Military Review

Anti-tank "tachanka" in the French style

9
Today, when the development of science and technology has reached such a level that an effective armored car can be made from an ordinary truck, and a mobile artillery or rocket launcher from an ordinary pickup (even the term “war of pickups” has appeared) is interesting to see, but how with the imagination of the designers who created similar combat vehicles, the situation was earlier. Well, for example, who was the first to think of putting artillery guns in the body of off-road vehicles and thereby turn them into effective artillery installations?


Anti-tank "tachanka" in the French style

"Laffley" 15ТСС with disguise from the branches.

From a retrospective point of view, the closest to this direction in the interval between the two world wars were ... the French, which was the result of an active policy of motorization, which the French army pursued. However, work in this area was carried out in all the then economically developed countries, where a wide variety of cars were created and immediately put into service. Well, the most interesting designs were created in France, the USSR and Germany.


“Laffley” W 15T in the variant of the conveyor of the infantry.

Interestingly, immediately after the end of World War I, the French focused their attention on wheeled-tracked and three-axle vehicles (with the 6x4 formula) for mass production, but in subsequent years the main attention was focused on the design of all-wheel drive vehicles (4XXNNXX and 4XXNNXX formulas) . By this time, new hinges for cardan transmissions, and several new types of independent suspensions were mastered in production. The “technological breakthrough” in this area gave the designers the illusion of a truly unlimited perspective on the automotive industry, and they began to create more and more ingenious and unusual designs.


Prototype SAU on the chassis "Laffley".

Especially in this direction, as already noted, German and French engineers were zealous. But if the German firms carried out orders from the state, the French companies developed promising army all-terrain vehicles, and the army team chose what they like from the ready. One such firm, Laffley, located in the Paris suburb of Asnerres, also participated in the development of new machines, not at all embarrassed by the weakness of its production base. Meanwhile, the company was so small that it did not even have its own engine production and was forced to buy them from Peugeot and Hotchkiss. But her ambitions are not
decreased!


Prototype SAU on the “Luffly” chassis in characteristic camouflage.

Starting with 1935, it is setting up the production of several two- and three-axle military cars, unified among themselves by design and by main aggregates. And of course, all of these cars had a brand appearance that was unique to the products of this company. For example, the wheels were of large diameter (230x40 tires), with a “proprietary” tread pattern and mounted on them with a significant collapse. The engine hood was long and protruded far in advance. The cabin had only an awning cover. To increase the terrain on the ground, the car received two more pairs of small wheels: one on the bumper under the headlights, and on the frame under the driver's cab.




On all the cars of the “Laffly” family there were four-cylinder engines of the “Hotchkiss” type (“Model 486”, horsepower 52). The cars had a four-speed gearbox, a two-speed multiplier, a mechanical brake drive, and a separate drive for each wheel from a separate drive shaft (!), And an independent wheel suspension on coil springs. Semi-elliptical springs were also placed on triaxial models from behind.

From 1935 to 1938, Luffly and Hotchkiss jointly launched 100 dual-axis and 411 three-axis machines V15T (4x4) and S15T (6X6) for the French army. But it seemed to military experts that the triaxial S15T is too tall and therefore noticeable silhouette. Therefore, before the outbreak of World War II, the Ground Forces ordered a modification of W15T with a lower body for use as a light artillery tractor from Hotchkiss. This car had a base 1845x1000 mm and dimensions 4500x1850 mm (while the height of the base model was equal to 2450 mm), and weighed 3 tons.




The W15T was supposed to carry an 47-mm anti-tank gun and its calculation. At the same time, the driver of the car was on the right, the commander was on the left, and behind him were four soldiers - the calculation of the guns sitting opposite each other, to the right and to the left of the seats in which there were boxes for ammunition and equipment.



Installing 25-mm anti-tank guns in the body.

With the beginning of the war, the army demanded to increase the production of these machines to 1120 copies. “Hotchkiss”, which could not cope with such a load, gave part of the order - 500 W15T - to Citroen. Until the end of the hostilities in France, she was able to release only about 100 machines in the “Tractor for 25-mm automatic anti-aircraft cannon” configuration and that's it.

Hotchkiss factories built 80 cars. But the military wanted to give the 47-mm gun even more mobility and for this put it on the chassis of this car! A prototype “Laffley” 15ТСС was built of a very strange design, in which an armored wheelhouse without a roof was mounted in place of the body, and a 47-mm anti-tank gun SA35 mod. 1937, directed the trunk back. This arrangement was explained by the tactics of use, because anti-tank guns not only attack, but defend themselves from enemy tanks and after inflicting losses, they quickly depart. At the same time, the weight of this wheeled self-propelled gun was more than six tons.

The project "tank hunter" was approved, but at the request of the military it was significantly reworked and simplified. The gun was placed on a swivel base, moving the car from the axis to the right, which allowed it to have a radius of firing at the horizon equal to 70 degrees. The bronerbuk was replaced with standard 47-mm guns with an armor shield and additional armor plates on the left and right, armored doors were removed, the walls were lowered to the level of mud shields. But instead of the windshield now stood armor plate with two narrow, horizontally located, viewing slits. Above the driver and the commander also put a roof of steel sheet, welded to the frame of the L-shaped channel. In addition, the installation received an 7,5-mm machine gun FM-24. In general, the car had some kind of "unfinished" look, more adhering to improvisation of some illegal gang, made in the garage, rather than a serial army machine. By itself, the car was taller than the 47-mm guns, and it was more difficult to disguise it in position. And the lack of armor turned it into easy prey for armored vehicles, because a single bullet was sometimes enough to break its radiator!



24 May 1940. The first 10 batteries of new self-propelled anti-tank installations 15ТСС were finally formed. Each unit consisted of five "tank hunters", a staff V15R all-terrain vehicle, a S25T tractor and two TU1 semi-tracked vehicles "Unik" for the delivery of ammunition. All in all, by 17 June 1940, the French army had at its disposal 14 batteries of Laffley self-propelled guns.

Since the beginning of the war, the Laffley self-propelled batteries were transferred to the area of ​​the city of Abbeville in order to close the gap on the front, which was formed after the successful battle of the Germans for this city. In these battles, most of the machines were lost, and the rest fought already on the Loire, where they tried to hold back the flow of German tanks, rushing to the south of France. Some of them, of course, fell into the hands of the Germans. But since there is no data on their use in the Wehrmacht, it is obvious that they were not considered valuable in military terms. True, in the reports of the officers who fought on these machines, you can read that they were able to incite German tanks from a distance of 2000 m, but ... they could not stop the German tanks!

But ... the cunning idea of ​​the French designers to create a "artillery cart" on the basis of an all-wheel drive car for free was not lost. The British, apparently acquainted with the French project, already in the war years created more powerful "tank hunters" also on the automobile chassis. Moreover, the British anti-tank SAU "Dikon" perfectly proved themselves in the course of the fighting in the territory of North Africa.

Fig. A. Shepsa
Author:
9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. miv110
    miv110 6 October 2015 06: 50 New
    +5
    The performance characteristics of AEC Mk I Gun Carrier (Deacon):
    Classification: anti-tank self-propelled guns
    Years of operation: 1942–43
    Production History:
    Total Issued: 175
    Characteristics
    Mass, t: 12.203
    Reservation, mm: 10
    Engine type and model: AEC A173, 6-cylinder, diesel, in-line
    Speed ​​km / h: max. 45
    Specific power, hp / t: 7.8
    Engine power, hp: 95 (71 kW) at 1800 rpm.
    Volume, cm3: 7581
    Power reserve, km: 280
    Transmission: four-speed gearbox, two-stage gearbox, pneumatic brakes
    Wheel formula: 4 x 4
    Tire size: 13,50-20
    Suspension: on leaf springs
    Main armament: QF 6 pound gun
    Ammunition, shots: 24
    Length, mm: 6388
    Width, mm: 2362
    Height, mm: 2819
    Base mm: 3848
    Crew (calculation): 4
    Caliber, mm: 57
    Muzzle velocity (projectile), m / s: 900
    1. Volga Cossack
      Volga Cossack 6 October 2015 09: 30 New
      0
      also Deacon immediately inspired.
    2. voyaka uh
      voyaka uh 6 October 2015 12: 42 New
      +2
      That more decently the British had a tracked Archer
      7,62 mm.
      He, too, is like a “cart” - shooting back.
  2. Zaurbek
    Zaurbek 6 October 2015 07: 45 New
    0
    Somewhere I saw a photo of our 76mm goat-based cannon. For deficit tracked chassis tested wheeled. But they refused. The decision is controversial, protection and patency is low. For a howitzer or mortar will do, but for PT ..? He’ll drop into the trench, or maybe not go into the mud. Much more effective MTLB + MT-12! Only a severe infection, do not turn like 85ku
  3. alex86
    alex86 6 October 2015 08: 00 New
    +2
    I remember. in "Youth Technique" they wrote about anti-tank recoil on a truck in North Africa: a gun under a civilian tent, no army signs, they were approaching the tanks (or waiting for their approach), they were dropping off the tent - and who would be in time earlier. (For what I bought - for that I sell it)
    1. parusnik
      parusnik 6 October 2015 09: 07 New
      +1
      There was such .. material, I confirm, I will not say the number and year but it was published, on the penultimate pages ..
  4. Dimon-chik-79
    Dimon-chik-79 6 October 2015 08: 57 New
    0
    Horseradish with her with this cart, but such cars of the USSR did not even dream at that time
    1. Alf
      Alf 6 October 2015 22: 11 New
      +3
      Quote: Dimon-chik-79
      but similar cars of the USSR did not even dream at that time

      And what's that ?
      SU-12 and SU-1-12 are Soviet self-propelled artillery mounts on the chassis of the Morland and GAZ-AAA trucks, respectively. Armed with a short-barreled 76,2-mm cannon of the 1927 model, mounted on a pedestal installation in place of the cargo compartment. Self-propelled guns developed in 1933, mass-produced in 1933-1935. In total, 99 vehicles were produced that were used in battles near Lake Khasan and on the Khalkhin-Gol River, as well as in the Winter War.
  5. Volga Cossack
    Volga Cossack 6 October 2015 09: 30 New
    +1
    nice machine. I wish I could read more about the Deacon of England. and for the article, plus!

Противотанковая «тачанка» на французский манер

Сегодня, когда развитие науки и техники дошло до такого уровня, что эффективный бронеавтомобиль можно сделать из обыкновенного грузовика, а мобильную артиллерийскую или ракетную установку из обыкновенного пикапа (появился даже термин: «война пикапов») интересно посмотреть, а как с фантазией конструкторов, создававших подобные боевые машины, обстояло дело раньше. Ну, например, кто первым додумался ставить артиллерийские орудия в кузова автомобилей повышенной проходимости и этим самым превращать их в эффективные артиллерийские установки?

Противотанковая «тачанка» на французский манер

«Лаффли» 15ТСС с маскировкой из веток.

С ретроспективной точки зрения ближе всего к этому направлению в промежутке между двумя мировыми войнами оказались… французы, что явилось результатом активной политики моторизации, которую проводила французская армия. Впрочем, работы в этой области велись во всех тогдашних экономически развитых странах, где создавались самые разнообразные автомобили и тут же принимались на вооружение. Ну а самые интересные конструкции были созданы во Франции, СССР и Германии.


Противотанковая «тачанка» на французский манер

«Лаффли» W 15T в варианте транспортера пехоты.

Интересно, что сразу же после окончания Первой мировой войны французы сосредоточили свое главное внимание на колесно-гусеничных и трехосных (с формулой 6x4) автомобилях для массового выпуска, зато в последующие годы основное внимание было направлено уже на проектирование полноприводных автомобилей (формулы 4x4 и 6x6). К этому времени в производстве были освоены новые шарниры к карданным передачам, и несколько новых типов независимых подвесок. «Технологический прорыв» в этой области породил у конструкторов иллюзию поистине неограниченной перспективы автомобильной промышленности, и они принялись создавать все более остроумные и необычные конструкции.

Противотанковая «тачанка» на французский манер

Прототип САУ на шасси «Лаффли».

Особенно на этом направлении, как уже отмечалось, усердствовали немецкие и французские инженеры. Но если германские фирмы выполняли заказы от государства, то французские компании разрабатывали перспективные армейские вездеходы самостоятельно, а армейцы выбирали что им понравится уже из готового. Одна такая фирма - «Лаффли», находившаяся в парижском предместье Аснеррес также участвовала в разработке новых машин, ничуть не смущаясь слабостью своей производственной базы. Между тем фирма была так мала, что не имела даже своего производства двигателей и вынуждена была покупать их у «Пежо» и «Гочкис». Но вот амбиций у нее от этого не
уменьшилось!

Противотанковая «тачанка» на французский манер

Прототип САУ на шасси «Лаффли» в характерном камуфляже.

Начиная с 1935 г. она налаживает производство нескольких двух- и трехосных военных авто, унифицировавшихся между собой по конструкции и по основным агрегатам. Ну и конечно, все эти машины имели фирменный, присущий только лишь изделиям этой фирмы, внешний вид. Например, колеса были большого диаметра (шины 230x40), с «фирменным» рисунком протектора и устанавливались на них со значительным развалом. Капот двигателя был длинным и выступал далеко вперед. Кабина имела лишь тентовое прикрытие. Для увеличения проходимости на местности автомобиль получил еще две пары маленьких колес: одну на бампере под фарами, и на раме под самой кабиной водителя.


Противотанковая «тачанка» на французский манер


На всех автомобилях семейства «Лаффли» стояли четырехцилиндровые двигатели типа «Гочкис» («Модель 486», мощностью 52 л.с.). На автомобили была установлена четырехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, механический привод тормозов, и отдельный привод на каждое колесо от отдельного карданного вала (!), и независимую подвеску колес на цилиндрических пружинах. На трехосных моделях сзади ставились еще и полуэллиптические рессоры.

С 1935 по 1938 г. фирмы «Лаффли» и «Гочкис» общими усилиями выпустили 100 двухосных и 411 трехосных машин V15T (4x4) и S15T (6x6) для французской армии. Но военным экспертам показалось, что у трехосного S15T чересчур уж высокий и потому заметный силуэт. Поэтому Сухопутные войска перед самым началом Второй мировой войны заказали у компании «Гочкис» модификацию W15T, с более низким кузовом для использования в роли легкого артиллерийского тягача. У этого автомобиля была база 1845x1000 мм и габариты 4500x1850 мм (в то время как высота базовой модели равнялась 2450 мм), и весил 3 тонны.


Противотанковая «тачанка» на французский манер


W15T должен был возить 47-мм противотанковое орудие и его расчет. При этом водитель машины находился справа, командир – слева, а сзади помещались четыре солдата – расчет орудия, сидевшие друг против друга, справа и слева от сидений, в которых находились ящики для боеприпасов и снаряжения.


Противотанковая «тачанка» на французский манер

Установка 25-мм противотанкового орудия в кузове.

С началом войны армия потребовала увеличить выпуск этих машин до 1120 экземпляров. Фирма «Гочкис», которая не могла справиться с такой нагрузкой, часть заказа – 500 W15Т – отдала фирме «Ситроен». До конца боевых действий во Франции она смогла выпустить лишь около 100 машин в конфигурации «Тягач для 25-мм автоматической зенитной пушки» и все.

Заводы «Гочкис» построили 80 машин. Но военные пожелали придать 47-мм пушке еще больше мобильности и для этого поставили ее на шасси этого автомобиля! Был построен прототип «Лаффли» 15ТСС весьма странного дизайна, у которого на месте кузова монтировалась бронированная рубка без крыши, и 47-мм противотанковая пушка SA35 мод. 1937 г., направленная стволом назад. Объяснялась такая компоновка тактикой применения, ведь противотанковые пушки не столько атакуют, сколько обороняются от вражеских танков и, нанеся им потери, быстро отходят. При этом вес у этой колесной самоходки получился больше шести тонн.

Проект «охотника за танками» был одобрен, но по требованию военных значительно его переработали и упростили. Орудие поставили на поворотном основании, сдвинув от оси авто вправо, что позволяло ей иметь радиус стрельбы по горизонту равный 70 градусам. Бронерубку заменили штатным для 47-мм орудия броневым щитом и дополнительными бронещитками слева и справа, бронированные дверцы убрали, стенки понизили до уровня грязевых щитков. Зато вместо ветрового стекла теперь стоял броневой лист с двумя узкими, горизонтально расположенными, смотровыми щелями. Над местом водителя и командира также поставили крышу из стального листа, приваренного на каркас из Г-образного швеллера. Кроме того установка получила 7,5-мм пулемет FM-24. В целом машина имела какой-то «недоделанный» вид, больше приставшей импровизации какого-нибудь незаконного бандформирования, сделанному в гараже, нежели серийной армейской машине. Сама по себе машина была выше 47-мм орудия, и ее было труднее замаскировать на позиции. А отсутствие брони превращало ее в легкую добычу для бронированных машин, ведь для выхода из строя ее радиатора подчас было достаточно одной пули!

Противотанковая «тачанка» на французский манер


24 мая 1940 г. первые 10 батарей новых самоходных противотанковых установок 15ТСС были наконец-то сформированы. В каждое из подразделений входило по пять «охотников за танками», штабной вездеход V15R, тягач S25T и две полугусеничные машины «Уник» TU1 для доставки боеприпасов. Всего же к 17 июня 1940 г. армия Франции имела в своем распоряжении 14 батарей самоходных орудий фирмы «Лаффли».

С началом войны батареи самоходок «Лаффли» перебросили в район г. Аббевиль, чтобы с их помощью закрыть брешь на фронте, которая образовалась после успешного боя немцев за этот город. В этих боях большая часть машин была потеряна, а оставшиеся сражались уже на Луаре, где они пытались сдержать поток немецких танков, рвущихся на юг Франции. Какая-то их часть, безусловно, попала в руки германцев. Но так как данных об их применении в Вермахте нет, очевидно, что ценными в боевом отношении их не сочли. Правда, в рапортах офицеров, сражавшихся на этих машинах можно прочитать о том, что им удавалось подбивать германские танки с расстояния в 2000 м, но… остановить-то германские танки они не смогли!

Но… хитрая идея французских конструкторов создать «артиллерийскую тачанку» на базе полноприводного авто даром не пропала. Англичане, видимо, ознакомившись с французским проектом, уже в годы войны создали более мощные «охотники за танками» также на автомобильном шасси. Причем английские противотанковые САУ «Дикон» отлично показали себя в ходе боевых действий на территории Северной Африки.

Рис. А. Шепса
Автор: Олег Скворцовский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. miv110 6 октября 2015 06:50
    Тактико-технические характеристики AEC Mk I Gun Carrier (Deacon):
    Классификация: противотанковая САУ
    Годы эксплуатации: 1942–43
    История производства:
    Всего выпущено: 175
    Характеристики
    Масса, т: 12.203
    Бронирование, мм: 10
    Тип и модель двигателя: AEC A173, 6-цилиндровый, дизельный, рядный
    Скорость, км/ч: макс. 45
    Удельная мощность, л.с./т: 7.8
    Мощность двигателя, л.с.: 95 (71 kW) при 1800 об/мин.
    Объём, см3: 7581
    Запас хода, км: 280
    Трансмиссия: четырёхступенчатая коробка передач, двухступенчатый демультипликатор, пневматические тормоза
    Колёсная формула: 4 x 4
    Размер шин: 13,50-20
    Подвеска: на листовых рессорах
    Основное вооружение: QF 6-фунтовая пушка
    Боекомплект, выстрелов: 24
    Длина, мм: 6388
    Ширина, мм: 2362
    Высота, мм: 2819
    База, мм: 3848
    Экипаж (расчёт): 4
    Калибр, мм: 57
    Начальная скорость пули (снаряда), м/с: 900
    1. казак волгский 6 октября 2015 09:30
      тоже Диакона сразу навеяло.
    2. voyaka uh 6 октября 2015 12:42
      Вот поприличнее у англичан был гусеничный Арчер
      7,62 мм.
      Он тоже по типу "тачанки" - стрельба назад.
  2. Zaurbek 6 октября 2015 07:45
    Где то видел фото нашей 76мм пушке на базе козла. За дефицитом гусеничных шасси испытывали колесные. Но отказались. Решение спорное, защита и проходимость низкая . Для гаубицы или миномета пойдет, а для ПТ..? В окоп заедет , а может и не выехать в грязи. Гораздо эффективнее МТЛБ+МТ-12! Только тяжелая зараза, не поворочаешь как 85ку
  3. alex86 6 октября 2015 08:00
    Помнится. в "Технике молодежи" писали про противотанковую безоткатку на грузовике в Северной Африке: орудие под гражданским тентом, никаких армейских признаков, приближаются к танкам (или ждут их приближения), скидывают тент - и кто успеет раньше. (За что купил - за то и продаю)
    1. parusnik 6 октября 2015 09:07
      Был такой..материал, подтверждаю, номер и год не скажу но было опубликовано, на предпоследних страницах..
  4. Dimon-chik-79 6 октября 2015 08:57
    Хрен с ней с этой тачанкой, а вот подобные автомобили СССР и не снились в то время
    1. Альф 6 октября 2015 22:11
      Цитата: Dimon-chik-79
      а вот подобные автомобили СССР и не снились в то время

      А это что ?
      СУ-12 и СУ-1-12 — советские самоходные артиллерийские установки на шасси грузовых автомобилей «Морланд» и ГАЗ-ААА соответственно. Вооружались короткоствольной 76,2-мм пушкой образца 1927 года, установленной на тумбовой установке на месте грузового отсека. САУ разработана в 1933 году, серийно производилась в 1933-1935 годах. Всего выпущено 99 машин, применявшихся в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а также в Зимней войне.
  5. казак волгский 6 октября 2015 09:30
    симпатичная машинка. вот бы еще про Дьякона англицкого почитать подробнее. а за статью- плюс!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня