Military Review

Soviet hooliganism of the 20s: “heavy legacy of the tsarist regime”

11
The very origin of this term has not been established, but it is known that already in 1898, it was already used in reports of the London police. A popular, but unproven version says that a man like Patrick Hooligen, an Irishman by birth and an obvious sociopath, lived in the 19 century. And his name became in this case a household word. There are other versions, but the French explanatory dictionary "Le Grand Robert" even believes that the word Hooligan in the middle of 1920-s was borrowed from English through Russian, in which it meant "a young opposition to the Soviet regime."



Here it is, "darling" Alexey Alshin, nicknamed Alla - the famous Penza gangster of the NEP epoch. His mouth is grinned, his teeth are small, like a ferret's, glazed eyes ... Br-rr, the sight is not for the faint of heart, especially when you look closely at this glass vessel ...

Well, in Russia itself, “hooligans” were first noted in print in the 1905 year, and the Brockhaus and Efron encyclopedia hit the 1909 year, so the “Soviet mark”, I think, should be left to the French. Although ... it was in the USSR, and immediately after the Civil War, hooliganism turned into a serious social problem. Before the revolution, “hooliganism” was something like a semi-criminal youth subculture that spread in the working-class suburbs, and from there with people from the village and into the village. But what to say - he gave her due, in particular, even Sergey Yesenin.

All this was a tribute to their time. In New York, there were street gangs, and in St. Petersburg hooligans also formed gangs, of which the most famous were five: “Vladimir residents”, “peskovtsy”, “voznesentsy”, “roshchintsy” and “gaydovtsy”. And if the “Vladimirs” had their own hinges in the custom of shifting to the left ear, and wearing a scarf-muffler of red color, then the “Gaidists” shifted them to the right, and the muffler's color was blue. In addition to fighting among themselves, they engaged in various “deeds”: they used foul language and threw stones at windows, tortured other cats and dogs, filed lampposts, spoiled tombstones, molested women, “sent natural necessities among the public”, and even pulled them away log log houses prepared for construction!

But hooliganism especially spread in Russia, now the USSR, after the end of the Civil War in the years of the NEP. As always, people expected one thing, but received something completely different. And “deceived hopes” are always stressful! And what is the best way to treat stress? Just more stress! This is where hooliganism went! Moreover, our hooligans of the 20s sang directly about it like this:

The revolution was, we did not give the will:
We had police, the police was doubly strict.
I'll walk down the street, do something,
What the police will tell me, I'll show her the knife.

But gangs of hooligans wielded not only on the street, not at all. They broke into clubs and cinemas, into theaters and pubs, organized mass brawls and even beat “pioneers and employees”. In Kazan, local hooligans threw stones and sticks at the plane and even the Osaviakhim pilot — that is, it smacked of politics. In Novosibirsk, a demonstration of Komsomol members was broken up, and in the Penza province they were engaged in an atrocious business: they dismantled the railway track, and the sleepers were laid on rails in front of the passing trains, which caused several train accidents!

And after all, Penza in those years was a quiet and “blessed” city. And what is left of this "God-saving" in it? Nothing practically - according to the OGPU, the growth of hooliganism was simply catastrophic, as 15-20 people were delayed daily for hooliganism in the city, with a total population of 100 thousand people!
Immediately, criminologists were found who thought that the hooliganism of those years was “a perverted thirst for activity and energy characteristic of young people”. What prevented to turn this thirst of activities from perverted to uncorrupted, it is clear - the lack of culture. However, the state itself often here added fuel to the fire. For example, it promoted the growth of hooliganism and the release of forty-degree vodka. “In connection with the release of forty-degree vodka, hooliganism in the city became spontaneous. On the night of October 2, around 50 drunk, hooligans were detained around the city. There were incidents of hooligans attacking the responsible executives of the Executive Committee of the Executive Committee and the Regional Committee of the city ... ”, said the head of the administrative department of the Penza Regional Executive Committee Gorgayev 3 of October 1925 (GAPO / State Archive of the Penza Region /. F. 503. Op.2. D.L. .79.) And the Penza newspaper Trudovaya Pravda in 1926, #214, wrote that hooligans at night attacked militiamen who made a detour and killed one, and disfigured one person and punched his head. But in the period from September to December of the same year, three streets in Penza were completely paralyzed, because the hooligans poured human excrement from a cesspool trailer along with barrels and could not stop it!

And what the police did, you ask, and the answer will be: "she did something." Detained, made protocols, and in two days let out again! (GAPO. F. 2. Op. 4. D. 224. L. 532.) After all, the hooligan had his own “worker-peasant origin,” so he deserved every concession. In the ditties of that time, this indulgent attitude to the bullies was sung as:

Forty-eight protocols
All made up by me,
I know the police
Do not fear a damn thing.
Kids, cut, beat,
Nonche light vessels:
Seven I slaughtered -
I spent four days.
Well, and the Bolshevik AA Solts in 1926 even noted that, supposedly, the former Gorky hooligan did not respect the foundations of that society, well, so we (the Bolsheviks) did not respect them either, and, therefore, our today's hooligans deserved a "good-natured" and "gentle attitude." Such was his logic!

But it was necessary to live. Therefore, police began to patrol Penza, and from 1927 onwards, they began to organize raids on hooligans, and at least twice a week, although even this did not bring much effect and the number of detainees for hooliganism continued to be very significant. There were "societies of hooligans" ("Society" Down with Innocence "", "Society of Soviet Alcoholics", "Society of Soviet Loafers", "Union of Hooligans", "Fools International", "Central Committee Spanners" and others), and hooligan circles ( The “toiling committee”, “a gang of hooligans”, etc.) even appeared in schools, and in some of them their “bureaus” were elected and membership dues were paid. The management of the 25 school was even forced to close it for a while. There was so much fear there of terror Orony hooligans.

Hooligans very often supported directly the bandit elements. So it is not surprising that when in Penza he managed to end the well-known raider and bandit Alexei Alshin nicknamed Alla (he was arrested in Petrovsk, but was tried in Penza, where judges sentenced him to death after a 27-hour meeting), his corpse immediately after execution placed in the window of one of the shops on Moskovskaya street. For edification, so to speak, to all antisocial elements! “Look,” the mothers threatened their offspring, prone to hooliganism. “You will go along a slippery path, and it will be with you too!” Moreover, then his head was cut off from his corpse, filled with alcohol and transferred for storage to the local medicalhistorical Museum at the regional hospital named after Burdenko. Not every city has such a “souvenir” in the storerooms of its museums, which clearly shows how then all these ordinary citizens got these “bad people”!

Only in the 1930-s began to fight hooliganism in the USSR for real, and the measures against it took a really harsh character. In particular, the Decree of the Central Election Commission and the Council of People's Commissars of the USSR from 29 March 1935, “On measures to combat hooliganism”, lifted the prison term to 5 years.

Well, in the 1940 year, after the decree of the Presidium of the USSR Supreme Soviet “On criminal liability for petty thefts at work and hooliganism” issued by 10 in August, “hooligan cases” were heard without any preliminary investigation, and in special duty chambers of people's courts ". Now, in the public places, swearing obscenely now, without looking at the workers 'and peasants' origins, they immediately gave a year in prison. Well, the usual sentence of a hooligan article was five years of imprisonment, and even followed by the release of a five-year ban to live in all the main cities of the USSR. But hooliganism was such tough measures as the “heavy legacy of the tsarist regime” and managed to curb. And no other measures to achieve this could not be a whole decade!
Author:
11 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. V.ic
    V.ic 28 October 2015 06: 33 New
    10
    Sub "culture" ... If there is no God, then everything is possible ... In short, a negative reflection of the processes of restructuring of society in a transitional era.
  2. parusnik
    parusnik 28 October 2015 06: 39 New
    18
    But hooliganism such as the “difficult legacy of the tsarist regime” could only be curbed by such harsh measures. But no other measures have been able to achieve this for a decade!.. Correct measures ... And now these people are called illegally repressed .. Victims of the Stalinist regime ..
  3. SeregaBoss
    SeregaBoss 28 October 2015 07: 33 New
    +3
    An interesting article, I would like to clarify, but hooligans and punks are not the same caste?
    1. kalibr
      28 October 2015 07: 39 New
      +6
      Shpana is kids bullies!
      1. marline
        marline 28 October 2015 09: 42 New
        +7
        Quote: kalibr
        Shpana is kids bullies!

        Not so, now it’s customary to say not children, but children wink
    2. Russian Uzbek
      Russian Uzbek 28 October 2015 09: 26 New
      +8
      "punks" are a bully on a "hair dryer" ie in thug jargon ...
      I recommend to everyone: "Republic of ShKiD", "A start in life" - just on the topic ...
  4. The comment was deleted.
  5. Mera joota
    Mera joota 28 October 2015 07: 42 New
    -1
    But hooliganism such as the “difficult legacy of the tsarist regime” could only be curbed by such harsh measures.

    Naive madam ... They fought against hooliganism up to the abolition of Article 213 of the Criminal Code of the Russian Federation, thereby admitting defeat in this hopeless business. I remember talking with an elderly man, he said that in the early 70s he worked in the police in one village, quit because local hooligans threw him off the bridge, just like that, because the cop ... Hooliganism is only one of the parties that is criminalized to the point youth culture of the times of the USSR. Most of the boys from 11-12 years old (except for the major players, of course) faced her, by this time everyone had already had their own "trailer", they found out who was "thug" and who was "groovy", etc. Tattoos alcohol, cigarettes, uncles in blue pictures and bikes "master's", fights with "non-local" ...
    1. kalibr
      28 October 2015 07: 51 New
      +1
      This is the second post-war war!
      1. The comment was deleted.
      2. Mera joota
        Mera joota 28 October 2015 08: 28 New
        +3
        Quote: kalibr
        This is the second post-war war!

        There were no waves, it was just that there was no time for hooliganism during the war, and the youth was completely cleaned from the streets, either you plow at the factory for 12 hours or at the front. Spartak Mishulin talked a little about hooliganism of those times (in the monologue, he spoke more honestly about the reason for his imprisonment than it was written on Wikipedia, he did not steal at all out of craving for art).
        1. The comment was deleted.
        2. The comment was deleted.
    2. netslave
      netslave 28 October 2015 08: 39 New
      +1
      "Hooliganism is only one of the sides of the criminalized youth culture of the times of the USSR"

      How were our post-Soviet 90s better in this regard?
      1. The comment was deleted.
      2. Mera joota
        Mera joota 28 October 2015 09: 21 New
        +8
        Quote: netslave
        How were our post-Soviet 90s better in this regard?

        Yes, nothing, only the majority of those "hooligans" in the 90s chipped and those who did not have time to call the owner mostly died of an overdose, laid hands on themselves (there were quite a few of them) or were killed.
        Recently, hooligans are not particularly visible because the demographic pit affects, in the 90s they did not give birth ...
        1. smershxnumx
          smershxnumx 28 October 2015 10: 30 New
          +2
          Hmm ... "There are no others, but those are far away ..."
          Indeed, there are almost no hooligans left from the 90s - who have drunk themselves / have gotten drunk, who have been "screwed up" in the showdown. Those who "sat down seriously and for a long time" survived. But ... and now, after leaving the twenties, they are "pale and thin" ... hi
        2. The comment was deleted.
        3. marline
          marline 28 October 2015 12: 25 New
          +3
          Quote: Mera Joota
          Recently, hooligans are not particularly visible because the demographic pit affects, in the 90s they did not give birth ...

          Nevertheless, I think that the presence of computers and iPhones affects more ...
          Eight years ago, I was going home from work, I was looking at my nephew and friends sitting on a bench in the yard, they were not talking to each other, everyone was staring at their phones, they were driving their fingers with a serious look, I already started thinking "what happened?" ... it turned out the nephew is walking with friends like that.
          1. The comment was deleted.
          2. Mera joota
            Mera joota 28 October 2015 13: 35 New
            +1
            Quote: merlin
            Nevertheless, I think that the presence of computers and iPhones affects more ...

            I agree with you, young people communicate more remotely and if they are hooligans, then only online.
    3. kalibr
      28 October 2015 17: 09 New
      0
      But what photo? !!! Erysipelas still that!
  6. kvs207
    kvs207 28 October 2015 08: 55 New
    +4
    Quote: Serge Boss
    and hooligans and punks is not the same caste?

    Caste is a social group, estate. Hooliganism is an antisocial behavior.
  7. moskowit
    moskowit 28 October 2015 19: 19 New
    +1
    The great proletarian poet V.V. Mayakovsky did not bypass this antisocial phenomenon.
    According to his script, the film "The Young Lady and the Hooligan" was shot, in which he played the main role.
  8. moskowit
    moskowit 28 October 2015 19: 22 New
    0
    Very often this word was used in his poems by Sergei Yesenin. He even called one of his poem "Confessions of a Hooligan" and a collection of poems came out under this title ...
  9. wizarden
    wizarden 28 October 2015 20: 57 New
    +1
    The year of jail for the mat, this is harsh. Now every second can be taken for it.
  10. maikl50jrij
    maikl50jrij 29 October 2015 05: 44 New
    0
    "Mischievous" were, are and will be. In all countries and nooks. An integral part of any society. This is a kind of bravado, as a rule, of young people spending their leisure time aimlessly. But where this curve will lead-depends on society, on educational and punitive work! And the article is a good example of the development of punitive measures for the re-education of "mischievous". An example of educational work can be called "Republic SHKID" Makarenko ... hi

Советское хулиганство 20-ых годов: «тяжелое наследие царского режима»

Само происхождение этого термина не установлено, однако известно, что уже в 1898 году в докладах лондонской полиции оно уже употреблялось. Популярная, но ничем не доказанная версия гласит, что жил, дескать, в 19 веке такой человек, как Патрик Хулиген, ирландец по происхождению и явный социопат. И вот его-то имя и стало в этом случае нарицательным. Есть и другие версии, а вот французский толковый словарь «Le Grand Robert» считает даже, что слово Hooligan в середине 1920-х было заимствованно из английского языка через русский, в котором оно обозначало «молодого оппозиционера советскому режиму».

Советское хулиганство 20-ых годов: «тяжелое наследие царского режима»

Вот он, «голубчик» Алексей Альшин, по кличке Алле – знаменитый пензенский бандит эпохи НЭПа. Рот оскален, зубы мелкие, словно у хорька, остекленевший взгляд… Бр-р-р, зрелище не для слабонервных, особенно, когда рассматриваешь эту стеклянную посудину вплотную…

Ну а в самой России «хулиганы» впервые отметились в печати в 1905 году, а в энциклопедию Брокгауза и Ефрона попали в 1909 году, так что «советский след», думается, французам следовало бы оставить. Хотя… именно в СССР, причем сразу после Гражданской войны хулиганство превратилось в серьезную социальную проблему. До революции «хулиганство» являлось чем-то наподобие полукриминальной молодёжной субкультуры, распространившейся в рабочих предместьях, а оттуда с выходцами из села, попавшей и в деревню. Да что говорить – должное отдавал ей, в частности, даже Сергей Есенин.


Все это было данью своему времени. В Нью-Йорке были уличные банды, и в Петербурге хулиганы тоже образовывали банды, из которых самых известных было пять: «владимирцы», «песковцы», «вознесенцы», «рощинцы» и «гайдовцы». И если у «владимирцев» свои картузы было в обычае сдвигать на левое ухо, а шарф-кашне носить красного цвета, то «гайдовцы» сдвигали их на правое, а цвет у кашне был синим. Занимались они помимо драк между собой, самые разными «делами»: сквернословили, и бросали камни в окна, мучили чужих кошек и собак, подпиливали фонарные столбы, портили надгробия, приставали к женщинам, «отправляли естественные надобности среди публики», и даже растаскивали по бревнышку срубы домов, приготовленные для строительства!

Но особенно распространилось хулиганство в России, теперь уже СССР, после завершения Гражданской войны в годы НЭПа. Как всегда люди ожидали одно, а получили нечто совсем другое. А «обманутые надежды» это всегда стресс! А чем лучше всего лечится стресс? Только еще большим стрессом! Вот отсюда хулиганство и пошло! Причем об этом вот так, напрямую пели, например, наши хулиганы 20-ых годов:

Революция была, нам же воли не дала:
Была у нас полиция, вдвойне строга милиция.
Я по улице пройду, что-нибудь да сделаю,
Что милиция мне скажет, я ей ножик покажу.

Но шайки хулиганов орудовали не только на улице, отнюдь. Они врывались в клубы и кинотеатры, в театры и пивные, устраивали массовые драки и избивали даже «пионеров и служащих». В Казани местные хулиганы закидали камнями и палками самолёт и даже пилота из «Осавиахима» – то есть это уже попахивало политикой. В Новосибирске разогнали демонстрацию комсомольцев, а в Пензенской губернии занимались и вовсе бандитским делом: разбирали железнодорожное полотно, а шпалы укладывали на рельсы перед проходящими поездами, что вызвало несколько железнодорожных катастроф!

А ведь именно Пенза в те годы была тихим и «богоспасаемым» городом. И что же в нем от этой «богоспасаемости» осталось? Да ничего практически – рост хулиганства по данным ОГПУ был просто катастрофическим, так как за хулиганские действия в городе ежедневно задерживалось 15-20 человек, при общем его населении в 100 тыс. человек!
Сразу же нашлись и криминологи, которые посчитали, что хулиганство тех лет представляло собой «извращенную жажду деятельности, энергии, свойственной молодежи». Что мешало превратить эту жажду деятельности из извращенной в неизвращенную, понятно – отсутствие культуры. Однако и само государство нередко тут подливало масла в огонь. Например, способствовал росту хулиганства и выпуск сорокаградусной водки. «В связи с выпуском сорокаградусной водки хулиганство в городе приняло стихийный характер. В ночь на 2 октября было задержано около 50 пьяных, хулиганивших по городу. Были случаи нападения хулиганов на проходивших по городу ответственных работников Губисполкома и Губкома...», - сообщал начальник административного отдела Пензенского Губисполкома Горгаев 3 октября 1925 года (ГАПО /Государственный архив Пензенской области/. Ф.503. Оп.2. Д. Л.79.) А пензенская газета «Трудовая правда» в 1926 году, №214, писала о том, что хулиганы ночью напали на совершавших обход милиционеров и одного убили, а другому изуродовали лицо и пробили голову. Ну а в период с сентября и по декабрь этого же года три улицы в Пензе были полностью парализованы, поскольку хулиганы бочками разливали по ним человеческие экскременты из ассенизационного обоза и прекратить это никак не удавалось!

А что делала милиция, спросите вы и ответ будет такой: «что-то она делала». Задерживала, составляла протоколы, а через два дня опять выпускала! (ГАПО. Ф. 2. Оп. 4. Д. 224. Л. 532.) Ведь хулиган-то был свой «рабоче-крестьянского происхождения», поэтому заслуживал всяческого снисхождения. В частушках того времени об этом снисходительном отношении к хулиганам пелось так:

Сорок восемь протоколов
Все составлены на меня,
Мне милиция знакома,
Не боюся ни черта.
Ребятишки, режьте, бейте,
Нонче легкие суда:
Семерых зарезал я –
Отсидел четыре дня.
Ну, а большевик А.А. Сольц в 1926 году даже отмечал, что, мол, прежний горьковский хулиган не уважал устоев того общества, ну так и мы (большевики) их тоже не уважали, а, значит, наши сегодняшние хулиганы заслуживал «добродушного» и «мягкого отношения». Такая вот была у него логика!

Но жить-то было надо. Поэтому Пензу начали патрулировать конные милиционеры, а с 1927 года начали устраиваться облавы на хулиганов, причем не реже двух раз в неделю, хотя даже это особого эффекта не принесло и количество задержанных за хулиганство продолжало оставаться весьма значительным. Появились «общества хулиганов» («Общество "долой невинность“», «Общество советских алкоголиков», «Общество советских лодырей», «Союз хулиганов», «Интернационал дураков», «Центральный комитет шпаны» и др.), а хулиганские кружки («Топтательный комитет», «Шайка хулиганов» и т. п.) появились даже в школах. Причем в некоторых из них избирались свои «бюро» и взимались членские взносы. Дошло до того, что опять-таки в Пензе дирекция 25-й школы была даже на какое-то время вообще вынуждена закрыть ее. Настолько был велик там страх перед террором со стороны хулиганов.

Хулиганы очень часто поддерживали и непосредственно бандитские элементы. Так что неудивительно, что когда в Пензе удалось покончить с известным налетчиком и бандитом Алексеем Альшином по кличке Алле (его арестовали в Петровске, но судили в Пензе, где судьи после 27-часового совещания приговорили его к расстрелу), его труп сразу же после казни поместили в витрине одного из магазинов на улице Московской. В назидание, так сказать, всем антисоциальным элементам! «Вот смотри, – грозили матерям своим отпрыскам, склонным к хулиганству. – Пойдешь по скользкой дорожке, и с тобой тоже будет!» Более того, затем у его трупа была отрезана голова, залита спиртом и передана на хранение в местный медико-исторический музей при областной больнице имени Бурденко. Не каждый город имеет в запасниках своих музеев такой «сувенир», наглядно свидетельствующий о том, насколько тогда всех обычных граждан эти… «нехорошие люди» достали!

Только в 1930-е годы бороться с хулиганством в СССР начали по-настоящему, а меры против него приняли действительно суровый характер. В частности, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года «О мерах борьбы с хулиганством» тюремный срок за него подняли до 5 лет.

Ну, а в 1940 году, после изданного 10 августа указа Президиума ВС СССР «Об уголовной ответственности за мелкие кражи на производстве и за хулиганство», «хулиганские дела» и вовсе стали заслушивать без какого бы то ни было предварительного расследования, а в особых «дежурных камерах народных судов». Нецензурно бранящимся в публичных местах теперь, не глядя на рабоче-крестьянское происхождение, сразу давали год тюрьмы. Ну, а обычным приговором по хулиганской статье стали пять лет лишения свободы, да еще и с последующим за освобождением пятилетним запретом проживать во всех главных городах СССР. Вот только такими жесткими мерами хулиганство, как «тяжелое наследие царского режима» и удалось обуздать. А никакими другими мерами добиться этого не удавалось целое десятилетие!
Автор: Светлана Денисова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 11
  1. V.ic 28 октября 2015 06:33
    Суб"культура"... Если Бога нет, так всё можно... Короче, негативное отображение процессов перестройки социума в переходную эпоху.
  2. parusnik 28 октября 2015 06:39
    Вот только такими жесткими мерами хулиганство, как «тяжелое наследие царского режима» и удалось обуздать. А никакими другими мерами добиться этого не удавалось целое десятилетие!..Правильные меры...А теперь этих людей называют незаконно репрессированными..Жертвами сталинского режима..
  3. СерегаБосс 28 октября 2015 07:33
    Интересная статья, хотелось бы уточнить, а хулиганы и шпана это не одна и та же каста?
    1. kalibr 28 октября 2015 07:39
      Шпана это хулиганы-дети!
      1. merlin 28 октября 2015 09:42
        Цитата: kalibr
        Шпана это хулиганы-дети!

        Не так, сейчас принято говорить не дети, а онижедети wink
    2. русский узбек 28 октября 2015 09:26
      "шпана" - это хулиган на "фене" т.е. на "блатном" жаргоне...
      всем рекомендую: "Республика ШКиД","Путевка в жизнь" - как раз по теме...
  4. Комментарий был удален.
  5. Mera Joota 28 октября 2015 07:42
    Вот только такими жесткими мерами хулиганство, как «тяжелое наследие царского режима» и удалось обуздать.

    Наивная мадам... С хулиганством боролись вплоть до отмены статьи 213 УК РФ, тем самым признав свое поражение в этом безнадежном деле. Помню беседовал с одним пожилым мужиком, тот рассказвал, что в начале 70-х работал в милиции в одном поселке, уволился потому что местные хулиганы сбросили его с моста, просто так, потому что мент... Хулиганство лишь одна из сторон криминализированной до нельзя молодежной культуры времен СССР. С ней сталкивались большинство пацанов начиная с 11-12 лет (кроме мажориков конечно), к этому времени у всех уже появлялся свой "прицеп", узнавали кто "блатной", а кто "в попу заводной" и т.д. Наколки алкоголь, сигареты, дяденьки в синеньких картинках и байками "хозяйскими", драки с "неместными"...
    1. kalibr 28 октября 2015 07:51
      Это уже вторая, послевоенная война пошла!
      1. Комментарий был удален.
      2. Mera Joota 28 октября 2015 08:28
        Цитата: kalibr
        Это уже вторая, послевоенная война пошла!

        Не было никаких волн, просто во время войны не до хулиганства было, да молодежь всю подчистую с улиц убрали, либо пашешь на заводе 12 часов, либо на фронте. Про хулиганство тех времен немного рассказывал Спартак Мишулин (про причину своей отсидки он в монологе рассказал почестнее чем написано в википедии, воровал он отнюдь не из тяги к искусству).
        1. Комментарий был удален.
        2. Комментарий был удален.
    2. netslave 28 октября 2015 08:39
      "Хулиганство лишь одна из сторон криминализированной до нельзя молодежной культуры времен СССР"

      Чем в этом плане были лучше наши постсоветские 90-ые?
      1. Комментарий был удален.
      2. Mera Joota 28 октября 2015 09:21
        Цитата: netslave
        Чем в этом плане были лучше наши постсоветские 90-ые?

        Да ничем, единственно большинство тех "хулиганов" в 90-е скололись и те кто не успел заехать к хозяину в основном сдохли от передозировки, наложили на себя руки (таких было не мало) или были убиты.
        В последнее время хулиганов не особо видно ибо яма демографическая влияет, в 90-х не особо рожали...
        1. смерш24 28 октября 2015 10:30
          Мда-а... "Иных уж нет, а те - далече..."
          Действительно, хулиганов из 90-х почти не осталось - кто спился/скололся, кого в разборках "зажмурили". Выжили те, кто "присел всерьёз и надолго". Но... и они сейчас, выйдя после двадцатки, "бледные и худые"... hi
        2. Комментарий был удален.
        3. merlin 28 октября 2015 12:25
          Цитата: Mera Joota
          В последнее время хулиганов не особо видно ибо яма демографическая влияет, в 90-х не особо рожали...

          Все же я думаю, что наличие компьютеров и айфонов влияет сильнее...
          Лет восемь назад, иду с работы домой, смотрю во дворе на лавке сидит племянник с друзьями, друг с другом не разговаривают, уставились все в свои телефоны, пальчиками с серьезным видом водят, я уж начал думать "что случилось?"... оказалось племянник так с друзьями гуляет.
          1. Комментарий был удален.
          2. Mera Joota 28 октября 2015 13:35
            Цитата: merlin
            Все же я думаю, что наличие компьютеров и айфонов влияет сильнее...

            Соглашусь с вами, молодежь больше общается дистанционно и если и хулиганит, то только в сети.
    3. kalibr 28 октября 2015 17:09
      Но зато какое фото?!!! Рожа еще та!
  6. kvs207 28 октября 2015 08:55
    Цитата: СерегаБосс
    а хулиганы и шпана это не одна и та же каста?

    Каста - это социальная группа, сословие. Хулиганство - это асоциальное поведение.
  7. moskowit 28 октября 2015 19:19
    Не обошёл это антисоциальное явление и великий пролетарский поэт В.В.Маяковский.
    По его сценарию был снят фильм "Барышня и хулиган", в котором он сыграл главную роль.
  8. moskowit 28 октября 2015 19:22
    Очень часто это слово задействовал в своих стихах и Сергей Есенин. Одну свою поэму он даже назвал "Исповедь хулигана" и под этим названием вышел сборник стихов...
  9. wizarden 28 октября 2015 20:57
    Год тюрьмы за мат, это сурово. Сейчас каждого второго можно брать за это.
  10. maikl50jrij 29 октября 2015 05:44
    "Озорники" были, есть и будут. Во всех странах и закоулках. Неотъемлемая часть любого общества. Это, своего рода, бравада, как правило молодежи, бесцельно проводящей досуг. А вот куда выведет эта кривая-зависит от общества, от воспитательной и карательной работы! А статья-хороший пример развития карательных мер перевоспитания "озорников". Примером воспитательной работы можно назвать "Республика ШКИД" Макаренко... hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня