Танки Д и ДД (вторая часть)

В межвоенные годы, а именно в 30-ые годы ХХ века, конструкторы многих стран мира практически одновременно решили, что их армиям нужны плавающие танки.


«Валентайн» Mk IX ДД.

Опыт их создания был только у англичан (танки «Пиг» и «Медиум Д»), но все понимали, что пойти по их пути - это значит не пойти никуда. Дело в том, что подвесить к танку понтоны не трудно. Это можно сделать практически с любым танком, главное – приделать крепления. Но понтоны это… огромное сопротивление воды! Подвесным мотором на плаву не обойдешься, обычным течением может снести. Конечно, понтоны просты и к тому же непотопляемы, поскольку достаточно набить их шариками от пинг-понга или бальзой и никакие пулевые прострелы им не страшны. Но ведь это сколько нужно бальзы? И потом – понтоны нужно возить за танками. Чтобы их устанавливать, нужен кран! Все это нужно проводить в полосе, подверженной огневому поражению противника. А если танк десантируется с корабля? Тогда габариты понтонов потребуют немыслимой по ширине аппарели, и как с этим быть?



Танк «Ка-Ми» в море.

Вот так – или примерно так рассуждали и военные, и конструкторы тех лет. Очевидным решением было придать понтонам «корабельную форму». То есть для каждого танка подготовить комплект из четырех понтонов: нос, корма и два «борта». В ряде стран мира это попробовали, например, в Чехословакии, а затем и в Японии, где уже позднее, в годы Второй мировой войны, появился очень даже неплохой десантный плавающий танк «Ка-Ми».

Танки Д и ДД (вторая часть)

Винты танка «Ка-Ми»

Танк имел оригинальное устройство понтонов: передний понтон объемом 6,2 м³, придававший конструкции обтекаемую мореходную форму, на машинах первых серий был цельным, но затем его стали делать из двух частей, которые при сбрасывании разделялись на две половинки, что облегчало проезд танку. Объем заднего понтона составлял 2,9 м³, но оба они сбрасывались изнутри танка. Выходить из него для этого было не надо!


Танк «Ка-Ми». Вид сбоку.

Танк имел корпус значительного объема, что вкупе с понтонами наделяло его прекрасной мореходностью. Причем два винта у него находились на корпусе, а вот рули с приводом – на понтоне, позади винтов! Понтоны набивались бальзовой крошкой, так что утопить их и сам танк тоже можно было разве что прямым попаданием. Но… при всех своих достоинствах «Ка-Ми» все-таки был слишком специфичен. Главной его целью было десантирование на острова Тихого океана. И опять же понтоны требовалось собирать, где-то хранить, навешивать на танк.


PzKpfw38t в варианте плавающего танка.

Что-то подобное сделали и немцы, готовясь к высадке на британские острова: танк Pz.II оснастили понтоном в форме катера и с прямоугольным вырезом посредине. Снизу «катер» имел откидывающиеся опоры. Когда они откидывались, корпус на них опирался, поднимался (опираясь на корму) и танк из-под этого сооружения выезжал. Либо заезжал в него, когда нужно было его использовать. Эти танки даже повоевали, правда, не против Англии, а против СССР – форсировали Южный Буг. Однако потом от этих технических хитростей все-таки решили отказаться.

Плавающие танки с водоизмещающим корпусом, также появившиеся в то время, проблему понтонов решали. Но из-за наличия такого корпуса на них невозможно было поставить ни толстую броню, ни солидное вооружение. Кроме того, в воду они погружались настолько глубоко, что плавать могли только в самую тихую погоду. Так что все эти два решения имели серьезные недостатки, мешавшие использовать «плавающие танки» в боевых условиях.


Советский плавающий танк Т-37.

И вот тут совершенно необычная идея пришла голову венгерскому инженеру Николасу Штраусслеру, в 1933 году перебравшемуся в Англию, где возможностей для работы у него было явно больше. Он подумал, что проще всего окружить любой танк водоизмещающим экраном и таким образом заставить плавать даже самый «не плавучий» танк! Первый образец его приспособления, имевший вид брезентового экрана на распорках из металлических реек испытали на танке «Тетрарх» в июне 1941 года. Алану Бруку – командующему войсками метрополии, идея понравилась, и он приказал продолжить работы.

Уже в сентябре того же года систему Штраусслера, получившую название ДД – «Дюплекс Драйв» или «Двойной привод», поскольку кроме гусеничного привода, его танк имел еще и привод от винта, решили поставить на танк «Валентайн». Подкупало в конструкции то, что ни винт, ни экран никак не мешали танку выполнять свою «работу» на суше, а главное – не имели большого веса. Высоту экрана увеличили, толщину брезента тоже, усилили и толщину резиновых трубок, в которые накачивался воздух и этим самым расправлял экран.

Испытания нового образца начались в мае 1942 года, причем танк при этом специально потопили пулеметным огнем, выясняя, насколько он представляет для него опасность. Наконец, систему ДД признали полностью соответствующей заданию и начали оснащать ею танки. Уже в декабре 1944 года на вооружении британской армии состояло 595 танков «Валентайн» ДД, модификаций V, IX и XI.

Попробовали сделать такие же экраны для танков «Кромвелл» и «Черчилль», но оба они (и в особенности последний!) оказались для этого слишком тяжелыми. Наряду с принятием на вооружение новых танков отрабатывались и средства спасения с них, в том случае, если во время десантирования танк будет затоплен. В этом случае танкисты должны были надеть специальные дыхательные приборы, дождаться, пока танк полностью заполнит вода и после этого покидать его через люки.

Между тем, пока шла подготовка экипажей «Валентайнов» к десантированию во Франции, стало очевидно, что они, можно сказать, устарели прямо на глазах, и нужно срочно их заменять. Поэтому было решено оснастить системой ДД американские танки «Шерман». Вес танка 30 тонн опять потребовал усовершенствований. Теперь экран стал трехслойным в нижней части, затем двухслойным и лишь в самом верху – однослойным. Другая проблема заключалась в приводе. Ведь трансмиссия на нем располагалась спереди. Но и тут выход нашли: поставили на ленивцы дополнительные шестерни, а уже от них устроили передачи на винты. Кроме того в корпусе установили электрический насос для откачки воды. В результате скорость новых «танков ДД» увеличилась до 10 км/ч. Однако управляемость все равно была очень плохой.


Устройство танка «Шерман ДД».

Для участия в высадке в Нормандии англичане привлекли десантные корабли LCT(3), которые брали на борт по пять танков «Шерман ДД» вместо обычных девяти, а американцы – LCT(5), перевозившие по четыре танка.

«Звездный час» танков с системой Штраусслера наступил 6 июня 1944 года. Высадка танков под огнем противника началась в 6:30 утра на участке «Юта». Машины были высажена в 900 м от берега, однако волны и течение отнесли их в сторону на два километра, и вышло так, что танки оказались в одном месте, а пехота, которую они должны были поддерживать – в другом!


Пляж участка «Юта». Танки «Шерман ДД» выходят из воды.

На участке «Голд» часть танков удалось высадить прямо на пляж, и это было очень хорошо, но зато остальные машины десантировались в воду в 4500 метрах от берега! Сильные волны залили многие танки, в результате из 29 машин до берега добрались только… два! Но хорошо уже то, что погибло при этом только пять танкистов.

Английские танки в этом секторе были спущены на воду в 600 м от берега, но восемь машин затонули. Здесь же часть танков высаживались прямо на берег, не поднимая экранов. Но… песок был насыщен водой, поэтому многие машины застряли, а когда начался прилив, их заполнила вода.

В секторе «Джуно» высаживались канадцы: два полка с танками «Шерман ДД». Из-за сильного волнения они понесли большие потери и не смогли в полной мере помочь десанту, но это все равно были танки, хоть сколько-то!

На участке «Сворд» из 40 танков «Шерман» до берега добралось 34 машины, а еще пять десантировались прямо на берег. Танки тут же складывали экраны и устремлялись в бой. Но потом их нужно было обязательно снимать, так как высохший брезент был пожароопасен.

Опыт операции в Нормандии показал, что систему необходимо улучшать и далее. На 30 см увеличили высоту экрана, поставили устройство орошения экрана снаружи, на случай его возгорания на плаву.

Затем последовала операция «Драгун», в ходе которой танки «Шерман ДД» высаживались на юге Франции. Всего было высажено 36 танков, из которых один залило волнами, один обо что-то под водой ударился, а пять подорвались на немецких минах.

В мае 1945 года эти танки форсировали Рейн, причем из-за сильного течения танки уходили в воду выше места высадки, причем удобства ради плавающие транспортеры LVT доставили туда специальные настилы, облегчившие танкам выход из воды.

Последней операцией этих машин было форсирование Эльбы. Причем, чтобы какой-нибудь сочувствующий фашистам местный немец не наделал дырок в экранах, всех жителей деревни, где их готовили к десантированию, выселили.

А вот на Тихом океане, в Бирме, американцы предпочитали танки с понтонами (система Т-6), которые передвигались по воде за счет перемотки гусениц. Так было надежнее, посчитали они, и к тому же танки могли стрелять на плаву.

Ну, а потом… Потом, как это и всегда бывает в таких случаях, появилось множество предложений по усовершенствованию. Например, поставить на танк ракетные ускорители в нижней части корпуса с наклоном в 30 градусов. Одновременное их включение должно было прибавить танку скорости. Но…стенки экрана гнулись под напором воды. Да и вообще, опасное это дело, вот так «летать» на ракетах.

Танкисты захотели усиления вооружения танков ДД, ведь на ходу они стрелять не могли. Что ж – хотите? Так вот вам: сделали пулеметную установку с двумя пулеметами М1919, поставили на верхнюю часть экрана. Плыви и стреляй! Но показала она низкую надежность, поэтому дальше испытаний дело не пошло. Поставили на экран и безоткатную пушку калибра 94-мм, но… куда от нее выхлоп денешь? И тоже от нее отказались, как и от перископа для водителя, чтобы он сам все видел и куда надо рулил.


«Шерман ДД» в музее в Бовингтоне.

Попытались сделать плавающим огнеметный танк «Черчилль-крокодил». Но все уперлось в размещение прицепа с огнесмесью. Делать плавающим еще и его оказалось технически очень сложно. Наконец в 59-ые годы прошлого века попробовали сделать плавающим новый танк «Центурион». Но и «Центурион ДД» тоже «не пошел» – вес для брезентового экрана оказался слишком уж большим. Позднее похожие системы со складными экранами ставились на танки Strv-103, М551 «Шеридан», БМП М2 «Бредли» и ряд других машин, но все они уже мало походили на конструкцию Штраусслера. Вклад его в мировое танкостроение оказался не мал, да, поскольку без его «танков ДД» успех десанта в Нормандии был не то, чтобы сомнителен, но не столь впечатляющ, а уж потерь было бы намного больше, но и не так велик, как вклад того же Кристи и наших советских конструкторов.
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Felix1 1 октября 2015 07:52
    интересная статья, ка-ми больше похож на лодку с башней.
  2. parusnik 1 октября 2015 07:56
    Спасибо, о «Дюплекс Драйв» весьма интересно...
  3. V.ic 1 октября 2015 10:52
    Может ли плавать утюг? Нет! А вот танки могли, оказывается... Судя по рассказу автора о количестве затонувших и добравшихся до берега, танки плохие пловцы!
  4. казак волгский 1 октября 2015 12:58
    неплохая статья! спасибо!!!! все ранее известно было но тут упорядоченно что ли......... спасибо еще раз.
Картина дня