«Омсктрансмаш»: победа трудового коллектива или поиск новой «смерти» предприятия?

Если честно, этот материал писать не хотел. Не потому, что не интересно. А потому, что хотелось надеяться на здравый смысл руководства и завода и отрасли в целом. Особенно в свете текущих политических событий и перспектив их развития.




Для тех, кто не знаком с этим предприятием, дам краткий экскурс в историю. Омский завод транспортного машиностроения, до 2014 года Конструкторское бюро транспортного машиностроения, появился в Омске в 1942 году после эвакуации из Ленинграда Ленинградского государственного завода № 174 им. Ворошилова. С 1942 по 1946 гг. завод выпустил 6900 танков Т-34.

С 1958 года завод превратился в самостоятельное предприятие. Предприятие, которое внесло значительный вклад в создание боевой техники для ВС СССР и России. Думаю, будет честно сказать о вкладе (хотя бы и в прошлом, понятно, что современные образцы пока в список не войдут) завода. И не только для того, чтобы было понятна величина предприятия, но и для того, чтобы сказать спасибо заводчанам за труд.

Не буду особо расписывать, просто перечислю продукцию:

зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2;
самоходная установка СУ-122;
комплексная модернизация танков Т-54 и Т-55 в процессе серийного производства;
танковые мостоукладчики МТУ-20, МТУ-72 и МТУ-90;
инженерные машины разграждения ИМР-1 и ИМР-2;
бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1;
переправочно-десантный паром;
плавсредства для танков Т-55, Т-62 и Т-64;
ходовая часть танков Т-64, Т-72 и Т-80;
комплексная модернизация танка Т-80 и переход к выпуску танка Т-80У;
командирский танк Т-80УК;
комплекс тренажёров для танка Т-80У.
комплексный тренажёр огневой подготовки командиров и наводчиков танков Т-80У (2Х62);
командирский танк Т-80УК;
тяжёлый механизированный мост ТММ-6;
танк Т-80У с комплексом активной защиты «Арена»;
глубокая модернизация танка Т-80У для экспорта («Чёрный орёл»);
тяжёлый бронетранспортёр на базе танка Т-55 для экспорта;
бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У на базе танка Т-80У;
модернизация танка Т-55 с новой СУО для экспорта;
комплексная модернизация танка Т-55 с пушкой калибра 125 мм для экспорта;
динамический тренажёр вождения с синтезирующей системой визуальной обстановки.

Однако самыми известными сейчас разработками омского завода являются знаменитые ТОЗы "Буратино" и "Солнцепек".

Что же могло произойти на таком мощном предприятии? Откуда возникла тема статьи?

А произошло следующее. Завод, который сегодня принадлежит почти полностью "Уралвагонзаводу", находится на краю гибели. Не виртуальной, а вполне осязаемой. И причина банальна. Отсутствие денег.

Летом этого года руководство предприятия объявило о предстоящем сокращении. Причиной стало отсутствие спроса на гражданскую продукцию. Дело обычное: военное производство сокращается, гражданское увеличивается. Но наступают времена, когда реализация продукции становится проблемной.

И тут напишу неожиданную для многих фразу. Слава профсоюзам! Да, вы не ошиблись. Именно профсоюзам, точнее профсоюзу. Межрегиональному профсоюзу «Рабочая ассоциация». Именно этот профсоюз грудью встал на защиту рабочих. А таких было аж 454 человека, почти 58% литейщиков предприятия.

17 июля профсоюз объявил о возникшей проблеме. Начал готовить документы, привлекать СМИ, юристов. Короче, это не была "пиар-акция". Это была подготовка к битве.

И победили! Победили в жесточайшей борьбе. Кто знает, что такое итальянская забастовка? Именно это и проводилось на "Омсктрансмаше". Производственники меня поймут. Сложно работать, если приходится выполнять ВСЕ инструкции и законы. Почти невозможно.

Кроме этого, на собраниях в цехах работники завода заявили о своей решимости идти до конца. Представляете себе, не склонить голову и уйти, а стоять, несмотря ни на что. Такого воодушевления и такой решимости не ожидал никто. Но это было.

28 сентября администрация завода издала приказ об отмене сокращения. "По собственному желанию" ушли 70 человек. Остальные остались и работают. Зарплата сегодня на предприятии от 16 до 38 тысяч рублей, в зависимости от обязанностей и профиля работы. Стал более удобным и график работы.

На этом вроде бы и можно было бы закончить. Фанфары звучат, народ ликует. Враг повержен. Справедливость восторжествовала. Пусть толика СМИ в этой истории была и совсем маленькой, но была.

Однако победа может в реальности оказаться пирровой. Как предсмертное улучшение состояния у безнадежно больного. Когда наши деды победили Германию и её союзников, они сделали самое важное. Они свернули шею фашизму. А вот победа трудового коллектива "Омсктрансмаша" увы, но голову первопричине событий не свернула. Финансовые проблемы остались.

Предприятие не может рассчитаться с поставщиками за выполненные работы и поставки. Иски в арбитражные суды идут сплошным потоком. И иски, надо сказать, обоснованные. Всего же с начала 2015 года, согласно данным из картотеки арбитражных дел, в отношении омского оборонного предприятия было подано 24 иска, общая сумма требований по которым составила почти 44 млн. рублей.

Понятно, что руководство пытается выйти из ситуации. Арбитражные суды идут. Адвокаты работают. Только вот тревожно. Государственное предприятие, предприятие, которое в некоторых видах военной продукции является монополистом, не имеет права быть банкротом. Не имеет права быть убыточным. И думать об этом, как мне кажется, должны не только трудовой коллектив, профсоюзы, администрация завода, но и руководители страны. Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин неоднократно бывал в Омске. И ситуацию знать должен. И именно он должен взять финансовую ситуацию под свой жесткий контроль.

А пока закончу цитатой из "СуперОмска", точнее, из ответа этому порталу от руководителя "Омсктрансмаша".

«В настоящее время АО «Омсктрансмаш» заключило государственные контракты на ремонт и поставку продукции военного назначения и обеспечено стабильной, бесперебойной работой на 2015-2016 гг. Объявленные закупочные процедуры проводятся с соблюдением требований законодательства РФ и будут исполнены АО «Омсктрансмаш» в соответствии с условиями заключенных договоров».
Автор:
Александр Ставер
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

59 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти