Military Review

American pilots in the Soviet-Polish war

14
After the end of the First World War, after the collapse of the Austro-Hungarian and Russian empires, a new state appeared on the European maps - the Polish Republic. The Poles finally gained independence, which they lost in 1795 year. At the same time, peaceful coexistence with the new neighbor in the east, the young Soviet state, lasted very little time, which eventually led to a new war — the Soviet-Polish one.


In many ways, the political fate of Poland was predetermined by the fact that already in 1915, the Russian army was forced to retreat from the Vistula to the east. As a result, the whole territory of Poland was under the control of the Germans. In November, 1918, after Germany capitulated, power over Poland automatically passed into the hands of Jozef Pilsudski. This man was a Polish nationalist who had been engaged in anti-Russian struggle for a quarter of a century. Since the beginning of the First World War, he personally engaged in the formation of the "Polish Legions" - special volunteer detachments who fought as part of the forces of Austria-Hungary. It was the “legionaries” after the end of the First World War that became the basis for the new Polish government, and Pilsudski himself received the official title of “Head of State”, became a dictator.

At the same time, a new state headed by a dictator was immediately supported by the victor countries in the First World War, first of all France and the USA. France hoped that it would be possible to make a counterbalance from Poland as a defeated, but not resigned to its defeat Germany, and Russia, in which the power of the Bolsheviks, incomprehensible and dangerous for the elites of Western European countries, came to power. In Washington, for the first time, they were able to realize their own increased power and saw in independent Poland a convenient excuse to try to spread their own influence in the very center of Europe.

Poland itself was thinking only about how to grow with new lands. Germany lying to the west, although it capitulated in the First World War, didn’t seem appetizing at all. German officers and soldiers who defeated 4 of the year could well question the very existence of a new state. Another thing is the eastern lands, where a new Soviet Russia appeared, which, probably, did not know then how many fronts it had. Moreover, peasant rebellions continually arose in its provinces. It was in the east and the UPR - the Ukrainian People's Republic, which is constantly decreasing in size. Her head sat out not in Vinnitsa, not in Zhytomyr. While across the expanses of Ukraine, hastily moved together groups of Bolsheviks and up to two dozen large gangs headed by atamans moved. From the point of view of Poland, these lands were abandoned at that moment, and she began to rake them up for herself.



Already in the 1919 year, Poland seized part of Belarus, and at the same time liquidated ZUNR (the Western Ukrainian People's Republic), and already on 25 on April 1920 of the year began the Kiev operation. At the same time, in Warsaw, they began to draw maps of the new Poland, with the inclusion of Belarus, Ukraine, and also Latvia, Lithuania, and Estonia (within the borders of the Polish-Lithuanian Commonwealth 1772 of the year). In a conversation with an English diplomat, McKinder, Jozef Pilsudski said quite seriously that he was not planning to take Moscow, because he didn’t know what to do with it further.

The West really supported Poland in this expansion to the east. So only one France supplied the Polish army with 1920 327 thousands of rifles, 2600 machine guns, 1500 guns, 290 airplanes and 250 vehicles during the year. But any military equipment without a person is dead, and an army without competent officers is just an armed crowd of people. Therefore, the General Staff of the Polish Army sounded French as often as the Polish. Helped Poland and the USA with Great Britain. Washington, in addition to the implementation of military supplies, also decided to strengthen the Polish Air Force. As a result, an entire squadron made up of American volunteers took part in the Soviet-Polish war.

Just so on the horizon stories there was a figure of Merian Cooper. This man was clearly not born for a quiet life. Enrolling at the naval academy in his time, he rather soon abandoned it, devoting himself to journalism. Flooding, shootout, fire - Merian Cooper was always in the middle of the action. However, the adrenaline at this job he was clearly not enough. So in 1916, 23-year-old Cooper finds himself on the US-Mexican border as part of the National Guard, battling with Pancho Villa's troops. And in 1917, he successfully completed flight courses and, as part of the American expeditionary force, went to Europe to take part in the First World War. During one of the air battles, his plane was shot down, and the pilot himself was captured. In November 1918, after the capitulation of Germany, Cooper regained his freedom. However, Merian Cooper did not go back to quiet America. His blood continued to seethe, and in Europe, even after the end of World War I, there were enough hot spots.

In the spring of 1919, the former fighter pilot, Captain Merian Cooper, who gained combat experience during battles in the skies of France, finds himself in southern Poland in search of work and offers. Initially, he was attracted to the creation of a charter airline, but when Cooper saw how hard the process of formalizing Polish independence was going on, he decided to take up help. His plan was to create a volunteer fighter squadron of the type aviation Lafayette Squadron in 1916. To do this, Cooper immediately went to Paris, where he began the process of recruiting his former “wing colleagues”. His first assistant was Cedric Fountleroi, who in the future also “broke through” the official permit for the recruitment of American citizens wishing to serve in Polish aviation.

American pilots in the Soviet-Polish war
American volunteers in Poland, 1920 year


Already in September, the first American pilots, who were recruited by Cooper, arrived in Ukraine under Lviv 1919. Pilots (and there were about 20 people) were taken to the ambulance, like soldiers suffering from typhus. According to the previously agreed status, all American pilots were reduced to one fighter squadron, which was to be used exclusively for military operations. In this case, the staff and mechanics in the squadron were Polish. The command of the American squadron was taken over by Major Cedric Fauntleroy. All American pilots had a good level of training, so the Polish command immediately transferred the squadron to the territory of Western Ukraine.

31 December 1919, the 7 th combat squadron was named after Tadeusz Kosciuszko, a Polish patriot who fought with George Washington during the US independence war. The pilots of this squadron spoke English. However, all the pilots wore a Polish uniform, although their present citizenship was no secret to anyone. “Patients with typhus” didn’t hide it themselves, and in the squadron emblem one could easily guess elements of the American flag. Moreover, this unit was often visited by the US envoy to Poland, Hugh Gibson, who was even awarded the title of “Honorary Squadron Member”.

For the first time, American pilots took part in the Soviet-Polish war during the Kiev offensive in April 1920, when part of them moved from the Lviv airfield to the Polonne field site. At that time, the squadron was armed with several old "Albatros" D.III (Oef) (the Poles still inherited from Austria-Hungary), as well as several Ansaldo fighters A.1 Balilla just received from Italy. From the new airfield, American pilots made several dozen combat missions against units of the Red Army. Bombing and assault strikes made from low altitudes became a favorite tactic for pilots. At the same time, the field commanders of the Polish troops highly appreciated the effectiveness of such air strikes. For example, the commander of the 13 Infantry Division, General Puchutsky, wrote in his report: “American pilots are fighting with great courage. During the last offensive, their commander one attacked enemy units from the rear, dropping machine-gun rain on the heads of the enemies. Without American air assistance, we could hardly have maintained the pace of the attack. ”

From the beginning of the Kiev operation of the Polish troops, American pilots destroyed bridges, bombed railway stations, attacked the positions of the Red Army men. They bombed the cities of Zhytomyr, Radomyshl, Berdichev, and Cherkasy. As the Polish troops moved further east, the base position of the 7 squadron also shifted. At the end of May 1920, the American pilots were already under the White Church. The American pilots made several sorties every day for reconnaissance purposes, but they “missed” the approach of the main units of the First Cavalry Army of Budyonny. Only 25 in May 1920, one of the pilots noticed a large convoy of escorts, but it was too late.

Merian Cooper


Budenovtsy were able to break through the Polish front. The retreat of the Polish army began, which at times resembled just flight. Now 7 squadron named Kosciuszko was forced to move back to the west, but it had to be done much faster. From the airfield, located under the White Church, the American pilots managed to fly literally at the very last moment, already to the hum of hooves and Horse Guards “Give!”. At the same time 3 airplanes, which simply did not start the engines, the Americans had to burn. The squadron landed in Berdichev, however, and from there they had to carry their feet. At the same time, the 2 of the faulty airplanes this time did not even have time to burn. Under Fastov, the squadron members were nearly captured again along with their aircraft. As a result, they still survived, but they threw the entire stock of ammunition and equipment.

Then, along with the 9 of the Polish squadron, the American pilots settled under Kazatin, from where they made combat missions to the Ruzhin and Lipovets districts. American pilots threw food and ammunition to the Polish troops there, accompanied the retreating Polish units, and bombed the pontoon ferries of the Bolsheviks. However, the respite that emerged here was short-lived. Already 6 June Budenovites once again managed to break through the front, and the Yankees again managed to escape only by a miracle. The squadron commander Fauntleroy, threatening with his pistol, literally “tore out” railway platforms for his planes. At the same time, the pilots of the 9 of the Polish squadron simply fled, leaving their airplanes to Budenovskim.

Not done in the actions of the Americans and without downed pilots. So 26 July 1920, the captain Merian Cooper, who was captured, was shot down. He spent about 9 months in captivity in a Soviet prisoner of war camp. Here he met with Soviet writer Isaac Babel. After an unsuccessful escape attempt, Cooper was sent to build a railroad near Moscow, from where he escaped again and was able to return to Poland through the territory of Latvia and Lithuania. At the same time, Merian Cooper, who was in reality the son of a famous lawyer and landowner from Florida, was taken prisoner as a simple American proletarian worker who ended up in this war under duress. They helped to confirm his proletarian origin and burnt hands, he received burns when he was shot down at the front in France. One way or another, his legend of proletarian origin saved his life.

The activity of American pilots in the Soviet-Polish war reached its climax at the turn of August-September 1920 during the defense of Lviv. At the same time, Fauntleroy was appointed commander of the entire aviation of the 6 Polish Army, and under his start came new American pilots who reinforced the existing Polish squadrons. As a result, under the command of the American lieutenant colonel were all the air force, which at that time acted against the Soviet South-Western Front.

Merian Cooper on his plane, visible emblem 7-th squadron named Kostyushko


During this period, every American pilot flew from 4 to 5 per day. Budyonny reported that his units were subjected to air attacks at least three times a day. So only 6-I cavalry division during the day of August 17 from enemy air attacks killed and wounded 100 order of their fighters and the same number of horses. Due to the strong opposition of enemy aircraft, the offensive was halted by the division. And in the order of the Polish Chief of Staff T. Rozwadowski from 1 September 1920, it was said that only for two days on August 16-17, the squadron commanded by Fauntleroy executed 127 combat sorties, dropping 7700 kg of bombs and izs from iz of enemy groups and throwing X-NUMX sorties, dropping XNUMX combat sorties to the enemy, and throwing XNUMX combat missions, and drop of iz and ihs from iz, and of fragments of iNFXs. ammunition. At that time, these numbers were simply huge. After the defense of Lviv, American pilots managed to take part in the Battle of Warsaw and the Battle of Komarov.

It is worth noting that at that time the Soviet authorities were not aware of the broad participation of American pilots in the war on the side of Poland. This became known later from their memoirs and studies of Western historians. For example, N. Davis, who also turned his attention to the fact that the Polish-Soviet war demonstrated the need for the further development of aviation. “For the first time in the history of wars, airplanes have shown what they can really be capable of. They became the real eyes of the army. The superiority of the Poles in the air was one of the reasons that the Polish army often avoided dangerous clashes for themselves, ”the researcher wrote. At the same time, in the offensive, the role of aviation increased significantly.

The war for American pilots ended in May 1921, but some of them remained in Poland and served for some time as part of the Air Force of this country. According to the results of the war, Cooper and Fauntleroy were awarded the highest Polish military award from the hands of Jozef Piłsudski - Virtuti Militari. Subsequently, Merian Cooper returned to the United States, where he became one of the founders of the famous airline Pan American, leaving a mark in aviation history. In addition, he even became interested in cinema. For example, the famous film "King Kong" 1933, was filmed by Cooper, who generally could not return to his home from the Soviet-Polish war.

Information sources:
http://ertata.ru/post322903278
http://rusplt.ru/world/sovetskopolskaya-voyna-1920-goda-18762.html
http://maxpark.com/community/14/content/1711033
http://warspot.ru/242-amerikanskiy-sled-v-sovetsko-polskoy-voyne
Author:
14 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. soldner
    soldner 29 September 2015 05: 30
    +7
    The major mercenary in Poland in this war was Major Charles DeGoll, commanding an infantry and tank detachment in Volyn.
  2. Basil50
    Basil50 29 September 2015 07: 12
    +3
    The Austrian officer in Austria gathers * patriots * and with the help of the German administration creates the Republic of Poland, appoints himself a dictator. Amazes the ease of setup and * throwing * partners. Today, the Poles consider themselves the successors of that * pansian * Poland, they are many and enthusiastically told about the heroic deeds and some even believe. American volunteers, immigrants from Austria and Germany fought against Bolshevik RUSSIA, founded a Russophobic state. We hired * volunteers * wherever possible, so the American made a fortune among Austrian and German * proteges *. And what? After all, they paid, it means * decent *. Yes, and he is almost * decent *, since there is money.
    1. budguy
      budguy 29 September 2015 12: 43
      -2
      The German agent Lenin destroyed the Russian Empire, gave the Germans Ukraine, Belarus (Brest Peace), led to a civil war, as a result of which Russians killed each other. Today Russians consider themselves to be the successors of that `` red plague '' (monuments in every city and village)
      1. veteran66
        veteran66 29 September 2015 13: 43
        0
        Quote: budguy
        Today, Russians consider themselves to be the successors of the `` red plague '' (monuments in every city and village)

        not everyone thinks so, but to fool monuments is vandalism
      2. venaya
        venaya 29 September 2015 16: 09
        +3
        Quote: budguy
        The German agent Lenin destroyed the Russian Empire, gave the Germans Ukraine, Belarus (Brest Peace), led to a civil war as a result of which the Russians killed each other.

        "German agent Lenin ... German agent Lenin ... "-
        It looks like a religious incantation, further: "destroyed the Russian empire"- and this in February 17th, while on vacation in Switzerland ??? Bold statement, further:" gave the Germans Ukraine, Belarus (Brest Peace) "- well, well - Ukraine has not yet been invented (organized precisely during the German occupation ), and Belarus was created even later.Let's look further: "led to a civil war" - yes, it happened a little earlier, even before October 25, 1917, when Lenin was hiding from the British agent Kerensky and the American agents Trotsky and Sverdlov.
        It turns out that whitespace with historical knowledge, we are persecuted completely in vain against Lenin, is not good.
    2. budguy
      budguy 29 September 2015 12: 44
      -4
      The German agent Lenin destroyed the Russian Empire, gave the Germans Ukraine, Belarus (Brest Peace), led to a civil war, as a result of which Russians killed each other. Today Russians consider themselves to be the successors of that `` red plague '' (monuments in every city and village)
      1. The Burglar
        The Burglar 30 September 2015 03: 06
        0
        Badge troll, ask your American masters for ghouls, how many Indians were destroyed before the ancestors of modern Americans settled comfortably on their land? and who organized the US civil war? Don't these criminals get monuments in the states?
    3. Basil50
      Basil50 29 September 2015 21: 07
      0
      Opinion * booth * can be safely neglected, not only that is lying, but also changes the flags of citizenship. Not much * dark horse * can reason about, ordered here and presses the keys. I don’t believe in ignorance of such * intellectual * simple people, they distort and lie by the order of the owners, therefore any * polemics * are in vain and useless.
    4. The comment was deleted.
  3. parusnik
    parusnik 29 September 2015 08: 10
    +3
    Americans climbed everywhere ... you would have money ... nothing personal ..
  4. Jääkorppi
    Jääkorppi 29 September 2015 08: 17
    +3
    It’s a pity they didn’t slap .. Eternal Russian forgiveness and philanthropy ..
  5. Dragon-y
    Dragon-y 29 September 2015 08: 52
    +2
    "... Flood, shootout, fire - Merian Cooper was always in the center of events ..." - he organized them himself, or what? :)
  6. Kazakh
    Kazakh 29 September 2015 10: 08
    +2
    Cooper's uniform in uniform reminds me of something suspiciously laughing
  7. veteran66
    veteran66 29 September 2015 13: 45
    0
    "This is how the figure of Merian Cooper appeared on the horizon of history. This man was clearly not born for a quiet life." Yes, there was a man of rare courage.
  8. ALEA IACTA EST
    ALEA IACTA EST 29 September 2015 20: 11
    0
    They brought a lot of problems to the Russian troops ...

Американские лётчики в советско-польской войне

После завершения Первой мировой войны, после развала Австро-Венгерской и Российской империй, на европейской карт появилось новое государство — Польская республика. Поляки наконец-то получили независимость, которую они потеряли еще в 1795 году. При этом мирное сосуществование с новым соседом на востоке, молодым советским государством, продолжалось крайне мало времени, что в итоге привело к новой войне — советско-польской.

Во многом политическую судьбу Польши предопределило то, что уже в 1915 году русская армия была вынуждена отступить от Вислы на восток. В результате вся территория Польши оказалась под контролем немцев. В ноябре 1918 года, после того как Германия капитулировала, власть над Польшей автоматически перешла в руки к Юзефу Пилсудскому. Этот человек был польским националистом, который на протяжении четверти века занимался антирусской борьбой. С началом Первой мировой войны он лично занимался формированием «польских легионов» — специальных отрядов добровольцев, которые сражались в составе войск Австро-Венгрии. Именно «легионеры» после завершения Первой мировой войны и стали основой для новой польской власти, а сам Пилсудский получил официальный титул «Начальника государства», стал диктатором.

При этом новое государство во главе с диктатором тут же поддержали страны-победители в Первой мировой войне, в первую очередь Франция и США. Франция рассчитывала на то, что из Польши удастся сделать противовес как побежденной, однако не смирившейся со своим поражением Германии, так и России, в которой к власти пришла непонятная и опасная для элит западноевропейских стран власть большевиков. В Вашингтоне же, впервые смогли осознать собственную выросшую мощь и видели в независимой Польше удобный повод для того, чтобы попытаться распространить собственное влияние в самом центре Европы.


Сама Польша думала лишь о том, как бы прирасти новыми землями. Лежащая к западу Германия, хотя и капитулировала в Первой мировой войне, однако аппетитной вовсе не казалась. Немецкие офицеры и солдаты, провоевавшие 4 года, вполне могли поставить под сомнение сам вопрос существования нового государства. Другое дело восточные земли, где появилась новая советская Россия, которая, наверное, сама тогда не знала, сколько же у нее фронтов. Более того в ее губерниях то и дело возникали крестьянские мятежи. Была на востоке и УНР — Украинская Народная Республика, которая все время уменьшалась в размерах. Ее глава отсиживался не то в Виннице, не то в Житомире. В то время как по просторам Украины передвигались наспех сколоченные отряды большевиков и до двух десятков крупных банд, возглавляемых атаманами. С точки зрения Польши земли эти были в тот момент бесхозными, и она начала подгребать их под себя.

Американские лётчики в советско-польской войне


Уже в 1919 году Польша захватила часть Белоруссии, а также попутно ликвидировала ЗУНР (Западно-Украинскую Народную Республику), а уже 25 апреля 1920 года начала Киевскую операцию. При этом в Варшаве уже принялись чертить карты новой Польши, с включением в ее состав Белоруссии, Украины, а также Латвии, Литвы и Эстонии (в границах Речи Посполитой 1772 года). Юзеф Пилсудский в беседе с английским дипломатом МакКиндером на полном серьезе говорил о том, что Москву он брать не планирует, так как не знает, что с ней дальше делать.

Запад действительно поддержал Польшу в этой экспансии на восток. Так только одна Франция поставила армии Польши в течение 1920 года 327 тысяч винтовок, 2600 пулеметов, 1500 орудий, 290 аэропланов и 250 автомобилей. Но любая военная техника без человека мертва, а армия без грамотных офицеров — просто вооруженная толпа людей. Поэтому в генеральном штабе польской армии звучала французская речь так же часто, как и польская. Помогали Польше и США с Великобританией. Вашингтон помимо осуществления военных поставок решил также укрепить польские ВВС. В итоге в советско-польской войне приняла участие целая эскадрилья, составленная из американских добровольцев.

Именно так на горизонте истории возникла фигура Мериана Купера. Этот человек явно не был рожден для спокойной жизни. Поступив в свое время в военно-морскую академию, он довольно скоро бросил ее, посвятив себя журналистике. Наводнение, перестрелка, пожар — Мериан Купер всегда оказывался в центре событий. Однако адреналина на этой работе ему явно было недостаточно. Так в 1916 году 23-летний Купер оказывается на американо-мексиканской границе в составе Национальной гвардии, сражаясь с отрядами Панчо Вильи. А в 1917 году он успешно окончил летные курсы и в составе американского экспедиционного корпуса отправился в Европу, чтобы принять участие в Первой мировой войне. Во время одного из воздушных боев его самолет был сбит, а сам летчик попал в плен. В ноябре 1918 года после капитуляции Германии Купер вновь обрел свободу. Однако возвращаться назад в тихую Америку Мериан Купер не стал. Его кровь продолжала бурлить, а в Европе даже после завершения Первой мировой войны было достаточно горячих точек.

Весной 1919 года бывший летчик-истребитель капитан Мериан Купер, получивший боевой опыт во время боев в небе Франции, в поисках работы и предложений оказывается в южной Польше. Первоначально его привлекало создание чартерной авиакомпании, но, когда Купер увидел, как тяжело идет процесс оформления польской независимости он решил взяться за помощь. Его замыслом стало создание добровольческой истребительной эскадрильи по типу авиационной эскадрильи «Лафайет» в 1916 году. Для этого Купер немедленно отправился в Париж, где начал процесс вербовки бывших своих «коллег по крылу». Первым его помощником стал Седрик Фаунтлерой, который в будущем и «пробил» официальное разрешение на проведение вербовки американских граждан, желающих служить в польской авиации.

Американские лётчики в советско-польской войне
Американские добровольцы в Польше, 1920 год


Уже в сентябре 1919 года на Украину подо Львов прибыли первые американские летчики, которые были завербованы Купером. Пилотов (а их было около 20 человек) доставили в санитарном вагоне, как солдат, больных тифом. Согласно оговоренному ранее статусу, все американские летчики сводились в одну истребительную эскадрилью, которая должна была использоваться исключительно для проведения боевых операций. При этом обслуживающий персонал и механики в эскадрилье были польскими. Командование американской эскадрильей взял на себя майор Седрик Фаунтлерой. Все американские пилоты отличались хорошим уровнем подготовки, поэтому польское командование незамедлительно перебросило эскадрилью на территорию Западной Украины.

31 декабря 1919 года 7-я боевая эскадрилья получила название в честь Тадеуша Костюшко — польского патриота, который в годы войны за независимость США сражался вместе с Джорджем Вашингтоном. Пилоты данной эскадрильи разговаривали на английском языке. Однако все летчики носили польскую форму, хотя их настоящее гражданство ни для кого не являлось секретом. «Больные тифом» и сами его не скрывали, а в эмблеме эскадрильи можно было легко угадать элементы американского флага. Более того, данное подразделение часто посещал посланник США в Польше Хью Гибсон, который даже был удостоен звания «Почетный член эскадрильи».

Впервые американские летчики приняли участие в советско-польской войне в ходе киевского наступления в апреле 1920 года, когда их часть перебазировали с аэродрома Львова на полевую площадку в Полонное. На тот момент на вооружении эскадрильи находилось несколько стареньких «Альбатросов» D.III (Oef) (доставшихся полякам еще от Австро-Венгрии), а также несколько истребителей «Ансальдо» A.1 Balilla только что полученных из Италии. С нового аэродрома американские летчики совершили несколько десятков боевых вылетов против частей Красной Армии. Излюбленной для летчиков тактикой действий стали бомбово-штурмовые удары, производимые с низких высот. При этом полевые командиры польских войск довольно высоко оценивали эффективность таких воздушных ударов. К примеру, командир 13-й пехотной дивизии генерал Пучуцки в своем отчете писал: «Американские пилоты сражаются с большой отвагой. Во время последнего наступления их командир один атаковал вражеские части с тыла, обрушив на головы врагов пулеметный дождь. Без американской помощи с воздуха вряд ли мы смогли бы выдерживать заданный темп наступления».

С начала Киевской операции польских войск американские пилоты разрушали мосты, бомбили железнодорожные станции, атаковали позиции красноармейцев. Они бомбили города Житомир, Радомышль, Бердичев, а также Черкассы. По мере продвижения польских войск все дальше на восток, смещалось и место базирования 7-й эскадрильи. В конце мая 1920 года американские летчики уже были под Белой Церковью. Американские пилоты совершали по несколько вылетов каждый день с разведывательной целью, однако они «проморгали» подход основных частей Первой конной армии Буденного. Лишь 25 мая 1920 года один из летчиков заметил большую колонну конноармейцев, но было уже поздно.

Американские лётчики в советско-польской войне
Мериан Купер


Буденовцы смогли прорвать польский фронт. Началось отступление польской армии, которое порою напоминало просто бегство. Теперь 7-я эскадрилья имени Костюшко вынуждена была перемещаться обратно на запад, только делать это приходилось гораздо быстрее. С аэродрома, расположенного под Белой Церковью, американские пилоты успели улететь буквально в самый последний момент, уже под гул копыт и конноармейское «Даешь!». При этом 3 аэроплана, у которых просто не завелись двигатели, американцам пришлось сжечь. Эскадрилья приземлилась в Бердичеве, однако и оттуда им пришлось уносить ноги. При этом еще 2 неисправных аэроплана в этот раз даже не успели сжечь. Под Фастовом члены эскадрильи снова чуть не попали в плен вместе со своими самолетами. В итоге все же спаслись, однако бросили весь запас боеприпасов и снаряжения.

Затем уже вместе с 9-й польской эскадрильей американские пилоты обосновались под Казатином, откуда совершали боевые вылеты в районы Ружина и Липовца. Американские пилоты сбрасывали окруженным там польским войскам продовольствие и боеприпасы, сопровождали отступающие польские части, бомбили понтонные переправы большевиков. Однако выдавшаяся здесь передышка оказалась недолгой. Уже 6 июня буденовцы в очередной раз сумели прорвать фронт, и янки опять удалось спастись только чудом. Командир эскадрильи Фаунтлерой, угрожая своим пистолетом, буквальным образом «вырвал» под свои самолеты железнодорожные платформы. В то же время летчики 9-й польской эскадрильи просто сбежали, бросив свои аэропланы буденовцам.

Не обходилось в действиях американцев и без сбитых летчиков. Так 26 июля 1920 года был сбит и сам капитан Мериан Купер, который попал в плен. В плену в советском лагере для военнопленных он провел примерно 9 месяцев. Здесь он встретился с советским писателем Исааком Бабелем. После неудачной попытки побега Купер был отправлен на постройку железной дороги под Московой, откуда снова совершил побег и через территорию Латвии и Литвы сумел вернуться в Польшу. При этом в плену Мериан Купер, который в действительности был сыном известного юриста и землевладельца из Флориды, назвался простым американским рабочим-пролетарием, который оказался на этой войне по принуждению. Помогли подтвердить его пролетарское происхождение и обожженные руки, ожоги он получил, когда был сбит на фронте во Франции. Так или иначе, его легенда о пролетарском происхождении спасла ему жизнь.

Своего апогея деятельность американских летчиков в советско-польской войне достигла на рубеже августа-сентября 1920 года во время обороны Львова. При этом Фаунтлерой получил назначение командующим всей авиацией 6-й польской армии, а под его начало прибыли новые пилоты-американцы, которые усилили действующие польские эскадрильи. В итоге под командованием американского подполковника оказались все военно-воздушные силы, которые на тот момент действовали против советского Юго-Западного фронта.

Американские лётчики в советско-польской войне
Мериан Купер на своем самолете, видна эмблема 7-й эскадрильи имени Костюшко


В этот период каждый американский пилот совершал от 4 до 5 вылетов в день. Буденный докладывал, что его части подвергаются воздушным атакам не менее трех раз в сутки. Так только 6-я кавалерийская дивизия в течение дня 17 августа от воздушных атак противника потеряла убитыми и ранеными порядка 100 свих бойцов и такое же количество лошадей. Из-за сильного противодействия вражеской авиации наступление дивизией было остановлено. А в приказе начальника польского генерального штаба Т. Розвадовского от 1 сентября 1920 года говорилось о том, что лишь в течение двух дней 16-17 августа, эскадрильи под командованием Фаунтлероя выполнили 127 боевых вылетов, сбросив на противника 7700 кг бомб и израсходовав огромное количество иных боеприпасов. На тот момент времени эти цифры были просто огромными. После обороны Львова, американские летчики успели принять участие в битве за Варшаву и битве под Комаровым.

Стоит отметить, что в то время советским властям не было известно о широком участии американских летчиков в войне на стороне Польши. Об этом стало известно уже позднее из их мемуаров и исследований западных историков. К примеру, Н. Дэвиса, который также обратил свое внимание на то, что польско-советская война продемонстрировала необходимость дальнейшего развития авиации. «Впервые в истории войн, самолеты показали, на что они действительно могут быть способны. Они стали настоящими глазами армии. Превосходство поляков в воздухе стало одной из причин того, что польская армия часто избегала опасных для себя боестолкновений», — писал исследователь. В то же время в наступлении роль авиации существенно возрастала.

Война для американских летчиков завершилась в мае 1921 года, но некоторые из них остались в Польше и еще какое-то время служили в составе ВВС данной страны. По результатам войны Купер и Фаунтлерой были удостоены наивысшей польской военной награды из рук Юзефа Пилсудского — Virtuti Militari. Впоследствии Мериан Купер вернулся назад в США, где стал одним из основателей знаменитой авиакомпании «Pan American», оставив след в истории авиации. Помимо этого, он даже увлекся кинематографом. К примеру, известный фильм «Кинг-Конг» 1933 года был снят именно Купером, который вообще мог не вернуться к себе домой с советско-польской войны.

Источники информации:
http://ertata.ru/post322903278
http://rusplt.ru/world/sovetskopolskaya-voyna-1920-goda-18762.html
http://maxpark.com/community/14/content/1711033
http://warspot.ru/242-amerikanskiy-sled-v-sovetsko-polskoy-voyne
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 14
  1. soldner 29 сентября 2015 05:30
    Наемником в Польше в этой войне был и майор Шарль ДеГолль, командуя пехотно-танковым отрядом на Волыни.
  2. василий50 29 сентября 2015 07:12
    Австрийский офицер в Австрии собирает *патриотов* и с помощью немецкой администрации создаёт республику Польша, себя назначает диктатором. Поражает лёгкость подстав и *кидания* партнёров. Сегодня поляки считают себя приемниками той, *панской* Польши, ими много и с восторгом рассказываются героические подвиги и некоторые даже верят. Американские добровольцы, выходцы из Австрии и Германии воевали против БОЛЬШЕВИСТСКОЙ РОССИИ, основали русофобское государство. Нанимали *добровольцев* везде где можно, вот и американец делал состояние среди австрийских и немецких *протеже*. А что? Ведь заплатили, значит *приличные*. Да и сам почти *приличный*, коль деньги есть.
    1. budguy 29 сентября 2015 12:43
      Hемецкий агент Ленин уничтожил Российскую империю, дал немцам Украину, Белоруссию(Брестский мир), привел к гражданской войнe в результате которой русские убивали друг друга. Сегодня русские считают себя приемниками той, ``краснoй чумы``(памятники в каждом городе и деревне)
      1. veteran66 29 сентября 2015 13:43
        Цитата: budguy
        Сегодня русские считают себя приемниками той, ``краснoй чумы``(памятники в каждом городе и деревне)

        не все так считают, но курочить памятники это вандализм
      2. venaya 29 сентября 2015 16:09
        Цитата: budguy
        Hемецкий агент Ленин уничтожил Российскую империю, дал немцам Украину, Белоруссию(Брестский мир), привел к гражданской войнe в результате которой русские убивали друг друга.

        "Hемецкий агент Ленин ... Hемецкий агент Ленин ..." -
        Похоже на религиозное заклинание, далее : "уничтожил Российскую империю" - и это в феврале 17-го, находясь на отдыхе в Швейцарии ??? Смелое заявление, далее: "дал немцам Украину, Белоруссию (Брестский мир)" - так, так - Украины ещё не выдумали (организоввана именно в период немецкой оккупации), а Белоруссию создавали ещё позже. Смотрим дальше: "привел к гражданской войнe" - да она чуть раньше случилась, ещё до 25 октября 1917-го, когда Ленин прятался от британского агента Керенского и американских агентов Троцкого и Свердлова.
        Получается что пробельчики с историческими знаниями, полную напраслину на Ленина гоним, нехорошо.
    2. budguy 29 сентября 2015 12:44
      Hемецкий агент Ленин уничтожил Российскую империю, дал немцам Украину, Белоруссию(Брестский мир), привел к гражданской войнe в результате которой русские убивали друг друга. Сегодня русские считают себя приемниками той, ``краснoй чумы``(памятники в каждом городе и деревне)
      1. Взломщик 30 сентября 2015 03:06
        Бадгей тролль, спроси у своих американских хозяев упырей, сколько было уничтожено индейцев, прежде чем предки нынешних американцев с комфортом обустроились на ихней земле? и кто организовал гражданскую войну в США? Этим преступникам разве не ставят памятники в штатах?
    3. василий50 29 сентября 2015 21:07
      Мнением *будку* можно смело пренебречь, мало того что врёт, так и флажки гражданства меняет. Мало о чём *тёмная лошадка* может здраво рассуждать, приказали вот и давит клавиши. Не верю в незнание таких *интеллектуальных* простипом, передёргивают и врут по указу хозяев, поэтому любые *полемики* напрасны и бесполезны.
    4. Комментарий был удален.
  3. parusnik 29 сентября 2015 08:10
    Американцы везде лезли..лишь бы деньги..ничего личного..
  4. JääKorppi 29 сентября 2015 08:17
    Жаль не шлёпнули.. Вечное Русское всепрощение и человеколюбие..
  5. Dragon-y 29 сентября 2015 08:52
    "...Наводнение, перестрелка, пожар — Мериан Купер всегда оказывался в центре событий..." - сам их и организовывал, что ли? :)
  6. казах 29 сентября 2015 10:08
    Погоны купера по форме мне что то подозрительно напоминают laughing
  7. veteran66 29 сентября 2015 13:45
    "Именно так на горизонте истории возникла фигура Мериана Купера. Этот человек явно не был рожден для спокойной жизни." Да, редкой отваги был человек.
  8. ALEA IACTA EST 29 сентября 2015 20:11
    Проблем российским войскам они доставили немало...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня