Experimental armored car A.A. Porokhovshchikova

Inventor A.A. Porokhovshchikov became famous thanks to the project “Rover” - a tracked vehicle that could be armed with a machine gun and used in the armed forces. Nevertheless, it was not the only development Porokhovshchikov in the field of armored vehicles. Soon after the start of work on the “Rover”, the engineer developed and built an experienced armored car. For a number of reasons, this car is not as well known as its counterpart, but of great interest from the point of view stories and technology. In addition, interesting prerequisites for the emergence of this project.


The development of the Rover began in 1914 year. The prototype of this machine did not have any protection, however, according to some data, in the future it was planned to build an armored model, equipped with machine gun weapons. During the work on the project of the armored vehicle Porokhovshchikov ran into some problems and offered his own version of their solution.

In one of his letters, the designer noted that the existing types of armor steel are extremely difficult to process: they are not amenable to welding, and their strength makes it difficult even to drill small holes. In this regard, the inventor decided to create his own armor with sufficient protection characteristics, but less heavy and difficult to process.

In the spring of 1915, Porokhovshchikov offered the military department his own version of armor protection for vehicles. In his opinion, it was possible to abandon the use of existing armor steel. Instead, it was proposed to use the so-called. "Iron armor". In modern classification, such protection is referred to as combined booking. It is worth noting that the reservation architecture proposed by Porokhovshchikov became widespread only several decades later. Nevertheless, modern combined reservation systems are built on the basis of armor steel and other modern materials.

Experimental armored car A.A. Porokhovshchikova


As the main element of the new armor, the designer suggested the usual sheet iron. The raw materials for the new armor were proposed to be processed using a special technology, the details of which the Powershakers decided to keep secret. Protection equipment was to consist of two iron sheets, between which should have a special pad of soft material. The inventor wrote that in the course of long experiments he managed to find the optimal material for such a gasket. Between the metal sheets should be placed blocks made from some "sea grass". Plants of a suitable variety were suggested to be dried, pressed and impregnated with a special compound. It was argued that the required raw materials can be found in any region of Russia.

According to Porokhovshchikov, the proposed “iron armor” was much easier to process than sheet steel. It could be bent, cut, drilled and welded without much difficulty or technological limitations. In addition, from the point of view of modern experience, we can assume that the original multipurpose combined armor should have good protection characteristics.

Perhaps in the future, "iron armor" could be used on a protected version of the machine "Rover". Nevertheless, it was decided to test it with the help of a different technique. Especially for testing the proposed combined protection of the Powders Coaters, he developed an armored car of the original design. It was planned to equip it with multi-layered armor and fire from the existing rifle weapons. In addition, in the future it was necessary to conduct running tests and determine the mobility of the machine. The successful completion of inspections could lead to the start of mass production of new armored vehicles and their subsequent delivery to the troops.

To check the booking, the Powers collectors received a Ford Model T car from the military. The engineer planned to remove all the extra parts from this machine and mount an armored hull built using new materials instead. In this configuration, the machine could hardly become a full-fledged combat armored car, however, it was possible to test new ideas and determine the feasibility of using them.

The passenger chassis with the 4x2 wheel formula was equipped with a hp 10,8 petrol engine. and had a dependent suspension with leaf springs. These characteristics of the engine did not allow to count on the high mobility of the machine, but this did not matter because of the experimental nature of the project.

An armored hull of the original design assembled from Porokhovshchikov's “iron armor” was mounted on the base chassis. The body was assembled from external sheets of boiler iron 4,5 mm thick and internal 3,5 mm parts. Between the two layers of metal was placed a strip of treated pressed sea grass. As in the case with other armored cars of that time, built on the basis of the existing chassis, the hull was divided into the engine compartment and manned volume.

Since Porokhovshchikov’s armored car was not only an experimental machine, but also a demonstrator of promising technology, the corps received the appropriate lines. Thus, the engine of the car was covered with a curved part that served as frontal and onboard protection. In this case, the front of this part was bent back, demonstrating the possibility of easy metal processing. Above the engine and radiator there was a small roof of "iron armor". A curved rail was installed on the inclined frontal part to overcome the wire obstacles. The rail had to lift the wire over the machine and pass it over the body.

The habitable compartment of the hull consisted of several blocks of combined armor and had a pentagonal shape with elongated sides and two slanted stern sheets. In front of the habitable compartment, a frontal sheet was provided with a “lifting visor” covering the driver's access hatch. With the hatch closed, the driver could follow the road through a small hole in the visor. The body of the machine along the entire length had the same rectangular section. Behind were two blocks of armor, forming a wedge-shaped stern.

The car was not equipped with a roof, which was due to its specific purpose, the lack of the need for such a unit and an insufficiently powerful motor. In addition, it was proposed to get into the car through the board. Doors in the sides were not provided. The proposed method of landing contributed to the small height of the hull. The board had a height of no more than 795 mm.

Inside the small-sized hull managed to place three places for the crew members. The driver was located in the front of the habitable compartment, behind him was a seat for the commander. The third crew member was to be located in the stern - in the combat configuration it was a gunner. According to reports, during the tests, up to four people were located in the habitable compartment, including the driver.

In the future, an armored car could get weapons. In the stern of the hull it was proposed to install an embrasure for one Maxim machine gun. Thus, an armored car could go backwards on the battlefield and fire at various targets with a machine gun. Such combat use of the armored car fully complied with the tactics of the outbreak of the First World War.

Assembling an experimental armored vehicle designed by A.A. Porokhovshchikova ended at the beginning of the summer of 1915. 14 June car submitted to the commission of the military department headed by Colonel Poklevsky-Kozello. Experts examined the car and made certain conclusions. In addition, in the presence of representatives of the army, test shelling of the corps took place with the use of various small arms.

In the future, cars equipped with “iron armor” could get to the front and fight with the Austrian or German army. For this reason, in the tests decided to use enemy weapons. The body of the armored car fired from rifles Mauser 98 and Steyr Mannlicher M1895. In addition, the car was checked for bullet resistance of the Nagan revolver and the Browning pistol. The fire was fired from a distance of 50 steps (about 35 m). Multi-layered armor performed well. Despite the absence of full-fledged armor steel, the body withstood all hits. None of the bullets could penetrate all three layers of the combined protection.



For some reason, Porokhovshchikov’s armored car underwent abbreviated tests. Because of this, in particular, the mass of the armored hull and the vehicle as a whole remained unknown. In addition, it was decided to abandon the sea trials. The exact characteristics of mobility have not been determined. According to the author of the project, in the future the car ran in for two months. An armored car with a load in the form of a driver and three passengers traveled along various roads. These tests, according to Porokhovshchikov, ended without damage or malfunction of the chassis. The engine also passed all the tests.

Armored car A.A. Porokhovshchikov based on the chassis "Ford" was intended solely to test the new technology. Tests of this machine continued until the end of the summer, after which the inventor returned to his other projects. So, in October 1915, he presented an updated version of the "iron armor". At this time, a design was proposed with three layers of boiler iron 4, 2 and 4 mm thick, between which there were two strips of pressed sea grass.

The Commission of the Main Military Technical Directorate familiarized itself with such armor and rendered its verdict. In terms of protection, it exceeded 5-mm armored steel. Nevertheless, the multi-layer protection seriously lost armor by weight and was notable for its large volume. In addition, the military conducted a curious experiment that questioned all previous work. One of the multi-layer bags was assembled, replacing the grass pads with felt pads. The characteristics of the reservation did not change. According to the results of testing the next version of the "iron armor", it was decided to abandon further work in this direction.

Later, the inventor repeatedly tried to offer his armor to the military. In his opinion, it should be used in the construction of armored cars and armored trains. However, the military department was not interested in this proposal, which is why the Powdersmen over time stopped sending letters about their invention.

It should be noted, Powders was not going to use the "iron armor" in the design of the machine "Rover". Confirmation of the existence of such plans are missing. Thus, we can conclude that the development of a promising tracked vehicle and easy-to-make armor was carried out in parallel, without a direct link between the projects.

During the 1914-17 years of AA Porokhovshchikov worked on three projects in the field of land technology. He developed a tracked "Rover", a prototype of an armored car, as well as special armor, which in theory could be used on a similar technique. However, none of the three projects went beyond the testing of prototypes. All the proposed development had some or other shortcomings that blocked their path to the troops. In addition, we should not forget that the draft armored car was created solely for experimental purposes.


Based on:
http://arsenal-info.ru/
http://aviarmor.net/
Kolomiets M.V. Armor of the Russian army. Armored cars and armored trains in the First World War. - M .: Yauza, Strategy KM, Eksmo, 2008
Solyankin A. G., Pavlov M. V., Pavlov I. V., Zheltov I. G. Domestic armored vehicles. XX century. - M .: Exprint, 2002. - T. 1. 1905 – 1941
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Amurets 2 November 2015 08: 12 New
    • 2
    • 0
    +2
    I didn’t find the composition of Porokhovschikov’s armor, but I came across it somewhere. Brona Porokhovschikova’s armor couldn’t stand the test bombardment. I don’t know if the author will continue the series of articles, but I still found the pre-war armored personnel carriers of the Red Army. violate the chronology, but I will inform the impatient; half-tracked armored personnel carrier B-3 on the basis of the ZiS-22 car and the sanitary transport BA-22 on the basis of the GAZ-AAA. The latter do not know how to count either a specialized armored car or a specialized armored personnel carrier. The book is called: author Karpenko.A .AT. Review of domestic armored vehicles. (1905-1995) Nevsky Bastion publishing house 1996. I downloaded this book for free from the Nevsky Bastion website, they allow you to download some of the literature. By the way, I’m reading about this machine for the first time.
    1. Mikado 2 November 2015 17: 28 New
      • 1
      • 0
      +1
      Quote: Amurets
      I didn’t find the composition of Porokhovschikov’s armor, but I came across it somewhere. Brona Porokhovschikova’s armor couldn’t stand the test bombardment. I don’t know if the author will continue the series of articles, but I still found the pre-war armored personnel carriers of the Red Army. violate the chronology, but I will inform the impatient; half-tracked armored personnel carrier B-3 on the basis of the ZiS-22 car and the sanitary transport BA-22 on the basis of the GAZ-AAA. The latter do not know how to count either a specialized armored car or a specialized armored personnel carrier. The book is called: author Karpenko.A .AT. Review of domestic armored vehicles. (1905-1995) Nevsky Bastion publishing house 1996. I downloaded this book for free from the Nevsky Bastion website, they allow you to download some of the literature. By the way, I’m reading about this machine for the first time.


      Unfortunately, B-3 is already a product of 1944 (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91-3_(%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD% D0% B5% D1% 82% D1
      % 80% D0% B0% D0% BD% D1% 81% D0% BF% D0% BE% D1% 80% D1% 82% D1% 91% D1% 80)) If I am not mistaken, I held this book in my hands and there he was really named 1940, it seems, by the year. If you look closely, then in the photo (put) the chassis of it is from the T-70 (the chassis from the ZiS-22, more precisely, from the ZiS-42, was on another armored personnel carrier - TB-42).
      On BA-22, get the Kolomiyets, “Armor on Wheels”, there is a small chapter, but it is completely painted.
      Yours faithfully, hi
    2. moskowit 2 November 2015 21: 15 New
      • 1
      • 0
      +1
      Thanks. Interested in. Karpenko’s book in Bastion was found ...
  2. kugelblitz 2 November 2015 10: 49 New
    • 4
    • 0
    +4
    I remembered Kuptsov’s opuses on this score with armor from ... ahem ... wool wassat

    http://althistory.blog.ru/118663139.html?attempt=1
    1. Amurets 2 November 2015 14: 18 New
      • 3
      • 0
      +3
      Kuptsov didn’t find such opuses either. At first it seemed interesting, but then he realized that this was crazy nonsense. But Porokhovschikov did conduct experiments, as he called, with puff armor (now composites) for aircraft and armored vehicles. But what kind of grass did he use to find failed. The boiler iron was most likely cemented, as the method of cementing armor was known.

Экспериментальный бронеавтомобиль А.А. Пороховщикова

Изобретатель А.А. Пороховщиков прославился благодаря проекту «Вездеход» – гусеничной машины, которую можно было вооружить пулеметом и использовать в вооруженных силах. Тем не менее, это была не единственная разработка Пороховщикова в области бронетехники. Вскоре после начала работ по «Вездеходу» инженер разработал и построил опытный бронеавтомобиль. По ряду причин эта машина не так известна, как ее собрат, однако представляет большой интерес с точки зрения истории и техники. Кроме того, интересны предпосылки к появлению этого проекта.

Разработка «Вездехода» началась в 1914 году. Прототип этой машины не имел никакой защиты, однако, по некоторым данным, в дальнейшем планировалось построить бронированный образец, оснащенный пулеметным вооружением. В ходе работ по проекту бронемашины Пороховщиков столкнулся с некоторыми проблемами и предложил свой вариант их решения.

В одном из своих писем конструктор отмечал, что существующие сорта броневой стали крайне трудны в обработке: они не поддаются сварке, а их прочность затрудняет даже сверление небольших отверстий. В связи с этим изобретатель принял решение создать свою собственную броню с достаточными характеристиками защиты, но менее тяжелую и сложную в обработке.


Весной 1915 года Пороховщиков предложил военному ведомству свой вариант бронезащиты для техники. По его мнению, имелась возможность отказаться от применения существующей броневой стали. Вместо нее предлагалось применять т.н. «железную броню». В современной классификации такая защита именуется комбинированным бронированием. Стоит отметить, что архитектура бронирования, предложенная Пороховщиковым, получила распространение лишь спустя несколько десятилетий. Тем не менее, современные комбинированные системы бронирования строятся на основе броневой стали и других современных материалов.

Экспериментальный бронеавтомобиль А.А. Пороховщикова


В качестве основного элемента новой брони конструктор предложил обычное листовое котельное железо. Сырье для новой брони предлагалось обрабатывать по особой технологии, подробности которой Пороховщиков решил хранить в тайне. Защита техники должна была состоять из двух железных листов, между которыми следовало располагать специальную прокладку из мягкого материала. Изобретатель писал, что в ходе длительных опытов ему удалось найти оптимальный материал для такой прокладки. Между металлическими листами следовало помещать блоки, изготовленные из некой «морской травы». Растения подходящего сорта предлагалось сушить, прессовать и пропитывать специальным составом. Утверждалось, что требуемое сырье может быть найдено в любом районе России.

По словам Пороховщикова, предложенная «железная броня» была гораздо проще в обработке, чем листовая сталь. Ее можно было изгибать, резать, сверлить и сваривать без особых затруднений или технологических ограничений. Кроме того, с точки зрения современного опыта можно предположить, что оригинальная многоцелевая комбинированная броня должна была иметь неплохие характеристики защиты.

Возможно, в дальнейшем «железная броня» могла использоваться на защищенной версии машины «Вездеход». Тем не менее, испытывать ее решили при помощи иной техники. Специально для проверки предложенной комбинированной защиты Пороховщиков разработал броневик оригинальной конструкции. Его планировалось оснастить многослойной броней и обстрелять из существующего стрелкового оружия. Кроме того, в дальнейшем следовало провести ходовые испытания и определить подвижность машины. Успешное завершение проверок могло привести к началу серийного производства новых бронемашин и последующей их поставке в войска.

Для проверки бронирования Пороховщиков получил от военного ведомства легковой автомобиль Ford модели T. Инженер планировал снять с этой машины все лишние детали и смонтировать вместо них бронекорпус, построенный с использованием новых материалов. В такой конфигурации машина вряд ли могла стать полноценным боевым броневиком, однако появлялась возможность проверить новые идеи и определить целесообразность их использования.

Легковое шасси с колесной формулой 4х2 оснащалось бензиновым двигателем мощностью 10,8 л.с. и имело зависимую подвеску с листовыми рессорами. Подобные характеристики двигателя не позволяли рассчитывать на высокую подвижность машины, однако это не имело значения по причине экспериментального характера проекта.

На базовом шасси смонтировали бронекорпус оригинальной конструкции, собранный из «железной брони» Пороховщикова. Корпус собирался из внешних листов котельного железа толщиной 4,5 мм и внутренних 3,5-мм деталей. Между двумя слоями металла помещалась прокладка из обработанной прессованной морской травы. Как и в случае с другими броневиками того времени, построенными на базе существующих шасси, корпус был разделен на моторный отсек и обитаемый объем.

Поскольку броневик Пороховщикова был не только опытной машиной, но и демонстратором перспективной технологии, корпус получил соответствующие обводы. Так, двигатель машины был прикрыт изогнутой деталью, выполнявшей функции лобовой и бортовой защиты. При этом передняя часть этой детали была загнута назад, демонстрируя возможность легкой обработки металла. Сверху над двигателем и радиатором имелась небольшая крыша из «железной брони». На наклонной лобовой детали установили изогнутый рельс для преодоления проволочных заграждений. Рельс должен был поднимать проволоку над машиной и пропускать ее над корпусом.

Обитаемый отсек корпуса состоял из нескольких блоков комбинированной брони и имел пятиугольную форму с вытянутыми бортами и двумя скошенными кормовыми листами. В передней части обитаемого отсека предусматривался лобовой лист с «подъемным забралом», прикрывавшим смотровой люк водителя. При закрытом люке водитель мог следить за дорогой через небольшое отверстие в «забрале». Корпус машины по всей длине имел одинаковое прямоугольное сечение. Сзади располагались два блока брони, образовывавшие клиновидную корму.

Машина не оснащалась крышей, что было связано с ее специфическим предназначением, отсутствием необходимости такого агрегата и недостаточно мощным мотором. Кроме того, попадать в машину предлагалось через борта. Двери в бортах не предусматривались. Предложенному способу посадки способствовала небольшая высота корпуса. Борт имел высоту не более 795 мм.

Внутри малогабаритного корпуса удалось разместить три места для членов экипажа. Водитель располагался в передней части обитаемого отделения, за ним находилось сиденье для командира. В корме должен был располагаться третий член экипажа – в боевой конфигурации это был стрелок. По имеющимся данным, в ходе испытаний в обитаемом отсеке располагалось до четырех человек, включая водителя.

В будущем броневик мог получить вооружение. В кормовой части корпуса предлагалось установить амбразуру для одного пулемета «Максим». Таким образом, броневик мог бы выезжать на поле боя задним ходом и обстреливать различные цели из пулемета. Такое боевое применение броневика полностью соответствовало тактике начала Первой мировой войны.

Сборка экспериментального бронеавтомобиля конструкции А.А. Пороховщикова завершилась в начале лета 1915 года. 14 июня машину представили комиссии военного ведомства во главе с полковником Поклевским-Козелло. Специалисты осмотрели машину и сделали определенные выводы. Кроме того, в присутствии представителей армии состоялись тестовые обстрелы корпуса с использованием различного стрелкового вооружения.

В будущем машины, оснащенные «железной броней», могли попасть на фронт и сражаться с австрийской или немецкой армией. По этой причине в испытаниях решили использовать вражеское вооружение. Корпус броневика обстреляли из винтовок Mauser 98 и Steyr Mannlicher M1895. Кроме того, машину проверили на стойкость к пулям револьвера «Наган» и пистолета «Браунинг». Огонь велся с расстояния 50 шагов (около 35 м). Многослойная броня неплохо показала себя. Несмотря на отсутствие полноценной броневой стали, корпус выдержал все попадания. Ни одна из пуль не смогла пробить все три слоя комбинированной защиты.

Экспериментальный бронеавтомобиль А.А. Пороховщикова


По неким причинам броневик Пороховщикова прошел сокращенные испытания. Из-за этого, в частности, осталась неизвестной масса бронекорпуса и машины в целом. Кроме того, было решено отказаться от ходовых испытаний. Точные характеристики подвижности не были определены. По словам автора проекта, в дальнейшем машину обкатывали в течение двух месяцев. Броневик с нагрузкой в виде водителя и трех пассажиров ездил по различным дорогам. Эти испытания, со слов Пороховщикова, завершились без поломок или неисправностей ходовой части. Двигатель тоже выдержал все испытания.

Бронеавтомобиль А.А. Пороховщикова на базе шасси «Форд» предназначался исключительно для проверки новой технологии. Испытания этой машины продолжались до конца лета, после чего изобретатель вновь вернулся к другим своим проектам. Так, уже в октябре 1915 года он представил обновленный вариант «железной брони». На этот раз предлагалась конструкция с тремя слоями котельного железа толщиной 4, 2 и 4 мм, между которыми располагались две прокладки из прессованной морской травы.

Комиссия Главного военно-технического управления ознакомилась с такой броней и вынесла свой вердикт. По уровню защиты она превосходила 5-мм броневую сталь. Тем не менее, многослойная защита серьезно проигрывала броне по весу и отличалась большим объемом. Кроме того, военные провели любопытный эксперимент, поставивший под сомнение все предыдущие работы. Один из многослойных пакетов собрали, заменив травяные прокладки войлочными. Характеристики брони от этого никак не изменились. По результатам испытания очередного варианта «железной брони» было решено отказаться от дальнейших работ в этом направлении.

Позже изобретатель неоднократно пытался предложить свою броню военным. По его мнению, ее следовало использовать при строительстве бронеавтомобилей и бронепоездов. Тем не менее, военное ведомство не заинтересовалось этим предложением, из-за чего Пороховщиков со временем перестал рассылать письма о своем изобретении.

Следует отметить, Пороховщиков не собирался использовать «железную броню» в конструкции машины «Вездеход». Подтверждения существования таких планов отсутствуют. Таким образом, можно сделать вывод, что разработка перспективной гусеничной машины и легкой в изготовлении брони осуществлялась параллельно, без прямой связи между проектами.

В течение 1914-17 годов А.А. Пороховщиков работал над тремя проектами в области сухопутной техники. Он разработал гусеничный «Вездеход», прототип бронеавтомобиля, а также специальную броню, которую в теории можно было бы использовать на подобной технике. Тем не менее, ни один из трех проектов не ушел дальше испытаний опытных образцов. Все предложенные разработки имели те или иные недостатки, которые закрывали им дорогу в войска. Кроме того, не следует забывать, что проект бронеавтомобиля создавался исключительно в экспериментальных целях.


По материалам:
http://arsenal-info.ru/
http://aviarmor.net/
Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. – М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008
Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. амурец 2 ноября 2015 08:12
    Не нашёл состав брони Пороховщикова,но где-то попадалась.Броня Пороховщикова не выдерживала испытательный обстрел.Не знаю будет ли автор и дальше продолжать цикл статей,но я всё-таки нашёл предвоенные БТР РККА.Данные пока не буду приводить,что-бы не нарушить хронологию,но сообщу нетерпеливым;полугусеничный БТР Б-3 на базе автомобиля ЗиС-22 и санитарно-транспортный БА-22 на базе ГАЗ-ААА.Последний не знаю как считать или специализированный бронеавтомобиль или специализированный бронетранспортер.Книга называется:автор Карпенко.А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники.(1905-1995гг)издательство Невский Бастион 1996г.С сайта Невский Бастион я скачал эту книгу бесплатно,они позволяют часть литературы скачивать.Кстати про эту машину вообще первый раз читаю.
    1. Микадо 2 ноября 2015 17:28
      Цитата: амурец
      Не нашёл состав брони Пороховщикова,но где-то попадалась.Броня Пороховщикова не выдерживала испытательный обстрел.Не знаю будет ли автор и дальше продолжать цикл статей,но я всё-таки нашёл предвоенные БТР РККА.Данные пока не буду приводить,что-бы не нарушить хронологию,но сообщу нетерпеливым;полугусеничный БТР Б-3 на базе автомобиля ЗиС-22 и санитарно-транспортный БА-22 на базе ГАЗ-ААА.Последний не знаю как считать или специализированный бронеавтомобиль или специализированный бронетранспортер.Книга называется:автор Карпенко.А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники.(1905-1995гг)издательство Невский Бастион 1996г.С сайта Невский Бастион я скачал эту книгу бесплатно,они позволяют часть литературы скачивать.Кстати про эту машину вообще первый раз читаю.


      К сожалению, Б-3 - это уже продукт 1944 г. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91-3_(%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1
      %80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%91%D1%80)) Если не ошибаюсь, я держал в руках эту книгу, и там он действительно был поименован 1940, кажется, годом. Если присмотреться, то на фото (помещаю) ходовая часть у него от Т-70 (ходовая от ЗиС-22, точнее, от ЗиС-42, была на другом бронетранспортере - ТБ-42).
      По БА-22 достаньте Коломийца, "Броня на колесах", там глава небольшая, но расписано полностью.
      С уважением, hi
    2. moskowit 2 ноября 2015 21:15
      Спасибо. Заинтересовался. Книгу Карпенко в "Бастионе" нашёл...
  2. kugelblitz 2 ноября 2015 10:49
    Вспомнились опусы Купцова на сей счет с броней из ... кхм ... ваты wassat

    http://althistory.blog.ru/118663139.html?attempt=1
    1. амурец 2 ноября 2015 14:18
      У Купцова и не такие опусы найдёшь.сначала вроде интересно показалось,а потом понял что это бред сумасшедшего.А Пороховщиков действительно проводил опыты,как он называл, со слоёной бронёй(ныне композиты)для авиации и бронемашин.Но что за траву он использовал найти не удалось.Котельное железо скорее всего цементировалось,так как был известен способ цементации брони.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня