Самые абсурдные корабли в истории военного флота
Мучения с трамплином
Снести нельзя оставить. Командование австралийских ВМС до сих пор не может решить, где нужно ставить запятую.
Вертолетоносец “Канберра” — экспортный вариант УДК “Хуан Карлос I” от испанской компании “Навантия”.
В наследство от “Хуан Карлоса” австралийскому УДК достался носовой трамплин, который испанцы используют для облегчения взлета СВВП “Си Харриер”. Трамплин — характерная особенность УДКВ данного типа. Он расширяет тактические возможности “Хуан Карлоса” и позволяет применять корабль в роли легкого авианосца.
И здесь возник парадокс. Палубная авиация ВМС Австралии представлена исключительно винтокрылой авиатехникой, для эксплуатации которой предпочтительнее иметь плоскую палубу. Сажать вертолет на 13-градусный трамплин — задача не из легких.
Все планы по модернизации “Канберры” под базирование перспективных F-35B остались нереализованными. Военные пришли к выводу, что для этого потребовалась бы серьезная переработка проекта, в т.ч. принятие мер по увеличению запасов авиатоплива, увеличение грузоподъемности лифта и установка термостойкого покрытия с системой охлаждения на полетной палубе.
В то же время демонтаж трамплина, занимающего 50 метров полетной палубы, также считается неподъемной технической задачей.
В результате, обладая большими габаритами и водоизмещением, австралийская “Канберра” не имеет никаких преимуществ по составу авиагруппы перед УДКВ других стран.
Отдельно стоит вопрос об оправданности приобретения УДКВ с точки зрения малочисленных ВМС Австралии. 1,5 млрд. долл. за тихоходную “баржу” без какого-либо вооружения, средств обнаружения и управления огнем. Куда австралийцы собрались высаживать десант? Для доставки солдат в Афганистан достаточно заказать чартерный авиарейс.
“В небе реет грозный “Як” — “Як” о палубу.... (шмяк)”.
Тяжелые авианесущие крейсеры пр. 1143
Американцы боялись советских подлодок, а над ТАВКРами насмехались, называя их суррогатными детищами адмирала Горшкова.
И ведь было над чем смеяться. Гибрид ракетного крейсера и авианосца оказался совершенно неэффективен, как крейсер, и полностью небоеспособен в роли авианосца.
По составу вооружения грозный ТАВКР соответствовал большому противолодочному кораблю — несмотря на шестикратную разницу в их водоизмещении! С появлением РКР “Слава”, сравнение вообще утратило всякий смысл, ввиду несравнимых возможностей ТАВКРов и “нормальных” крейсеров, вооруженных 16 “Базальтами” и дальнобойной зенитной системой С-300Ф.
Палубная авиация ТАВКРа — “самолет охраны топ-мачты” Як-38 с 10-минутным запасом горючего. О боевых возможностях советских “вертикалок” говорит простой факт — они не имели радаров. Обнаружение противника производилось визуальным способом, что в наступившую эру четвертого поколения истребителей означало внезапную смерть в бою от УРВВ средней (большой) дальности.
При том, в отличие от британских СВВП “Си Харриер”, для которых был предусмотрен укороченный “трамплинный” взлет с целью увеличения их боевой нагрузки, компоновка отечественного ТАВКРа в принципе исключала наличие какого-либо трамплина.
В общем, военные моряки повеселились на славу, выбросив на ветер с десяток миллиардов полновесных советских рублей. Единственная положительная новость заключалась в том, что несмотря на зашкаливающее количество катастроф, потери летного состава исчислялись единицами. Принудительная система катапультирования Як-38 компенсировала все недостатки этого бестолкового аттракциона.
Суперкрейсер
Он создавался как истребитель вражеских крейсеров. Специально для него были разработаны 305 мм скорострельные артустановки и совсем некрейсерская схема бронезащиты с 229 мм поясами и системой броневых палуб, чья суммарная толщина достигала 170 мм!
В итоге “Аляска” оказалась избыточно велика для крейсера, но недостаточно сильна для соперничества с линкорами. Американцам пришлось придумать новую классификацию и записать “Аляску” в “большие крейсера” (СB).
Адмиралы опомнились слишком поздно. Строительство было остановлено на третьем корпусе (СВ-3 “Гавайи”), при его готовности 85%.
Не менее печальной оказалась участь двух построенных “больших крейсеров” — “Аляски” и “Гуама”. Прослужив менее двух лет, гигантские корабли, чья длина достигала четверти километра, были выведены в резерв. Впоследствии, обсуждались различные планы по превращению “Алясок” в ракетные крейсера, но ничего из предложенного сделано не было. Простояв в резерве по 15 лет, оба великана отправились на слом.
Сон разума рождает чудовищ (Гойя)
Помимо общей абсурдности проекта, “Аляску” критикуют за непростительные просчеты в её конструкции. При таких размерах (34 000 тонн) можно было обеспечить гораздо лучшую защищенность (пример — немецкий “Шарнхорст”). И, нонсенс по меркам 40-х гг., практически полное отсутствие противоторпедной защиты! Суперкрейсер имел неплохой шанс опрокинуться от попадания всего одной торпеды.
Нет, при всех её недостатках, “Аляска” не была плохим кораблем. Скажу больше — при иных обстоятельствах, действуя под другим флагом, “Аляска” стала бы флагманом и гордостью большинства флотов мира. Но для американцев, имевших четкую концепцию применения ВМС и опыт строительства сбалансированных ТКР и ЛК, авантюра с постройкой столь несуразного корабля выглядит чистым безумием.
Каютоносец “Урал”
Суперкорабль, к созданию которого были привлечены 200 научно-исследовательских коллективов СССР, совершил за свою карьеру единственный поход — переход с Балтики к предполагаемому месту службы, на Тихий океан. После чего навсегда вышел из строя.
265 метров длины.
Полное водоизмещение 36 000 тонн.
Комбинированная силовая установка из двух ядерных реакторов и двух котлов на мазуте.
Ввиду запредельной сложности его конструкции еще в процессе постройки “Урал” получил постоянный крен в 2° на левый борт.
Ради чего был построен этот паранормальный корабль?
Единственным предназначением “Урала” было наблюдение за ракетным полигоном на атолле Кваджалейн. Получение достоверной информации о боеголовках американских ракет, их размерах, особенностях и поведении на конечном участке траектории, с помощью РЛС и оптических средств.
Чем больше информации открывается об этом проекте, тем большее недоумение вызывает это мертворожденное дитя умирающего СССР.
Фактически возможности “Урала” соответствовали возможностям модернизированной системы “Иджис” (самый известный эпизод: перехват космического спутника на высоте 247 км). Притом, что первый “Иджис” был установлен на серийном боевом корабле еще за семь лет до появления “Урала”, в 1983 году. И для работы “Иджиса” ни тогда, ни сейчас ядерных реакторов не требовалось. Также, как их не требуется для эксплуатации гигантского морского ПРО-радара SBX.
Разумеется, в наши дни восстановление большого разведывательного корабля “Урал” не имеет смысла. Установленные на его борту ЭВМ “Эльбрус” уступают по производительности любому смартфону. А радиолокационный комплекс морально устарел с появлением современных радаров с активными ФАР.
Шедевр? Несомненно! "Урал" в очередной раз доказал, к чему приводит победа техники над здравым смыслом.
Атомный крейсер “Вирджиния”
Самый полезный участник из данного списка. И не только потому, что запустил два “Томагавка” по Ираку. В отличие от остальных невменяемых проектов, “Вирджиния” на заре её карьеры действительно представляла боевую ценность и считалась едва ли не ключевым элементом противовоздушной обороны АУГ.
Тем не менее, эта история имела стандартный для всех чудовищ конец.
Четыре атомных исполина, отслужив менее половины запланированного срока (“Техас” — всего 15 лет!), оказались на свалке. Почему?
При наличии развитого двигателестроения и отличных корабельных ГТУ, решение строить крейсеры с ядерной энергоустановкой уже изначально выглядело, как минимум, спорным. Стоит заметить, это был уже не первый опыт американцев в области создания атомных крейсеров, притом, что все предыдущие эксперименты ничем хорошим не кончились.
Началом конца “Вирджиний” стало появление крейсеров, оснащенных системой “Иджис” и подпалубными пусковыми установками с широким ассортиментом применяемых боеприпасов.
Произведенные в 1996 году расчеты показали: стоимость эксплуатации атомного крейсера (40 млн. долл. в год) почти вдвое превышает показатели Иджис-крейсеров и эсминцев, при несопоставимой разнице в их возможностях Стоимость модернизации “Вирджинии” с целью её превращения в Иджис-крейсер выходила, как постройка новой “Тикондероги”. Однако, даже в этом случае, модернизированная “Вирджиния” уступала бы новому кораблю.
Список бестолковых и абсурдных изобретений в области ВМФ не ограничивается пятью представленными кораблями. Альберт Эйнштейн говорил: “В мире есть две бесконечные вещи: Вселенная и человеческая глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен”.
Информация