Многоцелевой истребитель P-38 «Lightning»

Многоцелевой истребитель P-38 «Lightning» (Молния) отличался своим необычным внешним видом. Эта машина, спроектированная в США в конце 1930-х годов инженерами компании Lockheed, представляла собой истребитель-моноплан с двумя хвостовыми фюзеляжными балками, на которых были установлено горизонтальное и двухкилевое вертикальное оперение и центральной гондолой, в которой располагалась кабина летчика и носовая пулеметно-пушечная батарея, а также передняя стойка шасси. Стоит отметить, что это был первый в мире истребитель с носовой стойкой шасси. Прототип самолета под обозначением ХР-38 впервые поднялся в небо 27 января 1939 года. Двумя неделями позже ему удалось перелететь весь континент всего с двумя посадками для дозаправки топливом, однако в итоге при посадке в Митчелл-Фидд машина была разбита. После проведения многочисленных доработок самолет в модификации P-38D был принят на вооружение в августе 1941 года. Всего за время производства с 1940 по 1945 год было выпущено чуть более 10 тысяч истребителей P-38 различных модификаций.

Сегодня мало кому известно, что свое звучное название «Лайтинг» самолет получил не сразу. Первыми его так назвали англичане, и лишь после этого оно закрепилось в качестве официального в американских ВВС. Первоначально американцы рассчитывали назвать самолет «Атланта». При этом еще в апреле 1940 года компания «Локхид» получила большие заказы из Англии и Франции, в общей сложности две эти страны собирались приобрести 667 истребителей данного типа. Однако по понятным причинам заказ самолетов для Франции так и не был реализован, а с легкой руки одного из английских пилотов за самолетом закрепилось его имя, с которым он и вошел в историю — Lightning (англ. «молния»).


Во время Второй мировой войны данный истребитель стал по-настоящему многоцелевым. Союзники использовали его в качестве истребителя сопровождения, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолета-лидера, разведывательной машины. Отдельные экземпляры «Лайтинга» были по-настоящему уникальны. К примеру, существовали машины, предназначенные для постановки дымовых завес и даже эвакуации раненых в специальном подвесном контейнере. Немцы прозвали истребитель Р-38 «вилохвостым дьяволом», а японцы обозначали фразой «два самолета — один пилот».



На момент своего создания истребитель Р-38 буквально был напичкан разнообразными техническими новинками. К таким новинкам можно было отнести впервые реализованное на серийно выпускаемом истребителе трехопорное шасси с носовой стойкой. Такое решение позволяло добиться упрощения пилотирования самолета во время взлета и посадки. Помимо этого, самолет получил два мощных двигателя с турбокомпрессорами. И, наконец, сама аэродинамическая компоновка машины отличалась своей необычностью. Все перечисленное делало Lockheed Р-38 Lightning уникальным боевым самолетом своих лет. Один из летчиков 14-й истребительной авиагруппы, который впервые поднялся в небо на этом самолете в начале 1942 года, так выразил свои впечатления от истребителя: «На этом самолете я готов сражаться где угодно, в различных условиях, с уверенностью в том, что у меня в руках лучший истребитель в мире».

Впервые о создании двухмоторных истребителей начали говорить еще в годы Первой мировой войны. Аргументация сторонников такой схемы заключалась в том, что такой самолет будет обладать большей живучестью, к тому же на нем будет гораздо удобнее разместить мощное наступательное вооружение, находящееся в передней части фюзеляжа. Не прибегая для этого к снижению темпа стрельбы и синхронизации. Рассматривались идеи создания двух- и трехместных истребителей, чтобы обеспечить еще и огневое прикрытие задней полусферы. Однако для того чтобы построить двухмоторный истребитель, который бы по маневренности и скорости не уступал обыкновенным одномоторным, необходимо было, во-первых, спроектировать мощные и легкие двигатели, которые позволили бы достичь примерно одинаковой с одномоторными вариантами тяговооруженности (с учетом возросшей массы двухдвигательного самолета). Во-вторых, спроектировать и произвести прочную конструкцию фюзеляжа, крыла и оперения, которые обеспечили бы ту ж нагрузку на крыло — отношение массы истребителя к площади его крыла. Такие конструкции и двигатели стали доступны авиаконструкторам только в начале 1930-х годов. К примеру, в Советском Союзе Туполев предлагал вариант двухмоторного истребителя Ми-3 (АНТ-21), а в гитлеровской Германии был спроектирован истребитель Мессершмитт Bf.110.



Особенности конструкции

Необычная схема двухбалочного самолета со среднерасположенным крылом и моторами, находящимися в передней части каждой из балок, была выбрана не случайно. Такая схема на истребителе P-38 Lightning обуславливалась техзаданием, которое невозможно было выполнить при использовании традиционной одномоторной компоновки. К двухмоторной схеме конструкторов заставили обратиться требования по максимальной скорости, дальности полета и скороподъемности.

При этом реализованная в самолете двухбалочная схема — это далеко не единственное, что предопределило в будущем отличные летные характеристики истребителя и отличало его от многих других представителей истребительной авиации времен Второй мировой войны. Одним из основных отличий было сочетание очень высокой удельной нагрузки на крыло (практически в 1,5 раза выше, чем было принято на тот момент времени) с очень мощными двигателями жидкостного охлаждения «Алиссон», которые отличались V-образным расположением цилиндров. Данные двигатели, помимо всего прочего, имели турбокомпрессоры, которые работали с использованием энергии выхлопных газов. Турбокомпрессоры позволяли сохранять мощность двигателей даже на существенных высотах. Еще одной особенностью «Лайтинга» была его отличная аэродинамика, в основе которой лежали не столько обтекатели и зализы, сколько хорошо проработанное крыло, с удлинением, необычным для самолетов тех лет.

При детальном рассмотрении истребителя Lockheed Р-38 Lightning очень большое впечатление производит и использование несущих стенок. Борта и пол кабины пилота, борта колесных ниш в фюзеляже и балках являются плоскими щитами, выполненными из дюраля. То, что перед нами не традиционный авиационный набор из шпангоутов со стрингерами, очевидно, при этом конструкция легка и прочна. Отсек вооружения самолета был легкодоступен, благодаря наличию двух больших люков. Снаряды и пули вылетают из самолета через каналы стволов, наружные концы которых в обычных условиях заклеены летероидом (специальная бумага), для того чтобы обеспечить при полете вне боевых условий аэродинамически чистую поверхность. В то же время с первыми выпущенными боеприпасами бумага просто рвалась.



Созданный в США двухдвигательный истребитель Р-38 являлся цельнометаллическим, его обшивка на 100% крепилась клепкой в потай. Он стал первым в мире принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором и гидроусилителями в системе управления. На момент своего создания это был самый скоростной и дальний истребитель во всем мире. Данные качества позволили машине отлично проявить себя на Тихоокеанском театре военных действий. Наряду с этим оборотной стороной инновационности самолета стали его эксплуатационные проблемы в войсках, а неудовлетворительная организация снабжения не позволила самолету в полной мере реализовать весь заложенный в нем потенциал.

Силовая установка истребителя была представлена двумя V-образными двигателями Allison мощностью до 1475 л.с. Любопытно, что винты двигателей вращались в разные стороны, поэтому в модификациях двигателей указывалось — левый/правый. Винты самолета вращались в разные стороны, для того чтобы уменьшить турбулентность потока над хвостовым оперением. В хвостовых балках самолета были расположены системы двигателей. Нагнетатель в полуутопленном состоянии размещался вровень с передней кромкой крыла истребителя. В выступающих позади крыла воздухозаборниках находились радиаторы охлаждения двигателя.

Крыло истребителя представляло собой полностью свободнонесущую конструкцию, которая состояла из двух консолей, центроплана и двух законцовок. Металлическая наружная обшивка крыла через определенные промежутки подкреплялась внутренней гофрированной обшивкой. Передние кромки крыла содержали топливные баки емкостью по 235 литров каждый. Главные топливные емкости самолета, по 340 литров каждая, находились позади лонжерона в центроплане вместе с резервными баками на 227 литров, установленными впереди главного лонжерона. Внутренний запас топлива на борту составлял 1605 литров, дополнительно к этому самолет мог нести два 568-литровых или 1135-литровых сбрасываемых топливных бака.



Фюзеляжная гондола содержала кабину пилота, радиооборудование и вооружение. Фонарь кабины пилота состоял из двух прозрачных, скользящих по направляющим бортовых панелей, оптически плоского пулестойкого козырька и откидывающейся назад сбрасываемой верхней панели. Бронирование кабины пилота включало бронеплиты на передней перегородке, внизу и сзади его кресла. Радиооборудование монтировалось в задней части кабины истребителя.

Балки состояли из силовых установок, которые располагались впереди главного лонжерона, передней секции, присоединенной к крылу, и задней секции, которая содержала воздухозаборники и радиаторы охлаждения. В правой балке находился один кислородный баллон, а в левой еще два. Хвостовое оперение самолета имело два руля поворота и вертикальных киля. Главные стойки шасси истребителя располагались под турбокомпрессорами в передних секциях балок и убирались назад, а передняя стойка шасси находилась в передней части фюзеляжной гондолы сразу же за отсеком вооружения и убирались в гондолу также назад. Все стойки шасси достаточно плотно закрывались гладкими створками, не выступающими в поток воздуха.

Все стрелковое вооружение самолета размещалось в его носовой части. Такой подход позволил конструкторам исключить использование синхронизаторов для стрельбы через винт. 20-мм пушка располагалась в центре, ниже крупнокалиберных пулеметов. Четыре 12,7-мм пулемета находились один позади другого, таким образом, решалась проблема размещения боеприпасов, подачи патронов и выброса стреляных гильз.



Боевое применение

Истребители Р-38 Lightning широко применялись ВВС США в годы Второй мировой войны, особенно активно на Тихом океане, а также Китайско-Бирманско-Индийском театре военных действий. На юго-западном тихоокеанском театре боевых действий эти самолета прослужили основным истребителем дальнего действия практически до окончания войны (пока в армию не поступило достаточное количество одномоторных P-51D Mustang). Стоит отметить, что именно на Р-38 «Лайтинг» летали двое самых результативных летчиков-истребителей в истории военной американской авиации — Томас Макгуайр (38 сбитых самолетов) и Ричард Айра Бонг (40 сбитых самолетов). Также на этом самолете летал автор «Маленького принца», известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который погиб в полете над Средиземным морем летом 1944 года. Предположительно его самолет был сбит немецким истребителем Bf.109.

Есть на счету истребителей P-38 и очень дерзкая операция по ликвидации прославленного японского адмирала Ямамото. 17 апреля 1943 года над одним из островов в Тихом океане 18 истребителей «Лайтинг» атаковали и сбили бомбардировщик G4M, на котором летел известный адмирал, а также истребители «Зеро» из состава его прикрытия. В результате этой атаки адмирал погиб, для японского императорского флота это была невосполнимая потеря.

За годы Второй мировой войны ни один истребитель Р-38 Lightning не был поставлен в Советский Союз по ленд-лизу, хотя СССР и делал соответствующий запрос. Все истребители данного типа, которые в итоге оказались в нашей стране, были подобраны после совершения вынужденных посадок на территории Восточной Европы. Но и там данные истребители были большой редкостью. Из 162 самолетов союзников, которые советские войска обнаружили на занятой ими территории к середине мая 1945 года, имелся всего один Р-38. В действительности их, конечно, было больше, но не намного, да и их состояние оставляло желать лучшего.



К примеру, один такой истребитель совершил вынужденную посадку у местечка Надькереш под Будапештом в январе 1945 года. Истребитель с надписью «Прайд оф Джейн» занимался сопровождением бомбардировщиков, но был подбит противником и с убранным шасси приземлился на покрытом талым снегом поле. При посадке капоты моторов смялись, а винты погнулись. Летчик не пострадал и был эвакуирован с места падения командой специалистов из состава советской 5-й воздушной армии. Подобный случай был не единственным.

Однако привести в состояние летной годности в СССР смогли всего один Р-38. Данный истребитель принимал участие в «челночных» операциях американских бомбардировщиков с баз на Украине. Машина совершила вынужденную посадку и была брошена. Это был истребитель P-38L-1 с надписью на борту «Блэки». Некоторое время данный самолет принадлежал 173-му полку истребителей дальнего радиуса действия, который был вооружен американскими A-20G, переоборудованными в тяжелые истребители. При этом на «Лайтинге» выполнялись исключительно учебные полеты. Изначально данный полк базировался под Минском, но потом перелетел в Польшу. Лишь после войны самолет был передан в НИИ ВВС для проведения всесторонних испытаний.

Летно-технические характеристики P-38L:

Габаритные размеры: длина — 11,53 м, высота — 3,91 м, размах крыла — 15,85 м, площадь крыла — 30,43 м2.
Масса пустого — 5800 кг.
Максимальная взлетная масса — 9789 кг.
Силовая установка — два 12-цилиндровых V-образных двигателя Allison V-1710 мощностью 2х1475 л.с.
Максимальная скорость полета — 667 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 443 км/ч.
Скорость сваливания — 170 км/ч.
Практическая дальность полета — 725 км.
Практический потолок — 13 000 м.
Вооружение: 1х20-мм пушка Hispano M2 (боезапас 150 снарядов), 4х12,7-мм пулемета M2 (500 патронов), до 10 127-мм НУРС HVAR, до 2х908 кг бомб под крылом.
Экипаж — 1 человек.









Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/fww2/p38.html
http://www.airpages.ru/us/p38.shtml
http://pro-samolet.ru/samolet-usa/63-istrebiteli/249-istrebitel-p-38-lighting
Автор:
Юферев Сергей
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

39 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти