Троянская война и ее реконструкция (седьмая часть) – окончание

В окончание темы, связанной с реконструкцией бронзового клинкового оружия, мне хотелось бы вставить материалы сразу двух британских мастеров оружейников. Уже известного посетителям сайта ВО Нила Барриджа и еще одного интересного мастера Дейва Чапмена, владельца мастерской «Литейня бронзового века», оружейника и скульптора. Живет он в Уэльсе, где у него большой дом с мастерской и стеклянной «студией». Как и Нил, он проводит семинары для всех желающих, которых приглашает на уикэнд к себе. Количество мест ограничено - 12, но всегда есть возможность забронировать место заранее через интернет. А уж там можно много всего увидеть, многому научиться и даже отлить себе меч или кинжал.

Такой вот бизнес и «просвещение» одновременно. Ну, а Нил живет в Корнуолле неподалеку от берега моря, причем тут же у него аллея менгиров и древние курганы.



Менгиры неподалеку от дома Нила Барриджа. Вдали пушистые английские овцы. Погода там сейчас холодная, а небо покрыто тучами. Только что в сентябре у него закончился очередной семинар.


А это два кургана древних вождей. Поневоле в таких местах станешь заниматься древностями.

Троянская война и ее реконструкция (седьмая часть) – окончание

Дом, где делают мечи. Мастерская Дейва Чапмена.

Как уже отмечалось, цель и того, и другого мастеров заключается не только в получении прибыли, но и в том, чтобы возможно более точным образом делать копии древних изделий. Например, древнеегипетский меч кхопеш он долго не мог сделать только потому, что… не было времени сделать точную каменную форму для отливки! Оригинал находится в Британском музее, а вот его копии… копии можно купить, причем бронза по составу не отличается от древнеегипетской.


Тот самый кхопеш.

Понятно, что не всем по карману такие «изделия» и на потребу «дешевых» туристов Нил делает вот такие ножи, причем они тоже копии реальных находок.


Маленький нож.


Нож побольше. Внизу то, что нашли и вверху то, чем эта находка стала.


А вот эту золотую пластинку нашли там же, возле Стоунхежда, и когда-то она украшала грудь вождя!


Нил отмечает, что работа над клинками это одно, но ничуть не менее важной является и работа над изготовлением рукоятей. Например, если реконструируется меч из Греции, то желательно сделать ее из того дерева, которое в то время там росло. Вот меч типа В с рукоятью из древесины оливы.


Меч типа В с рукоятью из древесины оливы.

Вне всякого сомнения, на мечах, у которых рукояти имели бортики, накладки могли быть не только из древесины, но также и из кости. Кость – материал для этого удобный и хорошо обрабатывается.


Рукоять меча типа G2 с костяными накладками.

Но, конечно, самое приятное, это когда рукоять представляла собой одно целое с клинком. Такие цельнометаллические мечи известны по всей Европе и принадлежат к культуре «полей погребальных урн».


Два меча культуры «полей погребальных урн», выполненных Нилом для университета в Бергене, Норвегия.


Цельнометаллический меч и его рукоять для музея в Витлуске, Швеция.

Принадлежность тех или иных артефактов к одной и той же культуре и времени легко проверить при их сличении. Вот перед нами меч типа G2, а вверху наконечник копья этого же времени. Их принадлежность к одной и той же культуре очевидна.


«Наконечник копья из Сельбурна» меч G2 явно сделаны в едином стиле.

Но и накладки из обычной древесины сделать непросто. Особенно аккуратно надо их заклепывать, чтобы не разбить деревянные накладки.


Цвет свежей древесины отличается от «бывшей в употреблении», поэтому желательно ее немного состарить.


Рукоять после отделки под старину.


Бронзовая бритва поздней бронзы, диаметр 10 см. Удивительно, но такими брились.


Ну и конечно, мечи немыслимы без ножен и перевязей…

Ну, а Дейв В. Чапмен сообщает, что занимается изготовлением копий артефактов с 1995 года и регулярно проводит курсы для всех желающих. Дом, где он этим занимается, вы уже видели, а вот и цены: с 26 по 27 сентября 2015 г., стоимость £245, а с 1 по 4 октября 2015 года – £385. Литье изделий осуществляется по выплавляемым моделям из воска. Всему, что надо мастер вас научит. И как видите, работы этих двух мастеров ценятся очень высоко. Ведь осматривают их после выполнения заказа профессора как британских, так и зарубежных университетов, а они люди придирчивые и очень дотошные (сужу об этом по личному опыту общения с профессором Ноттингемского университета медиевистики Д. Николем), и уж они бы халтуру не пропустили. И мне особенно понравилось, что кхопеш Нил отливал в каменную форму, которую сам же в камне и вырезал, хотя мог бы отливать их методом «потерянной формы» в глиняный кокиль.


Один из клинков Дейва Чапмена


Клинок, насаженный на рукоять


Схема Дейва Чапмена наглядно показывает, каким образом пята клинка при помощи заклепок крепилась в деревянной рукояти.

Автор благодарит Дейва В. Чапмена (davewchapman@btinternet.com) за предоставленную информацию и фотографии, и также Нила Барриджа за его фото и очень интересные сведения (www.bronze-age-swords.com).
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

167 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти