Military Review

Leningrad Zoo: history and military feat

7
In late September, the Leningrad Zoo turned 150 years. History it is rich in events, both joyful and sad. We will not give it in great detail, with the names of all owners. But we will stop on the most heroic part - blockade time.


So, the zoo was born in 1864 year. Its creators, the wife of Julius and Sophia Gebrardt, decided to establish a European-type zoo in the city. Generally, in St. Petersburg, it was said that the opening of the garden was entirely due to Sofia, although Julius received the Highest permission to build. The fact is that Sofia Gebrardt was engaged in the sale of waffles. Yes, so successfully engaged in that its products were known throughout the city. She herself, dressed in the neater way, sat in a small pavilion and received buyers. Sofia organized home delivery, and this made her fit into many noble houses.

The opening of the zoo in the capital has aroused great interest among citizens. But in fact, it turned out that far from everything was thought out. For many animals and birds they did not prepare winter apartments, and they died in the very first winter. Yes, and there were not so many visitors as expected. In short, the lack of experience affected. But spring had hardly come, an enterprising Sofia opened a dairy farm with a buffet in the zoo. Here they sold cream, sour cream, milk, yogurt, butter of cows, specially brought from Holland. By the way, the cow was also shown to visitors.

Significantly expanded collection of animals. Spouses kept a large group of predators and animals of hot countries. And the first toddler born at the zoo was a marsupial rat.

Zoo accepted and gifts. So, Alexander II gave two elephants, and the Prince of Oldeburg - madril.

But, despite the efforts of the spouses, things were going hard. And the situation became especially difficult after the death of Julius. And then Sophia, who at that time was about sixty years old, decided to take a desperate step: she married Ernest Antonovich Growth, a young man twice her age.

Growth set to work energetically: very quickly put all the buildings in order, significantly updated the collection of animals and even opened a theater for five hundred places. It is noteworthy that the zoo had its own orchestras: first brass, and then symphonic! The so-called symphonic Thursdays enjoyed particular love among the townspeople: in the evenings classical music was played here, and there were a lot of listeners. And the real pride of the orchestra was the organ.

A tremendous instrument was taken care of as the apple of one's eye.

At the same time, Ernest Antonovich never forgot about beasts. Now they were kept clean and tidy, water supply and sewerage were working in the zoo. In 1887, a well was drilled in the artesian water on the territory of the zoo, and several ponds were built in which goldfish swam. The collection of animals also increased: now visitors could see giraffes, chimpanzees, anteater and other residents of overseas countries. Growth wanted very much that a little Hippo was born in the zoo, because in those years only two zoos managed to do it. But the attempt failed twice: the kids were dying. Then Ernest Antonovich himself went to the London Zoo, consulted with experts, got enough experience - and here in Petersburg a baby-hippopotamus was born!

Growth prudently and intelligently led the zoo and after the death of his wife Sophia, and a total of twenty-four years.

But later in the history of the zoo came a long time of unrest. Managers changed (for the most part they were foreigners), and none of them were really doing things. The zoo was getting poorer, the animals were getting worse. There was even such a fact: at the beginning of the twentieth century, the manager of the baroque von Winkler sent the servants of the zoo to Siberia and gave the task to bring the animals he had already bought. But in fact, it turned out that Winkler had not acquired any animals. Moreover, the money given to them was enough for the journey only to Siberia! The workers who got into a difficult situation were rescued by their wives, who collected the amount necessary for the tickets.

The position of the zoo from the heavy has become deplorable. Many animals were sick with tuberculosis, almost all starved. The lioness has become half paralyzed - a royal gift to the zoo.

And in September, the director of the Moscow Zoo and a veterinarian arrived in St. Petersburg 1910. They decided to immediately buy all the animals, except for the lioness and bison. And the manager was appointed Semyon Nikodimovich Novikov, who until that time served in the zoo as an entrepreneur and struggled, as a rule, contrary to Winkler, fought for the preservation of animals. It was Novikov who called for help from Moscow. And Winkler, by the way, was taken away from the zoo territory by force.



Hard times began to recede, the zoo was completely put in order by the opening of the summer season 1911. New animals settled here: elephants, hippopotamus, rhinoceros and others. And after the revolution, the zoo was handed over to the Office of Petrograd people's affairs. From private, he turned into a state.

It was at this time that the Yunnat circle was opened here, which still works today. The scientific part began to develop, now the zoo staff was engaged not only in keeping, but also in animal breeding. So, it was the Leningrad Zoo that became the first in the world for the breeding of polar bears. And only in ten years - from 1930 to 1940 years - forty cubs were born here!

Leningrad Zoo: history and military feat


Opened and the site of young. It became clear that we need additional territory. But the Great Patriotic War began ...

Blockade time

The next few years in the history of the zoo can be called the feat of its employees. After all, the zoo practically did not stop its work even in the most difficult conditions of the blockade, it was closed only in the first two terrible winters.

A significant part of the animals (polar bears, rhinoceros, tigers, tapir and others) were evacuated in July 1941 to Kazan. But many animals and birds remained in the city.

8 September 1941, the first day of the blockade, three high-explosive bombs fell on the zoo. Killed the elephant Betty - the favorite of children. Many buildings and workrooms collapsed.

The location of the zoo played a sad role: it was surrounded by military factories, which immediately turned the territory into a “special sight” of the fascists. So, once, after shelling, a buffalo fell to the bottom of the crater. He himself could not get out, tired, exhausted people, too, failed to pull out a heavy animal. Bison spent in the trap about two days. And then the staff built a wooden flooring, spread out on it bunches of hay, lured the beast and thus saved.

Life was harder. Soon the sewage system and water supply system were out of order, the lights were turned off. And then the ministers dismantled the firewood rides in a nearby park. Stoked stoves and warmed animals.

But the most difficult test was, of course, a disaster with food.

Every day vegetables, acorns and rowan trees were harvested in the fields. Under the shelling, hay was harvested, grass was squeezed in sickles in all accessible parts of the city. All the territories that could only, the servants of the park turned into gardens.

Now animals had a new, vegetable diet. But if the issue with the herbivores could somehow be solved, and even bears got used to the stuffing of grass and leaves, the situation with the predators was very bad. Then one of the employees came up with the idea of ​​stuffing old rabbit skins with grass and oil cake, preserved from before the war. They were smeared with the remains of fish oil and thus deceived tigers and birds of prey. True, one golden eagle cunning recognized and flatly refused to write a new one. Zoo staff caught rats for him.

A special story is about the thirty-year-old hippo Beauty. She was the second largest behemoth in the zoos of the world, and ate up to forty pounds of food per day. Of course, now this amount of food could not be obtained. Especially for beauties steamed sawdust - about thirty kilograms. They animal and filled the stomach, and then received 6-7 kilograms of real grass and vegetables.

But remember that water was turned off in Leningrad! But the hippopotamus, whose skin dries up, performs a bloody "sweat" ...



Saved Beauty servant Evdokia Ivanovna Dashina. Every day she brought forty buckets of water from the Neva on a sled! Every day grease hippopotamus skin camphor oil. And during the raids, which the pet was very afraid of, Evdokia Ivanovna lay down on the bottom of the pool and hugged Beauty. And she went out! Hippo lived to 1951 year!

I must say, the townspeople, too, did not stand aside. The exhausted themselves, they helped the zoo with what they could. So, in November 1941, a baby was born in hamadryas. But the mother could not feed him - there was no milk. Then the nearest hospital began to give a little donor milk. And the baby survived.

Visitors came to the zoo every day. Over the summer of 1942, about seven and a half thousand people have been here. But it was very difficult for people to walk ...

Moreover, in 1943, Leningraders themselves replenished the collection of animals at the zoo and even organized an aquarium in which they settled local fish.
Worked and the theater of animals. Here, for the kids, trainers Rayevsky and Rukavichnikov performed with a large group of animals: cubs, dogs, goat, chanterelles.



And it must not be forgotten that most of the zoo staff went to the front. Mainly, women and the elderly remained to work here - just about two dozen people who were subsequently awarded the medal “For the Defense of Leningrad”.

In memory of this feat, the zoo today is called Leningradsky. At the central entrance guests are greeted with a memorial tablet. And in the former pavilion for brown bears, miraculously surviving under shelling, the Museum “Zoo in the Year of the Blockade” is now located.

Author:
7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. anip
    anip 14 October 2015 07: 41 New
    14
    Immediately begs a certain parallel with one baker.
    Kyutinen Daniil Ivanovich - baker of besieged Leningradwho died of exhaustion on February 3, 1942 at the age of 59 years, right at work. [s6.pikabu.ru]
    He died, but did not eat a single gram of baked bread. He was buried at the Shuvalovsky cemetery. Included in the book of memory of the siege of Leningrad.
  2. parusnik
    parusnik 14 October 2015 07: 46 New
    +7
    Leningrad Zoo: history and military feat... That’s really a feat .. People showed themselves to be people ... and there were a lot of such feats .. Thank you .. wonderful ..
    1. neri73-r
      neri73-r 14 October 2015 12: 16 New
      +4
      People showed themselves to be people ... and there were many such feats.


      For this, the West does not like us, or rather hates us!
  3. ICT
    ICT 14 October 2015 08: 15 New
    +2
    slightly

    [b] In November of the 1941 of the year, a replenishment took place in the zoo: a baby was born at Elam's hamadril. The mother did not have milk, but the local maternity hospital gave out some donor milk daily, so the hamadril could survive.

    Surprisingly, however, the Leningrad Zoo closed only in the winter of the 41-42's. In the spring, exhausted employees cleared the paths and repaired the enclosures in order to let the first visitors go in the summer. 162 animals were exhibited. Over the summer, they came to see about 7400


    here is a similar article, a little more photos on the blockade

    http://www.zoopicture.ru/spbzoo-vo-vremya-blokady/
  4. Reptiloid
    Reptiloid 14 October 2015 09: 27 New
    +3
    Thank you very much Sophia for the article. I knew some facts before, but not all. I have this poem:
    TO THE PROTECTORS OF LENINGRAD
    We don’t know much today
    How they lived, suffered before us,
    How people created from scratch
    Victory of the Workers Mass.

    But earlier, today and forever
    We remember how the city stood
    Standing in spite of the bombing
    To hunger, to death --- survived !!!

    And survived! And theaters are safe,
    Museums, factories, houses,
    And monuments, and train stations,
    And City Glory --- alive!

    Lives and the beast in the zoo,
    And Russian children’s gene pool,
    Grain in the Botanical Garden,
    Through grief and years --- lives!

    Thank you all, Leningraders!
    Thank you, Soviet people!
    And weddings will be played here,
    Through a feat that lives forever !!!!!
    1. padded jacket
      padded jacket 14 October 2015 11: 33 New
      +1
      Thank you wonderful article.
  5. Megatron
    Megatron 14 October 2015 14: 10 New
    +2
    While the rest of the geyropa cowardly pulled its tails and surrendered to the Nazis, and the Angles and Americans watched the battle from beyond their seas, who would win, the entire Soviet people fought this plague, not sparing their stomach. We stood in a single impulse and won.
  6. tamaraberegovaja
    tamaraberegovaja 25 August 2019 18: 50 New
    0
    Other than a feat then. how his employees saved the animals of the Leningrad Zoo during the Blockade and it is doubly striking that they were mainly women and elderly people who themselves could barely survive on the soldering rations. By the way, in the zoo itself, if anyone does not know, there is a museum dedicated to these besieged days. Well. By the way, today's zoo employees are also selflessly fond of animals. So not so long ago, one of the employees took care of the kangaroo almost on herself, carrying it in her bosom for more than a month. So today's employees are capable, albeit of a small, but still feat.

Ленинградский зоопарк: история и военный подвиг

В конце сентября Ленинградскому зоопарку исполнилось 150 лет. История его богата событиями, как радостными, так и печальными. Не будем приводит её очень подробно, с указаниями фамилий всех владельцев. Но остановимся на самой героической части — блокадном времени.


Итак, зоопарк родился в 1864 году. Его создатели — супруги Юлиус и София Гебрардт, решили основать в городе зоосад по европейскому типу. Вообще, в Петербурге поговаривали, что открытие сада — заслуга целиком Софии, хотя Высочайшее позволение на строительство получил Юлиус. Дело в том, что София Гебрардт занималась торговлей вафлями. Да так успешно занималась, что её продукция была известна всему городу. Она сама, одетая аккуратнейшим образом, сидела в небольшом павильончике и принимала покупателей. София организовала доставку на дом, и это сделало её вхожей во многие дома знати.

Открытие в столице зоосада вызвало большой интерес горожан. Но на деле оказалось, что продумано было далеко не всё. Для многих зверей и птиц не приготовили зимние квартиры, и они погибли в первую же зиму. Да и посетителей было не так много, как ожидалось. Словом, сказался недостаток опыта. Но едва настала весна, предприимчивая София открыла на территории зоосада молочную ферму с буфетом. Здесь продавали сливки, сметану, молоко, простоквашу, масло коров, специально привезённых из Голландии. Кстати, бурёнок тоже показывали посетителям.

Существенно расширилась и коллекция животных. Супруги держали большую группу хищников и животных жарких стран. А первым малышом, родившимся в зоопарке, стала сумчатая крыса.

Зоосад принимал и подарки. Так, Александр Второй подарил двух слонов, а принц Ольдебургский — мадрила.

Но, несмотря на старания супругов, дела шли тяжело. А особенно трудным положение стало после смерти Юлиуса. И тогда София, которой на ту пору было около шестидесяти лет, решилась на отчаянный шаг: вышла замуж за Эрнеста Антоновича Роста, молодого человека вдвое её младше.

Рост взялся за дело энергично: очень быстро привёл в порядок все здания, значительно обновил коллекцию животных и даже открыл театр на пятьсот мест. Примечательно, что зоосад имел свои оркестры: сначала духовой, а потом симфонический! Особенной любовью горожан пользовались так называемые симфонические четверги: по вечерам здесь играли классическую музыку, и слушателей набиралось очень много. А настоящей гордостью оркестра был орган.

Громадный инструмент берегли, как зеницу ока.

При этом Эрнест Антонович никогда не забывал о зверях. Теперь они содержались в чистоте и порядке, в зоосаде работали водопровод и канализация. В 1887 году на территории зоопарка пробурили скважину в артезианской водой, устроили несколько прудов, в которых плавали золотые рыбки. Пополнилась и коллекция животных: теперь посетители смогли увидеть жирафов, шимпанзе, муравьеда и других жителей заморских стран. Росту очень хотелось, чтобы в зоопарке родился маленький бегемотик, ведь в те годы это удалось только двум зоосадам. Но попытка дважды терпела крах: малыши умирали. Тогда Эрнест Антонович сам отправился в Лондонский зоопарк, проконсультировался со специалистами, получил достаточный опыт - и вот в Петербурге появился на свет кроха-бегемот!

Рост рачительно и умно руководил зоопарком и после смерти супруги Софии, а в общей сложности - двадцать четыре года.

Зато далее в истории зоосада наступило долгое время смуты. Менялись управляющие (в большинстве своём это были иностранцы), причём ни один не вёл дела по-настоящему. Зоопарк всё больше беднел, животным жилось всё хуже. Был даже такой факт: в начале двадцатого века управляющий барок фон Винклер направил служителей зоопарка в Сибирь и дал задание привезти уже купленных им животных. Но на деле выяснилось, что никаких зверей Винклер не приобретал. Более того, выданных им денег хватило на путь только до Сибири! Выручили попавших в трудную ситуацию рабочих их жёны, которые собрали необходимую на билеты сумму.

Положение зоопарка из тяжёлого стало плачевным. Многие животные были больны туберкулёзом, почти все голодали. Наполовину парализованной стала львица — царский подарок зоосаду.

И вот в сентябре 1910 году в Петербург приехали директор Московского зоопарка и ветеринарный врач. Они приняли решение немедленно купить всех зверей, кроме львицы и зубра. А управляющим был назначен Семён Никодимович Новиков, который до той поры служил в зоопарке антрепренёром и изо всех сил, как правило, вопреки Винклеру, боролся за сохранение животных. Именно Новиков и вызвал помощь из Москвы. А Винклера, кстати, с территории зоосада увезли насильно.



Тяжёлые времена стали отступать, к открытию летнего сезона 1911 года зоосад полностью привели в порядок. Здесь поселились новые животные: слоны, бегемот, носорог и другие. А после революции зоопарк был передан Управлению Петроградскими народными делами. Из частного он превратился в государственный.

Именно в это время здесь открылся юннатский кружок, который работает до сих пор. Стала развиваться и научная часть, теперь сотрудники зоопарка занимались не только содержанием, но и разведением животных. Так, именно Ленинградский зоопарк стал самым первым в мире по разведению белых медведей. И только за десять лет — с 1930 по 1940 годы - здесь родились сорок львят!

Ленинградский зоопарк: история и военный подвиг


Открыли и площадку молодняка. Стало ясно, что нужна дополнительная территория. Но началась Великая Отечественная война...

Блокадное время

Следующие несколько лет в истории зоопарка можно назвать подвигом его работников. Ведь зоопарк практически не прекращал свою работу даже в тяжелейших условиях блокады, он закрывался только в первые две страшных зимы.

Значительную часть животных (белых медведей, носорога, тигров, тапира и других) удалось эвакуировать в июле 1941 года в Казань. Но многие звери и птицы остались в городе.

8 сентября 1941 года, в первый же день блокады, на зоосад упали три фугасных бомбы. Погибла слониха Бетти — любимица детей. Рухнули многие здания и рабочие помещения.

Сыграло печальную роль расположение зоопарка: его окружали военные заводы, что сразу превратило территорию в «особый прицел» фашистов. Так, однажды, после обстрела на дно воронки упал бизон. Сам он выбраться не мог, уставшие, обессиленные люди тоже не сумели вытащить тяжёлое животное. Бизон провёл в ловушке около двух суток. А потом сотрудники соорудили деревянный настил, разложили на нём пучки сена, выманили зверя и тем самым спасли.

Жилось всё тяжелее. Скоро вышли из строя канализация и водопровод, отключили свет. И тогда служители разобрали на дрова аттракционы в соседнем парке. Топили буржуйки и грели животных.

Но самым тяжёлым испытанием оказалась, конечно, катастрофа с питанием.

Каждый день собирали на полях овощи, жёлуди, рябину. Под обстрелами заготавливали сено, траву жали серпами во всех доступных частях города. Все территории, которые только могли, служители парка превратили в огороды.

Теперь у животных была новая, растительная диета. Но если с травоядными вопрос ещё можно было как-то решить, и к фаршу из травы и листьев привыкли даже медведи, то с хищниками дела обстояли совсем плохо. Тогда кто-то из сотрудников придумал набивать травой и жмыхом старые кроличьи шкурки, сохранившиеся ещё с довоенного времени. Их смазывали остатками рыбьего жира и таким образом обманывали тигров и хищных птиц. Правда, один беркут хитрость распознал и наотрез отказался от новой пиши. Сотрудники зоопарка ловили для него крыс.

Особая история — о тридцатилетней бегемотице Красавице. Она была вторым по величине бегемотом в зоопарках мира, а ела до сорока килограммов корма в день. Конечно, теперь такого количества пищи достать было нельзя. Специально для Красавицы распаривали опилки — около тридцати килограммов. Ими животное и наполняло желудок, а затем уже получало 6-7 килограммов настоящей травы и овощей.

Но вспомните о том, что в Ленинграде была отключена вода! А ведь у бегемота, кожа которого высыхает, выступает кровавый «пот»...



Спасла Красавицу служитель Евдокия Ивановна Дашина. Каждый день она привозила на саночках сорок вёдер воды с Невы! Каждый день смазывала кожу бегемотицы камфорным маслом. А во время налётов, которых питомица очень боялась, Евдокия Ивановна ложилась на дно бассейна и обнимала Красавицу. И выходила её! Бегемотица дожила до 1951 года!

Надо сказать, горожане тоже не остались в стороне. Сами истощённые, они помогали зоопарку, чем могли. Так, в ноябре 1941 года в гамадрилов родился дитёныш. Но мать не могла его выкормить — не было молока. Тогда ближайший роддом стал давать немного донорского молока. И малыш выжил.

В зоопарк каждый день приходили посетители. Только за лето 1942 года здесь побывали около семи с половиной тысяч человек. А ведь людям было очень трудно ходить...

Более того, в 1943 году ленинградцы сами пополнили коллекцию животных зоопарка и даже организовали аквариум, в котором поселили местных рыб.
Работал и театр зверей. Здесь для детишек выступали дрессировщики Раевский и Рукавичников с большой группой животных: медвежатами, собачками, козликом, лисичкой.



И ведь нельзя забывать, что большая часть сотрудников зоопарка ушла на фронт. Здесь остались трудиться, в основном, женщины и пожилые — всего-то почти два десятка человек, которые впоследствии были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В память об этом подвиге зоопарк и сегодня носит название Ленинградский. У центрального входа гостей встречает мемориальная табличка. А в бывшем павильоне для бурых медведей, чудом уцелевшем под обстрелами, сейчас располагается музей «Зоосад в года Блокады».

Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. anip 14 октября 2015 07:41 Новый
    • 14
    • 0
    +14
    Сразу напрашивается некая параллель с одним пекарем.
    Кютинен Даниил Иванович - пекарь блокадного Ленинграда, умерший от истощения 3 февраля 1942 г. в возрасте 59 лет прямо на работе. [s6.pikabu.ru]
    Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба. Похоронен на Шуваловском кладбище. Внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
  2. parusnik 14 октября 2015 07:46 Новый
    • 7
    • 0
    +7
    Ленинградский зоопарк: история и военный подвиг...Вот уж действительно подвиг..Люди ,показали себя людьми...и таких подвигов было не мало..Спасибо..замечательно..
    1. neri73-r 14 октября 2015 12:16 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Люди ,показали себя людьми...и таких подвигов было не мало.


      За это нас Запад и не любит, а точнее ненавидит!
  3. TIT
    TIT 14 октября 2015 08:15 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    немного

    [b]В ноябре 1941 года в зоосаде произошло пополнение: у гамадрила Эльзы родился малыш. Молока у матери не было, однако местный роддом ежедневно выделял немного донорского молока, благодаря чему гамадрильчик смог выжить.

    Удивительно, однако Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400


    тут аналогичная статья ,чуть по больше фото по теме блокады

    http://www.zoopicture.ru/spbzoo-vo-vremya-blokady/
  4. Reptiloid 14 октября 2015 09:27 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Большое спасибо Вам Софья за статью.Какие-то факты я знал раньше,но не все.У меня такое стихотворение:
    ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА
    Мы многого нынче не знаем,
    Как жили,страдали до нас,
    Как люди с нуля создавали
    Победу Трудящихся Масс.

    Но раньше,сегодня и вечно
    Мы помним, как Город стоял,
    Стоял, несмотря на бомбежки,
    На голод, на смерть---выживал!!!

    И выжил!И целы театры,
    Музеи,заводы,дома,
    И памятники,и вокзалы,
    И Города Слава---жива!

    Живёт и зверьё в зоопарке,
    И Русских детей генофонд,
    Зерно в Ботаническом Саде,
    Чрез горе и годы---живёт!

    Спасибо Вам всем,Ленинградцы!
    Спасибо,Советский Народ!
    И будут здесь свадьбы играться,
    Чрез подвиг, что вечно живёт!!!!!
    1. ватник 14 октября 2015 11:33 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Спасибо замечательная статья.
  5. Megatron 14 октября 2015 14:10 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    В то время пока остальная гейропа трусливо поджимала хвосты и сдавалась на милость фашистам, а англы и американцы наблюдали за схваткой из за своих морей, кто победит, весь Советский народ боролся с этой чумой, не жалея живота своего. Встали в едином порыве и победили.
  6. tamaraberegovaja 25 августа 2019 18:50 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Иначе чем подвигом то. как спасали животных Ленинградского зоопарка его сотрудники во времена Блокады и не назвать.Вдвойне поражает, что это были в основном женщины и пожилые люди, которые и так сами то еле выживали на блокадном пайке. Кстати в самом зоопарке если кто не знает есть музей посвященный этим блокадным дням. Ну и. кстати, сегодняшние сотрудники зоопарка всё также самозабвенно любят животных. Так не так давно одна из сотрудниц, практически на себе выхаживала кенгурёнка, больше месяца нося его у себя за пазухой.Так что и сегодняшние сотрудники способны, пусть и на маленький, но всё же подвиг.