«Оккупированные». Первый взгляд
В минувшие выходные в Рунете появились первые эпизоды норвежского сериала «Оккупированные» (норв. Okkupert), который рассказывает об альтернативной реальности, где эта скандинавская страна подвергается атаке со стороны восточного соседа. В самой Норвегии проект стартовал с невиданным успехом. Пилотную серию посмотрели 633 тыс. человек, что составляет 13% от населения (5 063 тыс.), и 53% в возрастной группе от 20 до 49 лет. На популярность сериала оказали большое влияние прошлогодние события в Украине и начало российской кампании в Сирии. Коммерческий успех на родине может протолкнуть сериал и на зарубежные экраны. «Оккупированных» уже купили телеканалы Великобритании, Швеции, Финляндии, Дании, Германии, Бельгии.
Норвежским кинематографистам давно не давали покоя лавры датского многосерийного хита «Правительство» о буднях высшего руководства маленькой, гордой страны, что с успехом прошёл на европейских телеэкранах. Тот сериал привлекал относительной новизной идеи, но был откровенно затянут и отпугивал неумеренной политкорректностью. Норвежский сериал позаимствовал у датчан некоторые приёмы, но смотрится он, надо сказать, чуть бодрее. В некоторых случаях использовались довольно оригинальные визуальные решения, которые редко встретишь в игровом кино.
Однако от самого дорогого проекта норвежского кинематографа ждали, конечно, большего. Увы, но перед нами совсем не смешной треш уровня «Красного рассвета», а нечто более унылое. Вместо масштабности упор был сделан на драму и сюжет, но ни того, ни другого толком не получилось. Драма вышла натужной и откровенно неестественной. Зато политкорректность на марше: повсюду в кадре мелькают «хорошие» арабы, негры и прочие «толерантные» граждане. В свете недавних событий наблюдать подобную публику особенно забавно. Геев и лесбиянок пока замечено не было — и на том спасибо. Игра актёров звёзд с неба не хватает, но возникает вопрос: если это лучшие лицедеи Норвегии, то какие же там худшие?
А теперь собственно, о плохих русских. Их мало. То ли бюджет подкачал, то ли такова изначальная задумка, но пресловутая «оккупация» на деле обернулась рейдерским захватом отдельных объектов вроде нефтяных платформ и некоторых административных зданий. В остальном же норвежцы живут вполне обычной жизнью и гордо идут на всевозможные митинги с национальными флагами. Господа хорошие, разве ж это оккупация?
Кстати, могу поздравить всех, товарищи — после Крымских событий «спецназ ГРУ» теперь такой же брэнд, как и Т-80, МиГ, Сухой и АК-47, который в реальности и не 47 вовсе, ну да кого это волнует. «Зелёные человечки» тут одеты в чёрную форму (хотя купить в РФ настоящую военную форму норвежским кинематографистам едва ли бы кто-то запретил) и по большей части занимаются выполнением непонятных миссий из серии «хожу туда-сюда».
Русские оккупанты не патрулируют основные дороги, не организовывают свою администрацию, и даже (!) не разоружают армию порабощённой страны. Зато вполне могут застрелить случайного прохожего, который прогуливался с собакой и никого не трогал — видимо, чтобы показать зрителю насколько они злые.
Зато с техникой у русских явно всё плохо. Кроме нескольких, криво выполненных в CG, вертолётов Ка-52 и Ми-26 у несчастных агрессоров не нашлось ничего, что можно было бы показать в первых сериях. Казалось бы, норвежцы могли прикупить в России для съёмок «Камаз» или «Урал» оливкового цвета, а БМП-2 вполне возможно взять в аренду соседей-финнов, но нет… И это сериал, который хвалился крупным бюджетом? Видимо, именитые кинематографисты воруют из кассы не только в России.
Вывод. Сериал хорошо стартовал только на удачном политическом фоне, который и сделал ему основную рекламу, подобно тому, как американский «Солт» выплыл на скандале с разведчиками-нелегалами. Собственных художественных достоинств у него не так много и для нас, российских граждан, представляет интерес как образец пропаганды «с той стороны». Досмотреть до финала его, конечно, стоит, но былого любопытства уже нет. Всё в принципе понятно.
Скандинавские кинематографисты сумели выполнить сразу два заказа; коммерческий и политический. Представь они захватчиками немцев, британцев или шведов, то шансы продать сериал на внешний рынок сильно сократились бы, не говоря уже о дипломатическом скандале. Российский же телерынок изначально не рассматривался в качестве приоритетного.
И напоследок. Те российские СМИ, которые поспешили объявить, что «подобные фильмы снимались лишь в период холодной войны», видимо плохо владеют информацией. Медиапродукты с «русскими оккупантами» прописались на экранах не сегодня, причём массово они возникли примерно года с 2009-го. Это известные компьютерные игры Call of Duty: Modern Warfare 2; Call of Duty: Modern Warfare 3; Vanquish; Ace Combat: Assault Horizon; Singularity; Battlefield: Bad Company 2 и т. д., а также аниме-сериал Kakumeiki Valvrave. И это только то, что вспоминается сразу, без дотошного копания в клоаках современной массовой культуры.
Про выгоду подобных проектов нечего и говорить. Call of Duty: Modern Warfare 2 собрала более миллиарда долларов. Call of Duty: Modern Warfare 3 получила первый миллиард всего за 16 дней, в то время как нашумевший блокбастер «Аватар» — за 17 дней.
Так что «плохие русские» — это уже давно не только модно, но и выгодно, как и любой брэнд, в который вкачаны очень большие деньги.
Информация