Рождение ракетоносцев

Из истории первых опытов подводных стартов

55 лет назад – 10 сентября 1960 года с подводной лодки проекта 611ВП с глубины 30 метров был произведен первый в мире старт баллистической ракеты с жидкостным реактивным двигателем. А 12 ноября 1960-го вступила в строй первая советская атомная подлодка – знаменитая К-19, причем с проведением пусков сразу трех ракет. Автору посчастливилось быть непосредственным участником тех памятных событий.

Первый опыт подводного старта был в полной мере использован при разработке Миасским КБ машиностроения под руководством генерального конструктора Виктора Макеева ракеты Р-27 для подводного старта. Ее испытания начались 24 февраля 1962 года пуском с подводной лодки проекта 629Б у острова Кильдин в Баренцовом море. Как один из испытателей я принимал участие в этом и последующих пусках. Это стало началом серии подводных лодок с ракетами, запускаемыми из подводного положения.


Задачи стартовой команды

Ракета представляла собой дооборудованный вариант Р-11ФМ, стоявшей на вооружении дизельных лодок. В сентябре этого года первому пуску такой ракеты с подлодки Б-67 исполнилось 60 лет. Доработанный и усиленный вариант прошел этапы стендовых испытаний, затем приступили к пускам с подлодки. Две попытки оказались неудачными, причем в ходе первой сложилась уникальная ситуация. После всех необходимых операций на лодке произвели пуск, стартовая команда решила, что все в порядке и командир доложил руководству на обеспечивающий корабль «Аэронавт», что ракета ушла. Оттуда сообщили, что полета не видели. Чтобы разобраться в произошедшем, лодка причалила к «Аэронавту». Открыли люк шахты и с изумлением увидели, что ракета все еще в ней. Примерно через час, пока решали, что делать, вдруг включился ее двигатель и произошел старт. На рубке лодки и в воде творилось невообразимое. По счастливой случайности никто серьезно не пострадал, так как из-за небольшого уклона ракеты факел двигателя только слегка опалил людей. 10 сентября 1960 года все подготовительные операции и пуск ракеты прошли без замечаний.

Трудный дебют


Первый атомный ракетоносец К-19 готовили в цехе на Севмашпредприятии относительно долго. Стартовая команда ежедневно находилась и в цехе, и на лодке в 4-м ракетном отсеке, готовила и проверяла аппаратуру. Ничего нового – все знакомо по дизельным лодкам. Но, конечно, атмосфера была необычной. Кроме штатной команды присутствовали и разработчики, поэтому на лодке было достаточно тесно. Запомнилось наше бездумное, если не сказать хуже, отношение к правилам радиационной безопасности: на входе в цехи и на выходе стояли стойки контроля набранных доз, на которых требовалось какое-то время постоять для измерений. Мы же всегда их лихо перешагивали. Впоследствии несколько человек от В. П. Макеева срочно отправили из Северодвинска из-за повышенных доз. На многих из нас все это сказалось позже.

“ Пока решали, что делать, вдруг включился двигатель ракеты и произошел старт. На рубке лодки и в воде творилось невообразимое ”
Во время ходовых испытаний К-19, включая погружение на предельную глубину, по боевой тревоге я случайно надел курточку технического руководителя испытаний и обнаружил в кармане черновик шифровки на берег, в которой было написано: «Появилась течь 2-го контура, продолжаю испытания». Храню ее до сих пор.

Пуски трех ракет из атомной подлодки К-19 проводились стартовой командой в первой половине ноября 1960 года, сначала одной ракетой Р-13, потом двумя залпом. Все прошло успешно, так что чем-то особенным, кроме того, что это был первый наш ракетный атомоход, ракетчикам не запомнилось. Эту лодку я считал своей, следил за ее судьбой и сильно переживал из-за происходящих на ней трагедий.

Но сегодня нужно вспоминать не только о них, но и о совершенно немыслимых для нынешнего времени темпах строительства, испытаний и сдачи лодок. Только с ноября по декабрь 1960 года были сданы три первых ракетных атомохода. И это не считая дизельных лодок. Подобного в мире не было ни в те годы, ни позднее. При этом параллельно на полигоне проходили еще и государственные летные испытания ракетных комплексов с баллистическими и крылатыми ракетами, контрольные пуски от серийных партий.

Все испытывали колоссальные перегрузки, но мы были молоды и полны сил, любили свою профессию, живя и работая в окружении особенных людей и ощущая в связи с этим колоссальный духовный подъем, понимая, что мы первые, что находимся на острие важнейших научно-технических свершений.

АПЛ на конвейере


В состав стартовой команды в то время входили четыре человека: командир, офицер, обеспечивающий работу комплексной схемы подготовки и всю последовательность набора команд и набора готовности к пуску, офицер, отвечающий за функционирование системы заправки ракеты компонентами топлива из лодочных емкостей, и офицер, отвечающий за наведение ракеты на установленную цель, что было поручено мне.

Рождение ракетоносцев


Моя задача, в частности, заключалась в том, чтобы еще на базе выставить ракету как можно точнее в горизонтальной плоскости. Для этого ее по моей команде доставляли из шахты (обязательно ночью, чтобы скрыть происходящее от посторонних глаз), далее по лестнице, приставленной к ракете, я поднимался к люку под головной частью, отвинчивал болты, снимал люк и прикреплял к бортовому гироприбору специальный теодолит. После чего отдавал команды вниз на развороты стартового стола с ракетой до тех пор, пока отклонение от плоскости не становилось минимальным. Нелегко было проделывать все это в сильные морозы, когда еще требовалось записывать окаменевшими руками все показания приборов в темноте.

При пусках нужно было находиться в четвертом (ракетном) отсеке подлодки у своей аппаратуры, следить за текущими значениями ее координат, корректировать вручную в случае их отклонений при продолжительной работе и перегреве от тех, что определены для точки старта.

Подлодки на Севмашпредприятии спускали одну за другой, в процессе ходовых испытаний мы проводили контрольные пуски ракет. На лодках до и после пусков обычно приходилось находиться продолжительное время. Стартовую команду снимали с борта очень быстро только в случаях аварийных пусков, прежде всего по требованию сотрудников контрразведки для выяснения, не было ли умышленных действий. И только потом разбирали технические причины аварий.

Недостижимый идеал традиций


Рождение ракетоносцевВ те годы на полигоне сложилась удивительная атмосфера. Пожалуй, это один из главных и самых ярких периодов в моей жизни. Большинство старших офицеров были участниками войны, при этом с уважением относились к нам, «зеленым» лейтенантам. Обращались исключительно на «вы», по имени-отчеству. Только после более тесного знакомства старшие начальники позволяли себе называть нас по имени, но никак не окликать по фамилии. Тогда это казалось естественным продолжением традиций российского флота. Теперь это представляется недостижимым идеалом.

Приходилось оказываться и на индивидуальных беседах у начальника полигона Героя Советского Союза Ильи Алексеевича Хворостянова, его заместителя по испытаниям Федора Петровича Сорокина, а также у начальников отделов Евгения Ефремовича Шурмелева, Василия Ивановича Лямичева. Все разговаривали спокойно, без всяких окриков и тычков.

Первый мой начальник – капитан 2-го ранга Евгений Матвеевич Кашинцев, участник войны, морской офицер, интеллигент высшей пробы, многому меня научил, прежде всего обработке и анализу телеметрических данных, подготовке полетных заданий на пуски ракет. Он рассказывал о настолько необычных эпизодах, происходивших на войне в ходе приема у американцев кораблей по ленд-лизу, что об этом надо писать отдельную статью.

Состав стартовой команды иногда меняли, чаще всего мне пришлось работать с капитаном 3-го ранга Евгением Панковым. За пультом комплексной схемы сидел капитан-лейтенант Алексей Шаров, за систему заправки отвечал капитан-лейтенант Виталий Перегудов. Были и другие офицеры, прекрасные специалисты.

Членов стартовой команды связывала не только напряженная работа, в ходе которой возникали и экстремальные ситуации, но и настоящая дружба. В перерывах между испытаниями вместе ходили на охоту, рыбалку, за грибами, клюквой.

Панков захватил войну, служил в морской пехоте, решительный, честный офицер. Трагически погиб в 1962 году после пуска из нейтральных вод ракеты Р-27 из подводного положения в режиме радиомолчания при штиле. Лодка всплыла для осмотра шахты и несколько человек поднялись наверх. В этот момент со стороны Солнца на лодку вышел американский самолет-амфибия и пришлось срочно погружаться. Только через некоторое время обнаружили, что Жени Панкова на лодке нет. Всплыли, вернулись в район пуска – тщетно. Запрашивали американцев, самолет которых мог быстро сесть и подобрать человека. По дипломатическим каналам нам ответили, что никого не подбирали.

Алексей Шаров прекрасно знал бортовую аппаратуру ракет и все системы 4-го ракетного отсека лодки. Мы с восхищением следили, как он на память строго в расчетные секунды набора готовностей подносит секундомер ко многим десяткам горящих транспарантов комплексной схемы. Сейчас Алексей продолжает работать в Санкт-Петербурге.

Виталий Перегудов – ас систем заправки, исключительно скромный, трудолюбивый, неунывающий и доброжелательный человек. Неоднократно имел дело с утечкой ядовитых компонентов топлива, что было заметно по цвету его лица и глаз. После увольнения он остался в Северодвинске, и мы совсем недавно восстановили связь.

При анализе причин аварий приходилось беседовать со многими известными разработчиками: Николаем Никитичем Исаниным, который назвал нас «стрелками от Хворостянова», Виктором Петровичем Макеевым, Иосифом Менделеевичем Игдаловым и другими известными и интересными людьми того времени, о которых можно вспоминать и рассказывать бесконечно. Многие из них уже ушли из жизни. Светлая им память.
Автор: Владимир Дворкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/27403


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. a.s.zzz888 11 октября 2015 06:19
    Спасибо автору за статью.

    Время летит, а в месте с ним все новые и новые ракеты.
    Вот и Калибр улетел с успехом! Дай Бог здоровья всем причастным к этому виду вооружения.
  2. Шарнхорст 11 октября 2015 06:42
    Всё это очень трогательно. Но причём здесь сайт "Военное обозрение"? Статью не оцениваю, а автору минус.
    1. Александр романов 11 октября 2015 07:32
      Цитата: Шарнхорст
      Всё это очень трогательно. Но причём здесь сайт "Военное обозрение"?

      И деиствительно при чем laughing
    2. Sakh 11 октября 2015 08:42
      А статья что, не на военную тему что ли?
      Так то не гони.
    3. bulvas 11 октября 2015 09:15
      Цитата: Шарнхорст
      Всё это очень трогательно. Но причём здесь сайт "Военное обозрение"? Статью не оцениваю, а автору минус.


      Трудно переоценить, значение таких статей.

      Тогда счет шел на годы и месяцы, если бы эти люди не смогли сделать то, что они сделали, где бы мы сейчас были?

      Сейчас время похожее, статья вовремя, спасибо автору


      1. bulvas 11 октября 2015 11:42
        Цитата: Шарнхорст
        Всё это очень трогательно. Но причём здесь сайт "Военное обозрение"? Статью не оцениваю, а автору минус.


        Когда-нибудь слышали, как люди травились гептилом?

        В свое время у нас на испытательной одно из правил - брюки защитного костюма должны быть выпущены на сапоги.

        Не все соблюдали, после пуска изделия (кстати для тех, о которых статья, только более поздних) один раскрутил соединение, оттуда вытекло некоторое количество и ему на ногу и в сапог.

        Выскочил на улицу, снял сапог, разулся, сполоснулся, опять все надел и пошел работать.

        Вечером в парке гулял с семьей, стало плохо, упал, потерял сознание.

        В больницу доставили, не могли понять причину, пока выяснили, где работает и т.д. он скончался

        Наверное, этот эпизод тоже "не причем", но это для тех, кому интересно, откуда что берется.


    4. tolian 11 октября 2015 10:00
      Вы хотели бы видеть статью на порносайте?
    5. alexs1833 11 октября 2015 23:06
      действительно,при чем????? мы же тут кулинарию обсуждаем laughing
    6. kamil_tt 12 октября 2015 11:22
      а вы ждали очередную политическую пропаганду, отвыкли от статьей про оружие?)
  3. starshina пв 11 октября 2015 08:30
    статья скорее историческая,для общего развития.
  4. aziatt 11 октября 2015 10:07
    Цитата: Шарнхорст
    Всё это очень трогательно. Но причём здесь сайт "Военное обозрение"? Статью не оцениваю, а автору минус.

    Ты хоть читал о чем статья,?ну хотя бы картинки цветные посмотрел?
  5. Стойкость 11 октября 2015 11:07
    Да, интересно, про подобную настройку гироскопии первый раз читаю. Нам ещё чутка читали Р-21, а про такое не рассказывали. У офицеров из "ноль девятки" богатый опыт, такое рассказывали, заслушаешься.
  6. akudr48 11 октября 2015 12:34
    Наша ракетно - космическая эпопея была наиболее полно описана Чертоком в его 4-х томах, где рассказывалось не только о ракетах и пусках, но и о людях, в тяжелейших условиях создававших самую передовую технику.
    Начинавших с ФАУ-2, а потом только на собственных компонентах, по своей техноогии, своими инженерами, учеными и рабочими.
    И все это - без всякого импортозамещения, а также без чуйбасов, наибулиных, гайдаров, березовских и прочих эффективных менеджеров по разворовыванию страны.

    Про создание отечественного атомного, а потом и ракетного подводного флота, объемных и цельных материалов уровня Чертока нет, насколько мне известно, а жаль.

    Поэтому и ценны такие воспоминания, тех, кто непосредственно участвовал в разработках и испытаниях атомных ракетоносцев.

    Очень хорошая публикация.
  7. Vladimir 1964 11 октября 2015 13:15
    Хорошая, в чем-то даже трогательная статья. hi soldier
  8. kvs207 11 октября 2015 15:58
    Цитата: Шарнхорст
    Всё это очень трогательно. Но причём здесь сайт "Военное обозрение"? Статью не оцениваю, а автору минус.

    Странный вопрос. А что, если например, я, как человек невоенный, тоже не имею право сюда заходить?
    Статья, безусловно, нужная и полезная. Позволяет проникнуться, насколько сложно было идти впереди.
    1. АВП 518 11 октября 2015 18:02
      http://library.by/special/k-19/contents.htm
  9. xomaNN 11 октября 2015 18:10
    Очень познавательно. И по теме близко к нашей смежной работе. Гуманитарии то вообще не представляют, что ракеты не сами по себе успешно летают hi
  10. Стирбьорн 11 октября 2015 20:27
    Кстати фильм хороший америкосы сняли "К-19". Нас на военной кафедре отправляли офицеры смотреть его, по-ротно)Потом говорили, что вообщем-то снято как было, даже в реальности похуже немного. Наверное поэтому американский зритель кино не оценил, проблемы с отбитием затрат были - без крутого экшена, с американцами, спасающими мир.
  11. mosquit 11 октября 2015 21:43
    Моя задача, в частности, заключалась в том, чтобы еще на базе выставить ракету как можно точнее в горизонтальной плоскости. Для этого ее по моей команде доставляли из шахты (обязательно ночью, чтобы скрыть происходящее от посторонних глаз), далее по лестнице, приставленной к ракете, я поднимался к люку под головной частью, отвинчивал болты, снимал люк и прикреплял к бортовому гироприбору специальный теодолит. После чего отдавал команды вниз на развороты стартового стола с ракетой до тех пор, пока отклонение от плоскости не становилось минимальным. Нелегко было проделывать все это в сильные морозы, когда еще требовалось записывать окаменевшими руками все показания приборов в темноте.

    При пусках нужно было находиться в четвертом (ракетном) отсеке подлодки у своей аппаратуры, следить за текущими значениями ее координат, корректировать вручную в случае их отклонений при продолжительной работе и перегреве от тех, что определены для точки старта.


    Вы уж простите "господа/товарищи", но данный "текст" не читаем...
  12. mosquit 11 октября 2015 21:44
    А это в мемориз

    При пусках нужно было находиться в четвертом (ракетном) отсеке подлодки у своей аппаратуры

    Допустим..

    следить за текущими значениями ее координат

    Координаты аппаратуры собственно известны... или речь про ракету? wassat

    корректировать вручную в случае их отклонений при продолжительной работе и перегреве от тех, что определены для точки старта

    Здесь я потерялся wassat
    Что корректировать?
    Отклонений чего?
    Продолжительной работе чего?

    и перегреве от тех, что определены для точки старта
    - жесть...

    Во время ходовых испытаний К-19, включая погружение на предельную глубину, по боевой тревоге я случайно надел курточку технического руководителя испытаний и обнаружил в кармане черновик шифровки на берег, в которой было написано: «Появилась течь 2-го контура, продолжаю испытания». Храню ее до сих пор
    - сокрытие улик? bully

    В те годы на полигоне сложилась удивительная атмосфера. Пожалуй, это один из главных и самых ярких периодов в моей жизни. Большинство старших офицеров были участниками войны, при этом с уважением относились к нам, «зеленым» лейтенантам. Обращались исключительно на «вы», по имени-отчеству. Только после более тесного знакомства старшие начальники позволяли себе называть нас по имени, но никак не окликать по фамилии. Тогда это казалось естественным продолжением традиций российского флота. Теперь это представляется недостижимым идеалом.
    - то есть не матерились? laughing

    Поставил МИНУС...
  13. Кэптен45 11 октября 2015 22:00
    Спасибо за статью.Это НАША история,которую надо знать и помнить!А этому потопленному крейсеру мой "---"
  14. Удав КАА 12 октября 2015 00:02
    Низкий поклон и глубокое уважение людям, стоявшим у истоков нашего ракетно-ядерного флота.
    Но для меня, как вроде бы причастному к подплаву, вызывает законное недоумение вот этот абзац:
    После всех необходимых операций на лодке произвели пуск, стартовая команда решила, что все в порядке и командир доложил руководству на обеспечивающий корабль «Аэронавт», что ракета ушла. Оттуда сообщили, что полета не видели. Чтобы разобраться в произошедшем, лодка причалила к «Аэронавту». Открыли люк шахты и с изумлением увидели, что ракета все еще в ней.
    А теперь по специальности:
    -пуск р-21 - мокрый: наддув, поддув баков, колокола, заполнение кольцевого зазора водой,выранивание давления с забортным, открытие крышки шахты, выход изделия. При этом очень быстро (1,5с) вывешенная лодка теряет 17т веса, которые заполняются
    системой одержания в уравнительную цистерну (!) для удержания лодки на заданной глубине. Затем шахта закрывается, осушается, и осуществлялся запуск следующей ракеты. Примерно таков цикл.
    Теперь вопросы:
    - Вес ракеты "Р-21" почти 17т, при их замещении машинисту трюмному 4-го отсека невозможно не заметить их поступления в заместительную. Соответственно звучит и доклад в ЦП.
    - Ракетный двигатель работает 1,5 сек, рев ЖРД стоит конкретный, не услышать его в 4-ом отсеке, отделенном от шахты 50мм стали просто невозможно.
    - Лодка вздрагивает: со скоростью 17м/с наверх вырывается 17т ревущего изделия. Лодка получает импульс силы 290т. Здесь нужен хороший боцман, чтобы удержать кормилицу на заданной глубине...
    Если всего "этого" не было, то как "стартовая команда" могла доложить о выходе изделия из шахты? Может уважаемый автор, будучи молодым специалистом в 4-ом отсеке, не слышал какой именно доклад произвел руководитель стрельбы (находившийся в ЦП -3-ем отсеке) на корабль-контролер? (Хочешь ты того или нет, но у *лейтенанта*, даже очень уважаемого -- "16-ый номер" во всей этой истории).
    Скорее всего Командиру приказали всплыть и подойти к кораблю-контролеру для выяснения обстоятельств...Это конечно нарушение, но все безопаснее, чем идти с "осечкой" в базу...
    К тому же со временем многое забывается,да и возраст дает о себе знать. Автору сейчас д.б. под 80 лет! (В 1960г ему было 23-24 года).
    Повторяю еще раз: эти люди достойны самого глубокого уважения! soldier
    1. Mister22408 14 октября 2015 11:45
      "...К июлю 1958 года ракета Р-11ФМ была доработана для подводного старта и получила индекс С4.7. Первый пуск ракеты С4.7 с борта Б-67 состоялся в августе 1959 года на Белом море. Пуск закончился неудачей. За пусками велось наблюдение с помощью судна «Аэронавт». С лодки на поверхность шёл кабель-трос к плотику с антенной. С помощью неё и осуществлялась связь в диапазоне УКВ с наблюдательным судном. Был дал сигнал на старт. Аппаратура лодки просигнализировала, что ракета ушла. Однако с борта «Аэронавта» старта не наблюдали. Лодка всплыла, открыли шахту, и стоявшая в ней ракета самопроизвольно стартовала. Следующая попытка была осуществлена (снова неудачно) 14 августа 1960 года - в процессе заполнения шахты водой из-за заводского дефекта в системе ракету сбросило со стартового стола и была утеряна головная часть. Первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты С4.7 состоялся 10 сентября 1960 года, через 40 дней после первого подводного пуска американской ракеты Polaris A-1 20 июля 1960 года."
    2. Mister22408 14 октября 2015 12:03
      "...К июлю 1958 года ракета Р-11ФМ была доработана для подводного старта и получила индекс С4.7. Первый пуск ракеты С4.7 с борта Б-67 состоялся в августе 1959 года на Белом море. Пуск закончился неудачей. За пусками велось наблюдение с помощью судна «Аэронавт». С лодки на поверхность шёл кабель-трос к плотику с антенной. С помощью неё и осуществлялась связь в диапазоне УКВ с наблюдательным судном. Был дал сигнал на старт. Аппаратура лодки просигнализировала, что ракета ушла. Однако с борта «Аэронавта» старта не наблюдали. Лодка всплыла, открыли шахту, и стоявшая в ней ракета самопроизвольно стартовала. Следующая попытка была осуществлена (снова неудачно) 14 августа 1960 года - в процессе заполнения шахты водой из-за заводского дефекта в системе ракету сбросило со стартового стола и была утеряна головная часть. Первый в СССР успешный подводный старт баллистической ракеты С4.7 состоялся 10 сентября 1960 года, через 40 дней после первого подводного пуска американской ракеты Polaris A-1 20 июля 1960 года."
  15. DenZ 12 октября 2015 13:43
    вызывает законное недоумение вот этот абзац

    Сей абзац уже давно кочует по интернету и едва ли принадлежит автору статьи.
    Читал про все это еще года 3 назад. Замечу, что создавая статью о "рождении ракетоносцев" можно было-бы побольше уделить внимание вариантам проекта 611 (дизельного) с которого, собственно, это рождение и начинается. Тема в этом отношении совершенно не раскрыта, к сожалению.
  16. mvg 13 октября 2015 16:22
    Это те лодки, где Харрисон Форд служил? :-) В то время у американцев уже плавали лодки с десятком ракет, и дальностью под 1600 км, надо было догонять их кровь из носу, в серию запускали абсолютно "сырые" изделия, не заботясь об безопасности экипажа, только время, заботились о безопасности страны... Главное первый выход в море и успешный пуск.. Как то читал об этом более профессиональную статью. Трагедия покруче Курска. Может мы живем сейчас благодаря им.. Так что статья ничем не хуже, чем "Бронеавтомобиль "Рысь", который никуда и не плавал, и не ездил, и, скорей всего, не поедет..
    mvg
  17. rohl 21 октября 2015 02:04
    Казалось бы чего было так гнать? А ведь это всё от того, что мы за всем миром гнались. Тяжело бороться с целым миром.
    А может стоило быть в мире с миром? Это мы проверили с М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным. Россия нужна миру в виде рабской плантации.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня