Military Review

How to tame nuclear decay

8
How to tame nuclear decay



The first Soviet nuclear power plant on the planet has created a whole industry in the global energy industry

Pyotr Kapitsa can be considered the “grandfather” of the first nuclear power plant in the world: it was he who sent the First Main Directorate “On the use of intra-atomic energy for peaceful purposes” established by the Council of People's Commissars of the USSR at 1945. President of the Academy of Sciences Sergey Vavilov agreed with the theses stated in the document, who took the lead in all the works on the peaceful uses of atomic energy. However, the practical execution of the plan became possible only by the end of 1940-x, when the USSR already had a full-fledged nuclear industry: plutonium was produced at the A-1 reactor at the Mayak plant in Ozersk from 1948, industrial production of enriched uranium was mastered.

And if during the war and in the postwar years the study and production of radioactive elements was carried out mainly for military purposes, then already on May 16 of the year 1949, the government issued a decree on the establishment of the first nuclear power plant. Igor Kurchatov was appointed scientific project manager, and Nikolai Dollezhal, a physicist and engineer, was appointed chief designer of the future reactor. First, the project was occupied by the Kurchatov Laboratory No. XXUMX of the USSR Academy of Sciences (later - the IAE named after IV Kurchatov). She proposed several variants of reactors, of which the Council of Ministers chose three: two uranium-graphite with water and gas cooling, respectively, and the third - beryllium uranium with gas or liquid metal cooling.

One instead of three


According to the original plan, all three reactors were supposed to work, which would rotate a single steam turbine and generator with a tiny 5000 kW power at present. As a result, instead of three, they decided to build one - a uranium-graphite - water-cooled reactor: the technologies required for its construction were tested in conventional thermal energy, and many other solutions were already used in Soviet industrial reactors that produced weapons plutonium (there were four such reactors at Mayak in the early 1950s).

However, another institution took up the practical construction of the nuclear power plant. The fact is that in constructing a nuclear power plant, it was still impossible to get away with the experience at the time of using industrial reactors, since the Mayak reactors operated at relatively low temperatures in the core, and the construction of the reactor, where the temperature of the materials was much higher, demanded a mass of new practical solutions. All this could be dealt with only by a specialized institution, which fully assumed this task. The Kurchatov Laboratory, which at that moment was working on the creation of the first Soviet atomic bomb, could not concentrate on developing these necessary solutions.

Laboratory B, one of the four laboratories established in 1945 during the atomic project and included in the Ninth Main Directorate of the NKVD, had the honor to engage in the development of the peaceful atom. It was located near the Obninskoye Moscow-Kiev railway station near Moscow. It was here that the first Soviet science city was to emerge. In June, the well-known theoretical physicist, corresponding member of the USSR Academy of Sciences Dmitry Blokhintsev became director of the laboratory 1950. The entire color of Soviet nuclear physics of that time was collected in the laboratory. German specialists from the laboratories of the Kaiser Wilhelm Institute and the University of Leipzig were also invited for research. At the suggestion of Kurchatov, all design materials for the uranium-graphite reactor were transferred to Laboratory B. And already in 1952, the construction of a nuclear power plant began on the site of the former village Pyatkino on the bank of the Protva. The choice of location was associated, among other things, with the need to take water to cool the reactor.

Half a century without fail


The construction of the nuclear power plant took about 2 years. The uranium-graphite power reactor of the channel type on thermal neutrons was named AM-1, which meant “Atomic Peace - 1”. Cooling with pressurized water was involved, and its heat output was approximately 30 MW. In March 1954, a trial launch of a zero-power reactor (the so-called critical test bench), assembled in one of the lab rooms, took place. The start-up made it possible to obtain a self-sustaining chain reaction of fissioning uranium nuclei, and engineers began to prepare a “real” reactor for launch.


Beloyarsk nuclear power plant in the Sverdlovsk region. Photo: Donat Sorokin / TASS

On the anniversary of Victory, 9 of May 1954, the reactor core was loaded with fuel channels that contained enriched uranium. When the 61 th fuel channel was introduced, a critical state was reached, and a self-sustaining chain reaction was started in the reactor. Later a fully active zone was loaded, which contained the 128 fuel channels: the reactor load was approximately 560 kg of uranium enriched in uranium-235 to 5 – 10%.

AM-1 earned, but for now idle. Only 26 June generator was connected to the power networks. In 17: 45 of the same day, the world's first nuclear power plant filed its first current network. By October, the Obninsk nuclear power plant reached the design parameters. For the successful implementation of the project, Blokhintsev, Dollezhal, and two other nuclear power plant designers, Andrei Krasin and Vladimir Malykh, were awarded the Lenin Prize. The world's first nuclear power plant opened the way to the use of atomic energy for peaceful purposes. The power she gave varied in different years: from 3 to 5 MW; its efficiency reached 17% (the efficiency of modern power plants is approximately 2 times higher).

In the sphere of the peaceful atom of the USSR, he was a pioneer: US President Dwight Eisenhower announced plans for the development of nuclear energy only in 1953, and, as is now believed, this statement was largely a propaganda trick designed to justify the growing budget spending for military purposes. And only in 1958, the first nuclear power plant was launched in Pennsylvania.

In 1960, Laboratory B was renamed the Physics and Energy Institute, which took up both theoretical research and training, and practical development. The country's first institute, created to develop atomic reactors, produced more than one generation of brilliant specialists in nuclear physics.

29 April 2002, the reactor of the first nuclear power plant, which worked for almost half a century (48 years), was permanently stopped. The reason is unprofitability: to keep the station in a safe condition became more expensive every year. The station, as they say, is morally obsolete: over the years of its work, more powerful and economical appeared. However, the experience of its operation had a great influence on the development of the Soviet atomic industry. For example, it was used in the construction of the Beloyarsk NPP with a capacity of 300 MW launched in the 1964 year. Over the years of operation of the Obninsk nuclear power plant, the world nuclear power industry has become a separate major industry of energy production.
Author:
Originator:
http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/kak-priruchit-yadernyiy-raspad-19022.html
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. PlotnikoffDD
    PlotnikoffDD 3 October 2015 06: 54 New
    +8
    A country destroyed by war found resources for everything. And she was ahead of everyone.
    1. Bongo
      Bongo 3 October 2015 08: 07 New
      12
      Quote: PlotnikoffDD
      A country destroyed by war found resources for everything. And she was ahead of everyone.

      The fact is that in power then there was HUMANcaring primarily about the interests of the country!
      1. shonsu
        shonsu 3 October 2015 08: 45 New
        -10
        there are two options, either dig it up or you can join it yourself.
        1. Bongo
          Bongo 3 October 2015 08: 51 New
          +6
          Quote: shonsu
          there are two options, either dig it up or you can join it yourself.

          Thanks for the advice of course fool But there is also a third option - the coming to power of a leader who will really care about the interests of the country and its people.
          1. washi
            washi 3 October 2015 10: 09 New
            +3
            Quote: Bongo
            Quote: shonsu
            there are two options, either dig it up or you can join it yourself.

            Thanks for the advice of course fool But there is also a third option - the coming to power of a leader who will really care about the interests of the country and its people.

            I join, but any leader needs a team.
            So far, I don’t see such a team.
            And the government can be against the wall in full strength.
            1. rosarioagro
              rosarioagro 3 October 2015 10: 45 New
              +3
              Quote: Vasya
              So far, I don’t see such a team.

              and you won’t see, because there is a completely different team
        2. zyablik.olga
          zyablik.olga 3 October 2015 10: 10 New
          +6
          Quote: shonsu
          there are two options, either dig it up or you can join it yourself.

          Do not tell others what they need to do and you will not know where you should go. repeat Our current government and, unfortunately, a certain number of visitors to this site are terribly afraid of the coming of a true statesman to power.
  2. Jurkovs
    Jurkovs 3 October 2015 12: 59 New
    -5
    I would not like to consider Peter Kapitsa as the grandfather of our nuclear power plants. At one time, he did not want to dirty his clean hands and refused to participate in the creation of the Soviet atomic bomb. Intelligent lousy.

Как приручить ядерный распад

Как приручить ядерный распад


Первая на планете советская атомная электростанция создала целую отрасль в мировой энергетике

«Дедушкой» первой в мире АЭС можно считать Петра Капицу: именно он еще в 1945 году направил в учрежденное при Совнаркоме СССР Первое главное управление записку «О применении внутриатомной энергии в мирных целях». С тезисами, изложенными в документе, согласился президент Академии наук Сергей Вавилов, взявший на себя руководство всеми работами по мирному использованию атомной энергии. Однако практическое исполнение замысла стало возможным лишь к концу 1940-х, когда у СССР уже имелась полноценная атомная промышленность: на реакторе А-1 завода «Маяк» в Озерске с 1948 года производился плутоний, было освоено в промышленном масштабе производство обогащенного урана.


И если в период войны и в послевоенные годы изучение и производство радиоактивных элементов велось в основном в военных целях, то уже 16 мая 1949 года правительство выпустило постановление о создании первой атомной электростанции. Научным руководителем проекта был назначен Игорь Курчатов, главным конструктором будущего реактора — физик и инженер Николай Доллежаль. Сперва проектом занималась курчатовская Лаборатория №2 АН СССР (впоследствии — ИАЭ им. И.В. Курчатова). Она предложила несколько вариантов реакторов, из которых Совет министров выбрал три: два уран-графитовых с водяным и газовым охлаждением соответственно, а третий — уран-бериллиевый с газовым или жидкометаллическим охлаждением.

Один вместо трех


По изначальному замыслу должны были заработать все три реактора, которые бы вращали единую паровую турбину и генератор с крошечной по нынешним временам мощностью 5000 кВт. В итоге вместо трех решили строить один — уран-графитовый — реактор с водяным охлаждением: технологии, требовавшиеся для его сооружения, были опробованы в обычной тепловой энергетике, а многие другие решения уже использовались в советских промышленных реакторах, производивших оружейный плутоний (на «Маяке» в начале 1950-х таких реакторов насчитывалось четыре).

Однако практическим сооружением АЭС занялось другое учреждение. Дело в том, что при сооружении атомной электростанции все-таки нельзя было обойтись имевшимся на тот момент опытом применения промышленных реакторов, ведь реакторы «Маяка» работали на относительно низких температурах в активной зоне, и строительство реактора, где температура материалов была на порядок выше, требовало массы новых практических решений. Всем этим могло заниматься лишь специализированное учреждение, полностью взявшее на себя эту задачу. Курчатовская лаборатория, которая в тот момент трудилась над созданием первой советской атомной бомбы, сосредоточиться на разработке этих необходимых решений не могла.

Честь заниматься развитием мирного атома выпала Лаборатории В, одной из четырех лабораторий, созданных в 1945 году в рамках атомного проекта и входивших в Девятое главное управление НКВД. Она находилась вблизи подмосковной станции Обнинское Московско-Киевской железной дороги. Именно здесь предстояло возникнуть первому советскому наукограду. В июне 1950 года директором лаборатории стал известный физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР Дмитрий Блохинцев. В лаборатории был собран весь цвет советской ядерной физики того времени. Для исследований были также приглашены немецкие специалисты из лабораторий Института кайзера Вильгельма и Лейпцигского университета. По предложению Курчатова все проектные материалы по уран-графитовому реактору были переданы Лаборатории В. И уже в 1952 году на месте бывшей деревни Пяткино на берегу Протвы началось возведение корпуса АЭС. Выбор места был связан, среди всего прочего, с необходимостью забора воды для охлаждения реактора.

Полвека без сбоев


Сооружение АЭС заняло около 2 лет. Уран-графитовый энергетический реактор канального типа на тепловых нейтронах получил название АМ-1, что означало «Атом мирный — 1». В нем было задействовано охлаждение водой под давлением, а его тепловая мощность составляла примерно 30 МВт. В марте 1954 года состоялся пробный запуск реактора нулевой мощности (так называемого критического стенда), собранного в одной из комнат лаборатории. Пуск позволил получить самоподдерживающуюся цепную реакцию деления ядер урана, и инженеры стали готовить к пуску «настоящий» реактор.

Как приручить ядерный распад

Белоярская атомная электростанция в Свердловской области. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

В годовщину Победы, 9 мая 1954 года, началась загрузка активной зоны реактора топливными каналами, в которых содержался обогащенный уран. При внесении 61-го топливного канала было достигнуто критическое состояние, и в реакторе запустилась цепная самоподдерживающаяся реакция. Позже была загружена полностью активная зона, вместившая 128 топливных каналов: загрузка реактора составила примерно 560 кг урана, обогащенного по урану-235 до 5–10%.

АМ-1 заработал, но пока вхолостую. Лишь 26 июня генератор был подсоединен к энергетическим сетям. В 17:45 того же дня первая в мире АЭС подала в сеть свой первый ток. К октябрю Обнинская атомная электростанция вышла на проектные параметры. За успешное воплощение проекта Блохинцеву, Доллежалю, а также двум другим проектировщикам АЭС — Андрею Красину и Владимиру Малыху — была присуждена Ленинская премия. Первая в мире АЭС открыла дорогу использованию атомной энергии в мирных целях. Мощность, которую она давала, в разные годы различалась: от 3 до 5 МВт; ее КПД доходил до 17% (КПД современных электростанций примерно в 2 раза выше).

В сфере мирного атома СССР оказался первопроходцем: о планах по развитию ядерной энергетики президент США Дуайт Эйзенхауэр объявил лишь в 1953 году, да и то, как сейчас считается, это заявление было во многом пропагандистским трюком, призванным оправдать растущие бюджетные расходы на военные цели. И лишь в 1958 году в Пенсильвании была запущена первая атомная станция.

В 1960 году Лабораторию В переименовали в Физико-энергетический институт, который занялся как теоретическими исследованиями и подготовкой специалистов, так и практическими разработками. Первый в стране институт, созданный для разработки атомных реакторов, выпустил не одно поколение блестящих специалистов по ядерной физике.

29 апреля 2002 года реактор первой АЭС, проработавшей почти полвека (48 лет), был навсегда остановлен. Причина — нерентабельность: поддерживать станцию в безопасном состоянии становилось с каждым годом все дороже. Станция, что называется, морально устарела: за годы ее работы появились более мощные и экономичные. Однако на развитие советской атомной промышленности опыт ее эксплуатации оказал огромное влияние. Например, он был использован при строительстве Белоярской АЭС мощностью 300 МВт, запущенной в 1964 году. За годы работы Обнинской АЭС мировая атомная энергетика превратилась в отдельную крупную отрасль производства энергии.
Автор: Илья Носырев
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/kak-priruchit-yadernyiy-raspad-19022.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. PlotnikoffDD 3 октября 2015 06:54
    Разрушенная войной страна находила ресурсы на всё. И была впереди всех.
    1. Bongo 3 октября 2015 08:07
      Цитата: PlotnikoffDD
      Разрушенная войной страна находила ресурсы на всё. И была впереди всех.

      Дело в том что у власти тогда был ЧЕЛОВЕК, заботящийся в первую очередь о интересах страны!
      1. shonsu 3 октября 2015 08:45
        тут два варианта, или выкопать его или можете сами к нему присоединиться.
        1. Bongo 3 октября 2015 08:51
          Цитата: shonsu
          тут два варианта, или выкопать его или можете сами к нему присоединиться.

          Спасибо за совет конечно fool Но есть ещё и третий вариант - приход во власть руководителя который будет реально заботится о интересах страны и населяющего его народа.
          1. вася 3 октября 2015 10:09
            Цитата: Bongo
            Цитата: shonsu
            тут два варианта, или выкопать его или можете сами к нему присоединиться.

            Спасибо за совет конечно fool Но есть ещё и третий вариант - приход во власть руководителя который будет реально заботится о интересах страны и населяющего его народа.

            Присоединяюсь, но любому руководителю нужна команда.
            Пока в верхах такой команды не вижу.
            А правительство можно к стенке полным составом.
            1. rosarioagro 3 октября 2015 10:45
              Цитата: вася
              Пока в верхах такой команды не вижу.

              и не увидите, потому как там совсем другая команда
        2. zyablik.olga 3 октября 2015 10:10
          Цитата: shonsu
          тут два варианта, или выкопать его или можете сами к нему присоединиться.

          Не говорите другим, что им надо делать и вы не узнаете куда вам стоит пойти. feel Наша нынешняя власть и к сожалению определенная часть посетителей этого сайта ужасно боится прихода к власти настоящего государственника.
  2. Jurkovs 3 октября 2015 12:59
    Не хотел бы Петра Капицу считать дедушкой наших АЭС. В свое время он не захотел марать своих чистеньких ручек и отказался участвовать в создании советской атомной бомбы. Интеллигент вшивый .

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня