Soviet journalists are against ... Amtorg!

I read the material of Svetlana Denisova about Amtorg and its role in strengthening our country's economy in the 20-30 years of the twentieth century and thought that it could be supplemented with another material related to the war, but the information war! Unfortunately, not everyone can imagine all the damage that lost in this battlefield. Moreover, the damage is not only in the spiritual sphere, but also directly in monetary terms.


Soviet journalists are against ... Amtorg!

Soviet tractors near the Chelyabinsk Tractor Plant.

And in stories The USSR happened very often that our press itself did great damage to our country, acting at the same time ... with the best of intentions. The reason for this is, first of all, the lack of professionalism, or rather, its low level and frank idealism, faith in fellow workers. However, this faith was not created without its participation. There are many, very many examples, it is enough to read at least the same Pravda newspaper. But in the case of Amtorg they are especially revealing and eloquent.

To begin with, the management of Amtorg publicly stated that this company was an American joint-stock company, although in fact it was actually a trade mission of the USSR. It represented in the States the interests of such “offices” as Gosstorg, Zakgostorg, Ukrgostorg, Sevzapgostorg, Dalgostorg, Eksporthleb, Sugar Department of the Supreme Economic Council and many other Soviet organizations, while the shareholders of the new company were the People's Commissariat for Foreign Trade, Gosorg and other organizations. That is, it was just a sign, and the Americans who traded with him, of course, knew or guessed it, but were silent. Soviet gold and furs shut their mouths! But ... public opinion was opposed to Soviet Russia. In the US, dozens (!) Of immigrant newspapers came out, which called not to trade with the Soviets, but to smother them with a blockade. And our print editions would have to keep this “open secret” further, but ... Sometimes they were completely unreasonable!

For example, in 1926, the plan for the import of tractor equipment was cut off in the USSR. On the fact that the Americans do not know this, it would be possible to play by obtaining preferential loans from the Americans, but since Pravda already reported this and then Economic Life, Amtorg received credits under the old conditions, that is, for tractors had to overpay! And despite the fact that the work of V.I. Lenin's “The Next Tasks of the Soviet Power” - “Do it economically, don’t steal, don’t mess!” Has already been published, but from the pages of Pravda there were constant calls to take care of the people's money!

However, the crown of the “subversive” activities of the Soviet press against Amtorg was an episode with the company Caterpillar Motor Company, which took place in 1930 year. But the thing was that the Soviet side wanted to involve the Caterpillar in the design and construction of a large tractor factory in Chelyabinsk. The Americans agreed to this proposal, but they set very uncomfortable and tough conditions for our side, and besides, they also asked for a lot of money for their work. To overcome the resistance of uncompromising businessmen, a large-scale PR campaign was undertaken in the USSR. The Supreme Council of National Economy published a decree stating that the new Chelyabinsk plant will be designed by Soviet engineers independently. This statement was confirmed in an interview with the chairman of the All-Union Autotractor Association Osinsky, placed in the newspaper "Pravda".

Chairman of the Board of Amtorg even defiantly began negotiations with the Allis Chalmers firm, that is, by all means the Americans had the impression that the Soviet side was completely disinterested in working with Caterpillar, and, on the contrary, showed a desire to deal with its competitor. The move was very smart and subtle. Moreover, the crisis that had just begun promised the company some losses and did not allow to “pull” and think for a long time, and there was an obvious and quite real income for the years ahead. A little more and “Caterpillar” would have surrendered and brought the desired contract on the “blue-plate saucer”. And it was here that the Soviet press intervened.

And it would seem to be quite "nothing." Simply, the newspaper “For Industrialization” published a small note in which it was reported that a delegation had already left Moscow for America in order to hold talks with the Caterpillar company on the construction of a tractor factory in Chelyabinsk. Someone comrade Lovin presided in it, and ... it was enough for the Caterpillar board of directors to immediately perk up and stop paying attention to Amtorg's negotiations with their rival Allis Chalmers. Once in America, the delegation found that the position of the Americans had not changed a bit, and when Lovin tried to put pressure on them, he was shown a newspaper clipping with the date! Moreover, the directors told members of the delegation that if they tried to lead them by the nose, then information about this ugly story would certainly get into the newspapers. There will be a terrible scandal that will adversely affect the reputation of the young Soviet state (which is unlikely to appeal to “big people in Moscow”) and the reputation of Amtorg himself here in the States! And it is clear that after that we had to pay how much was asked!

True to 1927, the situation in the United States market regarding trade with the USSR began to take shape in our favor. Although the Soviet market accounted for only 1,15% of the total supply of US companies abroad, that is, in general, “miser”, in the distribution “within” these percentages, the picture was completely different. For example, in the USSR about 23% of American tractors, 23% of mining equipment, 16% of auto- and aircraft equipment and from 10 to 15% of various machines were supplied. The numbers, as can be seen, are quite impressive. For tractors, almost a quarter of their production in the United States is nearly as good. And they understood that if this market collapses, there will be no good, the tractor industry will face a crisis! As a result, it was quite natural to form in the American business environment a sufficiently powerful pro-Soviet (or rather, pro-trade lobby), to fight with which was higher than the forces of anti-Soviet forces. “We believe in God and the rest in cash!” The Americans said at the time, and what could the “fighters against the red danger” say to this?

And the first to note the changes, again, the press became, only now the American. Her tone towards the USSR warmed in front of her eyes, while American newspapers wrote worse and worse about Tsarist Russia and “white” immigrants. It got to the point that for the diplomatic recognition of the Bolsheviks, already in 1925, the year (!) Was made by John Rockefeller himself, who was interested in transactions with our oil syndicate. But this was a man who was credited with the phrase: “What is good for Standard Oil is also good for America!” True, various forces were against cooperation with the USSR, ranging from Mormons and even ... the American Federation of Labor, who believed that bans on strikes the Soviet government infringes the rights of workers! Furriers who complained to the US government were very unhappy with trade with Russia that the USSR, through Amtorg, had filled up the States with Russian furs, and that their fur farms suffered huge losses. But ... what is fur compared to a single tractor?
All in all, 1923 – 1933. in the USSR heavy industry, 170 technical assistance agreements were signed: 73 with German companies, 59 with US, 11 with French, 9 with Swedish, and 18 with companies from other countries. Soviet trainee engineers visited American enterprises, and in particular, at the Ford plant in River Rouge, were quite pleased with the reception. They were shown and explained everything that was interesting to them. But it was also the case that part of the visitors violated production discipline, and the administration of the company noted cases of absenteeism and insubordination to masters.

It would seem that there were more treaties with the Germans, but the treaties with the Americans were more “cashier” and larger. And it was precisely to them that Soviet newspapers just stuck their wheels in! Not once or twice they wrote that, for example, American tractors arrived in Odessa, purchased by the “Soviet company Amtorg”, and it was impossible to write in all respects like that. It got to the point that the employees of Amtorg were forced to turn to the "relevant authorities" with a request ... to temper the ardor of Soviet journalists in covering their work, "because the losses from their truthfulness are expressed in dollars and publicity!

But Amtorg really was the real smithy of the Soviet defense industry. This is the Stalingrad, Chelyabinsk, and Kharkov tractor plants, but in fact tank factories designed by Albert Kahn, and negotiations went through Amtorg. It is also worth mentioning the Perm Aircraft Engine Plant, where the production of M-25 engines, a licensed copy of the American Wright-Cyclone R-1820F-3 engine, was launched. They - and they were produced in the USSR by almost 14 thousand - were equipped with fighters I-15, I-153 "Seagull", and I-16. About the tank U. Christie (which he, incidentally, bought not one, but two) Svetlana Denisova wrote. But she did not write that although it is not known whether the license for the Liberty engine was purchased along with Christie’s tanks, the USSR subsequently launched the release of this analogue of the American motor under the M-5 index, which was released in thousands of copies! And here are the specific figures of the work of Amtorg: in 1925-1929: December 1925 - Ford Motor Company - purchase of 10.000 tractors. January 1927 - Ford Motor Company - bought 3.000 more tractors. May 1929 - Ford Motor Company - a contract for the production of automobile production capacities in the USSR and equipment purchase - the cost of the contract was $ 30 million. July 1929 - Caterpillar Motor Company - 960 tractors were purchased. August 1929 - “Cleveland Motor Company” - purchase of tractors and spare parts - contract amount 1,67 million dollars. November 1929 - “Frank D. Chase” - technical and engineering assistance in the construction of the tractor plant. December 1929 - Ford Motor Company - purchase of 1.000 tractors.

Most importantly, all this trade went into a country that was not officially recognized by the USA! So, Amtorg’s work is really hard to overestimate, but to assess the “truthfulness” of the “pioneers of the pen” (who spoke only the truth!) In ensuring its work can only be assessed as outright non-professionalism!
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik 9 October 2015 07: 43 New
    • 1
    • 0
    +1
    but to evaluate the “truthfulness” of the “pioneers of the pen” (who spoke only the truth!) in ensuring his work can only be assessed as outright unprofessionalism!... Rather, the articles were "custom-made" .. Someone industrialization was across the throat ..
    1. kalibr 9 October 2015 07: 52 New
      • 0
      • 0
      0
      Hard to believe! It was necessary to know about the work of Amtorg. It was necessary to know about his cover. It was necessary to know about secret talks "there" and respond "here", that is, to have "spies" with a reliable connection. Very much a complicated scheme is obtained! Occam's Razor cuts that off! But ... You also had such an idea, right? And I came! And I thought that “it’s not just like that” USED IN THE NOVEL “Pareto’s Law”, published in Germany. The intrigue is that a mole is working in Amtorg. He sends information to "white journalists" from the former, and they write materials in the USSR and ask for a fee to transfer to orphanages. And we have the same "Hindi-Rus bhai-bhai", the world solidarity of the proletariat! Here on it also were bought! I emphasize - I do not know. Occam's razor cuts off. And yet it seems so - “there is something here”!
      1. Scraptor 11 October 2015 03: 51 New
        • 0
        • 0
        0
        It was not there that one American billionaire was sitting, who, under this cover at interesting prices, took out all the remaining Russian gold and bruhlanty - someone, Armand Hammer? wassat

Советские журналисты против… Амторга!

Прочитал материал Светланы Денисовой про Амторг и его роль в укреплении экономики нашей страны в 20-30 годы ХХ века и подумал, что его вполне можно дополнить еще одним материалом, касающимся тоже войны, но войны информационной! К сожалению не все представляют себе весь тот урон, который несут в себе проигранные на этом поле сражения. Причем, урон не только лишь в духовной сфере, но и непосредственно в денежном выражении.

Советские журналисты против… Амторга!

Советские тракторы возле Челябинского тракторного завода.

Причем в истории СССР бывало очень часто, что сама же наша пресса наносила нашей стране большой урон, действуя при этом… с самыми благими намерениями. Причина этому, прежде всего, отсутствие профессионализма, вернее – низкий его уровень и откровенный идеализм – веры в братьев-трудящихся. Впрочем, и эта вера была создана не без ее же участия. Примеров много, очень много, достаточно почитать хотя бы ту же газету «Правда». Но вот в случае с Амторгом они особенно показательны и красноречивы.


Начнем с того, что руководство Амторга во всеуслышание заявляло, что компания эта представляет собой американское акционерское общество, хотя на самом деле это было фактически торгпредство СССР. Оно представляло в Штатах интересы таких «контор», как Госторг, Закгосторг, Укргосторг, Севзапгосторг, Дальгосторг, Экспортхлеб, Сахаротдел ВСНХ и многие другие советские организации, тогда как пайщиками новой компании являлись Наркомат внешней торговли, Госторг и другие организации. То есть это была лишь вывеска, и американцы, которые с ним торговали, конечно, это знали или догадывались, но молчали. Советское золото и пушнина затыкали им рот! Но… общественное мнение было настроено против Советской России. В США выходили десятки (!) белоэмигрантских газет, которые призывали отнюдь не торговать с Советами, а душить их блокадой. И нашим бы печатным изданиям этот «секрет Полишинеля» хранить и дальше, но… Поступали они подчас совсем неразумно!

Например, в 1926 году в СССР был «срезан» план по импорту тракторной техники. На том, что американцы этого не знают, можно было бы сыграть, добившись получения льготных кредитов от американцев, но так как об этом уже сообщила «Правда», а затем и «Экономическая жизнь», то кредиты Амторг получил на старых условиях, то есть за тракторы пришлось переплачивать! И это притом, что работа В.И. Ленина «Очередные задачи советской власти» – «Хозяйничай экономно, не воруй, не лодырничай!» – уже была опубликована, а со страниц «Правды» звучали постоянные призывы беречь народные деньги!

Однако венцом «подрывной» деятельности советской печати против Амторга стал эпизод с фирмой «Катерпиллер Мотор Компани», имевший место в 1930 году. А дело заключалось в том, что советской стороне захотелось привлечь «Катерпиллер» к проектированию и постройке большого тракторного завода в Челябинске. Американцы на это предложение согласились, но поставили очень неудобные и жесткие для нашей стороны условия, да к тому же еще и запросили за свою работу много денег. Чтобы преодолеть сопротивление неуступчивых бизнесменов, в СССР была предпринята широкомасштабная PR-акция. ВСНХ опубликовал постановление, в котором говорилось о том, что новый челябинский завод будет спроектирован советскими инженерами самостоятельно. Это заявление подтверждалось и в интервью председателя Всесоюзного Автотракторного Объединения Осинского, помещенного в газете «Правда».

Председатель правления Амторга даже демонстративно приступил к переговорам с фирмой «Аллис Чалмерс», то есть всеми силами у американцев создавалось впечатление в полной незаинтересованности советской стороны работать с «Катерпиллером», и, напротив, демонстрировалось желание иметь дело с его конкурентом. Ход был очень умный и тонкий. Более того, только что начавшийся кризис сулил фирме одни убытки и не позволял «тянуть» и долго раздумывать, а тут был очевидный и вполне реальный доход на годы вперед. Еще немного и «Катерпиллер» бы сдался и принес бы желаемый контракт на «блюдечке с голубой каемочкой». И вот тут-то в дело и вмешалась советская печать.

И случилось бы вроде бы совсем «ничего». Просто газета «За индустриализацию» опубликовала небольшую заметку, в которой сообщалось, что из Москвы в Америку уже выехала делегация с целью проведения переговоров с фирмой «Катерпиллер» о строительстве тракторного завода в Челябинске. Председательствовал в ней некто товарищ Ловин, и… этого оказалось достаточно, чтобы совет директоров «Катерпиллера» сразу же воспрянул духом и перестал обращать внимание на переговоры Амторга с их конкурентом «Аллис Чалмерс». Оказавшись в Америке, делегация обнаружила, что позиция американцев не изменилась ни на йоту, а когда Ловин попытался на них надавить, ему показали вырезку из газеты с указанием даты! Более того, директора заявили членам делегации, что в случае, если они и дальше попытаются водить их за нос, то информация об этой некрасивой истории непременно попадет в газеты. Будет жуткий скандал, который очень неблагоприятно отразится на репутации молодого советского государства (что вряд ли понравится «большим людям в Москве») и на репутации самого Амторга здесь в Штатах! И понятно, что после этого нам пришлось заплатить, сколько спросили!

Правда к 1927 году ситуация на рынке Соединенных Штатов в отношении торговли с СССР стала складываться в нашу пользу. Хотя на советский рынок приходилось всего лишь 1,15% совокупных поставок американских компаний за границу, то есть, в общем-то «мизер», в распределении «внутри» этих процентов картина была совершенно иная. Так, в СССР поставлялось около 23 % американских тракторов, 23% горно-добывающего оборудования, по 16% авто – и авиатехники и от 10 до 15% различных станков. Цифры, как это видно, достаточно внушительные. По тракторам так и вовсе почти четверть всего их производства в США. И там понимали, что если этот рынок рухнет, хорошего не будет, тракторную отрасль ожидает кризис! В результате вполне естественным было формирование в американской деловой среде достаточно могущественного просоветского (вернее, проамторговского лобби), бороться с которым было выше сил антисоветчиков. «В Бога мы веруем, а остальное наличными!» – говорили в то время американцы и что им на это могли возразить «борцы с красной опасностью»?

И первым, кто отметил происходящие изменения, опять-таки сделалась пресса, только теперь уже американская. Ее тон в отношении СССР потеплел на глазах, тогда как о царской России и «белых» эмигрантах американские газеты писали все хуже и хуже. Дошло до того, что за дипломатическое признание большевиков уже в 1925 году (!) выступил сам Джон Рокфеллер, который был заинтересован в сделках с нашим Нефтесиндикатом. А ведь это был человек, которому приписывалась фраза: «Что хорошо для Стандарт Ойл, то хорошо и для Америки!» Правда, против сотрудничества с СССР выступали самые разные силы, начиная от мормонов и даже… Американской Федерации труда, которая считала, что своими запретами на забастовки советская власть ущемляет права трудящихся! Торговлей с Россией были очень недовольны меховщики, жаловавшиеся в правительство США, что СССР через Амторг завалил Штаты русскими мехами, и что их зверофермы несут огромные убытки. Но… что такое меха по сравнению с одним единственным трактором?
Всего же в 1923–1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было подписано 170 соглашений о технической помощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 – с фирмами из других стран. Советские инженеры-стажеры посещали американские предприятия, и в частности, на заводе Форда в Ривер-Руж, были вполне довольны приемом. Им показывали и объясняли все, что было им интересно. Но было и так, что часть приезжих нарушала производственную дисциплину, и администрация фирмы отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам.

Казалось бы, с немцами договоров было больше, но договоры с американцами были «денежнее» и масштабнее. И вот им-то как раз и вставляли палки в колеса советские газеты! Не раз и не два они писали, что, например, в Одессу прибывают американские тракторы, закупленные «советской компанией «Амторг», а так писать было нельзя во всех отношениях. Доходило до того, что работники Амторга вынуждены были обращаться в «соответствующие органы» с просьбой… умерить пыл советских журналистов в освещении их работы», потому, как убытки от их правдивости выражаются в долларах и паблисити!

А ведь Амторг действительно явился самой настоящей кузницей советской оборонки. Это и Сталинградский, и Челябинский, и Харьковский тракторные заводы, а по сути дела танковые заводы, спроектированные по проекту Альберта Канна, а переговоры шли через Амторг. Надо назвать также Пермский авиамоторный завод, где был налажен выпуск моторов М-25 – лицензионной копии американского двигателя «Райт-Циклон» R-1820F-3. Ими – а их в СССР произвели почти 14 тысяч – оснащали истребители И-15, И-153 «Чайка», и И-16. Про танк У. Кристи (которых у него, кстати, купили не один, а два) Светлана Денисова написала. Но она не написала, что, хотя и неизвестно, была ли куплена вместе с лицензией на танки Кристи еще лицензия на двигатель «Либерти», в СССР впоследствии наладили выпуск этого аналога американского мотора под индексом М-5, который был выпущен в тысячах экземплярах! А вот и конкретные цифры работы Амторга: в 1925 -1929 гг.: декабрь 1925 г. – «Форд Мотор Компани» – покупка 10.000 тракторов. Январь 1927 г. – «Форд Мотор Компани» – купили еще 3.000 тракторов. Май 1929 г. – «Форд Мотор Компани» – контракт на производство в СССР мощностей по производству автомобилей и закупку оборудования – стоимость контракта составила 30 млн. долл. Июль 1929 г. – «Катерпиллер Мотор Компани» - приобретено 960 тракторов. Август 1929 г. – «Кливленд Мотор Компани» - закупка тракторов и запасных частей – сумма контракта 1,67 млн. долл. Ноябрь 1929 г. – «Фрэнк Д. Чейз» – техническое и инженерное содействие в постройке тракторного завода. Декабрь 1929 г. – «Форд Мотор Компани» – покупка 1.000 тракторов.

Самое главное, что вся эта торговля шла в страну, официально США не признанную! Так что деятельность Амторга действительно трудно переоценить, а вот оценить «правдивость» «пионеров пера» (говоривших одну только правду!) в обеспечении его работы можно оценить лишь только как откровенный непрофессионализм!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. parusnik 9 октября 2015 07:43
    а вот оценить «правдивость» «пионеров пера» (говоривших одну только правду!) в обеспечении его работы можно оценить лишь только как откровенный непрофессионализм!...Скорее статьи были "заказные"..Кому-то индустриализация была поперек горла..
    1. kalibr 9 октября 2015 07:52
      Верится с трудом! Надо было знать про работу Амторга. Надо было знать про его прикрытие. Надо было знать про секретные переговоры "там" и отреагировать "здесь", то есть иметь "шпионов" с надежной связью. Очень уж сложная схема получается! "Бритва Оккама" это отрезает! Но... Вам тоже пришла в голову такая мысль, верно? И мне пришла! И я эту мысль, что "тут не просто так" ИСПОЛЬЗОВАЛ В РОМАНЕ "Закон Парето", изданном в Германии. Интрига в том, что в Амторге работает "крот". Он передает информацию "белым журналистам" из бывших, а те пишут в СССР материалы и просят гонорар переводить в детские дома. А у нас же "хинди-руси бхай-бхай", мировая солидарность пролетариата! Вот на это и покупались! Подчеркиваю - я этого не знаю. Бритва Оккама отрезает. И все же так и кажется - "здесь что-то есть"!
      1. Scraptor 11 октября 2015 03:51
        Это не там сидел один амерканский миллиардер который под этим прикрытием по интересным ценам вывез все оставшееся русское золото и брюльянты - некто, Арманд Хаммер? wassat

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня