В61 – бомба 11 президентов

48
В61 – бомба 11 президентовВ условиях непростой международной обстановки, которую можно охарактеризовать как «холодная война 2.0», обе «воюющие» стороны вынуждены предпринимать действия оборонительного характера. Однако зачастую они приобретают агрессивный характер. Именно таковыми являются решения Пентагона модернизировать свое тактическое ядерное оружие воздушного базирования – авиабомбы семейства В61 – и разместить их на территории европейских стран НАТО.

А ОСАДОЧЕК-ТО ОСТАЛСЯ


Во второй половине сентября с.г. в СМИ со ссылкой на немецкий телеканал ZDF появилась информация о том, что США готовятся разместить в обозримой перспективе на территории Германии новую модификацию своих ядерных авиабомб В61-12, под носители которых решено адаптировать истребители-бомбардировщики «Торнадо» из боевого состава немецких ВВС. Сообщалось, что 20 таких бомб разместят на авиабазе Бюхель в земле Рейнланд-Пфальц, а в перспективе они появятся в Турции и Италии.

Вашингтон некоторое время «сохранял интригу», но через пару дней в Национальном управлении ядерной безопасности США заявили, что, дескать, новые авиабомбы в ближайшее время не могут быть размещены в Германии, поскольку их производство, а точнее – модернизация из имеющихся на сегодня авиабомб семейства В61 более ранних модификаций, начнется не ранее 2020 года. А средства в бюджете выделяются только на модернизацию под новый вариант В61 собственно самолетов-носителей – истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» и F-16.

Опасения развеяли, но осадочек-то, как говорится, остался: как только бомбы В61-12 появятся физически, они, судя по всему, в первую очередь материализуются именно на авиабазах в Европе. Самолеты-носители под них к тому времени будут уже готовы, а летчики пройдут соответствующее обучение. Хотя если уж говорить начистоту, то о том, что Пентагон запрашивает средства на адаптацию под новую ядерную авиабомбу немецких и итальянских «Торнадо» и бельгийских, голландских и турецких F-16А/В и планирует осуществить ее в 2015–2018 годы, было известно еще в 2014 году. Так что немецкий канал открыл нам секрет Полишинеля. Непонятно только – зачем.

Впрочем, это не отменяет главного: в конечном счете все рассуждения о возможности вывода последнего вида американского ядерного оружия, размещенного в Европе, так и остались бесполезными разговорами. Десятая по счету серийная модификация авиабомб семейства В61, верой и правдой служивших 11 президентам Соединенных Штатов, продолжит создавать угрозу идеи безъядерного мира и при следующем хозяине Овального кабинета.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ

Ядерные авиабомбы семейства В61 длительное время являлись наиболее универсальным и самым массовым типом ядерных боеприпасов, имевшихся в арсенале ВС США и их союзников по НАТО. Примечательно, что единственными существенными изменениями, которые до недавнего времени были внесены в конструкцию авиабомбы со времени ее принятия на вооружение в 1967 году, стали усовершенствования с целью обеспечения более высокой степени безопасности ее хранения и эксплуатации, да плюс была создана модификация, предназначенная для поражения глубоко расположенных под землей и хорошо защищенных объектов противника. И только В61-12 представляет собой уже серьезно доработанный вариант, который можно отнести к новому поколению.

Базовая модификация В61 имеет калибр 700 фунтов (около 317,5 кг), длину немногим более 3,5 м и диаметр чуть более 33 см. Однако есть и несколько других модификаций авиабомбы, которые уже имеют зачастую довольно-таки существенные отличия. Так, бомба В61-11 Earth Penetrating Nuclear Gravity Bomb (в переводе с английского «Проникающая (заглубляемая) ядерная свободно падающая бомба»), весит уже около 1200 фунтов (около 544 кг).

Всего же, как утверждается, было выпущено 3155 авиабомб семейства В61, а общий запас бомб, находящихся в арсенале ВС США, включая складированные на территории европейских стран НАТО, оценивается рядом экспертов в 1925 единиц, включая те, что находятся на хранении. В докладе «В61-12: новая управляемая ядерная бомба, применяемая вне зоны действия сил ПВО противника» («B61-12: The New Guided Standoff Nuclear Bomb») Ханса М. Кристенсена, директора информационного проекта по ядерным вооружениям Федерации американских ученых (FAS), от 2014 года указывается, что сегодня ВС США располагают 825 снаряженными и готовыми к немедленному применению бомбами В61 разных модификаций, в том числе 180 – на авиабазах в Европе.

СОЗДАНИЕ


Разработка ядерной авиабомбы типа В61 (до 1968 года – ТХ-61), начавшаяся специалистами Лос-Аламосской лаборатории на рубеже 1960–1961 годов в рамках программы по созданию «легкого ядерного боеприпаса», была в целом завершена в 1963 году. Подготовка производства под сборку первых, опытных, боеприпасов была начата в 1965 году, а первые бомбы нового семейства сошли с «конвейера смерти» в октябре 1966 года. В следующем году В61 была принята на вооружение ВС США, однако из-за ряда выявленных проблем крупносерийное производство авиабомб данного типа было начато только в 1968 году.

Согласно информации, обнародованной в американских специализированных источниках, ядерные авиабомбы семейства В61 серийно выпускались в шести модификациях: Mod 0, Mod 1, Mod 2, Mod 3, Mod 4 и Mod 5. Модификации Mod 1/3/4 были сняты с вооружения и уничтожены, а остальные – Mod 0, Mod 2 и Mod 5 – прошли модернизацию, в том числе с целью повышения безопасности их хранения и эксплуатации. Однако программа дальнейшей модернизации авиабомб семейства В61 была отменена, и модификации Mod 6, Mod 8 и Mod 9 на свет так и не появились. В распоряжении стратегической авиации оказалась только бомба В61-7, тогда как тактическая В61-10 представляет собой «переделанную» боевую часть БР «Першинг II».

На протяжении нескольких десятилетий ядерные бомбы семейства В61 были, как говорят американцы, хлебом и маслом для специалистов Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, постоянно выступая в роли подопытных кроликов или лабораторных мышей для физиков-ядерщиков и специалистов по ядерным вооружениям.

В период с 1963 по 1968 год на полигоне в штате Невада была проведена целая серия подземных ядерных взрывов (испытаний) с целью проверки текущего состояния авиабомб типа В61 и практического подтверждения их характеристик, что требовал заказчик. Так, 30 июня 1966 года было проведено испытание бомбы типа В61 на полную мощность, получившее кодовое наименование Shot Halfbeak. Мощность ядерного взрыва составила 350 кт. В том же году было проведено еще пять подземных ядерных взрывов, а в середине 1970-х годов – новая серия ядерных взрывов с целью проверки бомб B61-3/-4, поступивших на вооружение ВС США в 1979 году.

Боевое применение В61 в зависимости от модификации могло осуществляться с большой или малой высоты четырьмя способами, которые актуальны и до сего дня:

– воздушный ядерный взрыв при условии так называемого свободного падения авиабомбы;

– воздушный ядерный взрыв, осуществляемый с временной задержкой;

– наземный (или надводный) ядерный взрыв при условии свободного падения авиабомбы;

– наземный ядерный взрыв при условии выполнения бомбометания с высоты не более 50 футов (около 15,24 м).

Последний, маловысотный способ бомбометания получил в американской военной терминологии название laydown, а основным условием его успешного осуществления является неразрушение В61 после ее удара о землю. Помочь в этом призвана специальная тормозная парашютная система. Причем парашют как снижает скорость свободного падения авиабомбы, так и корректирует ее траекторию. В первых модификациях В61 использовался нейлоновый парашют с диаметром купола 17 футов (5,18 м), затем стали применять более крупный, с диаметром купола 24 фута (7,32 м), парашют, для изготовления которого использовались уже два типа материала – нейлон и кевлар.

СЛУЖБА


Ядерные авиабомбы семейства В61 поступили на вооружение различных самолетов стратегической (в этом случае применялись бомбы с зарядом максимальной мощности) и тактической (модификации с зарядом меньшей мощности) авиации ВВС США и ВВС их союзников по НАТО, в том числе:

– стратегическая авиация: самолеты В-52, FB-111, B-1B, В-2A;

– тактическая авиация: самолеты F-100, F-104, F-4, F-105, F-15/F-15E, F-16 разных модификаций, F-111, F-117 и «Торнадо» разных модификаций.


Первые летные испытания B61-12 проводились с использованием истребителя F-15E. Фото с сайта www.nnsa.energy.gov

Была принята данная авиабомба и на вооружение авиации Военно-морских сил и Корпуса морской пехоты США: модификации В61-2 и В61-5 включались в боекомплект самолетов А-4, А-6, А-7 и F/A-18. Однако после того как в начале 1990-х годов командование ВМС США, принимая во внимание изменившуюся мировую военно-политическую обстановку (исчезновение главного стратегического противника в лице СССР), отказалось от использования авианосной авиации в качестве средства доставки ядерных боеприпасов, все бомбы В61 были исключены из арсенала флота.

Отметим, что В61 была использована в работах по созданию целой группы ядерных боевых частей других образцов вооружения:

– типа W69 – для КРВБ малой дальности AGM-69 SRAM, входившей в состав вооружения В-52, FB-111A и В-1В (длина БЧ – 760 мм, диаметр – 380 мм, масса – 124,7 кг, мощность – от 100 до 200 кт). Выпущено около 1500 таких БЧ;

– типа W73 – для КРВБ большой дальности AGM-53 «Кондор». Программа создания БЧ закрыта в 1970 году – для ракеты решили создавать только неядерную БЧ, а в марте 1976 года закрыта и сама программа по созданию «Кондора»;

– типа W80-0 – для КРМБ BGM-109 TLAM-N «Томахок» (длина БЧ – 797,5 мм, диаметр – 300 мм, масса – 131,5 кг, мощность – 5 кт или 170–200 кт). Выпущено 367 БЧ;

– типа W80-1 – для КРВБ AGM-86 ALCM и модернизированной КРВБ AGM-129 АСМ. Характеристики аналогичны предыдущей БЧ, выпущено около 1750 БЧ;

– типа W81 – планировавшийся вариант ядерной БЧ мощностью 2–4 кт для ЗУР корабельного ЗРК «Стандарт» SM-2, в разработку не пошел;

– типа W84 – разработанный Ливерморской национальной лабораторией им. Эрнеста Лоуренса вариант для крылатой ракеты наземного базирования BGM-109G «Грифон», созданной на базе КРМБ «Томахок». В целом БЧ была схожа с БЧ типа W80 для КРМБ и КРВБ, но имела несколько отличные характеристики: длина – 863 мм, диаметр – 330 мм, масса – 176 кг. Выпущено около 300–350 боевых частей типа W84, причем ракетные комплексы «Грифон» были уничтожены по Договору РСМД, но боевые части, по данным американских источников, до сих пор находятся на хранении;

– типа W85 – для ракеты «Першинг II» (длина БЧ – 1100 мм, диаметр – 330 мм, масса – 400 кг, мощность – от 5 до 80 кт). Выпущено 120 боевых частей, позднее переделанных в авиабомбы В61-10;

– типа W86 – планировавшаяся к разработке модернизированная БЧ для ракет «Першинг II», предназначенная для поражения глубоко расположенных в грунте и хорошо защищенных объектов противника. В разработку и производство не передавалась.

Интересный эпизод произошел с БЧ типа W85 ракет средней дальности «Першинг II». 7 декабря 1987 года был подписан Договор о сокращении ракет средней и меньшей дальности (РСМД), который среди прочего обязывал США ликвидировать все БРСД «Першинг II». Однако американцы, уничтожив к середине 1991 года все ракеты и их ПУ, боевые части ракет демонтировали и «конвертировали» в ядерные авиабомбы типа В61, которые затем, по данным американских источников, были возвращены – уже в новом качестве – в Европу. Таким образом, выведя ракеты с ядерными боевыми частями из европейских стран – союзниц по НАТО, американское военно-политическое руководство фактически вернуло обратно эти же боевые части, но уже в виде авиабомб В61-10. Для этого ядерная «начинка» извлекалась из W85 и помещалась в корпус бомбы. В общем, американцы, соблюдя, что называется, букву договора, нарушили его дух, нисколько не способствуя тем самым снижению ядерной напряженности. Правда, на сегодня В61-10 уже не находятся в Европе, они сняты с вооружения и отправлены на хранение.

Американские военные подразделяют все имеющиеся сегодня на вооружении авиабомбы семейства В61 на два типа: стратегического назначения и тактические. К первым относится модификация В61-7, производившаяся с 1985 по 1990 год, а также более поздняя модификация – «проникающая» В61-11, полученная за счет модернизации более ранней модификации. Тактическое семейство В61 представлено вариантами Mod 3, Mod 4 и Mod 10.

Авиабомба В61-7 была включена в состав полезной нагрузки стратегических бомбардировщиков В-52 и В-2А, ее отличительная особенность – возможность изменять мощность: 10 или 340 кт. Сообщалось о промежуточном варианте, но официально информация о нем не обнародовалась. В свою очередь, В61-11 представляет собой «проникающий» боеприпас для поражения заглубленных высокозащищенных объектов.

Отличительной особенностью В61-11 является ее фиксированная мощность: по разным данным, либо 10 кт, либо 340 кт. Хотя в ряде зарубежных специализированных источников утверждается, что ядерная «начинка» бомб 11-й модели ничем не отличается от таковой у 7-й модели, а потому В61-11 должна иметь три варианта снаряжения: 10 кт, 340 кт или промежуточный вариант, информация о котором отсутствует. В ряде источников упоминается о том, что В61-11 оснащена специальным комплектом ее стабилизации в полете – двумя малогабаритными ракетными двигателями, закрепляемыми в средней части бомбы.

Летные испытания В61-11 были проведены на полигонах в штатах Невада и Аляска с самолетов F-16, B-1B и В-52. Первые четыре серийные авиабомбы данного типа были переданы ВВС США в декабре 1996 года. Предполагается, что в 1997 году около 50 авиабомб В61-7 было переоборудовано в В61-11 и передано на хранение на авиабазу Уайтмен, штат Миссури, где базировалось авиакрыло бомбардировщиков В-2А, которые в октябре 1997 года были определены в качестве носителей этого типа ядерных боеприпасов. Оставшиеся же авиабомбы В61-7 были отправлены на хранение в арсеналы авиабаз Барксдейл (штат Луизиана), Майнот (штат Северная Дакота), Неллис (штат Невада) и Киртлэнд (штат Нью-Мексико).

Примечательно, что при испытаниях планировавшейся на роль «убийцы бункеров» (bunker busters) бомбы В61-11, проводившихся в 1998 году на полигоне на Аляске, авиабомбы смогли проникнуть вглубь мерзлого грунта лишь на 2–3 м, тогда как обычная, неядерная авиабомба GBU-28 калибром 5000 фунтов (около 2268 кг) может при равнозначных условиях боевого применения пробивать до 6 м железобетона. Таким образом, ядерный взрыв у В61-11, имеющей КВО около 110–170 м, будет происходить очень близко от поверхности, не вызывая поражения расположенного глубоко под землей вражеского объекта. GBU-28 же хоть и имеет большую массу и может применяться далеко не каждым самолетом, зато более дешева и проста в применении, а главное – не относится к ядерному оружию и не требует дополнительных «телодвижений» по приданию легитимности факту ее боевого применения.

Что касается тактических авиабомб, то сегодня на вооружении ВС США находятся модификации Mod 3, Mod 4 и Mod 10, подавляющая часть которых, по данным американских источников, хранится в арсеналах авиабаз Неллис и Киртлэнд. Бомбы В61-10 находятся только на хранении. Предположительно, некоторое количество тактических В61 может находиться и на авиабазе Сеймур Джонсон, штат Северная Каролина, да еще минимум 150 бомб находится на территории европейских стран НАТО и зарезервированы для использования их ВВС в особый период.

Для «ядерных миссий» определены авиационные подразделения в Бельгии (авиабаза Кляйн Брогель – около 10–20 бомб, максимально можно складировать 44 бомбы, носители – F-16А/В бельгийских ВВС), Германии (авиабаза Бюхель – примерно 10–20 бомб, максимально – 44 бомбы, носители – PA-200 «Торнадо» германских ВВС), Италии (авиабазы Авиано и Геди Торе – соответственно 50 и 10–20 бомб, максимально – 72 и 40 бомб, носители – американские F-16C/D и итальянские РА-200 «Торнадо»), Нидерландах (авиабаза Фолкель – 10–20 бомб, максимально – 44 бомбы, носители – F-16А/В голландских ВВС) и Турции (авиабаза Инджирлик – 60–70 бомб, носители – F-16А/В турецких ВВС и самолеты ВВС США, размещаемые здесь на ротационной основе).

Греция сняла с себя такую «почетную» ответственность, и в 2001 году запасы бомб В61 с ее территории американцами выведены. Кроме того, если на 2001 год общие запасы ядерных бомб семейства В61 в Европе оценивались примерно в 480 единиц, то в последующие годы смертоносный арсенал американцами все же был сокращен. В докладе «Американское тактическое ядерное оружие в Европе, 2011 год» Роберта С. Норриса и Ханса М. Кристенсена утверждается, что к 2007 году за счет эвакуации запасов ядерных бомб В61 из арсеналов авиабаз Рамштайн (Германия) и Лакенхит (Великобритания) совокупное количество данного типа ядерных авиабомб в Европе было сокращено до менее чем 200 единиц. По словам же помощника замминистра обороны США по вопросам политики Джеймса Н. Миллера, сказанным им в июле 2009 года на брифинге с журналистами, в Европе американские военные располагают 180 бомбами семейства В61. При этом отметим, что ВВС стран НАТО регулярно проводят учения по отработке «распределения и применения» складированных в Европе авиабомб В61 в особый период.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ


В мае 2010 года Национальное управление ядерной безопасности, организационно входящее в Министерство энергетики США, запросило у конгресса 40 млн долл. на модернизацию В61, включая ее адаптацию к новому носителю – самолету F-35А «Лайтнинг II» (JSF). Согласно изложенной в запросе информации, новый истребитель должен был получить к 2017 году способность нести данный тип ядерного боеприпаса во внутреннем отсеке вооружения. Причем в «Обзоре ядерной политики» США от 2010 года указывается: «Производство самолета JSF – носителя ядерного оружия – и ядерной авиабомбы В61-12 позволит Соединенным Штатам сохранить способность осуществлять передовое развертывание нестратегического ядерного оружия в целях выполнения обязательств перед союзниками по Североатлантическому альянсу». В документе также отмечается, что реализация программы не приведет к созданию боеприпаса, «способного решать новые боевые задачи», и не позволит «расширить боевые возможности».

Новой модификации бомбы присвоили обозначение Mod 12 (В61-12). Создавать бомбу мощностью 50 кт планировалось на базе В61-4, но с включением в ее конструкцию «ряда элементов и особенностей моделей В61-3, В61-7 и В61-10», которые она и должна будет заменить в перспективе. Также В61-12 позволит утилизировать и небольшое количество ядерных авиабомб типа В83 мощностью 1,2 Мт, принятых на вооружение в 1983 году, предназначенных для применения только на бомбардировщиках В-2А и описываемых американскими военными как «реликт холодной войны».

Причем бомбу решено оснастить специальным комплектом TSA (Tail SubAssembly), разработанным для переоборудования обычных свободно падающих неядерных авиабомб в фактически управляемый боеприпас с повышенной дальностью и точностью применения (семейству данных авиационных средств поражения присвоено общее обозначение Joint Direct Attack Munition).

Новая хвостовая часть позволит отказаться от парашютной системы и повысить точность авиабомбы: КВО составит 30 м, что с учетом создаваемого при взрыве бомбы на земле кратера диаметром 30–68 м (в зависимости от типа почвы), по мнению бывшего командующего ВВС США генерала Нортона Шварца, позволит в любом случае «накрывать» подвергаемый атаке бункер. Повышенная точность позволяет также снизить мощность ядерного боезаряда бомбы. «Без сомнения, повышенная точность и меньшая мощность боезаряда чрезвычайно необходимы», – подчеркнул генерал Шварц в январе 2014 года во время специального мероприятия, посвященного программе модернизации бомб семейства B61. При этом, отвечая на вопрос о том, приведет ли это в итоге к расширению номенклатуры поражаемых целей или просто сделает существующее оружие лучше, генерал подчеркнул: «Эффект будет двойной». Он также добавил, что возможности новой бомбы позволят повысить эффективность политики ядерного сдерживания, поскольку противник будет знать: Америка располагает высокоточным ядерным оружием, которое она готова применить в случае необходимости.

Конструктивно комплект TSA представляет собой насадку с четырьмя рулями, управляемыми по командам от бортовой инерциальной навигационной системы, и придает бомбе еще одну особенность: ее сброс с самолета может производиться на большей дистанции от цели, без входа в зону поражения средств ПВО противника.

Программа модернизации и продления срока службы бомб В61 (Life Extension Program – LEP), в рамках которой также планируется осуществить унификацию всего семейства, является одной из наиболее дорогостоящих в оборонном бюджете Америки. Первые работы по теме были начаты совместно специалистами Военно-воздушных сил и Национального управления ядерной безопасности США в феврале 2012 года после одобрения, полученного со стороны Совета по ядерным вооружениям (Nuclear Weapons Council), образованного Министерством обороны и Национальным управлением ядерной безопасности Министерства энергетики США для повышения эффективности взаимодействия и координации действий между двумя министерствами в области разработки, производства и эксплуатации ядерных вооружений.

Однако по мере продвижения работ стоимость программы серьезно выросла – более чем в два раза. И уже в 2013 году Пентагон запросил на эти цели более 11 млрд долл. (первоначально – около 4 млрд), из которых 10 млрд – на модернизацию самих бомб и их ядерного заряда, а 1,2 млрд долл. – на оборудование бомб комплектом TSA.

Плюс несколько сотен миллионов долларов, по оценке, уйдет на модернизацию под новую бомбу пяти типов самолетов, включая соответствующие истребители-бомбардировщики бельгийских, голландских, итальянских, немецких и турецких ВВС (плюс 154 млн долл. на повышение безопасности хранения бомб на европейских авиабазах), а также такие самолеты американских ВВС – истребители F-15E (модификация самолетов начата в 2013 году), F-16C/D, F-35A и бомбардировщики В-2А. Причем адаптация под В61-12 только F-35A уже в 2012 года оценивалась не менее чем в 340 млн долл. Серийное производство планировалось на 2021 год, а срок службы 400–500 модернизируемых авиабомб должен составить не менее 20 лет.

Конгресс, конечно, такие расходы, за которые В61-12 даже получила у американских журналистов прозвище «золотая бомба», встретил в штыки, потребовав еще раз изучить вопрос и поискать альтернативу. Однако позже на волне начала нового противостояния по линии восток–запад программа получила по большому счету зеленый свет. Причем сдвинули даже срок начала производства – на 2020 год.

В рамках разработки модификации В61-12 ее модель была обкатана в аэродинамической трубе на авиабазе Арнольд. Утверждается, что в рамках данного испытания изучалась совместная работа комплекта стабилизации, заимствованного с В61-11, и нового хвостового комплекта с рулями. Первое же летное испытание – бросковое – было выполнено специалистами ВВС и Национального управления ядерной безопасности США с борта истребителя F-15E «Страйк Игл» 1 июля 2015 года, на полигоне Тонопа в штате Невада. Для испытаний использовалась бомба, спроектированная специалистами Сандийской и Лос-Аламосской национальными лабораториями, собранная на предприятиях национального ядерного комплекса и оснащенная хвостовым комплектом производства компании Boeing. Изучение поведения последнего, как заявляется, и было одной из главных целей данного испытания. До конца года должны быть проведены еще два летных испытания опытного образца В61-12, а в 2016 году планируется выполнить предварительную оценку проекта.

Первое летное испытание вызвало достаточно резкую реакцию в России. В частности, замминистра обороны РФ Анатолий Антонов подчеркнул, что работы по совершенствованию бомб семейства В61 и проведенное испытание «подтверждают намерение США сохранить в Европе развернутые ядерные средства, способные достигать российской территории, и обеспечить их максимальную боевую эффективность». «Видим также в этом свидетельство упорного нежелания американской стороны отказаться от привлечения неядерных государств – членов НАТО к осуществлению совместных ядерных миссий», – отметил замминистра.

Добавим от себя, что, совершенствуя свое тактическое ядерное оружие, да еще и складируя его вне национальной территории с одновременным обучением его применению военнослужащих других стран (пусть и союзников по блоку – пережитку холодной войны), Вашингтон теряет любое моральное право даже заикаться о сокращениях российского тактического ядерного оружия или большей прозрачности со стороны Москвы в этом вопросе. Да и слова президента Обамы о каком-то там безъядерном мире выглядят в свете таких действий несколько, мягко говоря, странно.

ВЗВЕДЕННЫЙ КУРОК

Следует особо подчеркнуть, что на сегодня авиабомбы семейства В61 остались единственным видом ядерного оружия ВС США, находящегося вне границ Соединенных Штатов на постоянной основе. Не считая, конечно, ядерных БЧ на баллистических ракетах стратегических подводных ракетоносцев, несущих боевое дежурство в глубинах океана, поскольку остальные боевые корабли и самолеты ВС США, по заявлению Пентагона, при размещении вне национальных границ не несут на борту ядерное оружие.

Это создает угрозу применения такого оружия в более широком спектре ситуаций, чем использование стратегического ядерного оружия или тактического ядерного оружия, складированного на территории самих США. И тем более непонятно стремление Пентагона сохранить ядерные бомбы В61 в Европе, принимая во внимание, что ряд союзников Вашингтона по НАТО обладают своим собственным ядерным оружием. Стратегическая концепция НАТО, принятая на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года, в очередной раз подтвердила, что альянс будет и впредь полагаться в вопросе обеспечения безопасности своих членов на ядерное оружие, а вопрос о судьбе ядерных авиабомб семейства В61, размещенных на территории европейских стран – членов блока, было решено увязывать с сокращением Россией своего арсенала тактического ядерного оружия.

Размещение в Европе модернизированных бомб В61-12 серьезно ухудшит ситуацию и создаст новые угрозы, в частности – для национальной безопасности России. Это обусловлено тем, что в результате такого шага США разместят в Старом Свете не просто усовершенствованный ядерный боеприпас, а фактически управляемое высокоточное ядерное оружие, которое, будучи по классификации тактическим, в реальности сможет стереть границы между тактическим и стратегическим ядерным оружием. Такое положение дел никоим образом не способствует разрядке международной напряженности, а лишь в очередной раз приведет к ухудшению отношений между США и их союзниками по НАТО с одной стороны и Россией – с другой. Это также создает опасный прецедент возможности применения данных авиабомб во время каких-либо конфликтов или проблемных ситуаций на Европейском континенте.
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    11 октября 2015 06:05
    Достаточно подробная и интересная публикация "+", но существует ряд спорных моментов.
    Например:
    Пентагон запрашивает средства на адаптацию под новую ядерную авиабомбу немецких и итальянских «Торнадо» и бельгийских, голландских и турецких F-16А/В и планирует осуществить ее в 2015–2018 годы
    Это вряд ли no К моменту принятия на вооружение В61-12, а этого не случится раньше 2020 года большая часть ранних модификаций F-16А/В и истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" будет списана в виду износа.
    Или вот это:
    Причем бомбу решено оснастить специальным комплектом TSA (Tail SubAssembly), разработанным для переоборудования обычных свободно падающих неядерных авиабомб в фактически управляемый боеприпас с повышенной дальностью и точностью применения (семейству данных авиационных средств поражения присвоено общее обозначение Joint Direct Attack Munition).
    Стоило бы добавить, что для корректировки бомбы планируется использовать систему спутникового позиционирования JPS работоспособность которой в военное время вызывает большие сомнения.
    Размещение в Европе модернизированных бомб В61-12 серьезно ухудшит ситуацию и создаст новые угрозы, в частности – для национальной безопасности России.
    Ухудшит, если будем сидеть "сложа руки", впрочем не стоит сбрасывать со счёта российское ТЯО. Даже сейчас нам есть чем ответить. По крайней мере в этой области мы возможности США превосходим, странно, что автор об этом не упоминает. request
    1. +1
      11 октября 2015 10:28
      F-16А/В и истребителей-бомбардировщиков "Торнадо" будет списана в виду износа нo польские F16 и вскоре pумынскиe могут заменить немецкие и бельгийские самолеты. С другой стороны, в Европе с каждым годом будет все больше и больше самолетов F35. Эти самолеты могут нести бомбы B61.
      1. -1
        11 октября 2015 11:07
        Учитывая развитие современных средств ПВО эти бомбы уже бесполезны - их надо доставить до цели, а как это сделать с учётом дальности поражения носителей зенитными ракетами в нескольких сотнях километрах от объекта по которому должен быть нанесён удар, скорее всего в будущем все эти бомбы заменят на ракеты JASSAM с ядерной боевой частью.
        1. +2
          11 октября 2015 13:00
          Цитата: Вадим237
          Учитывая развитие современных средств ПВО эти бомбы уже бесполезны - их надо доставить до цели, а как это сделать с учётом дальности поражения носителей зенитными ракетами в нескольких сотнях километрах

          Это не совсем так no Современные ядерные бомбы с изменяемой мощностью заряда - это универсальное и весьма гибкое в применении оружие. Кроме того не стоит переоценивать возможности нашей ПВО. Адекватно прикрыты только Москва и Питер.
          1. 0
            11 октября 2015 13:23
            Правильно ли я понимаю, что разрушение взлётных полос баз, где складируются бомбы, обнуляет их наличие? Или любое другое действие, которое припятствует взлёту бомберов? Например, разбрасывание по взлётке гвоздей-ежей. Могут эти бомберы подняться с грунта?
            1. +2
              11 октября 2015 13:32
              Цитата: Tektor
              Правильно ли я понимаю, что разрушение взлётных полос баз, где складируются бомбы, обнуляет их наличие?

              Да правильно, существуют даже специальные боеприпасы для разрушения ВПП.
              Другой вопрос, что на любой крупной авиабазе где базируются реактивные боевые самолёты имеется специальная техника и подразделения для быстрого ремонта полосы.
              Цитата: Tektor
              Могут эти бомберы подняться с грунта?

              Нет, только с твёрдой ВПП.
              1. +2
                13 октября 2015 02:00
                Цитата: Bongo
                Нет, только с твёрдой ВПП.


                Panavia Tornado - Шасси рассчитано на применение самолета с грунтовых ВПП

                +АЭДСУ+крыло изменяемой стреловидности+высокая механизация крыла

                + болот у них нет наших


                Специальная конструкция реверсеров тяги позволяет Tornado выполнять посадку на коротких ВПП


                Цитата: Tektor
                Могут эти бомберы подняться с грунта?

                Tornado - первый в мире серийный самолет с аналоговой электродистанционной СУ ... с с крылом изменяемой стреловидности -обладающий способностью к короткому взлету и посадке
                Все автобаны не перекрошите

                +встроенная система контроля, что облегчает его обслуживание и проверку оборудования в полевых условиях.
                ======================
                В европе ОЧЕНЬ много гражданских аэропортов.
            2. 0
              11 октября 2015 22:31
              Правильно ли я понимаю, что разрушение взлётных полос баз, где складируются бомбы, обнуляет их наличие?

              Все не так просто. Если эти бомбы планируется использовать для первого удара (на который мы будем отвечать), то разрушение ВПП ничего не дает: нет смысла рушить что-то в ответ, если бомбовозы уже в воздухе.
        2. 0
          11 октября 2015 13:49
          Цитата: Вадим237
          Учитывая развитие современных средств ПВО эти бомбы уже бесполезны - их надо доставить до цели, а как это сделать с учётом дальности поражения носителей зенитными ракетами в нескольких сотнях километрах от объекта по которому должен быть нанесён удар, скорее всего в будущем все эти бомбы заменят на ракеты JASSAM с ядерной боевой частью.


          Да, согласен, истребители бомбардировщики могут быть сбиты российскими ПВО, но пока что нет 100% перекрытия границы ПВО, самолеты на низкой высоте все еще имеют шансы доставить ЯО к целям в России

          Основную часть " быстрого удара" выполнят конечно крылатые ракеты и БР подлодок. Лишь бы у западных "ястребов" хватило бы ума воздержаться. Печальный опыт Наполеонов Гитлеров Карлов и т п их ничему не учит

          В будущем будет наращиваться и плотность российского ПВО - а на западе бомбы будут заменять на ракеты
          1. +1
            11 октября 2015 22:39
            Да, согласен, истребители бомбардировщики могут быть сбиты российскими ПВО

            Не забываем, что их будут сопровождать самолеты с противорадарными ракетами и самолеты РЭБ, так что силам ПВО будет предстоять очень непростая работа. В этом свете очень плохой идеей смотрелся перенос главного штаба ВМФ РФ в Петербург, до которого НАТОвская авиация долетает с ближайших своих баз минут за 15-20. Кстати, его обратно уже перевели или еще нет?

            Основную часть " быстрого удара" выполнят конечно крылатые ракеты и БР подлодок.

            Крылатые для "быстрого" не подходят - слишком медленные, до цели летят 2-3 часа против 10-20 минут у МБР. КР, полагаю, станут уже второй волной, которая придется на второстепенные цели (электростанции, транспортные узлы и т.п.).
        3. 0
          13 октября 2015 13:42
          Поражает "глубина" мысли №327
          Цитата: Вадим237
          Учитывая развитие современных средств ПВО эти бомбы уже б

          В61-12:двойного назначения, как элемент стратегических наступательных вооружений при доставке тяжелыми бомбардировщиками (76х В-52Н,19х В-2 ,83х В-1В) так и нестратегическим ядерным оружием при доставке ПРАКТИЧЕСКИ ЛЮБЫМИ самолетами тактической авиации(218хF-15Е,172хF-22,119х F/А-18А, 22х F/А-18В, 352 хF/А-18С, 135 хF/А-18D, 195 хF/А-18E, 239х F/А-18F =даже не буду ковырятся кто из них может нести В61, ХХ хF-35) .
          + все истребители-бомбардировщики бельгийских, голландских, итальянских, немецких и турецких ВВС(Торнадох х ХХ, Еврофайтер х ХХ,F-16C/Dх ХХ).
          Всего у нас ЗУР-? гостайна, но на порядок меньше чем носителей В-61,с учетом 2ЗУР на 1 ВЦ,говорит не очем
          ВСЕГО авиации НАТО,способной нести В61-12 под 1200единиц (бомб хватит)

          Всего было выпущено 3155 авиабомб семейства В61, а общий запас бомб, находящихся в арсенале ВС США, включая складированные на территории европейских стран НАТО, оценивается рядом в 1925 единиц, включая те, что находятся на хранении.

          навесят TSA (Tail SubAssembly) и вперед

          Цитата: Вадим237
          а как это сделать с учётом дальности поражения носителей зенитными ракетами в нескольких сотнях километрах

          а так же как делалось это в Ираке,Ливии,Югославии.
          высокоточное,но ДОРОГОЕ ракетное вооружение подавляет ЗРК ,РЛс и вообще всю систему ПВО страны, а авиация ИСПОЛЬЗУЯ ДЕШЕВЫЕ авиабомбы разрушает инфраструктуру страны и уничтожает ВС страны.
          Цитата: Вадим237
          скорее всего в будущем все эти бомбы заменят на ракеты JASSAM с ядерной боевой частью.

          да,да

          2013г: 440 крылатых ракет AGM-158 JASSM,сумма сделки составила 449 миллионов долларов.
          и это не ER(она на 40% дороже)
          дешево вроде бы?
          Беда тока: на JASSM не предусмотрена ЯБЧ.

          только унитарная проникающая боевая част WDU-42/B (J-1000)-проникающая, 435-450 кг, со 109 кг ВВ на AFX-757

          и ни одна ЯБЧ( кроме W-80-0(1)),из арсенала США не "влезет" на JASSM, не говоря уж о системе наведения и подрыва
          W80-0 и W80-1 заняты.
          А другого материала расщепляющегося у СШа просто нет.Как и мощностей для его наработки

          Длина- 2,5м, диаметр- 370мм

          В-61 самое старое ЯО США на вооружении и ЯО с самой длительной продолжительностью производства
          1. +2
            13 октября 2015 13:56
            Антон, приветствую! Тут ты конечно "палку перегнул" wassat
            Цитата: opus
            Всего у нас ЗУР-? гостайна, но на порядок меньше чем носителей В-61

            Прошу прощения, но на порядок это в 10 раз. Количество зрдн в ВКС известно, если считать с присоединёнными из ВКО - это на вскидку - 120. Какими ЗРК и ЗРС вооружены и структура тоже не тайна. Конечно часть зрдн находится в стадии реорганизации и перевооружения, во многих некомплект техники, но примерно посчитать можно.
            1. +1
              13 октября 2015 14:14
              Цитата: Bongo
              Антон, приветствую! Тут ты конечно "палку перегнул

              Сергей... я на вскидку."Для красного словца конечно"
              Ты считаешь ВСЕ ЗУР(оборона городов:Москва,Питер,баз ВМФ,ВВС,АЭС,прикрытие РВСН)
              Ты посчитай,те,что смогут прикрыть тактические группировки ВС РФ.

              Ну ладно . не на порядок.Но в разы точно.
              причем ЗРК может передвигаться по ТВД максимум со скоростью 40км/ч, а носитель вдоль фронта ТВД со скоростью от 800км/ч

              Мелоч типа стрел я не беру.
              ЗУР очень дорогая штука и одноразовая.
              Цитата: Bongo
              но примерно посчитать можно.

              ну лень было.
              Очень сложно искать
              1. +1
                13 октября 2015 14:21
                Цитата: opus
                ну лень было.

                Я не так давно считал, правда у меня там опечатка случилась, конечно не 10 зрдн ЗРС С-400, а 20(10 полков).

                http://topwar.ru/70364-sovremennoe-sostoyanie-sistemy-pvo-rossii.html
                1. +1
                  13 октября 2015 14:41
                  Цитата: Bongo
                  конечно не 10 зрдн ЗРС С-400, а 20(10 полков).

                  ты в статье ,на картах ,прекрасно показал, где дислоцированы ЗРДн.
                  Ни кто не полетит с Б61 поражать Москву или Иркутск.
                  Это дело КРБД и МБР.
                  а вот по войскам на ТВД -прекрасно
                  1. +1
                    13 октября 2015 14:44
                    Цитата: opus
                    ты в статье ,на картах ,прекрасно показал, где дислоцированы ЗРДн.
                    Ни кто не полетит с Б61 поражать Москву или Иркутск.
                    Это дело КРБД и МБР.
                    а вот по войскам на ТВД -прекрасно

                    Стратеги Б-52Н и В-2 на добивание и зачистку могут ядерные бомбы приметь. А в остальном я с тобой согласен В61 - это в основном тактическое ЯО. yes
  2. -1
    11 октября 2015 11:26
    Нужно срочно "подарить" несколько тысяч подобных бомб,дружественным странам,Кубе,Мексики,Бразилии,Венесуэле,Аргентине-поближе к США,с десятком самолётов,или разместить,на постоянное базирование.И Северной Корее тоже.И пожелать Спокойных Ночей,нашим "дружественным" bully ,западным партнёрам!!!
    1. +1
      11 октября 2015 12:56
      Цитата: GYGOLA
      Нужно срочно "подарить" несколько тысяч подобных бомб,дружественным странам

      А про "Карибский кризис" вы слышали?
      1. 0
        11 октября 2015 17:05
        Речь ведётся о 2015 годе.
        А про "Карибский кризис" вы слышали?
        Слышал.Одной кубы недостаточно.Или Вы опасаетесь повторения 62 года?
      2. 0
        11 октября 2015 19:27
        С 1962 изменилось практически все. Первое и самое главное: западная элита не просто разложилась, она полностью сгнила. Ну не катят они на тех, из 1962 года, ни по одному из параметров.
    2. +1
      11 октября 2015 22:43
      Нужно срочно "подарить" несколько тысяч подобных бомб,дружественным странам,Кубе,Мексики,Бразилии,Венесуэле,Аргентине

      Проблема в том, что дружественность этих стран по отношению к РФ весьма условна и ситуативна. Скажем, та же Венесуэла довольно сильно зависит экономически от США, про Мексику вообще молчу. Так что эти "дружественные" страны, скорее всего, на размещение такого оружия просто не пойдут. А если и пойдут, то не факт, что решатся применить его в час "Хэ". С куда большей вероятностью эти подарки просто утекут в руки наших западных партнеров для ознакомления с последними достижениями российских мирных атомщиков.
  3. 0
    11 октября 2015 12:07
    Причем бомбу решено оснастить специальным комплектом TSA (Tail SubAssembly), разработанным для переоборудования обычных свободно падающих неядерных авиабомб в фактически управляемый боеприпас с повышенной дальностью и точностью применения.
    ...и придает бомбе еще одну особенность: ее сброс с самолета может производиться на большей дистанции от цели, без входа в зону поражения средств ПВО противника.


    Хоть ничего нового в статье по большому счету, но вот этот момент каждый раз вызывает неприятные ощущения.
    У нас, кстати, как с ядерными авиабомбами дела обстоят? или только ракеты остались? what
    1. +1
      11 октября 2015 12:55
      Цитата: DarkMatter
      Хоть ничего нового в статье по большому счету, но вот этот момент каждый раз вызывает неприятные ощущения.
      У нас, кстати, как с ядерными авиабомбами дела обстоят? или только ракеты остались?

      Нормально у нас дела обстоят. Имеется около 500 свободнопадающих ядерных бомб и авиационных ракет для бомбардировщиков Ту-22М3 и Су-24М и М2. В настоящее время российский тактический ядерный потенциал оценивается примерно в 2000 боеголовок.По тем же экспертным оценкам в вооруженных силах США имеется около 500 единиц ТЯО. Т.е мы превосходим США в этой области примерно в 4 раза. Правда следует сделать поправку на то, что часть наших тактических зарядов "оборонительного свойства", т.е. предназначена для зенитных и противоракет.
      1. +1
        11 октября 2015 13:19
        Да, спасибо за ответ. Я потому и хочу уточнить именно про бомбы, ибо общие цифры зачастую вводят в заблуждение (состояние, реальное количество, устаревшие боеприпасы, другие типы аля ракеты, противоракеты и тд.). Видимо если убрать все лишнее примерное равенство и получится, остается понять в каком состоянии и каковы возможности наших бомб.
        Наверно для адаптации бомб с Су-24 на Су-34 будут (надеюсь) тоже какие то усовершенствования проводить, необходимые и достаточные, хотя конечно не такие затратные, денег то нету feel
        1. +1
          11 октября 2015 13:28
          Цитата: DarkMatter
          Да, спасибо за ответ.

          Пожалуйста! hi
          Цитата: DarkMatter
          Я потому и хочу уточнить именно про бомбы, ибо общие цифры зачастую вводят в заблуждение (состояние, реальное количество, устаревшие боеприпасы, другие типы аля ракеты, противоракеты и тд.).

          Никто вам точных данных на эту тему не даст, тот кто даже немного "в теме" - молчит, потому как можно поплатиться головой. В настоящее время это одна из наиболее "закрытых" сфер в части нашей безопасности. Поищите сами, забейте в поисковик - "Российское тактическое ядерное оружие".
          Цитата: DarkMatter
          Видимо если убрать все лишнее примерное равенство и получится, остается понять в каком состоянии и каковы возможности наших бомб.

          Помимо тактических ядерных бомб и нас ещё есть наземные ОТР "Точка" и "Искандер" - чего у "партнёров" нет. Совершенствование ядерного оружия ведётся во всех странах где оно имеется. Только у нас об этом традиционно не говорят. Не думаю, что мы тут отстаём и в плане финансирования эта тема безусловно является приоритетной.
          1. +1
            11 октября 2015 14:20
            Никто вам точных данных на эту тему не даст, тот кто даже немного "в теме" - молчит, потому как можно поплатиться головой. В настоящее время это одна из наиболее "закрытых" сфер в части нашей безопасности.

            Безусловно smile точные данные и не нужны, чисто для сравнения общей картины.
            А по поводу наиболее закрытых сфер, удивляет иногда такое, на мой взгляд, странное отношение, по одним вопросам чуть ли не каждый болтик и гаечку можно почитать и посмотреть в открытом доступе, а про что-то вообще никогда не скажут, причем не всегда оправданно "открытие" информации по одной теме, а по казалось бы намного менее важной информация "закрыта" request
            Опять же это относится к бомбам, про "закрытость" Х-32 или там Х-102 вопросов нету, хотя и по ним информация все же какая-то есть.

            Помимо тактических ядерных бомб и нас ещё есть наземные ОТР "Точка" и "Искандер" - чего у "партнёров" нет. Совершенствование ядерного оружия ведётся во всех странах где оно имеется. Только у нас об этом традиционно не говорят. Не думаю, что мы тут отстаём и в плане финансирования эта тема безусловно является приоритетной.

            Имеются yes
            Надеюсь что не отстаем, просто по списку: булава, ярс, рубеж, сармат, баргузин, те же авиа ракеты, возможно новые для ПАК ДА, гиперзвуковые... ничего не забыл? А бомбы боюсь месте где то на последнем, вот я к чему про деньги вспомнил, вполне могут как наименее эффективные не удостоить вниманием what
            1. +1
              11 октября 2015 14:34
              Цитата: DarkMatter
              Опять же это относится к бомбам, про "закрытость" Х-32 или там Х-102 вопросов нету, хотя и по ним информация все же какая-то есть.

              Эти авиационные ракеты пока, что не серийные изделия. По крайней мере массово на вооружения они не поступали. Что касается Х-32, то у меня вообще большие сомнения. что эту тему доведут. request
              Цитата: DarkMatter
              А бомбы боюсь месте где то на последнем

              Вы заблуждаетесь, работы в этой области безусловно ведутся. Но ещё раз повторюсь, всё что касается нашего ТЯО - крайне "закрытая" область.
              1. 0
                11 октября 2015 14:58
                Эти авиационные ракеты пока, что не серийные изделия. По крайней мере массово на вооружения они не поступали. Что касается Х-32, то у меня вообще большие сомнения. что эту тему доведут. request

                Я знаю, но деньги же на это тратятся what
                Жалко если не доведут. С чем Тушки летать будут, хотя это уже совсем другая история...
                Вы заблуждаетесь, работы в этой области безусловно ведутся. Но ещё раз повторюсь, всё что касается нашего ТЯО - крайне "закрытая" область.

                Хорошо, хорошо, Вы меня успокоили wink
      2. +1
        11 октября 2015 14:21
        У США ещё есть на вооружении несколько сотен бомб B83 и ещё не одна тысяча ядерных зарядов на хранении, скорее всего эти заряды, в будущем, будут ставить на гиперзвуковые ракеты и аэробаллистические управляемые бомбы.
        1. +1
          11 октября 2015 14:27
          Цитата: Вадим237
          У США ещё есть на вооружении несколько сотен бомб B83 и ещё не одна тысяча ядерных зарядов на хранении, скорее всего эти заряды, в будущем, будут ставить на гиперзвуковые ракеты и аэробаллистические управляемые бомбы.


          Ядерные бомбы B83 мегатонного класса размещаются на стратегических носителях В-52Н и В-2. В61-12 позиционируется как "тактический" ядерный боеприпас.
          1. 0
            11 октября 2015 18:07
            В принципе ни чего не мешает разместить B83 в восточной Европе, а носителем будет F 15E.
          2. 0
            13 октября 2015 14:30
            Цитата: Bongo
            Ядерные бомбы B83 мегатонного класса размещаются на стратегических носителях В-52Н и В-2.

            у изменяемая мощность, в пределах от менее 1Кт до 1,2Мт
            Термоядерный заряд с переменной мощностью в боевой части длиной от 90 до 120 см.

            до 10кТ- тактический боеприпас, свыше стратнегический.

            не только на "стратегических":
            F-15E
            F-16
            F/A-18A
            то же носители.

            а Б-52,Б-2и Б-1 использовались и для нанесения тактических бомбовых ударов(Ирак ,Югославия,Афганистан)
            Цитата: Bongo
            В61-12 позиционируется как "тактический" ядерный боеприпас.

            двойного назначения

            Features of individual models currently in stockpile:

            Mod 3: Tactical bomb with 4 yield options - 0.3 Kt, 1.5 Kt, 60 Kt, and 170 Kt. This is the highest yield tactical bomb mod. Along with the mod 4, this was the first mod developed using PBX-9502 IHE, and the first to be equipped with a microprocessor based arming and firing system (in 1980).
            Mod 4: Tactical bomb with 4 yield options - 0.3 Kt, 1.5 Kt, 10 Kt, and 45 Kt.
            Mod 7: Strategic bomb with multiple yield options - lowest is 10 Kt, highest is 300 Kt. This is a converted Mod 1 bomb. The conversion replaced the earlier PBX-9404 HE with PBX-9502 IHE. It has the highest yield of any B61 family weapon (including other warhead derivatives, like the W-80).
            Mod 10: Tactical bomb with 4 yield options - 0.3 Kt, 5 Kt, 10 Kt, and 80 Kt. Converted W-85 Pershing II missile warhead.
            Mod 11: Tactical or strategic bomb with multiple yield options presumably ranging from 10 Kt (and possibly lower yields) to 340 Kt. This is a modified Mod 7 with a one-piece case hardened steel center case, and a new nose piece and rear subassembly to provide ground penetration capability for defeating buried targets ("bunker busting"). The parachute assembly has also been removed, and new aerodynamic fins added for high-velocity, accurate delivery. The B61-11 buries itself 3-6 meters underground before detonation, transfering a much higher proportion of the explosion energy to ground shock, compared to surface bursts. The actual warhead itself is identical to the Mod 7. This is the first new model of a U.S. warhead to go into service since warhead production was suspended in 1989. It is being produced by field modification of existing Mod 7s.

            Носители
            B-52
            B-1
            B-2B
            F-15E
            F-16
            F/A-18
            A-6
            AV-8A
            Tornado (NATO)
      3. 0
        13 октября 2015 14:20
        Цитата: Bongo
        Правда следует сделать поправку на то, что часть наших тактических зарядов "оборонительного свойства", т.е. предназначена для зенитных и противоракет.

        я думаю их уже нет.
        во всяком случае ,в индексах ГРАУ МО РФ 9Н... нет СБЧ

        9Н11 - боевая часть ЗУР 3М8
        9Н12 - боевая часть ЗУР 3М9М
        9Н14Ф - осколочно-фугасная БЧ ЗУР 9М31
        9Н15 - осколочно-фугасная БЧ ЗУР 9М32
        9Н15М - осколочно-фугасная БЧ ЗУР 9М32М

        алесс,но это не СБЧ, СБЧ только на ОТР и ТР

        9Н32М - специальная ГЧ с зарядом АА-52 для ТР 9М21
        9Н33 - специальная ГЧ ОТР 8К14 с зарядом РА17
        9Н33-1 - вариант с зарядом РА104, РА104-1, РА104-2
        9Н33-1У - специальная ГЧ ОТР 8К14 (учебная)
        9Н33У - специальная ГЧ ОТР 8К14 (учебная)
        9Н33УТ - специальная ГЧ ОТР 8К14 (учебно-тренировочная)
        9Н36 - специальная ГЧ с зарядом АА-38 для ТР 9М21
        9Н38М - специальная ГЧ ТР 9М21М с зарядом АА-38
        9Н39 - специальная ГЧ ТР 9М21 с зарядом АА-60
        9Н39 - специальная ГЧ ТР 9М79Б с зарядом АА-60
        ....
  4. Комментарий был удален.
  5. +1
    11 октября 2015 14:49
    – наземный ядерный взрыв при условии выполнения бомбометания с высоты не более 50 футов (около 15,24 м). Неужели?
    1. TIT
      +1
      11 октября 2015 16:07
      Цитата: alekSASHKA-36
      (около 15,24 м).


      ну там похоже кроме конструкционной прочности и замедлитель какой то стоит , да и всё равно не ясно , что за гипотетическая цель такая над которой надо пройти,
      чуть выше чем на видео и отбомбится ?


    2. +2
      11 октября 2015 22:46
      – наземный ядерный взрыв при условии выполнения бомбометания с высоты не более 50 футов (около 15,24 м). Неужели?

      Есть подозрение, что просто нолик один потерялся. На европейском ТВД не так много мест, где истребитель может спокойно на высоте 15м летать, тут скорее бомбовоз вместе с бомбами в цель воткнется.
  6. 0
    11 октября 2015 19:05
    Цитата: GYGOLA
    Нужно срочно "подарить" несколько тысяч подобных бомб,дружественным странам,Кубе,Мексики,Бразилии,Венесуэле,Ар
  7. +1
    11 октября 2015 19:26
    Цитата: Bongo
    Помимо тактических ядерных бомб и нас ещё есть наземные ОТР "Точка" и "Искандер" - чего у "партнёров" нет

    У "партнеров" есть около 7000 КР морского базирования. Есть большое количество самолетов-носителей ЯО. Так что тут не все так однозначно. У нас больше зарядов, но они превосходят нас по носителям....

    Цитата: Вадим237
    В принципе ни чего не мешает разместить B83 в восточной Европе, а носителем будет F 15E.

    Технически - да. Бомба весит чуть больше тонны.
    1. +1
      11 октября 2015 19:31
      Не нужно идеализировать КР "уважаемых партнеров", особенно морского базирования. Сами по себе это оружие к нам не придет. А вот сколько их уйдет на дно при потере одного борта, это интересный вопрос?
    2. +1
      11 октября 2015 22:51
      У "партнеров" есть около 7000 КР морского базирования.

      Речь о "Томагавках"? Я так понимаю, что 7000 - это общее количество ракет данной марки, выпущенных на сегодняшний день. Какие-то уже списаны, потрачены, проданы. Реально на флоте их развернуто, наверное, 3-4 тысячи, не больше. Подавляющее большинство - в неядерном исполнении.
  8. 0
    11 октября 2015 19:26
    Цитата: Bongo
    Помимо тактических ядерных бомб и нас ещё есть наземные ОТР "Точка" и "Искандер" - чего у "партнёров" нет

    У "партнеров" есть около 7000 КР морского базирования. Есть большое количество самолетов-носителей ЯО. Так что тут не все так однозначно. У нас больше зарядов, но они превосходят нас по носителям....

    Цитата: Вадим237
    В принципе ни чего не мешает разместить B83 в восточной Европе, а носителем будет F 15E.

    Технически - да. Бомба весит чуть больше тонны.
  9. +1
    11 октября 2015 21:18
    Цитата: LvKiller
    Не нужно идеализировать КР "уважаемых партнеров", особенно морского базирования. Сами по себе это оружие к нам не придет. А вот сколько их уйдет на дно при потере одного борта, это интересный вопрос?

    У них есть почти 4 десятка ПЛ с КР, причем количество на лодках в районе 12. Из них 4 "Огайо" с полутора сонями ракет, 6 десятков эсминцев, 2 десятка крейсеров. А это немало. А вот вторая сторона этого вопроса, сколько у нас кораблей в перспективе будет с КР типа "Калибр". В процентном отношении потеря даже одного корабля у нас будет более ощутима, чем у них... Разумеется не надо идеализировать никакое оружие, ни американские "Томагавки", ни наши "Калибры", ни "искандеры". У каждого оружия есть свои плюсы и минусы...
    1. 0
      11 октября 2015 22:54
      Из них 4 "Огайо" с полутора сонями ракет

      Полный комплект ракет на нее, насколько знаю, обычно не ставят. Как правило, она несет где-то вдвое меньше.

      А вот вторая сторона этого вопроса, сколько у нас кораблей в перспективе будет с КР типа "Калибр".

      Мало (по сравнению с США). Поэтому в текущей военной доктрине и предполагается не пить из мелкой посуды: сразу садить по суппостату МБРами. "Калибры" тут уже будут на подтанцовке.
  10. 0
    12 октября 2015 00:03
    Цитата: Kalmar
    Полный комплект ракет на нее, насколько знаю, обычно не ставят. Как правило, она несет где-то вдвое меньше.

    Сколько сейчас на ней - ХЗ. Известно, что под КР заняты 20 шахт. Сколько в шахте сейчас и сколько в угрожаемый период - никто не скажет. Это примерно как на американских эсминцах. Можно поставить 8 КР, а можно 70.

    Цитата: Kalmar
    Мало (по сравнению с США). Поэтому в текущей военной доктрине и предполагается не пить из мелкой посуды: сразу садить по суппостату МБРами. "Калибры" тут уже будут на подтанцовке.

    Сразу садить МБРами - это путь в никуда. Конфликт может развиваться различными путями. Начаться с того же неядерного. И вот тут разница в носителях станет основополагающей. В любом случае, НИ ОДИН из наших надводных кораблей, будь то МРК или 11356 не несут более 8 крылатых ракет. И если на Каспии ВПУ можно "зарядить" ракетами типа 3М14, то на других ТВД на корабли придется ставить в большинстве своем ПКРы. Даже если половина будет 3М54, а половина 3М13, то БК таких дальнобойных будет 4 шт. На НАПЛ проекта 636.3 их по две. 2 ПКРа и 2 КРМБ БД. Когда еще модернизируют атомные под эти ракеты - ХЗ.

    Что же касается американских бомб и их некой "никчемности" (как тут некоторые говорят), поскольку дескать самолеты будут сбиты нашей ПВО - то к сожалению это не так.
    Во-первых такие носители будут идти под прикрытием.
    Во-вторых не думаю, что насыщенность ПВО такая, что можно сбивать все цели. С учетом того, что авиации у них больше. Да и применять бомбы будут достаточно избирательно, по узлам сопротивления, городам, инфраструктуре, там где дорого и невыгодно применять боеголовки ракет
    1. 0
      12 октября 2015 09:12
      Сколько сейчас на ней - ХЗ. Известно, что под КР заняты 20 шахт.

      Насколько помню, под полезную нагрузку у нее 22 шахты отводится. Но половина из них обычно занята десантом и их снарягой. В угрожаемый период - да, могут и под завязку ракетами забить, хотя при наличии нескольких десятков "Берков" и "Тикандерог" это уже на общем результате мало скажется.

      Сразу садить МБРами - это путь в никуда. Конфликт может развиваться различными путями. Начаться с того же неядерного

      Вся трудность в том, что в обычных вооружениях мы ОЧЕНЬ сильно отстаем от США. И почти не имеем этих самых обычных вооружений, которыми можно по целям на территории США ударить. Вот и получается, что полномасштабный неядерный конфликт для нас закончится либо поражением, либо переходом в ядерную фазу с МБРами и прочими апокалиптическими радостями.

      В целом, согласен, что обмен МБРами - это уже однозначный абзац всему. Но на текущий момент лишь угроза их применения может обеспечить хотя бы условный паритет с противником.
  11. 0
    12 октября 2015 07:50
    Наш ответ-Калибр с ЯБЧ и ракеты Искандер с ЯБЧ. Тут обеспечивается точность и ЯБЧ. А дальность, я так понял не известно...!
  12. +1
    12 октября 2015 10:03
    Цитата: Kalmar
    Насколько помню, под полезную нагрузку у нее 22 шахты отводится. Но половина из них обычно занята десантом и их снарягой.

    Не могу с точностью сказать, но десанту отводятся именно две неиспользованные шахты. Но поскольку используются средства десантирования, закрепленные на палубе, то эти средства перекрывают еще 2 шахты. То есть чисто технически под Кр могут быть задействованы только 20

    Цитата: Kalmar
    Вся трудность в том, что в обычных вооружениях мы ОЧЕНЬ сильно отстаем от США. И почти не имеем этих самых обычных вооружений, которыми можно по целям на территории США ударить. Вот и получается, что полномасштабный неядерный конфликт для нас закончится либо поражением, либо переходом в ядерную фазу с МБРами и прочими апокалиптическими радостями.

    Совершенно верно. И только наличие СЯС не дает развиться такому конфликту. Всегда останавливаемся "на грани"

    Цитата: Zaurbek
    Наш ответ-Калибр с ЯБЧ и ракеты Искандер с ЯБЧ. Тут обеспечивается точность и ЯБЧ. А дальность, я так понял не известно...!

    Мы с камрадом чуть выше обсуждали этот аспект. Количество таких систем оружие крайне невелико. На лодках "Калибры" будут в таком мизерном количестве, что одна штатовская будет иметь КР в 6 раз больше, чем наша. К тому же наших таких НАПЛ пока одна, максимум будет в ближайшие годы 6. Плюс 3-4 атомных. У них же их намного больше. То же самое и с надводными кораблями.
    Ну, а "Искандеры" - максимум что развернем - сотни полторы на всю страну. И ограничениями по дальности
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      12 октября 2015 11:48
      Не могу с точностью сказать, но десанту отводятся именно две неиспользованные шахты. Но поскольку используются средства десантирования, закрепленные на палубе, то эти средства перекрывают еще 2 шахты. То есть чисто технически под Кр могут быть задействованы только 20

      Если верить "Википедии" и еще паре источников, которые когда-то читал, те две шахты просто переделаны под шлюзовые камеры для выхода десанта. В остальные шахты можно загрузить либо ракеты, либо десант со снаряжением. В предельном случае, если десант не брать вообще, получается 22 шахты по 7 ракет в каждой - итого 154. У нас, конечно, кораблей с таким боекомплектом пока что нет.
  13. 0
    12 октября 2015 20:21
    Что верно, то верно. Надо делать и делать. Сначала насытит с ЯБЧ а , затем с обычной. У нас "вагон" еще обычных тактических ЯБП , по которым мы опережаем США. Можно придумать обвесы для точного наведения. Вообщем размаха для творчества много.