Минобороны ищет пути по сокращению фактов уклонения резервистами от прохождения военных сборов

Что сегодня может грозить человеку, находящемуся в (воинском) запасе, в том случае, если он проигнорирует повестку военного комиссариата, которая призывает его к прохождению военных сборов? Если лицо, призываемое на военные сборы, не получило повестку (заявило о неполучении) – не расписалось в соответствующей графе «поимённой книги резервистов», то санкции со стороны государства можно назвать не просто либеральными, а попросту смешными. Такое лицо ожидает штраф в размере (внимание!) 500 рублей. Другими словами, человеку (ну, если говорить сугубо о несознательных представителях общества), находящему в запасе и призываемому на сборы, на сегодняшний день достаточно заплатить штраф 500 рублей, объявив, что никакой повестки он не получал, ибо «временно» живёт не по месту прописки, и от сборов «откосить».

Более суровое наказание ожидает отказника от прохождения сборов, если таковой повестку от военкомата получил (официально). В этом случае ответственность определяется как для военнослужащего, который уклоняется от исполнения должностных обязанностей. Понятно, что в данном случае ответственность может быть и уголовной. Однако пока в судебной системе Российской Федерации прецедентов уголовного преследования за уклонение от прохождения военных сборов не существовало. Дело в том, что в судебные тяжбы не готовы вступать представляющие силовые ведомства (на местах) военные комиссариаты - себе, что называется, дороже.


Как же выходят военкомы из складывающейся ситуации с фактической безнаказанностью для «отказников» от прохождения военных сборов? Можно было бы предположить, что таковых («косильщиков») единицы, а все остальные – исключительно сознательные граждане, однако, к сожалению, всё далеко не так. По сообщениям сотрудников военных комиссариатов, их «спасает» то, что к военным сборам привлекается небольшое число резервистов (7-8 тысяч). Такое число явившихся на сборные пункты резервистов военкоматы в состоянии обеспечить, однако и здесь сотрудникам военкоматов приходится идти на определённые меры. Выясняется, что к числу сознательных можно отнести лишь одного резервиста из 4-5, а потому для привлечения резервистов к прохождению сборов число рассылаемых повесток в те же 4-5 раз выше необходимого числа резервистов. Военкоматы, действуют, что называется, с запасом: если придут «лишние» - их просто отправят домой.

Для справки. Перечень категорий, по которым законом предусмотрено освобождение от прохождения военных сборов:
Сведения о тех, кто освобождается от сборов:

1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола;
2. От военных сборов также освобождаются:
а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
б) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
в) гражданский персонал Вооружённых сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;
г) лётно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;
е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;
ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;
и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;
к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас;
л) граждане, имеющие трёх и более несовершеннолетних детей;
м) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу;
н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
п) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), - до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);
р) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.


В существующем законе говорится, что военнообязанных могут привлекать к военным сборам на срок до 2 месяцев, но не более 12 месяцев за всё время нахождения в запасе.

Минобороны ищет пути по сокращению фактов уклонения резервистами от прохождения военных сборов


Понимая, что штраф в 500 рублей для уклонистов от прохождения военных сборов выглядит смешным, госорганы решили пойти по пути ужесточения (модное нынче словцо) санкций.

Так, по информации газеты «Известия», министерством обороны предлагается ввести новую статью кодекса об административных правонарушениях, которая будет именоваться «Уклонение от призыва на военные сборы». Инициатива предполагает, что за уклонение резервиста от прохождения военных сборов, его может ожидать штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей, а для лиц, заключивших так называемый мобилизационный контракт (контракт, по которому предполагается нахождение лица в мобилизационном людском резерве) – и до 50 тысяч рублей. Численность мобилизационного людского резерва ВС РФ, по последним данным, не превышает 9 тысяч человек.

10 и 20 тысяч рублей – это, конечно, не 500 рублей, как сегодня, но, безусловно, не те суммы, которые способны реально напугать несознательную часть резервистов. Но почему же в таком случае не ставится акцент на росте штрафов до ещё более внушительных значений для уклонистов от прохождения военных сборов? Причина в том, что при существующем положении вещей сознательный человек после получения повестки и сам придёт в военный комиссариат, а вот несознательный не только сборы проигнорирует, но и штрафы, которыми его «наградит» суд. В этой связи министерство обороны пытается найти, если так можно выразиться в данной ситуации, «золотую середину» - сумма штрафа не чисто символическая, но и не камнем падающая на плечи человека.

Но всё же главное – не штраф. Главное, что Минобороны желает пойти по пути повышения мотивации населения, полноценного информирования. В военном ведомстве собираются привлечь к руководству региональными призывными кампаниями (и в отношении резервистов тоже) не простых представителей, а именно руководителей органов местного самоуправления. Речь о градоначальниках и главах регионов (губернаторах). Другими словами, глав муниципалитетов и субъектов федерации Минобороны собирается привлечь к повышению мотивации у населения для прохождения военной службы (сборов) – будь то 18-летний юноша или отслуживший «срочку» 20 лет назад состоявшийся мужчина. То есть не только представители оборонного ведомства, но и местные власти должны информировать граждан о том, что за ними во время военных сборов сохраняется средняя заработная плата по месту основной работы, плюс выплачивается жалование за нахождение на военной должности, исходя из материального обеспечения военнослужащего-контрактника. Кроме того, руководители муниципалитетов и регионов, должны повышать мотивацию, делая всё для того чтобы работодатель не стал обходить закон, а сохранял рабочие места для призванных к прохождению сборов резервистов.

На деятельность региональных властей Минобороны обратило особое внимание в ходе недавних масштабных учений Центр-2015 и предшествующих им учебно-боевых маневров. Как известно, верховный главнокомандующий ставил перед Минобороны задачу наладить контакт с региональными властями с целью осуществить проверку возможностей обеспечения мобилизации. Официальные данные по этому сегменту учений были представлены весьма скупо, но насколько удалось выяснить, Минобороны пока не готово представителям властей на местах поставить за работу «в команде» (за проведение учений) удовлетворительной оценки. У местных властей большое поле для деятельности по устранению ошибок и недочётов.

Теперь региональные власти будут привлекаться к работе мобилизационного характера активнее, и этот фронт работы тоже должен стать одним из показателей эффективности властей на местах.
Автор:
Володин Алексей
Использованы фотографии:
http://function.mil.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

44 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти