John Tenner: 30 years among Indians

The life of Indians - the indigenous peoples of North America, is the subject of study of many researchers: ethnographers, historians, cultural studies and many others. This is not surprising, since the culture, customs, traditions, beliefs of Indian tribes are shrouded in a halo of secrets, mysteries, and, at times, are not subject to the understanding of ordinary inhabitants. All the more curious to find out history the life of John Tenner - a man at an early age abducted by the Indians and who knew all the primitive communal relationships in the wild.


John Tenner: 30 years among Indians

John Tenner after returning to the civilized world. Written by Edwin James.

A man named Falcon
The harsh conditions of existence had a profound effect on the way of life of the indigenous peoples of North America. To survive, they had to adapt to the environment in which they lived. Often, in order to provide the family with everything they needed, the Indians had to overcome both pain and fear and go for a wide variety of tricks. For the Indian tribes were characterized by attacks on the colonial villages. They killed the “whites”, took them prisoner, took the livestock behind them, and sometimes just shot cows and horses to weaken their enemies and deprive them of the ability to exist normally in the mastered lands. During one of these raids, John Tenner was kidnapped, who later had to live 30 years in the Ojibwe tribe under the name Show-show-wah-ne-ba-se (Falcon).


Canoeing race among the Ojibwe Indians near Sault Ste. Marie. 1836

Alien child - your child
In those days, it was common for Native American families to take foster children for guardianship. The fact is that the mortality rate among the indigenous people of North America was quite high, and not everyone could endure such harsh living conditions dictated by wildlife. Therefore, often, a mother who could not survive the loss of her offspring raised a foster child as her own. He replaced her own child. The same thing happened with John Tenner.

Caught in a primitive community rather early in life, Tenner easily adapted to the way of life that was characteristic of the Indians of North America. He gradually adopted their customs, acquired the skills necessary to survive in the forest and hunt wild animals, the rules of communication and interaction with other Indian tribes. Having virtually no contact with the mainland's English-speaking population for a long time, John Tenner forgot his native language and spoke exclusively in Ojibwe, the language of the Ojibwe Indians, the third most common Indian language in North America. The “white man” became part of the Indian family and could no longer imagine his life outside the harsh reality of hunter-hunters.


Coleigh is the Cherokee leader.

"White Indian" tells ...
Speaking about his fate, John Tenner paid special attention to the most mysterious aspects of the life of indigenous peoples. He described in detail the unique customs, ceremonies, in which he himself was directly involved. So, the central place in the life of Indian tribes was occupied by the hunt, which gave them everything necessary for life: food, clothing, furs. They delivered the skins of killed animals to the buyers, and in return received the necessary goods: weapon, gunpowder and bullets, traps, clothes, and alcohol, which was the main tool for manipulating Indian hunters, because for the sake of one keg of rum many literally got rid of furs for nothing. It happened that after a successful transaction with merchants, the hunters got drunk before they lost consciousness, were deprived of all the things necessary for survival, which sometimes led to death.


Bison hunt.

Killed a bear - became an adult!
John Tenner described in detail Indian customs associated with hunting. For example, an event in which sooner or later every novice hunter becomes a participant and which happened to the hero himself, namely, the killing of a bear. From his story (and the story about Tenner’s life among the Indians was written down, and no one else than Pushkin told her to the Russian reader!), The first killed bear is an important event in the life of the Indian youth. It was after this that the hunter began to be treated with respect and considered him an adult. On the occasion of such a successful hunt, a solemn meal is organized, to which all the families of the tribe are invited. The meat of a dead bear is divided equally.


Military dance

"Indian Collectivism"
Among the Indians, the principle of collectivism and mutual aid was one of the most important, and its non-observance was considered unacceptable, since it was this rule that helped the indigenous peoples to survive. John Tenner described not only cases of collective distribution of prey, but also collective hunting. The law of hospitality was also considered mandatory. If one group of Indians was starving, while the other had food reserves, the first joined the second and these reserves were shared equally among all. This principle was tried to strictly observe, but as in any society among the indigenous peoples of North America there were also apostates. As Tenner himself described them, they "living near the whites were so badly infected with the spirit of haggling that they did not want to feed the starving tribesmen for nothing." But there were not so many such cases.


Military leader

Along with the principle of collectivism and mutual assistance, there was also the principle of blood feud. He obliged a murdered relative to avenge any man of the murderer's kind of revenge for him. Moreover, the victim was often a person who was not at all involved in the crime, moreover, did not even know anything about him. This is quite a cruel law. But the Indians were obliged to observe it, because a person who did not revenge for a murdered relative, until the end of his life, became an object of ridicule and suffered from harassment from fellow tribesmen.


Indian warrior.

About faith in the Great Spirit ...
During his stay in the wild, John Tenner was on the verge of death several times: from hunger, encounters with predatory animals, squabbles with other Indians, and only by a miracle did he manage to survive. Among the Indians was spread faith in the "Great Spirit", which supposedly since ancient times is the patron saint of all the peoples of North America. He created all life on earth, gives the Indians strength and endurance when they are on the edge between life and death. Tenner was more skeptical about believing in the Great Spirit than his fellow tribesmen, but still his ideas about the supernatural largely coincided with the Indians. Although he trusted less to the prophets, who often appeared among the Indians and, acting on behalf of the Great Spirit, prescribed certain rules of conduct for them, which they had to follow strictly. He also did not always trust his instincts and dared to resist predictions. However, John Tenner often saw prophetic dreams in which certain signs appeared to him, or, for example, he visited in a dream those places that were most beneficial for hunting. Such prophecies often saved the Tenner family from starvation. Therefore, faith in the miracle and the supernatural, which was an integral part of the life of Indian tribes, did not bypass Tenner himself.


Horse fight.

Native American Wars
In addition to hunting, farming, fur trade, the life of the Indians was also accompanied by military campaigns. The fact is that not all tribes lived in peace and harmony. Many were tied up by an inveterate and incessant hostility, established since time immemorial. Every man who participated in a military campaign, had to pass the rite of initiation into the warriors. Of course, John Tenner had to participate in such rites. The young man had to follow a number of rules in the first three campaigns. The future warrior had to always cover his face with black paint and wear a hat. He was supposed to not overtake the older ones while walking. If any part of the body is itchy, then it was only allowed to scratch the bitch. It was also forbidden to anyone except the warrior himself to touch his knife and dishes. Under the ban was the adoption of food and rest before dark.

It is curious how the Indians raised the morale of the participants in the military campaign. The scouts, who were ahead of the detachment in the territory of the enemy, did not miss a chance to search the abandoned tents or the parking places to find a children's toy there. Such a toy was shown to a warrior who lost a child with the words: “Your little son is there, we saw him playing with the children of our enemies. Do you want to look at him? ”After these words, the grieving father was ready to tear the enemy to shreds.


Horse hunt for bison.

"Tarzan" returns to the people ...
John Tenner has lived in the wild for 30 years. His life among the Ojibweans ended only in the 1820 year, despite the fact that the thought of returning to white often visited him. But only when the existence among the Indians became completely unbearable because of the advancing wave of capitalist colonization, Tenner decided to return to his native place, as he was increasingly indicated that he belonged to another race. He became an enemy for those whom he had always considered loyal friends and allies. But the United States has also become a foreign country for the white Indian. There he felt even more alone than in the forest, because Tenner did not succeed in reconciling with the norms of the capitalist society. John turned out to be superfluous on both sides of the barricades, and his fate was tragic. He died all alone after 20 years after returning to the whites.

As illustrations used watercolor by American artist J. Catlin
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik 5 November 2015 07: 28 New
    • 2
    • 0
    +2
    Thank you, wonderful article, wonderful watercolors ..
  2. Oladushkin 5 November 2015 08: 24 New
    • 4
    • 0
    +4
    And appreciate the tragedy of a person who ended up being "everywhere redundant."
  3. V.ic 5 November 2015 08: 27 New
    • 2
    • 0
    +2
    John was redundant on both sides of the barricades, and his fate was tragic. He died all alone 20 years after returning to the whites. Author Svetlana Denisova

    Traders and bandits, of course, did not accept into their society a pupil of "savages" who spoke poorly in the language of the victors and did not know the Bible.
    1. anip 5 November 2015 11: 01 New
      • 0
      • 0
      0
      Quote: V.ic
      Traders and bandits, of course, did not accept into their society a pupil of "savages" who spoke poorly in the language of the victors and did not know the Bible.

      And the noble Indians stole the kid from the whites, and then, when he became an Indian, they expelled him from the tribe.
      1. V.ic 5 November 2015 13: 46 New
        • 1
        • 0
        +1
        Quote: anip
        And the noble Indians stole the kid from the whites,

        Dig deeper into memory in what way and most importantly why so-called "whites" were on the land since ancient times inhabited by Indians. After what they did there, only a lazy cripple would not rise to war with them. However, the "savages" of the child were not killed.
        Quote: anip
        and then, when he became an Indian, they drove him out of the tribe.

        If kicked out, then a full-fledged Indian did not work out of him. The leaders of the tribe probably knew better than you from the couch.
        1. kalibr 5 November 2015 15: 48 New
          • 1
          • 0
          +1
          There, not even the leaders, but his own “single villagers” began to tell him that he was white and treated accordingly. Who would like when one of the "such" lives among us? Unless many of our people would not be outraged to live next to them the same German from Germany soon after the Second World War? And then people were much easier ...
  4. Zolotse 5 November 2015 10: 14 New
    • 1
    • 0
    +1
    Stunning article, very interesting to understand the customs of the Indians from the inside
    1. kalibr 5 November 2015 11: 30 New
      • 0
      • 0
      0
      Creepy customs. They got drunk there in the lodge, one got up, grabbed the other by the ears and bit off his nose, and then it turned out that it was his uncle. Pushkin has an 10 volume about him!
  5. Robert Nevsky 5 November 2015 10: 19 New
    • 2
    • 0
    +2
    Thanks to the author and the article!
  6. moskowit 5 November 2015 17: 53 New
    • 1
    • 0
    +1
    Thank you so much. After reading the article, he plunged into childhood. I read Tenner’s book “Thirty Years Among the Indians” in 1964. Took in the school library. I don’t remember the book, of course. I remember the name. Now I looked. There are in e-libraries. Now download, leaf through. Thank you so much. The article inspired good, positive memories of the time when they had read similar books ...
    1. Sofia 6 November 2015 07: 36 New
      • 0
      • 0
      0
      Yes, the book is great!
  7. Aljavad 5 November 2015 20: 27 New
    • 0
    • 0
    0
    And appreciate the tragedy of a person who ended up being "everywhere redundant."


    The most tragic - he is not the only one.

    About 50 years after the events described, the United States decided to solve the "Indian question". As one of the solutions they took children to boarding schools. There they were taught good things: wash and brush their teeth, wear clothes “like all people do”, use a fork, read the Bible, etiquette, again. At the same time, the orders were barracks - they sat down and got up on the whistle, and most importantly - speak only English, under pain of punishment.
    At the same time, they practiced very terrible things, such as mass sterilization of girls or child prostitution "for their own".
    This practice was later condemned and canceled.

    But as a result, an entire generation of many peoples (and the “Indians” are more like a race, not a people) was thrown to the sidelines of life. They returned to their native reservation by strangers and strangers, but in the cities no one was waiting for them ...

    A similar story was in the USSR with the children of reindeer herders and hunters. From the best of intentions, for the development of backward nations created boarding schools. Of course, no one was sterilized, and no one was punished for their native language. But, having learned in the boarding school "to subtract and multiply, not to offend the kids", the children no longer fit into life. The tundra and taiga, life itself in the plague and yaranga, require a different science and a different school.
    The clash of civilizations is always a tragedy.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Жизнь индейцев – коренных народов Северной Америки, является предметов изучения многих исследователей: этнографов, историков, культурологов и многих других. Это не удивительно, поскольку культура, обычаи, традиции, верования индейских племён окутаны ореолом тайн, загадок, и, порой, неподвластны пониманию простых обывателей. Тем любопытнее узнать историю жизни Джона Теннера – человека, в раннем возрасте похищенного индейцами и познавшего все тяготы первобытнообщинных отношений в условиях дикой природы.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Джон Теннер после возвращения в цивилизованный мир. Автор Эдвин Джеймс.

Человек по имени Сокол

Суровые условия существования оказали сильнейшее влияние на образ жизни коренных народов Северной Америки. Чтобы выжить им приходилось приспосабливаться к той среде, в которой они обитали. Зачастую для того, чтобы обеспечить семью всем необходимым, индейцам приходилось превозмогать и боль, и страх и идти на самые разнообразные хитрости. Для индейских племён были характерны и нападения на посёлки колонистов. Они убивали «белых», брали их в плен, уводили за собой скот, а иногда и просто стреляли в коров и лошадей, чтобы ослабить врагов, лишить их возможности нормально существовать на осваиваемых землях. Во время одного из таких набегов и был похищен Джон Теннер, которому впоследствии предстояло прожить 30 лет в племени оджибве под именем Шоу-шоу-уа-не-ба-се (Сокол).

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Гонка на каноэ у индейцев оджибве возле Су-Сент-Мари. 1836 г.

Чужой ребенок – свой ребенок
В те времена было обычным делом для индейских семей брать на попечительство приёмных детей. Дело в том, что уровень смертности среди коренного населения Северной Америки был довольно высок, и далеко не каждый мог вынести столь тяжёлые условия жизни, диктуемые дикой природой. Поэтому зачастую, мать, которая не могла пережить утрату своего чада, воспитывала приёмного ребёнка как своего собственного. Он заменял ей родное дитя. Это же случилось и с Джоном Теннером.

Оказавшись в среде первобытнообщинного общества довольно в раннем возрасте, Теннер легко приспособился к тому укладу жизни, который был характерен для индейцев Северной Америки. Он постепенно перенял их обычаи, приобрёл навыки, необходимые для выживания в лесу и охоты на диких зверей, правила общения и взаимодействия с другими индейскими племенами. Не имея в течение длительного времени практически никаких контактов с англоязычным населением материка, Джон Теннер забыл родной язык и разговаривал исключительно на «оджибве» – языке племён индейцев оджибве, третьем по распространённости среди индейских языков Северной Америки. «Белый человек» стал частью индейской семьи и уже не представлял свою жизнь вне суровой действительности звероловов-охотников.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Кол-ли – вождь чероки.

«Белый индеец» рассказывает…
Рассказывая о своей судьбе, Джон Теннер уделял особое внимание самым таинственным сторонам жизни коренных народов. Он подробно описывал уникальные обычаи, обряды, в которых сам принимал непосредственное участие. Так, центральное место в жизни индейских племён занимала охота, которая давала их все необходимое для жизни: еду, одежду, пушнину. Шкурки убитых животных они доставляли скупщикам, а взамен получали необходимые товары: оружие, порох и пули, капканы, одежду, а также спиртное, которое являлось основным инструментом манипулирования индейскими охотниками, поскольку ради одного бочонка рома многие буквально за бесценок меняли с трудом добытые меха. Случалось, что после удачной сделки с торговцами звероловы напивались до беспамятства, лишались всех вещей, необходимых для выживания, что, подчас приводило к гибели.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Охота на бизонов.

Убил медведя – стал взрослым!
Джон Теннер подробно описал индейские обычаи, связанные с охотой. Например, событие, участником которого рано или поздно становится каждый начинающий зверолов и которое произошло с самим героем, а именно – убийство медведя. Из его рассказа (а повесть о жизни Теннера среди индейцев была записана, причем до российского читателя ее донес не кто иной, как А.С.Пушкин!), первый убитый медведь – это важное событие в жизни индейского юноши. Именно после этого к охотнику начинали относиться с уважением и считать его совершеннолетним. По случаю столь удачной охоты устраивается торжественная трапеза, на которую приглашаются все семьи племени. Мясо убитого медведя делят поровну.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Военный танец

«Индейский коллективизм»
Среди индейцев принцип коллективизма, взаимопомощи являлся одним из важнейших, и его несоблюдение считалось неприемлемым, поскольку именно это правило помогало коренным народам выжить. Джон Теннер описывал не только случаи коллективного распределения добычи, но и коллективной охоты. Также обязательным считался закон гостеприимства. Если одна группа индейцев голодала, а другая имела запасы пищи, то первая присоединялась ко второй и эти запасы делились между всеми поровну. Такой принцип старались строго соблюдать, но и как в любом обществе среди коренных народов Северной Америки были и свои отступники. Как их описывал сам Теннер, они «живя возле белых, были так сильно заражены духом торгашества, что не хотели даром кормить голодающих соплеменников». Но таких случаев всё же было не так много.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Военный вождь.

Наряду с принципом коллективизма и взаимовыручки, также существовал принцип кровной мести. Он обязывал родича убитого отомстить за него любому мужчине из рода убийцы. Причем жертвой нередко становился человек, совсем не причастный к преступлению, более того, даже ничего о нем не знающий. Это довольно жестокий закон. Но индейцы были обязаны его соблюдать, так как человек, не отомстивший за убитого родственника, до конца жизни становился объектом насмешек и страдал от издевательств со стороны соплеменников.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Индейский воин.

О вере в Великого Духа…
В течение своего пребывания в дикой природе, Джон Теннер несколько раз был на грани смерти: от голода, встречи с хищными животными, перепалок с другими индейцами и лишь чудом ему удавалось остаться в живых. Среди индейцев была распространена вера в «Великого духа», который якобы издревле является покровителем всех народов Северной Америки. Он создал всё живое на земле, даёт индейцам силу и выдержку, когда те находятся на грани между жизнью и смертью. Теннер к вере в Великого духа относился более скептически, чем его соплеменники, но всё же его представления о сверхъестественном во многом совпадали с индейскими. Хотя он меньше доверял пророкам, которые часто появлялись среди индейцев и, действуя от имени Великого духа, предписывали им определённые правила поведения, которым те должны были неукоснительно следовать. Он так же не всегда доверял своему чутью и осмеливался противиться предсказаниям. Однако Джон Теннер нередко видел вещие сны, в которых ему являлись некие знаки, или, например, он посещал во сне те места, что были наиболее выгодны для охоты. Такие пророчества нередко спасали семью Теннера от голодной гибели. Поэтому вера в чудо и сверхъестественное, являвшаяся неотъемлемой частью жизни индийских племён, не обошла и самого Теннера.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Конная схватка.

Индейские войны
Помимо охоты, земледелия, торговли пушниной, жизнь индейцев также сопровождалась военными походами. Дело в том, что не все племена жили в мире и согласии. Многих связывала закоренелая и непрекращающаяся вражда, установившаяся с незапамятных времен. Каждый мужчина, участвовавший в военном походе, должен был пройти обряд посвящения в воины. Разумеется, Джону Теннеру приходилось участвовать в подобных обрядах. Молодой человек должен был соблюдать ряд правил в первых трёх походах. Будущий воин должен был всегда покрывать лицо черной краской, и носить головной убор. Ему полагалось при ходьбе не обгонять старших. Если зудит какой-либо участок тела, то чесать его разрешалось только сучком. Также запрещалось кому-либо кроме самого воина дотрагиваться до его ножа и посуды. Под запретом было принятие пищи и отдых до наступления темноты.

Любопытно, каким образом индейцы поднимали боевой дух участников военного похода. Разведчики, шедшие впереди отряда по территории врага, не упускали случая обшарить брошенные палатки или места стоянок, чтобы найти там детскую игрушку. Такую игрушку показывали воину, потерявшему ребёнка со словами: «Твой маленький сын находится там-то, мы видели, как он играет с детьми наших врагов. Не хочешь ли посмотреть на него?» После этих слов убитый горем отец был готов разорвать врага в клочья.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Конная охота на бизона.

«Тарзан» возвращается к людям…
Джон Теннер прожил в дикой природе 30 лет. Его жизнь среди оджибвеев окончилась лишь в 1820 году, несмотря на то, что мысль о возвращении к белым часто посещала его. Но только когда существование среди индейцев стало совсем невыносимо из-за наступающей волны капиталистической колонизации, Теннер принял решение вернуться в родные места, поскольку ему всё чаще стали указывать на его принадлежность к другой расе. Он стал врагом для тех, кого всегда считал преданными друзьями и союзниками. Но США также стали чужой страной для белого индейца. Там он почувствовал себя ещё более одиноким, чем в лесу, так как примириться с нормами капиталистического общества Теннеру так и не удалось. Джон оказался лишним по обе стороны баррикад, и его судьба была трагична. Он умер в полном одиночестве спустя 20 лет после возвращения к белым.

В качестве иллюстраций использованы акварели американского художника Дж. Кэтлина
Автор: Светлана Денисова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 11
  1. parusnik 5 ноября 2015 07:28
    Спасибо,замечательная статья, замечательные акварели..
  2. Oladushkin 5 ноября 2015 08:24
    И оцените трагизм человека,который в итоге оказался "везде лишним".
  3. V.ic 5 ноября 2015 08:27
    Джон оказался лишним по обе стороны баррикад, и его судьба была трагична. Он умер в полном одиночестве спустя 20 лет после возвращения к белым. Автор Светлана Денисова

    Торгаши и бандиты, естественно, не приняли в своё общество воспитанника "дикарей", плохо разговаривающего на языке победителей и не знавшего Библии.
    1. anip 5 ноября 2015 11:01
      Цитата: V.ic
      Торгаши и бандиты, естественно, не приняли в своё общество воспитанника "дикарей", плохо разговаривающего на языке победителей и не знавшего Библии.

      А благородные индейцы выкрали пацана у белых, а затем, когда он стал индейцем, выгнали его из племени.
      1. V.ic 5 ноября 2015 13:46
        Цитата: anip
        А благородные индейцы выкрали пацана у белых,

        Поковыряйтесь в памяти каким образом и главное зачем т.н. "белые" оказались на землях издревле населявшихся индейцами. После того, что они там творили только ленивый калека не поднялся бы на войну с ними. Однако "дикари" ребёнка не убили.
        Цитата: anip
        а затем, когда он стал индейцем, выгнали его из племени.

        Если выгнали, значит полноценного индейца из него не получилось. Вождям племени наверное было виднее, чем Вам с дивана.
        1. kalibr 5 ноября 2015 15:48
          Там даже не вожди, а его же "однодеревенцы" стали говорить ему, что он белый и относиться соответственно. Кому же понравится, когда один из "таких" живет среди нас? Разве многие наши люди не возмутились бы живи рядом с ними тот же немец из Германии вскорости после ВОВ? А тогда люди были куда проще...
  4. Золотце 5 ноября 2015 10:14
    Потрясающая статья, очень интересно вникнуть обычаи индейцев изнутри
    1. kalibr 5 ноября 2015 11:30
      Жуткие обычаи. Напились они там в вигваме, один встал, схватил другого за уши и откусил ему нос, а потом выяснилось, что это его дядя. У Пушкина в 10-ом томе о нем есть!
  5. Робертъ Невский 5 ноября 2015 10:19
    Спасибо автору да статью!
  6. moskowit 5 ноября 2015 17:53
    Огромное спасибо. Прочитав статью, окунулся в детство. Книгу Теннера "Тридцать лет среди индейцев" читал в 1964 году. Брал в школьной библиотеке. Книгу, конечно , не помню. Помню название. Сейчас глянул. Есть в эл.библиотеках. Сейчас скачаю, полистаю. Огромное спасибо. Статья навеяла добрые, позитивные воспоминания о том времени, когда ещё читали подобные книги...
    1. Софья 6 ноября 2015 07:36
      Да, книга отличная!
  7. Альджавад 5 ноября 2015 20:27
    И оцените трагизм человека,который в итоге оказался "везде лишним".


    Самое трагичное - он не один такой.

    Лет через 50 после описанных событий США задумались решать "индейский вопрос". Как одно из решений забирали детей в интернаты. Там их учили хорошему: умываться и чистить зубы, носить одежду "как все люди", пользоваться вилкой, читать Библию, этикету, опять же. При этом порядки были казарменные - сели-встали по свистку, а главное - говорить только по-английски, под страхом наказания.
    При этом практиковали совсем жуткие вещи, типа массовой стерилизации девочек или детской проституции "для своих".
    Позже эту практику осудили и отменили.

    Но в результате целое поколение многих народов (а "индейцы" - скорее раса, а не народ) было выброшено на обочину жизни. В родную резервацию они возвращались чужими и чуждыми, а в городах их никто не ждал...

    Подобная история была и в СССР с детьми оленеводов и охотников. Из самых добрых побуждений, для развития отсталых народностей создали интернаты. Никого, конечно, не стерилизовали, а за родной язык не наказывали. Но, выучившись в интернате "вычитать и умножать, малышей не обижать", дети уже не вписывались в жизнь. Тундра и тайга, сама жизнь в чуме и яранге, требуют другой науки и другой школы.
    Столкновение цивилизаций - всегда трагедия.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня