Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты

С ростом бронированной защиты танков и наземной боевой техники возникла потребность в адекватных средствах ее поражения. Существует несколько способов для уничтожения бронированной техники: задать бронебойному снаряду максимально возможную скорость и использование снаряда с кумулятивной составляющей.

В осуществлении первого способа понадобится использовать как минимум дорогое в исполнении орудие, самоходное или стационарное, для осуществления второго способа можно использовать простое решение доставки снаряда к броне техники или просто наделив снаряд ракетным двигателем.
Для использования в пехотных подразделениях предпочтителен второй способ, вследствие большой мобильности подразделения и возможности использования технического решения на ходу.

Опыт, приобретенный во времена Великой Отечественной войны, показывает, что это оружие выполняет свои задачи, только радиус действия не превышал и сотню метров, с увеличением расстояния эффективность поражения падала в геометрической прогрессии. Бронебойным снарядом или кумулятивным боеприпасом очень важно попасть точно в цель, иначе бронебойная защита выдержит и выполнит свое предназначение.


История создания ПТУР начинается в Германии в 1944 году с реализации программы «оружие возмездия». ПТУР «Красная Шапочка» была создана немецкими специалистами, опередив в создании этого и другого оружия весь мир.

Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты


О применении этого новейшего оружия сведений нет, но известно, что после победы в 1945 году образцы были захвачены союзниками для проведения собственных разработок оружия данного класса.

СССР впервые осознал важность данного оружия, только когда французские военные применили ПТУР «SS.10» в военном конфликте с Египтом в 1956 году. В следующем году начинает реализовываться программа создания новых видов танков, истребителей танков и УР к ним.

Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты


Реализацию проекта Советского ПТУР поручили СКБ ГА, проект получил название ПТУРС «Шмель».

Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты


У конструкторов оказалась нелегкая задача - спроектировать и реализовать реактивный управляемый снаряд с весовыми характеристиками для переноса и использования в боевых условиях одним человеком. Первое, что сделали разработчики, это упростили аппаратуру реактивного боеприпаса, и на его борту оставался единственный «сложный» агрегат – гироскоп двухстепенного исполнения, который предназначался для управления полетом снаряда и его стабилизации.

Управлял ПТУРСом подготовленный оператор, чья основная задача сводилась к удержанию с помощью ручки управления цели, наблюдаемой им в прицел, имеющий восьмикратное увеличение.

Команды управления поступали на реактивный боеприпас через кабель, имеющий две жилы, он был исполнен на борту снаряда в виде катушки с проводом.
Конструктивная составляющая первой управляемой ракеты Советского Союза, в принципе, мало отличалась от первой немецкой разработки и всех разработок того времени – в носовой части стояла кумулятивная БЧ, за ней устанавливали стабилизирующий гироскоп, провод в катушке, стартовый и маршевый двигатели.

Стартовый двигатель использовался для старта и приобретения боеприпасом начальной скорости, маршевый двигатель запускался с задержкой в 0.6 секунды и обеспечивал снаряду скорость порядка ста метров в секунду.

Полет происходил на крестообразных и трапециевидных крыльях, выполнение управляющих команд обеспечивали вибрирующие спойлеры, действие которых происходило так: в простом полете спойлеры на кромках крыльев под действием электромагнитов колебались при частоте порядка 10-20 герц, и при поступлении управляющего сигнала они задерживались в крайних положениях дольше обычного, так и получалось поворотное действие снаряда в ту или иную сторону. Дальность применения была не более одного километра.

В середине 1958 года состоялся первый неуправляемый полет ПТУРС «Шмель», через несколько месяцев комплекс «2К15» с ракетой 3М6 прошел генеральные испытания, и 1 августа 1960 года ПТУРС «Шмель» принимается на вооружение ВС СССР.

Разработчики не выполнили всех технических требований – ПТУРС получился, правда, нетяжелый, но очень неудобный и громоздкий. Комплекс «2К15» с четырьмя ракетами было решено установить на автомобиль «ГАЗ-69».

Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты


А комплекс «2К16», появившийся в 1964 году, с тремя боевыми ракетами и тремя запасными уже устанавливали на БРДМ-1.

Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты


Проект «Шмель» выпускался до 1966 года в СССР, а в Северной Корее до 1970 года.

Комплексы с ракетами 3М6 «Шмель» успели поучаствовать в боевых действиях арабо-израильского конфликта 1967 года.

Велись и другие разработки управляемых ракет в конструкторских бюро Советского Союза. Так, над проектом №8 трудились в НИИ-642, потом в НИИ-648.

ПТУР «Фаланга», принятый на вооружение немного после ПТУР «Шмель», носил название 2К8 «Фаланга», тоже не получился легким и переносным,и даже превысил весовые показатели первого ПТУРа. Но здесь надо отметить, что конструкция ракеты отличалась от стандартной компоновки.

В хвостовой части расположилась аппаратура для приема управляющего сигнала, двухшашечный двигатель расположился ближе к середине ракеты.

Сначала использовалась стартовая шашка для старта ракеты, после нее действовала маршевая шашка. Сопла двигателя наружного исполнения и расположены вдоль корпуса ракеты. В носовой части присутствуют короткие стабилизаторы для плавности выполнения поворота.

В отличие от «Шмеля», «Фаланга» управлялась по радио. Рулевое управление сделали пневматическим с работой от газового баллона.

Комплекс прослужил дольше своего собрата, при проведении модернизации в середине 70 годов комплекс получил дальность действия около 4000 метров (первоначально – 2500 метров).

Повысился наносимый урон – пробивал 50-см броню.

ПТУР «Фаланга» с четырьмя ракетами устанавливали на БРДМ, и за рубежом она имела название «AT-2 SWATTER»

Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты


«Фаланга» стал первым отечественным ПТУРом авиационного исполнения, ПТРК «Фаланга» устанавливали на винтокрылые машины.

Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты
Автор: Джерелейко Роман


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 5
  1. kotmster 15 ноября 2011 08:25
    Примечательно, что наше руководство стал считать этот вид оружия жизнеспособным и эффективным после того как, французские военные применили ПТУР «SS.10»... Ничего не напоминает в случае с динамической защитой? laughing
    kotmster
  2. dred 1 декабря 2011 17:41
    Ну и название фаланга жесть.
    dred
  3. Artemka 1 декабря 2011 17:44
    Первобытные комплексы-то, первопроходцы направления так сказать.
    Artemka
  4. Lazer 21 февраля 2012 10:41
    У меня игрушка была такая, дергаешь за запасное колесо и неожиданно сверху выскакивает блок ракет. Машинка была выкрашена в желтый цвет, для маскировки в песочнице.
  5. kronhaos 17 мая 2012 18:35
    am am am am am am am am am ttttttttttttttttttttttttttttt
    kronhaos

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня