Поэт деревни. Сергей Александрович Есенин

44


]«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».
А.М. Горький


Сергей Есенин появился на свет 3 октября 1895 в селе Константинове, лежащем в Рязанском уезде Рязанской губернии. Его мать, Татьяна Федоровна Титова, вышла замуж в шестнадцать лет, а отец, Александр Никитич, был старше ее на один год. Дома он бывал редко – подростком его отправили в московскую мясную лавку и с той поры Есенин-старший жил и работал там. Татьяна Федоровна же ютилась в одной избе вместе со свекровью, а когда женился брат мужа, двум снохам в доме стало тесно и начались ссоры. Мать Есенина пыталась получить развод, однако без разрешения супруга ничего не вышло. Тогда Татьяна Федоровна возвратилась в родительский дом и, дабы не быть обузой, отправилась на заработки, вверив двухлетнего Сережу своему отцу, Федору Андреевичу. У того уже жили трое взрослых неженатых сыновей, которым мальчуган был в забаву. Проказливые дядья то, уча трехгодовалого ребенка плавать, бросали с лодки в широкую Оку, то сажали на лошадь, пуская ее в галоп. Позднее, когда Сергей подрос, его отец Александр Никитич разделился с братом, семья того съехала, и отношения в доме Есениных стали налаживаться. В будущем про своих родителей великий поэт напишет: «...Где-то у меня живут отец и мать,/ Которым наплевать на все мои стихи,/ Которым дорог я, как поле и как плоть,/ Как дождик, что весной взрыхляет зеленя./ Они бы вилами пришли вас заколоть/ За каждый крик ваш, брошенный в меня».

Есенины были людьми набожными, и нередко Татьяна Федоровна вместе со свекровью и маленьким Сережей ходили паломниками по монастырям. В доме их часто останавливались странствующие слепцы, среди которых попадались прекрасные исполнители духовных стихов. По воскресеньям мальчик посещал церковь. В целом же есенинское детство сильно напоминало описанные Марком Твеном приключения его заокеанского ровесника Тома Сойера. Сам поэт впоследствии говорил про себя: «Худощавый и низкорослый,/ Средь мальчишек всегда герой,/ Часто, часто с разбитым носом/ Приходил я к себе домой».


Дом, где родился С. А. Есенин. Константиново


В восемь лет Есенин, подражая залихватским местным частушкам, впервые попробовал складывать стихи. А в сентябре 1904 Сергей пошел в земское четырехгодичное училище. Проучился он там, к слову, пять лет, поскольку из-за плохого поведения был оставлен на второй год в третьем классе. Зато окончил училище с похвальным листом, что для Константиново было большой редкостью. К тому времени Есенин уже довольно много читал, пугая свою неграмотную мать, со вздохом говорившую: «Снова пустоту листаешь! Дьячок в Федякине тоже любил читать. До того дочитался, что с ума сошел». В 1909 Есенина, – коль он такой книжник, – послали учиться в церковную школу в дальнем торговом селе Спас-Клепики. Согласно рассказам преподавателей, отличительной особенностью характера Сергея являлась «веселость, жизнерадостность и даже какая-то избыточная смешливость». К тому времени он уже активно писал стихи, однако учителя не находили в них ничего выдающегося. Большинство товарищей его были прилежны и усердны и над ними, по воспоминаниям, Есенин «прямо-таки издевался». Дело нередко доходило до драки, и в потасовке он часто бывал пострадавшим. Однако не жаловался никогда, в то время как на него часто жаловались: «И навстречу испуганной маме/ Я цедил сквозь кровавый рот:/ «Ничего! Я споткнулся о камень,/ Это к завтраму все заживет».

В шестнадцать лет (1911) Сергей Александрович окончил церковную учительскую школу. Следующим шагом являлось поступление в столичный учительский институт, однако поэт не сделал этого: «Дидактика и методика так осточертели мне, что я даже слушать не захотел». Год спустя Есенин по вызову отца выехал в Москву. В столице для него нашли место в хозяйстве мясника Крылова. Но в конторщиках (по-нынешнему «офисных работниках») Сергей Александрович продержался недолго, и, дабы быть ближе к любимым книгам, устроился продавцом в книжной лавке. Затем он работал экспедитором в знаменитом Товариществе Сытина, а потом там же помощником корректора. В те годы он много читал, тратя все заработанные деньги на новые журналы и книги. Также он продолжал сочинять стихи и безрезультатно предлагал их различным редакциям. Отец при этом ругал сына: «Работать нужно, а ты стишки катаешь...».

В 1913 Есенин поступил в Народный университет Шанявского и по вечерам слушал там лекции по литературе. А вскоре он встретил Анну Изряднову, которая была старше его на четыре года и работала корректором в типографии Сытина. Они стали жить вместе в скромной комнате около Серпуховской заставы. В это время Сергей Александрович устроился корректором в типографию Чернышева-Кобелькова, однако работа отнимала у него слишком много сил и времени, и вскоре он уволился. В конце 1914 у поэта родился первенец Юрий. Изряднова говорила: «На сына он смотрел с любопытством и все повторял: «Вот я и отец». Потом привык, качал, убаюкивал, пел песни над ним». А в январе 1915 в детском журнале «Мирок» было напечатано первое произведение Есенина – ныне хрестоматийный стих «Береза». Но все это было лишь преддверием...

В одном из писем другу Сергей Александрович сообщал: «Москва не двигатель литературного развития, всем готовым она пользуется из Петербурга... Здесь нет ни единого журнала. А те, которые есть, годны только на помойку». Вскоре молодой и никому не известный литератор «неожиданно грянул в Петербург». Со стихами, перевязанными деревенским платком, Есенин прямо с вокзала направился к самому Блоку. К тому времени у «похожего на херувима» деревенского мальчика было готово более шестидесяти стихотворений и поэм, среди которых такие известнейшие строки: «Если крикнет рать святая:/ «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая,/ Дайте родину мою». После Есенин рассказывал, как, увидев «живьем» Блока, сразу от волнения вспотел. Впрочем, в пот поэта могло бросить могло и по другой причине – к Александру Александровичу он пришел в дедовских валенках и нагольном тулупе, а на дворе в то время бурлила весна 1915. Разумеется, это был маскарад, своего рода наживка, на которую тотчас попалась столичная богема. Деревенский самородок в петербургской литературной среде произвел настоящий фурор. Все хотели видеть в нем поэта «только от сохи», – и Сергей Александрович подыгрывал им. Да ему это и не составляло труда – вчерашние московские дни в сравнении с деревенскими были довольно коротки. Блок дал рязанскому парню рекомендательное послание к литератору Сергею Городецкому, увлекавшемуся панславизмом. У Сергея Митрофановича поэт и поселился. Позже Есенин, тронутый вниманием Александра Александровича, утверждал, что «Блоку простил бы все». Городецкий также вручил поэту рекомендательное письмо к Миролюбову – издателю «Ежемесячного журнала»: «Приласкайте этот молодой талант. У него в кармане рубль, а в душе богатство».

По словам одного критика, «литературная летопись не знала более легкого и быстрого вхождения в литературу». Городецкий отмечал «С первых же строк мне стало ясно, какая пришла радость в русскую поэзию». Ему вторил Горький: «Город встретил Есенина с восхищением, каким обжора встречает в январе землянику. Стихи его стали хвалить неискренне и чрезмерно, как умеют хвалить завистники и лицемеры». Однако Есенина не только «неискренне и чрезмерно» хвалили – на одном чопорном приеме поэтесса Зинаида Гиппиус, наведя на валенки Есенина свой лорнет, громко произнесла: «А какие на вас занятные гетры!». Все присутствующие снобы покатились со смеху. Чернявский вспоминал: «Он бродил как в лесу, улыбался, озирался, еще ни в чем не был уверен, однако крепко в себя верил... Этой весной Сережа прошел среди нас... прошел, найдя великое множество приятелей, и, быть может, ни одного друга».

Всего за пару месяцев «чудесный весенний мальчик» покорил Санкт-Петербург и в конце апреля 1915 отбыл обратно в деревню. Летом столичные журналы печатали подборки есенинских стихов. В октябре этого же года Сергей Александрович вернулся в Северную столицу и близко сошелся с поэтом, представителем новокрестьянского направления Николаем Клюевым. Влияние Николая Алексеевича на Есенина в 1915-1916 годах было огромно. Городецкий писал: «Чудесный поэт и хитрый умник, обаятельный своим творчеством вплотную примыкавший к духовным стихам и былинам севера, Клюев, несомненно, овладел юным Есениным...». Любопытно, что периоды дружбы Сергея Александровича и «олонецкого гусляра» сменялись периодами ненависти – Есенин бунтовал против авторитета товарища, отстаивая и утверждая свою самобытность. Несмотря на дальнейшие расхождения, до последних дней Есенин выделял Клюева из толпы окружавших его приятелей, а однажды признался, что это единственный человек, которого он по-настоящему любит: «Отними... Блока, Клюева – что же останется у меня? Хрен и трубка, как у турецкого святого».

В мире между тем шла Первая мировая война. В январе 1916 при помощи Клюева вышла есенинская книга стихов «Радуница», и в том же январе его призвали на военную службу. Зачислен он был санитаром в Царскосельский полевой военно-санитарный поезд, приписанный к лазарету, находящемуся под опекой императрицы. В составе этого поезда Сергей Александрович побывал на передовой. Для раненых в лазарете нередко проводили концерты, и на одном из таких представлений в середине 1916 Есенин в присутствии императрицы и великих княжон прочитал свои работы. В конце выступления Александра Федоровна произнесла, что стихи очень красивы, но грустны. Поэт отметил, что такова вся Россия. Встреча эта имела роковые последствия. В салонах «передовых» либералов, где еще недавно «блистал» Сергей Александрович, поднялась буря негодования. Поэт Георгий Иванов писал: «Чудовищный слух подтвердился – гнусный поступок Есенина не выдумка и не навет. Наш Есенин, «душка», «прелестный мальчик» представлялся Александре Федоровне, читал стихи ей и получил разрешение посвятить императрице целый цикл в новой книге!». Богатая либеральная дама Софья Чацкина, на чьи средства выходил журнал «Северные записки», рвала на пышном приеме рукописи Есенина, выкрикивая: «Пригрели змею. Новый Распутин». Книга Есенина «Голубень» вышла в 1917, но в последний момент подвергшийся либеральной выволочке поэт снял посвящение императрице.

После февраля 1917 Сергей Александрович самовольно покинул армию и примкнул к эсерам, работая с ними «как поэт, а не как партийный». Весной этого же года он познакомился с молоденькой секретаршей-машинисткой левоэсеровской газеты «Дело народа» Зинаидой Райх. Летом он пригласил девушку отправиться вместе с ним на пароходе к Белому морю, а на обратном пути сделал ей предложение. Брак был скоропалительным, и первое время новобрачные жили врозь. Но вскоре Есенин снял две меблированные комнаты на Литейном проспекте и перебрался туда с молодой женой. В то время он много печатался, и платили ему хорошо. Чернявский вспоминал, что молодые «несмотря на начавшуюся голодовку, умели быть приветливыми хлебосолами» – домашнему укладу Сергей Александрович всегда придавал огромное значение.

Вихрь революции закружил поэта, как и многих других. Позднее Есенин напишет: «За время войны и революции судьба толкала меня из стороны в сторону». В 1918 он вернулся в ставшую столицей Москву, дописал поэму «Инония» и примкнул к группе литераторов-пролеткультовцев. В тот момент Сергей Александрович пытался утвердить собственную поэтическую школу, но не нашел отклика у товарищей. Союз с пролетарскими поэтами продолжался недолго, разочаровавшийся в них Есенин позднее (в 1923) написал: «Как бы не рекомендовал и не хвалил Троцкий разных Безымянских, грош цена пролетарскому искусству...».

1919 Есенин считал самым важным годом своей жизни. Он сообщал: «Зиму мы тогда прожили в пяти градусах комнатного холода. У нас не имелось ни полена дров». К тому времени он, по сути, расстался с Зинаидой Райх, отправившейся к родным в Орел, да так и застрявшей там – в мае 1918 она родила дочь Есенина Татьяну. Позднее в Орле был официально расторгнут ее брак с Есениным. Второй ребенок – мальчик Костя – появился на свет уже после их развода. По словам поэта Мариенгофа, Сергей Александрович, взглянув на младенца, тотчас отвернулся: «Есенины не бывают черными». Тем не менее, фотокарточку подросших детей он всегда держал в кармане.

Сам Сергей Александрович в то время не оставлял мыслей о создании нового литературного направления. Он объяснял товарищу: «Слова, как старые монеты, стерлись, потеряв первородную поэтическую силу. Мы не можем создавать новые слова, однако нашли способ оживлять мертвые, заключая их в яркие поэтические образы». В феврале 1919 Есенин совместно с поэтами Анатолием Мариенгофом, Рюриком Ивневым и Вадимом Шершеневичем основал «Орден имажинистов» (литературного направления, представители которого определяли целью творчества создание образа) и выпустили известный Манифест. Литературные вечера имажинистов проводились в литературном кафе «Стойло Пегаса», где Сергею Александровичу, несмотря на «сухой закон», безотказно подавали водку. Кроме того поэт и его сподвижники публиковались в журнале под интересным названием «Гостиница для путешествующих в прекрасное», а также имели свой книжный магазин. В имажинизме, согласно Городецкому, Есенин нашел «противоядие против деревни» – рамки эти стали тесны для него, теперь он не хотел быть лишь крестьянским поэтом и «сознательно шел на то, чтобы стать первым российским поэтом». Критики же поспешили объявить его «хулиганом», и хулиганство для Сергея Александровича стало не только поэтическим образом, но и образом жизни. В заснеженной Москве 1921, когда все ходили в валенках и ушанках, Есенин с приятелями разгуливал в цилиндре, фраке и лаковых штиблетах. Полой фрака поэт мог шаловливо вытереть разлившееся по столу вино, свистнуть по-мальчишечьи в три пальца так, что люди разбегались в стороны, а про цилиндр сообщал: «Я хожу в цилиндре не для женщин —/ В глупой страсти сердце жить не в силе —/ В нем удобней, грусть свою уменьшив,/ Золото овса давать кобыле». В начале двадцатых годов имажинисты изъездили всю страну – один из товарищей Мариенгофа по гимназии стал крупным железнодорожным чиновником и имел в распоряжении салон-вагон, предоставляя в нем друзьям постоянные места. Нередко Есенин сам разрабатывал маршрут очередной поездки. В ходе одного из путешествий прямо в поезде Сергей Александрович написал известную поэму «Сорокоуст».

В конце 1920 в кафе «Стойло Пегаса» поэт познакомился Галиной Бениславской, работавшей в то время в ЧК у Крыленко. Согласно некоторым сведениям она была приставлена к поэту в качестве секретной сотрудницы. Однако и агенты способны влюбляться. Не имеющий своего угла Сергей Александрович время от времени жил у Галины Артуровны, которая безответно любила его. Она всячески помогала поэту – вела его дела, бегала по редакциям, заключала договоры на выпуск стихов. А в голодном 1921 в столицу России приехала прославленная танцовщица Айседора Дункан, бредившая идеей детского интернационала – залога будущего братства всех народов. В Москве она собиралась основать детскую школу танца, собрать в нее сотни детей и обучить их языку движений. Под школу-студию «великой босоножки» отвели огромный особняк на Пречистенке, и она поселилась там в одном из раззолоченных залов. С Сергеем Александровичем, бывшем моложе ее на восемнадцать лет, Айседора познакомилась в мастерской художника Якулова (также имажиниста) и мгновенно с ним сошлась. Существует мнение, что Есенин напоминал ей маленького сына, погибшего в автомобильной аварии. Любопытно, что поэт не знал ни единого иностранного языка, говоря: «Не знаю и знать не хочу – боюсь запачкать родной». Позже из Америки он писал: «Кроме русского языка не признаю никакого другого и держу себя так, что если кому любопытно говорить со мной, то пусть по-русски учится». На вопросы, как же он объясняется с «Сидорой», Есенин, активно двигая руками, показывал: «А вот так – моя-твоя, твоя-моя... Ее не проведешь, она все понимает». Рюрик Ивнев также удостоверял: «Чуткость Айседоры была поразительной. Она безошибочно улавливала все оттенки настроения собеседника, не только мимолетные, но почти все, что прятались в душе».



Сергей Александрович, отправивший тем временем в печать «Пугачева» и «Исповедь хулигана», бывал у танцовщицы каждый день и, в конце концов, перебрался к ней на Пречистенку. Разумеется, молодые имажинисты увязались за ним. Возможно, чтобы увезти поэта от них, Айседоре Дункан предложила Есенину отправиться с ней в совместное мировое турне, в котором она будет танцевать, а он – читать стихи. Накануне отъезда они поженились, причем оба взяли двойную фамилию. Поэт веселился: «Отныне я – Дункан-Есенин». Весной 1922 новоиспеченные супруги улетели за границу. Горький, с которым поэт встретился за рубежом, об отношениях их писал: «Эта известная женщина, прославляемая тысячами тонких ценителей пластики, рядом с невысоким, изумительным поэтом из Рязани являлась полнейшим олицетворением всего, что было ему не нужно». К слову, на их встрече Сергей Александрович читал Горькому одну из первых версий «Черного человека». Алексей Максимович при этом «плакал... слезами плакал». Впоследствии известный критик Святополк-Мирский определил поэму, как «одну из высших точек поэзии Есенина». Сам поэт, по свидетельствам друзей, считал, что это «лучшее, что он когда-нибудь сделал».

За границей стареющая Айседора стала закатывать поэту дикие сцены ревности, колотила посуду, а однажды устроила такой разгром в гостинице, в которой скрылся уставший от нее Сергей Александрович, что ей пришлось заложить имущество, дабы оплатить представленный счет. Есенин же в то время слал домой отчаянные письма: «Париж – зеленый город, только у французов дерево какое-то скучное. Поля за городом расчесанные и прибранные, фермы беленькие. А я, между прочим, взял ком земли – и ничем он не пахнет». Уже вернувшись домой, он рассказывал друзьям: «Как только мы прибыли в Париж, я захотел купить корову – решил верхом на ней проехать по улицам. Вот смех был бы!» Между тем Франц Элленс, бывший переводчиком стихотворений Есенина, отмечал: «Этот крестьянин являлся безукоризненным аристократом». Еще одни любопытные строки из письма Есенина Мариенгофу: «Все здесь прибрано, выглажено под утюг. Твоему взору это на первых порах бы понравилось, а потом и ты начал бы себя хлопать по коленям и как собака скулить. Сплошное кладбище – все люди эти, которые быстрее ящериц снуют, и не люди вовсе, а могильные черви. Их дома – гроба, материк – склеп. Кто жил здесь, тот давным-давно умер, и его помним лишь мы. Ибо черви не могут помнить».

В Америку Дункан и Есенин приплыли на огромном океанском лайнере «Париж». Турне сопровождался скандалами – Айседора танцевала под звуки Интернационала с красным флагом в руках, в Бостоне конная полиция, разгоняя зрителей, въехала прямо в партер, журналисты не давали проходу паре, а сам поэт писал: «В Америке искусство никому не нужно... Душа, которую в России меряют на пуды, не нужна здесь. В Америке душа – это неприятно, как расстегнутые брюки». Пробыв за рубежом больше года, в августе 1923 Айседора Дункан и Есенин возвратились в Россию, чуть ли не с перрона вокзала разойдясь в разные стороны. Вернувшийся домой Сергей Александрович, по словам товарищей, «как ребенок радовался всему, трогал руками деревья, дома...».

Наступило время НЭПа, и в литературных кафе начали появляться люди в мехах, воспринимавшие чтение поэтами стихов, как еще одно блюдо в меню. Есенин на одном из таких выступлений, выйдя на сцену последним, воскликнул: «Вы полагаете, я вышел стихи вам читать? Нет, я затем вышел, чтобы послать вас в... Шарлатаны и спекулянты!..» Люди повскакивали с мест, началась драка, вызвали милицию. Подобных скандалов с приводами за Сергеем Александровичем числилось немало, а на все вопросы о них поэт отвечал: «Все идет от злости на мещанство, поднимающее голову. Надо в морду бить его хлестким стихом, ошарашивающим, непривычным образом, если хочешь, скандалом – пусть знают, что поэты – люди неуживчивые, беспокойные, враги болотного благополучия». Один же из критиков отмечал, что «хулиганство» поэта являлось «явлением чисто наносным, носимым из озорства и жажды слыть оригинальным... Предоставленный себе, он бы пошел некрикливой и спокойной дорогой... поскольку в поэзии он – Моцарт».

Осенью 1923 у Есенина появилось новое увлечение – актриса Августа Миклашевская. Познакомила его с ней жена Мариенгофа, обе выступали в Камерном театре. Влюбленные прогуливались по Москве, сидели в кафе имажинистов. Актрису изумлял странная манера общения имажинистов. Она писала в воспоминаниях, что трезвый Сергей Александрович и его поэзия товарищам была не нужна, их устраивали его знаменитые скандалы, привлекавшие в кафе любопытных. Необходимо сказать, что Есенин в то время полушутя-полусерьезно примеривал на себя роль поэтического наследника Александра Пушкина и даже носил (вместе с пресловутым цилиндром) пушкинскую крылатку. Было в этом много игры, маскарада и эпатажа. Рюрик Ивнев, к примеру, утверждал, что поэт «обожал балагурить и шутить, делая это настолько умно и тонко, что ему почти всегда удавалось ловить людей «на удочку». Очень скоро Есенин и Миклашевская расстались.



С конца 1923 и до марта 1924 Сергей Александрович находился в больницах – то на Полянке (с чем-то вроде расстройства психики), то в Шереметьевской больнице (то ли поранив руку, то ли порезав вены), то в Кремлевской клинике. К слову, существует множество любопытных рассказов друзей и знакомых поэта, свидетельствующих о том, что Есенин болел манией преследования. Например, поэт Николай Асеев писал, что Есенин «шепотом говорил ему о том, что за ним следят, что одному ему нельзя ни минуты оставаться, что он тоже не промах и живым в руки не дастся». Однако у Сергея Александровича имелись основания для опасений. Осенью 1923 Есенин, Клычков, Орешин и Ганин оказались втянуты в «Дело четырех поэтов». Суд постановил вынести им «общественное порицание», в СМИ поэтов обвинили в «черносотенном, хулиганском и антиобщественном поведении, а также идеализме и мистицизме», на страницах журналов и газет гулял термин «есенинщина». А в ноябре 1924 был арестован поэт Алексей Ганин (помимо прочего свидетель Есенина на венчании с Райх), объявлянный главой «Ордена русских фашистов». Его расстреляли в марте 1925, а в 1966 реабилитировали в связи с «отсутствием состава преступления». В общей сложности после возвращения из-за границы на Есенина завели свыше десятка дел – причем все заявители прекрасно ориентировались в уголовном законодательстве, мгновенно указывая в милиции статьи уголовного кодекса, по которым следовало привлечь поэта. Стоит отметить, что в 1924 Есенин разорвал отношения с Мариенгофом. Ссора в описании свидетелей была довольно странная, но с тех пор пути двух поэтов разошлись навсегда. А в апреле 1924 Сергей Александрович отказался сотрудничать с имажинистами. В тот момент он замыслил основать новый журнал под названием «Московитянин» и, по словам приятелей, снова стал «поглядывать в сторону «мужиковствующих»: Клюева, Клычкова, Орешина». Однако с журналом ничего не вышло.

В 1924 Есенин написал потрясающий цикл «Персидские мотивы» и закончил работу над поэмой «Анна Снегина». Любопытно, что на нее, когда Сергей Александрович был жив, не появилось ни одного отклика. Также было и с другими поэмами. Городецкий отмечал: «Вся его работа была лишь блистательным началом. Если бы доля того, что ныне говорится о нем и пишется, Есенин услышал при жизни, возможно, это начало имело такое же продолжение. Однако бурное творчество не отыскало своего Белинского».

Стоит отметить, что Есенин с огромной нежностью относился к детям и к зверям. В двадцатые годы в разоренной России было полно беспризорников. Поэт не мог спокойно пройти мимо них, подходил к маленьким босякам и давал им денег. Как-то раз в Тифлисе Сергей Александрович залез в коллектор, в котором на нарах лежали и сидели завшивевшие, выпачканные угольной пылью мальчуганы. Общий язык с «Оливерами Твистами» (так Есенин назвал беспризорников в «Руси бесприютной») поэт нашел мгновенно, началась густо пересыпаемая жаргонизмами оживленная беседа. Франтовский наряд Сергея Александровича совершенно не смутил бездомных подростков, они сразу же признали поэта за своего.

Семейная неустроенность и бесприютность тяготила Есенина – последний год он то маялся по больницам, то путешествовал по Кавказу, то жил в Брюсовском переулке у Галины Бениславской. Сестры поэта – Катя и Шура, – которых Сергей Александрович перевез в столицу, жили тут же. Практически в каждом письме Есенин давал Бениславской поручения забрать деньги за его стихи в издательствах и журналах и потратить их на содержание сестер. Когда же Есенин находился в городе, в дом Бениславской приходили его многочисленные товарищи. Сестры вспоминали, что Есенин никогда не пил один, а выпив, быстро хмелел и становился необузданным. В это же время один из его друзей отметил: «Как-то по-новому стали глядеть его немного выцветшие глаза. Есенин производил впечатление человека, обожженного каким-то гибельным внутренним огнем... Как-то он сказал: «Знаешь, я надумал жениться, такая жизнь мне надоела, угла своего не имею».

В марте 1925 Сергей Александрович познакомился с двадцатипятилетней внучкой Льва Толстого, которую звали Софьей Андреевной, – в точности, как жену великого писателя. Сестра Есенина так описывала ее: «Девушка очень напоминала своего дедушку – резкая и властная в гневе, сентиментальная и мило улыбающаяся в хорошем настроении». Весной 1925 Есенин уехал на Кавказ. Это была не первая поездка поэта в извечное место ссылки русских писателей. В первый раз Сергей Александрович побывал там осенью 1924 и, перебираясь с места на место, прожил на Кавказе целых полгода.

В мае 1925 Есенин прибыл в Баку. Любопытно, что в поезде у Сергея Александровича украли верхнюю одежду, и, в итоге, литератор простыл и заболел. С диагнозом «катар правого легкого» ему пришлось пройти курс лечения в бакинской больнице. А на Троицу поэт выехал на родину. Дома было нехорошо – еще в 1922, когда Есенин находился за границей, в Константинове случился страшный пожар. Полсела выгорело, полностью сгорел отцовский дом. На страховку родители Есенина приобрели шестиаршинную избушку, поставив ее в огороде, а строиться начали только после возвращения сына из-за границы. Однако страшнее всего для поэта, явился распад веками налаженного крестьянского мира. Друзьям Есенин рассказывал: «Побывал в деревне. Там все рушится... Нужно самому оттуда быть, чтобы понять... Всему конец». Из деревни Сергей Александрович привез новые стихи и сразу же сделал предложение Софье Толстой. В июле они отправлились отдыхать в Баку, вернулись в Москву в начале сентября, а 18 числа – сочетались законным браком. Событие это было отмечено в узком семейном кругу. Молодые поселились в квартире Толстой, расположенной в Померанцевом переулке. Чуть ли не в первую неделю после женитьбы Есенин написал товарищу, что «все, на что надеялся я и о чем мечтал, рассыпается прахом. Жизнь семейная не клеится и хочется сбежать. Но куда?». Есенина навещали друзья, и на вопрос, как живется, поэт, указывая на десятки портретов и фотографий Льва Толстого, говорил: «Уныло. Надоела борода...».

В последний месяц жизни поэта события развивались стремительно – 26 ноября 1925 Есенин лег в психоневрологическую клинику профессора Ганнушкина и там плодотворно работал. 7 декабря он отправил своему товарищу, поэту Вольфу Эрлиху телеграмму: «Немедленно отыщи две-три комнаты. Переезжаю жить Ленинград». 21 декабря Сергей Александрович покинул клинику, снял со сберкнижки все свои деньги и 23 числа вечерним поездом отправился в Северную столицу. По прибытии в Ленинград Есенин известил одного из друзей, что к жене более не вернется, своих сестер перевезет сюда же, организует здесь свой журнал, а также напишет «крупную прозаическую вещь – роман или повесть». 28 декабря 1925 Сергей Александрович был найден мертвым в пятом номере известной гостиницы «Англетер».

Незадолго до смерти Есенин сказал – хватит автобиографий, пусть остается легенда. Так и вышло – Сергей Александрович один из самых распространенных мифов двадцатого века. Согласно официальной версии, поэт, находясь в состоянии черной меланхолии, повесился на трубе парового отопления, использовав веревку от чемодана, подаренного ему Горьким. Версию эту подтверждают документальные свидетельства – акт о вскрытии, справки о смерти, прощальное письмо самого Есенина, сунутое накануне Эрлиху. Согласно другой версии в смерти поэта было виновно ЧК. Бесчисленные выпады против большевиков (по словам писателя Андрея Соболя, «так крыть большевиков, как публично это делал Есенин, в голову не могло прийти никому, каждый, сказавший десятую долю, давно был бы уже расстрелян»), ссора на Кавказе с влиятельным Яковом Блюмкиным (который даже стрелял в поэта, точно Мартынов, да промахнулся), Троцкий, оскорбленный поэмой «Страна негодяев», – все это вполне могло заставить чекистов устранить, на их взгляд, зарвавшегося поэта. По другим предположениям убийство не входило в их планы, Сергея Александровича в обмен на избавление от судебных тяжб хотели сделать лишь осведомителем. А когда взбешенный Есенин кинулся на провокаторов, его убили. Отсюда и огромный синяк над глазом поэта, списанный на ожог от горячей трубы отопления, и разгром в комнате, и исчезнувшие туфли и пиджак поэта, и поднятая рука, которой еще живой Есенин, силился стащить веревку с горла. Молодой имажинист Вольф Эрлих, который якобы нашел у себя предсмертное письмо, впоследствии оказался секретным сотрудником ЧК. Классические тридцать сребренников к этому варанту прилагаются – снятых Есениным денег при нем не нашли.

Поэт деревни. Сергей Александрович Есенин

Трагична оказалась судьба и некоторых женщин Есенина. Его первая супруга Зинаида Райх была зверски зарезана в собственной квартире в ночь на 15 июля 1939. Вторая жена поэта Айседора Дункан пережила его на год и девять месяцев. Она погибла в аварии – красная шаль, соскользнув за борт гоночной машины, накрутилась на колесо, танцовщица умерла мгновенно. Галина Бениславская спустя год после смерти Сергея Александровича застрелилась на его могиле. Револьвер, к слову, дал пять (!) осечек.

В русской традиции крайне важно, как человек умер. За неразгаданной гибелью поэта видится жертва, и это, бросая сияющий луч на его судьбу, возносит Есенина на поднебесную высоту. Критик Святополк-Мирский писал в 1926: «Для русского читателя не любить Есенина теперь признак или слепоты, или какой-то моральной дефектности». Как бы ни пытались эстеты и снобы умалить и снизить роль Сергея Александровича в литературе, наклеивая ярлыки «поэта для толпы», «для простаков», «для быдла», «для бандитов», – в народном сознании Есенин остается Первым поэтом двадцатого века.

По материалам сайта http://esenin.su/ и еженедельного издания «Наша история. 100 великих имен»
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    3 октября 2015 05:53
    «Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

    Мне осталась одна забава:
    Пальцы в рот — и веселый свист.
    Прокатилась дурная слава,
    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!
    Много в жизни смешных потерь.
    Стыдно мне, что я в бога верил.
    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!
    Все сжигает житейская мреть.
    И похабничал я и скандалил
    Для того, чтобы ярче гореть.

    Дар поэта — ласкать и карябать,
    Роковая на нем печать.
    Розу белую с черною жабой
    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись
    Эти помыслы розовых дней.
    Но коль черти в душе гнездились —
    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,
    Отправляясь с ней в край иной,
    Я хочу при последней минуте
    Попросить тех, кто будет со мной,-

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
    За неверие в благодать
    Положили меня в русской рубашке
    Под иконами умирать.


    Да ЧК его убило,он любил жизнь,и вряд ли бы повесился и факты тоже говорят что это дело рук ЧК.
    1. +6
      3 октября 2015 10:10
      Цитата: Игорь39
      Да ЧК его убило,он любил жизнь,и вряд ли бы повесился и факты тоже говорят что это дело рук ЧК.


      Есенин был настоящим русским человеком и поэтом! Чекистские шныри Блюмкины и военначальники-командармы Троцкие, Тухачевские изо всех сил заливали страну кровью, видных русских людей и лидеров ненавидели и уничтожали всеми способами: провокациями, артиллерией, газами...
      1. +9
        3 октября 2015 11:50


        Душа грустит о небесах...
        Душа грустит о небесах,
        Она не здешних нив жилица.
        Люблю, когда на деревах
        Огонь зеленый шевелится.
        То сучья золотых стволов,
        Как свечи, теплятся пред тайной,
        И расцветают звезды слов
        На их листве первоначальной.
        Понятен мне земли глагол,
        Но не стряхну я муку эту,
        Как отразивший в водах дол
        Вдруг в небе ставшую комету.
        Так кони не стряхнут хвостами
        В хребты их пьющую луну...
        О, если б прорасти глазами,
        Как эти листья, в глубину.
        Сергей Есенин

        рис. Валерия Скобеева «С. Есенин. Последний поэт деревни»
  2. -3
    3 октября 2015 06:08
    Не знаю, какое отношение имеет С. Есенин к ВО, поэтому минимум, как недоумение.
    Хотя к самому поэту никаких претензий нет.
    Ведь он наш, он РУССКИЙ.
    1. +19
      3 октября 2015 06:16
      Цитата: a.s.zzz888
      Не знаю, какое отношение имеет С. Есенин к ВО, поэтому минимум, как недоумение.
      Хотя к самому поэту никаких претензий нет.
      Ведь он наш, он РУССКИЙ.

      Есенин - это часть души русского народа и поэтому отношение имеет во всём, в т.ч. и к ВО.
      1. -10
        3 октября 2015 09:45
        "Есенин - это часть души русского народа и поэтому отношение имеет во всём, в т.ч. и к ВО."

        татарин174,перестарались про часть души русского народа.Анна Ахматова,Марина Цветаева,Александр Блок,Владимир Маяковский,Михаил Лермонтов,Афанасий Фет,Гавриил Державин,Василий Жуковский, Михаил Ломоносов,Фёдор Тютчев тоже "часть души русского народа" ,но ни они,ни разбор их творчества,не имеют никакого отношения к ВО.И неважно русский-татарин,патриот-не патриот.Такая статья хороша для стихи.ру
        1. +1
          3 октября 2015 11:03
          Цветаева
          Цитата: navigator
          "Есенин - это часть души русского народа и поэтому отношение имеет во всём, в т.ч. и к ВО."

          татарин174,перестарались про часть души русского народа.Анна Ахматова,Марина Цветаева,Александр Блок,Владимир Маяковский,Михаил Лермонтов,Афанасий Фет,Гавриил Державин,Василий Жуковский, Михаил Ломоносов,Фёдор Тютчев тоже "часть души русского народа" ,но ни они,ни разбор их творчества,не имеют никакого отношения к ВО.И неважно русский-татарин,патриот-не патриот.Такая статья хороша для стихи.ру

          Считайте, что Вам провели информирование, для лучшего усвоения русского характера.
          Кстати: "Персидские мотивы" Есенин написал после очередного "освободительного" похода Красной Армии в Иран. И, скорее всего, он был в рядах этой армии, а не "лечился", согласно официальной биографии.
          По этому походу вообще мутно все. То наши в Иране, то 26 Бакинских коммисаров, то договор с Ираном, согласно которому мы имеем право ввести свои войска на его территорию (который ещё действует, кажется)
          1. -4
            3 октября 2015 12:50
            "Считайте, что Вам провели информирование, для лучшего усвоения русского характера."

            Спасибо,вася,только напрасно писали.Тем более,когда сын татарского народа будем мне о русской душе информирование проводить.Я не стану татарину про татарскую душу информирование проводить.Ваши домыслы про "Персидские мотивы" "после очередного "освободительного" похода Красной Армии в Иран. И, скорее всего, он был в рядах этой армии, а не "лечился", согласно официальной биографии."-это всего лишь Ваши домыслы без доказательств.

            "То наши в Иране, то 26 Бакинских коммисаров, то договор с Ираном, согласно которому мы имеем право ввести свои войска на его территорию (который ещё действует, кажется)

            А это вообще к Есенину никакого отношения не имеет.
        2. +2
          3 октября 2015 16:57
          Цитата: navigator
          татарин174,перестарались про часть души русского народа...Такая статья хороша для стихи.ру

          Да бросьте вы, я не русский, но и Фет и Блок, Пушкин, Лермонтов, Шишкин, Левитан, Мусоргский, Бородин и другие - они тоже мне родные с детства, потому что я часть этой страны, а они частицы души этой страны, а не другой. Вообще это дело админов и модераторов определять, чему место на ВО, а чему не место, раз они пропустили статью, значит мы её или почитаем или не почитаем, кому как хочется. Не всё же время про авиабомбы и танки говорить. Не хотите - не читайте.
          1. 0
            3 октября 2015 17:58
            "Да бросьте вы, я не русский, но и Фет и Блок, Пушкин, Лермонтов, Шишкин, Левитан, Мусоргский, Бородин и другие - они тоже мне родные с детства, потому что я часть этой страны, а они частицы души этой страны, а не другой."

            Рад за Вас.Вы невнимательно читали мои комментарии.Там об этом:русский-татарин,патриот-не патриот,не имеет значения".Заблуждаетесь Вы в другом.У страны нет и не может быть души.Есть история,есть слава,есть величие,наследие и так далее,а души нет.Из Ваших комментариев складывается ложное впечатление,что я Есенина не люблю,татар не жалую.


            " Вообще это дело админов и модераторов определять, чему место на ВО, а чему не место, раз они пропустили статью,"

            Ну почему же?Мы тоже вправе высказывать своё мнение,на то и форум,не всё же минусы лепить стаей по делу и без дела.

            "значит мы её или почитаем или не почитаем, кому как хочется. Не всё же время про авиабомбы и танки говорить. Не хотите - не читайте."

            С этим согласен,каждый сам выбирает,только речь была не о том.
          2. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
    2. +4
      3 октября 2015 07:13
      Осень! Небо тучно.
      Дождик льет,
      Печально, скучно
      Время идет.
      1. +8
        3 октября 2015 09:33
        Не знаю, какое отношение имеет С. Есенин к ВО, поэтому минимум, как недоумение.

        По-моему Вы просто поторопились, так бывает.

        Просто почитайте Есенина. Как он любил РОДИНУ!
        И нам в наследство оставил свою любовь.
        Он тоже защитник нашего отечества, просто его оружие СЛОВО!
    3. -1
      3 октября 2015 09:59
      Учи историю! Есенин во время Первой Мировой войны служил в российской армии, в военном госпитале.
      Нацепил звёзд, а знаний - ноль, как у солдафона.
      1. +2
        3 октября 2015 20:47
        А что плохого в звании солдат, что Вы его так небрежно применяете, или считаете себя выше солдата, "господин офицер"?!
        1. 0
          3 октября 2015 23:53
          "А что плохого в звании солдат, что Вы его так небрежно применяете, или считаете себя выше солдата, "господин офицер"?!"

          Ничего плохого,великий полководец Александр Васильевич Суворов любил и уважал солдат своей армии,ел с ними из одного котла,потому что великий.Майор бизон невелик,к тому же,плохо воспитан,поэтому и ведёт себя по-хамски.
          1. 0
            4 октября 2015 21:01
            Солдат и солдафон, понятия диаметрально противоположные. Стыдно этого не знать.
            1. 0
              4 октября 2015 23:02
              "Солдат и солдафон, понятия диаметрально противоположные. Стыдно этого не знать."

              Стыдно,бизон,хамить,тыкать.Что касается солдат и солдафонов,то Вы по поведению солдафон,как раз.
    4. +2
      3 октября 2015 10:22
      Цитата: a.s.zzz888
      Ведь он наш, он РУССКИЙ.

      Автору(-)Есенин - поэт России , а не деревни!
    5. Комментарий был удален.
    6. +1
      3 октября 2015 12:26
      Я уж готов , я робкий
      глянь на бутылок рать
      я собираю пробки душу свою затыкать..

      только не был он поэтом деревни , из деревни да точнее села
      про пашни и крестьян этого у него не много..

      так близко к душе русского человека поднялись только он и Высоцкий..
    7. 0
      4 октября 2015 12:01
      Цитата: a.s.zzz888
      Не знаю, какое отношение имеет С. Есенин к ВО, поэтому минимум, как недоумение.
      Хотя к самому поэту никаких претензий нет.
      Ведь он наш, он РУССКИЙ.

      --------------------
      По крайней мере присяге не изменил, всегда считал себя солдатом императора, не то что хохломордые, которые уже по 10 присяг присягнули...
  3. +9
    3 октября 2015 06:23
    Шум и гам в этом логове жутком,
    Но всю ночь напролёт до зари,
    Я читаю стихи проституткам
    И с бандюгами жарю спирт.
    Сердце бьётся всё чаще и чаще,
    И уж я говорю невпопад:
    "Я такой же, как вы, пропащий,
    Мне теперь не уйти назад." good
    1. +3
      3 октября 2015 08:33
      Цитата: андрей юрьевич
      Шум и гам в этом логове жутком,
      Но всю ночь напролёт до зари,
      Я читаю стихи проституткам
      И с бандюгами жарю спирт.
      Сердце бьётся всё чаще и чаще,
      И уж я говорю невпопад:
      "Я такой же, как вы, пропащий,
      Мне теперь не уйти назад." good

      А это первое стихотворение после Москвы кабацкой-
      Заметался пожар голубой
      Позабылись родимые дали
      Первый раз я запел про любовь
      первый раз отрекаюсь скандалить

      Был я весь, как запущенный сад
      Был на женщин и зелие падкий....


      Любимый поэт.любимое стихотворение. ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!!
  4. +3
    3 октября 2015 06:37
    Статья интересная, и написана очень солидно. Но чем, кроме, может, факта недолгой службы Есенина в санитарном поезде, она относится к тематике сайта?what
    1. +11
      3 октября 2015 06:43
      Да просто человек был патриотом,поэтом России.
      Цитата: Наган
      Статья интересная, и написана очень солидно. Но чем, кроме, может, факта недолгой службы Есенина в санитарном поезде, она относится к тематике сайта?what
    2. Комментарий был удален.
    3. gjv
      +4
      3 октября 2015 08:23
      Цитата: Наган
      Но чем, кроме, может, факта недолгой службы Есенина в санитарном поезде, она относится к тематике сайта?

      Сила железобетона, громада зданий стеснили мозг американца и сузили его зрение. Нравы американцев напоминают незабвенной гоголевской памяти нравы Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Как у последних не было города лучше Полтавы, так и у первых нет лучше и культурней страны, чем Америка.

      Владычество доллара съело в них [американцах] все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в «Business» и остального знать не желает.

      Сергей Александрович Есенин. «Железный Миргород», очерк об Америке, 1923
    4. +2
      3 октября 2015 10:05
      Цитата: Наган
      Статья интересная, и написана очень солидно. Но чем, кроме, может, факта недолгой службы Есенина в санитарном поезде, она относится к тематике сайта?


      Ну, хотя бы тем, что С.А.Есенин был и есть любимый поэт многих российских и советских офицеров, из числа тех, кого нельзя отнести к категории тупых солдафонов.
  5. -1
    3 октября 2015 07:51
    замочили к гадалке не ходи...у удавленников всегда высунут язык хотя бы чуть чуть у этого нет
    1. +2
      3 октября 2015 20:43
      Замочили, говорите, а уважения к великому Поэту, переведённому на 53 мировых языка, я у Вас не вижу...
  6. +11
    3 октября 2015 07:57
                 Не жалею, не зову, не плачу,
                            Все пройдет, как с белых яблонь дым.
                            Увяданья золотом охваченный,
                            Я не буду больше молодым.
     
                            Ты теперь не так уж будешь биться,
                            Сердце, тронутое холодком,
                            И страна березового ситца
                            Не заманит шляться босиком.
     
                            Дух бродяжий! ты все реже, реже
                            Расшевеливаешь пламень уст
                            О моя утраченная свежесть,
                            Буйство глаз и половодье чувств.
     
                            Я теперь скупее стал в желаньях,
                            Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
                            Словно я весенней гулкой ранью
                            Проскакал на розовом коне.
     
                            Все мы, все мы в этом мире тленны,
                            Тихо льется с кленов листьев медь...
                            Будь же ты вовек благословенно,
                            Что пришло процвесть и умереть
    .
     Любимый поэт моего отца. Он и сейчас в 86 лет знает его почти всего наизусть. А я мне кажется криками и шумом научил сына читать о русски чтобы он мог читать Лермонтова и Есенина в подлиннеке.
    1. 0
      3 октября 2015 08:43
      Пушкина забыли,Толстого........А в душе, может и ошибаюсь, Вы русский. Это не национальность, это призвание.(ИМХО)
  7. +6
    3 октября 2015 08:14
    Помянем, братья, убиенного р. Б. Сергия!


    «Отчего луна так светит тускло
    На сады и стены Хороссана?
    Словно я хожу равниной русской
    Под шуршащим пологом тумана» —
    Так спросил я, дорогая Лала,
    У молчащих ночью кипарисов,
    Но их рать ни слова не сказала,
    К небу гордо головы завысив.
    «Отчего луна так светит грустно?» —
    У цветов спросил я в тихой чаще,
    И цветы сказали: «Ты почувствуй
    По печали розы шелестящей».
    Лепестками роза расплескалась,
    Лепестками тайно мне сказала:
    «Шаганэ твоя с другим ласкалась,
    Шаганэ другого целовала».
    Говорила: «Русский не заметит...
    Сердцу — песнь, а песне — жизнь и тело...»
    Оттого луна так тускло светит,
    Оттого печально побледнела.
    Слишком много виделось измены,
    Слез и мук, кто ждал их, кто не хочет.
    Но и все ж вовек благословенны
    На земле сиреневые ночи.

    Подробности убийства С.А. Есенина, со слов убийцы.
    http://esenin.niv.ru/esenin/smert/ya-ubil-esenina.htm
    1. +6
      3 октября 2015 08:36
      Ребята жалко что плюс только один ставить можно. Ну люблю Есенина Наш он. Наш. Русский.
      1. +7
        3 октября 2015 09:00
        Цитата: Kos_kalinki9
        Ребята жалко что плюс только один ставить можно. Ну люблю Есенина Наш он. Наш. Русский.

        Есенин гений. И как настоящий гений он общечеловеческое достояние.
        1. +1
          3 октября 2015 09:11
          Цитата: Арон Заави
          Цитата: Kos_kalinki9
          Ребята жалко что плюс только один ставить можно. Ну люблю Есенина Наш он. Наш. Русский.

          Есенин гений. И как настоящий гений он общечеловеческое достояние.

          Извините, не соглашусь. Он русский гений.
          Сыпь гармоника, скука, скука
          Гармонист пальцы льет волной
          Пей со мной паршивая С У Ка
          Пей со мной!

          вы хотите сказать, что в другой стране могли написать такое? Русский он, русский.
          1. +2
            3 октября 2015 09:17
            Цитата: Kos_kalinki9

            вы хотите сказать, что в другой стране могли написать такое? Русский он, русский.

            Несомненно русский, до кончиков ногтей и при этом он столь же бесценен для мировой культуры как Бернс и Гетте.
            1. +4
              3 октября 2015 09:29
              Цитата: Арон Заави
              Цитата: Kos_kalinki9

              вы хотите сказать, что в другой стране могли написать такое? Русский он, русский.

              Несомненно русский, до кончиков ногтей и при этом он столь же бесценен для мировой культуры как Бернс и Гетте.

              Роберт Бернс
              «Белая куропатка»


              Цвел вереск, и сено собрали в стога.
              С рассвета обшарили парни луга,
              Низины, болота вблизи и вдали,
              Пока, наконец, куропатку нашли.

              Нельзя на охоте спешить, молодежь,
              Неслышно к добыче крадись, молодежь!
              Кто бьет ее в лет,
              Кто взлететь не дает,
              Но худо тому, кто добычу вспугнет.
              и Вы хотите сказать, что это мировое достояния?
              мне глубоко наплевать, читает или не читает запад С.А Есенина(скорее всего не читает), мне важно, что его читаю и люблю я, читают и любят мои дети и внуки.
              1. +3
                3 октября 2015 10:04
                Цитата: Kos_kalinki9
                .
                и Вы хотите сказать, что это мировое достояния?
                мне глубоко наплевать, читает или не читает запад С.А Есенина(скорее всего не читает), мне важно, что его читаю и люблю я, читают и любят мои дети и внуки.

                Ну знаете, не все стихи и у генеев одинаково хороши. А как Вам это от Бернса.
                Любовь и бедность навсегда
                Меня поймали в сети.Любовь и бедность навсегда
                Меня поймали в сети.
                Но мне и бедность не беда,
                Не будь любви на свете.
                Зачем разлучница-судьба -
                Всегда любви помеха?
                И почему любовь - раба
                Достатка и успеха?

                Богатство, честь в конце концов
                Приносят мало счастья.
                И жаль мне трусов и глупцов,
                Что их покорны власти.

                Твои глаза горят в ответ,
                Когда теряю ум я,
                А на устах твоих совет -
                Хранить благоразумье.

                Но как же мне его хранить,
                Когда с тобой мы рядом?
                Но как же мне его хранить,
                С тобой встречаясь взглядом?

                На свете счастлив тот бедняк
                С его простой любовью,
                Кто не завидует никак
                Богатому сословью.

                Ах, почему жестокий рок -
                Всегда любви помеха
                И не цветет любви цветок
                Без славы и успеха?
                Но мне и бедность не беда,
                Не будь любви на свете.
                Зачем разлучница-судьба -
                Всегда любви помеха?
                И почему любовь - раба
                Достатка и успеха?

                Богатство, честь в конце концов
                Приносят мало счастья.
                И жаль мне трусов и глупцов,
                Что их покорны власти.

                Твои глаза горят в ответ,
                Когда теряю ум я,
                А на устах твоих совет -
                Хранить благоразумье.

                Но как же мне его хранить,
                Когда с тобой мы рядом?
                Но как же мне его хранить,
                С тобой встречаясь взглядом?

                На свете счастлив тот бедняк
                С его простой любовью,
                Кто не завидует никак
                Богатому сословью.

                Ах, почему жестокий рок -
                Всегда любви помеха
                И не цветет любви цветок
                Без славы и успеха?
                1. +1
                  3 октября 2015 10:20
                  а знаете, классно. Не читал. Извините.Минус не мой. Я за конструктивный диалог.
                2. Комментарий был удален.
                3. Комментарий был удален.
                4. 0
                  3 октября 2015 11:17
                  А это оригинал? Вы е привели перевод С.Маршака?

                  Любовь и бедность навсегда меня поймали Р. Бернс


                  Люди не птички, без денег не могут,
                  Если влюбился, то их нужно много.

                  ***
                  1
                  Любви, как и бизнесу нужны финансы,
                  Лишь птички без денег заводят романсы.
                  2
                  У любви нет цены, как на сахар и мёд,
                  Но без денег любовь, ну никак не живёт.
                  3
                  Не за ум, красоту, интеллект и медали,
                  Люди любят людей тех, кто долго страдали.
                  4
                  В последней любви до конца жизни жить,
                  Ведь сил нет другую любовь заводить.
                  5
                  Никто ничего просто так дать не может,
                  В любви это правило действует тоже.
                  6
                  Любовь все вмещает и Солнце, и звёзды,
                  Но видеть не хочет соседские слёзы.
                  7
                  В последней любви, словно всё, как в дурдоме,
                  Любовь без ума, если жизнь на изломе.
                  8
                  Поражает любовь прямо в душу и сердце,
                  Только та, что не дали родители в детстве.
                  9
                  Сейте, сейте любовь щедро, без суеты,
                  Многократно взойдёт урожай доброты.
                  10
                  Любовь стара, как стар и этот свет,
                  Но для любви альтернативы нет.
                  ***

                  Известная песня на эту тему. Про ее я написал.
            2. 0
              3 октября 2015 09:46
              Цитата: Арон Заави
              Цитата: Kos_kalinki9

              вы хотите сказать, что в другой стране могли написать такое? Русский он, русский.

              Несомненно русский, до кончиков ногтей и при этом он столь же бесценен для мировой культуры как Бернс и Гетте.

              Левитан I Левита́н
              Исаак Ильич [18(30).8.1860, Кибартай, ныне Вилкавишкского района Литовской ССР, — 22.7(4.8).1900, Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. служащего. С начала 1870-х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1873—85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1884 экспонент, с 1891 член Товарищества передвижников (См. Передвижники).

              Это выдержка из БСЭ. Так Левитан кто, русский , еврей, прибалт? Кто он?
            3. 0
              3 октября 2015 10:18
              Арон. Минус не мой. Я могу с Вами спорить, соглашаться, не соглашаться.Но всегда уважаю мнение собеседника.Тем более в ПОЭЗИИ.
        2. 0
          3 октября 2015 11:07
          Цитата: Арон Заави
          Цитата: Kos_kalinki9
          Ребята жалко что плюс только один ставить можно. Ну люблю Есенина Наш он. Наш. Русский.

          Есенин гений. И как настоящий гений он общечеловеческое достояние.

          Извините за глупый вопрос.
          А как общечеловеческий гений он переведен на иврит, а его преподают в Израильских школах
  8. -5
    3 октября 2015 08:21
    "В 1924 Есенин написал потрясающий цикл «Персидские мотивы»"
    А откуда он взялся - ни слова.
    И вообще, статья "ниочём" - банальный пересказ биографии, да и то не полный.
    1. +1
      3 октября 2015 10:42
      Цитата: WhoWhy
      "В 1924 Есенин написал потрясающий цикл «Персидские мотивы»"
      А откуда он взялся - ни слова.
      И вообще, статья "ниочём" - банальный пересказ биографии, да и то не полный.

      Персидские мотивы. Откуда? Да ниоткуда. Навеяло. На то он и поэт.
  9. +2
    3 октября 2015 08:23
    И вот я опять в дороге.
    Ночная июньская хмарь.
    Бегут говорливые дроги
    Ни шатко ни валко, как встарь.
    Дорога довольно хорошая,
    Равнинная тихая звень.
    Луна золотою порошею
    Осыпала даль деревень.
    Мелькают часовни, колодцы,
    Околицы и плетни.
    И сердце по-старому бьется,
    Как билось в далекие дни.

    Я снова на мельнице...
    Ельник
    Усыпан свечьми светляков.
    По-старому старый мельник
    Не может связать двух слов:
    "Голубчик! Вот радость! Сергуха!
    Озяб, чай? Поди, продрог?
    Да ставь ты скорее, старуха,
    На стол самовар и пирог.
    Сергунь! Золотой! Послушай!
    . . . . . . . . . . . . . . . .
    И ты уж старик по годам...
    Сейчас я за милую душу
    Подарок тебе передам".
    "Подарок?"
    "Нет...
    Просто письмишко.
    Да ты не спеши, голубок!
    Почти что два месяца с лишком
    Я с почты его приволок".

    Вскрываю... читаю... Конечно!
    Откуда же больше и ждать!
    И почерк такой беспечный,
    И лондонская печать.

    "Вы живы?.. Я очень рада...
    Я тоже, как вы, жива.
    Так часто мне снится ограда,
    Калитка и ваши слова.
    Теперь я от вас далеко...
    В России теперь апрель.
    И синею заволокой
    Покрыта береза и ель.
    Сейчас вот, когда бумаге
    Вверяю я грусть моих слов,
    Вы с мельником, может, на тяге
    Подслушиваете тетеревов.
    Я часто хожу на пристань
    И, то ли на радость, то ль в страх,
    Гляжу средь судов все пристальней
    На красный советский флаг.
    Теперь там достигли силы.
    Дорога моя ясна...
    Но вы мне по-прежнему милы,
    Как родина и как весна".
    . . . . . . . . . . . . . . . .

    Письмо как письмо.
    Беспричинно.
    Я в жисть бы таких не писал.

    По-прежнему с шубой овчинной
    Иду я на свой сеновал.
    Иду я разросшимся садом,
    Лицо задевает сирень.
    Так мил моим вспыхнувшим взглядам
    Погорбившийся плетень.
    Когда-то у той вон калитки
    Мне было шестнадцать лет.
    И девушка в белой накидке
    Сказала мне ласково: "Нет!"

    Далекие милые были!..
    Тот образ во мне не угас.

    Мы все в эти годы любили,
    Но, значит,
    Любили и нас.

    С.А.Есенин. Отрывок из поэмы "Анна Снегина".
    1. +4
      3 октября 2015 09:17
      Напомнило мое любимое стихотворение, написанное ранее, в 1916-м:

      Запели тесаные дроги,
      Бегут равнины и кусты.
      Опять часовни на дороге
      И поминальные кресты.

      Опять я теплой грустью болен
      От овсяного ветерка,
      И на известку колоколен
      Невольно крестится рука.

      О Русь, малиновое поле
      И синь, упавшая в реку,
      Люблю до радости и боли
      Твою озерную тоску.

      Холодной скорби не измерить,
      Ты на туманном берегу.
      Но не любить тебя, не верить —
      Я научиться не могу.

      И не отдам я эти цепи,
      И не расстанусь с долгим сном,
      Когда звенят родные степи
      Молитвословным ковылем.
    2. Комментарий был удален.
  10. +2
    3 октября 2015 08:32
    * * *


    Выткался на озере алый свет зари.
    На бору со звонами плачут глухари.

    Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
    Только мне не плачется — на душе светло.

    Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
    Сядем в копны свежие под соседний стог.

    Зацелую допьяна, изомну, как цвет,
    Хмельному от радости пересуду нет.

    Ты сама под ласками сбросишь шёлк фаты,
    Унесу я пьяную до утра в кусты.

    И пускай со звонами плачут глухари.
    Есть тоска весёлая в алостях зари.

    1910
  11. +3
    3 октября 2015 08:59
    Лирики не добавлю..Но хит всех времен и народов,группа Альфа, с песней на стихи Есенина,Гуляка..(Я московский озорной гуляка)..1982 г..пела вся страна..
    1. 0
      3 октября 2015 09:12
      Это первая наверно песня на его стихи.
      1. +3
        3 октября 2015 09:28
        Цитата: Игорь39
        Это первая наверно песня на его стихи.


        Нет, что Вы! Да Вы их прекрасно знаете:

        Письмо матери,
        Отговорила роща,
        Клен ты мой опавший" и т.д. Они фактически стали народными.
      2. Комментарий был удален.
      3. 0
        3 октября 2015 10:17
        Нет, ВИА "Ариэль" альбом "На острове Буяне"..там есть песни на стихи Есенина..Были и другие исполнители..Но эта песня Гуляка в 1982 г. на мой взгляд пробудила интерес к поэзии Есенина..
    2. +1
      3 октября 2015 10:11
      У Есенина есть вещи и получше, чем "Гуляка"!
      Например, "Письмо к матери", "Отговорила роща золотая", "Не жалею, не зову, не плачу...".
  12. +1
    3 октября 2015 09:05
    У моих родителей в комнате ещё с советских времён висит (или стоит) портрет Есенина. Я будучи пацаном не воспринимал это никак, кроме того, что молодой симпатичный человек на фото. Сейчас оглядываясь назад, ловлю себя на мысли, что не читал раньше Есенина сам и любимой женщине, а зря...
  13. +4
    3 октября 2015 09:47
    «В Америке искусство никому не нужно... Душа, которую в России меряют на пуды, не нужна здесь. В Америке душа – это неприятно, как расстегнутые брюки».
    Очень меткие слова поэта. Это отповедь западникам. Душа -в ней вся Россия.
    Отличный поэт, стихи, лирика-просто класс. Уважаю. Жалко мало пожил. Поездил по местам где обитал Есенин. Мещера, Константиново -это самый прекрасный край России. Всегда восторгался природой родины Есенина. Да и сейчас не забываю посетить столь чудесные места.
  14. +3
    3 октября 2015 10:05
    Если крикнет рать святая:
    «Кинь ты Русь, живи в раю!»
    Я скажу: «Не надо рая,
    Дайте родину мою».

    Так писал Есенин и так он жил.
  15. +4
    3 октября 2015 10:17
    Я помню в день 100-летия, со дня рождения поэта, на Ваганьковском кладбище, у могилы Сергея Александровича, собрались почитатели его таланта. Многие читали там любимые стихи поэта. И было там сказано во всеуслышание, что поэта убили. Блюмкин, Эрлих и Леонтьев имели прямое отношение к убиству.
  16. +1
    3 октября 2015 10:48
    Гениальный и по настоящему великий русский поэт - душевность, доброта и сопереживание за судьбу своего народа. Он навсегда в наших сердцах.
  17. +1
    3 октября 2015 12:21
    Цитата: татарин 174
    Цитата: a.s.zzz888
    Не знаю, какое отношение имеет С. Есенин к ВО, поэтому минимум, как недоумение.
    Хотя к самому поэту никаких претензий нет.
    Ведь он наш, он РУССКИЙ.

    Есенин - это часть души русского народа и поэтому отношение имеет во всём, в т.ч. и к ВО.

    А патриотизм имеет отношение к сайту?! Если крикнет Рать Святая, Кинь ты Русь, живи в Раю, Я скажу,- не надо Рая,- Дайте Родину мою! soldier
  18. +1
    3 октября 2015 12:50
    Каждая строка его стихов блестит и опьяняет по-своему.
  19. 0
    3 октября 2015 14:19
    пусть знают, что поэты – люди неуживчивые, беспокойные, враги болотного благополучия
    плюсуем его мысли об американцах и вот она - сегодняшняя действительность)))
  20. +1
    3 октября 2015 14:32
    Мне понравился сериал "Есенин" с участием Безрукова.
    Безруков неплохо уловил характер Есенина, может иногда переигрывает, но в целом очень достойно смотрится фильм.
    Один из моих любимых фильмов, часто пересматриваю.
  21. +1
    3 октября 2015 14:52
    "Не злодей я и не грабил лесом, не расстреливал несчастных по темницам, я обычный уличный повеса - улыбающийся встречным лицам."
    Над правым глазом похоже на входное пулевое. Мучили а затем убили, как и сотни тысяч русских людей в кровавые 20-е годы, но "кровавый" у нас по ТВ только 37, когда многие палачи получали по заслугам. Хорошо, что вспоминаем Есенина, спасибо автору за статью, читаем, поем, особенно после стольких лет клеветы, "поливания грязью", навешивания ярлыков пьяницы и самоубийцы. "Я- последний поэт деревни"-его слова, пророческие.
  22. 0
    3 октября 2015 16:31
    Спасибо автору. и всем, кто в комментариях стихи написал. всё прочитала, не отрываясь...
  23. 0
    3 октября 2015 18:07
    Сергей Безруков читает стихи Есенина.
  24. 0
    3 октября 2015 19:54
    В целом неплохая статья о великом русском поэте. Тем удивительнее, имеющиеся ляпы. С какого будуна авторша зачислила Крыленко в чекисты, сказать сложно. Видимо это сделано чтобы "крупные специалисты" в области судебно-медицины из числа комментаторов еще больше укрепились в версии о очередном чекистском злодействе.Наряду с осенним обострением это упоминание и сыграло свою злую роль. Особенно это забавляет если учесть что к моменту самоубийства поэта( буквально перед этим полежавшего с депрессией в психушке) ЧК уже три года как канула в Лету.
    1. 0
      9 октября 2015 23:59
      А вы с депрессией нигде не лежали?
      Учите историю. Есенин скрывался в клинике, куда его поместили друзья, от Блюмкина, которому Троцкий поручил его убрать. Есенина преследовали также по делу "об антисемитизме", хотя, со слов самого поэта: Какой я антисемит?! У меня дети - евреи."
      Тема Чёрного человека, Блюмкина, проходит в сочинениях поэта.
      Отрывок из "Страны негодяев"
      Чекистов

      Ха-ха!
      Ты обозвал меня жидом?
      Нет, Замарашкин!
      Я гражданин из Веймара
      И приехал сюда не как еврей,
      А как обладающий даром
      Укрощать дураков и зверей.
      Я ругаюсь и буду упорно
      Проклинать вас хоть тысчи лет,
      Потому что…
      Потому что хочу в уборную,
      А уборных в России нет.
      Странный и смешной вы народ!
      Жили весь век свой нищими
      И строили храмы Божие…
      Да я б их давным-давно
      Перестроил в места отхожие.

      От него Есенин пытался скрыться Баку.
      http://esenin.niv.ru/esenin/text/chernyj-chelovek.htm
  25. 0
    3 октября 2015 23:45
    «Не бродить, не мять в кустах багряных…» Сергей Есенин

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.

    С алым соком ягоды на коже,
    Нежная, красивая, была
    На закат ты розовый похожа
    И, как снег, лучиста и светла.

    Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
    Имя тонкое растаяло, как звук,
    Но остался в складках смятой шали
    Запах меда от невинных рук.

    В тихий час, когда заря на крыше,
    Как котенок, моет лапкой рот,
    Говор кроткий о тебе я слышу
    Водяных поющих с ветром сот.

    Пусть порой мне шепчет синий вечер,
    Что была ты песня и мечта,
    Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
    К светлой тайне приложил уста.

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
  26. 0
    3 октября 2015 23:47
    СОБАКЕ КАЧАЛОВА

    Дай, Джим, на счастье лапу мне,
    Такую лапу не видал я сроду.
    Давай с тобой полаем при луне
    На тихую, бесшумную погоду.
    Дай, Джим, на счастье лапу мне.

    Пожалуйста, голубчик, не лижись.
    Пойми со мной хоть самое простое.
    Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
    Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

    Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
    Тебя по шерсти бархатной потрогать.

    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей.
    И, никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

    Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и невсяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней,
    Сюда случайно вдруг не заходила?

    Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
    За все, в чем был и не был виноват.

    1925
  27. 0
    10 октября 2015 00:18
    Послание «евангелисту» Демьяну[1]


    Я часто думаю, за что Его казнили?
    За что Он жертвовал Своею головой?
    За то ль, что, враг суббот, Он против всякой гнили
    Отважно поднял голос Свой?

    За то ли, что в стране проконсула Пилата,
    Где культом кесаря полны и свет и тень,
    Он с кучкой рыбаков из бедных деревень
    За кесарем признал лишь силу злата?

    За то ли, что Себя на части разделя,
    Он к горю каждого был милосерд и чуток
    И всех благословлял, мучительно любя,
    И стариков, и жён, и крохотных малюток?[2]

    Демьян, в «Евангельи» твоём
    Я не нашёл правдивого ответа.
    В нём много бойких слов, ох как их много в нём,
    Но слова нет достойного поэта.

    Я не из тех, кто признаёт попов,
    Кто безотчётно верит в Бога,
    Кто лоб свой расшибить готов,
    Молясь у каждого церковного порога.

    Я не люблю религию раба,
    Покорного от века и до века,
    И вера у меня в чудесные слова —
    Я верю в знание и силу Человека.

    Я знаю, что стремясь по нужному пути,
    Здесь на земле, не расставаясь с телом,
    Не мы, так кто-нибудь другой ведь должен же дойти
    К воистину божественным пределам.

    И всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
    Неправду о Христе блудливого Демьяна —
    Мне стало стыдно, будто я попал
    В блевотину, извергнутую спьяну.

    Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос
    Далёкий миф — мы это понимаем, —
    Но всё-таки нельзя ж, как годовалый пёс,
    На всё и всех захлёбываться лаем.

    Христос — Сын плотника — когда-то был казнён…
    Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
    Спросил Его: «Кто ты?» — ему ответил Он:
    «Сын человеческий», но не сказал: «Сын Божий».

    Пусть миф Христос, как мифом был Сократ,
    И может быть из вымысла всё взято —
    Так что ж теперь со злобою подряд
    Плевать на всё, что в человеке свято?

    Ты испытал, Демьян, всего один арест —
    И то скулишь: «Ах, крест мне выпал лютый».
    А что б когда тебе Голгофский выпал крест
    Иль чаша с едкою цикутой?

    Хватило б у тебя величья до конца
    В последний час, по их примеру тоже,
    Весь мир благословлять под тернием венца,
    Бессмертию уча на смертном ложе?

    Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
    Своим пером ты не задел Его нимало —
    Разбойник был, Иуда был —
    Тебя лишь только не хватало!

    Ты сгусток крови у креста
    Копнул ноздрёй, как толстый боров,
    Ты только хрюкнул на Христа,
    Ефим Лакеевич Придворов![3]

    Ты совершил двойной тяжёлый грех
    Своим дешёвым балаганным вздором,
    Ты оскорбил поэтов вольный цех
    И малый свой талант покрыл большим позором.

    Ведь там за рубежом, прочтя твои стихи,
    Небось злорадствуют российские кликуши:
    «Ещё тарелочку демьяновой ухи,
    Соседушка, мой свет, откушай».

    А русский мужичок, читая «Бедноту»,
    Где «образцовый» труд печатался дуплетом,
    Ещё сильней потянется к Христу,
    А коммунизму мат пошлёт при этом[4].

    <апрель-май 1925>

    Только за одно это стихотворение, написанное в ответ на пасквиль придворного Придворова(Демьяна Бедного), напечатанный в "Правде",
    могли убить Есенина.