Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»

Еще летом 1914 года командование Русской императорской армии стало проявлять интерес к самоходной зенитной артиллерии. Результатом этого стало появление двух проектов броневиков с зенитным вооружением, а также одной небронированной самоходки. Кроме того, видя ограниченные возможности отечественной промышленности, военное ведомство решило обратиться за помощью к союзникам. Благодаря этому войска получили 16 зенитных броневиков «Пирлес».

В конце 1914 года, когда отечественные предприятия приступили к строительству первых отечественных зенитных броневиков, Главное артиллерийское управление заказало аналогичную технику британской компании Vickers. В соответствии с подписанным договором британские специалисты должны были забронировать 16 броневиков и установить на них новейшие автоматические орудия QF 2 pounder Mark II. Примечательно, что российские военные заказали эти орудия за несколько месяцев до того, как они были приняты на вооружение Королевского военно-морского флота Великобритании.

Согласно «традициям» того времени, разработчики проекта зенитной самоходки планировали взять за основу готовое шасси серийного грузового автомобиля. С машины предлагалось снять все лишние детали, вместо которых следовало установить бронекорпус оригинальной конструкции. Проект подразумевал использование сравнительно высокого бронекорпуса, боевое отделение которого не имело бы крыши. Так планировалось обеспечить возможность стрельбы по воздушным целям.


Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Общий вид машины "Пирлесс"


По результатам исследования имеющейся техники было решено взять за основу трехтонный грузовой автомобиль TC3 американской компании Peerless Motor Company. По своим характеристикам эта машина соответствовала требованиям заказчика, благодаря чему могла использоваться в проекте. Кроме того, выбору шасси поспособствовал тот факт, что машины типа TC3 строились не только в США, но и на британском заводе Wolseley. Таким образом, все броневики нового типа базировались на шасси английской сборки. Серийные броневики британского производства в дальнейшем «унаследовали» название базового шасси. В отечественных и зарубежных источниках они упоминаются как «Пирлесс».

Как и множество других грузовиков того времени, автомобиль Peerless имел рамную конструкцию с переднемоторной компоновкой. Машина оснащалась бензиновым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 32 л.с. Основными элементами механической трансмиссии были четырехступенчатая коробка передач и цепная передача. Ходовая часть с колесной формулой 4х2 имела зависимую подвеску на основе листовых рессор. Передние колеса были связаны с рулевым механизмом. Все колеса имели конструкцию на основе спиц. Передняя ось оснащалась одинарными колесами, задняя – двускатными.

На такое шасси планировалось устанавливать бронекорпус каркасной конструкции. Защита экипажа и агрегатов машины от пуль противника обеспечивалась 8-мм броневыми листами. Все элементы бронекорпуса имели одинаковую толщину. Во время сборки бронелисты крепились к каркасу на болтах и заклепках. Таким образом, с точки зрения архитектуры корпуса броневик «Пирлесс» был типичной машиной своего класса.

Поверх базового шасси устанавливался бронекорпус. Кроме того, предусматривались несколько бронелистов, крепившихся на раме и защищавших ее от повреждений. Бронекорпус был разделен на три отсека: малогабаритный моторный, отделение управления и боевое отделение. Оба обитаемых отделения были выполнены в виде единого объема без перегородок. При этом, однако, отделение управления, в отличие от боевого отделения, имело крышу.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик и его экипаж


Броневой капот моторного отсека имел крайне простую конструкцию. Его выполнили в виде прямоугольного металлического ящика с наклонной передней стенкой. Для вентиляции отсека лобовой лист разделили на две части, нижняя из которых была смонтирована подвижно. В походном положении нижний лист поднимался и улучшал охлаждение радиатора. В бортах капота предусматривались открываемые в сторону люки для обслуживания.

Сразу за капотом корпус машины резко расширялся: непосредственно за моторным отсеком располагалась сравнительно крупная вертикальная перегородка. Над этой деталью находился наклонный лобовой лист с широким смотровым люком. Для защиты от обстрела в боевой обстановке водитель мог закрыть люк опускаемой крышкой со смотровыми щелями.

Борта обитаемого отсека располагались вертикально, но в передней части расходились в стороны под небольшим углом. Это было сделано для некоторого увеличения максимальной ширины боевого отделения, где располагалось орудие с расчетом. В передней части бортов имелись два окна с бронекрышками, которые можно было использовать для улучшения обзора с места водителя. Позади этих окон предусматривались бортовые двери, состоявшие из двух половин. Чтобы попасть в машину, следовало открывать обе створки, тогда как открытая верхняя обеспечивала вентиляцию боевого отделения и позволяла следить за обстановкой.

Броневик «Пирлесс» не получил полноценную крышу. Сверху 8-мм бронелисты защищали только кабину водителя и кормовую часть корпуса. Центральная часть обитаемого отсека крыши не имела. Сзади корпус защищался вертикальным бронелистом.

В центре боевого отделения располагалась тумбовая установка для зенитного орудия. Системы крепления пушки обеспечивали круговую наводку по азимуту и вертикальное наведение в пределах от -5° до +80°. Для поворота и подъема орудия использовались зубчатый круг и зубчатая дуга, механизмы оснащались ручными приводами. За счет сравнительно высокой опорной тумбы орудие располагалось выше бортов корпуса и не имело ограничений по горизонтальной наводке.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик на улицах Царского Села


Главное артиллерийское управление заказало британской компании Vickers 16 «40-мм автоматических крутобойных орудий» типа QF 2 pounder Mark II. За характерные звуки во время работы механизмов эти пушки получили прозвище «Пом-пом». Орудие имело калибр 40 мм, ствол длиной 39,37 калибра и предназначалось для использования снарядов 40х158R. Являясь дальнейшим развитием пулемета «Виккерс», новое орудие имело автоматику на основе короткого хода ствола. Скорострельность составляла до 90-120 выстрелов в минуту. Пушка комплектовалась механическим прицелом.

Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент на 25 снарядов. В боекомплект входили гранаты двух типов: одна из них оснащалась 10-секундной трубкой, другая – 18-секундной. Снаряды весом около 0,92 кг имели начальную скорость порядка 600 м/с. Максимальная дальность эффективного огня достигала 3,9 км. Для пристрелки следовало использовать специальные трассирующие снаряды, т.н. определители траектории.

Для самообороны перспективный зенитный броневик должен был получить один пулемет «Льюис». Это оружие полагалось перевозить в укладке и извлекать только при необходимости. Специальные крепления для пулемета не предусматривались. Его следовало использовать, установив на борт или выставив в одно из окон.

Экипаж броневика Peerless состоял из пяти человек. Командир и водитель располагались в отделении управления. Места трех артиллеристов находились в боевом отделении.

Боевая масса зенитного бронеавтомобиля новой модели достигала 4,8 т. Имевшийся 32-сильный двигатель позволял развивать скорость до 40-45 км/ч. Дальность хода, по разным данным, находилась в пределах от 150 до 250 км.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»


Грузовики «Пирлесс» TC3 и пушки QF 2 pounder Mark II производились в Великобритании, однако это не позволило ускорить работы по строительству броневиков для России. В силу некоторых причин строительство продолжалось примерно полтора года: 16 броневиков были собраны только к концу весны 1916-го. Вскоре их отправили заказчику. На транспортировку техники ушло еще три месяца. Машины прибыли в Россию только в сентябре.

В начале осени российские военные опробовали новую технику и в целом остались довольны. Тем не менее, было решено доработать новую технику. Российских специалистов не устроила имеющаяся конструкция броневой защиты. Вскоре орудийная установка каждого броневика была дополнена крупным щитом с амбразурой для пушки. Этот агрегат, выполненный из 8-мм листов, имел крупный лобовой лист и два небольших борта.

Примерно через месяц после передачи заказчику броневики были переданы 1-й тяжелой запасной артиллерийской бригаде, которая должна была использовать их для защиты сухопутных войск от нападения с воздуха, а также пресекать полеты разведчиков.

В силу некоторых причин отправка машин в действующую армию задержалась. Только в конце января были сформированы четыре отдельные бронированные батареи для стрельбы по воздушному флоту с номерами от 1 до 4. Предполагалось, что в течение нескольких следующих недель новые соединения уйдут на фронт и примут участие в борьбе с вражеской авиацией. Тем не менее, отправка на фронт вновь была отложена. Теперь причиной этого стали события в Петрограде.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик с собственным именем "Верный", эксплуатировавшийся белогвардейцами. Орудие демонтировано и заменено, предположительно, пулеметом. 1919 г.


Из-за Февральской революции массу бронетехники, которую планировалось отправить на фронт, оставили в столице. В течение некоторого времени машины «Пирлесс» и другая бронетехника использовались для патрулирования улиц и участвовали в некоторых иных мероприятиях. Передача машин в действующую армию до определенного времени не планировалось.

В Петрограде имелось несколько сил, которые желали заполучить в свои руки бронетехнику. Из-за этого в середине весны 1917 года было решено отправить четыре батареи для стрельбы по воздушному флоту на фронт. Ситуация на фронтах Первой мировой стала стремительно ухудшаться, из-за чего войскам срочно требовалось пополнение. Кроме того, отправка на фронт позволяла «спасти» машины от попадания не в те руки с печальными для существующей власти последствиями.

Точные сведения о службе четырех батарей отсутствуют. Известны только результаты небольшого периода службы 3-й отдельной батареи. 20 мая четыре машины этого подразделения прибыли на станцию Синявка и перешли в распоряжение 15-й сибирской дивизии 9-го армейского корпуса 2-й армии. 22 мая экипажи зенитных броневиков включились в боевую работу.

Свою первую победу «Пирлессы» 3-й батареи одержали 22 июня. Осуществляя противовоздушную оборону одного из артиллерийских соединений, зенитчики обстреляли разведывательный самолет противника. Броневики израсходовали 147 снарядов нескольких типов. В результате обстрела вражеский аэроплан получил повреждения двигателя, после чего продолжил полет с заметным снижением. Зенитчики наблюдали дымный след самолета.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик, доставшийся эстонской армии. Вместо тумбы с пушкой установлена башня с пулеметами


23 июня около 7:20 утра зенитные бронеавтомобили вновь прикрывали артиллерию. В небе снова появился самолет-разведчик противника. Потратив 170 снарядов, батарея нанесла самолету повреждения, после чего он задымил, перешел в пикирование и разбился о землю.

40-мм зенитные автоматы, являвшиеся главным оружием новых броневиков, имели достаточно высокую эффективность и позволяли наносить серьезные повреждения или даже сбивать вражеские самолеты. По этой причине можно предполагать, что 1-я, 2-я и 4-я отдельные батареи, как и 3-я, за время боев успели сбить несколько аэропланов.

Летом 1917 года ситуация на фронте ухудшилась, летнее наступление российских вооруженных сил провалилось, из-за чего инициатива перешла к противнику. Командованию пришлось срочно менять стратегию и искать выходы из сложившейся ситуации. Одним из ответов на новые трудности стало создание т.н. частей смерти. В их состав вошла 2-я отдельная бронированная батарея для стрельбы по воздушному флоту. Подробности боевой работы батареи в этот период неизвестны.

По имеющимся данным, после Октябрьской революции броневики «Пирлесс» приняли участие в Гражданской войне, пополнив парк техники обеих противоборствующих сторон. Эту технику использовали как красноармейцы, так и белогвардейцы. Также известно, что к 1919 году, как минимум, один броневик с зенитной пушкой достался эстонской армии. Нельзя исключать, что в ходе боевых действий техника красных и белых время от времени становилась трофеем и меняла хозяина.

Сохранившиеся фотографии показывают, что в ходе эксплуатации во время Гражданской войны броневики Peerless претерпевали некоторые изменения. Ввиду определенных проблем с исходным вооружением эта техника получала новое оружие. Так, на некоторых фотографиях запечатлены броневики, у которых вместо установки с орудием и щитом смонтирована пулеметная башня. Такую модернизацию прошел, как минимум, один из «эстонских» броневиков.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Одна из машин, доставшихся Польше. Вооружение осталось прежним


После завершения Гражданской войны все сохранившиеся «Пирлессы» служили в составе Красной Армии. В 1920 году часть этих машин участвовала в войне с Польшей. Два броневика в итоге стали трофеями польской армии и эксплуатировались ею в течение нескольких следующих лет.

Служба зенитных бронеавтомобилей «Пирлесс» в Красной Армии продолжалась, по разным данным, до начала или до конца двадцатых годов. Согласно одним источникам, последние машины этого типа были списаны к 1921-22 годам, другие говорят о завершении службы к концу десятилетия. Так или иначе, не позднее, чем к началу тридцатых годов все остававшиеся в наличии броневики «Пирлесс» выработали свой ресурс и были списаны за отсутствием перспектив.

Бронеавтомобили «Пирлесс» с зенитными орудиями QF 2 pounder Mark II в итоге стали самыми массовыми представителями своего класса в Русской императорской армии. Осенью 1916 года России были переданы 16 машин этого типа. Для сравнения, броневики «Руссо-Балт Тип Т» были построены в количестве четырех единиц, а зенитная самоходка «Остин» так и осталась в единственном экземпляре.

По некоторым данным, еще в 1915 году зенитные броневики на базе автомобиля Peerless TC3 заинтересовали британское командование, которое вскоре заказало некоторое количество такой техники. Тем не менее, найти какие-либо сведения об этом заказе не удалось. Возможно, имеет место некая путаница. На вооружении британской армии действительно имелись броневики, оснащенные орудиями «Пом-пом». Кроме того, в 1919 году был разработан новый броневик на шасси «Пирлесс», однако он нес пулеметное вооружение. Сведения о броневике Peerless с 40-мм автоматической пушкой отсутствуют.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://warwheels.net/
http://imcdb.org/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг., Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. tchoni 29 октября 2015 08:34
    Интересная, и на мой взгляд, весьма удачная, для своего времени конструкция. Кроме вмего прочего легко могла играть роль своеобразной САУ поддержки, а со снятым орудием, думаю, что вполне мошла быть бронетранспортером.
  2. igordok 29 октября 2015 08:36
    Интересная тема.
    К сожалению к ВОВ у нас практически не было СЗУ.
    ДШК и счетверенный "Максим" на не бронированной тяге. А попытки были.
    1. tchoni 29 октября 2015 10:42
      А смысл в такой бронировке? Расчет во время боя не защищает, вес добавляет.. Зинитка в броне имеет смысл как универсальное орудие поддержки пехоты, и броня должна соответствовать... мне так по крайней мере кажется...
      Хотя, у каждой эпохи свои причуды..
      1. Даун Хаус 29 октября 2015 15:42
        Цитата: tchoni
        Зинитка в броне имеет смысл как универсальное орудие поддержки пехоты, и броня должна соответствовать

        Сдается мне - в эпоху позиционной войны броня соответствовала.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня