Military Review

Ways of communication with the war

12
Ways of communication with the warThis special class, the class of railway workers — engineers, builders, workers, machinists, even students of their universities and students of vocational schools — never worked poorly, always been an example for others. Maybe this is the answer to why the railroad became in the USSR a solid basis for the Victory in the years of the Great Patriotic War?


In the Astrakhan region in the summer there is such a heat that no fresh winds from the Volga can soften it, along which the region stretches. And the lake, which settled in the northeastern corner of the region, and in the strongest heat, seems to be covered with brilliant ice, or loose snow; on the horizon one can see how a mirage string of railroad cars stretched across the "ice" itself. Only it is not ice under the cars, but salt, which really sticks out from the oversaturated brine of the lake.

About this miracle called the salty lake Baskunchak knows from the lessons of geography any Russian student. But not everyone knows the railway station Upper Baskunchak, located just west of the lake. Meanwhile, she and she alone in the first, most difficult weeks of the Battle of Stalingrad was the promised land for the wounded, who were transported with enormous difficulties through the Volga by the Stalingrad river crossing, and then by rail deep into Russia.

It so happened that the Urbach-Verkhniy Baskunchak-Ferrynnaya railway line became that year the only line through which the Red Army, which had more or less secure supplies to the Red Army, whose units entrenched on the Pistol near the Volga in Stalingrad, went and sent to the mainland.
About security, of course, had only to dream. From airfields located on the outskirts of Stalingrad, German airplanes took off right on schedule and went over the Volga to bomb the tracks and the station. Special success was considered by the aces to bomb echelons with wounded Soviet soldiers. When they succeeded, a new mass grave of those whom they did not even call the heroes of the Battle of Stalingrad, grew up at the local cemetery - the battle was just beginning.

The bombardment of the front-line junction station intensified, and the military authorities ordered the population to go into the steppe 5 kilometers from the Upper Baskunchak and, if possible, dig into the ground, disguised in the same way as the fighters did at the front.

Once I was told about this by the former director of the Verkhnebaskunchak secondary school No. 11, honored teacher of the Russian Federation, honorary resident of the village of Verkhny Baskunchak, mother of three children, grandmother of four grandchildren and great-grandmother of nine great-grandchildren Lidiya Abramovna Fokina, who in that year turned 92 of the year.

- I remember well those bombings in the war - it was scary. We lived in the steppe. Children behaved like adults. It was summer. They looked after animals, grazed them, milked them. Milk, meat, warm clothes - everything was sent by rail to the fighters at the Stalingrad front, which was very close. High school children themselves shorn the sheep: they were given scissors, the teachers showed how to do it. Shel 42 year ... We have undergone a lot. Lots of.

Lydia Abramovna was hard to remember about that military disaster. But she was very proud of her father, the driver Abram Fedorovich Berdnikov - a man with a fighting temper who managed to prove himself both during the war years and in peacetime when he managed to defend himself from the closure of the depot in which he himself and his comrades worked.

For some reason, this short meeting with an old woman in the village at the steppe railway station Verkhniy Baskunchak made me think about the enormous role that Soviet railways played in the war and victory. Not only that, in those difficult years they carried out four-fifths of the entire USSR cargo turnover — another transport vehicle, for example, or air cargo, was extremely underdeveloped, except that only the rivers, as in the old days, served people regularly. No, it's definitely not just that.

Our railways are a well-organized internal system of the country, a kind of single mechanism, once and for all established.
Most recently, confirmation of this was found in an article by writer Ilya Ehrenburg, written by him at the beginning of the war - in December 1941: “When Victory Day will come, our fighters will be the first to remember the railway workers”.

The unexpected and bitter epiphany of the morning of 22 Jun 1941 of the year - they still attacked! Unlike the majority of the population, for whom well-filtered TASS information was broadcast by radio, the directors of enterprises and party authorities in the western regions of the USSR were well aware that there was no time to think: they were well aware of the pace of the advancement of the fascist troops. The Council for the evacuation of the State Defense Committee, headed by Nikolai Shvernik, a candidate member of the Politburo of the Central Committee of the CPSU (b), immediately ordered to dismantle the equipment of the plants and place it on railway platforms and wagons.

The first echelon with the equipment of the Kiev factory "Arsenal" went east just a week after the start of the war. First of all, the enterprises of the People's Commissariat of Defense were evacuated. Hundreds, thousands of enterprises.

In August 1941, it became clear that it was the turn of Leningrad. But it was a special city. Along with industrial enterprises and their workers, cultural values ​​should have been taken out of the museums and libraries of Leningrad itself and its wonderful suburbs - Peterhof, Pushkin, Oranienbaum, Gatchina, Pavlovsk: rare editions, paintings, old dishes, sculptures. In the shortest possible time, a significant part of the exhibits of the State Hermitage Museum was taken by rail to Sverdlovsk, the Russian Museum to Perm, Solikamsk and Gorky. By the end of the month, more than 280 echelons were dispatched from the city, more than 90 large enterprises were exported. Until November, the railroad workers took out from Leningrad, mainly through the Finland Station, over one and a half million inhabitants. The rest had to either try to get out of the city with enormous difficulties and risks, with difficult transfers from the railway to the Ladoga ships, and then again to the railway, or die during the blockade, or in spite of everything, survive.

However, the main strike arrow from the west was aimed at Moscow.

... In Moscow, at the T-shaped intersection of Trifonovskaya Street and Academician Vladimir Obraztsov Street, there is a red-and-white complex of buildings of one of the oldest and most respected universities in the country. Previously, the university was called simply - MIIT, i.e. Moscow Institute of Transport Engineers, now it is called the University of Communications, but in brackets it still stands MIIT. This university has a museum, but it is so solid in terms of the number of exhibits that it will not yield to another regional one. This museum has a lot in our stories explains.

Not only the history of the university itself and its individual graduates is kept in the museum cabinets, but also the chronicle of the glorious path of the whole department of communications.
Much has been said here about the discoveries of scientists, evidence of the exploits of high school graduates on the battlefields of World War II and even in the ranks of French poppies. At the end of one of the cabinets is a photo portrait of Yakov Dzhugashvili, who once studied at Memiit (that was the name of the university before the war). He was presented to the institute by her daughter Galina, who later, having learned that the image of her father was placed on display, also brought to the museum a portrait of her grandfather Joseph Stalin, made to order in a special workshop.

Any visitor is struck by an absolutely unusual exhibit - a shaggy and serious light brown bear, medium for a toy bear, with a bow. What is it? A gift to the museum from its head, Candidate of Technical Sciences AKNikolaenko. At the age of five, Anna Konstantinovna was evacuated from military Moscow, lived with her mother in Tashkent, returned, and during all this time she rarely let the bear out of her hands: she would hold herself tightly and her life seemed quite bearable.

The middle of October, 1941, turned out to be an extremely dangerous time for Moscow. The enemy approached its very outskirts. But the mass evacuation began only on October 10. And drove slowly. From the east came trains with troops and armaments, which should have been passed first. In the book of historical essays "Transport of Russia" under the general editorship of Honored Transport Worker of the Russian Federation T.L. Pashkova said bluntly: “The trains went in a continuous stream, sometimes the interval between them was 600-700 meters ... From the first days of the war, a military train schedule was introduced.

The mass heroism of the railway workers made it possible to perform unprecedented traffic volumes.
2,5 thousands of factories and plants were transported to the Urals, which allowed in the shortest possible time to restore military and industrial potential. 18 million people were taken to the evacuation, which required 1,5 million cars. ”

People, henceforth called "evacuated," went into the unknown, in cramped conditions, in unusual conditions of existence - but still in relative calm. Those who moved towards them, belonged not to themselves, but to fate. Including railroad workers, who often have multi-ton trains with bombs and shells behind their backs or fuel tanks that are attractive to enemy pilots. The enemy was chasing these compositions. On the route Urbach - Upper Baskunchak - Ferry during the confrontation in Stalingrad in September 1942, German aviation made 316 raids, and in October already 1020. In general, during the Battle of Stalingrad, German pilots carried out up to 60 thousand raids on the railways reaching the city and dropped more than 90 thousand bombs. But the USSR railway transport both worked without serious interruptions, and it worked.

If only stocks of cargoes and railway lines were enough! But the latter was just not enough. They quickly had to finish building or rebuild. Only in 1942, the railway builders began to build the Kizlyar-Astrakhan line with the erection of a bridge over the Volga for transportation to the front of the fuel.

Despite the intensified air bombardment, the pace of construction was incredible: up to 8 kilometers of railway tracks per day!
August 4 on the new line passed the first train.

From August to October 1942, the 16 of thousands of fuel tanks were delivered to Stalingrad.

It was built in the direction of Stalingrad and Rokad from Sviyazhsk. Her project was carried out by the Volga group of Lentransproject. A special survey was conducted on the site Sennaya - Saratov, where there was a danger of flooding of the ways in the Volga floodplain, but they managed to get them out of the danger zone and, thus, get by with fewer bridges. Not enough rails. They were removed from little-used factory access roads in different regions, and also carried from BAM unfinished before the war. On 103, the first day after the start of excavation work, the first train went from Stalingrad through Ilovlya to Petrov Val station, and on September 11 to Saratov. Plot north of Saratov was launched later.

8 November 1941, German troops cut the Volkhovstroy - Tikhvin railway line. This tragic event led to the death of many thousands of Leningraders, who did not have time to take out of the city surrounded from all sides. There was only one, almost illusory possibility of communication with the mainland, and the transport workers used it: rail-water-ice-car communications were established, which were later called the Road of Life.

In the Central Museum of Railway Transport of the Russian Federation, which is located in St. Petersburg, this year the 70 anniversary of the Great Victory hosted an exhibition dedicated to the role of railways in achieving victory in the Great Patriotic War. The uniform of the Minister of Transport I.V. Kovalev, decrees on awarding people for their selfless work, telegrams, tools used to repair the ways ... But the most eloquent is photos. Being black and white, they, like no color, most accurately convey the mood of people who worked in conditions of military overstretch. The photos have a lot of ice, snow, water mixed with ice, instability and cold.

Railway tracks and facilities related to the construction of the Roads of Life were built and erected in the incredible conditions of the marsh instability, however, like all of Petersburg at one time.
But here's the result in the photo: what happened, what they were trying to achieve - the bridge, the paths that go straight into the lake water, the overpass - and everything is done as responsibly, firmly, professionally and even beautifully.

... In the museum of MIIT, I consider not only those exhibits that are related to the war, but quite peaceful, old, almost from the nineteenth century (university — 120 years). I look around the office of the museum staff with luxurious carved tables, look at the details of the building of the institute and gradually recall what I have known since childhood: railwaymen are special people. I studied in one of the Saratov "railway" schools - there were such schools that for a long time were on the balance sheet of the Ministry of Railways of the USSR. They always had the most professional and responsible teachers, a pleasant atmosphere of noble rigor and a very high level of education.

You can imagine what was the level of education in IMIU - Imperial Moscow Engineering School of the Ministry of Communications, which was later transformed into MIIT! Everything here has always been beautiful, durable and thoughtful - from the most modern for the XIX century laboratories that no one dares to touch until now, until the last nail in the hostel.
Author:
Originator:
http://www.stoletie.ru/ww2/puti_soobshhenija_s_vojnoj_729.htm
12 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. bulat
    bulat 27 September 2015 07: 25 New
    +1
    Khan Railways. 12 years of reform have done their job.
    1. venaya
      venaya 27 September 2015 12: 56 New
      0
      As soon as I get on the train, I immediately remember with a kind word the name of the person who organized, for the first time in the USSR, the railway electrification in the 30s, and for some reason it happened in the Caucasus (I’m afraid to pronounce this name, they’ll beat it right away, here already gained experience). But now, as soon as the composition begins to move, with the speed of the steam engines of the 217th century, perplexity arises. I rode on another train, and at a speed, as the car display showed 500 km / h, so there the car didn’t move for some reason, but the usual electric train was buzzing, hanging out, in general the difference was huge. What is the reason, such a technical backwardness in technology. I heard the trains are moving now at a speed of XNUMX km / h, it may not be that much, but anyway, there should be some progress.
  2. QWERTY
    QWERTY 27 September 2015 08: 32 New
    -2
    The article is a great advertisement of MIIT .... And by the way, the first institute of railway engineers is in St. Petersburg. LIIZHT, he is PGUPS.
    1. python2a
      python2a 27 September 2015 15: 46 New
      +3
      Dear, you are deeply mistaken, an article about the heroism and self-denial of people during the severe trials that fell on the people of our country during the Nazi invasion.
    2. 97110
      97110 27 September 2015 20: 29 New
      0
      Quote: ytsuken
      And by the way, the first institute of railway engineers is in St. Petersburg. LIIZHT, he is PGUPS.

      You are mistaken. The first Institute of Railway Engineers was founded in 1809, therefore it is LIVT (water transport). That Peter - I agree.
  3. Alf
    Alf 27 September 2015 08: 36 New
    +6
    The profession of a railwayman in the war is one of the most dangerous. With the threat of a raid, the troops scatter from the composition and only the engineer is obliged to be at his combat post, i.e., on a steam locomotive. Moreover, railway workers are not considered military personnel, but, in fact, at these moments they are at the forefront.
  4. moskowit
    moskowit 27 September 2015 08: 53 New
    +7
    Remember, when we studied the history of the USSR during the first revolution of the 1905-1907 years, we were told that the train crew refused to take the then Minister of Railways from Petersburg to Moscow. And he "poor fellow" was forced to leave on a steam train on his own. And after all, such a case was indeed. We then did not quite understand that driving a steam locomotive was a huge job. The steam brigade consists of three people. Naturally, the minister led the train not alone, but what helped him? And he was helped by the highest professionalism and worthy engineering training. It was Mikhail Khilkov, a real secret adviser. On the "table of ranks" rank 2-th class (full general)
    "... In 1864, he again went to America and joined the Anglo-American Transatlantic Railway Company, first as a simple worker; four years later he became head of the rolling stock and traction service. Leaving America, he served as a locksmith for about a year engine factory in Liverpool ... "

    With such personnel, of such a professional level, the railroad was completed for the entire time of the empire and the USSR. The abundance of their own educational institutions at any level, their hospitals and sanatoriums, at all times a decent salary, the highest discipline, all this helped the railway workers to perform tasks in any conditions during the most difficult periods for the Motherland!
    1. python2a
      python2a 27 September 2015 16: 38 New
      0
      But now the exact opposite warehouse, swaggering, neglecting people.
      1. 97110
        97110 27 September 2015 20: 33 New
        0
        Quote: python2a
        But now the exact opposite warehouse, swaggering, neglecting people.

        Not all. But the trend has been identified correctly.
  5. tolancop
    tolancop 27 September 2015 10: 15 New
    +7
    ".. The mass heroism of the railroad allowed to fulfill unprecedented volumes of traffic ..."
    There was heroism, but you cannot go far on heroism alone. But there is very little written about the ORGANIZATION of railway transportation during the Second World War. Meanwhile, the organization was magnificent. Not so long ago I came across a material with a description of how large shipments were organized. In short: locomotive "divisions" were created, which were sent to the directions of the "main strike". Unfortunately, coverage of such rear victories leaves much to be desired ...
  6. 16112014nk
    16112014nk 27 September 2015 12: 40 New
    +1
    "Yes, there were people these days,
    Not that the "current top managers."
  7. fzr1000
    fzr1000 27 September 2015 13: 16 New
    +3
    Hard work and great responsibility for the results were common at the time. For downtime echelons answered position and head. Russian Railways still holds on to the foundation laid many decades ago.

Пути сообщения с войной

Пути сообщения с войнойЭтот особый класс, класс железнодорожников – инженеров, строителей, рабочих, машинистов, даже студентов их вузов и учащихся их ПТУ – никогда не работал плохо, всегда был примером для других. Может, в этом и есть разгадка того, почему железная дорога стала в СССР прочной основой для Победы в годы Великой Отечественной войны?

В Астраханской области летом стоит такая жара, что ее не в состоянии смягчить никакие свежие ветры с Волги, вдоль которой область и вытянулась. А озеро, которое обосновалось в северо-восточном углу региона, и в самый сильный зной кажется покрытым то блестящим льдом, то рыхлым снегом; на горизонте видно, как вроде бы по самому «льду» вытянулась миражная вереница железнодорожных вагонов. Только это не лед под вагонами, а соль, которая прямо-таки выпирает из перенасыщенной рапы озера.

Про это чудо под названием соленое озеро Баскунчак знает из уроков географии любой российский школьник. Но не всем известна железнодорожная станция Верхний Баскунчак, расположенная чуть западнее озера. Между тем она и только она в первые, самые тяжелые недели Сталинградской битвы была землей обетованной для раненых, которых с огромными трудностями везли через Волгу сталинградской речной переправой, а далее по железной дороге вглубь России.


Так получилось, что железнодорожная линия Урбах – Верхний Баскунчак – Паромная стала в тот год единственной магистралью, по которой шло более или менее безопасное снабжение Красной армии, подразделения которой закрепились на пятачке у Волги в Сталинграде, и отправка раненых на Большую землю.
О безопасности, конечно, приходилось только мечтать. С аэродромов, расположенных на окраине Сталинграда, точно по расписанию взлетали немецкие самолеты и шли за Волгу бомбить пути и станцию. Особой удачей считалось у асов разбомбить эшелоны с ранеными советскими бойцами. Когда им это удавалось, вырастала на местном кладбище новая братская могила тех, кого тогда даже и не успели назвать героями Сталинградской битвы – битва еще только начиналась.

Бомбардировки узловой прифронтовой станции усиливались, и военные власти приказали населению уйти в степь за 5 километров от Верхнего Баскунчака и по возможности зарыться в землю, замаскироваться точно так же, как это делали бойцы на фронте.

Когда-то мне рассказывала об этом бывший директор Верхнебаскунчакской средней школы № 11, заслуженный учитель РФ, почетный житель поселка Верхний Баскунчак, мать троих детей, бабушка четырех внуков и прабабушка девяти правнуков Лидия Абрамовна Фокина, которой в тот год исполнилось 92 года.

- Я хорошо помню те бомбежки в войну – страшно было. Мы жили в степи. Дети вели себя, как взрослые. Было лето. Они ухаживали за животными, пасли их, доили. Молоко, мясо, теплая одежда – все отправлялось по железной дороге бойцам на Сталинградский фронт, который был совсем рядом. Дети-старшеклассники сами стригли овец: им дали ножницы, учителя показали, как это делается. Шел 42-й год… Мы очень много претерпели. Очень много.

Лидии Абрамовне было тяжело вспоминать о той военной беде. Зато она очень гордилась своим отцом, машинистом Абрамом Федоровичем Бердниковым – человеком с боевым характером, которому удалось проявить себя и в военные годы, и в мирное время, когда ему удалось отстоять от закрытия депо, в котором работал он сам и его товарищи.

Почему-то именно эта короткая встреча со старенькой женщиной в поселке при степной железнодорожной станции Верхний Баскунчак заставила меня задуматься о той громадной роли, которую сыграли в войне и победе советские железные дороги. Не только в том дело, что они выполняли в те тяжкие годы четыре пятых всего грузооборота СССР – другой-то транспорт, автомобильный, например, или авиагрузовой, был крайне неразвит, разве что только реки, как в старину, исправно служили людям. Нет, определенно дело не только в этом.

Наши железные дороги - хорошо организованная внутренняя система страны, некий единый механизм, раз и навсегда заведенный.
Совсем недавно подтверждение этому нашла в статье писателя Ильи Эренбурга, написанной им еще в начале войны – в декабре 1941 года: «Когда настанет День Победы, наши бойцы первыми вспомнят железнодорожников».

Неожиданное и горькое прозрение утра 22 июня 1941 года – они все-таки напали! В отличие от основной массы населения, для которой выдавалась по радио хорошо процеженная информация ТАСС, директора предприятий и партийные власти западных областей СССР прекрасно понимали, что времени на раздумья нет: они были хорошо осведомлены о темпах продвижения фашистских войск. Совет по эвакуации Государственного комитета обороны во главе с кандидатом в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Николаем Шверником распорядился немедленно демонтировать оборудование заводов и разместить его на железнодорожных платформах и в вагонах.

Первый эшелон с оборудованием киевского завода «Арсенал» ушел на восток всего через неделю после начала войны. Прежде всего эвакуировались предприятия Наркомата обороны. Сотни, тысячи предприятий.

В августе 1941 года стало ясно, что настала очередь Ленинграда. Но это был особый город. Наряду с промышленными предприятиями и их работниками следовало вывезти культурные ценности из музеев и библиотек самого Ленинграда и его чудесных пригородов – Петергофа, Пушкина, Ораниенбаума, Гатчины, Павловска: раритетные издания, картины, старинную посуду, скульптуры. В кратчайшие сроки значительная часть экспонатов Государственного Эрмитажа была вывезена по железной дороге в Свердловск, Русского музея – в Пермь, Соликамск и Горький. К концу месяца из города было отправлено более 280 эшелонов, вывезено более 90 крупных предприятий. До ноября железнодорожники вывезли из Ленинграда, в основном через Финляндский вокзал, свыше полутора миллиона жителей. Остальным предстояло либо попытаться выбраться из города с огромными сложностями и риском, с трудными пересадками с железной дороги на ладожские суда, а потом снова на железную дорогу, либо погибнуть во время блокады, либо вопреки всему выжить.

Однако основная стрела удара с запада была направлена на Москву.

…В Москве, на Т-образном перекрестке Трифоновской улицы и улицы академика Владимира Образцова, расположен красно-белый комплекс зданий одного из самых старых и уважаемых вузов страны. Раньше вуз назывался просто – МИИТ, т.е. Московский институт инженеров транспорта, теперь он именуется университетом путей сообщения, но в скобках все равно стоит МИИТ. У этого университета есть музей, да такой солидный по количеству экспонатов, что не уступит иному областному. Этот музей многое в нашей истории объясняет.

В музейных шкафах хранится не только история самого университета и его отдельных выпускников, но и летопись славного пути всего ведомства путей сообщения.
Здесь много сказано об открытиях ученых, здесь представлены свидетельства подвигов выпускников вуза на полях сражений Великой Отечественной войны и даже в рядах французских маки. В торце одного из шкафов висит фотопортрет Якова Джугашвили, учившегося некогда в МЭМИИТе (так до войны назывался вуз). Его подарила институту дочь Галина, которая впоследствии, узнав, что образ отца помещен в экспозицию, привезла в музей еще и портрет своего деда Иосифа Сталина, выполненный по заказу в специальной мастерской.

Любому посетителю бросается в глаза совсем уж необычный экспонат – лохматый и серьезный светло-коричневый мишка, среднего для игрушечного медведя роста, с бантиком. Что это? Дар музею от его заведующей, кандидата технических наук А.К.Николаенко. В возрасте пяти лет Анна Константиновна была эвакуирована из военной Москвы, жила с мамой в Ташкенте, вернулась и за все это время крайне редко выпускала мишку из рук: прижмет к себе изо всех сил, и жизнь кажется вполне сносной.

Середина октября 1941 года оказалась чрезвычайно опасным временем для Москвы. Враг подходил к самым ее окраинам. Но массовая эвакуация началась только 10 октября. И ехали медленно. С востока шли эшелоны с войсками и вооружением, которые надо было пропускать в первую очередь. В книге исторических очерков «Транспорт России» под общей редакцией заслуженного работника транспорта РФ Т.Л. Пашковой прямо сказано: «Поезда шли сплошным потоком, иногда интервал между ними составлял 600-700 метров… С первых дней войны был введен воинский график движения поездов.

Массовый героизм железнодорожников позволил выполнить невиданные объемы перевозок.
За Урал были вывезены 2,5 тысячи заводов и фабрик, что разрешило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал. В эвакуацию было вывезено 18 млн. человек, для чего потребовалось 1,5 млн. вагонов».

Люди, отныне именовавшиеся «эвакуированными», ехали в неизвестность, в тесноту, в непривычные условия существования – но все-таки в относительное спокойствие. Те же, кто двигался им навстречу, принадлежали уже не себе, а судьбе. В том числе, и железнодорожники, у которых за спиной – порой многотонные составы с бомбами и снарядами или привлекательные для вражеских летчиков цистерны с горючим. За этими-то составами и гонялся по воздуху противник. На направлении Урбах – Верхний Баскунчак – Паромная во время противостояния в Сталинграде в сентябре 1942 года немецкая авиация совершила 316 налетов, а в октябре уже 1020. А вообще за время Сталинградской битвы немецкие летчики осуществили на идущие к городу железные дороги до 60 тысяч налетов и сбросили более 90 тысяч бомб. Но железнодорожный транспорт СССР как работал без серьезных перебоев, так и работал.

Лишь бы хватило запасов грузов и самих железнодорожных линий! Но последних как раз и не хватало. Их спешно приходилось достраивать или же строить заново. Только в 1942 году железнодорожные строители приступили к постройке линии Кизляр – Астрахань с возведением моста через Волгу для подвоза на фронт горючего.

Несмотря на усиленные бомбардировки с воздуха, темпы строительства были невероятными: до 8 километров железнодорожных путей в сутки!
4 августа по новой линии прошел первый поезд.

С августа по октябрь 1942 года по ней было доставлено в Сталинград 16 тысяч цистерн с горючим.

Строилась по направлению к Сталинграду и рокада из Свияжска. Ее проект осуществила Волжская группа Лентранспроекта. Было проведено специальное изыскание на участке Сенная – Саратов, где существовала опасность затопления путей в пойме Волги, но их удалось вывести за пределы опасной зоны и, таким образом, обойтись меньшим числом мостов. Не хватало рельсов. Их снимали с мало используемых заводских подъездных путей в разных регионах, а также везли с недостроенного до войны БАМа. На 103-й день после начала земляных работ первый поезд прошел от Сталинграда через Иловлю до станции Петров Вал, а 11 сентября до Саратова. Участок севернее Саратова был пущен позже.

8 ноября 1941 года немецкие войска перерезали железнодорожную линию Волховстрой – Тихвин. Это трагическое событие привело к гибели многих тысяч ленинградцев, которых не успели вывезти из окруженного со всех сторон города. Оставалась только одна, почти иллюзорная возможность связи с Большой землей, и транспортники ее использовали: были налажены железнодорожно-водно-ледово-автомобильные коммуникации, которые назвали потом Дорогой жизни.

В Центральном музее железнодорожного транспорта Российской Федерации, который находится в Санкт-Петербурге, в этом году 70-летия Великой Победы была устроена экспозиция, посвященная роли железных дорог в достижении победы в Великой Отечественной войне. Здесь представлена форменная одежда министра путей сообщения И.В. Ковалева, указы о награждении людей за их самоотверженный труд, телеграммы, инструменты, использовавшиеся для ремонта путей… Но красноречивее всего - фотографии. Будучи черно-белыми, они, как никакие цветные, максимально точно передают настроение людей, работавших в условиях военного сверхнапряжения. На фотографиях много льда, снега, воды пополам со льдом, неустойчивости и холода.

Железнодорожные пути и сооружения, имевшие отношение к строительству Дороги жизни, прокладывались и возводились в невероятных условиях болотной неустойчивости, впрочем, как и весь Петербург когда-то.
Но вот на фото результат: то, что получилось, чего добивались – мост, пути, спускающиеся прямо в озерную воду, эстакада – и все выполнено максимально ответственно, прочно, профессионально и даже красиво.

...В музее МИИТа я рассматриваю не только те экспонаты, что имеют отношение к войне, а вполне мирные, старинные, чуть ли не из позапрошлого века (вузу-то - 120 лет). Осматриваю рабочий кабинет сотрудников музея с роскошными резными столами, вглядываюсь в детали здания института и постепенно вспоминаю знакомое с детства: железнодорожники – это особые люди. Я училась в одной из саратовских «железнодорожных» школ – были такие школы, которые долго находились на балансе Министерства путей сообщения СССР. В них всегда были самые профессиональные и ответственные педагоги, приятная атмосфера благородной строгости и очень высокий уровень образования.

Можете себе представить, каков был уровень образования в ИМИУ – Императорском московском инженерном училище ведомства путей сообщения, которое впоследствии было преобразовано в МИИТ! Здесь все всегда было красиво, прочно и продуманно – от современнейших для XIX века лабораторий, которые до сих пор никто тронуть не смеет, до последнего гвоздя в общежитии.
Автор: Татьяна Корсакова
Первоисточник: http://www.stoletie.ru/ww2/puti_soobshhenija_s_vojnoj_729.htm


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. bulat 27 сентября 2015 07:25
    Хана железным дорогам.12 лет реформ сделали свое дело.
    1. venaya 27 сентября 2015 12:56
      Как только я сам сажусь в электричку, сразу вспоминаю добрым словом имя человека, который организовал, в 30-ых годах, впервые в СССР электрофикацию ж.д., причём произошло это почему-то в закавказье (боюсь это имя произносить, побьют сразу, здесь уже опыт получил). Но вот как только состав начинает двигаться, со скоростью паровиков XIX-го века, возникает недоумение. Проехался на другом поезде, причём со скоростью, как показало вагонное табло 217 км/час, так вот там вагон почему-то не шелохнулся, а вот обычная электричка гудит, болтается, вобщем разница колосальная. В чём причина, такой технической отсталости в технике. Слышал поезда двигаются ныне уже со скоростью 500 км/час, может столько и не надо, но всё равно, какой-то прогресс ведь должен быть.
  2. йцукен 27 сентября 2015 08:32
    Статья- голимая реклама МИИТа....А между прочим,первый институт инженеров путей сообщения - в СПб. ЛИИЖТ,он же ПГУПС.
    1. python2a 27 сентября 2015 15:46
      Уважаемый, Вы глубоко ошибаетесь, статья о героизме и самоотречении людей во время суровых испытаний выпавших на людей нашей страны во времена гитлеровского нашествия.
    2. 97110 27 сентября 2015 20:29
      Цитата: йцукен
      А между прочим,первый институт инженеров путей сообщения - в СПб. ЛИИЖТ,он же ПГУПС.

      Ошибаетесь. Образован первый институт инженеров путей сообщения в 1809 году, следовательно - это ЛИВТ (водного транспорта). Что Питер - согласен.
  3. Альф 27 сентября 2015 08:36
    Профессия железнодорожника на войне-одна из самых опасных. При угрозе налета войска разбегаются от состава и только машинист обязан находиться на своем боевом посту, т.е., на паровозе. Причем железнодорожники военнослужащими не считаются, но, фактически, в данные моменты они находятся на передовой.
  4. moskowit 27 сентября 2015 08:53
    Помните, как нам при изучении истории СССР периода первой революции 1905-1907 годов, рассказывали, что поездная бригада отказалась из Москвы В Петербург везти тогдашнего министра путей сообщения. И он "бедолага" вынужден был на паровозе уехать самостоятельно. И ведь такой случай был в самом деле. Мы тогда не совсем понимали, что управлять паровозом, огромный труд. Паровозная бригада состоит из трёх человек. Естественно министр вёл паровоз не один, но что ему помогло? А помог ему высочайший профессионализм и достойнейшая инженерная подготовка. Это был Хилков Михаил Иванович действительный тайный советник. По "табели о рангах" чин 2-го класса(полный генерал)
    "...В 1864 году снова уехал в Америку и поступил на службу в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги, сначала простым рабочим; спустя четыре года стал заведующим службой подвижного состава и тяги. Оставив Америку, он около года прослужил слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле..."

    Вот такими кадрами, такого профессионального уровня, за всё время империи и СССР комплектовалась железная дорога. Обилие собственных учебных заведений любого уровня, свои больницы и санатории, во все времена приличное денежное содержание, высочайшая дисциплина, всё это помогало железнодорожникам выполнять задачи в любых условиях в самые тяжёлые для Родины периоды!
    1. python2a 27 сентября 2015 16:38
      Зато сейчас совершенно противоположного склада, чванливые, пренебрежительные к людям.
      1. 97110 27 сентября 2015 20:33
        Цитата: python2a
        Зато сейчас совершенно противоположного склада, чванливые, пренебрежительные к людям.

        Ещё не все. Но тенденцию обозначили верно.
  5. tolancop 27 сентября 2015 10:15
    "..Массовый героизм железнодорожников позволил выполнить невиданные объемы перевозок..."
    Героизм был, но на одном героизме далеко не уедешь. А вот об ОРГАНИЗАЦИИ ЖД перевозок во время ВОВ в статье написано очень мало. А между тем организация была великолепной. Не так давно наткнулся на материал с описанием, как организовывались большие перевозки. Если кратко: были созданы паровозные "дивизии", которые направлялись на направления "главного удара". К сожалению, освещение подобных тыловых побед оставляет желать лучшего...
  6. 16112014nk 27 сентября 2015 12:40
    "Да, были люди в наше время,
    Не то, что "нынешние топ-манагеры".
  7. fzr1000 27 сентября 2015 13:16
    Тяжелая работа и большая ответственность за результаты были в то время обычным делом. За простои эшелонов отвечали должностью и головой. РЖД до сих пор держится на фундаменте,заложенном многие десятилетия назад.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня