Anti-aircraft armored car "Russo-Balt Type T"

The First World War contributed to the emergence and development of various types of military equipment and weapons. For example, aircraft became very popular, and after them, anti-aircraft artillery. By the beginning of the war, guns had already existed, intended for firing at air targets, as well as armored cars. In addition, attempts were made to create an armored car with anti-aircraft weapons. In our country, such work began in the second half of the 1914 year and ended with the adoption of several new combat vehicles.


It should be noted, история Domestic self-propelled anti-aircraft artillery could begin much earlier. Back in 1911, German engineers proposed a self-propelled anti-aircraft gun based on a half-ton truck, in the back of which they installed an 65-mm anti-aerostatic gun. This project attracted the attention of specialists from all over Europe. Among other new car interested Russian military. Soon, on their initiative, negotiations began on the sale of a number of self-propelled guns, which were planned to be tested at Russian landfills. However, the contract was not signed and the Russian Empire did not receive a single promising vehicle. As a result, work in a promising direction stopped, before it began.

By 1913, the first domestic project of 76,2 mm caliber antiaerostatic gun was developed. The project was approved by the Main Artillery Directorate, after which all documentation was transferred to the Putilov factory. Specialists of the plant headed by F.F. Lender had to complete the development of the project and bring it to mass production. By the end of the 1914 of the year, the Putilov factory produced several experimental cannons that were used in testing in the winter of the 15.

Anti-aircraft armored car "Russo-Balt Type T"
Armored car "Russo-Balt Type T" in a combat position. Photo of Wikimedia Commons


A few months before the test began, in August 1914 of the year, the army ordered promising guns to the Putilov plant 12. Already by this time, the military decided that the guns should be mounted on self-propelled chassis. By December, the 14-th was developed a draft armored car, which was supposed to equip the new gun. Staff captain V.V. took part in creating the armored car. Tarnovsky. Previously, this specialist initiated the work on the anti-aerostatic gun. Now it was planned to use his knowledge and experience in the development of an armored car for this gun.

Taking into account the characteristics of the gun, it was decided to use the truck chassis. Especially for the construction of anti-aircraft armored vehicles, the Russo-Balt plant ordered several Type T chassis. These five-ton trucks most fully met the requirements of designers. In addition, it was decided to order several Type M machines for use as ammunition carriers. In the future, anti-aircraft armored cars were called by the name of the base chassis and remained in history under the name "Russo-Balt Type T".

Build a new armored car was planned according to the classical scheme. It was proposed to equip the existing chassis with an original armored hull and a gun mount. In this case, the car was supposed to receive a partial reservation. The armor had to completely close the engine compartment and the driver's cabin. The body with the gun, in turn, was planned to cover the metal sides without any protection. Apparently, the authors of the project believed that the armored car would work at some distance from the front edge and therefore did not need full protection. In addition, the construction of a large closed hull could lead to an overload of the chassis with corresponding negative consequences for the characteristics of the machine.

The base chassis "Type T" had a frame architecture and wheel formula 4х2. In front of the frame was attached petrol engine with power 65 hp The engine and rear drive axle were connected by a manual transmission with a chain drive. The chassis was built on the basis of two axles with suspension on leaf springs. To improve the patency of the rims of the rear wheels have been expanded. When remaking a truck into an armored car, the placement of the fuel tank was changed. To protect against hits, these units were transferred to the cabin and installed under the seats.

Full booking received only the engine compartment and the driver's cabin. The rear platform had only a folding side. The armored hull was assembled from armor plates with thickness from 4 to 6 mm, which were installed on the frame. According to others, the body armor plates had a thickness of 3,5 mm.


Demonstration of combat work. The gunners fed the shells and charge the gun. Photo Aviarmor.net


The engine and gearbox were protected by a complex-shaped casing formed by straight and curved sheets. The front and side plates of the hood were arranged vertically. In the front sheet provided for the door to cool the engine outside the battlefield. The sides had large hatches for access to the internal units. The top hood has a curved shape. On the hood were installed three headlights.

Behind the casing of the engine compartment was located the driver's cabin, which had characteristic contours. Directly behind the engine and gearbox was a vertical front wall, over which set a sloping frontal sheet with a viewing hatch. To protect the driver, the hatch was closed with a lid with slots. The sides of the cabin consisted of two parts: the front had a smaller height and a sloping top edge, the second was a rectangle. A door for access to the seats in the cabin was provided in the left-side rectangular side part. A curved roof protected the top of the driver. Behind there was a vertical forage sheet with a hatch for communication with the gunners.

To monitor the environment, the driver had a large front hatch and smaller hatches in the side plates. If necessary, all the hatches were closed with armor covers.

The base body of the base truck received some new details. In its front and rear parts it was proposed to install boxes for the storage of ammunition. The upper lids of the boxes were made in the form of seats for gunners. Instead of the original wooden sides, the body received armor plates of small height, hinged. When preparing for combat work, the boards should be lowered into a horizontal position. In this form, they increased the size of the area accessible to gunners.

Perspective armored cars "Russo-Balt Type T" proposed to equip 76-mm anti-aircraft cannon Lender. In the back of the base truck should have mounted a cabinet with a bed and wheel chocks. The latter consisted of a hydraulic brake recoil and spring knurling. Also installation had manual drives of horizontal and vertical pickup. Firing was ensured in any direction (with the exception of sectors restricted by the cab) with elevation angles from -5 ° to + 65 °.


Scheme of the machine "Type T". Drawing Solyankin A.G., Pavlov M.V., Pavlov I.V., Zheltov I.G. Domestic Armored Vehicles. XX century


Antiaerostatnaya gun had a barrel length 30,5 caliber. For aiming the instrument was equipped with an optical panorama, a distance drum and a goniometric circle. Some guns of this type were also equipped with so-called. Tarnowski’s scattering mechanism. This system automatically changed the angles of the gun after each shot, creating a fire curtain and, to a certain extent, increasing the effectiveness of firing. Whether the dispersion mechanisms were used on Type T armored cars is unknown.

To combat airborne targets, the new anti-aircraft armored car had to use two types of shells. A 76-mm high-explosive grenade and shrapnel were offered. The grenade was used with the head fuse No. 3, shrapnel projectile with 22P or 28P tubes. When fired, the initial speed of 6,5-kg shrapnel projectile reached 585-590 m / s. The maximum firing range was 8,3 km, the maximum altitude of the attacked target was up to 5 km.

The transported ammunition of an armored vehicle "Type T" consisted of 64 shells of two types. The shots fit into special cassettes with four cells in each. An armored car could carry eight such cassettes, four each in the front and rear drawers of the cargo area. Before shooting, the cassette was removed from the box, after which shells were alternately removed from it.

To increase the size of the ammunition, it was proposed to use special transport vehicles that could follow anti-aircraft armored vehicles and carry additional projectiles. This technique was planned to build on the basis of the chassis "Russo-Balt" model "Type M". Such chassis should have received armor case similar to that used on anti-aircraft machines. At the same time transport vehicles had only one box on the cargo area. The rest of the volume of the armored airborne body was given to ammunition, fuel and other goods. According to some data, 24 cassettes with 96 shells and fuel supply were considered as normal load for a transport vehicle.

The chassis "Type T", despite the fairly high performance, could not cope with the increased load when shooting. For this reason, the anti-aircraft armored car received a set of outrigger stops designed to transfer recoil energy to the ground. The machine had three hinged stops: two were installed on the sides of the gun bollard, the third - in the rear of the frame. Getting down to the ground, the outriggers raised the car and eliminated the transfer of the load on the springs, saving their resource. Side stops received two thrusts. These thrusts with screw mechanisms ensure the optimal location of the stops.


Armored car in marching position. Gunners took places in the back, drivers stand near the cab. Photo Aviarmor.net


The crew of the first domestic anti-aircraft armored car was to consist of eight people. It consisted of two drivers and six gunners. In addition, two people had to drive a transport vehicle. Thus, the total number of calculations of the entire anti-aircraft "complex" reached ten people.

The construction of armored "Type T" started at the end of 1914 of the year, before the completion of the production of 12 ordered guns. By this time, the first four guns were assembled, which were soon installed on armored cars. Four chassis were transferred to the Putilov factory, which independently booked and armed them under a new project. In addition, this company converted four Type M chassis into transport vehicles or, as they were then called, “charging boxes”.

The first anti-aircraft battery, armed with the latest armored vehicles, was ready in February 1915 of the year and soon came to the test. Inspections lasted only a few weeks and showed that the new equipment has great prospects and can be useful for the troops. In addition, the main methods of using machines were identified.

Armored cars "Russo-Balt Type T" could fire only in a stationary position. These machines were supposed to arrive at the specified location, after which the calculations should have been lowered by outriggers, revealed the sides of the body and prepared the guns for firing. Naturally, shooting in motion was impossible. Nevertheless, even with the existing restrictions, the new equipment made it possible to increase the potential of the air defense of the troops.

In March 1915, all available Type T anti-aircraft armored vehicles and “charging boxes”, as well as some other vehicles with similar weapons, were brought into the 1st separate battery for firing aerial shots the fleet. Captain Tarnovsky, who took an active part in the creation of guns and armored cars, was appointed commander of this formation.


Transport vehicle on the base of the Russo-Balt model "M" chassis. Photo Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century


20 March, the battery was sent to the front, where she participated in the battles before 1917. The first known victory of the battery took place on 30 on May 15. On this day, the gunners of the battery, stationed in the area of ​​the town of Pultusk, managed to shoot down one German aircraft. Another notable day in battery history is the 12 June 1916 of the year. Covering the units of the 5 Army, the battery was attacked by ten enemy aircraft. Through the efforts of the gunners, this departure was the last for the three enemy aircraft.

The fate of the 1-th separate battery for air fleet firing is tracked only up to the 1917 year. After this, there is no information about the future fate of the compound. Probably due to political and social changes in the country, the battery, like some other units of the army, was disbanded. The further fate of the four anti-aircraft armored cars and the same number of "charging boxes" is also unknown. They could participate in a civil war or get the enemy as trophies, but there is no exact data on this score.

Machines "Russo-Balt Type T" became the first anti-aircraft armored vehicles in the Russian armed forces. Later, several other machines of this class were created, which were used with varying success on the fronts. Later, anti-aircraft armored cars were replaced by other military equipment with similar combat missions. As a result, a truck with an anti-aerostatic gun became the progenitor of a new direction in the development of military equipment, the development of which is still ongoing.


Based on:
http://aviarmor.net/
Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century. - M .: Exprint, 2002. - T. 1. 1905 – 1941
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917 - M .: Technics-youth, 2000
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. igordok 6 October 2015 07: 50 New
    • 2
    • 0
    +2
    A photo "Armored car in marching position. Gunners took places in the back, drivers stand near the cab. Photo Aviarmor.net"- what year? Soldiers in earflaps? Very often I heard that earflaps came from the Finns.

    Thanks. Constantly learning something new.
  2. avt
    avt 6 October 2015 08: 41 New
    • 3
    • 0
    +3
    And Cyril slowly but surely continues to write military technical reviews. good Well, it’s nice - there is a place to take a breath from Ukraine. laughing
  3. Amurets 6 October 2015 08: 47 New
    • 4
    • 0
    +4
    You know, when I was drafted into the army and I ended up in the Komsomol ZRP. That is, in the history of the unit I saw the first two photos. (At least similar). I don’t remember exactly what was written on them. But the fact that on the basis of the personnel of the 1st mobile anti-aircraft battery was created 4 anti-aeroplan railway batteries. In the mid-20s, 4 separate ones were created on the basis of the 27th battery anti-aircraft artillery division. This division from the western regions of the country was transferred to the city of Spask-Dalniy. I don’t remember exactly, it seems that during the Second World War this division was transferred to the city of Komsomolsk-on-Amur. Then this division was reorganized into a ZRP. Until now, this regiment exists, it’s military unit 31458.If I am mistaken in something, I apologize. But I saw similar photos in the club of the center of the unit, at the stand of the regiment’s history. This was at the end of May 1969 before taking the oath. A special lesson was held on the history of the unit before the oath. Then I got to serve at the point and the center of the unit was rarely hit. You understand, it was not up to the club.
  4. moskowit 6 October 2015 20: 57 New
    • 1
    • 0
    +1
    In the last photo, the soldiers are armed with bebuts.

    "In 1907, by order No. 287 of the War Department, a bebut (a dagger of a curved soldier’s dagger of the 1907 model of the year) was adopted by the Russian army.

    The adoption of the Bebut into the arsenal of the lower ranks of artillery was caused by the arrival of new rapid-firing guns from the 1902 of the year. The work intensity of the personnel serving the gun increased significantly, and the authorized artillery checker did not allow for quick actions. The Commission of the Main Artillery Directorate, considering the issue of re-equipping artillerymen, made a unanimous conclusion on the unsatisfactory artillery checkers. 25 man from 30 spoke for the introduction of the dagger. The main arguments against the dagger were:

    lack of tradition of dagger possession in the Russian army (except for the Caucasus),
    the limited combat capabilities of the dagger,
    lack of functions of the trench tool.
    As an alternative to the bebut, a shortened cleaver with a saw on the butt or an ax was offered. The command considered the arguments against the dagger serious and rearmament was postponed.

    In 1907, checkers of all the gendarmes, except the Wahmisters, were replaced with beboot. Since 1908, the Bebut has been in service with the lower ranks of machine gun teams. In 1909, by order of the War Department No. 187 of 17 (4 in the old style), the Bebut replaced the checkers of all lower ranks of artillery troops, except for horse and equestrian artillery, sergeants and fireworks in field foot, mountain and park artillery and a trumpet Departments of foot artillery. In 1910, it was adopted by the lower ranks of equestrian reconnaissance infantry regiments.



    In the foot ranks, the bebut was worn on the belt to the left of the harness buckle, and in the horseback it was shifted to the left side [1]. "(From Wikipedia)
  5. Volga Cossack 7 October 2015 23: 02 New
    • 0
    • 0
    0
    good article! I didn’t know the details of this car. thank. and really get a rest from Ukraine.

Зенитный бронеавтомобиль «Руссо-Балт Тип Т»

Первая мировая война поспособствовала появлению и развитию различных видов военной техники и вооружений. К примеру, большое распространение получили самолеты, а вслед за ними и зенитная артиллерия. К началу войны уже существовали орудия, предназначенные для стрельбы по воздушным целям, а также бронеавтомобили. Кроме того, предпринимались попытки создать броневик с зенитным оружием. В нашей стране подобные работы начались во второй половине 1914 года и завершились принятием на вооружение нескольких новых боевых машин.

Следует отметить, история отечественной самоходной зенитной артиллерии могла начаться значительно раньше. Еще в 1911 году немецкие инженеры предложили проект зенитной самоходки на базе полуторатонного грузовика, в кузове которого установили 65-мм противоаэростатную пушку. Этот проект привлек внимание специалистов всей Европы. Среди прочих новой машиной заинтересовались российские военные. Вскоре по их инициативе начались переговоры о продаже некоторого количества самоходок, которые планировалось испытать на российских полигонах. Тем не менее, договор не был подписан и Российская Империя не получила ни одной перспективной машины. Как следствие, работы в многообещающем направлении остановились, не успев начаться.

К 1913 году был разработан первый отечественный проект противоаэростатного орудия калибра 76,2 мм. Проект получил одобрение Главного артиллерийского управления, после чего всю документацию передали на Путиловский завод. Специалисты завода во главе с Ф.Ф. Лендером должны были завершить разработку проекта и довести его до серийного производства. К концу 1914 года Путиловский завод изготовил несколько опытных пушек, которые зимой 15-го использовались в испытаниях.


Зенитный бронеавтомобиль «Руссо-Балт Тип Т»
Броневик "Руссо-Балт Тип Т" в боевом положении. Фото Wikimedia Commons


За несколько месяцев до начала испытаний, в августе 1914 года, армия заказала Путиловскому заводу 12 перспективных орудий. Уже к этому времени военные решили, что пушки следует монтировать на самоходных шасси. К декабрю 14-го был разработан проект бронеавтомобиля, который предполагалось оснащать новой пушкой. В создании броневика участвовал штабс-капитан В.В. Тарновский. Ранее этот специалист стал инициатором работ по противоаэростатной пушке. Теперь планировалось использовать его знания и опыт в разработке броневика для этого орудия.

С учетом характеристик пушки было решено использовать шасси грузового автомобиля. Специально для строительства зенитных броневиков заводу «Руссо-Балт» заказали несколько шасси «Тип Т». Эти пятитонные грузовики наиболее полно отвечали требованиям конструкторов. Кроме того, было решено заказать несколько машин «Тип М» для использования в качестве подвозчиков боеприпасов. В дальнейшем зенитные броневики именовались по названию базового шасси и остались в истории под именем «Руссо-Балт Тип Т».

Строить новый броневик планировалось по классической схеме. Имеющееся шасси предлагалось оснастить оригинальным бронекорпусом и орудийной установкой. При этом машина должна была получить частичное бронирование. Броня должна была полностью закрывать моторный отсек и кабину водителя. Кузов с орудием, в свою очередь, планировалось прикрыть металлическими бортами без иной защиты. По-видимому, авторы проекта считали, что броневик будет работать на некотором удалении от переднего края и поэтому не нуждается в полноценной защите. Кроме того, строительство крупного закрытого корпуса могло привести к перегрузке шасси с соответствующими негативными последствиями для характеристик машины.

Базовое шасси «Тип Т» имело рамную архитектуру и колесную формулу 4х2. В передней части рамы крепился бензиновый двигатель мощностью 65 л.с. Двигатель и задняя ведущая ось соединялись механической трансмиссией с цепной передачей. Ходовая часть была построена на основе двух мостов с подвеской на листовых рессорах. Для улучшения проходимости ободы задних колес были расширены. При переделке грузовика в бронеавтомобиль изменялось размещение топливного бака. Для защиты от попаданий эти агрегаты переносились в кабину и устанавливались под сиденьями.

Полное бронирование получили только моторный отсек и кабина водителя. Задняя площадка имела только откидные борта. Бронекорпус собирался из броневых листов толщиной от 4 до 6 мм, которые устанавливались на каркас. По другим данным, бронелисты корпуса имели толщину 3,5 мм.

Зенитный бронеавтомобиль «Руссо-Балт Тип Т»
Демонстрация боевой работы. Артиллеристы подают снаряды и заряжают орудие. Фото Aviarmor.net


Двигатель и коробка передач защищались кожухом сложной формы, образованной прямыми и изогнутыми листами. Лобовой и бортовые листы капота располагались вертикально. В лобовом листе предусматривалась дверка для охлаждения двигателя вне поля боя. В бортах имелись крупные люки для доступа к внутренним агрегатам. Верхняя крышка капота имела изогнутую форму. На капоте устанавливались три фары.

Позади кожуха моторного отсека располагалась кабина водителей, имевшая характерные обводы. Непосредственно за двигателем и коробкой передач находилась вертикальная передняя стенка, над которой установили наклонный лобовой лист со смотровым люком. Для защиты водителя люк закрывался крышкой с щелями. Борта кабины состояли из двух частей: передняя имела меньшую высоту и скошенный верхний край, вторая представляла собой прямоугольник. В левой прямоугольной бортовой детали предусматривалась дверь для доступа на места в кабине. Сверху водителя защищала изогнутая крыша. Сзади имелся вертикальный кормовой лист с люком для связи с артиллеристами.

Для наблюдения за окружающей обстановкой водитель располагал крупным лобовым люком и лючками меньших размеров в бортовых листах. При необходимости все люки закрывались бронекрышками.

Бортовой кузов базового грузовика получил некоторые новые детали. В его передней и задней частях предлагалось устанавливать ящики для хранения боеприпасов. Верхние крышки ящиков были выполнены в виде сидений для артиллеристов. Вместо исходных деревянных бортов кузов получил броневые листы небольшой высоты, закрепленные на петлях. При подготовке к боевой работе борта следовало опускать в горизонтальное положение. В таком виде они увеличивали размеры площадки, доступной артиллеристам.

Перспективные броневики «Руссо-Балт Тип Т» предлагалось вооружить 76-мм противоаэростатными пушками Лендера. В кузове базового грузовика следовало монтировать тумбу со станиной и противооткатными устройствами. Последние состояли из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Также установка имела ручные приводы горизонтальной и вертикальной наводки. Обеспечивалось ведение огня в любом направлении (за исключением секторов, ограниченных кабиной) с углами возвышения от -5° до +65°.

Зенитный бронеавтомобиль «Руссо-Балт Тип Т»
Схема машины "Тип Т". Рисунок Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век


Противоаэростатная пушка имела ствол длиной 30,5 калибра. Для прицеливания орудие оснащалось оптической панорамой, дистанционным барабаном и угломерным кругом. Некоторые орудия этого типа также оснащались т.н. механизмом рассеивания конструкции Тарновского. Эта система автоматически меняла углы наведения орудия после каждого выстрела, обеспечивая создание огневой завесы и в определенной мере повышая эффективность стрельбы. Применялись ли механизмы рассеивания на броневиках «Тип Т» – неизвестно.

Для борьбы с воздушными целями новый зенитный броневик должен был использовать снаряды двух типов. Предлагались 76-мм фугасная граната и шрапнельный снаряд. Граната использовалась с головным взрывателем №3, шрапнельный снаряд – с трубками 22П или 28П. При выстреле начальная скорость 6,5-кг шрапнельного снаряда достигала 585-590 м/с. Максимальная дальность стрельбы составляла 8,3 км, максимальная высота полета атакуемой цели – до 5 км.

Возимый боекомплект броневика «Тип Т» состоял из 64 снарядов двух типов. Выстрелы укладывались в специальные кассеты с четырьмя ячейками в каждой. Бронеавтомобиль мог перевозить восемь таких кассет, по четыре в переднем и заднем ящиках грузовой площадки. Перед стрельбой кассету вынимали из ящика, после чего из нее поочередно извлекались снаряды.

Для увеличения размеров боезапаса предлагалось использовать специальные транспортные машины, которые могли бы следовать за зенитными броневиками и перевозить дополнительные снаряды. Эту технику планировалось строить на базе шасси «Руссо-Балт» модели «Тип М». Такие шасси должны были получать бронекорпус, аналогичный примененному на зенитных машинах. При этом транспортные машины имели только один ящик на грузовой площадке. Весь остальной объем бронированного бортового кузова отдавался под боеприпасы, топливо и другие грузы. По некоторым данным, нормальной нагрузкой для транспортной машины считались 24 кассеты с 96 снарядами и запас топлива.

Шасси «Тип Т», несмотря на достаточно высокие характеристики, не могло справиться с повышенной нагрузкой при стрельбе. По этой причине зенитный броневик получил набор упоров-аутригеров, предназначенных для передачи энергии отдачи на грунт. Машина имела три откидных упора: два устанавливались по бокам от орудийной тумбы, третья – в задней части рамы. Опускаясь на грунт, аутригеры поднимали машину и исключали передачу нагрузки на рессоры, сохраняя их ресурс. Боковые упоры получали по две тяги. Эти тяги с винтовыми механизмами обеспечивали оптимальное расположение упоров.

Зенитный бронеавтомобиль «Руссо-Балт Тип Т»
Броневик в походном положении. Артиллеристы заняли места в кузове, водители стоят возле кабины. Фото Aviarmor.net


Экипаж первого отечественного зенитного броневика должен был состоять из восьми человек. В его состав входили два водителя и шесть артиллеристов. Кроме того, два человека должны были управлять транспортной машиной. Таким образом, общая численность расчета всего зенитного «комплекса» достигала десяти человек.

Строительство броневиков «Тип Т» стартовало в конце 1914 года, до завершения изготовления 12 заказанных пушек. К этому времени были собраны первые четыре орудия, которые вскоре установили на броневиках. Четыре шасси были переданы Путиловскому заводу, который самостоятельно забронировал и вооружил их по новому проекту. Кроме того, это предприятие переоборудовало четыре шасси «Тип М» в транспортные машины или, как их тогда называли, «зарядные ящики».

Первая зенитная батарея, вооруженная новейшими бронеавтомобилями, была готова в феврале 1915 года и вскоре вышла на испытания. Проверки продолжались всего несколько недель и показали, что новая техника имеет большие перспективы и может быть полезной для войск. Кроме того, были определены основные методики применения машин.

Броневики «Руссо-Балт Тип Т» могли вести огонь только в стационарном положении. Эти машины должны были прибывать в указанное место, после чего расчетам следовало опускать аутригеры, раскрывать борта кузова и готовить орудия к стрельбе. Естественно, стрельба в движении была невозможной. Тем не менее, даже при существующих ограничениях новая техника позволяла повысить потенциал ПВО войск.

В марте 1915 года все имевшиеся в наличии зенитные броневики «Тип Т» и «зарядные ящики», а также некоторые другие машины с аналогичным вооружением были сведены в 1-ю отдельную батарею для стрельбы по воздушному флоту. Командиром этого соединения был назначен штабс-капитан Тарновский, принимавший самое активное участие в создании пушек и броневиков.

Зенитный бронеавтомобиль «Руссо-Балт Тип Т»
Транспортная машина на базе шасси "Руссо-Балт" модели "М". Фото Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век


20 марта батарею отправили на фронт, где она участвовала в боях до 1917 года. Первая известная победа батареи состоялась 30 мая 15-го. В этот день зенитчикам батареи, стоявшей в районе города Пултуск, удалось сбить один немецкий самолет. Другой примечательный день в истории батареи – 12 июня 1916 года. Прикрывая подразделения 5-й армии, батарея подверглась налету десяти вражеских самолетов. Усилиями артиллеристов этот вылет стал последним для трех аэропланов противника.

Судьба 1-й отдельной батареи для стрельбы по воздушному флоту отслеживается только до 1917 года. После этого информация о дальнейшей судьбе соединения отсутствует. Вероятно, в связи с политическими и социальными изменениями в стране батарея, как и некоторые другие подразделения армии, была расформирована. Дальнейшая судьба четырех зенитных броневиков и такого же количества «зарядных ящиков» тоже неизвестна. Они могли участвовать в гражданской войне или достаться противнику в качестве трофеев, но точные данные на этот счет отсутствуют.

Машины «Руссо-Балт Тип Т» стали первыми зенитными бронеавтомобилями в российских вооруженных силах. В дальнейшем были созданы несколько других машин этого класса, которые с переменным успехом применялись на фронтах. Позже на смену зенитным броневикам пришла иная военная техника со схожими боевыми задачами. В результате грузовик с противоаэростатной пушкой стал прародителем нового направления в развитии военной техники, развитие которого продолжается до сих пор.


По материалам:
http://aviarmor.net/
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. igordok 6 октября 2015 07:50
    Фото "Броневик в походном положении. Артиллеристы заняли места в кузове, водители стоят возле кабины. Фото Aviarmor.net" - какого года? Солдаты в ушанках? Очень часто слышал, что ушанки пошли от финнов.

    Спасибо. Постоянно узнаю, что-то новое.
  2. avt 6 октября 2015 08:41
    А Кирилл медленно но верно продолжает военно технические обзоры писать . good Ну и славно - есть где от Украины дух перевести. laughing
    avt
  3. амурец 6 октября 2015 08:47
    Вы знаете,когда меня призвали в армию и попал я в Комсомольский ЗРП.То в истории части видел две первые фотографии.(По крайней мере похожие). Я точно не помню уже что написано было на них.Но вот то что на базе личного состава 1-ой передвижной противоаэропланной батареи было создано 4-ре противоаэропланные железнодорожные батареи.В середине 20-х годов на базе 4-ой батареи был создан 27 отдельный зенитно- артилерийский дивизион. Этот дивизион из западных районов страны был переведён в город Спаск-Дальний.Точно уже не помню,кажется в годы ВОВ этот дивизион был переведён в город Комсомольск-на-Амуре.Потом этот дивизион переформировали в ЗРП.До сих пор этот полк существует,это в/ч31458.Если я в чём-то ошибаюсь,то прошу извинить.Но похожие фотографии я видел в клубе центра части,на стенде истории полка.Это было в конце мая 1969года перед принятием присяги.Специально проводилось занятие по истории части перед присягой.Потом я попал служить на точку и центр части попадал редко.Сами понимаете,было не до клуба.
  4. moskowit 6 октября 2015 20:57
    На последней фотографии Солдаты вооружены бебутами.

    "В 1907 году приказом № 287 по Военному ведомству бебут (кинжал кривой солдатский образца 1907 года) принят на вооружение русской армии.

    Принятие бебута на вооружение нижних чинов артиллерии вызвано поступлением с 1902 года в армию новых скорострельных орудий. Напряжённость работы обслуживающего орудия персонала значительно повысилась, а уставная артиллерийская шашка не позволяла совершать быстрые действия. Комиссия Главного артиллерийского управления, рассматривая вопрос о перевооружении артиллеристов, вынесла единодушное заключение о неудовлетворительности артиллерийской шашки. За введение кинжала высказалось 25 человек из 30. Основными доводами против кинжала были:

    отсутствие традиции владения кинжалами в русской армии (кроме Кавказа),
    ограниченные боевые возможности кинжала,
    отсутствие функций шанцевого инструмента.
    В качестве альтернативы бебуту предлагались укороченный тесак с пилой на обухе или топор. Доводы против кинжала командование посчитало серьёзными и перевооружение было отложено.

    В 1907 году бебутом заменили шашки у всех жандармов, кроме вахмистров. С 1908 года бебут состоит на вооружении младших чинов пулемётных команд. В 1909 году приказом по Военному ведомству № 187 от 17 (4 по старому стилю) мая бебут заменил шашки у всех нижних чинов артиллерийских войск, кроме конной и конно-горной артиллерии, фельдфебелей и фейерверкеров в полевой пешей, горной и парковой артиллерии и трубачей в управлениях пешей артиллерии. В 1910 году принят на вооружение нижних чинов конных разведчиков пехотных полков.



    В пешем строю бебут носился на поясе слева у портупейной пряжки, а в конном — сдвигался на левый бок[1]." (из Википедии)
  5. казак волгский 7 октября 2015 23:02
    хорошая статья! подробностей по этой машине не знал. спасибо. и реально от Украины хоть отдохнем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня