Military Review

Anti-aircraft armored car "Pearless"

3
In the summer of 1914, the command of the Russian Imperial Army began to show interest in self-propelled anti-aircraft artillery. The result was the emergence of two projects of armored cars with anti-aircraft weapons, as well as one unarmored self-propelled gun. In addition, seeing the limited capabilities of the domestic industry, the military department decided to seek help from the allies. Thanks to this, the troops received the Pearles 16 anti-aircraft armored cars.


At the end of 1914, when domestic enterprises began construction of the first domestic anti-aircraft armored cars, the Main Artillery Directorate ordered similar equipment from the British company Vickers. In accordance with the signed agreement, British experts had to book 16 armored cars and install the latest automatic guns QF 2 pounder Mark II on them. It is noteworthy that the Russian military ordered these guns a few months before they were adopted by the Royal Navy fleet UK.

According to the “traditions” of that time, the developers of the anti-aircraft self-propelled gun project planned to take as a basis the finished chassis of a production truck. It was proposed to remove all unnecessary parts from the machine, instead of which the armored hull of the original design should be installed. The project involved the use of a relatively high armored hull, the combat compartment of which would not have a roof. So it was planned to provide the possibility of firing at air targets.

Anti-aircraft armored car "Pearless"
General view of the machine "Pierless"


According to a study of the available technology, it was decided to base the three-ton truck TC3 of the American company Peerless Motor Company. According to its characteristics, this machine met the requirements of the customer, thanks to which it could be used in the project. In addition, the choice of the chassis was facilitated by the fact that TC3 type machines were built not only in the USA, but also at the British factory Wolseley. Thus, all the new type of armored vehicles were based on the English assembly chassis. British-made serial armored cars subsequently “inherited” the name of the base chassis. In domestic and foreign sources, they are referred to as "Pearless."

Like many other trucks of the time, the Peerless had a frame structure with a front-engine layout. The car was equipped with a gasoline engine with liquid cooling capacity 32 hp The main elements of the mechanical transmission were a four-speed gearbox and chain drive. The undercarriage with a wheel formula 4х2 had a dependent suspension based on leaf springs. The front wheels were connected to the steering gear. All wheels had a design based on the spokes. The front axle was equipped with single wheels, rear - dual gable.

On such a chassis it was planned to install an armored frame structure. Protection of the crew and units of the machine from the bullets of the enemy was provided by 8-mm armor plates. All elements of the armored hull had the same thickness. During assembly, the armor plates were attached to the frame with bolts and rivets. Thus, from the point of view of the hull architecture, the Pearless armored car was a typical machine of its class.

Above the base chassis, an armored hull was installed. In addition, several armor plates were provided, fastened to the frame and protecting it from damage. The armored hull was divided into three sections: a small-sized engine compartment, a command and control unit and a combat compartment. Both habitable compartments were made in the form of a single volume without partitions. At the same time, however, the department of management, unlike the fighting department, had a roof.


Armored car and its crew


The armored hood of the engine compartment had an extremely simple design. It was made in the form of a rectangular metal box with a sloping front wall. For ventilation of the compartment, the frontal sheet was divided into two parts, the lower of which was movably mounted. In the stowed position, the bottom sheet rose and improved cooling of the radiator. In the sides of the hood, hatches for maintenance were opened to the side.

Immediately behind the hood, the body of the car expanded dramatically: directly behind the engine compartment there was a relatively large vertical partition. Above this detail was a sloping frontal sheet with a wide viewing hatch. To protect against shelling in a combat situation, the driver could close the hatch with a lowered lid with inspection slits.

The sides of the habitable compartment were arranged vertically, but in the front part they diverged to the sides at a slight angle. This was done to increase the maximum width of the fighting compartment, where the gun was located with the calculation. There were two armored windows in the front of the sides that could be used to improve visibility from the driver’s seat. Behind these windows, side doors were provided consisting of two halves. To get into the car, one had to open both flaps, while the open top provided ventilation of the crew compartment and allowed to monitor the situation.

The Pirless armored car did not receive a full roof. On top of the 8-mm armor plates, only the driver’s cabin and the aft hull were protected. The central part of the habitable roof compartment did not have. Behind the body was protected by a vertical armor plate.

In the center of the fighting compartment located tumbovoy installation for anti-aircraft guns. Attachment systems for the gun provided an azimuth circular guidance and vertical guidance ranging from -5 ° to + 80 °. To rotate and lift the gun, a gear wheel and a gear arc were used; mechanisms were equipped with manual drives. Due to the relatively high supporting pedestal, the gun was located above the hull sides and had no restrictions on horizontal guidance.


Armored car on the streets of Tsarskoye Selo


The Main Artillery Directorate ordered the British company Vickers 16 "40-mm automatic cool guns" of the type QF 2 pounder Mark II. For the characteristic sounds during the operation of the mechanisms, these guns received the nickname “Pom-Pom”. The gun had a caliber 40 mm, barrel length 39,37 caliber and was designed to use shells 40x158R. Being a further development of the Vickers machine gun, the new gun had automation based on a short barrel stroke. The rate of fire was up to 90-120 shots per minute. The gun was equipped with a mechanical sight.

The cannon was fed with ribbons on 25 shells. The ammunition consisted of two types of grenades: one of them was equipped with a 10-second tube, the other - 18-second. Shells weighing about 0,92 kg had an initial speed of the order of 600 m / s. The maximum effective range of fire reached 3,9 km. For the shooting should use special tracer shells, the so-called. trajectory determinants.

For self-defense promising anti-aircraft armored car was supposed to get one Lewis machine gun. it weapon It was supposed to be transported in packing and retrieved only when necessary. Special attachments for the machine gun did not provide. It should be used by setting on board or putting in one of the windows.

The crew of the Peerless armored car consisted of five people. The commander and the driver were located in the department of management. Places of three gunners were in the fighting compartment.

The combat mass of an anti-aircraft armored car reached 4,8 t. The available 32-strong engine allowed it to reach speeds up to 40-45 km / h. The range, according to various sources, ranged from 150 to 250 km.



The Pearless TC3 trucks and QF 2 pounder Mark II cannons were manufactured in the UK, but this did not make it possible to speed up the construction of armored vehicles for Russia. For some reason, construction lasted for about a year and a half: 16 armored cars were assembled only by the end of the spring of 1916. Soon they were sent to the customer. It took three more months to transport the equipment. Cars arrived in Russia only in September.

At the beginning of autumn, the Russian military tried out new equipment and were generally satisfied. Nevertheless, it was decided to modify the new technique. The Russian specialists were not satisfied with the existing design of armor protection. Soon, the gun installation of each armored car was supplemented with a large shield with an embrasure for the gun. This unit, made of 8-mm sheets, had a large frontal sheet and two small sides.

About a month after the transfer to the customer, the armored cars were transferred to the 1 heavy artillery reserve brigade, which was to use them to protect ground forces from an air attack, and also to stop the reconnaissance flights.

For some reason, sending vehicles to the army was delayed. Only at the end of January were four separate armored batteries formed for firing at the air fleet with numbers from 1 to 4. It was assumed that over the next few weeks the new formations would go to the front and take part in the fight against the enemy aviation. However, sending to the front was again delayed. Now the reason for this is the events in Petrograd.


The armored car with its own name "Faithful", operated by the White Guards. The gun was dismantled and replaced, presumably, by a machine gun. 1919


Because of the February Revolution, a lot of armored vehicles, which were planned to be sent to the front, were left in the capital. For some time, Pirless vehicles and other armored vehicles were used to patrol the streets and participated in some other activities. Transfer of cars to the army before the scheduled time was not planned.

In Petrograd, there were several forces that wanted to get their hands on armored vehicles. Because of this, in the middle of the spring 1917, it was decided to send four batteries for firing at the air fleet to the front. The situation on the fronts of the First World War began to deteriorate rapidly, due to which the troops urgently needed to be replenished. In addition, sending to the front allowed to “save” the machine from falling into the wrong hands with the sad consequences for the existing government.

Accurate information about the service of the four batteries is missing. Only the results of a short period of life of an 3 separate battery are known. On May 20, four vehicles of this unit arrived at Sinyavka station and went over to the 15 Siberian division of the 9 Army Corps of the 2 Army. 22 May crews of anti-aircraft armored vehicles joined the combat work.

3 Jun won their first Pirlessa 22 battery victory. Carrying out the air defense of one of the artillery formations, the anti-aircraft gunners fired at the enemy reconnaissance aircraft. Armored cars have used 147 shells of several types. As a result of the bombardment, the enemy airplane received engine damage, after which it continued flying with a noticeable decrease. Anti-aircraft gunners observed the smoke trail of the aircraft.


Armored car, inherited the Estonian army. Instead of a stand with a gun mounted tower with machine guns.


23 June around 7: 20 am anti-aircraft armored vehicles covered the artillery again. An enemy reconnaissance aircraft appeared in the sky again. Having spent 170 shells, the battery caused damage to the aircraft, after which it began to smoke, went into a dive and crashed to the ground.

40-mm anti-aircraft guns, which were the main weapon of the new armored vehicles, had a sufficiently high efficiency and made it possible to inflict serious damage or even shoot down enemy aircraft. For this reason, it can be assumed that the 1-I, 2-I and 4-I separate batteries, like 3-I, managed to shoot down several airplanes during the fighting.

In the summer of 1917, the situation at the front worsened, the summer offensive of the Russian armed forces failed, because of what the initiative went to the enemy. The command had to urgently change the strategy and look for ways out of this situation. One of the answers to new difficulties was the creation of a so-called. parts of death. They included 2-I separate armored battery for firing at an air fleet. Details of the battery’s combat performance during this period are unknown.

According to reports, after the October Revolution, the Pirless armored cars took part in the Civil War, adding to the fleet of vehicles of both opposing sides. This technique was used both by the Red Army and the White Guards. It is also known that by the year 1919, at least one armored car with an anti-aircraft gun went to the Estonian army. It is possible that in the course of hostilities, the Red and White equipment from time to time became a trophy and changed the owner.

Surviving photographs show that Peerless armored cars underwent several changes during operation during the Civil War. Due to certain problems with the original weapons, this technique received a new weapon. So, in some photos armored cars are depicted, in which instead of installation with a gun and a shield a machine-gun tower is mounted. At least one of the “Estonian” armored cars passed such a modernization.


One of the cars inherited Poland. Armament remains the same


After the end of the Civil War, all the surviving "Pirlessa" served in the Red Army. In 1920, some of these machines participated in the war with Poland. Two armored cars eventually became trophies of the Polish army and were exploited by it over the next few years.

The Pirless anti-aircraft armored car service in the Red Army continued, according to various sources, until the beginning or the end of the twenties. According to some sources, the last cars of this type were written off by the 1921-22 years, others say the end of the service by the end of the decade. One way or another, no later than by the beginning of the thirties, all the remaining Pirless armored cars had exhausted their resources and were written off for the lack of prospects.

Pirless armored cars with QF 2 pounder Mark II anti-aircraft guns eventually became the most widely-represented representatives of their class in the Russian Imperial Army. In the autumn of 1916, the 16 machines of this type were transferred to Russia. For comparison, the armored "Russo-Balt Type T" were built in the amount of four units, and the self-propelled self-propelled gun "Austin" remained in a single copy.

According to some reports, back in 1915, the anti-aircraft armored cars based on the Peerless TC3 were interested in the British command, which soon ordered a certain amount of such equipment. However, it was not possible to find any information about this order. There may be some confusion. In service with the British army there were indeed armored cars equipped with Pom-Pom guns. In addition, in 1919, a new armored car was built on the Pirless chassis, but it carried machine-guns. Information about the Peerless armored car with a 40-mm automatic cannon is missing.


Based on:
http://aviarmor.net/
http://warwheels.net/
http://imcdb.org/
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917 - M .: Technics-youth, 2000
Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century. - M .: Exprint, 2002. - T. 1. 1905 – 1941
Author:
Photos used:
Baryatinsky MB, Kolomiets M.V. Armored cars of the Russian army 1906 – 1917, Aviarmor.net
3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. tchoni
    tchoni 29 October 2015 08: 34 New
    +1
    Interesting, and in my opinion, very successful design for its time. In addition to everything else, it could easily play the role of a sort of self-propelled guns support, and with the gun removed, I think it’s completely moshl to be an armored personnel carrier.
  2. igordok
    igordok 29 October 2015 08: 36 New
    +1
    Interesting topic.
    Unfortunately for the Second World War, we practically did not have a RAM.
    DShK and quad "Maxim" on non-armored traction. And there were attempts.
    1. tchoni
      tchoni 29 October 2015 10: 42 New
      0
      What's the point of such a reservation? Calculation during the battle does not protect, the weight adds .. The armor zit makes sense as a universal infantry support weapon, and the armor should correspond ... It seems to me at least ...
      Although, each era has its own quirks ..
      1. Down House
        Down House 29 October 2015 15: 42 New
        0
        Quote: tchoni
        The armor zeal makes sense as a universal infantry support weapon, and the armor should match

        It seems to me - in the era of positional warfare the armor corresponded.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»

Еще летом 1914 года командование Русской императорской армии стало проявлять интерес к самоходной зенитной артиллерии. Результатом этого стало появление двух проектов броневиков с зенитным вооружением, а также одной небронированной самоходки. Кроме того, видя ограниченные возможности отечественной промышленности, военное ведомство решило обратиться за помощью к союзникам. Благодаря этому войска получили 16 зенитных броневиков «Пирлес».

В конце 1914 года, когда отечественные предприятия приступили к строительству первых отечественных зенитных броневиков, Главное артиллерийское управление заказало аналогичную технику британской компании Vickers. В соответствии с подписанным договором британские специалисты должны были забронировать 16 броневиков и установить на них новейшие автоматические орудия QF 2 pounder Mark II. Примечательно, что российские военные заказали эти орудия за несколько месяцев до того, как они были приняты на вооружение Королевского военно-морского флота Великобритании.

Согласно «традициям» того времени, разработчики проекта зенитной самоходки планировали взять за основу готовое шасси серийного грузового автомобиля. С машины предлагалось снять все лишние детали, вместо которых следовало установить бронекорпус оригинальной конструкции. Проект подразумевал использование сравнительно высокого бронекорпуса, боевое отделение которого не имело бы крыши. Так планировалось обеспечить возможность стрельбы по воздушным целям.


Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Общий вид машины "Пирлесс"


По результатам исследования имеющейся техники было решено взять за основу трехтонный грузовой автомобиль TC3 американской компании Peerless Motor Company. По своим характеристикам эта машина соответствовала требованиям заказчика, благодаря чему могла использоваться в проекте. Кроме того, выбору шасси поспособствовал тот факт, что машины типа TC3 строились не только в США, но и на британском заводе Wolseley. Таким образом, все броневики нового типа базировались на шасси английской сборки. Серийные броневики британского производства в дальнейшем «унаследовали» название базового шасси. В отечественных и зарубежных источниках они упоминаются как «Пирлесс».

Как и множество других грузовиков того времени, автомобиль Peerless имел рамную конструкцию с переднемоторной компоновкой. Машина оснащалась бензиновым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 32 л.с. Основными элементами механической трансмиссии были четырехступенчатая коробка передач и цепная передача. Ходовая часть с колесной формулой 4х2 имела зависимую подвеску на основе листовых рессор. Передние колеса были связаны с рулевым механизмом. Все колеса имели конструкцию на основе спиц. Передняя ось оснащалась одинарными колесами, задняя – двускатными.

На такое шасси планировалось устанавливать бронекорпус каркасной конструкции. Защита экипажа и агрегатов машины от пуль противника обеспечивалась 8-мм броневыми листами. Все элементы бронекорпуса имели одинаковую толщину. Во время сборки бронелисты крепились к каркасу на болтах и заклепках. Таким образом, с точки зрения архитектуры корпуса броневик «Пирлесс» был типичной машиной своего класса.

Поверх базового шасси устанавливался бронекорпус. Кроме того, предусматривались несколько бронелистов, крепившихся на раме и защищавших ее от повреждений. Бронекорпус был разделен на три отсека: малогабаритный моторный, отделение управления и боевое отделение. Оба обитаемых отделения были выполнены в виде единого объема без перегородок. При этом, однако, отделение управления, в отличие от боевого отделения, имело крышу.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик и его экипаж


Броневой капот моторного отсека имел крайне простую конструкцию. Его выполнили в виде прямоугольного металлического ящика с наклонной передней стенкой. Для вентиляции отсека лобовой лист разделили на две части, нижняя из которых была смонтирована подвижно. В походном положении нижний лист поднимался и улучшал охлаждение радиатора. В бортах капота предусматривались открываемые в сторону люки для обслуживания.

Сразу за капотом корпус машины резко расширялся: непосредственно за моторным отсеком располагалась сравнительно крупная вертикальная перегородка. Над этой деталью находился наклонный лобовой лист с широким смотровым люком. Для защиты от обстрела в боевой обстановке водитель мог закрыть люк опускаемой крышкой со смотровыми щелями.

Борта обитаемого отсека располагались вертикально, но в передней части расходились в стороны под небольшим углом. Это было сделано для некоторого увеличения максимальной ширины боевого отделения, где располагалось орудие с расчетом. В передней части бортов имелись два окна с бронекрышками, которые можно было использовать для улучшения обзора с места водителя. Позади этих окон предусматривались бортовые двери, состоявшие из двух половин. Чтобы попасть в машину, следовало открывать обе створки, тогда как открытая верхняя обеспечивала вентиляцию боевого отделения и позволяла следить за обстановкой.

Броневик «Пирлесс» не получил полноценную крышу. Сверху 8-мм бронелисты защищали только кабину водителя и кормовую часть корпуса. Центральная часть обитаемого отсека крыши не имела. Сзади корпус защищался вертикальным бронелистом.

В центре боевого отделения располагалась тумбовая установка для зенитного орудия. Системы крепления пушки обеспечивали круговую наводку по азимуту и вертикальное наведение в пределах от -5° до +80°. Для поворота и подъема орудия использовались зубчатый круг и зубчатая дуга, механизмы оснащались ручными приводами. За счет сравнительно высокой опорной тумбы орудие располагалось выше бортов корпуса и не имело ограничений по горизонтальной наводке.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик на улицах Царского Села


Главное артиллерийское управление заказало британской компании Vickers 16 «40-мм автоматических крутобойных орудий» типа QF 2 pounder Mark II. За характерные звуки во время работы механизмов эти пушки получили прозвище «Пом-пом». Орудие имело калибр 40 мм, ствол длиной 39,37 калибра и предназначалось для использования снарядов 40х158R. Являясь дальнейшим развитием пулемета «Виккерс», новое орудие имело автоматику на основе короткого хода ствола. Скорострельность составляла до 90-120 выстрелов в минуту. Пушка комплектовалась механическим прицелом.

Боепитание пушки осуществлялось при помощи лент на 25 снарядов. В боекомплект входили гранаты двух типов: одна из них оснащалась 10-секундной трубкой, другая – 18-секундной. Снаряды весом около 0,92 кг имели начальную скорость порядка 600 м/с. Максимальная дальность эффективного огня достигала 3,9 км. Для пристрелки следовало использовать специальные трассирующие снаряды, т.н. определители траектории.

Для самообороны перспективный зенитный броневик должен был получить один пулемет «Льюис». Это оружие полагалось перевозить в укладке и извлекать только при необходимости. Специальные крепления для пулемета не предусматривались. Его следовало использовать, установив на борт или выставив в одно из окон.

Экипаж броневика Peerless состоял из пяти человек. Командир и водитель располагались в отделении управления. Места трех артиллеристов находились в боевом отделении.

Боевая масса зенитного бронеавтомобиля новой модели достигала 4,8 т. Имевшийся 32-сильный двигатель позволял развивать скорость до 40-45 км/ч. Дальность хода, по разным данным, находилась в пределах от 150 до 250 км.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»


Грузовики «Пирлесс» TC3 и пушки QF 2 pounder Mark II производились в Великобритании, однако это не позволило ускорить работы по строительству броневиков для России. В силу некоторых причин строительство продолжалось примерно полтора года: 16 броневиков были собраны только к концу весны 1916-го. Вскоре их отправили заказчику. На транспортировку техники ушло еще три месяца. Машины прибыли в Россию только в сентябре.

В начале осени российские военные опробовали новую технику и в целом остались довольны. Тем не менее, было решено доработать новую технику. Российских специалистов не устроила имеющаяся конструкция броневой защиты. Вскоре орудийная установка каждого броневика была дополнена крупным щитом с амбразурой для пушки. Этот агрегат, выполненный из 8-мм листов, имел крупный лобовой лист и два небольших борта.

Примерно через месяц после передачи заказчику броневики были переданы 1-й тяжелой запасной артиллерийской бригаде, которая должна была использовать их для защиты сухопутных войск от нападения с воздуха, а также пресекать полеты разведчиков.

В силу некоторых причин отправка машин в действующую армию задержалась. Только в конце января были сформированы четыре отдельные бронированные батареи для стрельбы по воздушному флоту с номерами от 1 до 4. Предполагалось, что в течение нескольких следующих недель новые соединения уйдут на фронт и примут участие в борьбе с вражеской авиацией. Тем не менее, отправка на фронт вновь была отложена. Теперь причиной этого стали события в Петрограде.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик с собственным именем "Верный", эксплуатировавшийся белогвардейцами. Орудие демонтировано и заменено, предположительно, пулеметом. 1919 г.


Из-за Февральской революции массу бронетехники, которую планировалось отправить на фронт, оставили в столице. В течение некоторого времени машины «Пирлесс» и другая бронетехника использовались для патрулирования улиц и участвовали в некоторых иных мероприятиях. Передача машин в действующую армию до определенного времени не планировалось.

В Петрограде имелось несколько сил, которые желали заполучить в свои руки бронетехнику. Из-за этого в середине весны 1917 года было решено отправить четыре батареи для стрельбы по воздушному флоту на фронт. Ситуация на фронтах Первой мировой стала стремительно ухудшаться, из-за чего войскам срочно требовалось пополнение. Кроме того, отправка на фронт позволяла «спасти» машины от попадания не в те руки с печальными для существующей власти последствиями.

Точные сведения о службе четырех батарей отсутствуют. Известны только результаты небольшого периода службы 3-й отдельной батареи. 20 мая четыре машины этого подразделения прибыли на станцию Синявка и перешли в распоряжение 15-й сибирской дивизии 9-го армейского корпуса 2-й армии. 22 мая экипажи зенитных броневиков включились в боевую работу.

Свою первую победу «Пирлессы» 3-й батареи одержали 22 июня. Осуществляя противовоздушную оборону одного из артиллерийских соединений, зенитчики обстреляли разведывательный самолет противника. Броневики израсходовали 147 снарядов нескольких типов. В результате обстрела вражеский аэроплан получил повреждения двигателя, после чего продолжил полет с заметным снижением. Зенитчики наблюдали дымный след самолета.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Броневик, доставшийся эстонской армии. Вместо тумбы с пушкой установлена башня с пулеметами


23 июня около 7:20 утра зенитные бронеавтомобили вновь прикрывали артиллерию. В небе снова появился самолет-разведчик противника. Потратив 170 снарядов, батарея нанесла самолету повреждения, после чего он задымил, перешел в пикирование и разбился о землю.

40-мм зенитные автоматы, являвшиеся главным оружием новых броневиков, имели достаточно высокую эффективность и позволяли наносить серьезные повреждения или даже сбивать вражеские самолеты. По этой причине можно предполагать, что 1-я, 2-я и 4-я отдельные батареи, как и 3-я, за время боев успели сбить несколько аэропланов.

Летом 1917 года ситуация на фронте ухудшилась, летнее наступление российских вооруженных сил провалилось, из-за чего инициатива перешла к противнику. Командованию пришлось срочно менять стратегию и искать выходы из сложившейся ситуации. Одним из ответов на новые трудности стало создание т.н. частей смерти. В их состав вошла 2-я отдельная бронированная батарея для стрельбы по воздушному флоту. Подробности боевой работы батареи в этот период неизвестны.

По имеющимся данным, после Октябрьской революции броневики «Пирлесс» приняли участие в Гражданской войне, пополнив парк техники обеих противоборствующих сторон. Эту технику использовали как красноармейцы, так и белогвардейцы. Также известно, что к 1919 году, как минимум, один броневик с зенитной пушкой достался эстонской армии. Нельзя исключать, что в ходе боевых действий техника красных и белых время от времени становилась трофеем и меняла хозяина.

Сохранившиеся фотографии показывают, что в ходе эксплуатации во время Гражданской войны броневики Peerless претерпевали некоторые изменения. Ввиду определенных проблем с исходным вооружением эта техника получала новое оружие. Так, на некоторых фотографиях запечатлены броневики, у которых вместо установки с орудием и щитом смонтирована пулеметная башня. Такую модернизацию прошел, как минимум, один из «эстонских» броневиков.

Зенитный бронеавтомобиль «Пирлесс»
Одна из машин, доставшихся Польше. Вооружение осталось прежним


После завершения Гражданской войны все сохранившиеся «Пирлессы» служили в составе Красной Армии. В 1920 году часть этих машин участвовала в войне с Польшей. Два броневика в итоге стали трофеями польской армии и эксплуатировались ею в течение нескольких следующих лет.

Служба зенитных бронеавтомобилей «Пирлесс» в Красной Армии продолжалась, по разным данным, до начала или до конца двадцатых годов. Согласно одним источникам, последние машины этого типа были списаны к 1921-22 годам, другие говорят о завершении службы к концу десятилетия. Так или иначе, не позднее, чем к началу тридцатых годов все остававшиеся в наличии броневики «Пирлесс» выработали свой ресурс и были списаны за отсутствием перспектив.

Бронеавтомобили «Пирлесс» с зенитными орудиями QF 2 pounder Mark II в итоге стали самыми массовыми представителями своего класса в Русской императорской армии. Осенью 1916 года России были переданы 16 машин этого типа. Для сравнения, броневики «Руссо-Балт Тип Т» были построены в количестве четырех единиц, а зенитная самоходка «Остин» так и осталась в единственном экземпляре.

По некоторым данным, еще в 1915 году зенитные броневики на базе автомобиля Peerless TC3 заинтересовали британское командование, которое вскоре заказало некоторое количество такой техники. Тем не менее, найти какие-либо сведения об этом заказе не удалось. Возможно, имеет место некая путаница. На вооружении британской армии действительно имелись броневики, оснащенные орудиями «Пом-пом». Кроме того, в 1919 году был разработан новый броневик на шасси «Пирлесс», однако он нес пулеметное вооружение. Сведения о броневике Peerless с 40-мм автоматической пушкой отсутствуют.


По материалам:
http://aviarmor.net/
http://warwheels.net/
http://imcdb.org/
Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг. – М.: Техника-молодёжи, 2000
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Барятинский М.Б., Коломиец М.В. Бронеавтомобили русской армии 1906–1917 гг., Aviarmor.net

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. tchoni 29 октября 2015 08:34
    Интересная, и на мой взгляд, весьма удачная, для своего времени конструкция. Кроме вмего прочего легко могла играть роль своеобразной САУ поддержки, а со снятым орудием, думаю, что вполне мошла быть бронетранспортером.
  2. igordok 29 октября 2015 08:36
    Интересная тема.
    К сожалению к ВОВ у нас практически не было СЗУ.
    ДШК и счетверенный "Максим" на не бронированной тяге. А попытки были.
    1. tchoni 29 октября 2015 10:42
      А смысл в такой бронировке? Расчет во время боя не защищает, вес добавляет.. Зинитка в броне имеет смысл как универсальное орудие поддержки пехоты, и броня должна соответствовать... мне так по крайней мере кажется...
      Хотя, у каждой эпохи свои причуды..
      1. Даун Хаус 29 октября 2015 15:42
        Цитата: tchoni
        Зинитка в броне имеет смысл как универсальное орудие поддержки пехоты, и броня должна соответствовать

        Сдается мне - в эпоху позиционной войны броня соответствовала.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня