Последний бой эсминца «Фрунзе»

Последний бой эсминца «Фрунзе»

Эсминец «Фрунзе» в 1930-е годы


21 сентября 1941 года в полдень в районе Тендровской косы советский эсминец «Фрунзе» оказывал помощь тонущей в результате авиаудара канонерской лодке «Красная Армения». Старые турбины фирмы «Кертисс Вулкан» работали на малых оборотах, стрелки тахометров покачивались в начале шкалы. «Фрунзе» спустил шлюпку для подъема личного состава канонерки, когда один из сигнальщиков, осуществляющих наблюдение за воздушной обстановкой, заметил в небе характерные силуэты самолетов. Слишком характерные. Только один тип самолетов в этой части Черного моря имел неубирающиеся шасси в каплевидных обтекателях. И появление их всегда несло смерть и разрушение. Незыблемое спокойствие вод Черного моря было нарушено пронзительным «алярмом» колоколов громкого боя, топотом матросских ботинок, злым стаккато 45-мм зенитных полуавтоматов и нарастающим ноющим ревом моторов фирмы Jumo. Пикирующие бомбардировщики Ju 87 1-й группы 77 «эскадры непосредственной поддержки» (I/Schlachtgeschwader 77) начинали свою смертельную карусель.

Десант

Сентябрь 1941 года на южном участке советско-германского фронта был напряженным. Впрочем, где тогда не было напряженно? Одесса, большой город и крупнейший на юге СССР порт, второй месяц сражалась в окружении. 20 августа немецко-румынские войска, в чью задачу входил захват Одессы, в количестве одиннадцати пехотных, трех кавалерийских дивизий и двух бригад предприняли штурм. Им противостояли три пехотных и одна кавалерийская дивизия Отдельной Приморской армии и ополченцы. Ценой больших усилий и самоотверженности наступающего противника удалось удержать на расстоянии 8-15 километров от города. Но силы Одесского оборонительного района были на пределе. Сказывался огромный расход боеприпасов, нехватка бронетехники и тяжелого вооружения. Имела место значительная убыль личного состава убитыми и ранеными. 14 сентября 1941 года командование Одесским оборонительным районом просит выделить помощь, в первую очередь подкреплениями. По приказу ставки в город из Новороссийска перебрасывается кадровая 157 пехотная дивизия. 17 сентября первые ее части высаживаются в Одесском порту. Несмотря на это, общая обстановка под Одессой внушала опасения. Советское командование решает провести комбинированный контрудар силами Приморской армии с одновременной высадкой воздушного и морского тактического десантов в районе села Григорьевка. Тем временем 21 сентября румынским частям удается вклиниться в советскую оборону в районе Аджалыкского лимана и начать систематический обстрел города из крупнокалиберной артиллерии.

Общее руководство операцией должен был осуществлять контр-адмирал Л.А. Владимирский. Используя старый эсминец «Фрунзе» как временный штабной корабль, Владимирский в 6 утра вышел на нем из Севастополя. Примерно в 14 часов эсминец находился в районе Тендровской косы. Воздушное прикрытие над ним не осуществлялось.

Корабль с биографией
Являясь, по сути, продолжением балтийских «Новиков», эсминец «Быстрый» (такое название получил новый корабль) строился по проекту «эсминца для Черноморского флота» Путиловского завода. Он относился к типу «Счастливый». Пять кораблей этой серии были построены в Николаеве (верфь Николаевского адмиралтейства) и частной верфи А. Ваддона в Херсоне. «Быстрый» 7 июня 1914 года был спущен на воду в Херсоне, 1 июня 1915 года вступил в строй.

На тот момент это был вполне современный корабль с полным водоизмещением 1460 тонн, оснащенный двумя паровыми турбинами английского производства суммарной мощностью 23 тыс. л.с. Вооружение составляло 3×1 102-мм орудия, 2 – 47-мм зенитных орудия (установлены позже, в 1916 году), 5×2 457-мм торпедных аппаратов. Эсминец мог принимать в довесок 80 мин.

«Быстрый» активно использовался русским командованием в различных операциях на Черном море: сопровождение крупных боевых кораблей, обстрелы турецкого угольного района Зунгулдак, охота на коммуникациях.

В декабре 1917 года корабль был зачислен в Красный Черноморский флот. С января 1918 поизносившийся в боях и походах корабль поставили наконец на плановый ремонт в мастерские Севастопольского порта, где в мае того же года его захватывают немецкие войска и под номером «RO2» вводят в состав своего флота. Однако осмотр техническими специалистами показал, что эсминец, турбины которого были разобраны, к эксплуатации в ближайшее время не пригоден. Потом, когда в конце года немцы ушли, их сменили «просвещенные мореплаватели» англичане, которые с барского плеча передали неподвижный корабль Черноморскому флоту Вооруженных сил Юга России. Впрочем, у белых не было ни сил, ни возможностей ввести «Быстрый» в строй и тот продолжал отстаиваться в Севастополе. С корабля демонтировали самое ценное – артиллерию. По причине отсутствия хода «Быстрый» не был использован во время эвакуации войск Врангеля из Крыма. В ноябре 1920 эсминец перешел под контроль Советской России.

В условиях катастрофической нехватки боеспособных кораблей, временной невозможности строить новые «Быстрый» решено было восстановить и ввести в строй. С 1923 по 1927 гг. на Севморзаводе, а позже на заводе имени Андре Марти в Николаеве происходит ремонт и восстановление эсминца, получившего 5 февраля 1925 года имя «Фрунзе». В ходе работ корабль получил новую артиллерию главного калибра с увеличенной дальностью стрельбы, было также усилено зенитное вооружение.

Наконец в декабре 1927 года «Фрунзе» вошел в состав Морских Сил Черного Моря – так тогда называлось соединение кораблей, некогда именовавшихся Черноморским флотом. Из интересных деталей довоенной службы стоит отметить посещение Стамбула в 1928 году, а в 1929 году – Неаполя. В 1936-1940 годах эсминец проходил довольно длительный капитальный ремонт на Севморзаводе, где получил новое зенитное вооружение. Теперь оно составляло одно 76-мм орудие, два 45-мм полуавтоматов 21-К и два 12,7-мм пулемета ДШК. Расширение номенклатуры средств ПВО было достигнуто за счет сокращения числа якорных мин с 80 до 40. Полное водоизмещение корабля увеличилось до 1700 тонн, а экипаж – до 172 человек.

22 июня 1941 года «Фрунзе» встретил, находясь в составе 1-го дивизиона эскадренных миноносцев. В июле-августе осуществлял проводку транспортов. В сентябре – задействован в обороне Одессы.

Противник

Хауптман Хельмут БрукЭкипажу уже не молодого эсминца предстояло встретиться с серьезным врагом – пилотами 77-й эскадры непосредственной поддержки войск, или, ближе к отечественной терминологии, штурмовой эскадры. Это соединение было сформировано 1 мая 1939 года. На его вооружение поступили новейшие тогда пикирующие бомбардировщики Ju-87. Пилоты эскадры активно участвовали в Польской и Французской компаниях. В Битве за Англию 77-я понесла большие потери в экипажах. Позже была переброшена на Средиземноморский театр, где внесла свою лепту в операции против Греции и Югославии. Именно самолеты этой эскадры нанесли максимальные разрушения в Белграде. С началом операции «Барбаросса» St77 находилась на центральном участке немецкого наступления, поддерживая части 2-й танковой группы Гудериана, действующей на окружение советского Западного фронта. В середине лета соединение перебрасывается на южный участок советско-германского фронта, где действовало с аэродромов в Яссах и Бельцах. Командовал 77-й эскадрой на тот период майор Граф Клеменс фон Шёрнборн-Визентхайд, кавалер Рыцарского креста.

Непосредственно в атаке на «Фрунзе» принимали участие Ju-87 I группы 77-й эскадры (приблизительный аналог советского авиаполка) под командованием гауптмана Хельмута Брука. Совсем недавно за сотый боевой вылет 4 сентября 1941 года Брук получил Рыцарский крест. Экипажи эскадры, как уже говорилось, имели большой военный опыт. По общей статистике, 77-я штурмовая эскадра входит в пятерку лидеров по награждению Рыцарскими крестами среди соединений люфтваффе.

Последний бой эсминца «Фрунзе»
Для обеспечения высадки в Григорьевке было сформировано оперативное соединение кораблей в составе крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эсминцев «Безупречный», «Беспощадный» и «Бойкий» (последние три все новые – корабли проекта 7) и канонерской лодки «Красная Грузия» (последняя относилась к дореволюционному типу «Эльпидифор»). На борту кораблей находился 3-й Черноморский полк морской пехоты с усиленным вооружением – 2 тыс. человек. Командовал соединением непосредственно контр-адмирал С.Г. Горшков (флаг на «Красном Кавказе»).

Командир «Фрунзе» капитан 3 ранга Ерошенко В.П.В 6 утра «Фрунзе» вышел из Севастополя, на борту находились контр-адмирал Владимирский, который должен был возглавить высадку десанта, и заместитель начальника штаба Одесского оборонительного района, капитан 1 ранга С.И. Иванов. «Фрунзе» вел капитан 3 ранга В.Н. Ерошенко вместо раненого капитан-лейтенанта П.А. Бобровникова. Примерно в 14 часов дня, находясь в районе Тендровской косы, с борта корабля заметили терпящую бедствие канонерскую лодку «Красная Армения», которую незадолго до этого атаковали Ju-87, нанесшие ей тяжелейшие повреждения. Сигнальщики доложили на мостик: «Видим притопленную канонерскую лодку «Красная Армения», дым, на корабле – никого». Эсминец направляется для оказания помощи. При подходе к месту бедствия замечаются плавающие на воде люди. С борта эсминца спускаются шлюпки. Одна из них подобрала и доставила на борт комиссара канлодки Серова. Из полученной информации выяснилось, что лодка была атакована авиацией противника полчаса назад. Находившемуся поблизости буксиру «ОП-8» контр-адмирал Владимирский дал приказание идти к канлодке и тушить пожар.

Вскоре в небе появляются девять пикирующих бомбардировщиков Ju 87 I группы 77-й эскадры. Очевидно, немцы направлялись к «Армении», чтобы добить ее, однако, обнаружив эсминец, сменили курс и атаковали его. Ерошенко, оставив в районе бедствия шлюпки, приказывает увеличить ход до 23 узлов, чтобы отойти мористее для возможности маневра. Перестроившись в цепочку, немецкие самолеты начинают бомбить. В бой вступают все средства ПВО корабля – даже старая 76-мм пушка Лендера ведет огонь шрапнелью. Пространство над кораблем наполняется трассерами и хлопьями разрывов. Первоначально маневр уклонения срабатывает – первые три самолета промахиваются – от близких разрывов бомб поднимаются высокие столбы воды.

Экипаж 4-й «Штуки» был более точным – 250 кг бомба попадает в корму «Фрунзе» в районе орудия главного калибра №4. Взрывом заклинило руль, и корабль начал описывать циркуляцию вправо. Из строя вышла правая машина, машинный телеграф перестал действовать. Была сброшена за борт кормовая зенитная 76-мм пушка Лендера. Вслед за этим в районе полубака, рядом с бортом, взорвалась еще одна бомба. Была разрушена часть ходового мостика, палубу осыпало осколками. Погибли капитан 1 ранга С.И. Иванов, комиссар корабля Золкин, тяжелое ранение в руку и живот получил командир корабля Ерошенко. Легко ранены Владимирский и старпом Носов.

Начинается поступление воды в носовые и кормовые помещения, происходит медленное увеличение дифферента на корму с одновременным креном на левый борт. Эсминец находился в тяжелом положении, но у немецких пикировщиков закончились бомбы, и они ушли на свой аэродром. Началась борьба за живучесть. Поврежденная поперечная переборка в районе 4-го кубрика была подкреплена, и распространение воды было приостановлено. Еще через полчаса удалось ввести в строй правую машину и частично рулевое управление. Принявший командование кораблем Владимирский, оценив обстановку, принимает решение приткнуть корабль к отмели. Управление машинами осуществлялось голосовыми командами – распоряжения передавались по цепочке. «Фрунзе» медленно полз к берегу, вновь началось поступление забортной воды. Понимая, что покинуть корабль попросту не на чем – шлюпки были или уже спущены или изрешечены осколками – Владимирский отдает приказание вынести на палубу все койки, расшнуровать пробковые матрасы.

Примерно в 15 часов над кораблем вновь появилась девятка Ju-87 – немцы не хотели упускать свою добычу и пришли добить цель. Ко времени начала атаки положение «Фрунзе» было критическим – он утратил возможность маневрировать и развивать полных ход. Боеприпасы к 45-мм полуавтоматам 21-К почти закончились. Орудие Лендера было выведено из строя. Интенсивность зенитного огня резко снизилась, что позволило экипажам немецких пикировщиков снизить высоту атаки с 800 до 100 метров. После попадания бомбы в полубак, что вызвало пожар, Владимирский приказывает затопить 1-й артпогреб, чтобы избежать детонации. Вода интенсивно поступает вглубь корпуса, запас плавучести уменьшается. Крен достигает 45 градусов. Считая положение корабля безнадежным, контр-адмирал отдает приказ оставить все внутренние посты и выйти на палубу. Раненых перенесли на ростры. В 15 часов 07 минут «Фрунзе» касается носовой скулой мели в 90 кабельтовых от Тендровского маяка. Корабль перестал крениться, упершись в грунт. Часть настроек оказалась под водой. Тут и пригодились пробковые матрасы для личного состава. Раненые оставались преимущественно на рострах, там же находился Владимирский. Немецкие бомбардировщики, израсходовав запас бомб, вновь улетели. К полузатопленному эсминцу подошел буксир «ОП-8», на который увлеченные атакой «Юнкресы» не обращали пока что внимания.

Последний бой эсминца «Фрунзе»

Мостик эсминца, выступающий над водой. Послевоенное фото


Буксир начал принимать людей – он подобрал всех, кто находился на борту и в воде. Последними «Фрунзе» покинули Владимирский и Ерошенко, отказавшийся эвакуироваться с ранеными, которых переправляли в первую очередь.

Буксиру было приказано двигаться вплотную к берегу, насколько это возможно. Однако 1-я группа 77-й эскадры проявила в этот день истинно тевтонское методичное упрямство, и в 16 часов в небе над Тендровской косой опять надсадно завыли двигатели «Юнкерсов».

Переполненный буксир не мог эффективно маневрировать, и с первого же захода в него угодила бомба, попавшая в машинное отделение. Полученное повреждение оказалось для небольшого кораблика смертельным – «ОП-8» лег на борт. Глубина была небольшой, часть корпуса буксира осталась над водой. Все, кто на нем был, поплыли к берегу. На полупогруженном «ОП-8» остались несколько тяжело раненных, в том числе Ерошенко. Там же находился Владимирский. Вошедшие во вкус экипажи Ju-87 освободились от бомбовой загрузки и снизились – заработали крыльевые пулеметы. Немцы азартно расстреливали барахтавшихся в воде людей. Оставшимся на буксире пришлось прятаться за фальшборт, чтобы остаться незамеченными. Всего из 238 человек, бывших на борту «Фрунзе» в тот день, спаслись лишь 78. Около 50 человек погибло от взрывов бомб, остальные были расстреляны немцами в воде, когда пытались вплавь добраться до берега.

Примерно через полчаса подошли торпедные катера, которые доставили всех выживших на Тендру. В результате гибели «Фрунзе» был задержан выход кораблей с десантом из Севастополя, командование операцией было передано контр-адмиралу С.Г. Горшкову, а Л.А. Владимирский был доставлен на борт крейсера «Красный Кавказ» уже в ходе операции на торпедном катере. Советская эскадра, хоть и с опозданием, прибыла на место операции. Корабельная артиллерия двух советских крейсеров и трех эсминцев оказала значительную поддержку морским пехотинцам. Десант у Григорьевки имел полный успех и вошел в историю как одна из самых успешных десантных операций советского флота.

После войны
В июне 1949 года «Фрунзе» был обследован водолазами. Корабль лежал с небольшим креном на левый борт на глубине 8-9 метров. Отсутствовало одно 102-мм орудие и палубные механизмы. Корпус корабля имел большие разрушения. Забот у советского флота в те годы хватало, и на лежащий у Тендровской косы старый эсминец махнули рукой, да и навигации он особо не мешал.

Интерес к затонувшему кораблю вернулся уже в конце 60 – начале 70-х гг., когда к истерзанному штормами корпусу «Фрунзе» опустились члены николаевского клуба подводного плавания «Садко». История самого клуба требует отдельной статьи – в Советском Союзе он был известен далеко за пределами Николаева. Группа молодых, увлеченных людей – студентов, спортсменов и просто неравнодушных – решила организовать клуб по обследованию и исследованию подводных объектов. Одним из первых погружения были совершены на обнаруженный «садковцами» монитор «Ударный» и эсминец «Фрунзе».

Последний бой эсминца «Фрунзе»

Подъем 102-мм орудия


Для государства в ту пору не составляло особого труда оказывать содействие подобным группам исследователей. Клубу «Садко» выделили экспедиционное судно, необходимое оборудование для подводных работ. В 70-х годах членами клуба был осуществлен подъем двух орудий главного калибра и якоря корабля. Найдены и извлечены на поверхность несколько сейфов с документами, один из которых принадлежал комиссару корабля. На «Фрунзе», к слову говоря, осталась вся штабная документация по предстоявшей десантной операции.

Много обнаружено и личных вещей моряков. Ряд предметов, поднятых с эсминца, выставлен в экспозиции николаевского Музея судостроения и флота. Часть документов передана в Центральный военно-морской архив.

Последний бой эсминца «Фрунзе»

Памятник эсминцу «Фрунзе». Фото сделано членами клуба «Садко»


Уже в годы «независимости» корпус «Фрунзе» использовался для дайвинга. Клуб «Садко», зажатый рыночными условиями, мужественно сражается с обстоятельствами, имея в активе только энтузиазм и преданность любимому делу. О погибшем в неравном бою «Фрунзе» напоминают сейчас памятник, воздвигнутый членами клуба «Садко» на Тендровской косе, и орудия главного калибра на внешней площадке николаевского Музея судостроения и флота.

Последний бой эсминца «Фрунзе»

Орудие с эсминца «Фрунзе» на смотровой площадке Музея судостроения и флота в Николаеве
Автор: Денис Бриг


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. Bongo 28 сентября 2015 06:29
    Незыблемое спокойствие вод Черного моря было нарушено пронзительным «алярмом» колоколов громкого боя, топотом матросских ботинок, злым стаккато 45-мм зенитных полуавтоматов ...

    В 1936-1940 годах эсминец проходил довольно длительный капитальный ремонт на Севморзаводе, где получил новое зенитное вооружение. Теперь оно составляло одно 76-мм орудие, два 45-мм полуавтоматов 21-К и два 12,7-мм пулемета ДШК.

    Одной из причин гибели эсминца явилась крайняя слабость его зенитного вооружения, 76 мм пушка Лендера и 45 мм "универсальные орудия" к тому моменту не могли эффективно бороться с авиацией.
    У немцев в плане зенитного вооружения БДБ и то были лучше вооружены.
    1. Alexey RA 28 сентября 2015 11:30
      Цитата: Bongo
      Одной из причин гибели эсминца явилась крайняя слабость его зенитного вооружения, 76 мм пушка Лендера и 45 мм "универсальные орудия" к тому моменту не могли эффективно бороться с авиацией.
      У немцев в плане зенитного вооружения БДБ и то были лучше вооружены.

      А у кого на 1941 старые ЭМ были лучше вооружены?

      Возьмём для примера одноклассников - знаменитые "флэшдекеры". У них зенитное вооружение было ещё хуже: 1x1— 76-мм/23, 2x1 — 12,7-мм. 20-мм на них появились только в 1942.
    2. anew 8 января 2016 23:56
      Цитата: Bongo
      76 мм пушка Лендера и 45 мм "универсальные орудия"

      Это не универальные, а бесполезные орудия. Особенно 21-К. Фактически эсминец был вооружен только двумя ДШК. Т.е. участь его была решена при перевооружении.
  2. vik71 28 сентября 2015 07:29
    Хорошая статья, можно было без последнего фото.
  3. parusnik 28 сентября 2015 07:55
    Спасибо клубу "Садко" за память..
  4. сурож 28 сентября 2015 08:39
    Отличное исследование. Неплохо бы и что-то об успехах флота.
  5. Monster_Fat 28 сентября 2015 08:46
    К сожалению это была общая беда всех советских военных кораблей того периода-полное отсутствие современного зенитного вооружения и средств его управления. Эту проблему не удалось решить даже к концу войны, несмотря на ленд-лизовские поставки от союзников и наращивание своего производства.
    1. леликас 28 сентября 2015 11:50
      Цитата: Monster_Fat
      К сожалению это была общая беда всех советских военных кораблей того периода-полное отсутствие современного зенитного вооружения и средств его управления. Эту проблему не удалось решить даже к концу войны, несмотря на ленд-лизовские поставки от союзников и наращивание своего производства.

      Ямато оно спасло ?
      1. Alexey RA 28 сентября 2015 13:21
        Цитата: леликас
        Ямато оно спасло ?

        У "Ямато", ЕМНИП, было 3 основные проблемы.
        1. Наращивание числа стволов ЗА не сопровождалось пропорциональным наращиванием числа директоров.
        2. Отсутствие "тяжёлой" МЗА - всю войну японцы провоевали с 25-мм автоматами.
        3. Отсутствие радиовзрывателей для СЗА.
        1. леликас 28 сентября 2015 14:08
          Вопрос скорее в количестве самолетов , даже поставь на маленький эсминец три автомата - не отбиться в одиночку . Ямато просто как пример , Бисмарк и Тирпиц -все отхватили рт авиации , про "жемчужную гавань" даже не заикаюсь .
          1. Alexey RA 28 сентября 2015 14:40
            Цитата: леликас
            Вопрос скорее в количестве самолетов , даже поставь на маленький эсминец три автомата - не отбиться в одиночку .

            Не всё так однозначно. (с)
            Достаточно вспомнить американские ЭМ РЛД под Окинавой - бой ЭМ "Хэдли" и "Эванс".
            Цитата: леликас
            про "жемчужную гавань" даже не заикаюсь

            И правильно.
            Ибо этот пример абсолютно нерелевантный: в мирное время на стоящие на якорях корабли, на которых служба несётся по наинизшей боевой готовности (один котёл под парами, электропитание - с берега, на ЛК открыты горловины в водопроницаемых переборках), внезапно наваливается полный состав Кидо Бутай. smile
    2. Alexey RA 28 сентября 2015 12:38
      Цитата: Monster_Fat
      К сожалению это была общая беда всех советских военных кораблей того периода-полное отсутствие современного зенитного вооружения и средств его управления

      Самое интересное, что на начало войны (июнь 1941) советский ВМФ имел нормальных "тяжёлых" зенитных автоматов (типа "бофорс") больше, чем флоты остальных государств.
      У янки тяжёлых МЗА на тот момент ещё не было (на переработку "бофорса" под конвейер им потребовалось почти 2 года) - обходились 20-мм "эрликонами". У лайми были "пом-помы" с их малой эффективной дальностью (привет из ПМВ). У немцев тяжёлых зенитных автоматов на флоте тоже не было до 1943 - обходились 20-мм "рейнметаллами".
      1. anew 9 января 2016 00:13
        Цитата: Alexey RA
        Самое интересное, что на начало войны (июнь 1941) советский ВМФ имел нормальных "тяжёлых" зенитных автоматов (типа "бофорс") больше, чем флоты остальных государств.

        Да? Откуда взял? Это какие-такие, если не секрет? На 70-К намекаете? Так их до войны и не было фактически. Да и дрянь это были, а не орудия ПВО. Интересно, кто додумался на корабли ставить установки с воздушным охлаждением? В результате при интенсивном огне, после 40 секунд стрельбы (100 выстрелов) следовало менять ствол (минимум 15 минут). Или ждать его охлаждения (минимум 1,5 часа). Это не орудие ПВО, это полная фигня.
    3. Хищник 28 сентября 2015 19:16
      Это была проблема всех флотов,так возможности авиации были не очень оценены.А на эсминец ПМВ трудно впихнуть зенитную арту,ну не предусмотрена она проектом.Где можно на нем разместить те же 35 мм автоматы,не говоря о 100 мм автоматах.Не смотря на увеличенное количество зенитных средств на современных эсминцах (выпуск 37-40 гг и их модернизацию в 41-42 гг) основные потери их были от авиации.
      1. Alexey RA 29 сентября 2015 10:42
        Цитата: Хищник
        А на эсминец ПМВ трудно впихнуть зенитную арту,ну не предусмотрена она проектом.Где можно на нем разместить те же 35 мм автоматы,не говоря о 100 мм автоматах.

        Вообще-то можно. Только это будет уже не нормальный эсминец, а фрегат или, в лучшем случае, эскортный эсминец.
  6. казак волгский 28 сентября 2015 10:32
    частичка истории . спасибо за статью.
  7. Комментарий был удален.
  8. хольгерт 28 сентября 2015 11:02
    Вечная Память погибшим!!!!Они выполнили свой Долг с Честью!!!!!
  9. Alexey RA 28 сентября 2015 11:20
    Являясь, по сути, продолжением балтийских «Новиков», эсминец «Быстрый» (такое название получил новый корабль) строился по проекту «эсминца для Черноморского флота» Путиловского завода. Он относился к типу «Счастливый». Пять кораблей этой серии были построены в Николаеве (верфь Николаевского адмиралтейства) и частной верфи А. Ваддона в Херсоне. «Быстрый» 7 июня 1914 года был спущен на воду в Херсоне, 1 июня 1915 года вступил в строй.

    Небольшое уточнение: первоначально 5 ЭМ типа "Счастливый" должны были только собираться в Николаеве, а строили их в Санкт-Петербурге (после чего перевозили "конструктор" на юг).
    Но из-за большой загруженности питерских заводов от этой практики пришлось частично отказаться:
    - контракт на достройку 3-х ЭМ - "Счастливый" (Путиловского завода), "Громкий" и "Поспешный" (Невского завода) - получило Общество Николаевских заводов и верфей,
    - оставшиеся 2 ЭМ - "Быстрый" (будущий "Фрунзе") и "Пылкий" - были построены в Питере на Металлическом заводе, а в Николаеве лишь заново собраны.
    То есть, из 5 ЭМ 3 были построены на ЧМ, а 2 - собраны.
  10. антисемит 28 сентября 2015 14:11
    вечная память Героям!
  11. Lyton 28 сентября 2015 14:42
    Летуны из люфтваффе твари, расстреливали безпомощьных моряков в воде, радует, что наши им отомстили сполна.
    1. Mister22408 29 сентября 2015 20:40
      Читал доки в архиве ВМФ - тогда и немцы и наши стреляли по плавающим экипажам. Наши там экипаж немецкой утопленной лодки с "Ишаков" исполнили в районе Тендры...Конвенция была не подписана...Война.
  12. MarKon 28 сентября 2015 14:49
    ЖАЛЬ что эти памятники скоро снесут бандерлоги
    1. Plombirator 28 сентября 2015 22:38
      Цитата: MarKon
      ЖАЛЬ что эти памятники скоро снесут бандерлоги

      Будем надеяться,что...не успеют!)
  13. Семен Пуриков 29 сентября 2015 21:50
    В 1979 году в числе участников экспедиции "Садко" делал погружения к затопленному кораблю возле Тендровской косы. Так вот, оказывается, что это был за корабль.
    Спасибо автору за статью.
    Располагает ли автор сведениями о подвиге морских пехотинцев под командованием старшего лейтенанта Ольшанского при взятии Николаева? Все 55 десантников были награждены званием Героя Советского Союза - 45 посмертно.
  14. JääKorppi 30 сентября 2015 09:42
    Спасибо! Каждый эпизод истории России надо исследовать, документировать и пропагандировать. Вот у ов каждый эпизод Гражданской войны исследуется..
  15. anew 8 января 2016 23:53
    Боеприпасы к 45-мм полуавтоматам 21-К почти закончились. Орудие Лендера было выведено из строя.

    Просто ППЦ, а не средства ПВО. Как такой корабль вообще можно было в море выпускать? Впрочем, все корабли РККФ были "вооружены" примерно так же. Поэтому перетопили их немцы, немеряно. И без особых для себя потерь. И имея всего лишь несколько шнельботов хозяйничали на Черном (и Балтийском тоже) море, как хотели.
  16. DMM1 11 июня 2016 11:45
    Пикирующие бомбардировщики Ju 87 1-й группы 77 «эскадры непосредственной поддержки» (I/Schlachtgeschwader 77) начинали свою смертельную карусель.

    Если точнее, то еще «эскадры пикирующих бомбардировщиков» - Sturzkampfgeschwader 77 (StG77).
    Эскадра штурмовой поддержки Schlachtgeschwader 77 (SG77) была сформирована из StG77 только в октябре 1943.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня