Факты и клевета. Итальянский флот во Второй мировой

Факты и клевета. Итальянский флот во Второй мировой


“Единственная успешная операция итальянского Генштаба”,
— прокомментировал свой арест Б. Муссолини.

“Итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать”.

Старый британский афоризм.


…Подводная лодка "Эванджелиста Торричелли" патрулировала Аденский залив, когда столкнулась с сильным противодействием противника. Из-за полученных повреждений возвращаться пришлось в надводном положении. На входе в Красное море лодка встретила английский шлюп "Шорхем", который срочно вызвал подмогу.

”Торричелли” первой открыла огонь из своего единственного 120-мм орудия, попав вторым снарядом в шлюп, который был вынужден отступить и уйти на ремонт в Аден.

Тем временем к месту завязавшегося боя подошел индийский шлюп, а затем дивизион британских эсминцев. Против единственной пушки лодки оказалось девятнадцать 120-мм и четыре 102-мм орудия плюс множество пулеметов.

Командир лодки Сальваторе Пелози принял бой. Он выпустил все торпеды в эсминцы "Кингстон", "Кандагар" и "Хартум", продолжая при этом маневрировать и вести артиллерийскую дуэль. От торпед англичане увернулись, но один из снарядов попал в "Хартум". Через полчаса после начала сражения лодка получила снаряд в корму, повредивший рулевое устройство и ранивший Пелози.

Спустя еще некоторое время орудие "Эванджелисты Торричелли" было разбито прямым попаданием. Исчерпав все возможности для сопротивления, командир приказал затопить корабль. Оставшиеся в живых были взяты на борт эсминца "Кандагар", причем Пелози был встречен британскими офицерами военным приветствием.

С борта “Кандагара” итальянцы наблюдали, как на "Хартуме" разгорается пожар. Потом сдетонировал боезапас, и эсминец ушел на дно.

“Хартум” (1939 г. постройки, водоизмещение 1690 тонн) считался новейшим кораблем. Случай, когда субмарина топит в артиллерийском бою эсминец, не имеет аналогов в морской истории. Англичане высоко оценили доблесть итальянских подводников. Командир Пелози был принят старшим морским офицером в Красном море контр-адмиралом Мюрреем.

Помимо потерь, понесенных британскими кораблями, англичане выпустили 700 снарядов и пять сотен пулеметных магазинов, чтобы потопить одну субмарину. "Торричелли" ушла под воду с развевающимся боевым флагом, который можно поднимать только на виду противника. Капитан 3-го ранга Сальваторе Пелози был удостоен высшей военной награды Италии, "Медалиа Д’Ор Ал Валор Милитари" (Золотая медаль за военную доблесть).

Упомянутый “Кандагар” недолго бороздил моря. В декабре 1941 года эсминец подорвался на минах вблизи ливийского побережья. Вместе с ним ушел на дно легкий крейсер “Нептун”. Два других крейсера британского ударного соединения (“Аврора” и “Пенелопа”) также подорвались на минах, но смогли вернуться на базу.

Факты и клевета. Итальянский флот во Второй мировой

Легкие крейсеры «Дюка д’Аоста» и «Эудженио ди Савойя» выставляют минное заграждение у побережья Ливии. Всего за период боевых действий боевые корабли ВМС Италии выставили на коммуникациях в Средиземном море 54 457 мин


Потомки великого Марко Поло сражались по всему миру. От ледяной синевы Ладожского озера до теплых широт Индийского океана.

Два затонувших линкора (“Вэлиант” и “Куин Элизабэт”) — результат атаки боевых пловцов “Дечима MAS”.

Потопленные крейсеры Его Величества “Йорк”, “Манчестер”, “Нептун”, “Каир”, “Калипсо”, “Бонавенчер”.

Первый пал жертвой диверсии (катер со взрывчаткой). “Нептун” подорвался на минах. “Манчестер” стал самым крупным боевым кораблем, из всех, когда-либо потопленных торпедными катерами. “Каир”, “Калипсо” и “Бонавенчер” были торпедированы итальянскими подлодками.

400 000 брутто-регистровых тонн — таков суммарный “улов” десяти лучших подводников Regia Marina. На первом месте итальянский “Маринеско”, Карло Феция ди Коссато с результатом 16 побед. Другой ас подводной войны Джанфранко Гаццана Приороджа потопил 11 транспортов суммарным водоизмещением 90 тыс. брт.

Итальянцы воевали в Средиземном и Черном морях, у берегов Китая, в Северной и Южной Атлантике.

43 207 выходов в море. 11 миллионов миль боевого пути.

По официальным данным, моряки Regia Marina обеспечили проводку десятков конвоев, доставивших 1,1 млн. военнослужащих и 60 тысяч итальянских и немецких грузовиков и танков в Северную Африку, на Балканы и средиземноморские о-ва. Обратным маршрутом везли драгоценную нефть. Зачастую грузы и личный состав размещались прямо на палубах боевых кораблей.

И, конечно же, золотая страница в истории итальянского флота. Десятая флотилия штурмовых средств. Боевые пловцы “черного князя” Валерио Боргезе — первый в мире военно-морской спецназ, наводивший ужас на противников.

Британская шутка о “не умеющих воевать итальянцах” справедлива лишь с точки зрения самих британцев. Очевидно, что ВМС Италии как в количественном, так и в качественном отношении уступали “морским волкам” Туманного Альбиона. Но это не помешало Италии стать одной из сильнейших морских держав и оставить свой неповторимый отпечаток в истории морских сражений.

Каждый, кто знаком с этой историей, обратит внимание на очевидный парадокс. Основная доля побед ВМС Италии пришлась на малые корабли — субмарины, торпедные катера, человеко-торпеды. В то время как крупные боевые единицы особого успеха не добились.

Парадокс имеет несколько объяснений.

Во-первых, крейсеры и линкоры Италии можно пересчитать по пальцам.

Три новых ЛК типа “Литторио”, четыре модернизированных линкора времен Первой мировой, четыре ТКР типа “Зара”, “Больцано” и пара первенцев-“вашингтонцев” (“Тренто”).

Из которых реально боеспособными были лишь “Зары” и “Литторио” + десяток легких крейсеров, размером с лидер эсминцев.

Впрочем, даже здесь про отсутствующий успех и полную бесполезность говорить не приходится.

Ни один из перечисленных кораблей не стоял у причала. Линкор “Витторио Венето” выполнил за годы войны 56 боевых заданий, пройдя с боями 17 970 миль. И это на ограниченном “пятачке” Средиземноморского ТВД, при наличии постоянной угрозы из под воды и с воздуха. Регулярно попадая под удары противника и полчая повреждения различной степени тяжести (линкор затратил на ремонты 199 дней). При том он еще умудрился дожить до конца войны.

Факты и клевета. Итальянский флот во Второй мировой


Достаточно проследить боевой путь любого из итальянских кораблей: там в каждой строке соответствует какое-либо эпическое событие или знаменитое сражение.

“Выстрел у Калабрии”, бой с конвоем Эсперо, перестрелка у Спартивенто, бой у Гавдоса и сражение у мыса Матапан, первый и второй бои заливе Сидра... Соль, кровь, морская пена, стрельба, атаки, боевые повреждения!

Назовите еще тех, кому удалось принять участие в стольких перипетиях такого масштаба! Вопрос риторический, ответа не требует.

Противник у итальянцев был “крепким орешком”. Королевский военно-морской флот Великобритании. “Уайт энсайн”. Круче некуда.

На деле силы противников оказались примерно равны! Итальянцы обошлись без Цусимы. Основная часть битв закончились с равным счетом.

Трагедия у мыса Матапан была обусловлена одним-единственным обстоятельством — отсутствием радаров на итальянских кораблях. Невидимые в ночи британские линкоры приблизились и расстреляли в упор три итальянских крейсера.

Вот такая ирония судьбы. На родине Гульемо Маркони радиотехнике уделялось не слишком много внимания.

Еще пример. В 30-е гг. Италия владела мировым рекордом скорости в авиации. Что не мешало итальянским военно-воздушным силам быть самыми отсталыми ВВС среди западноевропейских стран. В годы войны ситуация ничуть не улучшилась. У Италии не было ни достойных ВВС, ни морской авиации.

Так стоит ли удивляться тому, что немецкие “Люфтваффе” добились больших успехов, чем итальянские моряки?

Можно еще вспомнить позор в Таранто, когда тихоходные “этажерки” за одну ночь вывели из строя три линкора. Вина целиком лежит на командовании итальянской военно-морской базы, поленившемся натянуть противоторпедную сеть.

Но ведь итальянцы не были одиноки! Эпизоды преступной халатности имели место на протяжении и всей войны — как на море, так и на суше. У американцев — Перл-Харбор. Даже железный “Кригсмарине” падал своим арийским лицом в грязь (битва за Норвегию).

Бывали совершенно непредсказуемые случаи. Слепая удача. Рекордное попадание “Уорспайта” в “Джулио Чезаре” с дистанции 24 километра. Четыре линкора, семь минут пальбы — одно попадание! "Попадание можно назвать чистой случайностью " (адмирал Каннигхэм).

Ну что же, итальянцам в том бою чуть-чуть не повезло. Так же, как не повезло британскому “Худу” в бою с ЛК “Бисмарк”. Но ведь это не дает оснований считать британцев негодными моряками!

Что касается эпиграфа к данной статье, то можно сомнению его первую часть. Итальянцы умеют воевать, но в какой-то момент разучились строить корабли.

Не самый плохой на бумаге, итальянский “Литторио” стал одним из худших кораблей в своем классе. Второй с конца в рейтинге быстроходных бэттлшипов, перед заведомо уцененным “Кинг Джордж V”. Хотя даже британский линкор со своими недостатками, возможно, обставит итальянца. Радаров нет. Системы управления огнем на уровне Перовой мировой. Переворсированные орудия бьют как попало.

Первый из итальянских “вашингтонцев”, крейсер “Тренто” — ужасный конец или ужас без конца?

Эсминец “Маэстрале” — ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”.

Тяжелый крейсер типа “Зара”. Говорят, лучший из “вашингтонских крейсеров”. Как же так, у итальянцев в кои-то веки получился нормальный корабль?

Отгадка у задачи проста. “Макаронники” совершенно не заботились о дальности плавания своих кораблей, справедливо полагая, что Италия расположена в центре Средиземного моря. Что значит — все базы рядом. В результате дальность плавания итальянских кораблей выбранного класса, по сравнению с кораблями др. стран, была меньше в 3—5 раз! Вот откуда лучшая защищенность и другие полезные качества.

В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего. А вот воевать итальянцы на них действительно умели.

Факты и клевета. Итальянский флот во Второй мировой
Автор: Олег Капцов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 47
  1. фа2998 30 сентября 2015 06:53
    Капцов не убедил!Итальянцы хорошие корабелы-но моряки-никакие.Внушительный "большой" флот Италии и в 1 и во 2 МВ себя не показал.Ущерб противнику больше нанесли боевые пловцы,ТК и подлодки.Понастроить большие игрушки-и потом они стоят у стенки либо потеряны-пустая трата денег. hi
    1. yehat 30 сентября 2015 10:56
      развитие флота итальянцев выглядит в ряде аспектов странным:
      например, они слабо развивали минно-торпедное оснащение, но при этом
      разрабатывали оригинальную(и спорную) артиллерию линейных кораблей и двигателестроение, пво кораблей крайне неравномерно, оборона многих баз слаба и недоорганизована. Развитие универсальных орудий, мелкокалиберной артиллерии судорожно. Большое количество технических решений очень различно по своему качеству - от великолепных до убогих. На мой взгляд, итальянцы использовали свой потенциал далеко не полностью.
    2. svp67 30 сентября 2015 20:47
      Цитата: фа2998
      !Итальянцы хорошие корабелы-

      Скажем так - спорно. ЛК "Новороссийск" погиб, в частности из-за того, что переборки, в целях снижения веса, делались из алюминиевого сплава...
  2. AYUJAK 30 сентября 2015 07:05
    Спасибо за статью. Интересно было бы услышать еще и про французский флот.
    1. дядяВасяСаяпин 30 сентября 2015 21:05
      Ещё интереснее про наш. Только правду без прикрас.
    2. yehat 30 сентября 2015 22:22
      у французов флот был весьма не плохим!
      Проблема в том, что ему не ставили никаких нормальных целей, поэтому он себя почти не проявил.
  3. samoletil18 30 сентября 2015 07:42
    Автор, как мне кажется, перечитал итальянских авторов мемуаров типа Брагадина.
    А вот "плохие корабли" служили еще в 1970-х годах и не только в Италии.
  4. Инжeнeр 30 сентября 2015 08:41
    Имея такие прекрасные корабли итальянцы умудрились максимально бездарно их использовать. При нейтралитете флота Франции совместный флот Германии и Италии могли громить англичан.
  5. Антон Гаврилов 30 сентября 2015 09:05
    В очередной раз впрочем...Тут комрад перечисляет бои-Матапан,Гавдос и т.д.-ничего так то,что итальянцы все проиграли?И порой с большим треском?

    Все с точностью до наоборот-корабли у них были очень даже ничего,А вот воевать они на них действительно не умели.
    1. ava09 30 сентября 2015 10:48
      (C)Все с точностью до наоборот-корабли у них были очень даже ничего,А вот воевать они на них действительно не умели
      Не согласен - умели. А характер у потомков этРУСков унаследован у прародителей, один князь Боргезе чего стоит?
      1. Антон Гаврилов 30 сентября 2015 11:12
        Бой у мыса Матапан-потери 3 тяжелых крейсера(3 из 4 сильнейших в составе флота),2 эсминца,поврежден 1 линкор.У англичан потерь нет

        Конвой Дуйсбург-потери 7 транспортов из 7 и 1 эсминец,2 тяжелых крейсера выпустили по итальянцам несколько сотен снарядов-те вражий огонь даже не заметили(бой был ночью)!У англичан потерь нет

        Сражение у мыса Бон-потоплены 2 легких крейсера четырьмя эсминцами.У англичан потерь нет

        Ночь Таранто-линкор Кайо Дуилио и Андреа дория получили по 1 авиационной торпеде,первый затонул,второй носом посадили на мель,Кайо Дуилио так и не был восстановлен.Литторио был поврежден 3 торпедами,во избежание затопления так же был посажен носом на мель,но его восстановили.Вот так за ночь итальянцы потеряли половину линейного флота,а 1 корабль вообще безвозвратно в итоге.Потери бритов-2 самолета.

        Один Князь Боргезе и деятельность X флотилии,а так же еще несколько отдельных эпизодов не исправляют общей картины.Характер потомков Этрусков они подрастеряли .

        Да и вообще,если не брать в счет потери,а еще и анализировать бои итальянского флота,то там полный ахутнг.ЛК типа Литторио добились за всю войну предположительно только 1(!!!) прямого попадания.Тяжелые крейсера только 3 по моей памяти.Зашибись умение воевать шо.
        1. Антон Гаврилов 30 сентября 2015 20:25
          Правочка про Дуйсбург-2 итальянских тяж крейсера выпустили несколько сотен снарядов типа в бритов-а те даже не заметили.
        2. yehat 30 сентября 2015 22:25
          дело было не только в умении воевать. например, были претензии к изготовлению и снарядов и орудий.
  6. ignoto 30 сентября 2015 09:06
    На этих прекрасных кораблях была совершенно отвратительная артиллерия.
    Орудия со сверхфорсированной балистикой-быстрое выгорание,потеря по дальности и точности. В установках орудия располагались близко,часто в одной люльке- большой разброс в залпе. Но,почему-то, забывают,что такие же проблемы были у японцев, у американцев,и у нас,с крейсерами типов 26 и 26-бис ( три орудия в одной люльке ). И качество боеприпасов у итальянцев было низкое.
    Но,несмотря на это ,корабли до эсминцев включительно сражались упорно,до последнего. На действия крупных кораблей оказывала влияние политика и нехватка топлива.
    Англичане на Средиземном море понесли большие потери,и заслуга итальянцев в этом немалая.
    Советский флот в годы войны особо ярко себя тоже не проявил. Зато потери были огромные. Достаточно вспомнить Таллинский переход-эту Балтийскую Цусиму. Что там было больше : некомпетентности или предательства ?
    1. Alexey RA 30 сентября 2015 14:29
      Цитата: ignoto
      Орудия со сверхфорсированной балистикой-быстрое выгорание,потеря по дальности и точности. В установках орудия располагались близко,часто в одной люльке- большой разброс в залпе. Но,почему-то, забывают,что такие же проблемы были у японцев, у американцев,и у нас,с крейсерами типов 26 и 26-бис ( три орудия в одной люльке ). И качество боеприпасов у итальянцев было низкое.

      ЕМНИП, проблемы были не в баллистике орудий, а в отвратительном контроле производства и приёмки боеприпасов. Веса зарядов в одном погребе могли различаться на проценты. Плюс несоблюдение температурного режима. В результате, разброс у теоретически неплохих орудий в реальных боях был эпический.
      При этом, на испытаниях до и после войны итальянские орудия показывали результаты, не уступающие другим артсистемам.
  7. тлауикол 30 сентября 2015 09:06
    Олег, самый крупный из боевых кораблей, когда-либо потопленных торпедным катером, австрийский линкор "Сент-Иштван " ( 22 000 тонн ). MAS - 15 под командованием Луижди Риццо ( да-да, тоже итальянец )
    1. тлауикол 30 сентября 2015 09:11
      вот его агония
  8. Monster_Fat 30 сентября 2015 09:09
    Статья хорошая. Я тоже придерживаюсь мнения, что действия итальянского флота во время ВМВ несправедливо недооценены, однако я так же придерживаюсь мнения, что если итальянские легкие силы действовали тогда просто великолепно а "тяжелые" силы проявили себя просто бездарно то это произошло по банальной причине: легкие силы были свободны в своих операциях и управляли ими так называемые "молодые лейтенанты"-энергичные, не связанные шаблонным мышлением и пр, то "тяжелые" находились под командованием "выслужившихся офицеров-в чинах"-обросших "жирком" и связями, для них сохранение своего положения и спокойствия было приоритетным. У того же Боргезе в воспоминаниях есть немало эпизодов, когда ему приходилось посещать крупные корабли и он наблюдал там заскорузлую, подобрастную атмосферу роскошных "салонов" в противовес спартанскому образу жизни и демократии, царивших в легких силах флота. Так, что дело опять-в "кадрах". "Кадры"-решают все.
    1. yehat 30 сентября 2015 22:31
      одной из главных проблем флота была острая нехватка топлива - флот отдал запасы армии.
      Это породило колоссальные проблемы, которые сводились к апатии всех сил. Не выделялись даже достаточные силы для эскорта из состава "легких" сил, патрулирование, рейдирование и разведка сводились к минимуму. Показать в таких условиях успехи сложновато. К тому же, итальянцы несколько просчитались с двигателями и скоростью своих тяжелых кораблей, что привело к тому, что англичане сами выбирали, когда и где завязывать бой.
  9. anip 30 сентября 2015 09:33
    В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего.

    Это у итальянцев-то корабли были ниже среднего??? Хм...
  10. Per se. 30 сентября 2015 09:41
    Итальянский ВМФ стал заложником политики, где гонка за рекордами в "Итальянском озере", отодвинула на второй план истинные возможности итальянского кораблестроения. Кому были нужны рекордные дальности стрельбы главного калибра новых линкоров, если рассеивание снарядов больше подходило для стрельбы по площадям, чем морским целям? Кому были нужны рекордные скорости крейсеров и эсминцев, если вместо этого можно было усилить их защиту, вооружение, мореходные качества? Тем не менее, всегда находил итальянские боевые корабли самыми красивыми, и, думается, не смотря ни на что, одними из лучших в своих классах. Да, "7", как отметил Олег, была сделана с итальянкого эсминца, но не поэтому "Наш флот хватил с ними горя", не потому, что "Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”". Итальянский "прототип" был прекрасно сбалансирован, имея 120 мм пушки, это у нас перегрузили проект, ни только хроническими строительными перегрузками, но и различными изменениями, включая более тяжёлые 130 мм орудия. Зато, следующая, улучшенная серия наших эсминцев, была уже значительно совершеннее. Ни только эсминцы нам помогли строить итальянцы, но и крейсера, где, опять же, у нас запихнули первоначально вместо 152 мм пушек 180 мм с форсированной дальностью стрельбы (крейсера типа "Киров" и "Максим Горький"). Наш проект линкора типа "Советский Союз" так же следствие сотрудничества с итальянскими корабелами. Наконец, не поторопись Италия ввязаться во Вторую мировую в 1940 году, дождись ввода в строй новых линкоров к концу 1941, началу 1942 года, расклад сил на Средиземном море был бы уже значительно сильнее для Италии, а при инициативе внезапного нападения на ВМС Великобритании, подобно британскому удару в Таранто или японскому в Перл-Харбор, возможно, и доминированию флота на море, и армии в Северной Африке. Как бы там ни было, но самый старый линкор Италии во Второй мировой, "Джулио Чезаре", став "Новороссийском", оказался самым сильным и современным кораблём советского ВМФ. Можно только предполагать, что было бы, достанься нам более современный корабль типа "Литторио". Весь облик нашего современного флота сложился не в малой степени под влиянием предвоенного сотрудничества с итальянцами, может поэтому все советские боевые корабли сохранили красоту и грациозность от итальянцев, добавив российскую боевую мощь.
  11. inpu 30 сентября 2015 09:59
    Вы это серьёзно??
    Британский флот на средиземном море то серьезный противник? Да, пожалуй, самым грозным противником был деревянный макет британского линкора воздвигнутый в Александрии. Которому, впрочем, удалось развернуть итальянскую флотилию. Остальное собранное с миру по нитке с различных мест и разных времен, включая Австралию, и флот первой мировой. Разве что испанские галеоны не противостояли им во второй мировой.

    Перечисленные корабли действительно тонули, но как сказано в статье - это либо спецназ, либо мины, либо "чудо"-торпедные катера, которые реально были успешны.

    Да и перечисленные "сражения" за конвои удивляют. Где еще боевой флот, в составе которого линкоры, ставил дымовую завесу и сваливал домой при виде кораблей охранения?

    Отдельно стоит упомянуть что в военной истории Италии во время второй мировой есть пять битв за Мальту. В то время как те же немцы бились, не много не мало, за СССР, Италия билась за долбаную Мальту )) Причем те же немцы при помощи люфтваффе, помогая итальянцам, дважды подавляли ее сопротивление. Хотя, казалось бы...
  12. tomket 30 сентября 2015 10:12
    Олег ! Опять двойка! Очередная попытка выдать желаемое за действительное.Не убедительно и притянуто за уши. Следующая статья будет о том как итальянцы почти сокрушили Красную армию под Сталинградом?
    1. Штык 30 сентября 2015 11:08
      Цитата: tomket
      Следующая статья будет о том как итальянцы почти сокрушили Красную армию под Сталинградом?

      Зачем? Лучше про наш флот, который всех сокрушил и вообще - самый крутой в мире!
      1. inpu 30 сентября 2015 18:01
        Цитата: Штык
        Цитата: tomket
        Следующая статья будет о том как итальянцы почти сокрушили Красную армию под Сталинградом?

        Зачем? Лучше про наш флот, который всех сокрушил и вообще - самый крутой в мире!

        Ну с флотом еще можно как-то справится, главное моряков на берег не пускать!
      2. Комментарий был удален.
  13. Стирбьорн 30 сентября 2015 10:40
    Потопленные крейсеры Его Величества “Йорк”, “Манчестер”, “Нептун”, “Каир”, “Калипсо”, “Бонавенчер”.
    Очень мило, только немцы имея три сотни самолетов, два десятка субмарин и десяток торпедных катеров умудрились натопить гораздо больше, включая линкор и два авианосца. точная таблица потерь ниже http://militera.lib.ru/h/bragadin/19.html таблица XII

    Потоплены немцами
    Авианосцы: Ark Royal, Eagle Линкор: Barham Легкие крейсера: Coventry, Calcutta, Galatea, Penelope (*), Southampton, Glouchester, Fiji, Hermione, Naiad, Spartan (*)
    Крейсера-заградители: Abdiel, Latona, Welsman
    Эсминцы: Dainty, Defender, Diamond, Eclipse, Inglefield (*), Greyhound, Hasty, Hereward, Imperial, Intrepid,Ithuriel, Maori, Sikh, Zulu, Jackal, Jersey, Jaguar, Kashmir, Kingston, Kipling, Janus (*), Nestor, Gurkha, Lance, Legion, Lively, Laforey (*), Loyal (*), Lightning, Martin,
    Panter, Partridge, Porcupine, Quail (*),
    Эскортные миноносцы: Tynedale, Dulverton, Grove,Puckeridge, Airedale, Btean, Holcomfae, Heythrope, Southwold, Derwent, Hurworth(*), Alderham (*), Rockwood
    Потоплены итальянцами:
    Тяжелый крейсер: York
    Легкие крейсера: Calypso, Cairo, Manchester, Bonaven-ture, Neptune Эсминцы: Waterhen, Escort, Fearless, Gallant (+), Hostile, Hyperion, Bedouin, Mohawk, Juno, Kandahar, Khartoum, Pakenham, Quentin (+)
    Эскортные миноносцы: Eridge.
    hi
  14. Selevc 30 сентября 2015 11:12
    Да статья Олега действительно как-то не убеждает... Хороший флот не тот который много стреляет, который много ходит на боевые задания, в котором много кораблей - хороший флот тот который выполняет поставленные перед ним задачи !!! Ни одна из поставленных перед Итальянским флотом во второй мировой задач не была выполнена на 100%!!! Причем не были выполнены ни глобальные ни локальные задачи !!! Английскому флоту не было нанесено решающее поражение на Средиземном море, морские коммуникации союзников никогда не были полностью блокированы,полная блокада Мальты которая была под самым боком Италии не удалась, поставки ресурсов для Роммеля в 1940-м 41-м были недостаточны а в 1942-43-м угрожающе малы, Итальянскому флоту не удалось предотвратить либо даже затруднить высадку Американцев в Марокко и Алжире, а потом не удалось блокировать и десант на Сицилию...
    В целом что можно сказать ? - конечно итальянские ВМС периодически блистали отдельными победами но по крупному это никак не отразилось на ходе войны... И Англо-американцы всю войну а особенно во второй ее половине чувствовали себя хозяевами на Средиземноморье !!!
    1. Штык 30 сентября 2015 11:57
      Цитата: Selevc
      Хороший флот не тот который много стреляет, который много ходит на боевые задания, в котором много кораблей - хороший флот тот который выполняет поставленные перед ним задачи !!!

      Только вот без первых трех пунктов, последний вряд ли выполнишь. winked Ну мне так кажется ...
      1. Selevc 1 октября 2015 12:47
        Все дело в том что все относительно - Итальянские ВМС например никогда имели таких проблем как например ВМС СССР. Поясню : Балтийский и Черноморский флота всю войну имели ограниченный театр БД. Особенно это касается БФ который большую часть войны был заперт в Финском заливе... Да и то в невероятно сложных условиях советские субмарины прорывались в открытую Балтику. А под конец войны уже там активно действовали (Маринеско)... Северный флот часто испытывал трудности связанные с сложными погодными условиями и недостачей ресурсов... Тихоокеанский имел очень большое удаление от промышленных регионов страны и тем самым также испытывал дефицит в снабжении.

        Ничего подобного Италия не знала... Более того у итальянцев был с самого начала один важный козырь которым они слабо пользовались - это сверхудачное расположение страны. Итальянский сапог контролирует всю акваторию Средиземья... Находясь на сапоге можно удачно блокировать коммуникации англичан или например ловить их выходе из Гибралтара... Вот чем нужно было заниматься Италии а не распылятся по всему Средиземноморью !!!

        В качестве яркого образца можно сравнить эффективность Итальянских ВМС и ТОФ СССР... На Тихом океане у союза даже приблизительно не было таких возможностей как у Италии !!! Но ТОФ вполне успешно справился с поставленными перед ним задачами !!! Он не громил японский флот но зато быстро были организованы десанты на японские острова и в порты Кореи а корабельная артиллерия также успешно оказывала огневую поддержку десантникам... И враг был разбит на суше... При этом заметьте на Дальний Восток в то время вела всего ОДНА !!! ж/д ветка то есть поставка ресурсов и переброска войск были крайне ограничены !!!
        Вывод : Более малочисленный и слабый но хорошо организованный ТОФ вполне успешно решил реально поставленные перед ним задачи а огромный но показушный флот Италии принес им больше проблем чем реальной пользы !!!
        1. yehat 1 октября 2015 14:05
          ваши выводы поверхностны
          блокирование требует соответствующего снабжения, но у итальянцев корабли не обладали большой автономностью и флот испытывал дефицит в топливе
          поэтому, выдвижение флота могло только при большой удаче дать эффект, но более вероятно, было бы распыление сил и в отсутствии активности авиации - просто банальная подстава кораблей под удары. Я напомню, что у Гибралтара у Италии не было ни одной базы. Побережье Триполи тоже слабо годилось.
          1. Selevc 2 октября 2015 10:46
            Цитата: yehat
            ваши выводы поверхностны

            Да нет - совсем не поверхностны !!!
            Цитата: yehat
            но у итальянцев корабли не обладали большой автономностью

            Вы это серьезно ? Корабли класса линкор не обладают большой автономностью ? И зачем кстати ей обладать чтобы решать боевые задачи в бассейне средиземного моря ?
            Здесь же все рядом - расстояния совсем не океанские !!!
            Цитата: yehat
            и в отсутствии активности авиации - просто банальная подстава кораблей под удары

            Как это в отсутствии авиации ? А люфтваффе на что ? Немцы могли бы отлично прикрывать рейды итальянского флота в Средиземном море !!!
            Цитата: yehat
            Я напомню, что у Гибралтара у Италии не было ни одной базы. Побережье Триполи тоже слабо годилось.

            А зачем Италии база на Гибралтаре если это совсем недалеко от самой Италии ? Гибралтар находился в зоне действия как Итальянских надводных судов так и субмарин !!! А вот побережье Триполи им вообще нафиг по большому счету было не нужно - им нужно было блокировать морские коммуникации британцев - а для этого лучше мест чем район Гибралтара и район Суэца просто не придумаешь !!!
            Все дело в том что Италия не хотела серьезно воевать - Мальта тому яркий пример... Несколько решительных и неожиданных атак на Мальту и англичане лишились бы своей главной базы в Средиземноморье... Британская авиация не смогла бы прикрывать с острова свои конвои и обеспечивать топливом флот. Вот и все - но макаронники делали вид что воюют а сами трусливо ждали как там фюрер с союзом разберется ?
    2. Alexey RA 30 сентября 2015 14:35
      Цитата: Selevc
      поставки ресурсов для Роммеля в 1940-м 41-м были недостаточны а в 1942-43-м угрожающе малы,

      А вот если открыть таблицу к Брагадину, то внезапно выяснится, что Роммель получал по 1500-2500 тонн снабжения ежесуточно.

      Проблемы Роммеля со снабжением лежат полностью на нём самом и на штабе. Его DAK и итальянские силы получали припасов больше, чем требовалось для полноценнной 6-й армии в Сталинграде. Вот только нормально доставить это до передовой Роммель оказался не в силах. Из особо эпичных ляпов "Лиса Пустыни" можно вспомнить хотя бы то, что он одновременно жаловался на недостаточность прикрытия с воздуха своих колонн снабжения... и отбирал у люфтов грузовики, снабжавшие аэродромы.
    3. yehat 1 октября 2015 14:00
      поставил минус: как вы собираетесь побеждать, если корабли из-за экономии топлива стоят у пирсов? В этом нет вины флота. Посмотрите внимательно на ход боевых действий и вы увидите, что не менее 70% неудач впрямую или косвенно связаны с дефицитом топлива.
  15. Даос 30 сентября 2015 12:26
    Капцов - защитник "униженных и оскорблённых" итальянских ВМС ;-) Это что то новое...
  16. Даос 30 сентября 2015 12:55
    Кстати системная ошибка статьи (да впрочем она вообще прослеживается в творчестве автора) это трансляция частных примеров мужества и героизма на общее, т.е. на флот. Флот это система - и в рамках этой системы можно найти любые примеры. Но абсолютно не по ним оценивается эффективность системы в целом.
    Эффективность системы оценивается по общему результату.
    для чего создавался итальянский флот? для контроля "Маре нострум". Выполнил он свои функции? Нет. Не было обеспечено выполнение ни одной из стратегических задач флота (впрочем и с тактическими там тоже не густо). А мужество и безумная отвага отдельных представителей данного ВМФ абсолютно ничего не определяли.
  17. Андрей из Челябинска 30 сентября 2015 13:40
    Статья – чистый троллинг:)) Хотя зерно истины в ней есть.
    В ряде случаев итальянцы действительно показали себя хорошими моряками. Это отдельные случаи боев против превосходящих сил англичан (та же «Торричелли»), действия легких сил (торпедные катера и диверсанты) и – проводка конвоев в Африку. Там – да, итальянские моряки, натурально, шли на смерть (речь идет о последних месяцах германского «Африка Корпс») – «ромейские» транспорты и корабли охранения избивали с воздуха, их уничтожали подводные лодки, потери превышали 50% - но итальянцы слали конвой за конвоем.
    Во всем остальном…
    400 000 брутто-регистровых тонн — таков суммарный “улов” десяти лучших подводников Regia Marina.

    Честное благородное слово, я бы этим не хвастался:) Итальянцы перед ВМВ имели один из крупнейших подводных флотов мира (116 ПЛ), а результат? Достаточно вспомнить, что натворили два десятка германских подводных лодок на том же Средиземном море (авианосец «Игл», «Арк Ройал» линкор «Бархэм» и т.д.), чтобы понять истинную «ценность» итальянских подводников.
    Очевидно, что ВМС Италии как в количественном, так и в качественном отношении уступали “морским волкам” Туманного Альбиона

    Очевидно, что ВМС Италии в количественном и качественном отношении ПРЕВОСХОДИЛИ «морских волков» Туманного Альбиона. Силы, которыми располагали англичане на театре не шли ни в какое сравнение с итальянским флотом. Трем новейшим итальянским линкорам и четырем модернизированным старым англичане обычно могли противопоставить 3-4 старых линкора, каждый из которых был мощнее старого итальянского, но слабее новейшего итальянского, а по скорости уступавших и тем и другим. Семи итальянским тяжелым крейсерам англичане могли противопоставить один-единственный «Йорк», которого можно назвать тяжелым с очень большой натяжкой. По легким крейсерам и эсминцам соотношение явно не в пользу англичан и по количеству и по качеству. Единственно, чего не было у итальянцев, так это авианосцев, но у англичан, хотя авианосцы и были, с авиагруппами совсем не заладилось – «этажерки»-торпедоносцы и ноль истребительной авиации. В целом же итальянские ВВС значительно превосходили морскую авиацию Британии.
    Ни один из перечисленных кораблей не стоял у причала. Линкор “Витторио Венето” выполнил за годы войны 56 боевых заданий,

    Правильнее было бы сказать – перед линкором было поставлено 56 боевых заданий. Не выполнено ни одно
    пройдя с боями 17 970 миль.

    Ага. Бои у итальянцев были те еще: вот, к примеру первый бой в заливе Сирт (Венето, правда, там не было) – 4 линкора 5 крейсеров (в т.ч. два тяжелых) и 21 итальянский эсминец против 5 легких крейсеров и 13 эсминцев – при этом итальянцев, в отличие от англичан поддерживала авиация. После долгого сложного маневрирования Иакино рискнул повоевать с англичанами аж 11 минут, на чем и посчитал свой долг исполненным
    1. Андрей из Челябинска 30 сентября 2015 13:42
      И это на ограниченном “пятачке” Средиземноморского ТВД, при наличии постоянной угрозы из под воды и с воздуха.

      М-дя. Откуда там угроза с воздуха-то итальянским линкорам? Два десятка британских палубных «этажерок»? Ну да, угроза стрррашшшная….
      “Выстрел у Калабрии”, бой с конвоем Эсперо, перестрелка у Спартивенто, бой у Гавдоса и сражение у мыса Матапан, первый и второй бои заливе Сидра... Соль, кровь, морская пена, стрельба, атаки, боевые повреждения!

      Скорее трэш, угар и содомия. В бою при Калабрии итальянский флот бежит после первого же попадания в собственный линкор . У Спартивенто - «Эпический» бой Кампиони против Сомервила два линкора– новейший Витторио Венето и модернизированный «Чезаре», 6 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев бегут от «Ринауна» и «Рэмиллиса»… Второй бой у Сирта, когда итальянцы перехватили английский конвой. Их линкор, два тяжелых крейсера и легкий два часа воюют с пятеркой английских крейсеров ПВО и ничего не могут им сделать, англичане в условиях дичайшего неравенства сил умудряются защитить свои транспорты!
      Про всякие мелочи о том, как под носом у двух тяжелых крейсеров Бривонези пара британских недомерков о шести шестидюймовках каждый, топит охраняемый ими конвой или о том, как два итальянских крейсера удирают од одного «Сиднея» но один из них все-таки погибает я вообще молчу.
      Назовите еще тех, кому удалось принять участие в стольких перипетиях такого масштаба! Вопрос риторический, ответа не требует.

      Воистину так. Такой бездарности и страха перед противником больше не продемонстрировал ни один флот мира.
      Основная часть битв закончились с равным счетом

      Ну да, как во втором бою у Сирта – италянцы получили попадание и ангийский крейсер получил попадание. Тот факт, что ЛИНКОР не смог разбить крейсера ПВО игнорируем, но ведь счет-то равный!:)
      Итальянцы воевали в Средиземном и Черном морях, у берегов Китая, в Северной и Южной Атлантике.

      Правильнее будет сказать: «Итальянцев гнобили все, кому не лень они Средиземного моря до Китая через атлантику»
      Трагедия у мыса Матапан была обусловлена одним-единственным обстоятельством — отсутствием радаров на итальянских кораблях. Невидимые в ночи британские линкоры приблизились и расстреляли в упор три итальянских крейсера

      Трагикомедия у мыса Матапан была обусловлена двумя факторами:
      1) «Сильномохучей» ПВО итальянских кораблей, которые, имея линкор и шесть крейсеров не считая эсминцев не смогли отбиться от двух десятков британских этажерок. Британцы, в аналогичной ситуации, выдерживали атаки сотен германских самолетов, кстати.
      2) Нерешительности итальянского командующего, который имея большое превосходство в легких силах не рискнул ночью атаковать англичан эсминцами.
      1. Андрей из Челябинска 30 сентября 2015 13:44
        Не самый плохой на бумаге, итальянский “Литторио” стал одним из худших кораблей в своем классе. Второй с конца в рейтинге быстроходных бэттлшипов, перед заведомо уцененным “Кинг Джордж V”. Хотя даже британский линкор со своими недостатками, возможно, обставит итальянца. Радаров нет. Системы управления огнем на уровне Перовой мировой. Переворсированные орудия бьют как попало

        Орудия все же переФорсированные, ворса на них отродясь не водилось. При этом данных об аномально большом рассеивании главного калибра итальянцев все же нет, хотя скорее всего таковое имело место быть. Но основной проблемой была не перефорсированная артиллерия, а большие допуски при производстве снарядов из за чего снаряды одного калибра и типа к одному и тому же орудию сильно различались по весу и давали огромный разброс. Система управления огнем у итальянцев была, кстати, для начала ВМВ вполне современной, хорошие ЦАСы, куча (свыше 20) дальномеров и т.д.
        Рейтинги рейтингами, но «Литторио» не так, чтобы сильно уступал тому же «Бисмарку» - он был вполне сопоставим по своим качествам с любым современным ему пятнадцатидюймовым линкором («Тирпиц», «Ришелье»), да и против американских «Дакот» подраться вполне мог бы. Ну и против Кинга, конечно, тоже. На самом деле какие рейтинги не рисуй, а европейские линкоры ВМВ были между собой вполне сопоставимы.
        Первый из итальянских “вашингтонцев”, крейсер “Тренто” — ужасный конец или ужас без конца?

        Самое смешное, что «Тренто» - едва ли не лучший тяжелый крейсер первого поколения европейских «вашингтонцев». Он все же имел какое-никакое бронирование борта (70 мм) в то время как первые французские и английские крейсера смело можно считать безбронными. В сущности англичане НИЧЕГО не могли противопоставить крейсерам типа «Тренто», не говоря уже о "Зарах". Кроме выучки, несгибаемой воли, и непокобелимой уверенности в собственнном превосходстве британских экипажей. Вполне заслуженной, кстати, уверенности.
        Эсминец “Маэстрале” — ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов

        Но «Маэстрале» воевал на средиземноморском театре, так что проблемы северных штормов итальянского шерифа не волнуют
        В общем, корабли у итальянцев были ниже среднего. А вот воевать итальянцы на них действительно умели

        Опять нас троллят! laughing
        1. Alexey RA 30 сентября 2015 14:46
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Но «Маэстрале» воевал на средиземноморском театре, так что проблемы северных штормов итальянского шерифа не волнуют

          Весь прикол в в том, что трещины в кормовой части корпуса образовывались и на "новиках", к которым итальянцы никакого отношения не имели. Также в шторм появились трещины в корпусе ЛД "Баку" - корабля отечественной разработки.
      2. Комментарий был удален.
      3. Alexey RA 30 сентября 2015 14:38
        Цитата: Андрей из Челябинска
        М-дя. Откуда там угроза с воздуха-то итальянским линкорам? Два десятка британских палубных «этажерок»? Ну да, угроза стрррашшшная….

        Судя по Брагадину, самым страшным врагом итальянского флота были... немцы, регулярно сокращавшие квоты Италии на румынскую нефть. ЕМНИП, уже к середине 1941 ВМС Италии оказались в положении японцев в 1945: корабли есть, а в море выйти не на чем - топливо для ЭМ отбирали у ЛК.
        1. Андрей из Челябинска 30 сентября 2015 15:36
          Приветствую, уважаемый Алексей! drinks
          Цитата: Alexey RA
          Судя по Брагадину, самым страшным врагом итальянского флота были... немцы

          Ну да, а по мемуарам Манштейна самым страшным врагом вермахта был Гитлер, который на каждом шагу гнобил архигениальные измышлизмы генштаба... laughing
          Конечно, отсутствие нефти здорово ограничило итальянский флот во всем, но ведь и то количество топлива, что у них таки было они про...эгхкм...прокатали по морю удивительно бездарно
          1. Alexey RA 1 октября 2015 09:56
            Дык... итальянцы же.
            1912 год, итальяно-турецкая война за Киренаику, окопы, справа – турки, слева – итальянцы. Итальянцам – приказ: занять турецкие траншеи. Артподготовка, и молодой лейтенант, уже увидавший свой Аркольский мост, выскочил из траншеи, и с криком "Аванти" - бросился к турецкому окопу.
            Однако взвод за ним не последовал, а вместо этого из итальянских окопов раздались аплодисменты, и крики: "Браво, браво, лейтенантэ"...
    2. Комментарий был удален.
  18. Олежек 30 сентября 2015 15:37
    И, конечно же, золотая страница в истории итальянского флота. Десятая флотилия штурмовых средств. Боевые пловцы “черного князя” Валерио Боргезе — первый в мире военно-морской спецназ, наводивший ужас на противников.


    Вот именно с ЭТИМ никто не спорит . Военно-морской спецназ итальянцев - это Да
    но при чОм здесь Regia Marina ?? ??

    Но это не помешало Италии стать одной из сильнейших морских держав и оставить свой неповторимый отпечаток в истории морских сражений.
    Каждый, , кто знаком с этой историей, обратит внимание на очевидный парадокс. Основная доля побед ВМС Италии пришлась на малые корабли — субмарины, торпедные катера, человеко-торпеды. В то время как крупные боевые единицы особого успеха не добились.
    Парадокс имеет несколько объяснений.
    Во-первых, крейсеры и линкоры Италии можно пересчитать по пальцам.


    Понимаете - Италия была ОЧЕНЬ удачно расположена для войны на Средиземном море - ИДЕАЛЬНО.
    Итальянские корабелы строили отличные корабли - тому признание я встречал даже у британцев.
    Но воевать на море потомки Марко Поло не умели категорически!!
    До мест решающих сражений - итальянцам даже не надо было плыть за тысячи миль - От Гибралтара - до Александрии бегут конвои - Италия - в центре!
    Мальта - сверхважная база Королевских ВМС Британии - РЯДОМ с Италией.
    Как то непутёво они воевали - просто сравните с немецкой высадкой в Норвегии - где на море ГОСПОДСТВОВАЛ
    противник.
    Про Японию я не говорю...
    Расскажите хоть про одно толковое использование итальянских линкоров ????
    Как то даже печально..
    Не зря многие и не знают про участие Италии во ВМВ..
    Смишно.
    И про итальянские линкоры практически никто не знает - не проявили оне себя.
    1. Андрей из Челябинска 30 сентября 2015 16:17
      Цитата: Олежек
      И про итальянские линкоры практически никто не знает - не проявили оне себя.

      Абсолютно реальная история. Возвращается английская ПЛ на Мальту после похода, командир подлодки пишет рапорт: мол так и так, обнаружили итальянские линкоры, погрузились в готовности атаковать, но, гадство, итальянские корабли не вовремя изменили курс и из за этого атака сорвалась.
      Командир флотилии подводных лодок пишет на рапорте:
      "Очень жаль. Но, с другой стороны, они ведь никогда не причиняли нам вреда..."
      1. Олежек 30 сентября 2015 17:57
        Мирный итальянский трактор паром... smile
  19. Олежек 30 сентября 2015 16:04
    Немцы имели очень скромный флот - относительно задач.
    НО как он себя проявил !!

    Японский флот - это вообще что то с чем то.
    Самураям просто не повезло лоб в лоб воевать с США - которые элементарно производили на порядок больше оружия- и более современного!
    Если бы Японская империя воевала например с Британской - один на один - это было бы реально интересно.
    Американцы ТУПО задавили Японию массой современного оружия.
    Именно поэтому японский флот и был разгромлен. Представьте - японцы несколько лет воюют с британцами -
    возможности и достижения и тех и других мы знаем..
    Было бы забавно..
    Противники - близкие по силе. Две морские нации..
    Могло получиться что то типа англо-голландских войн.

    Если США в силу промышленной мощи могли тупо построить много аэродромов и закрыть всё небо самолетами - то ни японцы ни британцы такого сделать не могли.
  20. Serg65 30 сентября 2015 20:49
    Статья какая то странная!? Вначале "итальянцы отличные моряки" а в конце " “Макаронники” совершенно не заботились о дальности плавания своих кораблей, справедливо полагая, что Италия расположена в центре Средиземного моря. Что значит — все базы рядом. В результате дальность плавания итальянских кораблей выбранного класса, по сравнению с кораблями др. стран, была меньше в 3—5 раз! Вот откуда лучшая защищенность и другие полезные качества." Т.е. плохому танцору всегда что то мешает. Да и ладно, бог с ними, с этими итальянцами. Меня как то больше задело это "Эсминец “Маэстрале” — ставший серией советских эсминцев проекта 7. Наш флот хватил с ними горя. Спроектированные для “тепличных” средиземноморских условий, “семерки” просто разваливались в условиях северных штормов (гибель эсминца “Сокрушительный”). Уже не говоря о самой ущербности концепции “все в обмен на скорость”." Олег как всегда где то что то вырвал, где то что то не дописал, а где то и придумал. Дружище, а возьми и напиши правду о том, что от итальянского проекта в 7-м проекте остался только облик!
    1. Serg65 30 сентября 2015 20:54
      Заключительные проектно-конструкторские работы проводились в крайней спешке, поскольку Сталин требовал от Наркомата тяжелой промышленности заложить первые эсминцы уже в 1935 году, а всю серию сдать флоту в 1937–1938 годах. Правительство явно переоценивало тогдашние возможности отечественной промышленности.
      Первые шесть «семерок» удалось заложить в конце 1935 года, а в следующем году — и все остальные. Однако вскоре стало ясно, что завершить строительство всей серии в 1938 году не удастся. Предприятия-смежники задерживали поставки материалов, оборудования и механизмов, да и сами верфи оказались неготовыми к планируемым темпам строительства (не помогла даже круглосуточная работа цехов). Недоработки конструкторов спровоцировали затяжные баталии между судостроителями и проектировщиками, и каждая из конфликтующих сторон пыталась свалить вину на другую. В проект приходилось вносить дополнительные изменения, что задерживало строительство кораблей еще больше. К началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ числилось 22 эсминца 7-го проекта. Это были наши самые массовые корабли довоенной постройки. Эсминцы проекта 7 создавались под «крейсерский» калибр — 130-мм. В 1935 году была создана новая артсистема (лучшая в мире на тот момент!) Б-13 для эсминцев типа 7.
      Жесткие требования к водоизмещению вынудили разработчиков эсминца проекта «7» максимально облегчить корпус корабля. Поэтому в конструкции семерки было внедрено немало новых, но недостаточно проверенных решений. Приступив к строительству крупной серии эсминцев без испытаний опытного корабля-прототипа, конструкторы допустили серьезную ошибку. Прежде всего, клепаный корпус эсминца изготовили из маломарганцовистой стали, имевшей повышенную прочность, но одновременно и большую хрупкость. В результате в корпусах семерок нередко возникали трещины от неудачной швартовки (даже при ударе о деревянный брус), пробоины от осколков и пуль. Кроме того, в проекте 7 была применена смешанная система набора — в основном продольная, а в оконечностях — поперечная. Места же перехода от одного набора к другому (44-й и 173-й шпангоуты) не имели достаточных подкреплений, и высокая концентраций возникающих там напряжений вкупе с хрупкостью обшивки подчас приводила к разламыванию корпуса — несмотря на то, что работы по усилению связей набора начались еще до войны.
      1. Serg65 30 сентября 2015 21:38
        Теперь то что касается "Сокрушительного". Эм "Сокрушительный" вместе с лидером "Баку" в ноябре 1942 года конвоировали суда конвоя QP-15. В 400 милях от Кольского залива разыгрался недетский шторм силой в 8-9 балов, при этом температура воздуха была -18. В условиях частых снежных зарядов и практически нулевой видимости суда и корабли конвоя потеряли друг друга и советские корабли с разрешения командира конвоя стали возвращаться в Полярный. В результате ударов 9-ти бальных волн на лидере нарушилась герметичность корпуса, были затоплены все помещения до 26-го шпангоута, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения. Крен доходил до 40 градусов. Но "Баку" повезло, худо бедно он дошёл до базы, чего не скажешь о "Сокрушительном". 20-го ноября в 14.30. корпус эсминца не выдержал буйства стихии, он стал короче на 26 метров в результате отрыва кормы. Оставшиеся кормовые отсеки затопило до 159-го шпангоута. Но шансы спасти корабль ещё были, если бы...прославивший себя в боях экипаж впал в ступор, командование корабля бездействовало, при этом часть команды вскрыв кладовую мокрой провизии организовала форменную пьянку. Командир "Сокрушительного" кап.2 Курелех вместе с замполитом корабля одними из первых сбежали на подошедший через сутки ЭМ."Куйбышев", вслед за ними рванула и большая часть комсостава. Гибель "Сокрушительного" целиком лежит на его командире!!!! 5-го мая 1942 года у ЭМ. "Громкий" в схожей ситуации надломился корпус в районе 37 шпангоута. В результате упорной работы аварийной партии и находчивости командира эсминец удалось спасти.
  21. рюрикович 30 сентября 2015 22:52
    Наверное, Олег писал свою статью, как рецензию на книгу штабиста итальянского флота Марка Антонио Брагадина "Битва за Средиземное море. Взгляд побеждённых", где успехи итальянского флота на столько великолепны, а корабли настолько совершенны!!1 Вот только почему проиграли, так и не понятно what lol
    Чтобы там не говорили об успехах любой отдельно взятой страны, фактом должен оставаться только ответ - Вы кто: победитель или проигравший? wink
    Тогда и панегерики итальянскому флоту можно петь, если бы он выиграл...Можно выиграть сражение, но проиграть войну. А точечные успехи боевых пловцов или удачно поставленное минное заграждение ещё не делает итальянским флот прям выдающимся .
    С тем составом и возможностями в расположении баз можно было гонять англичан по Средземному морю! Но вопрос в том, кто кого ещё гонял lol ...
  22. Инжeнeр 2 октября 2015 11:28
    лодка получила снаряд в корму, повредивший рулевое устройство и ранивший Пелози.

    А что капитан делал в корме лодки? Аж за машинным делением прятался?
    Два затонувших линкора (“Вэлиант” и “Куин Элизабэт”)

    Затонувший линкор Куин Элизабэт поучаствовал еще в войне с Японией и был списан только в 48г.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня