День инноваций ЮВО: РСЗО «Торнадо-Г»
Работы по модернизации РСЗО «Град» стартовали еще в восьмидесятых годах. Впервые обновленная боевая машина была опробована на полигоне в 1998 году. Тем не менее, в течение нескольких следующих лет модернизированная система залпового огня по ряду причин, прежде всего экономического характера, не могла дойти до серийного производства. Первый контракт на поставку этой техники был подписан только несколько лет назад, а первые серийные боевые машины были переданы войскам не ранее 2011 года. В 2013 году РСЗО «Торнадо-Г» была официально принята на вооружение сухопутных войск.
Реактивная система залпового огня 9К51М «Торнадо-Г» представляет собой модернизированный вариант комплекса «Град», в состав которого введен ряд нового оборудования. Кроме того, обновленный проект подразумевает использование нескольких новых реактивных снарядов с повышенными характеристиками точности и новыми боевыми частями. При этом полностью сохраняется возможность использования существующих боеприпасов старых типов.
Повышение характеристик модернизированной РСЗО достигается, в первую очередь, за счет использования набора нового оборудования. Так, в кабине экипажа устанавливается обновленный пульт управления наводчика, аппаратура спутниковой навигации, а также ЭВМ для обработки поступающей информации и управления вооружением. Пакет направляющих для реактивных снарядов дополнительно оснащается автоматизированными приводами для дистанционного управления и аппаратурой дистанционного ввода данных в системы наведения ракет.
Проект модернизации системы залпового огня до состояния «Торнадо-Г» позволяет не только строить полностью новые боевые машины, но и обновлять существующие путем установки нового оборудования. Благодаря такому подходу новая боевая машина 2Б17М полностью сохраняет основные характеристики базовой техники. Как и ранее, работой комплекса управляет расчет из пяти человек. При движении по шоссе колесная машина развивает скорость до 75 км/ч.
Благодаря новой аппаратуре значительно сокращено время, необходимое на подготовку к стрельбе. После прибытия на неподготовленную огневую позицию машина «Торнадо-Г» может открыть огонь в течение 3 минут. На залп всем боекомплектом из 40 ракет требуется не менее 20 секунд, в зависимости от темпа стрельбы. В течение небольшого времени после завершения стрельбы машина может уйти с огневой позиции. В некоторых источниках утверждается, что РСЗО новой модели может уйти с позиции до того, как ее реактивные снаряды упадут на цель.
В рамках проекта «Торнадо-Г» были разработаны несколько новых реактивных снарядов калибра 122 мм, предлагаемые для повышения характеристик комплекса. Изделие 9М217 оснащается кассетной боевой частью весом 25 кг с бронебойными суббоеприпасами. Такой снаряд доставляет боевую часть на дальность до 30 км. Выбрасываемые боевые элементы пробивают до 60-70 мм гомогенной брони. Реактивный снаряд 9М218 так же несет кассетную боевую часть, однако комплектуется суббоеприпасами с более высокими характеристиками. Они способны пробить до 100 мм брони.
Ранее неоднократно упоминалось создание новых реактивных снарядов с повышенной дальностью полета. За счет таких боеприпасов можно значительно увеличить радиус действия реактивной артиллерии, вплоть до 100 км. Соответствующим образом растет и боевая эффективность батареи, вооруженной модернизированными РСЗО.
В силу определенных причин закупки серийных РСЗО «Торнадо-Г» стартовали только в начале текущего десятилетия. Первые сведения на этот счет появились в 2011 году, однако в 2012-м руководство министерства обороны опровергло их. При этом отмечалось, что новая техника еще не прошла испытания, но вскоре должна поступить в войска. Первые боевые машины нового типа были переданы вооруженным силам в середине 2012 года. В дальнейшем строительство и поставки такой техники продолжились.
По некоторым данным, к настоящему времени сухопутные войска получили не менее полусотни боевых машин 2Б17М «Торнадо-Г». Такая техника поставляется различным подразделениям, в том числе артиллерийским соединениям Южного военного округа. Одна из РСЗО, эксплуатируемых в ЮВО, не так давно стала экспонатом выставки «День инноваций». Представляем фотообзор этой машины.
Позади кабины, на грузовой платформе, по-прежнему располагаются запасное колесо и часть специального оборудования
Обновленная пусковая установка. Внутри броневого кожуха под передней частью стволов располагается часть нового оборудования
Информация