До и после «Мистралей»

Опыт французских корабелов достоин изучения вне зависимости от игр политиков

В настоящее время военно-техническое сотрудничество между Россией и Францией приблизилось к нулевой отметке. Инициатором такого положения дел является Париж. Поведение французов, которые то хотят сотрудничать с Россией и поставить ей два универсальных десантных корабля типа «Мистраль», то вдруг не хотят и отказываются выполнять ранее подписанный контракт, очень хорошо охарактеризовал генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко: «Здесь какая-то нестыковка в понимании: «хочу – не хочу», это же не капризная девушка на выданье, а военно-техническое сотрудничество, здесь ошибок не должно быть».


Тем не менее военное кораблестроение Франции занимает одну из ведущих позиций в мире и его результаты в этой области, наглядно отражающиеся на качественном и количественном составе ВМС Пятой республики, весьма полезны для анализа.

В чем сила, frere?


Сильные стороны ВМС Франции сегодня характеризуются возможностью нанесения ядерных ударов практически из любых районов Мирового океана, а также наличием авианосца с тактическим ядерным оружием, способностью успешно решать задачи противолодочной и минной войны, вести воздушную и морскую разведку на обширных территориях. Создание системы ПРО морского базирования считается особенно актуальным для Средиземноморья.

Париж заявил о радикальной переоценке геополитической обстановки и не называет какую-либо страну в качестве своего вероятного противника. Однако одновременно ставится цель не просто сохранить военную мощь, а увеличить ее до уровня, уступающего только США.

К 2015 году численный состав ВМС Франции планировалось сократить. Однако эта мера будет компенсирована повышением боевых возможностей за счет качественного обновления корабельного состава и в первую очередь ввода в строй современных ПЛАТ, эсминцев (ЭМ) и фрегатов (ФР).

В настоящее время программа военного кораблестроения Франции подчинена проводимой реформе ВС и наиболее полно выполняется в области ПЛАРБ, ПЛАТ и ФР. Программа строительства ЭМ типа Horizon из-за финансовых проблем была завершена в 2009 году сдачей всего двух кораблей, хотя первоначально заявлялись более внушительные цифры.

Подводные лодки


ПЛАРБ. Морские стратегические ядерные силы Франции являются важнейшим элементом в системе обеспечения национальной безопасности страны, поэтому их совершенствованию уделяется большое внимание. В отличие от Великобритании они оснащены МБР собственной разработки. В боевом составе ВМС находится четыре ПЛАРБ типа Le Triomphant.
До и после «Мистралей»


Вооружение первых трех из них состоит из 16 БРПЛ M45/TN75. Ракеты М45 имеют максимальную дальность стрельбы до 6000 километров и несут РГЧ с шестью ББ. На четвертой ПЛАРБ (Le Terrible, S619) размещен ракетный комплекс М51 (16 БРПЛ М51/TN75, дальность стрельбы – 9000 км, РГЧ ИН с шестью ББ или моноблочная ГЧ TNO). После принятия комплекса М51 на вооружение в 2011 году ведется оснащение им остальных трех ПЛАРБ. Перевооружение начато с ПЛАРБ Le Vigilant (S618), на которой идут испытания по аттестации новых систем, включая БИУС и навигационный комплекс. Затем БРПЛ М51 поступят на вооружение ПЛАРБ Le Triomphant (S616), а в 2018-м – на вооружение ПЛАРБ Le Temeraire (S617).

ПЛАТ. В 2005 году для замены ПЛАТ типа Rubis начались работы по проекту Barracuda. Строительство серии из шести единиц началось в 2009-м. На программу выделено 7,9 миллиарда евро (в 2012 году вся программа оценивалась уже в 8–8,7 млрд евро.). Первая ПЛАТ этой серии получила наименование Suffren и была заложена в 2009-м. Заявленные характеристики новой ПЛАТ по некоторым элементам явно не соответствуют реальному положению дел. Если с глубиной погружения 350–400 метров и можно согласиться, то заявленная скорость полного хода 23–25 узлов явно занижена. В условиях финансовых ограничений (стоимость всей программы дважды урезалась) разработка для этой ПЛАТ нового реактора маловероятна. Поэтому скорее всего будет принят реактор K-15 ПЛАРБ Le Triomphant. В 2008 году официально подтверждено, что именно его установят на новую ПЛАТ Suffren. Однако в этом случае мощность ГЭУ не может быть меньше 50 процентов от мощности ГЭУ ПЛАРБ Le Triomphant. По мнению ряда экспертов, снижение мощности реактора менее этого предела является абсолютно нецелесообразным. В связи с этим вероятная мощность главной энергетической установки (ГЭУ) ПЛАТ Suffren составит от 25 000 до 35 000 лошадиных сил, что позволит ей развить полную скорость хода более 30 узлов. При полной мощности реактора K-15 и при заявленном подводном водоизмещении 5300 тонн возможно достижение скорости полного хода более 35 узлов.

Высокая степень автоматизации позволит сократить численность экипажа до 60 человек (на ПЛАТ типа Rubis – 75). На ПЛАТ установлены четыре 533-мм торпедных аппарата (ТА) с боекомплектом 24 единицы, в состав которого входят торпеды нового поколения ECAN F21, ПКР типа SM39 Exocet усовершенствованной модификации и новые КРМБ типа SCALP (максимальное количество – до 12 единиц). ПЛАТ, кроме того, будет способна осуществлять постановку мин и обеспечивать действия подразделений сил специальных операций (до 12 спецназовцев). Гидроакустический комплекс (ГАК) будет включать гидроакустическую станцию (ГАС) с носовой, бортовой (с широкой апертурой) и буксируемой антеннами. По мнению экспертов, скорее всего на ПЛАТ будет размещен ГАК Thales UMS300. Вероятно, это новая модификация ГАК DMUX-80, так как на разработку принципиально нового ГАК нет средств и времени.

Закладка на стапеле первой ПЛАТ официально осуществлена в 2009 году. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2017-й. Последующие корабли серии предполагается вводить в строй с интервалом два года (сдача шестой ПЛАТ – в 2027-м). Публикуемый в настоящее время внешний вид этой ПЛАТ и демонстрируемые на военно-морских салонах модели носят рекламный характер и представляют собой трансформацию ПЛАТ типа Rubis, что явно не соответствует реальному внешнему виду при наличии другой ГЭУ и ГАК. В то же время возможное размещение на этой ПЛАТ Х-образных кормовых рулей вполне обоснованно.

НАПЛ. Для национальных ВМС строительство неатомных подводных лодок (НАПЛ) не ведется, однако имеющиеся разработки активно предлагаются на внешнем рынке. За последние десять лет спроектированы для экспорта и реализованы два проекта: Agosta-90B и Scorpene. Оба могут оборудоваться воздухонезависимой энергоустановкой (ВНЭУ) французской разработки MESMA (паротурбинная установка закрытого цикла). Эта ВНЭУ предназначена для подзарядки аккумуляторных батарей в подводном положении и для экономического хода.

В 2000 году во Франции на верфи в Шербуре для НАПЛ Hamza типа Agosta-90B, которая построена в Пакистане по французской лицензии, изготовлена и испытана ВНЭУ MESMA, размещенная в секции прочного корпуса. Две другие ранее построенные пакистанские НАПЛ дооборудуются ВНЭУ MESMA в процессе ремонта и модернизации. После интеграции ВНЭУ в конструкцию НАПЛ длина лодки увеличивается до 76,2 метра, а подводное водоизмещение возрастает до 1980 тонн. Применение ВНЭУ увеличивает продолжительность пребывания НАПЛ под водой в три-четыре раза (до нескольких недель), снижает демаскирующие признаки лодки, уменьшает вероятность ее обнаружения. ВНЭУ поставляется в виде сменного модуля и устанавливается при постройке или в ходе ремонта НАПЛ.

В настоящее время ВМС Чили и Малайзии имеют на вооружении лодки «Скорпен» (по две в каждой стране). В 2005-м подписан контракт на постройку шести НАПЛ «Скорпен» в Индии, в 2007 году для ВМС Испании началось строительство четырех НАПЛ «Скорпен» с ВНЭУ. В 2009-м достигнуто соглашение о строительстве четырех НАПЛ для Бразилии, которые планируется ввести в строй с 2017 по 2021 год.

ВНЭУ типа MESMA является самой простой установкой подобного класса, в связи с чем она получает широкое распространение в развивающихся странах. Вместе с тем по уровню шума MESMA несколько превосходит ВНЭУ на основе топливных элементов, применяемых на НАПЛ Германии, Италии и других стран.

Авианосные силы


Единственный средний атомный авианосец (АВС) Charles de Gaulle был спущен на воду 7 мая 1994 года и сдан флоту в 2001-м. Корабль принимал участие в антитеррористических операциях, в том числе в Афганистане. В сентябре 2016 года он будет отправлен на капитальный ремонт и модернизацию, которые закончатся в феврале 2018-го. На эти работы выделено 1,3 миллиарда евро. Модернизация корабля обеспечит его эксплуатацию до 2041 года и базирование на нем многоцелевых палубных истребителей четвертого поколения Rafale. АВС уже был в ремонте с января по июль 2013-го.



Поскольку для полноценного авиационного обеспечения одного АВС мало, Франция давно планирует постройку второго авианесущего корабля. В результате длительного отбора наиболее перспективным вариантом считается АВ на базе английского проекта CV(F), но с катапультным взлетом и полным водоизмещением 70 тысяч тонн. Проект получил условное наименование PA2. Однако ряд специалистов сомневаются в реальности этого проекта.

Во-первых, в стране сильно научно-техническое и промышленное «ядерное лобби», которое вряд ли позволит отказаться на корабле от АЭУ. Это лобби сформировалось на базе широкого применения во Франции АЭС, которые уже в XX веке обеспечивали производство более 50 процентов электроэнергии. Кроме того, у Франции нет собственных источников углеводородного сырья.

Во-вторых, корабль будет иметь известный недостаток Charles de Gaulle – малую скорость хода (всего 26–27 узлов), что затрудняет в ряде случаев применение палубной авиации.

В-третьих, если построить корабль такого размера на гражданских верфях (арсеналы без переоборудования исключаются) можно, то для его базирования придется создавать новую инфраструктуру, так как для существующей инфраструктуры на военно-морской базе в Тулоне размеры Charles de Gaulle являются почти предельными.

И, наконец, иметь в составе ВМС два разнотипных авианосца – непозволительная роскошь для такой страны, как Франция.

В таблице приведено сравнение Charles de Gaulle с некоторыми АВС. Ряд его недостатков может быть исправлен при ремонте и модернизации в 2016–2018 годах. Это касается прежде всего увеличения длины полетной палубы и скорости хода. Как видно из таблицы, возможности по увеличению длины полетной палубы у Charles de Gaulle есть, так как у него наименьшее значение Kпп (отношение длины полетной палубы к длине по конструктивной ватерлинии, КВЛ). Если считать, что у АВС Vikramaditya значение Кпп = 1,16 является предельным, то длина полетной палубы у Charles de Gaulle может быть увеличена до 276 метров. Конечно, это потребует переделки кормовой оконечности корабля.



По мнению специалистов, реакторы типа K-15 имеют резервы по увеличению мощности как минимум на 15 процентов. Обычно при проектировании любых реакторов для кораблей закладывается резерв по мощности именно в таком размере. Резерв мощности главного трубозубчатого агрегата (ГТЗА) также находится в этом пределе. Следовательно, после планируемого ремонта корабля мощность его ГЭУ теоретически может быть повышена до 96 000 лошадиных сил. Это позволит увеличить скорость полного хода на 1–1,5 узла.

Надо также отметить, что в СССР при проведении испытаний «Адмирала Горшкова» и «Адмирала Кузнецова» мощность ГЭУ редко доводили до предела. При этом достигалась не максимальная скорость хода, а та, которая была прописана в контракте. Поэтому приведенные в таблице скорости хода соответствуют меньшей мощности ГЭУ.

Эксперты полагают, что второй АВ для ВМС Франции будет представлять собой модификацию Charles de Gaulle в части увеличения размеров полетной палубы и скорости хода за счет использования модификации реактора K-15 и турбин.

Вместе с тем появилась информация, что принято решение о применении на втором французском АВ обычной ГЭУ. Впервые модель такого корабля была представлена на салоне «Евронаваль-2010». В отличие от АВ для Великобритании этот корабль уже имеет один «остров» и дымовую трубу, сильно похожую на ту, которая размещена на УДК типа Mistral, что тоже косвенно указывает на применение только дизель-генераторов (ДГ). Надо отметить, что Франция располагает мощными высококачественными дизелями собственной разработки и имеет опыт постройки достаточно крупных и быстроходных боевых кораблей класса ЭМ с чисто дизельными ГЭУ. Таким образом, более точная информация о типе ГЭУ появится только тогда, когда начнется строительство нового АВ. Применение на нем катапульт не вызывает сомнений. В то же время сроки начала строительства корабля пока не определены.

В первой части публикации были рассмотрены основные ударные силы французского флота и перспективы его обновления, которые может обеспечить промышленность.

Амфибийные силы


Десантные корабли (ДК). В боевом составе ВМС находятся 4 ДК (3 УДК типа Mistral, 1 ДКВД типа Foudre). Наиболее современными кораблями являются «Мистрали», стоимость каждого – 350 миллионов евро. Проект УДК разработан еще в 1995 году и принят к строительству в варианте с полным водоизмещением 21 600 тонн.

Французским конструкторам удалось в ограниченном водоизмещении создать полноценный УДК с доковой камерой для 2 ДКА ВП или 4 ДКА типа CTM и ангаром над ней, как и у подобных кораблей ВМС США.

В настоящее время Франция располагает также двумя УДК типа «Мистраль», построенными и не переданными России по политическим мотивам. Эти корабли сегодня предлагаются на продажу.

Имевшиеся ранее в ВМС СТДК и МТДК старых типов выведены из боевого состава и частично распроданы.

В настоящее время разворачивается строительство МТДК типа EDA-R. По архитектуре это катамаран грузоподъемностью 80 тонн и со скоростью хода в 18–25 узлов. Четыре МТДК построены и переданы в состав ВМС, предполагается постройка еще четырех единиц.

Десантные катера (ДКА). В составе ВМС имеется 15 ДКА типа CTM постройки 80–90-х годов. Программы строительства новых ДКА пока нет.

Многоцелевые силы


Эсминцы. К середине 2015 года в боевом составе ВМС осталось 12 ЭМ (2 типа Forbin, 2 типа Cassard, 7 типа Georges Leygues и 1 типа Tourville).

Разрекламированная франко-итальянская программа строительства ЭМ Horizon по финансовым соображениям ограничилась постройкой только двух кораблей и затем свернута. В 2008 году сдан головной ЭМ Forbin, второй корабль Chevalier Paul сдали в 2009-м. Если с точки зрения архитектурных форм и вооружения эти два эсминца и являются значительным шагом вперед, то в области корабельных ГЭУ (ДГТУ с раздельным использованием ГТД и ДД) в них реализованы технологии вчерашнего дня.

Успешные испытания ЗРК EUROPAAMS с ЗУР семейства Aster (Aster-15 и Aster-30) подтвердили высокие боевые характеристики ПВО этих кораблей.

Фрегаты. В боевом составе ВМС имеется 13 ФР (5 типа La Fayetee, 6 типа Floreal и 2 типа Aquitaine). В последние годы на вооружение начали поступать новые многоцелевые ФР типа Aquitaine, строящиеся по программе FREMM. Этот класс многоцелевых фрегатов, созданных Францией в сотрудничестве с Италией, предназначен для обеспечения ПВО и ПЛО, уничтожения надводных кораблей и нанесения ударов по наземным объектам в глубине территории противника. У каждого из них есть возможность действовать и как корабль управления целевой группой.

Производитель фрегатов компания DCNS особо подчеркивает, что FREMM не имеет себе равных в своем классе (водоизмещение 6000 т) благодаря качеству сборки, надежности всех используемых компонентов, низкому расходу топлива при крейсерской скорости.

Первоначально планировалось построить 27 ФР (в том числе 10 для ВМС Италии) за 11 миллиардов евро. В настоящее время планируемая численность ФР этого типа для ВМС Франции сократилась до 11 единиц, из которых 8 кораблей будут построены по варианту с усиленным оружием ПЛО (F-ASM), оставшиеся 3 – по многоцелевому варианту (F-AVT). Многоцелевой вариант предполагается вооружить УВПУ типа Sylver A70 с возможностью применения из них новой французской КРМБ типа Scalp-Naval. Кроме того, на всех этих ФР применена новая ГЭУ – ДГТЭУ.

По состоянию на середину 2015 года в составе ВМС Франции находятся головной ФР Aquitaine и Provence. Ведется строительство еще четырех кораблей.

Компания DCNS ведет активный маркетинг по продвижению ФР типа Aquitaine на мировой рынок, однако до 2015 года особых успехов достигнуто не было. В конце января 2014-го ВМС Марокко был поставлен первый экспортный многоцелевой фрегат типа FREMM Mohammed VI. Марокканский фрегат является вторым в серии из 12 фрегатов типа FREMM, строящихся для ВМС Франции (11 единиц) и Марокко. По данным газеты «Эко», заключить сделку марокканскую сторону фактически заставил бывший тогда президентом Франции Николя Саркози, требовавший своего рода «компенсации» за то, что Рабат ранее отказался от закупки французских самолетов «Рафаль».

В связи с подписанием в начале 2015 года контракта с Египтом на поставку 24 истребителей «Рафаль» и фрегата FREMM было принято решение о поставке египетским ВМС фрегата Normandia, предназначавшегося для ВМС Франции.

Как считает генеральный директор DCNS Патрик Буассье, созданные фрегаты FREMM для ряда стран оказались слишком крупногабаритными, слишком сложными технически и, в частности, излишне автоматизированными. В этой связи он предлагает начать в рамках нового закона о военной программе создание «промежуточного» по своим характеристикам фрегата FTI.

Высокоавтоматизированный и начиненный самой современной электроникой фрегат создавался в расчете на закупки крупнейшими флотами, стремившимися в тот момент сокращать численность экипажей своих кораблей. Однако менее крупные страны таких целей в своей политике закупки вооружений отнюдь не преследуют.

По данным компании DCNS, в настоящее время производственные мощности ССЗ в Лорьяне обеспечивают строительство одного фрегата FREMM в год. В то же время при росте количества заказов от зарубежных стран предусматривается увеличение выпуска до двух кораблей в год.

Причиной резкого сокращения численности ФР, заказываемых для ВМС Франции, является не только огромная стоимость (более 500 млн евро за один корабль), но и перераспределение финансовых средств на более приоритетные направления. Это прежде всего программа обновления ПЛАТ и ожидаемая постройка второго АВ.

Совместить в одном проекте требования нескольких стран без увеличения водоизмещения и стоимости не удалось как в программе HORIZON, так и в программе FREMM. Поэтому можно ожидать, что после сворачивания программы FREMM будет разработана национальная программа развития ФР, вероятнее всего, на базе успешно экспортируемого ФР типа La Fayetee.

В техническом плане ФР программы FREMM являются уменьшенной копией ЭМ программы Horizon, но оснащены они новой ГЭУ – ДГТЭУ, подобной ГЭУ ФР проекта 23 ВМС Великобритании.

Корветы (КРВ). Продолжают оставаться в боевом составе 9 устаревших КРВ проекта А69. С них сняты ПКР и буксируемая ГАС. Таким образом они постепенно превращаются в ПК.

Патрульные силы


В боевом составе ВМС имеется 3 ПК и 8 ПКА проекта P400.

В настоящее время ставка делается на новые патрульные корабли прибрежной зоны типа Gowind. Головной корабль L'Adroit построен компанией DCNS за период менее двух лет на собственные средства и передан ВМС Франции для опытной эксплуатации в течение трех лет. Формально новый корабль принят в состав ВМС и приступил к выполнению оперативных задач флота, в то время как DCNS получила возможность продвигать этот класс кораблей на мировой рынок, предлагая его как новый корабль, состоящий на вооружении французского военно-морского флота.

Экипаж меняется по ротационному принципу один раз в четыре месяца. Ежегодно корабль в течение 220 суток будет выполнять оперативные задачи.

Для привлечения внимания потенциальных заказчиков на рынке военно-морской техники корабль OPV Gowind включает ряд инновационных технологий, в числе которых мостик с круговым обзором, возможность скрытного развертывания десантно-диверсионных лодок менее чем за пять минут и обеспечение действий палубных БЛА. Все эти инновации предназначены для оптимизации действий морской, диверсионно-десантной и пограничной служб корабельного базирования. Корабли этого класса будут также оснащаться информационно-управляющими технологиями разработки DCNS. Это, в частности, SATCOM и другие каналы связи, обеспечивающие кораблю возможность действий в глобальной сети морской разведки. Действуя дистанционно, корабль также обладает возможностью давать пропорциональный ответ днем и ночью в борьбе с асимметричными угрозами.

ВМС Франции демонстрируют возможности нового корабля при решении различных задач в морской акватории – от постоянного круглосуточного наблюдения до борьбы с пиратами, проведения контртеррористических операций, регулирования рыбной ловли в экономической зоне, перехвата наркотрафика, защиты окружающей среды, выполнения гуманитарных миссий, проведения поиска и спасения, обеспечения безопасности на море.

Корабль типа Gowind водоизмещением 1500 тонн может находиться в автономном плавании три недели, имеет дальность плавания 8 тысяч морских миль при скорости 12 узлов, максимальная скорость – 21 узел. Длина головного L'Adroit – 87 метров, а его конструкция обеспечивает размещение на борту экипажа из 30 человек и 30 пассажиров.

Корабль оснащен двумя дизельными двигателями ABC 12VDZC, РЛС «Терма Скантер» 4100 (Terma Scanter) для обзора воздушного и надводного пространства, поисково-навигационной РЛС «Терма Скантер» 6002, оптико-электронной системой EOMS-NG компании «Сажем», системами электронной поддержки компании «Талес».

Оперативное применение обеспечат два сменных экипажа, заменяемые каждые четыре месяца. Ежегодно корабль будет находиться в море не менее 220 суток.

Минно-тральные силы


ВМС располагает 14 БТЩ (11 типа Eridan, 3 типа Antares) и 4 ВМТК типа Vulcain. Причем ВМТК используются и как водолазные суда. Планы развития минно-тральных сил отсутствуют.

Военное кораблестроение занимает видное место в военной промышленности Франции. Оно полностью обеспечивает отечественные ВМС кораблями всех классов и подклассов. Пока не освоено производство лишь ДКА на воздушной подушке.

Судостроительная промышленность Франции практически полностью обеспечена комплектующими всех классов собственного производства.

Исключение составляют паровые катапульты для авианосцев и некоторые другие элементы вооружения (длительное время производились только современные ЗРК СО). Вместе с тем в ряде случаев закупается более эффективное импортное оборудование, а иногда и вооружение. Так, например, все корабельные МЗАК приобретаются в Швейцарии.

В судовом машиностроении имеется, пожалуй, только один недостаток – полностью отсутствуют производство судовых газовых турбин и их разработка.
Автор:
Николай Новичков
Первоисточник:
http://vpk-news.ru/articles/27153
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

68 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти