Советские журналисты против… Амторга!

Прочитал материал Светланы Денисовой про Амторг и его роль в укреплении экономики нашей страны в 20-30 годы ХХ века и подумал, что его вполне можно дополнить еще одним материалом, касающимся тоже войны, но войны информационной! К сожалению не все представляют себе весь тот урон, который несут в себе проигранные на этом поле сражения. Причем, урон не только лишь в духовной сфере, но и непосредственно в денежном выражении.

Советские журналисты против… Амторга!

Советские тракторы возле Челябинского тракторного завода.

Причем в истории СССР бывало очень часто, что сама же наша пресса наносила нашей стране большой урон, действуя при этом… с самыми благими намерениями. Причина этому, прежде всего, отсутствие профессионализма, вернее – низкий его уровень и откровенный идеализм – веры в братьев-трудящихся. Впрочем, и эта вера была создана не без ее же участия. Примеров много, очень много, достаточно почитать хотя бы ту же газету «Правда». Но вот в случае с Амторгом они особенно показательны и красноречивы.


Начнем с того, что руководство Амторга во всеуслышание заявляло, что компания эта представляет собой американское акционерское общество, хотя на самом деле это было фактически торгпредство СССР. Оно представляло в Штатах интересы таких «контор», как Госторг, Закгосторг, Укргосторг, Севзапгосторг, Дальгосторг, Экспортхлеб, Сахаротдел ВСНХ и многие другие советские организации, тогда как пайщиками новой компании являлись Наркомат внешней торговли, Госторг и другие организации. То есть это была лишь вывеска, и американцы, которые с ним торговали, конечно, это знали или догадывались, но молчали. Советское золото и пушнина затыкали им рот! Но… общественное мнение было настроено против Советской России. В США выходили десятки (!) белоэмигрантских газет, которые призывали отнюдь не торговать с Советами, а душить их блокадой. И нашим бы печатным изданиям этот «секрет Полишинеля» хранить и дальше, но… Поступали они подчас совсем неразумно!

Например, в 1926 году в СССР был «срезан» план по импорту тракторной техники. На том, что американцы этого не знают, можно было бы сыграть, добившись получения льготных кредитов от американцев, но так как об этом уже сообщила «Правда», а затем и «Экономическая жизнь», то кредиты Амторг получил на старых условиях, то есть за тракторы пришлось переплачивать! И это притом, что работа В.И. Ленина «Очередные задачи советской власти» – «Хозяйничай экономно, не воруй, не лодырничай!» – уже была опубликована, а со страниц «Правды» звучали постоянные призывы беречь народные деньги!

Однако венцом «подрывной» деятельности советской печати против Амторга стал эпизод с фирмой «Катерпиллер Мотор Компани», имевший место в 1930 году. А дело заключалось в том, что советской стороне захотелось привлечь «Катерпиллер» к проектированию и постройке большого тракторного завода в Челябинске. Американцы на это предложение согласились, но поставили очень неудобные и жесткие для нашей стороны условия, да к тому же еще и запросили за свою работу много денег. Чтобы преодолеть сопротивление неуступчивых бизнесменов, в СССР была предпринята широкомасштабная PR-акция. ВСНХ опубликовал постановление, в котором говорилось о том, что новый челябинский завод будет спроектирован советскими инженерами самостоятельно. Это заявление подтверждалось и в интервью председателя Всесоюзного Автотракторного Объединения Осинского, помещенного в газете «Правда».

Председатель правления Амторга даже демонстративно приступил к переговорам с фирмой «Аллис Чалмерс», то есть всеми силами у американцев создавалось впечатление в полной незаинтересованности советской стороны работать с «Катерпиллером», и, напротив, демонстрировалось желание иметь дело с его конкурентом. Ход был очень умный и тонкий. Более того, только что начавшийся кризис сулил фирме одни убытки и не позволял «тянуть» и долго раздумывать, а тут был очевидный и вполне реальный доход на годы вперед. Еще немного и «Катерпиллер» бы сдался и принес бы желаемый контракт на «блюдечке с голубой каемочкой». И вот тут-то в дело и вмешалась советская печать.

И случилось бы вроде бы совсем «ничего». Просто газета «За индустриализацию» опубликовала небольшую заметку, в которой сообщалось, что из Москвы в Америку уже выехала делегация с целью проведения переговоров с фирмой «Катерпиллер» о строительстве тракторного завода в Челябинске. Председательствовал в ней некто товарищ Ловин, и… этого оказалось достаточно, чтобы совет директоров «Катерпиллера» сразу же воспрянул духом и перестал обращать внимание на переговоры Амторга с их конкурентом «Аллис Чалмерс». Оказавшись в Америке, делегация обнаружила, что позиция американцев не изменилась ни на йоту, а когда Ловин попытался на них надавить, ему показали вырезку из газеты с указанием даты! Более того, директора заявили членам делегации, что в случае, если они и дальше попытаются водить их за нос, то информация об этой некрасивой истории непременно попадет в газеты. Будет жуткий скандал, который очень неблагоприятно отразится на репутации молодого советского государства (что вряд ли понравится «большим людям в Москве») и на репутации самого Амторга здесь в Штатах! И понятно, что после этого нам пришлось заплатить, сколько спросили!

Правда к 1927 году ситуация на рынке Соединенных Штатов в отношении торговли с СССР стала складываться в нашу пользу. Хотя на советский рынок приходилось всего лишь 1,15% совокупных поставок американских компаний за границу, то есть, в общем-то «мизер», в распределении «внутри» этих процентов картина была совершенно иная. Так, в СССР поставлялось около 23 % американских тракторов, 23% горно-добывающего оборудования, по 16% авто – и авиатехники и от 10 до 15% различных станков. Цифры, как это видно, достаточно внушительные. По тракторам так и вовсе почти четверть всего их производства в США. И там понимали, что если этот рынок рухнет, хорошего не будет, тракторную отрасль ожидает кризис! В результате вполне естественным было формирование в американской деловой среде достаточно могущественного просоветского (вернее, проамторговского лобби), бороться с которым было выше сил антисоветчиков. «В Бога мы веруем, а остальное наличными!» – говорили в то время американцы и что им на это могли возразить «борцы с красной опасностью»?

И первым, кто отметил происходящие изменения, опять-таки сделалась пресса, только теперь уже американская. Ее тон в отношении СССР потеплел на глазах, тогда как о царской России и «белых» эмигрантах американские газеты писали все хуже и хуже. Дошло до того, что за дипломатическое признание большевиков уже в 1925 году (!) выступил сам Джон Рокфеллер, который был заинтересован в сделках с нашим Нефтесиндикатом. А ведь это был человек, которому приписывалась фраза: «Что хорошо для Стандарт Ойл, то хорошо и для Америки!» Правда, против сотрудничества с СССР выступали самые разные силы, начиная от мормонов и даже… Американской Федерации труда, которая считала, что своими запретами на забастовки советская власть ущемляет права трудящихся! Торговлей с Россией были очень недовольны меховщики, жаловавшиеся в правительство США, что СССР через Амторг завалил Штаты русскими мехами, и что их зверофермы несут огромные убытки. Но… что такое меха по сравнению с одним единственным трактором?
Всего же в 1923–1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было подписано 170 соглашений о технической помощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 – с фирмами из других стран. Советские инженеры-стажеры посещали американские предприятия, и в частности, на заводе Форда в Ривер-Руж, были вполне довольны приемом. Им показывали и объясняли все, что было им интересно. Но было и так, что часть приезжих нарушала производственную дисциплину, и администрация фирмы отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам.

Казалось бы, с немцами договоров было больше, но договоры с американцами были «денежнее» и масштабнее. И вот им-то как раз и вставляли палки в колеса советские газеты! Не раз и не два они писали, что, например, в Одессу прибывают американские тракторы, закупленные «советской компанией «Амторг», а так писать было нельзя во всех отношениях. Доходило до того, что работники Амторга вынуждены были обращаться в «соответствующие органы» с просьбой… умерить пыл советских журналистов в освещении их работы», потому, как убытки от их правдивости выражаются в долларах и паблисити!

А ведь Амторг действительно явился самой настоящей кузницей советской оборонки. Это и Сталинградский, и Челябинский, и Харьковский тракторные заводы, а по сути дела танковые заводы, спроектированные по проекту Альберта Канна, а переговоры шли через Амторг. Надо назвать также Пермский авиамоторный завод, где был налажен выпуск моторов М-25 – лицензионной копии американского двигателя «Райт-Циклон» R-1820F-3. Ими – а их в СССР произвели почти 14 тысяч – оснащали истребители И-15, И-153 «Чайка», и И-16. Про танк У. Кристи (которых у него, кстати, купили не один, а два) Светлана Денисова написала. Но она не написала, что, хотя и неизвестно, была ли куплена вместе с лицензией на танки Кристи еще лицензия на двигатель «Либерти», в СССР впоследствии наладили выпуск этого аналога американского мотора под индексом М-5, который был выпущен в тысячах экземплярах! А вот и конкретные цифры работы Амторга: в 1925 -1929 гг.: декабрь 1925 г. – «Форд Мотор Компани» – покупка 10.000 тракторов. Январь 1927 г. – «Форд Мотор Компани» – купили еще 3.000 тракторов. Май 1929 г. – «Форд Мотор Компани» – контракт на производство в СССР мощностей по производству автомобилей и закупку оборудования – стоимость контракта составила 30 млн. долл. Июль 1929 г. – «Катерпиллер Мотор Компани» - приобретено 960 тракторов. Август 1929 г. – «Кливленд Мотор Компани» - закупка тракторов и запасных частей – сумма контракта 1,67 млн. долл. Ноябрь 1929 г. – «Фрэнк Д. Чейз» – техническое и инженерное содействие в постройке тракторного завода. Декабрь 1929 г. – «Форд Мотор Компани» – покупка 1.000 тракторов.

Самое главное, что вся эта торговля шла в страну, официально США не признанную! Так что деятельность Амторга действительно трудно переоценить, а вот оценить «правдивость» «пионеров пера» (говоривших одну только правду!) в обеспечении его работы можно оценить лишь только как откровенный непрофессионализм!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. parusnik 9 октября 2015 07:43
    а вот оценить «правдивость» «пионеров пера» (говоривших одну только правду!) в обеспечении его работы можно оценить лишь только как откровенный непрофессионализм!...Скорее статьи были "заказные"..Кому-то индустриализация была поперек горла..
    1. kalibr 9 октября 2015 07:52
      Верится с трудом! Надо было знать про работу Амторга. Надо было знать про его прикрытие. Надо было знать про секретные переговоры "там" и отреагировать "здесь", то есть иметь "шпионов" с надежной связью. Очень уж сложная схема получается! "Бритва Оккама" это отрезает! Но... Вам тоже пришла в голову такая мысль, верно? И мне пришла! И я эту мысль, что "тут не просто так" ИСПОЛЬЗОВАЛ В РОМАНЕ "Закон Парето", изданном в Германии. Интрига в том, что в Амторге работает "крот". Он передает информацию "белым журналистам" из бывших, а те пишут в СССР материалы и просят гонорар переводить в детские дома. А у нас же "хинди-руси бхай-бхай", мировая солидарность пролетариата! Вот на это и покупались! Подчеркиваю - я этого не знаю. Бритва Оккама отрезает. И все же так и кажется - "здесь что-то есть"!
      1. Scraptor 11 октября 2015 03:51
        Это не там сидел один амерканский миллиардер который под этим прикрытием по интересным ценам вывез все оставшееся русское золото и брюльянты - некто, Арманд Хаммер? wassat

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня