Сербская САУ NORA B-52

155-мм самоходная гаубица (САУ) NORA B-52 (серб. Нoво OРужјe Aртиљeријe, новое орудие артиллерийское) — это сербская разработка, которая состоит на вооружении сербской армии, а также активно поставляется на экспорт. Самоходная установка была создана военными инженерами компании Yugoimport SDPR в 2006 году, как современная и скорострельная САУ. С тех пор САУ неоднократно модернизировалась. В качестве шасси для самоходки использовались шасси повышенной проходимости FAP-2632 и КамАЗ 63501 с колесной формулой 8х8. В качестве орудия используется модифицированная версия еще советской 152-мм гаубицы-пушки Д-20.

Современные версии самоходки получили защиту, которая позволяет защитить расчет и основные узлы и агрегаты установки от осколков снарядов, мин, а также от всех видов стрелкового оружия. Сегодня данная САУ активно экспортируется в страны Азии и Африку. Впервые самоходная гаубица NORA B-52 была представлена на выставке вооружений Партнер-2009, которая состоялась в Белграде. В октябре 2011 года был подписан контракт между Сербией и Бангладеш, который предусматривал поставку компанией «Югоимпорт» 18 самоходок NORA B-52 (3 батареи по 6 САУ) для сухопутных войск этой страны. Все поставленные Бангладеш самоходки отличались наличием установленной на них системы «Сигма-30» от французской компании Sagem для автономного определения собственного положения на местности и целеуказания. Помимо Бангладеш САУ NORA B-52 состоят на вооружении войск Мьянмы (36 единиц) и Кении, которая заказала 30 таких самоходных артиллерийских установок. На вооружении сербской армии находится не менее 18 САУ данного типа.

По оценкам военных экспертов, в Югославии в середине 80-х годов прошлого века наметился серьезный сдвиг в развитии разнообразных артиллерийских орудий, шел процесс создания новых образцов как транспортируемых, так и самоходных артиллерийских систем. При этом основу артиллерии страны на тот момент времени составляла 152-мм пушка-гаубица М84 под кодовым наименованием NORA. Когда югославские инженеры начинали процесс модернизации советской гаубицы Д-20, перед ними стояла задача по повышению дальности стрельбы артсистемы с 17 140 метров до 24 000 метров. Однако в ходе работ над проектом требования технического задания даже были перевыполнены, была взята дальность стрельбы в 28 500 метров. При этом инженеры предложили военным несколько вариантов орудия NORA с длиной ствола от 39 до 46 калибров.


Сербская САУ NORA B-52


После распада Югославии выпуск разнообразных гаубиц не останавливался, так как в использовании таких артиллерийских орудий были заинтересованы как проюгославские и просербские силы, так и боровшиеся за свою независимость боснийцы, хорваты и словенцы. В 1990-е годы на территории бывшей Югославии велись активные разработки, направленные на улучшение самоходных орудий (поворотный держатель, новейшая система отдачи и т.д.), а в конце века первые экземпляры данных самоходок на колесной платформе начали поступать на экспорт. Наиболее современные версии теперь уже сербских гаубиц носят индекс NORA B-52K-I.

Первый образец данной достаточно самобытной САУ был собран в 2003 году, он оснащался 155-мм пушкой, которая ставилась на шасси югославской машины повышенной проходимости FAP 2882, обладающей колесной формулой 8х8. Следующий серийный вариант САУ обладал рядом усовершенствований и базировался уже на шасси российского КамАЗ 63501, с той же колесной формулой 8х8. При этом шасси высокой проходимости оснащалось традиционной рессорной полуэллиптической подвеской. Была предусмотрена установка рулевого привода с усилителем, а также централизованная система подкачки шин, которая позволяла водителю самоходной артиллерийской установки самостоятельно регулировать давление в шинах машины в зависимости от типа местности. Дополнительно шасси было усилено стальной рамой, которая приваривалась к задней части кабины управления. На стальной раме монтировалась система вооружения и связанное с ней оборудование.

Нетрудно заметить, что сербские конструкторы обратились к натовскому стандарту в 155-мм. 155-мм пушка-гаубица устанавливается на поворотной платформе, расположенной в задней части шасси и в походном положении установки фиксируется по ходу ее движения. Наводчик может освободить орудийный ствол с помощью нажатия соответствующей кнопки, после чего орудие поднимается вверх при помощи ручного манипулятора. Орудийный ствол оснащен дульным тормозом, при этом термокожух или устройство для отвода газов изначально отсутствовали. Поворот в горизонтальной плоскости или изменение угла возвышения осуществляется за счет гидравлической системы, при этом угол поворота орудия в азимутальной плоскости влево и вправо равняется 30 градусам, а диапазон регулирования угла возвышения орудия составляет от -5 до +65 градусов.

Сербская САУ NORA B-52


В развернутом боевом положении орудие самоходной установки чаще всего повернуто назад и стабилизируется с помощью четырех электрогидравлических телескопических стабилизаторов. В экстренных ситуациях орудие в состоянии вести огонь и по ходу движения машины. Как сообщает предприятие-изготовитель «Югоимпорт», приведение артиллерийской системы в боевое положение потребует от расчета примерно 60 секунд, точно такое же время понадобиться для смены позиции при переходе к походному положению. Максимальная скорострельность артиллерийской установки составляет 6-12 выстрелов в минуту в зависимости от версии. При этом первые три выстрела производятся в первые 20 секунд. Высокая скорострельность достигается за счет применения автомата заряжания. Возимый боекомплект установки состоит из 36 снарядов разного типа.

В состав САУ NORA B-52 входила система управления и командования артиллерийским огнем (AFCCS). Благодаря этой системе была обеспечена непрерывная связь с офицерами передового наблюдения и различными системами захвата целей. Среди дополнительных систем, которыми была оборудована данная боевая машина можно выделить лазерный дальномер и электронный угломер, а также GPS-устройства и систему связи, которая в состоянии выдавать информацию на командный пункт батареи. Что, в свою очередь, позволяет вывести информацию о цели на дисплейные блоки самоходной установки, которые смонтированы в кабине командира, где также имеется УКВ радиостанция и встроенный GPS-приемник со встроенным интернет-модемом для передачи данных.

Сербская САУ NORA B-52


Высокая эффективность колесной САУ NORA B-52 была достигнута за счет следующих реализованных на практике характеристик:

— основным орудием САУ является 155-мм пушка-гаубица с длиной ствола 52 калибра, данное орудие обладает пороховой камерой объемом 25 литров и двойным дульным тормозом. Пороховая камера была создана с принципом самоснаряжения, она объединена с вращающимся носителем капсюля. Предусмотрены возможности применения с данным орудием модульных зарядов в соответствии с военными требованиями западноевропейских стран.

— максимальная дальность стрельбы САУ составляет 41 км, что достигается при помощи использования активно-реактивных боеприпасов.

— максимальная скорость передвижения САУ по шоссе составляет 80-100 км/ч, максимальная скорость по бездорожью составляет 15-40 км/ч в зависимости от состояния местности. При этом САУ в состоянии преодолевать небольшие препятствия и водные преграды.

— при скорости движения 80 км/ч запас хода САУ составляет 800 км.

— достигнутые показатели высокой тактической подвижности позволяют быстро занимать и менять огневые позиции.

— вес установки — до 28,4 тонн — позволяет транспортировать ее железнодорожным и морским транспортом, а также при помощи военно-транспортных самолетов Ил-76.

— установленная на САУ гидравлическая система для уменьшения отдачи включает в свой состав четырехугольные гидравлические крепления со встроенными амортизаторами и может работать от пульта управления, находящегося на борту установки. Перевод из походного положения в боевое происходит менее чем за 60 секунд, сообщает сайт производителя.

— реализованная автоматическая система заряжания позволяет нарастить темп стрельбы, уменьшает физическую нагрузку на расчет САУ, скорострельность составляет не менее 6-12 выстрелов в минуту, боекомплект установки состоит из 36 выстрелов.

— система управления огнем разработана на основе современных информационных технологий и специально созданного для нее программного обеспечения. Использование данной системы дает возможность постоянно поддерживать связь с другими подразделениями, обмениваться доступной информацией и сводить время для выполнения поставленных боевых задач к минимуму.

— угол подъема орудия составляет от −5 до +65 градусов с максимальной скоростью подъема — 20 мм/сек, по горизонтали угол поворота составляет 60 градусов при скорости поворота — 100 мм/сек. Движение орудия в различных плоскостях обеспечивается за счет использования электрогидравлической системы.

— расчет или экипаж данной САУ состоит из 3-5 человек.

Сербская САУ NORA B-52


Высокие тактико-технические характеристики данной САУ позволяют использовать ее в небольших количествах для значительного повышения огневой мощи артиллерии при сравнительно невысокой стоимости производства. Специалистами выделяются несколько главных преимуществ данной самоходной артиллерийской установки:

— высокий уровень мобильности и возможность самостоятельно перемещаться с одного края поля боя на другой;
— возможность непрерывной связи и обмена информацией об обнаруженных целях, состоянии оборудования и вооружения, а также получения новой информации от своих и союзных частей;
— высокая начальная скорость полета снаряда;
— высокая скорострельность и плотность огня;
— быстрая перезарядка гаубицы.

Не так давно данная самоходная артиллерийская установка от компании Yugoimport в очередной раз была модернизирована. В первых вариантах югославские инженеры реализовали высокоподвижное, высокопроходимое шасси 8x8, однако без должной бронезащиты. В настоящее время это исправлено. Экипаж САУ размещается в защищенной кабине бескапотной компоновки, за которой смонтирована защищенная башня с вооружением. Артиллерийская система, как правило, ведет огонь с развернутым назад орудием и сошниками-стабилизаторами, опущенными на грунт. Благодаря установке бронирования сербской САУ удалось встать в один ряд с другими колесными самоходным установками. Речь идет о современных конкурентах сербской САУ — G6 из ЮАР или «Даны» из Чехии. Скорее всего, потенциальные заказчики самоходки обратили внимание разработчиков на недочет с бронированием и ситуация была исправлена. Версия NORA B-52K-I уже обладает полноценной броней. Помимо этого разработчикам удалось увеличить скорострельность и точность стрельбы. Согласно словам представителей компании «Югоимпорт», компания собирается нарастить свою долю на рынках стран Ближнего Востока именно за счет САУ NORA B-52K-I .

Сербская САУ NORA B-52


Новое поколение САУ NORA B-52 внешне заметно отличается от машин предшественниц именно за счет появления полноценного бронирования всех основных узлов транспортной платформы, за счет чего изменился и внешний вид САУ. Использование полноценной бронезащиты повышает выживаемость орудия и экипажа при воздействии осколков от разорвавшихся поблизости ракет и снарядов. Помимо этого бронирование САУ обеспечивает защиту от воздействия любого стрелкового оружия, что позволило повысить защиту от возможных засад, также инженерам удалось обеспечить определенный уровень сопротивляемости жизненно важных частей САУ воздействию противопехотных и противотанковых мин, а также самодельным взрывным устройствам. Установка брони повысила вес самоходной установки до 34 тонн.

Также в виде опции на установку может устанавливаться ВСУ — вспомогательная силовая установка, которая предназначена для энергоснабжения всех подсистем артиллерийской системы — механизма автоматического загрузчика боеприпасов, системы наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях, спускового механизма и т.д. Использование ВСУ в состоянии повысить автономность работы системы.

Стоит отметить, что обязательным атрибутом практически всех современных колесных САУ — и сербская машина не стала исключением — является наличие оборонительных пулеметов. Возможна установка 7,62-мм и крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов. Естественно, реальная боевая ценность даже крупнокалиберного пулемета на колесной САУ, которая может использоваться для ведения огня прямой наводкой лишь в исключительных случаях, весьма относительна. Однако наличие пулеметного вооружения дает шанс отбиться от отрядов диверсантов. Все-таки шесть 12,7-мм пулеметов батареи NORA B-52K1 представляют собой ощутимую огневую мощь, которая сможет отогнать непрошеных гостей от позиций.



Источники информации:
http://www.army-guide.com/rus/article/article_1191.html
http://strangernn.livejournal.com/556422.html
http://alternathistory.org.ua/appetity-kolesnykh-samokhodnykh-artilleriiskikh-sistem
http://www.yugoimport.com
Материалы из свободных источников
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. prosto_rgb 6 октября 2015 09:00
    Красивая САУ что ни говори.
    В России есть подобного класса, но только для обороны береговой линии 130мм комплекс. Если бы его до оснастить модулем под орудия 152/155мм былобы очень гуд.
    1. 31rus 6 октября 2015 09:38
      Интересный вариант примирения "старых"орудий на колесной базе с новым суо и системой заряжания,новая же установка в полне современна,но нужен аналог и на гусеничном шасси типа миномета "Тюльпан",расширит и рынок и возможно позволит сделать более "мощную"систему(конечно в ущерб массе)
    2. 31rus 6 октября 2015 09:38
      Интересный вариант примирения "старых"орудий на колесной базе с новым суо и системой заряжания,новая же установка в полне современна,но нужен аналог и на гусеничном шасси типа миномета "Тюльпан",расширит и рынок и возможно позволит сделать более "мощную"систему(конечно в ущерб массе)
  2. TIO1969 6 октября 2015 14:00
    Спасибо за обзор. Колесные САУ из Сербии, а также из Чехии/Словакии интересные, хотя и растут из "советского" прошлого.

    Действительно, сейчас, во многом, именно за счет колесных САУ идет оснащение многих стран в Африке, Азии. Жаль, что в России эту нишу практически совсем не развивали :(. Потеряли серьезную экспортную нишу.
  3. Type 63 6 октября 2015 14:52
    Как хочется модель такой САУ поставить на полку, скажем в масштабе 1/35...
  4. TIO1969 6 октября 2015 15:11
    Цитата: Type 63
    Как хочется модель такой САУ поставить на полку, скажем в масштабе 1/35...


    Вполне возможно, что в "журнальных" сериях типа "Боевые машины мира" может выйти такая модель и не только модель. По гусеничным у них неплохо получается.
  5. killganoff 8 октября 2015 01:16
    Машина на марше будет неустойчивой при таком высоком центре тяжести.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня