Социальное знание и историческая память

Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.

А.С. Пушкин «Борис Годунов»


В мире ничего не случается, если люди об этом не знают. Нет информации, и события тоже нет. Чтобы событие состоялось, о нем нужно или рассказать, или написать, или его показать. Однако, после того как событие стало достоянием общественного сознания, человеческая память с течением времени предает его забвению. Конечно, можно пойти в библиотеку или «загуглить» его в Интернете, однако все ли это делают, ведь интеллект и общественное сознание – это вещи совершенно разные.

Социальное знание и историческая память


Понятно, что современный человек, не имеющий профессионального образования, очень быстро забывает все, что не входит в круг его привычных дел. Но вот как насчет исторического знания? Считается, что именно оно делает человека гражданином. Но может ли быть настоящим гражданином человек с кашей в голове? Наверное, нет. С другой стороны трудно ожидать от пекаря, чтобы он помнил годы правления Ивана Калиты и мог бы точно сказать, что треть своей жизни он провел в Москве, треть в дороге, а треть в Орде. Но с другой стороны что-то ведь он знать все равно должен, не так ли? И вот какова степень исторической осведомленности, позволяющая считать его гражданином? Удивительно, но подсчитать этот показатель, скорее всего, невозможно! Ведь для каждого он будет разным. Кто-то и знать-то ничего не будет, но по первому же требованию пойдет и примет смерть «за други своя и землю свою». А кто-то все будет знать, включая и то, что «генезис проблемы есть ли бог, дифференцируется как иррациональное», но… сразу же выберет «бочку варенья и корзину печенья». Однако согласитесь, все-таки важно выявить уровень осведомленности граждан твоего города о каком-нибудь событии, которое совсем недавно по историческим меркам, затронуло всю нашу страну.

Выяснить это применительно к городу Пенза мы решили, обратившись к теме Карибского кризиса. Важное событие? Безусловно! О нем говорили и говорят и по телевизору, и пишут в разного рода СМИ. Так что информация о тех решающих днях есть и в школьных, и в вузовских учебниках, люди которые это помнят, еще живы, упоминают об этом событии недавнего прошлого тоже довольно-таки часто. То есть, если кто и не знал об этом, то, услышав, мог бы поинтересоваться. Еще одна причина – событие это хотя и важное, но имело место уже давно и лично никого сегодня уже не затрагивает. Было и было!

Вот мы и попросили студентов специальности «связи с общественностью и реклама», обучающихся на юридическом факультете Пензенского государственного университета, опросить жителей города Пензы и задать им всего один вопрос: «Что Вы знаете или помните о Карибском кризисе 1962 года?» Студенты у нас ответственные и свое дело знают. Более того – такие опросы им очень интересны, так как в будущем это их хлеб: нужно уметь их организовать, провести и, соответственно, обработать результаты. Всего было опрошено 180 жителей самого разного возраста. Конечно, для города с населением в 500 тысяч человек данная выборка (квотная по полу и возрасту) в силу своего малого объема не вполне репрезентативна. Репрезентативной следовало бы считать выборку в 500 человек. Однако общую картину она позволяет выяснить достаточно точно. Итак (М – мужчина, Ж – женщина):

1. Ж., 47 лет: – Ничего не знаю.
2. М., 47 лет: – 1962 год. Кеннеди и Хрущев – главные участники Карибского кризиса. Кеннеди начал развертывать программу баллистических ядерных ракет. В ответ Хрущев разместил наши ракеты на Кубе, предварительно установив с ней дружеские отношения. Это создало напряженное положение, фактически, мир был под угрозой начала ядерной войны. В итоге, методом взаимных уступок, дипломаты эту проблему разрешили, но ракеты на Кубе оставались. Хрущев стучал ботинком по трибуне и говорил, что «мы им показали кузькину мать».

3. М., 21 год: – Я все знаю про Карибский кризис. В 1962 году он начался незаметно. Во времена Холодной войны США очень необдуманно разместило свои ядерные баллистические ракеты на территории одной из европейских стран. СССР сделал «ход конем» и привез свои ракеты на Кубу. Т.к. Куба находится рядом с Америкой, последняя объявила СССР агрессором. Дальше все начало развиваться, начали поочередно устанавливать свои боеголовки. Весь мир замер в ожидании ядерной войны».

4. Ж., 20 лет: – Кубинский кризис был в 1962 году. США разместили свои ядерные боеголовки на территории Турции, в ответ на что СССР под предлогом оказания помощи социалистической революции на Кубе установил ядерные заряды на Острове Свободы.

5. М., 79 лет: – Это было в 62 году. Наше правительство разместило ракеты с ядерными боеголовками…. До сих пор нет ясности, это все-таки секретное дело, но у нас не было таких ракет, которые достали бы до Америки. А тут под боком Куба. Для Америки это была реальная угроза в период Холодной войны. А американский разведывательный самолет все заснял и обнаружил ракеты. В Америке началась паника, президент Кеннеди принял меры – отдал команду на блокаду острова. Дело к войне. Н.С. Хрущев позвонил Кеннеди, и они договорились, хотя мир был на грани войны, а войска были уже в полной боевой готовности. Обменяли Кубу на Турцию. На этом договорились. Пронесло.

6. Ж., 24 года: – Ничего не помню. Но могу прогуглить, если надо.

7. Ж., 20 лет: – Ой, ну америкосы напали на бедную Кубу, в которой была революция. Куба победила, а америкосам это не понравилось.

8. М., 40 лет: – Кризис между США и СССР во время холодной войны.

9. М., 18 лет: – Рассказ об этом на уроке истории я, видимо, проспал.

10. М., 19 лет: – Знаю только, что там хотели взорвать атомную бомбу.

11. М., 23 года: – Ничего не знаю.

12. М., 48 лет: – Страшный кризис, мы ракеты на Кубе разместили, США о…сь, у них истерика началась и они попросили СССР вывести ракеты, даже бомбоубежища американцы строить начали.

13. М., 55 лет: – Ничего не знаю про него.

14. М., 38 лет: – Да, знаю, это когда Никита Сергеевич Хрущев чуть не рассорился с США. В ответ на что-то (на что не помню) на Кубе решили развернуть наши ракеты с ядерными боеголовками. Везли их тайно, но американцы были готовы атаковать и нанести 1-ми удар, но благодаря выдержке, не стали биться. И вообще там много подробностей, но я уже плохо помню….

15. М., 80 лет: – Ничего.

16. Ж., 22 года: – Ой… Никитка злой ботинком по столу бил: «Покажу я вам кузькину мать!!!» Кричал он!


Социальное знание и историческая память


Социальное знание и историческая память


Как видите, результаты довольно любопытные. Нельзя сказать, что о Карибском кризисе ничего не знает только молодежь. Среди людей старшего поколения таких тоже немало и это просто удивительно. Они-то в это время где были? Или это уже последняя стадия склероза? Мужчины осведомлены о кризисе лучше, чем женщины, но это-то как раз не удивительно, потому что для них «политика» была всегда интересна. Однако очевидно, что информированность многих наших граждан носит довольно странный характер. Многие события в головах у них перемешались – «смешались в кучу кони, люди». А некоторые люди совершенно очевидно питаются баснями, свидетельствующими о господстве в их среде обывательского мировоззрения и до предела мифологизированном сознании. Причем непонятно, откуда эти мифы взялись. Допустим, мы знаем, что «Правда» сначала отрицала наличие на Кубе наших ракет, а потом признала даже наличие бомбардировщиков Ил-28, но такие мелочи в данном случае не важны. Важно искажение многих событий и наложение одного события на другое. Такие мифологемы очень трудно исправить и они же являются основой исторического нигилизма. «Я же знаю, как было, а мне говорят не так! Значит, историки все врут!»

В итоге можно сделать вывод: если мы хотим, чтобы люди о подобных событиях не забывали, очень нужны такие журналы, как «Вопросы истории», «История в подробностях», «Родина» и т.д. Причем они обязательно должны быть в каждой школьной библиотеке и в каждой библиотеке вообще, а тем в свою очередь обязательно иметь страницы в Интернете и поддержку в социальных сетях, откуда современная молодежь черпает 70% информации. Разумеется, такой сайт, как ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ в данном случае имеет первостепенное значение. Хотя главное, конечно, заключается в том, чтобы люди не только читали, но и чтобы у них потом хоть что-то оставалось в головах!
Автор: Юлия Мананникова, Светлана Шпаковская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 10
  1. parusnik 1 октября 2015 07:40
    очень нужны такие журналы, как «Вопросы истории», «История в подробностях», «Родина» и т.д. ...Да..нужны.. а ещё нужны, дополнительные учебники по истории, в которых бы подробно освещали те вопросы, о которые сжато освещены в учебники..В "плохое тоталитарное" время они были,назывались "Хрестоматией"..и что характерно по объему были гораздо,толще учебника истории, а то и в двух томах...Не знаю, как у других, но у меня ,после прочтения Хрестоматии,а для различных классов,она была написана доступным языком,читалась легко,хотелось больше узнать по данному предмету..
  2. RU-Офицер 1 октября 2015 08:28
    Авторы:
    В мире ничего не случается, если люди об этом не знают. Нет информации, и события тоже нет. Чтобы событие состоялось, о нем нужно или рассказать, или написать, или его показать.

    Я, конечно, далеко не силён в философии negative , но данное утверждение - чистой воды эгоцентризм ("аз есмь центр мира" fellow ). Если бы не "лёгкий налёт" сарказма (настолько лёгкий, что даже почти незаметный belay ), то поди ж ты - догадайся, что речь идёт о социальном аспекте ощущения окружающего мира. Не подумайте плохого - против авторского дуэта (двух прекрасных дам hi ) ничего не имею. Просто уже доказано: мужчины и женщины - существа с разных планет... wink
  3. Reptiloid 1 октября 2015 08:59
    Авторам благодарность за тему,есть о чем подумать.Мне кажется,что у людей не равномерное отношение к прошлому,к истории вообще.Как видно,в молодом возрасте интересы к текущему моменту больше.Можно эту мысль дальше ....но не буду т.к. тороплюсь уже.Главное,что больше как можно больше молодёжью заниматься,в историческом воспитании.Спасибо.
  4. Reptiloid 1 октября 2015 09:18
    [quote=RU-Офицер][quote]Авторы:
    В мире ничего не случается, если люди об этом не знают. Нет информации, и события тоже нет. Чтобы событие состоялось, о нем нужно или рассказать, или написать, или его показать.[/quote]
    Согласен в этом с авторами.Пример: про Пол Пота--родственники узнали в1976 году (или 1977) из журнала-газеты "За рубежом".Говорят,что подписка "ПО БЛАТУ"была.А в Камбодже етот бардак уже 5 лет был!А у нас ничего и не писали!И сейчас многие и не знают!Точно!
  5. Riv 1 октября 2015 09:52
    Если человек интересуется темой, то он будет искать информацию и найдет ее. Не важно, история это, или вышивание крестиком. Главное - интересоваться. Проблема в том, что средняя школа уже давно перестала пытаться включать детям мозги. Причем это даже не в 80-х произошло, а гораздо раньше.
    Riv
    1. Комментарий был удален.
    2. Buchki 1 октября 2015 16:23
      Цитата: Riv
      Если человек интересуется темой, то он будет искать информацию и найдет ее


      Чтобы темой интересоваться, надо, как минимум, знать о ее существовании, о чем и идет речь в статье. Кто-то (а это и есть идеологическая составляющая, являющаяся прерогативой государства)должен эти темы (если речь идет об истории)поднимать из прошлого.
  6. Reptiloid 1 октября 2015 17:09
    Цитата: Buchki
    Цитата: Riv
    Если человек интересуется темой, то он будет искать информацию и найдет ее


    Чтобы темой интересоваться, надо, как минимум, знать о ее существовании, о чем и идет речь в статье. Кто-то (а это и есть идеологическая составляющая, являющаяся прерогативой государства)должен эти темы (если речь идет об истории)поднимать из прошлого.

    Американский писатель-фантаст Роберт Шекли,ныне отсутствующий,так выразил эту же самую мысль"ЧТОБЫ задать правильный вопрос--надо знать половину ответа".Рассказ "Верный Вопрос".
    Чтобы о чемто задуматься, надо получить начальную информацию,пусть небольшую,тогда задать вопрос.Мне в этом как раз и помогает ВО.А если я про какое-то событие не знаю--то для меня этого не было,как и последующего пережитого нравственного опыта и что-то важное я для себя не додумаю.
    Так что авторский дуэт мне интересен.Спасибо.
  7. ALEA IACTA EST 1 октября 2015 17:33
    Печально и страшно. Нельзя скакать на граблях.
  8. kvs207 1 октября 2015 21:07
    Цитата: Buchki
    Чтобы темой интересоваться, надо, как минимум, знать о ее существовании, о чем и идет речь в статье. Кто-то (а это и есть идеологическая составляющая, являющаяся прерогативой государства)должен эти темы (если речь идет об истории)поднимать из прошлого.

    Соглашусь.
    Нужен учебник истории, где изложены только факты, освобождённые от личного мнения, фальсификации и вымыслов. Естественно, это практически, невыполнимо, но стремиться к этому надо.
  9. Reptiloid 1 октября 2015 22:14
    Раньше я тоже думал--только факты.Сейчас думаю,что идеологическая состовляющая обязательна.
    Последнее время статьи про "изнасилованную Германию".Писал там про Хеллингера.Немцы всё это знают уже более 35 лет.Однако же не написали "насиловавшая всех Германия".Идеология.А у нас почему не должно?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня