Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Жизнь индейцев – коренных народов Северной Америки, является предметов изучения многих исследователей: этнографов, историков, культурологов и многих других. Это не удивительно, поскольку культура, обычаи, традиции, верования индейских племён окутаны ореолом тайн, загадок, и, порой, неподвластны пониманию простых обывателей. Тем любопытнее узнать историю жизни Джона Теннера – человека, в раннем возрасте похищенного индейцами и познавшего все тяготы первобытнообщинных отношений в условиях дикой природы.

Джон Теннер: 30 лет среди индейцев

Джон Теннер после возвращения в цивилизованный мир. Автор Эдвин Джеймс.


Человек по имени Сокол
Суровые условия существования оказали сильнейшее влияние на образ жизни коренных народов Северной Америки. Чтобы выжить им приходилось приспосабливаться к той среде, в которой они обитали. Зачастую для того, чтобы обеспечить семью всем необходимым, индейцам приходилось превозмогать и боль, и страх и идти на самые разнообразные хитрости. Для индейских племён были характерны и нападения на посёлки колонистов. Они убивали «белых», брали их в плен, уводили за собой скот, а иногда и просто стреляли в коров и лошадей, чтобы ослабить врагов, лишить их возможности нормально существовать на осваиваемых землях. Во время одного из таких набегов и был похищен Джон Теннер, которому впоследствии предстояло прожить 30 лет в племени оджибве под именем Шоу-шоу-уа-не-ба-се (Сокол).


Гонка на каноэ у индейцев оджибве возле Су-Сент-Мари. 1836 г.

Чужой ребенок – свой ребенок
В те времена было обычным делом для индейских семей брать на попечительство приёмных детей. Дело в том, что уровень смертности среди коренного населения Северной Америки был довольно высок, и далеко не каждый мог вынести столь тяжёлые условия жизни, диктуемые дикой природой. Поэтому зачастую, мать, которая не могла пережить утрату своего чада, воспитывала приёмного ребёнка как своего собственного. Он заменял ей родное дитя. Это же случилось и с Джоном Теннером.

Оказавшись в среде первобытнообщинного общества довольно в раннем возрасте, Теннер легко приспособился к тому укладу жизни, который был характерен для индейцев Северной Америки. Он постепенно перенял их обычаи, приобрёл навыки, необходимые для выживания в лесу и охоты на диких зверей, правила общения и взаимодействия с другими индейскими племенами. Не имея в течение длительного времени практически никаких контактов с англоязычным населением материка, Джон Теннер забыл родной язык и разговаривал исключительно на «оджибве» – языке племён индейцев оджибве, третьем по распространённости среди индейских языков Северной Америки. «Белый человек» стал частью индейской семьи и уже не представлял свою жизнь вне суровой действительности звероловов-охотников.


Кол-ли – вождь чероки.

«Белый индеец» рассказывает…
Рассказывая о своей судьбе, Джон Теннер уделял особое внимание самым таинственным сторонам жизни коренных народов. Он подробно описывал уникальные обычаи, обряды, в которых сам принимал непосредственное участие. Так, центральное место в жизни индейских племён занимала охота, которая давала их все необходимое для жизни: еду, одежду, пушнину. Шкурки убитых животных они доставляли скупщикам, а взамен получали необходимые товары: оружие, порох и пули, капканы, одежду, а также спиртное, которое являлось основным инструментом манипулирования индейскими охотниками, поскольку ради одного бочонка рома многие буквально за бесценок меняли с трудом добытые меха. Случалось, что после удачной сделки с торговцами звероловы напивались до беспамятства, лишались всех вещей, необходимых для выживания, что, подчас приводило к гибели.


Охота на бизонов.

Убил медведя – стал взрослым!
Джон Теннер подробно описал индейские обычаи, связанные с охотой. Например, событие, участником которого рано или поздно становится каждый начинающий зверолов и которое произошло с самим героем, а именно – убийство медведя. Из его рассказа (а повесть о жизни Теннера среди индейцев была записана, причем до российского читателя ее донес не кто иной, как А.С.Пушкин!), первый убитый медведь – это важное событие в жизни индейского юноши. Именно после этого к охотнику начинали относиться с уважением и считать его совершеннолетним. По случаю столь удачной охоты устраивается торжественная трапеза, на которую приглашаются все семьи племени. Мясо убитого медведя делят поровну.


Военный танец

«Индейский коллективизм»
Среди индейцев принцип коллективизма, взаимопомощи являлся одним из важнейших, и его несоблюдение считалось неприемлемым, поскольку именно это правило помогало коренным народам выжить. Джон Теннер описывал не только случаи коллективного распределения добычи, но и коллективной охоты. Также обязательным считался закон гостеприимства. Если одна группа индейцев голодала, а другая имела запасы пищи, то первая присоединялась ко второй и эти запасы делились между всеми поровну. Такой принцип старались строго соблюдать, но и как в любом обществе среди коренных народов Северной Америки были и свои отступники. Как их описывал сам Теннер, они «живя возле белых, были так сильно заражены духом торгашества, что не хотели даром кормить голодающих соплеменников». Но таких случаев всё же было не так много.


Военный вождь.

Наряду с принципом коллективизма и взаимовыручки, также существовал принцип кровной мести. Он обязывал родича убитого отомстить за него любому мужчине из рода убийцы. Причем жертвой нередко становился человек, совсем не причастный к преступлению, более того, даже ничего о нем не знающий. Это довольно жестокий закон. Но индейцы были обязаны его соблюдать, так как человек, не отомстивший за убитого родственника, до конца жизни становился объектом насмешек и страдал от издевательств со стороны соплеменников.


Индейский воин.

О вере в Великого Духа…
В течение своего пребывания в дикой природе, Джон Теннер несколько раз был на грани смерти: от голода, встречи с хищными животными, перепалок с другими индейцами и лишь чудом ему удавалось остаться в живых. Среди индейцев была распространена вера в «Великого духа», который якобы издревле является покровителем всех народов Северной Америки. Он создал всё живое на земле, даёт индейцам силу и выдержку, когда те находятся на грани между жизнью и смертью. Теннер к вере в Великого духа относился более скептически, чем его соплеменники, но всё же его представления о сверхъестественном во многом совпадали с индейскими. Хотя он меньше доверял пророкам, которые часто появлялись среди индейцев и, действуя от имени Великого духа, предписывали им определённые правила поведения, которым те должны были неукоснительно следовать. Он так же не всегда доверял своему чутью и осмеливался противиться предсказаниям. Однако Джон Теннер нередко видел вещие сны, в которых ему являлись некие знаки, или, например, он посещал во сне те места, что были наиболее выгодны для охоты. Такие пророчества нередко спасали семью Теннера от голодной гибели. Поэтому вера в чудо и сверхъестественное, являвшаяся неотъемлемой частью жизни индийских племён, не обошла и самого Теннера.


Конная схватка.

Индейские войны
Помимо охоты, земледелия, торговли пушниной, жизнь индейцев также сопровождалась военными походами. Дело в том, что не все племена жили в мире и согласии. Многих связывала закоренелая и непрекращающаяся вражда, установившаяся с незапамятных времен. Каждый мужчина, участвовавший в военном походе, должен был пройти обряд посвящения в воины. Разумеется, Джону Теннеру приходилось участвовать в подобных обрядах. Молодой человек должен был соблюдать ряд правил в первых трёх походах. Будущий воин должен был всегда покрывать лицо черной краской, и носить головной убор. Ему полагалось при ходьбе не обгонять старших. Если зудит какой-либо участок тела, то чесать его разрешалось только сучком. Также запрещалось кому-либо кроме самого воина дотрагиваться до его ножа и посуды. Под запретом было принятие пищи и отдых до наступления темноты.

Любопытно, каким образом индейцы поднимали боевой дух участников военного похода. Разведчики, шедшие впереди отряда по территории врага, не упускали случая обшарить брошенные палатки или места стоянок, чтобы найти там детскую игрушку. Такую игрушку показывали воину, потерявшему ребёнка со словами: «Твой маленький сын находится там-то, мы видели, как он играет с детьми наших врагов. Не хочешь ли посмотреть на него?» После этих слов убитый горем отец был готов разорвать врага в клочья.


Конная охота на бизона.

«Тарзан» возвращается к людям…
Джон Теннер прожил в дикой природе 30 лет. Его жизнь среди оджибвеев окончилась лишь в 1820 году, несмотря на то, что мысль о возвращении к белым часто посещала его. Но только когда существование среди индейцев стало совсем невыносимо из-за наступающей волны капиталистической колонизации, Теннер принял решение вернуться в родные места, поскольку ему всё чаще стали указывать на его принадлежность к другой расе. Он стал врагом для тех, кого всегда считал преданными друзьями и союзниками. Но США также стали чужой страной для белого индейца. Там он почувствовал себя ещё более одиноким, чем в лесу, так как примириться с нормами капиталистического общества Теннеру так и не удалось. Джон оказался лишним по обе стороны баррикад, и его судьба была трагична. Он умер в полном одиночестве спустя 20 лет после возвращения к белым.

В качестве иллюстраций использованы акварели американского художника Дж. Кэтлина
Автор:
Светлана Денисова
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

11 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти