВВС КНР советская сторона передала несколько средних стратегических бомбардировщиков Ту-16. При этом возрастание трений между СССР и Китаем в конце 1950-х годов поставило под удар многие совместные проекты, поставка в Поднебесную новых самолетов из СССР была остановлена и китайская промышленность была вынуждена самостоятельно разрабатывать корпуса и двигатели для них на заводах Xian Aircraft Company и Xian Aero-Engine Corporation. Впервые полностью собранный в Китае бомбардировщик Н-6 I Badger поднялся в небо в декабре 1968 года. С тех пор было создано огромное количество разнообразных вариантов данного самолета, которые по-прежнему внешне неотличимы от базового Ту-16.

В настоящее время копия советского реактивного бомбардировщика Ту-16, совершившая свой первый полет в 1968 году, по-прежнему остается на вооружении ВВС НОАК. Эти самолеты используются в дальней авиации Китая как носители ядерного оружия. Самолет Xian H-6 можно смело относить к самолетам-долгожителям, которым в России, к примеру, является знаменитый Ту-95.

К разработке собственного аналога Ту-16 конструкторы компании Xian приступили приблизительно в 1964 году. Модель получила обозначение Н-6А. Новый реактивный бомбардировщик китайской сборки представлял собой немного доработанный вариант поставленных ранее Китаю советских Ту-16, в основе которых лежали уже комплектующие китайского производства. Ввиду невозможности приобретения советских деталей и двигателей КНР вынуждена была запустить собственное производство турбореактивных двигателей, получивших обозначение Xian WP8. Данные авиационные моторы представляли собой аналог советских двигателей РД-3М, которые и ставились на оригинальный Ту-16. Точно также обстояло дело и с прочими узлами и агрегатами Xian H-6.


Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6


После того как в конце 1968 года в небо поднялся первый Н-6А, построенный полностью из китайских комплектующих, началось и серийное производство данной версии бомбардировщиков. При этом официальных данных об объемах производства этого самолета в КНР нет. По различным оценкам, компании Xian до средины или конца 1970-х годов смогли построить от 150 до 200 самолетов данного типа. В дальнейшем большая часть построенных самолетов на регулярной основе проходила модернизацию и по сей день успешно применяется китайскими ВВС.

Этот китайский бомбардировщик ввиду своего специфического «происхождения» по своим основным характеристикам почти ничем не отличался от своего советского прототипа. Максимальная взлетная масса бомбардировщика доходила до 75,8 тонны, а топливные баки, размещенные в крыле и фюзеляже, вмешали до 33 тонн авиационного керосина. Боевой радиус бомбардировщика составлял 1800 км. Экипаж модели Xian H-6A состоял из 6 человек. Для самообороны на реактивном бомбардировщике имелось внушительное артиллерийское вооружение, которое состояло из 7 автоматических пушек калибра 23-мм (трёх спаренных). Спаренные пушечные установки, смонтированные на дистанционно управляемых турелях, находились в хвосте самолета, а также на верхней и нижней частях фюзеляжа. Более того, на носу самолета имела еще одна курсовая 23-мм пушка. Первые китайские модификации самолета являлись носителями лишь бомбового вооружения. При этом максимальная бомбовая нагрузка не превышала 9 тонн. Первоначально главным оружием Xian H-6 были свободнопадающие конвенциональные бомбы, носителем ядерного оружия самолет стал позднее.

Сходство характеристик китайского Xian H-6 с параметрами советского бомбардировщика Ту-16 было обусловлено и их почти одинаковым техническим обликом. Так китайский бомбардировщик имел фюзеляж большого удлинения с двумя кабинами экипажа (носовая и хвостовая), топливными баками, грузовым отсеком и отсеком для различного оборудования. По бортам фюзеляжа располагались две мотогондолы, отличающиеся изогнутой формой, их форма была обусловлена конструктивными особенностями машины. Бомбардировщик Xian H-6 получил стреловидное крыло с плавными обтекателями шасси, находящимися на центроплане. В хвостовой части машины располагался крупный киль, на нем находился стабилизатор.

Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6


Для своих лет самолет Xian H-6A характеризовался достаточно большим радиусом действия (в особенности по китайским меркам), что в сочетании с возможностью применения и ядерного оружия позволило командованию НОАК придать самолету статус стратегического бомбардировщика. Появления в номенклатуре его вооружений управляемых ракет, лишь способствовало сохранению данной классификации бомбардировщика и позволило доработать стратегию дальнейшего боевого применения машины. Сразу же после завершения производства версии H-6A в Китае приступили к работе над его модификациями. К примеру, самолет Н-6В вместо бомбового вооружения нес различную аэрофотоаппаратуру для ведения разведывательной съемки. Модификация бомбардировщика Н-6С представляла собой не что иное, как базовый самолет H-6A, но с усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием (на самолете была внедрена современная технология РЭБ с повышенными характеристиками). Также существовали варианты модернизации самолета с буквенным обозначением от D до M. К примеру, носителем стратегических крылатых ракет являлся бомбардировщик Xian H-6M. Данный самолет отличался наличием под крылом 4 точек подвески, бомболюк на нем отсутствовал. В прессе появлялась информация о возобновлении производства данного варианта самолета с начала 2006 года.

Наиболее поздней версией классического бомбардировщика H-6 является вариант Xian H-6K. Эта версия отличается новыми турбореактивными двигателями Д-30КП-2 российского производства, обладающими тягой порядка 118 кН каждый, модернизированной кабиной экипажа, увеличенными воздухозаборниками и увеличенным обтекателем антенны РЛС, отсутствием 23-мм оборонительных пушек. Боевая нагрузка данной модели была доведена до 12 000 кг. При этом бомбардировщик получил возможность нести до 6 крылатых ракет типа CJ-10A, являющихся копиями российской ракеты Х-55. Боевой радиус действия удалось увеличить с 1800 до 3000 км. Первый полет бомбардировщик данной модификации совершил 5 января 2007 года. На вооружение ВВС КНР самолет был принят в 2011 году. На этой модели полностью отсутствует внутренний бомбовый отсек, а в освобожденном пространстве корпуса были расположены дополнительные запасы топлива и аппаратура РЭБ.

В отличие от части своих предшественников, версия H-6K не перестраивалась из старых самолетов, а производилась на заводах с нуля. Принимая во внимание срок службы нынешних бомбардировщиков, самолеты H-6K имеют все шансы оставаться на вооружении китайских ВВС до 2052 года. Именно в этом году исполнится ровно 100 лет с того момента, как совершил свой первый полет оригинальный советский бомбардировщик Ту-16.

Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6


До определенного момента все китайские бомбардировщики Xian H-6 не обладали серьезными возможностями ядерного устрашения. Во-первых, отсутствие скрытности полета и дозвуковая скорость не позволят бомбардировщику прорваться через системы ПВО США, Японии и России. Во-вторых, до 2006 года Китай просто не имел на вооружении крылатых ракет, обладающих большой дальностью действия, которые можно было бы использовать для практических операций. К примеру, основным оружием самолетов H-6Н были крылатые ракеты YJ63, дальность полета которых едва ли превышала 200 км. Развертывание самолетов с этими ракетами в составе 10-й бомбардировочной эскадрильи ВВС НОАК было направлено лишь на укрепление возможностей нанесения ударов по тактическим целям, расположенным на территории Тайваня.

В то же время самая современная версия бомбардировщика Xian H-6K в качестве авиационного стратегического ядерного средства устрашения может помочь КНР добиться гораздо большего. Боевая нагрузка и дальность полета этой модели существенно увеличились в связи с применением новых двигателей, обладающих большей тяговой мощностью. Помимо этого бомбардировщик обзавелся усиленной конструкцией фюзеляжа с широким применением современных и более легких композиционных материалов. Узлы наружной подвески также обзавелись новой конструкцией. Изменился состав бортового радиоэлектронного оборудования китайской разработки, включая и РЛС. На вооружение Xian H-6K поступили новые крылатые ракеты большой дальности и, хотя машина осталась дозвуковой, она обладает уже существенно возросшими боевыми возможностями.

Появление на сцене нового варианта самолета Н6 и нового поколения крылатых ракет большой дальности стало важнейшим событием для китайских ВВС. Китайский аналог отечественной ракеты Х-55 при пуске ее из воздушного пространства КНР для осуществления обычных наступательных операций с высокой точностью обладает радиусом поражения, охватывающим весь Корейский полуостров, остров Окинава, частично остров Хонсю и полностью острова Сикоку и Кюсю в Японии. В том случае, если данная крылатая ракета имеет радиус поражения, который эквивалентен радиусу поражения первоначального российского варианта ракеты Х-55 и составляет 2500 км, то бомбардировщики Xian H-6K, поднимающиеся с аэродромов, расположенных в северо-восточной части Китая, в состоянии непосредственно наносить удары по целям в Токио, на островах Хоккайдо и Хонсю. Помимо этого, такие бомбардировщики, развернутые в составе 8-й бомбардировочной эскадрильи китайских ВВС в военном округе города Гуанчжоу, в состоянии наносить воздушные удары по американскому острову Гуам. А благодаря возросшей дальности полета ракет и самолета и по целям на территории Аляски.

Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6


Модернизированная версия Xian H-6K в состоянии осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A массой около двух тонн и дальностью поражения примерно 2-2,5 тысячи километров. Данные ракеты в состоянии развивать в полете скорость на уровне 2500 км/ч. Теоретически такой самолет с данными ракетами на борту в состоянии нанести удар и по Москве, не входя в зону действия российской системы ПВО. Бомбардировщик может осуществить пуск крылатых ракет над территорией других государств, после чего вернуться на базу.

Летно-технические характеристики Xian H-6:
Габаритные размеры: длина — 34,8 м, высота — 10,36 м, размах крыла — 33 м, площадь крыла — 165 м2.
Масса пустого самолета — 37 200 кг.
Максимальная взлетная масса — 79 000 кг.
Масса топлива — до 33 тонн.
Силовая установка — 2хТРД Xian WP8 тягой 93,2 кН каждый.
Максимальная скорость полета — 990 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 770 км/ч.
Боевой радиус действия — 1800 км.
Практическая дальность — 4300 км.
Практический потолок — 12800 м.
Экипаж — 6 человек.
Вооружение — до 7х23-мм автоматических пушек Type 23-1.
Максимальная боевая нагрузка — 9000 кг, нормальная — 3000 кг.

Китайский стратегический бомбардировщик Xian H-6


Источники информации:
http://avia.pro/blog/xian-h-6
http://bastion-karpenko.ru/h-6k
http://www.airwar.ru/enc/bomber/h6.html
http://ru-aviation.livejournal.com/3363594.html
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. D-Master 25 сентября 2015 06:53
    Можно только диву даться какую степень живучести и надежности заложили в КБ Туполева в свои модели. ТУ-16 разработка послевоенная. Однако же летает хоть в китайском варианте и по сей день и выполняет свои функции. Вот этот абзац заставляет сердце учащенно забиться в гордости и грусти по советскому авиастроению:
    "Принимая во внимание срок службы нынешних бомбардировщиков, самолеты H-6K имеют все шансы оставаться на вооружении китайских ВВС до 2052 года. Именно в этом году исполнится ровно 100 лет с того момента, как совершил свой первый полет оригинальный советский бомбардировщик Ту-16."
    1. Vadivak 26 сентября 2015 22:55
      Цитата: Автор Юферев Сергей
      и китайская промышленность была вынуждена самостоятельно разрабатывать корпуса и двигатели


      Только вот была еще лицензия купленная в 1957 году и вся техническая документация прилагавшаяся по такому поводу, а также два эталонных Ту-16

      Цитата: Автор Юферев Сергей
      Ввиду невозможности приобретения советских деталей и двигателей

      Дык были на них наши движки Д-30КП с Ту-134, вполне себе ничего, они его сначала в оригинале ставили а потом как всегда....
  2. Штык 25 сентября 2015 07:47
    По большому счету, от Ту–16, там только внешний вид остался.
    1. Rus2012 25 сентября 2015 12:28
      Цитата: Штык
      По большому счету, от Ту–16, там только внешний вид остался.

      ..Ой ли?!
      Фюзеляж, общая компоновка, жесткость силовых конструкций - претерпели минимальные изменения. Про расчетную и обдувочную и статическую модель - вообще молчим...

      А вообще, в конце 60хх у самих была идея поставить двиги Д-30 и новое оборудование. Только всё решилось в пользу Ту-22...
  3. Voha_krim 25 сентября 2015 07:56
    А мой батя штурманцом летал на Ту-16! В детстве, помню, сидел на месте командира и на его месте, особенно запомнилось как я в прицел смотрел!!!
  4. inkass_98 25 сентября 2015 07:59
    самолеты H-6K имеют все шансы оставаться на вооружении китайских ВВС до 2052 года. Именно в этом году исполнится ровно 100 лет с того момента, как совершил свой первый полет оригинальный советский бомбардировщик Ту-16.

    Самолет, конечно, хороший, но не от хорошей жизни идут на такое продление службы. Заменить-то пока нечем.
    1. avt 25 сентября 2015 09:27
      Цитата: inkass_98
      Самолет, конечно, хороший, но не от хорошей жизни идут на такое продление службы. Заменить-то пока нечем.
      Свидетельство того что в Китае ПО СИЮ ПОРУ ОТСУТСТВУЕТ качественная самолетостроительная школа с КБ кои могут выдать более менее проект на опережение. Все что стырили за десятилетия не пошло впрок , как собственно и их заклятым друзьям индиянцам - носителям сокрального знания о производстве непревзойденных летающих виманов.
      avt
      1. dauria 25 сентября 2015 12:17
        Все что стырили за десятилетия не пошло впрок


        Хм, конструктор не на пустом месте создаёт самолет. Он отталкивается от того, что есть в стране- двигатели , оборудование, материалы и куча всего- заводы, оборудование, люди на этих заводах (не только авиационных, а всех). Проще сказать так: собственный самолет- это показатель общего уровня страны. А школа? Школа появится , и не хуже нашей при их системе образования и людских ресурсах. У них сделан ФУНДАМЕНТ. А наш фундамент размыло водичкой времени. Рисуй гениальную машину, а что толку?
        Если много кирпичей,
        штук примерно пять,
        Вот бы вышел славный дом...
        Только где их взять? recourse
        1. avt 25 сентября 2015 14:18
          Цитата: dauria
          Хм, конструктор не на пустом месте создаёт самолет. Он отталкивается от того, что есть в стране- двигатели , оборудование, материалы и куча всего- заводы, оборудование, люди на этих заводах (не только авиационных, а всех).

          А аэолдинамика и схема аэроплана тоже ?? wassat
          Цитата: dauria
          ). Проще сказать так: собственный самолет- это показатель общего уровня страны.

          laughing Ну так я вообще то об УРОВНЕ Китая и говорю в области авиастроения - ничего своего самобытного.
          Цитата: dauria
          ? Школа появится

          Может и появится , но пока что ее нет.
          avt
    2. zyablik.olga 25 сентября 2015 10:51
      Цитата: inkass_98
      Самолет, конечно, хороший, но не от хорошей жизни идут на такое продление службы. Заменить-то пока нечем.

      Китайцы активно работают в этом направлении. Попытка некоторое время назад купить у нас Ту-22м не удалась.В китайском сегменте интернета появились сообщения о перспективном проекте бомбардировщика YH-X.

      1. Олежек 25 сентября 2015 11:22
        Кстати не только в Китае проблемы с авиаконструкторами - в Цитадели Демократии
        тоже не всё здорово с единым боевым самолетом :

        "Кстати, в проект JSF вложили деньги не только США и Великобритания, но и Южная Корея, Австралия, Япония и еще десяток стран, желающих получить суперсовременные истребители. Однако теперь участникам этого "краудфандинга" предлагают обождать."


        http://rg.ru/2015/09/16/f35-site.html
  5. Mera Joota 25 сентября 2015 08:10
    Модернизированная версия Xian H-6K в состоянии осуществлять пуски крылатых ракет CJ-10A массой около двух тонн и дальностью поражения примерно 2-2,5 тысячи километров. Данные ракеты в состоянии развивать в полете скорость на уровне 2500 км/ч.

    С чего бы? Ракета дозвуковая.
  6. crambol 25 сентября 2015 10:39



    Чертовски приятно смотреть на обводы родного Ту-16, как в юность вернулся!


  7. Zaurbek 25 сентября 2015 21:03
    Обратите внимание на ассортимент вооружения.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня