Military Review

"And the star with the star says ..."

9
"And the star with the star says ..."



FOUR EAGLE ABOVE MOSCOW

Judging by the documents, for the first time the two-headed eagle was placed on the high tent of the Spasskaya Tower as early as the kingdom of Tsar Alexei Mikhailovich Tishayshy - Father Peter I. It is worth bearing in mind that originally the Kremlin towers did not have tent roofs and upper decorative tiers: they carried a purely utilitarian fortification function and there were no decorations above the upper battle ground. But already in the 1624 year, during the reign of Tsar Mikhail Fedorovich, the Spasskaya Tower was built on to install a clock mechanism; The construction work, including the installation and adjustment of the chiming clock, was carried out by the English master Christopher Galloway. And with the next king on the top of the tent of the stone superstructure of the Spasskaya Tower appears the emblem of the Russian state - a two-headed eagle. Alas, its appearance and description are not preserved.

By the beginning of the XIX century, the eagles were adorned already on the Spasskaya, Nikolskaya, Troitskaya and Borovitskaya travel towers. However, the latter were built gradually, therefore, approximately once a century, the eagles on the towers were changed. Sometimes it happened more often, and not only because of disrepair. The Kremlin, like the rest of Moscow, often burned. In the fires burned down the internal wooden tiers, stairs. Often the fire did not spare the spiers of the towers. So, judging from the inventories, one Kremlin eagle was "destroyed" during the terrible "Trinity" 1737 fire of the year.

As a result, by the beginning of the twentieth century, four eagles, set at different times, made by different craftsmen and distinctly different from each other, soared over Moscow. The oldest was an eagle crowning the Trinity Tower. It was installed in the 1870 year and consisted of separate parts. When mounting it was collected directly on the tent spire. And in the 1935 year, when the decision was implemented to replace the "old-mode" characters with five-pointed stars, it was the only eagle that could not be removed entirely, but had to be disassembled at the top of the spire.

The last renewal of the imperial eagles took place in 1896, and was timed to coincide with the holy wedding ceremony of the last Russian emperor Nicholas II.

SERP, HAMMER AND URAL GEM

They tried to change the symbol of the Russian empire for the symbol of the new Soviet power several times. In the years of the civil war, the chairman of the Council of People's Commissars V.I. Lenin. However, in conditions of total economic collapse, the wish of the leader of the revolution was not fulfilled. And only 23 August 1935, the decision of the Council of People's Commissars and the Central Committee of the CPSU (b) to replace the old characters with new ones. Immediately after this, a TASS message was issued, informing the Soviet people: "... on 7 in November 1935 to remove the 4 eagle on the towers of the Kremlin wall and the 2 eagle from the building of the Historical Museum. By the same date, it was decided to install five-pointed on the Kremlin towers the stars with the sickle and the hammer. "

At the same time, it was decided to show new stars to Muscovites: the show was held in October in the Park of Culture and Rest. Gorky. Moreover, after the dismantling of 18 in October of the old imperial symbols, they were also presented in the 23 park of October for public display. And the very next day, a metal star with crossed sickle and hammer, decorated with Ural gems, was raised to the Spasskaya Tower. The whole operation took less than an hour: the beginning of the climb in 12.40, the installation on a special wind vane mechanism in 13.30.

On October 25, the same operation was repeated on the Trinity Tower, and by 27, the stars were hoisted on Nikolskaya and Borovitskaya.

The design and manufacture of new Kremlin symbols was entrusted to the Central Aero-Hydrodynamic Institute. Professor N.E. Zhukovsky with the participation of two Moscow defense plants. Sketches claimed I.V. Stalin. Interestingly, the first stars were visually different from each other. Thus, the rays of the Trinity Star were decorated with ears. For Borovitskaya tower produced a double star. The most modest was a star on the Nikolskaya Tower, the rays of which were made of polished metal.

Nikolskaya star (along with Spasskaya) turned out to be the biggest. The distance between the beams was 4,5 meters. The weight of the steel bearing frame, lined with metal sheets and decorated with Ural stones, reached tons. The design was a steel frame made of stainless steel, sheathed with sheets of red copper and covered with gold leaf. Ural gems and semiprecious stones such as alexandrites, amethysts, rock crystal, topazes, aquamarines, etc. were installed into the frame.

SECRET OF RUBY LIGHT

However, the new characters was prepared for a short century. Already the first two winters showed that due to the aggressive influence of Moscow rains and snow, both the Ural gems and gold leaf covering metal parts faded. In addition, the stars were disproportionately large, which was not revealed at the design stage. After their installation, it became immediately clear: visually, the characters are absolutely not in harmony with the slender tents of the Kremlin towers. Stars literally suppressed the architectural ensemble of the Moscow Kremlin. And already in 1936, the Kremlin decided to design new stars. Sketches prepared by renowned theater artist and decorator, People's Artist of the USSR, academician FF. Fedorovskiy. He was the one who had the idea to use a special ruby ​​glass instead of metal for decorating star rays. He redefined the shape, size and pattern of stars.

In May, the Kremlin's 1937 was decided to replace metallic stars with ruby ​​stars with powerful internal illumination. Moreover, Stalin made a decision to install such a star on the fifth Kremlin tower - Vodovzvodnaya: from the new Big Stone Bridge a stunning view of this slim and very architecturally harmonious tower was opened. And it became another very winning element of the "monumental propaganda" of the era.

Another fundamental solution was proposed by the same academician F.F. Fedorovskiy. In order for the stars to look the same from the ground, they were made of different sizes, depending on the height at which they were mounted. The smallest one was designed for a relatively low Vodovzvodnaya tower - the distance between the ends of the rays of the entire 3 meter. Troitskaya and Borovitskaya stars are already larger - 3,5 and 3,2 meters, respectively. But on the Spasskaya and Nikolskaya towers, the stars reach the 3,75 meter, which, however, is distinctly smaller than the first metallic stars.

For Kremlin stars, 500 square meters of special three-layer ruby ​​glass were welded. At the base of each star, powerful bearings were installed so that they could rotate under the pressure of the wind. But unlike the weather vane, indicating where the wind is blowing, the stars, thanks to the diamond-shaped cross section, are always located facing it. And at the same time, as practice has shown, they are capable of withstanding the pressure of the most powerful hurricane.

These are the stars we see over the Kremlin today. In 2015, work began on the restoration and modification of the technical support of the stars. On the Spasskaya Tower in February 2015, a new system of illumination and swivel mount appeared, which, however, was not noticeable visually from Red Square. And in the fall, the restoration of the Trinity Tower and its stars began.
Author:
Originator:
http://www.rg.ru/2015/09/30/rodina-zvezdy.html
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. zennon
    zennon 4 October 2015 01: 07 New
    +7
    Here is a star from the Nikolsky tower of 1935 (clickable):
    1. Karabanov
      Karabanov 4 October 2015 13: 01 New
      +2
      For me personally, stars on the tower are preferable to eagles.
      But disposing of old imperial symbols is probably not the wisest decision. It could well be given to the museum ...
  2. zennon
    zennon 4 October 2015 01: 12 New
    +12
    Lamps for Kremlin stars were developed at the Moscow Electric Lamp Plant. The power of three - on Spasskaya, Nikolskaya and Troitskaya towers - 5000 watts, and 3700 watts - on Borovitskaya and Vodovzvodnaya. Each mounted two filament, connected in parallel. When one burns out, the lamp continues to light, and a malfunction signal is sent to the control panel. The mechanism for changing lamps is interesting: you don’t even have to go up to the star, the lamp goes down on a special rod directly through the bearing. The whole procedure takes 30-35 minutes. You can see the lamps at the Polytechnic Museum in Moscow. A wonderful museum, I highly recommend visiting. Photo from there (clickable).
  3. atos_kin
    atos_kin 4 October 2015 10: 37 New
    0
    If only the "creators" with their "cut star" would not ruin the Star!
    1. RUSS
      RUSS 5 October 2015 16: 47 New
      0
      Quote: atos_kin
      If only the "creators" with their "cut star" would not ruin the Star!

      Late, photo from 05.10.15/XNUMX/XNUMX.
  4. PlotnikoffDD
    PlotnikoffDD 4 October 2015 10: 38 New
    0
    It is strange that the "new government" has not yet exchanged stars for eagles!
  5. Antropos
    Antropos 4 October 2015 12: 56 New
    0
    Incidentally, the rotary mechanisms were made at the Obukhov plant in St. Petersburg.
  6. Atigay
    Atigay 4 October 2015 14: 13 New
    +1
    I am very glad that this beauty has remained. I remember my first impression in 1974. The night, the unbearable book beauty and grandeur of the Kremlin with the stars above. Such beauty and grandeur do not exist in any capital of the world.
  7. ivanovbg
    ivanovbg 4 October 2015 14: 39 New
    0
    To the right of the entrance to the park of the Museum of Socialist Art in Sofia is the original red star - a symbol of socialism and communism in the People's Republic of Bulgaria, which from 1954 to 1984 years towered over the Party House - the seat of the Central Committee of the Bulgarian Communist Party in the center of Sofia.

    The red star No. 1 was placed on the tower of the Party House in Sofia in 1954. Decision No. 648 of the Central Committee of the BKP from 25 on July 1984 approved the design and installation of a new star - the so-called “Star No. 2”. Her project was based on the design of the Kremlin stars in Moscow. The purchase, delivery and installation of the new star were carried out by the Bulgarian foreign trade organization Tekhnoimportexport.

    Star No. 2 is made of synthetic ruby. According to the design estimates of Soviet specialists, its diameter should have been 3 meters, its supporting part (spire) should have a height of 2 m, and its weight should not exceed 1,2 tons. In fact, the star was made with a diameter of 2,5 m. Bulgarian designer - professor of architecture Ivan Ivanchev. The maximum thickness in the center was 700 mm. Inside the star was supposed to be a light source with a power of 5000 watts. The luminous flux was distributed evenly through all facets by a volume refractor from the mirrors. The individual facets were 800 by 300 mm. The star was designed for operation at an air temperature of −27,5 оС to + 37,4 оС.

    Gold plating of a ruby ​​star was made at the Kommuna factory in Sopot, Bulgaria. The equipment was brought from the USSR. The know-how, production, packaging and additional equipment of the star, ordered in the USSR, cost 573 246 rubles. Another 14 643 rubles were budgeted for additional transportation and installation costs. [2]

    By the decision of the 39 congress of the Bulgarian Socialist Party, this star was removed from the tower of the Party House, and the flag of Bulgaria was installed in its place. Asen Panayotov, one of the leaders of the Bulgarian Socialist Party, recalls:
    “We took it off in 3 minutes, somewhere around 9 in the morning of 4 on October 1990. The helicopter transferred it to the field near the village of Dolni-Bogrov. At 5 hours the next morning, we loaded it onto a trailer of a military truck and returned it to the Party House. Due to its large size, it fit only in the garage of Todor Zhivkov. To enter the garage door, I had to lower the truck tires. We removed the gilded details of the finish of the case and transferred them under the protocol to the Bulgarian National Bank. About 2 kg of gold was obtained from them. The glass was laminated, technical, there were no rubies there. It was also filmed. The steel frame remained in the garage and was probably scrapped. ”
  8. Alf
    Alf 4 October 2015 21: 45 New
    0
    For me personally, the Kremlin is always associated with a Star, not an eagle.

"И звезда с звездою говорит..."

"И звезда с звездою говорит..."


ЧЕТЫРЕ ОРЛА НАД МОСКВОЙ

Судя по документам, впервые двуглавый орел был помещен на высоком шатре Спасской башни еще в царствие царя Алексея Михайловича Тишайшего - отца Петра I. Стоит иметь в виду, что первоначально кремлевские башни не имели шатровых наверший и верхних декоративных ярусов: они несли сугубо утилитарную фортификационную функцию и какие-либо украшения над верхней боевой площадкой отсутствовали. Но уже в 1624 году, в правление царя Михаила Федоровича, Спасская башня надстраивается для установки часового механизма; строительные работы, включая установку и наладку курантов, провел английский мастер Христофор Галовей. А уже при следующем царе на вершине шатра каменной надстройки Спасской башни появляется герб Российского государства - двуглавый орел. Увы, его внешний вид и описание не сохранились.


К началу XIX века орлы красовались уже на Спасской, Никольской, Троицкой и Боровицкой проездных башнях. Однако последние надстраивались постепенно, поэтому приблизительно один раз в столетие орлов на башнях меняли. Порой это происходило и чаще, причем не только из-за ветхости. Кремль, как и вся Москва, часто горел. В пожарах выгорали внутренние деревянные ярусы, лестницы. Зачастую огонь не щадил и шпили башен. Так, судя по описям, один кремлевский орел был "порушен" во время страшного "Троицкого" пожара 1737 года.

В результате к началу ХХ века над Москвой парили четыре орла, установленные в разное время, выполненные разными мастерами и отчетливо отличавшиеся друг от друга. Старейшим оказался орел, венчавший Троицкую башню. Он был установлен в 1870 году и состоял из отдельных частей. При монтаже его собирали непосредственно на шпиле шатра. А в 1935 году, когда реализовывалось решение по замене "старорежимных" символов на пятиконечные звезды, это был единственный орел, которого не удалось снять целиком, а пришлось разбирать на вершине шпиля.

Последнее подновление императорских орлов проходило в 1896 году и было приурочено к священной церемонии венчания на царство последнего российского императора Николая II.

СЕРП, МОЛОТ И УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ

Поменять символ Российской империи на символ новой советской власти пытались несколько раз. Еще в годы гражданской войны с этим предложением выступал председатель Совнаркома В.И. Ленин. Однако в условиях тотального экономического развала пожелание вождя революции выполнено не было. И только 23 августа 1935 года принимается постановление Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) о замене старых символов на новые. Сразу после этого было выпущено сообщение ТАСС, проинформировавшее советский народ: "...к 7 ноября 1935 г. снять 4 орла, находящихся на башнях Кремлевской стены, и 2 орла со здания Исторического музея. К этому же сроку решено установить на башнях Кремля пятиконечные звезды с серпом и молотом".

Тогда же было решено продемонстрировать новые звезды москвичам: показ состоялся в октябре в Парке культуре и отдыха им. Горького. Причем после демонтажа 18 октября старых императорских символов они тоже были представлены в парке 23 октября на всеобщее обозрение. А уже на следующий день металлическая звезда с перекрещенными серпом и молотом, украшенная уральскими самоцветами, была поднята на Спасскую башню. Вся операция заняла меньше часа: начало подъема в 12.40, установка на специальный флюгерный механизм - в 13.30.

25 октября эта же операция повторилась на Троицкой башне, а к 27-му звезды были водружены на Никольскую и Боровицкую.

Проектирование и изготовление новых кремлевских символов было поручено Центральному аэрогидродинамическому институту им. профессора Н.Е. Жуковского при участии двух московских оборонных заводов. Эскизы утверждал И.В. Сталин. Интересно, что первые звезды визуально отличались друг от друга. Так, лучи Троицкой звезды были декорированы колосьями. Для Боровицкой башни изготовили двухконтурную звезду. Самой скромной получилась звезда на Никольской башне, лучи которой были изготовлены из полированного металла.

Никольская звезда (наряду со Спасской) оказалась и самой большой. Расстояние между лучами составляло 4,5 метра. Вес стальной несущей рамы, обшитой металлическими листами и украшенной уральскими камнями, достигал тонны. Конструкция представляла собой стальной каркас из нержавеющей стали, обшитый листами красной меди и покрытый сусальным золотом. В каркас были вмонтированы уральские самоцветы и полудрагоценные камни: александриты, аметисты, горный хрусталь, топазы, аквамарины и др.

СЕКРЕТ РУБИНОВОГО СВЕТА

Однако новым символам был уготован недолгий век. Уже две первые зимы показали, что из-за агрессивного воздействия московских дождей и снега потускнели и уральские самоцветы, и сусальное золото, покрывавшее металлические детали. Кроме того, звезды оказались непропорционально крупными, что не было выявлено на стадии проектирования. После их установки сразу стало ясно: визуально символы абсолютно не гармонируют со стройными шатрами кремлевских башен. Звезды буквально подавляли архитектурный ансамбль московского Кремля. И уже в 1936 году в Кремле было принято решение о проектировании новых звезд. Эскизы подготовил известный театральный художник и декоратор, народный художник СССР, академик Ф.Ф. Федоровский. Именно ему принадлежит идея использовать специальное рубиновое стекло вместо металла для декорирования звездных лучей. Он же заново определил форму, размеры и рисунок звезд.

В мае 1937 года в Кремле было принято решение о замене металлических звезд на рубиновые с мощной внутренней подсветкой. Причем Сталин принял решение об установке такой звезды и на пятой кремлевской башне - Водовзводной: с нового Большого Каменного моста открывался потрясающий вид на эту стройную и очень архитектурно гармоничную башню. И она становилась еще одним очень выигрышным элементом "монументальной пропаганды" эпохи.

Еще одно принципиальное решение предложил все тот же академик Ф.Ф. Федоровский. Для того чтобы звезды выглядели с земли одинаковыми, их сделали разной величины - в зависимости от высоты, на которой они монтировались. Самую маленькую спроектировали для относительно низкой Водовзводной башни - расстояние между концами лучей всего 3 метра. Троицкая и Боровицкая звезды уже крупнее - соответственно 3,5 и 3,2 метра. А вот на Спасской и Никольской башнях звезды достигают 3,75 метра, что, впрочем, отчетливо меньше первых металлических звезд.

Для кремлевских звезд было сварено 500 квадратных метров специального трехслойного рубинового стекла. В основании каждой звезды установили мощные подшипники, чтобы они могли вращаться под напором ветра. Но в отличие от флюгера, указывающего, куда дует ветер, звезды, благодаря ромбовидному поперечному сечению, всегда располагаются лицом к нему. И способны при этом, как показала практика, выдерживать напор самого мощного урагана.

Именно эти звезды мы видим над Кремлем и сегодня. В 2015 году начались работы по реставрации и изменению технического обеспечения звезд. На Спасской башне в феврале 2015 года появилась новая система подсветки и поворотного крепления, что, впрочем, визуально с Красной площади не заметно. А осенью началась реставрация Троицкой башни и ее звезды.
Автор: Сергей Девятов
Первоисточник: http://www.rg.ru/2015/09/30/rodina-zvezdy.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. zennon 4 октября 2015 01:07
    Вот звезда с никольской башни 1935-го года (кликабельно):
    1. Карабанов 4 октября 2015 13:01
      Лично для меня звезды на башне предпочтительнее чем орлы.
      Но утилизация старых имперских символов наверное не самое мудрое решение. Вполне могли отдать в музей...
  2. zennon 4 октября 2015 01:12
    
Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Интересен механизм смены ламп: к звезде даже не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут .Увидеть лампы можно в политехническом музее в Москве.Прекрасный музей,очень рекомендую посетить.Фото оттуда (кликабельно).
  3. atos_kin 4 октября 2015 10:37
    Только бы "креаторы" со своей "разрезанной звИздой" не загубили Звезду!
    1. РУСС 5 октября 2015 16:47
      Цитата: atos_kin
      Только бы "креаторы" со своей "разрезанной звИздой" не загубили Звезду!

      Поздно , фото от 05.10.15.
  4. PlotnikoffDD 4 октября 2015 10:38
    Странно что "новая власть" еще не поменяла обратно звезды на орлов!
  5. Антропос 4 октября 2015 12:56
    Кста, поворотные механизмы делали на Обуховском заводе в Питере.
  6. Атыгай 4 октября 2015 14:13
    Очень рад, что эта красота осталась. Помню мое первое впечатление в 1974 году. Ночь, невыносимая книжная красота и величие Кремля с звездами наверху. Такой красоты и величия нет ни в одной столице мира.
  7. ivanovbg 4 октября 2015 14:39
    Справа от входа в парк Музея социалистического искусства в Софии находится оригинальная красная звезда — символ социализма и коммунизма в Народной Республике Болгарии, которая с 1954 по 1984 годы возвышалась над Домом Партии — резиденцией Центрального комитета Болгарской коммунистической партии в центре Софии.

    Красная звезда № 1 была размещена на башне Дома Партии в Софии в 1954 г. Решением № 648 ЦК БКП от 25 июля 1984 года было утверждено проектирование и установка новой звезды — так называемой «Звезды № 2». Проект её был основан на конструкции Кремлёвских звёзд в Москве. Покупка, доставка и монтаж новой звезды осуществлены болгарской внешнеторговой организацией Техноимпортэкспорт.

    Звезда № 2 изготовлена из синтетического рубина. По проектным оценкам советских специалистов, диаметр её должен был составить 3 метра, еë опорная часть (шпиль) — иметь высоту 2 м, а вес не должен был превышать 1,2 тонны. Фактически звезда была выполнена диаметром в 2,5 м. Болгарский проектировщик — профессор архитектуры Иван Иванчев. Максимальная толщина в центре составила 700 мм. Внутри звезды должен был находиться источник света мощностью 5000 Ватт. Световой поток распределялся равномерно через все фасеты объëмным рефрактором из зеркал. Отдельные фасеты были размером 800 на 300 мм. Звезда была рассчитана на эксплуатацию при температуре воздуха от −27,5 оС до +37,4 оС.

    Золотое покрытие рубиновой звезды выполнено на заводе «Коммуна» в г. Сопот, Болгария. Оборудование привезено из СССР. Ноу-хау, производство, упаковка и дополнительное оборудование звезды, заказанное в СССР, обошлись в сумму 573 246 рублей. Ещë 14 643 рублей были заложены в бюджет на дополнительные расходы по транспортировке и монтажу.[2]

    Решением 39-го конгресса Болгарской социалистической партии эта звезда была снята с башни Дома Партии, а на её место установлен флаг Болгарии. Асен Панайотов, один из деятелей Болгарской социалистической партии, вспоминает:
    «Мы сняли еë за 3 минуты, где-то около 9-ти часов утра 4 октября 1990 года. Вертолёт перенëс еë на поле возле села Долни-Богров. В 5 часов следующим утром мы погрузили еë на прицеп военного грузовика и вернули в Дом Партии. В связи с большим размером она поместилась только в гараже Тодора Живкова. Чтобы въехать в ворота гаража, пришлось приспустить шины грузовика. Мы сняли позолоченные детали отделки корпуса и передали их по протоколу в Болгарский народный банк. Из них было получено около 2 кг золота. Стекло было многослойное, техническое, никаких рубинов там не было. Оно также было снято. Стальной каркас остался в гараже и, вероятно, был сдан в металлолом.»
  8. Альф 4 октября 2015 21:45
    Лично для меня Кремль всегда ассоциируется со Звездой, а не орлом.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня