День авиации и космонавтики в германском центре авиации и космонавтики города Кёльна

«Будущее должно не предсказываться, а делаться возможным»

Антуан де Сент-Экзюпери



Возможно, данную цитату можно применить при описании общей стратегии и идеи деятельности Германского центра авиации и космонавтики, рамки которых просто невозможно описать конкретными целями, ситуативными финансовыми, научными и техническими возможностями для их воплощения в жизнь.

Германский центр авиации и космонавтики (далее –DLR) — национальный центр аэрокосмических, энергетических и транспортных исследований Германии. Отделения и исследовательские центры организации располагаются в нескольких местах по всей территории Германии, штаб-квартира находится в г. Кёльне. Организация несёт ответственность за планирование и осуществление программ, инициализаторами которых являются различные министерства и ведомства федерального правительства Германии.

В том числе:
Федеральное министерство образования и научных исследований Германии.
Федеральное министерство экономики и энергетики Германии.
Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии.
Федеральное министерство здравоохранения Германии.
Федеральное министерство по делам семьи, пенсионеров, женщин и молодежи.
Федеральное министерство транспорта, строительства и городского развития
Федеральное министерство обороны Германии.

DLR занимается широким кругом исследовательских проектов, как национальных, так и международных. DLR обеспечивает работой около 8000 сотрудников (по состоянию на 2013 г.) и имеет в Германии 37 различных институтов, испытательных и производственных объектов, в основном сосредоточенных в 16 местах. В отделении DLR в предместье г. Кёльна (являющейся одновременно штаб-квартирой DLR) работает около 1500 сотрудников.

Из всего вышеприведённого становится ясно, что тематика научных исследований институтов DLR довольно разнообразная и не ограничивается исследованиями и разработками в области авиации и космонавтики, как можно заключить, исходя из названия кластера.

Немного истории.
Старейшим предшественником DLR принято считать основанный в 1907 году Прандтлем Modellversuchsanstalt der Motorluftschiff-Studiengesellschaft в Геттингене. Считается, что первая замкнутая аэродинамическая труба была построена в 1908 году в Гёттингене под руководством Людвига Прандтля. На идею создания этого замкнутого воздушного канала его подтолкнул созданный им же в 1904 году демонстрационный гидроканал. На тот момент он уже защитил докторскую диссертацию в Мюнхенском техническом университете (в 1900 году). Был профессором в Ганновере и с 1 сентября 1904 года — в Гёттингене.


Так что с трудами члена Совета Королевского авиационного общества Великобритании Фрэнсисом Гербертом Уэнхемом, русским военным инженером В.А. Пашкевичем, Константином Эдуардовичем Циолковским, членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду математических наук Николаем Егоровичем Жуковским, думается, был знаком. …

Из этого исследовательского общества моторизированных воздушных судов (да-да, это не опечатка - именно воздушных судов, т.к. ранее занимались воздухоплаванием) позднее создали Научно-исследовательский институт Аэродинамических исследований (AVA). В 1969 году был создан немецкий исследовательский и испытательный институт аэрокосмических исследований (DFVLR) путем слияния нескольких учреждений. После многочисленных переименований и вхождения в состав кластера всё новых и новых институтов, которые по роду своих изысканий были уже довольно далеки от авиации и космонавтики, данное образование с 1 октября 1997 года носит название Deutsches Zentrum für Luft- und Raumfahrt “(DLR).

20 сентября этого года состоялся день открытых дверей в главном филиале этого научно-исследовательского кластера, который находится под Кёльном - Tag der Luft- und Raumfahrt des DLR.



За день территорию институтов посетили более 60 тысяч человек, в том числе и автор данных строк. В тех местах, которые были открыты для посещений общественной публики, разрешалось так же фотографировать. Хотя я заведомо и постоянно ещё раз переспрашивал о данной возможности в каждом конкретном случае. Не везде, где предоставлялась возможность, удалось побывать ввиду долгих очередей и банальной нехваткой времени. Также я был не совсем подготовлен (как информативно, так и технически, а также по времени) для данного мероприятия, т.к. на данный день это был вариант «Б» в моих личных планах. Так что не обессудьте за гармонически не цельный материал публикации. Будет минимум две части.

Итак:
Что касается логистики доставки такого количества людей к западному входу (он был единственный открытый в этот день для публики) DLR было организованно на высшем уровне (моё субъективное мнение). Людей собирали чартерными автобусами с пяти пунктов – трёх огромных парковок, в основном для тех, кто приехал своим ходом и двух остановок электричек. Чартерные автобусы ходили каждую минуту.
По ссылке на данный файл более наглядно:
http://www.dlr.de/dlr/de/Portaldata/1/Resources/documents/2015/tdlr15_Anfahrtsbeschreibung.pdf

План-карта, где визуально представлена территория DLR:
file:///C:/Users/lex/Desktop/tdlr15_Gelaendeplan.pdf
Или на фото ниже:


Далее соответствующие комментарии к фотографиям будут располагаться под ними.


Первый справа стоит институт материаловедения (№51. На карте он не нумерован).
Мы к нему ещё вернёмся.


Между корпусами институтов располагались шале. На фото-шале NASA Wings и Vereinigung der Sternefreunde e. v.


Вдали стоит корпус European Transonic Windtunnel – Европейский трансзвуковой аэродинамический канал - удовольствие настолько дорогое и сложное, что его совместно строили и используют четыре Европейских страны – Германия, Франция, Великобритания и Нидерланды. (На данный момент Франция вышла из участия в проекте.) Строительство началось в 1990 году, и было завершено в 1993 году. В 1995 году объект был сдан в эксплуатацию.

Особенность данного комплекса в том, что эксперименты проходят при температурах до -160 Градусов по Цельсию. Притом тестируемые модели обдуваются потоком чистого азота. В этом есть своя необходимость: т.к. модели самолетов, которые проходят испытания в аэродинамических трубах, намного меньше оригиналов, то тестирование при комнатной температуре обычным воздухом даёт неприятный эффект несоответствия выведенных параметров при тестировании на модели к лётному оригиналу. Проще сказать - необходимо поддерживать подобие размеров молекул аэродинамических сред при скалировании моделей.

Подробнее здесь: www.etw.de/cms/
Фотографии можно посмотреть здесь: www.etw.de/cms/index.php?site=gallery#MS
Для общественных посещений данный комплекс был закрыт.


4а Systemhaus Technik - Бюро по анализу, проектированию, выбору материалов и постройки испытательных технических систем для разнообразных проектов как для самого DLR, так и для партнёров по разработкам.
Подробнее здесь: http://www.dlr.de/sht/DesktopDefault.aspx/tabid-10542/7213_page-1/

Через вестибюль на первом этаже данного бюро можно было попасть в мастерскую этого бюро. К слову сказать, в местах открытых для посещений висели информативные флаеры.
Вот пара из них в фойе строения 4а:


Как видно из данного флаера, Systemhaus предлагает возможность также получить образование.

Пара примеров: технический дизайнер продукции (компьютерный дизайнер) - работает бок о бок с конструкторами при проектировании и конструировании различных изделий.
Данное обучение длится 3,5 года. Обучаются данной специальности по дуальной системе (к слову сказать - наиболее распространённая система проф. образования в Германии) – от трёх до четырёх дней в неделю проходит обучение на практике и один – два дня теории в Berufsschulе (попросту - ПТУ). Причём, чтобы получить проф. учёбу, надо сначала заключить контракт на проф. учёбу у работодателя, который ко всему прочему предлагает возможность учёбы (в данном случае - DLR) и только потом с этим контрактом идти в Berufsschule, причём, последнюю можно выбрать только по месту (в некоторых случаях -по региону) предприятия, с которым заключен учебный договор. …
Industriemechaniker – (общее определение) получает квалификацию в обращении (самом их производстве, ремонте, управлении, настройки, введении в эксплуатацию) с агрегатами и системами на производстве.
Во флаере от DLR речь идёт о получении квалификации в макетировании, единичное и мелкосерийное производство, монтаж, обеспечение качества и сервис изделий. Данное обучение длится 3,5 года. Обучаются данной специальности также по дуальной системе.
В нижней части фото виден учебный проект «Паровая машина» (Кстати - модель полностью функциональная).


На данном фото изображена модулярная модель для исследований в диапазоне скоростей 3-4,5 Маха в аэродинамическом канале. Особенность идеи, заложенной в данную конструкцию, заключается в возможности перманентного изменения геометрии передней кромки воздухозаборника прямоточного воздушно-реактивного двигателя при проведении экспериментов. (Ещё раз повторюсь – представленные здесь мною объекты были разрешены для фотографирования).




В галерее между Systemhaus и их мастерской.












Немного фотографий из мастерской.
На последнем фото видна обработка демонстрационной модели на одной из машин.


На данной фотографии представлены части камер сгорания ракет, выполненные процессом селективного лазерного сплавления. На изготовление одной из них уходит до десяти часов.

Материал - так называемый «Iconel» - никель-хромовый жаропрочный сплав, довольно трудный в механической обработке. В машине на специальную площадку помещается слой порошка толщиной, примерно, в одно зерно: 0,05 миллиметра. Затем на порошок направляется лазерный луч требуемой мощности, который производит сплавление именно в тех местах, в которых нам требуется. Процесс осуществляется в инертной среде – в аргоне, чтобы исключить реакции окисления металла. После того, как произведено сплавление в первом слое, платформа опускается, наносится новый слой материала, и процесс повторяется.


Ещё пара деталей, созданных данным способом.


В аэродинамических каналах продувают не только модели ракет и самолётов.


Модулярная модель для исследований в диапазоне скоростей 3-4,5 Маха в аэродинамическом канале.


Оставим позади мастерские и пойдём дальше.


Так сказать врата профессионального технического учреждения.


Данный агрегат, думаю, в пояснениях не нуждается.


Взгляд направо.


Взгляд налево.








Совместные работы учащихся.


Общий план (Фото: DLR).


Вид на здание (Фото: DLR)

Данное строение было введено в строй 20 августа 2008 года. В нём обучают по профессии промышленный механик и механик точных механизмов. В 2008 году в отделении DLR г. Кёльна получали профессиональное образование 54 человека по профессиям информационный технолог, офисный служащий, промышленный механик, технический чертёжник, фотограф, повар. На летние каникулы у людей, проходящих в отделении DLR г. Кёльна профтехобразование, есть возможность получить практику в цехах и лабораториях. Также DLR предлагает широкий спектр как возможности высшего образования, так и карьерного роста. http://www.dlr.de/dlr/jobs/desktopdefault.aspx#S:326
Начиная со степени бакалавра и далее до степени доктора наук. Здесь защищают свои дипломные, докторские и диссертационные работы.

Одна из основных задач DLR – стимулирование интереса к естествознанию у подрастающего поколения, т.е. DLR работает с учащимися школ и гимназий. При восьми исследовательских центрах DLR (Берлина, Бремена, Брауншвейга, Гёттингена, Кёльна, Нойштрелица, Оберпфаффенхофена, Штутгарта), а также при четырёх партнёрских университетах (Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена, технических университетах Дортмунда, Дрездена, Гамбурга, плюс вводящейся в строй школьной лаборатории при техническом университете Дармштадта) работают так называемые
«School_Lab», которые дают возможность учащимся младших и старших классов открыть для себя увлекательный мир исследований. В общей сложности школьные лаборатории при институтах DLR и их партнёрах занимаются с 20.000 учащимися школ и гимназий в год.



Продолжение следует ...
Первоисточник:
http://www.dlr.de/schoollab/
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

32 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти