Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Эксперт назвал причины космических аварий

Эксперт назвал причины космических аварий

Эксперт "РГ" Владимир Уваров, генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных Сил РФ по космосу, считает, что все последние космические аварии стали возможны из-за отсутствия специального контроля за подготовкой аппаратов: от изготовления деталей и комплектующих до последнего этапа - пуска.

"В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно, - замечает Владимир Уваров. - Почему? Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Да, существуют, двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются. Можно поставить, скажем, три диода или три транзистора. Но вы не поставите три камеры сгорания, три турбонасосных агрегата, три клапана… Цепи включения могут дублироваться, но клапан-то один".

"Расследование космических ЧП всегда велись по четырем направлениям: конструктивная ошибка, технологическая (или производственная) ошибка, эксплуатационная ошибка и умышленное постороннее воздействие. Кстати, четвертую составляющую сегодня вообще перестали рассматривать", - говорит эксперт "РГ".


На вопрос корреспондента "РГ", почему специалистам до сих пор не удается передать на борт аппарата "Фобос-Грунт" программные команды, чтобы "перезапустить" его, генерал-майор запаса прокомментировал так: "Команды проходят по "цепям" от программирующего устройства до программника на борту. А эти цепи идут через десятки контактов. Могут быть десятки причин, по которым команда не прошла или была искажена".

По мнению эксперта, самое главное сегодня - понять, почему не включились маршевые двигатели станции "Фобос-Грунт". "В первую очередь, озвучиваются версии, которые легко исправить, - замечает Владимир Уваров. - Ну, программу изменили, и системы ориентации плавненько одна в другую перешли. Здесь, судя по всему, дело обстоит серьезнее".

Эксперт привел в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он присутствовал на Байконуре. "В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. - Под нее попала частица в 200 микрон. Представляете? И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".

Были и другие случаи в истории отечественной космонавтики. Например, при наземных испытаниях аппарата стали выявляться похожие дефекты деталей. Стали разбираться. Пошли по технологической цепочке, и обнаружилась странная закономерность: все детали изготавливались одним и тем же токарем, и в определенные дни. А именно - после зарплаты. "Оказалось, токарь прилично пил, - рассказывает Уваров. - И вы уже догадались, что дни, когда он вытачивал детали, были именно после получения им заработной платы. Вот даже такие всплывали вещи".

"Совершенно очевидно, что нужно вернуть на космические предприятия систему контроля. Пусть не военпредовскую, но подчиненную Роскосмосу, которая будет контролировать все заводские ОТК", - резюмирует эксперт.
Первоисточник: www.rg.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. ICV Stryker 14 ноября 2011 13:50
    Безответственность, безграмотность и пофигизм.
    ICV Stryker
    1. Sergh 14 ноября 2011 14:44
      Этот, простите драный эксперт Уваров, несёт такую чушь, что даже среднему радио-спецу в пору за живот хвататься:
      ..поставить, скажем, три диода или три транзистора

      Да он с дуба рухнул, взять, так себя обоsрать, ага, дальше:
      Команды проходят по "цепям" от программирующего устройства до программника на борту. А эти цепи идут через десятки контактов

      и в итоге на токаря всё слил, муdак!
      Уверен, вот-такие лохи, только мешают нормально инженерам работать
      Sergh
      1. viktor_ui 14 ноября 2011 15:38
        Sergh - по "эксперт" полностью с тобой согласен, треполог и туманопускатель ещё тот... одно только высказывание на тему "цепей программирующего устройства" - сей перл и ему подобные обороты присущи 80-м годам... прогу поменяли и плавненько сменили ориентацию станции - в другую позу загнули чтоль ( утрирую, но как бывший программер заявляю, что поменять прогу на другую точняк не могут, а перезалить - МОГУТ ). Судя по теме - бортовой серв Фобоса функционален, А ХРОМАЕТ КУЛЬТУРА СБОРКИ В СБОРОЧНОМ ЦЕХЕ, где, как я понимаю, ФОБОСЯРА должон был бы в холостом режиме отработать все основные этапы своей деятельности... Судя по статье, у ЦУПА с дистанционной диагностикой и моделированием самой аварии в цифре имеются фатальные проблемы.
        Булава хреново летала, Прогресс грохнулся , Фобосяра завис - искру видать спёрли... -ПОПОВКИН - ты чё с космонавтикой сделал ?
        1. Sergh 14 ноября 2011 17:31
          Так кроме нашего Фобоса, там ещё и китайский спутник угрохали. Китаец должен бал к Марсу пойти. Всё на одной платформе было.
          Sergh
        2. datur 14 ноября 2011 17:41
          viktor_ui,да то тоже что и с танками и с остальной оборонкой--оптимизировал нах!! wink сейчас же время эхффективных менеджеров--выдоить все до суха а там хоть потоп. главное прибыль и еще раз прибыль-- а тратить чем меньше ткм лучше --
    2. Satanail 14 ноября 2011 14:45
      Ради страховки всё сами подстроили)
      Satanail
  2. vv1263os 14 ноября 2011 14:26
    Я не представляю как можно назвать то существо, которое придумало отменить институт представителей Заказчика. Это что же сейчас твориться на оставшихся в стране предприятиях?

    Хотя чему удивляться? Наш город славится промышленными гигантами - все были связаны с ВПК. Из действующих осталась треть. Расскажу об одном из тех, что были. Был старый директор -был завод - работал, выдавал продукцию, была прибыль. Кому-то в Москве это не понравилось (возможно размер отката им показался мал - на блядей и квартиры для проституток не хватало?). Старого директора уволили - приехала ватага пацанят из Москвы, лет по 25-27, пальцы веером. Активы вывезли в течении года. Обанкротили предприятие ...
    Теперь завода нет. В корпусах склады продуктовых и промышленных товаров китайского производства, "Гиперсупермаркеты", торгующие этими же товарами. Вот так.
    vv1263os
    1. drinkins 14 ноября 2011 14:40
      если его не отменить, то что делать с тем браком который они обнаружат??
      drinkins
      1. vv1263os 14 ноября 2011 19:02
        Не делать с браком.
        vv1263os
    2. Циник 14 ноября 2011 19:00
      Цитата: vv1263os
      как можно назвать то существо, которое придумало отменить институт представителей Заказчика

      Ну кто с ними работал , те знают что эт был за контроль .
      Хотя мужики были все нормальные , но нюансы ...
      Работать просто надо на совесть и отвечать за сделанное .
    3. Satanail 16 ноября 2011 10:18
      Я видел рекламу по интернет 14-16 ноября, по каналу "Россия 24" там в открытую продавали имущество которое принадлежало военному ведомству. Дома, земельные участки, муляжи, тренажёры...
      Satanail
  3. Varnaga 14 ноября 2011 14:31
    Хехе, ну эксперта то, положим, выбрали случайно и выудили у него несколько банальных фраз. Между тем, еще полгода назад было опубликованно открытое письмо ведущего специалиста НПО им. Лавочкина. Вот ссылка
    http://open-letter.ru/letter/26645
    А вот избранная цитата оттудова: «А чего стоит эпопея с «Фобос-Грунт»! Вот где настоящая курица, несущая золотые яйца! И если придется все-таки отправить этот аппарат в полет, то очень многие будут искренне огорчены расставанием.»
    Пора компетентным органам делать вполне определенные выводы.
    1. viktor_ui 14 ноября 2011 15:44
      Varnaga - спасибо за ссылку , ясен-пень и теперь и в РОСКОСМОСЕ разгул эффективного менеджмента. Загубят и эту отрасль. ЖАЛЬ.
  4. Евгений Петрович 14 ноября 2011 14:50
    Да действительно, зачем нам четвертый вариант, лучше на выпившего токаря свалим.
    (а пил он или не пил это совсем другая история)
  5. AlexAl 14 ноября 2011 15:35
    Про токаря и фасочку все понятно, не понятно куда контроль за работой токаря смотрел и куда сборщики смотрели ( сборщики узла возможно не в курсе какая деталь по форме должна быть, с фасочкой или без фасочки)?
    1. тюменец 14 ноября 2011 19:56
      Это как во вчерашней статье - конструкторы понятия не имеют, что и как функционирует на АПЛ, которую они проектируют.
      тюменец
  6. anfil 14 ноября 2011 16:23
    Ну брехун, у грохнувшейся ракеты обнаружили в детали фасочку под которую попала частица в 200 микрон. Похожие разборки проходят и на "железке" (РЖД), абы жопы руководства прикрыть.
  7. komTMG 14 ноября 2011 17:18
    Ариан 5 запустили с ПО для Ариан 4. Человеческий фактор есть везде. А помните, потеряли два Фобоса? Один программный сбой. Ошибка программиста (потом преподавал в военном училище в г. Пушкине) Второй так и по не установленной причине.
    Жаль, что такие интересные проекты проваливаются. Увы.
  8. bubla5 14 ноября 2011 18:11
    ДААА надо начинать с планеров
    1. Леха е-мое 14 ноября 2011 18:13
      А ПО МО МОЕМУ С ВАНЬКИ ТОКАРЯ.ВСТАВИТЬ ЕМУ В ЗАД. ЧТОБЫ ФАСКУ СНИМАЛ ВОВРЕМЯ. А ПОТОМ В ЗАД ВСЕМ ОСТАЛЬНЫМ ЧТОБЫ ПРОКОНТРОЛИРОВАЛИ ЭТО.
      Леха е-мое
      1. J_Silver 14 ноября 2011 18:29
        Токарю али пекарю вставить легко и просто, но по-настоящему надо вставлять в таких случаях организаторам производства, но их-то еще поискать надо - а они-то вымерли, как мамонты, остались только безмозглые и безрукие менеджеры..
        J_Silver
        1. Леха е-мое 14 ноября 2011 19:41
          АГА УМУДРИЛИСЬ ТОПЛИВА В РАКЕТУ ПЕРЕЛИТЬ БАЦ И ТРИ СПУТНИКА НА МИЛЛИАРДЫ РУБЛЕЙ УТОПИЛИ В ОКЕАНЕ- БОГАТО ЖИВЕМ.
          Леха е-мое
          1. J_Silver 14 ноября 2011 21:46
            А кто это видел? Все все равно застраховано - а на престиж страны на...
            J_Silver
    2. Циник 14 ноября 2011 19:38
      Цитата: bubla5
      начинать с планеров

      С бумажных !
  9. Циник 14 ноября 2011 19:36
    токарь .. роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку",

    Тут смотрю одни высокотехнологичные товарищи собрались , которые на раз просекают
    три диода или три транзистора

    А вот технари на раз просекают прикол : токарь точит поршень 150 атмосфер фасочку .
    У таких деталей финишная обработка - шлифовка !!!
    Обычно все такие детали имеют острую кромку , а это очень интересное понятие и толкуется как хочется !
    Просто никто не обратил внимание
    попала частица в 200 микрон

    Вдумайтесь !?
    Это же 0.2 мм !!!
    Прикрыли кого-то в чинах просто-напросто .
    1. Леха е-мое 14 ноября 2011 19:42
      ТОКАРЬ ТУТ КАК РАЗМЕННАЯ МОНЕТА .НА ВЫБРОС.
      Леха е-мое
  10. UAZ Patriot 14 ноября 2011 20:13
    Поповкин помоему двоечником в институте был. Где он не появится-сплошные косяки. Метлой гнать таких поганых генералов в пендосию пицу продавать! bully
  11. Anatoly 14 ноября 2011 20:28
    Дело было не в бабине!...........
    Anatoly
  12. mind1954 14 ноября 2011 21:25
    А почему бы и не военную приёмку возродить ?
    Хотя и её к "перестройке" полностью разложили.
    Насчёт 2 диодов и 3 транзисторов ничего странного не вижу -
    - это нормально. А вот насчёт ОТК - видели бы Вы в каком
    всё состоянии ! Я, к сожалению, видел . И после 30 лет
    разработки РЭА и контроля на нашей фирме, был в шоке,
    от которого и сейчас не могу отойти - искренне удивляюсь,
    когда слышу, что "благополучно взлетело".
    Вы даже не представляете масштабов существовавшего
    контроля качества изготовления. Он был настолько
    тотальным, что качество изделий не могли никакие пьянки
    поколебать. Работая в совершенно гражданских секторах
    экономики, я и там, с удивлением, обнаруживал следы
    военной приёмки !
    mind1954
  13. AleksUkr 14 ноября 2011 21:30
    В стране наступил период успешных удачливых менеджеров.Им глубоко наплевать на престиж страны.Им бы вовремя, а главное побыстрее набить карманы.Родственные отношения играют, к сожалению, немаловажную роль. Отсюда и "успехи" в освоении космоса. Поповкина отпустить на дачу.Пусть цветочки выращивает. Сколько неудач в последнее время.И все народные деньги.
  14. maksim 14 ноября 2011 21:55
    давайте развалим страну в конец и тогда действительно из кооператоров некому будет делать нашему РВСН нормальные детали
  15. TIT 14 ноября 2011 21:57
    Цитата: mind1954
    А почему бы и не военную приёмку возродить ?Хотя и её к "перестройке" полностью разложили.Насчёт 2 диодов и 3 транзисторов ничего странного не вижу -- это нормально. А вот насчёт ОТК - видели бы Вы в какомвсё состоянии ! Я, к сожалению, видел . И после 30 летразработки РЭА и контроля на нашей фирме, был в шоке,от которого и сейчас не могу отойти - искренне удивляюсь,когда слышу, что "благополучно взлетело".Вы даже не представляете масштабов существовавшегоконтроля качества изготовления. Он был настолько тотальным, что качество изделий не могли никакие пьянкипоколебать. Работая в совершенно гражданских секторахэкономики, я и там, с удивлением, обнаруживал следывоенной приёмки !



    раньше было примерно так:
    привезли партию 10 000 диодов(транзисторов)из них на контроль взяли 1000

    если из этой тысячи 50(цифра условна точно не пеомню)выходили за пораметры ,то браковали всю партию.(как сейчас не знаю но походу ,фраза начальства зучит "СТАВЬ ЧТО ЕСТЬ ", А ЕСЛЛИ УЧЕСТЬ ЧТО В ПЕНТАГОНЕ ПОЛНО КИТАЙСКИХ ПОДДЕЛОК В ЭЛЕКТРОНИКЕ (ИНФ С САЙТА),ТО СКОЛЬКО ИХ У НАС ОДНОМУ БОГУ ИЗВЕСТНО
    TIT
  16. mind1954 14 ноября 2011 22:21
    Тут Баранец рассказал, что происходит в министерстве обороны.
    Кто поддакивает всему, тому при наступлении пенсии "синекура"
    в виде тёплого места со стотысячными зарплатами, как у Поповкина !
    А кто не выдерживает и тельняшку на себе рвёт, тому в 24 часа на
    пенсию с 30 тысячами.
    Каждый день, каждый час существование этого режима - это процесс
    ликвидации нашей страны, стирания её ластиком с карты мира !!!
    mind1954
  17. Алексей- 14 ноября 2011 22:44
    это нашумевше письмо от бывшего спеца с НПО Лавочкина,ещё в марте было сброшено в инет на имя Иванова-ни ответа,ни привета,ни выводов.Зато как мантру бубнит-всё будет хорошо.Куда уже лучше?Когда пилотируемый навернётся?Тогда то точно и три,и четыре,и пять уровней контроля нарисуется.И это ж надо такое сказануть,что "прогресс" в Алтай завалился,что этот "фобос" завис-это "случайные" обстоятельства,непомню ФИО выдавшего сей пёрл.Надо наверно как с "булавой" всех и всё до истерики довести,с должности снять,у каждого шпинделя видеокамеру поставить,тогда полетит...так что ли?Или культура производства и ответственность вместе с Союзом канула в небытиё?
  18. Artemka 15 ноября 2011 15:44
    И тем не менее пол-Европы летает на нашиш Союзах. Так-то.
    Artemka

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня