Зенитно-ракетная геометрия: «Тор-М2Э»

Зенитно-ракетная геометрия: «Тор-М2Э»
В начале 70-х перед военными встал вопрос улучшения войсковой противовоздушной обороны. Существующая «Шилка» имела уже неудовлетворительный радиус действия, и надо было что-то делать. Как дальнейшее развитие «Шилки» был создан комплекс «Тунгуска», имеющий не только пушки большего калибра, но и ракеты. Однако развитие средств нападения, таких как корректируемые бомбы или крылатые ракеты, требовало пересмотреть взгляды на оборону войск и объектов.

В дополнение к ракетно-пушечной «Тунгуске» требовалось создать чисто ракетный зенитный комплекс малой дальности. Основная его цель – сопровождать войска на марше и, если есть такая необходимость, прикрывать от атак с воздуха стационарные объекты. Создание ЗРК поручили московскому Научно-исследовательскому электромеханическому институту (НИЭМИ); созданием ракеты занялось МБК «Факел». И уже в 1986 году на вооружение приняли ЗРК «Тор». Новый самоходный ЗРК, как и «Тунгуска», получил боекомплект из восьми ракет, но ЗУР 3М330 «Тора» имеет больший радиус поражения – до 12 километров против восьми у «Тунгуски». Также «Тор» обладает большей высотой поражения целей – до 6 км.

В качестве ходовой части для «Тора» было избрано гусеничное шасси ГМ-335 Минского тракторного завода. Как и в случае «Шилки», ракетный комплекс должен был иметь возможность сопровождать войска на марше, в том числе и на пересеченной местности. Еще на стадии создания облика ЗРК из техзадания исключили требование по преодолению водных преград вплавь: в таком случае комплекс получился бы гораздо сложнее и дороже. Характерными чертами «Тора» стали вертикальное расположение ракет и вращающаяся «башня» - антенно-пусковое устройство, несущее на себе две антенны РЛС (станции обнаружения целей и наведения), также в нем вертикально расположены пусковые установки для восьми ракет.


В конце 80-х была проведена модернизация комплекса. Помимо обновленной аппаратуры «Тор-М1» получил новый транспортно-пусковой контейнер под индексом 9Я281 для ракет. Теперь они загружались не по одной, но «пакетами» по четыре. За счет нового ТПК удалось сократить время перезаряжания ЗРК до 20-25 минут. Также на основе ракеты 9М330 была создана 9М331: она получила новую боевую часть и некоторые усовершенствования конструкции.

С начала 2000-х идет работа над следующей модификацией «Тора» - «Тор-М2». В очередной раз был пересмотрен состав электронной аппаратуры комплекса. Главная цель, которую преследовали конструкторы, – обеспечение работы ЗРК в условиях радиоэлектронного противодействия, в том числе и атака целей с низким ЭПР. Для этого «Тор-М2Э» получил некоторое количество новых модулей оборудования (точный состав замены, естественно, засекречен), щелевую фазированную решетку и новое программное обеспечение станции обнаружения целей. Список потенциальных целей «Тор-М2Э» теперь включает в себя не только самолеты и вертолеты, но и высокоточное оружие (ракеты и бомбы), беспилотные летательные аппараты и т.д. Так, для атаки целей теперь используется не два канала, как у «Тор-М1», а четыре, а высота поражения целей увеличена до 10 км.

Состав «Тор-М2Э» выглядит следующим образом:

Зенитно-ракетная геометрия: «Тор-М2Э»


- боевая машина. Либо 9А331МУ на гусеничном шасси, либо 9А331МК на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе. При этом «башня» с пусковыми установками и антеннами РЛС, а также оборудование полностью аналогичны.

- Зенитно-ракетный модуль 9М334, состоящий из контейнера, четырех ракет 3М331 и двух специальных балок для соединения его с другими контейнерами. Ракета 3М331 может поражать аэродинамические цели, летящие со скоростями до 700 м/с и маневрирующие с перегрузкой до 10 единиц. Для противодействия «пляскам» цели ракета может маневрировать с перегрузкой до 30 единиц. Пуск ракеты производится минометным образом, а на высоте около 15-20 метров происходит запуск ее маршевого двигателя. Также двигатель может включаться через 1 секунду после выброса ракеты из ТПК либо при отклонении ракеты от вертикали на угол более 45-50°.

- Транспортно-заряжающая машина 9Т244, комплект такелажного оборудования и т.д.

Аппаратура боевой машины позволяет обнаруживать, опознавать и сопровождать цели как на стоянке, так и на ходу. Для пуска ракеты, в свою очередь, требуется остановка машины. После пуска ракеты «Тор-М2Э» может снова трогаться с места и догонять сопровождаемое подразделение. Одновременно «Тор-М2Э» может «видеть» 48 целей и сопровождать десять из них, попутно определяя их опасность. Для повышения эффективности работы «Тор-М2Э» имеет т.н. конвейерный режим работы: для атаки одной цели используется один целевой канал; как только ракета по командам с земли выводится на цель и поражает ее, канал может быть моментально переключен на атаку другой. Таким образом, «Тор-М2Э» имеет большие возможности по отражению массированных атак противника, чем его предшественники.

Зенитно-ракетная геометрия: «Тор-М2Э»


Еще одно нововведение «Тор-М2Э» касается взаимодействия боевых машин. При необходимости две машины могут быть объединены в звено и обмениваться информацией о целях. Иными словами, о цели, обнаруженной одной машиной, сразу же узнает другая и наоборот. Также режим «звено» позволяет распределить окружающее пространство между двумя машинами и, как следствие, обеспечить более эффективное прикрытие объекта. Кроме того, ракета, выпущенная одной машиной, может наводиться на цель средствами второго комплекса. Помимо совместной работы «звено» позволяет не выходить из боя машине с поврежденной станцией определения целей – в таком случае вся нужная информация будет идти с другого «Тора», состоящего в звене.

За счет большой автоматизации оборудования удалось сократить экипаж с четырех человек у «Тора» до трех у «Тор-М2Э».

Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э» на авиасалоне МАКС-2007, а уже в следующем году комплекс приняли на вооружение российской армии. Последняя на данный момент модификация «Тора» заинтересовала и зарубежные страны: с Белоруссией уже подписан контракт на дивизион ЗРК, а контракт с Ливией от 2008 года, похоже, вряд ли будет выполнен по объективным политико-экономическим причинам.
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему



Читайте также
Загрузка...
Комментарии 32
  1. Vadivak 12 ноября 2011 09:37
    "Чистильшик" пользуется спросом, жаль Каддафи не успел

    1. Sergh 12 ноября 2011 10:21
      Дальности-бы чуть побольше, хотя это уже другая машина.
      Параметры цели ЗОНА ПОРАЖЕНИЯ ЗРК
      по высоте, м по дальности, м по курсовому параметру, м
      Скорость 300 м/с от 10
      до 10 000 от 1000
      до 12 000 до 8000
      Скорость 600 м/с от 10
      до 6000 до 12 000 до 7000
      Скорость 420 м/с,
      стрельба вдогон от 1500
      до 10 000 от 1000
      до 8000
      ВТО с ЭПР * более 0,1 кв. м,
      скорость до 700 м/с от 50
      до 6000 от 1500
      до 7000 до 6000



      Sergh
    2. Voodoopeople 12 ноября 2011 14:26
      Цитата: Vadivak
      "Чистильшик" пользуется спросом, жаль Каддафи не успел


      - Вы не обратили внимание на то, что все не "успевают", а Россия традиционно "задерживает" поставки или отменяет с Ираном - как С-300 "Югославии".
      Voodoopeople
      1. Voodoopeople 12 ноября 2011 15:29
        Voodoopeople,
        Этот пост - типа оставлен всеми не оценен... Вы все - салаги
        Voodoopeople
        1. mitrich 12 ноября 2011 15:38
          Может, вам петушка зарезать, вуду-человек?
          mitrich
          1. Voodoopeople 12 ноября 2011 17:19
            Югославии, Ливии, Сирии, Ирану - это уже не поможет...
            Voodoopeople
      2. Vadivak 13 ноября 2011 10:50
        Цитата: Voodoopeople
        все не "успевают",


        Я бы не был столь категоричен,
        Министерство обороны Беларуси приобрело у России зенитные ракетные комплексы малой дальности «Тор-М2Э»

        Остальные в очереди, и Чавес по ходу первый
        1. Sergh 13 ноября 2011 13:57
          В связи с бешенным развитием БПЛА, незаменимая и экономичная техника!
          Кста, заряжающая машина, это не ЗиЛ-131 дизель, случаем? Не могу понять.
          Sergh
          1. limmor 6 декабря 2011 19:54
            Это случайно Урал.
  2. Леха е-мое 12 ноября 2011 09:40
    ДА ТО ЧТО НЕ УСПЕЛ КАДДАФИ СТОИЛО ЕМУ ЖИЗНИ .УРОК ДРУГИМ РУКОВОДИТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВ КОТОРЫЕ СЕЙЧАС В ПРИЦЕЛЕ НАТО И США.
    Леха е-мое
    1. Инсургент 12 ноября 2011 15:50
      Неуспел что,у Каддафи ещё и спец службы были корумпированны прошляпили мятеж
      Инсургент
  3. dred 12 ноября 2011 12:04
    отличная техника.
    dred
    1. Voodoopeople 12 ноября 2011 14:51
      Лучше Панциря:
      http://www.youtube.com/watch?v=soUUOHqjvY0
      Voodoopeople
      1. mox 12 ноября 2011 23:59
        У панциря и Тора совсем разные задачи! Они не могут быть лучше или хуже они разные.
        Тор можно сравнить с ОСОЙ. Вот тут он лучше.
        mox
  4. OstWind 12 ноября 2011 12:26
    Прекрасная мобильная установка ПВО, надеюсь как на мировом рынке вооружений, так и в Российской армии, она будет востребована.
    Хвала Ижевску.
    1. Voodoopeople 12 ноября 2011 14:52
      Нет, не будет
      Voodoopeople
  5. ЗЕБРАШ 12 ноября 2011 14:24
    Техника очень хорошая. Но мне кажется, на гусенечном шасси лучше - проходимей. С другой стороны, на колёсном шасси скорость передвижения должна быть выше (по дорогам по крайней мере).
    ЗЕБРАШ
    1. OstWind 13 ноября 2011 13:16
      А ещё колёсное шасси дешевле.
  6. mitrich 12 ноября 2011 14:50
    Тоже слышал и читал, как и написано в статье, что "Тор" выводит на индикатор трассы только 10 целей. Зато в автоматическом режиме этой десятке ГАРАНТИРОВАННЫЙ конец. Присоединяюсь к похвалам am !!!
    mitrich
  7. golem 12 ноября 2011 16:47
    Панцирь не лучший? Учитывая дальность ракетной стрельбы.
    1. Voodoopeople 12 ноября 2011 17:15
      Тор пока доказанно - лучше, Панцирь - доазанно третий прототип.
      Voodoopeople
  8. Voodoopeople 12 ноября 2011 17:26
    Все беларуские шасси - внимание обратил.
    Voodoopeople
  9. киргиз 12 ноября 2011 19:06
    Чавес наверное успел и не парится
  10. Андрей77 12 ноября 2011 19:06
    Покупают то, что проверено. А в сфере вооружений - что проверено войной. Пока не будет отзывов о реальном боевом применении, спрос будет невелик.
  11. baykal79 12 ноября 2011 21:16
    Voodoopeople,

    АХ КАК ЖАЛЬ!!!!
    baykal79
  12. Комсомолец 13 ноября 2011 07:26
    Техника отличная, нашим ВС нужны обязательно как на гусках, так и на колесах. Главное чтобы их было действительно побольше, чтобы к каждой транспортно-заряжающая машина придавалась, а ни как у нас одна ТЗМ на две пушки. Ну и самый главное ракет побольше, извечная проблема наших ПВО. В общем система классная, автор обыватель- очень много существенных ошибок.
  13. Комсомолец 13 ноября 2011 09:21
    Интересно за что минус, наверное от автора
    1. mox 13 ноября 2011 12:32
      Таки да.
      Индекс ракет у нас 9М..., а не 3М...
      "ЗРК оснащён восемью зенитными управляемыми ракетами 9М330" -так гласит Википедия
      mox
  14. костяныч 13 ноября 2011 13:44
    Когда начались ипытания торов и ос на кипре они сразу же засекли парочку
    турецких F 16 нарушающих воздушную границу
    поняв что они висят на мушке резко развернулись и смотались
    греки наших рабочих расцеловать готовы были
    жаль что нашей армии ничё не нужно
    продавали бы тогда ирану нами построеную АЭС от педосов защищать winked
  15. ПАТРОН 17 ноября 2011 21:45
    Как по проходимости колёсное шасси?Оно коряво как-то выглядит-длинное,низкое,на маленьких колёсиках.
    ПАТРОН
  16. Urri 17 ноября 2011 23:02
    ПАТРОН,

    Шасси МЗКТ, Спроектировано специально под ЗРК. На нём уже БУК, ОСА, ТОР, Стилет в железе стоят. В мире нет ни у кого. Комфорт, скорость, проходимость. Не плавает. НЕт возможности воткнуть ЗРАК (зря Тетраэдр пыжится)
  17. Sergh 28 ноября 2011 19:11
    Впервые широкая общественность узнала о «Торе-М2Э»
    Проверка видео.
    Sergh
  18. wasjasibirjac 9 января 2012 20:54
    трактор Беларусь на колесном МЗКТ-6922. Обе ходовые части изготовляются на Минском тракторном заводе.
    МЗКТ - Минский завод колесных тягачей, подразделение МАЗа, причем здесь МТЗ, надеюсь это не новый трактор Беларус. Хотя..... если на экспорт - трактор Беларус с навесным оборудованием - что б амеры не догадалиь где пустыню пахать будут, при помощи Ф-15
  19. Bars90 11 февраля 2012 15:18
    Перспективный ЗРК комплекс... Наиважнейшим преимуществом является работы в группе с другими ЗРК ТОРами. Этакий ЗРК Спецназ... Всевидящий ТОР.
    Bars90
  20. kov 22 октября 2012 23:46
    ТОР на учениях

    kov
  21. studentmati 22 октября 2012 23:53
    ЗРК Тор-М2Э0 Машина хорошая, но человеческий фактор всё равно важнее. Подготовленный экипаж в тысячу крат дороже чем самый навороченный комплекс! А подготовленный экипаж, идя на работу должен быть уверен, что его семья в полном порядке. У нас в России этот момент присутствует?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня