Проект «Курганец-25»: известное и неизвестное

В настоящее время вооруженные силы России располагают боевыми машинами пехоты нескольких типов, а также техникой иных классов, построенной на их базе. В дальнейшем ситуация должна измениться. В течение последних лет несколько оборонных предприятий работают над проектом унифицированной гусеничной платформы, на базе которой планируется строить боевые машины пехоты, бронетранспортеры, командно-штабные машины и другую технику. Все это позволит решить сразу несколько задач, от модернизации парка техники вооруженных сил до сокращения расходов на ее эксплуатацию.

Перспективная БМП, которая должна будет заменить имеющиеся машины, построена на базе платформы «Курганец-25». Разработка этого проекта стартовала в середине десятилетия, а к настоящему времени проект дошел до стадии строительства предсерийных бронемашин. Первые образцы перспективных боевых машин были показаны на Параде Победы в мае. По имеющимся данным, в настоящее время техника семейства «Курганец-25» проходит различные испытания и в обозримом будущем может быть принята на вооружение.


По объективным причинам авторы проекта и будущие эксплуатанты пока не могут раскрывать большую часть сведений о перспективной технике. Поэтому широкой общественности приходится довольствоваться небольшими упоминаниями тех или иных особенностей проекта, а также публикуемыми отрывочными данными или оценками специалистов. Из-за секретности, свойственной всем новым проектам, подробные и точные данные о «Курганце-25» появятся только в будущем. Тем не менее, и имеющиеся на данный момент сведения позволяют составить примерную картину. Попробуем собрать имеющуюся на данный момент информацию об унифицированной платформе и машинах на ее базе.


БМП "Курганец-25". Фото Vitalykuzmin.net


Еще несколько лет назад стало известно, что разработчиком перспективной платформы назначено ОАО «Курганмашзавод», что, среди прочего, сказалось на названии проекта. Проектные работы продолжались в течение нескольких следующих лет, причем время от времени появлялись сообщения о планируемой «премьере» новой техники. Так, изначально прототип БМП на базе платформы «Курганец-25» предполагалось построить в 2012 году. Тем не менее, в итоге первый закрытый показ прототипа состоялся только осенью следующего года на выставке Russia Arms Expo 2013. Примерно в то же время появились сведения о планируемом показе новой техники на параде 9 мая.

Целью проекта было создание гусеничной машины, пригодной для использования в качестве базы для бронетехники различных типов. Прежде всего требовалось создать боевую машину пехоты и гусеничный бронетранспортер. Кроме того, планировалось разработать ремонтно-эвакуационную машину, зенитный и противотанковый ракетный комплексы и т.д. Также упоминалась возможность разработки самоходной артиллерийской установки.

В начале 2013 года в средствах массовой информации появился кадр из цеха Курганмашзавода, где велась сборка корпуса одного из прототипов перспективной бронемашины. Кроме того, на профильных ресурсах с завидной регулярностью появлялись различные рисунки и схемы, авторы которых пытались предугадать облик новой техники. При этом фактический внешний вид БМП и других машин на базе платформы «Курганец-25» оставался тайной до весны 2015 года. Лишь после первых репетиций Парада Победы специалисты и широкая общественность смогли впервые увидеть перспективные боевые машины, а не рисунки, не имеющие прямого отношения к этой технике.


БТР "Курганец-25". Фото Vitalykuzmin.net


Примечательно, что новая техника, участвовавшая в репетиции, не сразу получила весь набор дополнительного оборудования, благодаря чему все желающие смогли разглядеть некоторые ее любопытные особенности. К примеру, во время первых репетиций БМП и БТР семейства «Курганец-25» оставались без дополнительных бортовых блоков, что позволило рассмотреть их ходовую часть. Тем не менее, не обошлось без «ложки дегтя»: боевые модули машин были закрыты брезентовыми чехлами.

К настоящему времени стали известны некоторые основные особенности конструкции платформы и техники на ее базе. Для выполнения новых требований заказчика в лице министерства обороны, а также для обеспечения максимальной унификации различных типов техники в конструкции платформы «Курганец-25» используются некоторые новые идеи и решения. Кроме того, было решено отказаться от ряда предыдущих наработок, использовавшихся в старых проектах бронетехники.

Общая компоновка платформы «Курганец-25» выполнена с учетом последних мировых тенденций в развитии бронетехники. Так, моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части бронекорпуса, причем непосредственно за лобовыми деталями машины размещены агрегаты трансмиссии, а двигатель находится позади них у правого борта. Слева от двигателя предусматривается сравнительно узкое отделение управления с рабочим местом водителя. Непосредственно позади двигателя находятся рабочие места других членов экипажа. К примеру, в варианте боевой машины пехоты там располагаются командир и наводчик-оператор. Кормовая часть корпуса отдается под установку необходимого оборудования или размещение десанта.

Проект «Курганец-25»: известное и неизвестное
Первое известное изображение машины "Курганец-25". Кадр из репортажа телеканала "Звезда" / Gurkhan.blogspot.ru


По данным телеканала «Звезда», не так давно показавшего выпуск программы «Военная приемка» о БМП «Курганец-25», платформа может оснащаться двигателями двух типов, челябинского и ярославского производства. На момент съемок телепрограммы заказчик еще не сделал окончательный выбор силовой установки. Тем не менее, отмечалось, что оба двигателя полностью соответствуют требованиям и обеспечивают необходимые характеристики.

С двигателем, вне зависимости от его типа, соединяется автоматическая коробка передач. Этот агрегат имеет шесть передач переднего хода и три заднего. Утверждается, что на третьей задней передаче БМП способна развивать скорость до 20 км/ч. Крутящий момент двигателя передается на передние ведущие колеса с цевочным зацеплением.

Достаточно давно все интересующиеся смогли рассмотреть все основные особенности ходовой части «Курганца-25». Платформа имеет по семь опорных катков на каждом борту. Применена, по некоторым данным, регулируемая гидропневматическая подвеска. При необходимости водитель может изменять клиренс машины в пределах от 100 мм до 500 мм. Такая особенность ходовой части позволяет уменьшить габариты машины как во время транспортировки, так и при укрытии в окопе.


Коробка передач платформы "Курганец-2". Кадр из т/п "Военная приемка", телеканал "Звезда"


Проект платформы «Курганец-25» подразумевает использование корпуса с противопульным бронированием. Корпус имеет характерную конструкцию лобовой части с сильным наклоном верхнего листа и почти вертикальным нижним. Борта и корма корпуса располагаются строго вертикально. В верхней лобовой детали предусматриваются люки для доступа в моторно-трансмиссионное отделение. Параметры бронезащиты еще не оглашались. Известно только то, что корпус шасси обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 и 12,7 мм. Тип пуль и патронов при этом не назывался. Проектом «Курганец-25» изначально предусматривается установка различных дополнительных систем защиты, в том числе навесного бронирования, динамической защиты и т.д. Все это позволяет заметно повысить уровень защиты в соответствии с предполагаемой ролью машины.

По разным оценкам, бронемашины семейства «Курганец-25», имея сравнительно мощный двигатель, смогут развивать на шоссе скорость до 70-80 км/ч. Также должна быть обеспечена высокая подвижность на пересеченной местности. По требованию заказчика, платформа получила водометные движители для пересечения водных преград вплавь. Используя эти агрегаты, БМП или другая техника семейства сможет двигаться со скоростью до 10 км/ч.


"Рассекреченный" рычаг коробки передач. Кадр из т/п "Военная приемка", телеканал "Звезда"


Управление перспективной машины осуществляется при помощи нескольких основных устройств. В распоряжении водителя имеются штурвал, рычаг коробки передач, пара педалей и набор контрольных приборов. К сожалению, интерьер отделения управления пока является тайной и соответствующие фотографии или видеоматериалы еще не публиковались. На данный момент известен только облик рычага коробки передач – эту деталь разрешили снять журналистам канала «Звезда».

Экипаж располагает набором перископических смотровых приборов. Кроме того, в проекте предусмотрено дополнительное оборудование, улучшающее обзор. По периметру корпуса боевой машины располагаются несколько наборов телекамер, сигнал с которых передается на мониторы, водителя, командира и т.д. Дополнительный монитор с возможностью слежения за обстановкой устанавливается даже в десантном отделении БМП.

На данный момент с уверенностью можно говорить о начале производства только боевой машины пехоты и бронетранспортера на базе общего шасси. Иная техника семейства разрабатывается, но точные данные о ходе работ и планах по ее строительству пока отсутствует. К примеру, в одном уже упомянутом выпуске программы «Военная приемка» телеканал «Звезда» показал процесс сборки бронекорпуса для ремонтно-эвакуационной машины. Кроме того, в кадр попала, предположительно, другая машина этого типа, находящаяся на поздних стадиях сборки. Тем не менее, точные сведения о проекте БРЭМ семейства «Курганец-25» пока отсутствуют. По-видимому, уже начата сборка опытной партии, но это лишь предположение.


Один из блоков телекамер на корпусе. Кадр из т/п "Военная приемка", телеканал "Звезда"


Бронетранспортер и боевая машина пехоты «Курганец-25» получают гораздо больше внимания, чем другая техника семейства. Кроме того, разработчик и заказчик, говоря о новой платформе, в первую очередь вспоминают именно эту технику. Поэтому доступный объем открытых данных о БМП и БТР гораздо больше, чем в случае с другой техникой.

Характерной чертой боевых машин пехоты и бронетранспортеров, участвовавших в параде на Красной площади, стали крупные бортовые модули бронирования. По последним данным, эти агрегаты выполняют ряд важных функций, направленных на повышение характеристик защиты и подвижности. Известно, что бортовые модули оснащаются блоками динамической защиты и неким иным бронированием, что позволяет дополнить собственную броню корпуса. Кроме того, модули выполняют функцию поплавков при движении по воде. За счет собственной плавучести модули улучшают характеристики всей машины. При этом, однако, «Курганец-25» может плавать и без установки дополнительного оборудования.

В случае с перспективной БМП дополнительная защита обеспечивается комплексом активной защиты, отдельные элементы которого устанавливаются на крыше корпуса и на боевом модуле. Также предусматривается радиоэлектронная система, предназначенная для обезвреживания противотанковых мин с магнитным взрывателем.


Результат обстрела брони. Пули калибра 7,62 мм и 12,7 мм остались внутри плиты. Кадр из т/п "Военная приемка", телеканал "Звезда"


Боевая машина пехоты на базе новой платформы имеет экипаж из трех человек и способна перевозить до восьми десантников. Экипаж располагается в передней части обитаемого объема корпуса, а десантное отделение размещено в корме. Известно, что бойцы с оружием должны располагаться спиной к бортам. Внешний вид сидений и их компоновка пока засекречены. Так, на образце боевой машины, снятом телеканалом «Звезда», все оснащение десантного отделения было закрыто брезентом и щитами с недвусмысленными надписями «секретно».

Экипаж боевой машины располагает двумя люками в крыше корпуса: водитель имеет собственный люк, а командир и наводчик-оператор должны использовать общий. В кормовом листе корпуса предусматривается крупная аппарель для посадки и высадки десанта. При открывании она опускается вниз при помощи собственных приводов и облегчает спешивание. Кроме того, в аппарели имеется дверь, которую можно использовать при поломке приводов. Для самообороны в двери предусмотрена амбразура под личное оружие десанта.

Известно, что заказчик в лице министерства обороны внес в требования к перспективной БМП требование о максимальной автономности, а также защите экипажа и десанта от внешних воздействий. Для этого машина получает систему кондиционирования со средствами очистки воздуха. Предусмотрены трубопроводы для подачи очищенного воздуха на места экипажа и десанта. Дополнительный комфорт и возможность длительных действий на удалении от баз обеспечивается при помощи санитарного оборудования, смонтированного на кормовой двери.


Боевой модуль "Эпоха". Фото Nevskii-bastion.ru


Перспективные БМП и БТР отличаются боевым модулем. В случае с боевой машиной пехоты предлагается использовать изделие «Эпоха», также известное под названием «Бумеранг-БМ». Этот боевой модуль представляет собой башню со ствольным и ракетным вооружением, устанавливаемую на крыше базовой машины. Важной особенностью модуля «Эпоха» является размещение всех агрегатов за пределами обитаемого объема корпуса.

БМП с модулем «Эпоха» вооружена автоматической пушкой 2А42 калибра 30 мм с селективным питанием, спаренным с ней пулеметом ПКТМ и ракетным комплексом «Корнет-ЭМ». Боекомплект пушки составляет 500 выстрелов двух типов, ящики боезапаса пулемета вмещают 2000 патронов, а на бортовых пусковых установках размещаются четыре контейнера с управляемыми ракетами. На модуле располагаются блоки оптико-электронного оборудования для наблюдения и поиска целей, а также управления огнем.

Имея иные задачи, бронетранспортер «Курганец-25» оснащается другим боевым модулем. В случае с БТР используется модуль с пулеметным вооружением и некоторым дополнительным оборудованием. Подобные различия в вооружении в первую очередь связаны с разницей в предполагаемых задачах двух классов техники.


Пулеметный боевой модуль бронетранспортера. Фото Vitalykuzmin.net


Оба боевых модуля перспективной техники оснащаются системами дистанционного управления. Органы управления всеми системами вооружений располагаются на рабочих местах командиров и наводчиков-операторов. Таким образом, использование безэкипажных боевых модулей позволило не только обеспечить требуемую огневую мощь, но и оптимизировать компоновку обитаемого объема без необходимости размещения членов экипажа непосредственно под боевым модулем.

К сожалению, до сих пор остаются неизвестными даже самые общие характеристики перспективной техники. Военные еще не оглашали реальные показатели максимальной скорости или запаса хода, не говоря уже о параметрах различного вооружения. Такой подход вполне понятен, поскольку проект еще не доведен до логического конца и большую часть его подробностей все еще не стоит публиковать во избежание различных негативных последствий.

В Параде Победы приняли участие несколько перспективных машин на базе платформы «Курганец-25». По Красной площади прошли девять бронетранспортеров и столько же боевых машин пехоты новых типов. По некоторым данным, строительство первой партии техники, задействованной в параде, завершилось в первых месяцах 2015 года. В дальнейшем сборка техники для испытаний продолжилась и, по-видимому, идет до сих пор.

В ходе недавней выставки Russia Arms Expo 2015 руководство Курганмашзавода рассказало о своих планах на будущее, затронув тему перспективной унифицированной гусеничной платформы. Исполнительный директор предприятия Александр Клюжев сообщил, что в начале следующего года состоится очередная поставка машин «Курганец-25» военным. Министерству обороны передадут как боевые машины пехоты, так и бронетранспортеры новых типов. Количество техники в этой партии не уточнялось.


В цеху Курганмашзавода. на заднем плане - БТР "Курганец-25", впереди, предположительно, перспективная БРЭМ. Кадр из т/п "Военная приемка", телеканал "Звезда"


Также А. Клюжев напомнил, что на базе универсального шасси будет разработано несколько типов военной техники. В ближайшей перспективе – создание бронированной ремонтно-эвакуационной машины. Примечательно, что в программе «Военная приемка» демонстрировалась сборка корпуса подобной машины. Это означает, что предприятие уже занимается реализацией очередного проекта семейства.

В течение этого года представители промышленности и военного ведомства говорили о примерных сроках постановки новой техники на вооружение. В течение 2015-16 годов планируется завершить все необходимые испытания новых БМП и БТР, после чего они могут быть приняты на вооружение и поставлены в серию. Таким образом, серийное производство перспективных бронемашин стартует ориентировочно в 2017-18 годах. По понятным причинам, это пока лишь предварительные планы, а фактическая дата начала серийного производства и эксплуатации может заметно сдвинуться.

До определенного времени промышленность и военные не спешили раскрывать секреты перспективного проекта «Курганец-25», из-за чего общественности приходилось полагаться только на отрывочные сведения и оценки разной степени правдоподобности. В последние несколько месяцев ситуация резко изменилась, благодаря чему все интересующиеся получили возможность узнать некоторые подробности новейших проектов. Будем надеяться, существующая традиция сохранится, а военные и промышленность продолжат радовать нас новыми сообщениями о ходе проекта и различными интересными техническими подробностями.


По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://interfax.ru/
http://tvzvezda.ru/
http://nevskii-bastion.ru/
http://army-guide.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

25 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти