Социальное знание и историческая память

Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,

Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.
А.С. Пушкин «Борис Годунов»


В мире ничего не случается, если люди об этом не знают. Нет информации, и события тоже нет. Чтобы событие состоялось, о нем нужно или рассказать, или написать, или его показать. Однако, после того как событие стало достоянием общественного сознания, человеческая память с течением времени предает его забвению. Конечно, можно пойти в библиотеку или «загуглить» его в Интернете, однако все ли это делают, ведь интеллект и общественное сознание – это вещи совершенно разные.

Социальное знание и историческая память


Понятно, что современный человек, не имеющий профессионального образования, очень быстро забывает все, что не входит в круг его привычных дел. Но вот как насчет исторического знания? Считается, что именно оно делает человека гражданином. Но может ли быть настоящим гражданином человек с кашей в голове? Наверное, нет. С другой стороны трудно ожидать от пекаря, чтобы он помнил годы правления Ивана Калиты и мог бы точно сказать, что треть своей жизни он провел в Москве, треть в дороге, а треть в Орде. Но с другой стороны что-то ведь он знать все равно должен, не так ли? И вот какова степень исторической осведомленности, позволяющая считать его гражданином? Удивительно, но подсчитать этот показатель, скорее всего, невозможно! Ведь для каждого он будет разным. Кто-то и знать-то ничего не будет, но по первому же требованию пойдет и примет смерть «за други своя и землю свою». А кто-то все будет знать, включая и то, что «генезис проблемы есть ли бог, дифференцируется как иррациональное», но… сразу же выберет «бочку варенья и корзину печенья». Однако согласитесь, все-таки важно выявить уровень осведомленности граждан твоего города о каком-нибудь событии, которое совсем недавно по историческим меркам, затронуло всю нашу страну.

Выяснить это применительно к городу Пенза мы решили, обратившись к теме Карибского кризиса. Важное событие? Безусловно! О нем говорили и говорят и по телевизору, и пишут в разного рода СМИ. Так что информация о тех решающих днях есть и в школьных, и в вузовских учебниках, люди которые это помнят, еще живы, упоминают об этом событии недавнего прошлого тоже довольно-таки часто. То есть, если кто и не знал об этом, то, услышав, мог бы поинтересоваться. Еще одна причина – событие это хотя и важное, но имело место уже давно и лично никого сегодня уже не затрагивает. Было и было!

Вот мы и попросили студентов специальности «связи с общественностью и реклама», обучающихся на юридическом факультете Пензенского государственного университета, опросить жителей города Пензы и задать им всего один вопрос: «Что Вы знаете или помните о Карибском кризисе 1962 года?» Студенты у нас ответственные и свое дело знают. Более того – такие опросы им очень интересны, так как в будущем это их хлеб: нужно уметь их организовать, провести и, соответственно, обработать результаты. Всего было опрошено 180 жителей самого разного возраста. Конечно, для города с населением в 500 тысяч человек данная выборка (квотная по полу и возрасту) в силу своего малого объема не вполне репрезентативна. Репрезентативной следовало бы считать выборку в 500 человек. Однако общую картину она позволяет выяснить достаточно точно. Итак (М – мужчина, Ж – женщина):

1. Ж., 47 лет: – Ничего не знаю.
2. М., 47 лет: – 1962 год. Кеннеди и Хрущев – главные участники Карибского кризиса. Кеннеди начал развертывать программу баллистических ядерных ракет. В ответ Хрущев разместил наши ракеты на Кубе, предварительно установив с ней дружеские отношения. Это создало напряженное положение, фактически, мир был под угрозой начала ядерной войны. В итоге, методом взаимных уступок, дипломаты эту проблему разрешили, но ракеты на Кубе оставались. Хрущев стучал ботинком по трибуне и говорил, что «мы им показали кузькину мать».

3. М., 21 год: – Я все знаю про Карибский кризис. В 1962 году он начался незаметно. Во времена Холодной войны США очень необдуманно разместило свои ядерные баллистические ракеты на территории одной из европейских стран. СССР сделал «ход конем» и привез свои ракеты на Кубу. Т.к. Куба находится рядом с Америкой, последняя объявила СССР агрессором. Дальше все начало развиваться, начали поочередно устанавливать свои боеголовки. Весь мир замер в ожидании ядерной войны».

4. Ж., 20 лет: – Кубинский кризис был в 1962 году. США разместили свои ядерные боеголовки на территории Турции, в ответ на что СССР под предлогом оказания помощи социалистической революции на Кубе установил ядерные заряды на Острове Свободы.

5. М., 79 лет: – Это было в 62 году. Наше правительство разместило ракеты с ядерными боеголовками…. До сих пор нет ясности, это все-таки секретное дело, но у нас не было таких ракет, которые достали бы до Америки. А тут под боком Куба. Для Америки это была реальная угроза в период Холодной войны. А американский разведывательный самолет все заснял и обнаружил ракеты. В Америке началась паника, президент Кеннеди принял меры – отдал команду на блокаду острова. Дело к войне. Н.С. Хрущев позвонил Кеннеди, и они договорились, хотя мир был на грани войны, а войска были уже в полной боевой готовности. Обменяли Кубу на Турцию. На этом договорились. Пронесло.

6. Ж., 24 года: – Ничего не помню. Но могу прогуглить, если надо.


7. Ж., 20 лет: – Ой, ну америкосы напали на бедную Кубу, в которой была революция. Куба победила, а америкосам это не понравилось.

8. М., 40 лет: – Кризис между США и СССР во время холодной войны.

9. М., 18 лет: – Рассказ об этом на уроке истории я, видимо, проспал.

10. М., 19 лет: – Знаю только, что там хотели взорвать атомную бомбу.

11. М., 23 года: – Ничего не знаю.

12. М., 48 лет: – Страшный кризис, мы ракеты на Кубе разместили, США о…сь, у них истерика началась и они попросили СССР вывести ракеты, даже бомбоубежища американцы строить начали.

13. М., 55 лет: – Ничего не знаю про него.

14. М., 38 лет: – Да, знаю, это когда Никита Сергеевич Хрущев чуть не рассорился с США. В ответ на что-то (на что не помню) на Кубе решили развернуть наши ракеты с ядерными боеголовками. Везли их тайно, но американцы были готовы атаковать и нанести 1-ми удар, но благодаря выдержке, не стали биться. И вообще там много подробностей, но я уже плохо помню….

15. М., 80 лет: – Ничего.

16. Ж., 22 года: – Ой… Никитка злой ботинком по столу бил: «Покажу я вам кузькину мать!!!» Кричал он!






Как видите, результаты довольно любопытные. Нельзя сказать, что о Карибском кризисе ничего не знает только молодежь. Среди людей старшего поколения таких тоже немало и это просто удивительно. Они-то в это время где были? Или это уже последняя стадия склероза? Мужчины осведомлены о кризисе лучше, чем женщины, но это-то как раз не удивительно, потому что для них «политика» была всегда интересна. Однако очевидно, что информированность многих наших граждан носит довольно странный характер. Многие события в головах у них перемешались – «смешались в кучу кони, люди». А некоторые люди совершенно очевидно питаются баснями, свидетельствующими о господстве в их среде обывательского мировоззрения и до предела мифологизированном сознании. Причем непонятно, откуда эти мифы взялись. Допустим, мы знаем, что «Правда» сначала отрицала наличие на Кубе наших ракет, а потом признала даже наличие бомбардировщиков Ил-28, но такие мелочи в данном случае не важны. Важно искажение многих событий и наложение одного события на другое. Такие мифологемы очень трудно исправить и они же являются основой исторического нигилизма. «Я же знаю, как было, а мне говорят не так! Значит, историки все врут!»

В итоге можно сделать вывод: если мы хотим, чтобы люди о подобных событиях не забывали, очень нужны такие журналы, как «Вопросы истории», «История в подробностях», «Родина» и т.д. Причем они обязательно должны быть в каждой школьной библиотеке и в каждой библиотеке вообще, а тем в свою очередь обязательно иметь страницы в Интернете и поддержку в социальных сетях, откуда современная молодежь черпает 70% информации. Разумеется, такой сайт, как ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ в данном случае имеет первостепенное значение. Хотя главное, конечно, заключается в том, чтобы люди не только читали, но и чтобы у них потом хоть что-то оставалось в головах!
Автор:
Юлия Мананникова, Светлана Шпаковская
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти