Military Review

How the first nuclear bomb appeared in the USSR

8
How the first nuclear bomb appeared in the USSR



Under what conditions and with what efforts did the country that survived the most terrible war of the twentieth century create its atomic shield
Almost seven decades ago, on October 29 of 1949, the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR issued four top-secret decrees awarding 845 people the titles of Heroes of Socialist Labor, the Orders of Lenin, the Red Banner of Labor, and the Badge of Honor. None of them did not say in relation to any of the recipients, for which he was marked: everywhere there was a standard wording "for exceptional services to the state when performing a special task." Even for those accustomed to the secrecy of the Soviet Union, this was a rare occurrence. Meanwhile, the award recipients themselves knew perfectly well, of course, what kind of “exceptional merit” they have in mind. All 845 people were more or less directly connected with the creation of the first USSR nuclear bomb.

For the recipients it was not strange that the project itself, and its success envelops a dense veil of secrecy. After all, they all knew well that they owed their success to the courage and professionalism of Soviet intelligence officers, who for eight years supplied scientists and engineers with top-secret information from abroad. And such a high estimate, which the creators of the Soviet atomic bomb deserve, was not exaggerated. As one of the bomb makers, academician Yuli Khariton, recalled, at the ceremony, Stalin suddenly said: "If we were late for one or one and a half years, then, probably, we would have tried this charge on ourselves." And this is not an exaggeration ...

Atomic bomb sample ... 1940 of the year


The idea of ​​creating a bomb that uses the energy of a chain nuclear reaction in the Soviet Union came almost simultaneously with Germany and the United States. The first officially considered project of this type of weapons was presented in 1940 by a group of scientists from the Kharkov Institute of Physics and Technology under the leadership of Friedrich Lange. It was in this project for the first time in the USSR that the scheme for the detonation of conventional explosives, which later became a classic for all nuclear weapons, was proposed, due to which the subcritical is almost instantly formed from two subcritical masses of uranium.

The project received negative reviews and was not considered further. But the work laid at its foundation continued, and not only in Kharkov. Atomic themes in the pre-war USSR were occupied by at least four large institutes - in Leningrad, Kharkov and Moscow, and the chairman of the Council of People's Commissars Vyacheslav Molotov supervised the work. Soon after the submission of the Lange project, in January of 1941, the Soviet government made a logical decision to classify domestic atomic research. It was clear that they could indeed lead to the creation of a new type of powerful weaponsBut one shouldn't scatter such information, all the more so since it was at this time that the first intelligence on the American atomic project was received — and they did not want to risk theirs in Moscow.

The natural course of events interrupted the outbreak of World War II. But, despite the fact that all Soviet industry and science were quickly transferred to the military rails and began to provide the army with the most urgent developments and inventions, there were also forces and means to continue the atomic project. Although not immediately. The resumption of research should be counted from the decision of the State Defense Committee from February 11 1943, which stipulated the beginning of practical work on the creation of an atomic bomb.

Project "Enormous"


By this time, Soviet foreign intelligence was already in full swing working on the extraction of information on the Enormous project - this was the name of the American atomic project in operational documents. The first informative data showing that the West is seriously engaged in the creation of uranium weapons came from the London residency in September, 1941. And at the end of the same year, it was reported from the same source that America and Great Britain agreed to coordinate the efforts of their scientists in the field of atomic energy research. In the conditions of war, this could only be interpreted in one way: the allies were working on the creation of atomic weapons. And in February, 1942, the intelligence agency received documentary evidence that in Germany they are actively engaged in the same.

As the efforts of Soviet scientists working on their own plans progressed, the work of intelligence to obtain information about the American and British atomic projects became more active. In December, 1942-s finally became clear that the US is clearly ahead of Britain in this area, and the main efforts were focused on data from overseas. In fact, every step taken by the participants in the Manhattan Project, as the work on creating an atomic bomb in the United States was called, was tightly controlled by Soviet intelligence. It is enough to say that the most detailed information about the device of the first real atomic bomb in Moscow was received less than two weeks after it was collected in America.

That is why the boastful message of the new US President Harry Truman, who decided to stun Stalin at the Potsdam Conference with a statement that America had unprecedented weapons of unprecedented destructive power, did not cause the reaction that the American was counting on. The Soviet leader calmly listened to him, nodded - and did not answer. Foreigners were convinced that Stalin simply did not understand anything. In fact, the head of the USSR sensibly assessed Truman’s words and on the same day in the evening demanded that Soviet specialists maximally speed up work on creating their own atomic bomb. But it was impossible to overtake America. In less than a month, the first atomic mushroom grew over Hiroshima, three days later - over Nagasaki. And over the Soviet Union hung the shadow of a new, atomic war, not with anyone, but with former allies.

Time forward!


Now, seventy years later, no one is surprised that the Soviet Union has received the much needed time to create its own super-bomb, despite sharply deteriorated relations with the ex-partners in the anti-Hitler coalition. After all, 5 March 1946 of the year, six months after the first atomic bombing, Winston Churchill's famous Fulton speech, which marked the beginning of the Cold War, sounded. But in the hot, according to Washington and its allies, it had to outgrow later - at the end of 1949. After all, as they hoped overseas, the USSR should not have gotten its own atomic weapon before the middle of 1950, and therefore there was nowhere to hurry.


Tests of the atomic bomb. Photo: US Air Force / AP

From the height of today, it seems surprising that the date of commencement of the new world war coincides - more precisely, one of the dates of one of the main plans, Fleetwood - and the test date of the first Soviet nuclear bomb: 1949 year. But in reality, everything is logical. The foreign policy situation grew tense quickly, the former allies were talking sharper and sharper with each other. And in 1948, it became absolutely clear that Moscow and Washington, apparently, could not agree between themselves. From here, we need to count the time before the start of the new war: the year is the deadline for which the countries that have recently emerged from the colossal war can fully prepare for the new one, in addition to the state that bore the brunt of the Victory. Even the atomic monopoly did not give the United States the opportunity to shorten the period of preparation for war.

Foreign "accents" of the Soviet atomic bomb


All this is well understood and with us. Since 1945, all work related to the atomic project has sharply intensified. During the first two post-war years of the USSR, tormented by the war, having lost a large part of its industrial potential, it was possible to create a colossal nuclear industry from scratch. Future nuclear centers emerged, such as Chelyabinsk-40, Arzamas-16, Obninsk, large scientific institutes and production facilities were formed.

Not so long ago, a common point of view on history Soviet atomic project was this: they say, if not for intelligence, Soviet scientists would not be able to create any atomic bomb. In fact, everything was far from being as clear as the revisionists of Russian history tried to show. In fact, the data obtained by Soviet intelligence on the American atomic project allowed our scientists to avoid many of the mistakes that their American colleagues inevitably had to make ahead (which, we recall, the war did not seriously interfere with the work: the enemy did not invade the United States, several months, half the industry). In addition, intelligence data, of course, helped the Soviet specialists to evaluate the most advantageous designs and technical solutions that allowed them to assemble their more advanced atomic bomb.

And if we talk about the degree of foreign influence on the Soviet atomic project, then, rather, we need to recall several hundreds of German nuclear specialists who worked at two secret facilities near Sukhumi - in the prototype of the future Sukhumi Institute of Physics and Technology. Here they are really very much to advance the work on the "product" - the first atomic bomb of the USSR, and so much that many of them with the same secret decrees from October 29 1949, were awarded Soviet orders. Most of these specialists five years later went back to Germany, settling for the most part in the GDR (although there were those who went to the West).

Objectively speaking, the first Soviet atomic bomb had, if I may say so, more than one “accent”. After all, she was born as a result of the colossal cooperation of the efforts of many people - both those who were involved in the project at will, and those who were attracted to work as prisoners of war or interned specialists. But the country, which by all means was required to get a weapon as soon as possible, equalizing its chances with the ex-allies, who were rapidly turning into mortal enemies, was not in the mood for sentiment.


Source: RIA News

Russia makes herself!

In the documents relating to the creation of the first nuclear bomb of the USSR, the term “product” later became popular. More often, it was officially called the “special jet engine,” or abbreviated RDS. Although, of course, nothing reactive in the work on this design and did not smell: the whole thing was only in the strictest requirements of secrecy.

Thanks to academician Yuli Khariton, the RDS abbreviation was very quickly fixed by the unofficial decryption “Russia makes itself”. There was a considerable share of irony in this, because everyone knew how much intelligence information they had obtained for our atomic scientists, but also a large amount of truth. After all, if the design of the first Soviet nuclear bomb was very similar to the American one (simply because the most optimal was chosen, and the laws of physics and mathematics do not have national characteristics), then, say, the ballistic body and the electronic filling of the first bomb were a purely domestic development.

When work on the Soviet atomic project advanced far enough, the leadership of the USSR formulated tactical and technical requirements for the first atomic bombs. It was decided to simultaneously refine two types: the plutonium bomb of the implosive type and the uranium bomb - a cannon similar to that used by the Americans. The first received the RDS-1 index, the second, respectively, the RDS-2.

According to the plan, RDS-1 was supposed to be submitted for state tests by an explosion in January 1948. But it was not possible to withstand these deadlines: there were problems with the manufacture and processing of the required amount of weapons-grade plutonium for its equipment. It was received only a year and a half later, in August, 1949-th - and immediately went to Arzamas-16, where the first Soviet atomic bomb was almost ready. Within a few days, the specialists of the future VNIIEF completed the assembly of the “product”, and it went to the Semipalatinsk test site for testing.

The first rivet of the nuclear shield of Russia


The first USSR nuclear bomb was detonated at seven in the morning on August 29 1949. Almost a month passed before the overseas got away from the shock caused by the intelligence about the successful testing in our country of their own “big stick”. Only 23 of September, Harry Truman, who had so recently boastfully informed Stalin about the successes of America in creating atomic weapons, made a statement that the same type of weapons are now also available in the USSR.


Presentation of a multimedia installation in honor of the 65 anniversary of the creation of the first Soviet atomic bomb. Photo: Geodakyan Artem / TASS


Strangely enough, in Moscow they were in no hurry to confirm the statements of the Americans. On the contrary, TASS has actually made a refutation of the American statement, arguing that the whole thing is in the enormous scale of construction in the USSR, in which explosive works with the use of the latest technologies are used. True, at the end of the Tass statement, there was a more than transparent hint at the possession of its own nuclear weapons. The agency reminded everyone that 6 was still on November 1947, USSR Foreign Minister Vyacheslav Molotov said that no secret of the atomic bomb has long existed.

And it was twice true. By the 1947, for the USSR, no information about atomic weapons was already a secret, and by the end of the summer, 1949 had no secret for anyone that the Soviet Union had restored strategic parity with its main rival, the United States. Parity, which has been preserved for six decades. A parity that the nuclear shield of Russia helps to maintain and which began on the eve of the Great Patriotic War.
Author:
8 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Finches
    Finches 15 October 2015 15: 52 New
    10
    It only remains to take off his hat to Soviet scientists, engineers, scouts, workers and statesmen, and in particular - Joseph Vissarionovich and Lavrentiy Palych! hiba
    1. 740
      740 15 October 2015 16: 05 New
      +4
      Quote: Finches
      It only remains to take off his hat to Soviet scientists, engineers, scouts, workers and statesmen, and in particular - Joseph Vissarionovich and Lavrentiy Palych

      But what about the Jewish couple Julius and Ethel Rosenberg, who were on the contentment of Soviet intelligence repeat wink laughing ?
      1. Finches
        Finches 15 October 2015 16: 16 New
        +6
        I thanked the scouts and, accordingly, all the recruited agents, read carefully my comment!
        Best regards hi
    2. Mareman Vasilich
      Mareman Vasilich 15 October 2015 16: 09 New
      +6
      Thanks to them, even now we have something to defend ourselves, and restrain the main predators and killers on the planet, the Fed and their vassals.
  2. Engineer
    Engineer 15 October 2015 15: 53 New
    +9
    Thanks, interesting article. But I’ll make a remark: Beria’s name was never mentioned in an article about the first nuclear bomb. And his merit is that our country in general now exists greatly underestimated.
  3. Basil50
    Basil50 15 October 2015 16: 04 New
    +4
    The true creators of the nuclear industry AND IN STALIN and L P BERIA will never wait for gratitude from the * liberals * who carried out the coup in 1953, and their modern followers. The surname of KURCHATOV, and even with reservations, is sometimes pronounced, only scum and traitors are recognized as true heroes, and in fact they are found.
  4. Mountain shooter
    Mountain shooter 15 October 2015 16: 14 New
    +3
    Beria was a great motivator. What are the two lists - for awarding and landing! And a person needs to be motivated - he is a lazy animal. There were enough carrots and whips. But, in time. True, they didn’t get to parity right away, but the cowardly mattresses who came up with the term “unacceptable damage” wanted to win “for a clear advantage”, and there was always something missing for this.
  5. lilian
    lilian 15 October 2015 16: 24 New
    +1
    When I read books on the history of studying the structure of an atom and creating an atomic bomb many years ago, I did not understand everything, 60-70 percent. But it seemed to me that the design of the atomic bomb is relatively simple. All that is needed is to provide a critical mass of uranium and plutonium and a neutron source nearby.

    Is the role of American secrets in creating a bomb overrated? Surely the intelligence helped, but without them, what, for years or something, their work dragged on?
    1. clidon
      clidon 15 October 2015 22: 05 New
      0
      As simple as television. The TV has a handset, some electronics, all kinds of wires and an antenna there. Then you cut into the socket and click the key. Well, there still needs a TV tower, a studio, cameras, cameramen, staff, well, all this is a trifle. In general, everything is simple.
  6. vadimtt
    vadimtt 15 October 2015 16: 44 New
    +2
    The principle of the atomic bomb is simple, but the design - there are nuances (and such that half a liter is not enough to figure it out).
  7. Homo
    Homo 15 October 2015 17: 07 New
    +4
    Everything is good, except "Multimedia Presentation installations in honor of the 65th anniversary of the creation of the first Soviet atomic bomb. Photo: Artyom Geodakyan / TASS ".
    Can't do without this mockery of the native language?
    INSTALLATION (Eng. Installation - lit. - installation), .. 1) receiving an art exhibition, ... That's the whole point - one of the options for the EXPOSURE. Exposition - a word long used in the Russian language, familiar and reflecting the essence.
    No need to literally translate and accept everything!
    1. AID.S
      AID.S 15 October 2015 23: 23 New
      0
      Meaning of the word Exposition in the Ushakov dictionary:
      Exposition
      exposure, g. (Latin expositio). 1. The introductory part of a literary or musical work containing motives that are developed later (lit., mus.). 2. Arrangement, layout, hanging, etc. of items exhibited for viewing (special). Exposition of portraits. Exposition of manuscripts. || These objects themselves in that system, the totality in which they are selected (special). Successful exposure. Museum exposition. 3. Same as shutter speed 2 to 2 digits. (fot.). Shoot with a long exposure.
      But I don’t like the exposition, some kind of cringing before the ancient West. You give our ear understandable, our native exhibition, you understand!

Как в СССР появилась первая ядерная бомба

Как в СССР появилась первая ядерная бомба


В каких условиях и какими усилиями страна, пережившая самую страшную войну ХХ века, создавала свой атомный щит
Почти семь десятилетий назад, 29 октября 1949 года, Президиум Верховного совета СССР издал четыре сверхсекретных указа о награждении 845 человек званиями Героев Социалистического Труда, орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Ни в одном из них по отношению ни к одному из награжденных не было сказано, за что именно он отмечен: везде фигурировала стандартная формулировка «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания». Даже для привыкшего к секретности Советского Союза это было редким явлением. Между тем сами награжденные прекрасно знали, конечно же, какие именно «исключительные заслуги» имеются в виду. Все 845 человек были в большей или меньшей степени непосредственно связаны с созданием первой ядерной бомбы СССР.

Для награжденных не было странным, что и сам проект, и его успех окутывает плотная завеса секретности. Ведь все они хорошо знали, что в немалой степени своим успехом обязаны мужеству и профессионализму советских разведчиков, на протяжении восьми лет снабжавших ученых и инженеров сверхсекретной информацией из-за рубежа. И столь высокая оценка, которую заслужили создатели советской атомной бомбы, не была преувеличенной. Как вспоминал один из создателей бомбы, академик Юлий Харитон, на церемонии вручения Сталин внезапно произнес: «Если бы мы опоздали на один–полтора года, то, наверное, испробовали бы этот заряд на себе». И это не преувеличение…


Атомная бомба образца… 1940 года


К идее создания бомбы, в которой используется энергия цепной ядерной реакции, в Советском Союзе пришли практически одновременно с Германией и США. Первый официально рассматривавшийся проект такого типа вооружения был представлен в 1940 году группой ученых из Харьковского физико-технического института под руководством Фридриха Ланге. Именно в этом проекте впервые в СССР была предложена ставшая позже классической для всех ядерных боеприпасов схема подрыва обычной взрывчатки, за счет которого из двух докритических масс урана почти моментально складывается надкритическая.

Проект получил отрицательные отзывы и в дальнейшем не рассматривался. Но работы, положенные в его основу, продолжались, и не только в Харькове. Атомной тематикой в предвоенном СССР занималось как минимум четыре крупных института — в Ленинграде, Харькове и Москве, а курировал работы председатель Совнаркома Вячеслав Молотов. Вскоре после представления проекта Ланге, в январе 1941-го советское правительство приняло закономерное решение засекретить отечественные атомные исследования. Было ясно, что они действительно могут привести к созданию нового типа мощного оружия, а разбрасываться такими сведениями не следует, тем паче что именно в это время были получены первые разведданные по американскому атомному проекту — и рисковать своим в Москве не хотели.

Естественное течение событий прервало начало Великой Отечественной войны. Но, несмотря на то, что вся советская промышленность и наука очень быстро были переведены на военные рельсы и принялись обеспечивать армию самыми насущными разработками и изобретениями, на продолжение атомного проекта тоже нашлись силы и средства. Хотя и не сразу. Возобновление исследований надо отсчитывать от постановления Государственного комитета обороны от 11 февраля 1943 года, оговорившего начало практических работ по созданию атомной бомбы.

Проект «Энормоз»


К этому времени советская внешняя разведка уже вовсю работала над добычей сведений по проекту «Энормоз» — так в оперативных документах именовался американский атомный проект. Первые содержательные данные, свидетельствующие, что Запад всерьез занимается созданием уранового оружия, поступили от лондонской резидентуры в сентябре 1941-го. А в конце того же года из того же источника приходит сообщение, что Америка и Великобритания договорились координировать усилия своих ученых в сфере исследования атомной энергии. В условиях войны это могло быть интерпретировано только одним образом: союзники ведут работы по созданию атомного оружия. А в феврале 1942 года разведка получила документальные подтверждения, что и в Германии активно занимаются тем же самым.

По мере того как продвигались усилия советских ученых, работавших по собственным планам, активизировалась и работа разведки по получению информации об американском и английском атомных проектах. В декабре 1942-го стало окончательно понятно, что США явно опережают Британию в этой сфере, и основные усилия были сосредоточены на добыче данных из-за океана. Фактически каждый шаг участников «Манхэттенского проекта», как именовались работы по созданию атомной бомбы в США, плотно контролировался советской разведки. Достаточно сказать, что подробнейшие сведения об устройстве первой реальной атомной бомбы в Москве получили меньше чем через две недели после того, как ее собрали в Америке.

Именно поэтому хвастливое сообщение нового президента США Гарри Трумэна, решившего огорошить Сталина на Потсдамской конференции заявлением о наличии у Америки нового оружия небывалой разрушительной силы, не вызвало той реакции, на которую рассчитывал американец. Советский лидер спокойно выслушал его, кивнул — и ничего не ответил. Иностранцы были уверены, что Сталин просто ничего не понял. В действительности же руководитель СССР здраво оценил слова Трумэна и в тот же день вечером потребовал от советских специалистов максимально ускорить работы по созданию собственной атомной бомбы. Но перегнать Америку уже было невозможно. Через неполный месяц первый атомный гриб вырос над Хиросимой, три дня спустя — над Нагасаки. А над Советским Союзом нависла тень новой, атомной войны, причем не с кем-нибудь, а с бывшими союзниками.

Время, вперед!


Сейчас, семьдесят лет спустя, никого уже не удивляет, что Советский Союз получил так необходимый ему запас времени на создание собственной супербомбы, несмотря на резко ухудшившиеся отношения с экс-партнерами по антигитлеровской коалиции. Ведь уже 5 марта 1946 года, через полгода после первых атомных бомбардировок прозвучала знаменитая Фултонская речь Уинстона Черчилля, положившая начало холодной войне. Но в горячую, по замыслу Вашингтона и его союзников, она должна была перерасти позднее — в конце 1949-го. Ведь, как рассчитывали за океаном, СССР не должен был получить собственное атомное оружие раньше середины 1950-х, а значит, и спешить было некуда.

Как в СССР появилась первая ядерная бомба

Испытания атомной бомбы. Фото: U.S. Air Force / АР

С высоты сегодняшнего дня кажется удивительным совпадение даты начала новой мировой войны — точнее, одной из дат одного из основных планов, «Флитвуд» — и даты испытания первой советской ядерной бомбы: 1949 год. Но в действительности все закономерно. Внешнеполитическая обстановка накалялась быстро, бывшие союзники все резче и резче разговаривали друг с другом. А в 1948 году стало совершенно ясно, что договориться между собой Москва и Вашингтон уже, видимо, не смогут. Отсюда и нужно отсчитывать время до начала новой войны: год — крайний срок, за который недавно вышедшие из колоссальной войны страны могут полноценно подготовиться к новой, к тому же с государством, вынесшим на своих плечах основную тяжесть Победы. Даже атомная монополия не давала США возможности сократить срок подготовки к войне.

Иностранные «акценты» советской атомной бомбы


Все это прекрасно понимали и у нас. С 1945 года резко активизировались все работы, связанные с атомным проектом. В течение первых двух послевоенных лет СССР, истерзанному войной, потерявшему немалую часть своего промышленного потенциала, удалось с нуля создать колоссальную атомную индустрию. Возникли будущие ядерные центры, такие как «Челябинск-40», «Арзамас-16», Обнинск, сложились крупные научные институты и производственные мощности.

Еще не так давно распространенной точкой зрения на историю советского атомного проекта была такая: дескать, если бы не разведка, ученые СССР не смогли бы создать никакой атомной бомбы. На деле же все обстояло далеко не так однозначно, как пытались показать ревизионисты отечественной истории. В действительности добытые советской разведкой данные об американском атомном проекте позволили нашим ученым избежать многих ошибок, которые неизбежно пришлось совершить ушедшим вперед их американским коллегам (которым, напомним, война всерьез работать не мешала: враг не вторгался на территорию США, и страна не теряла в течение нескольких месяцев половину промышленности). Кроме того, данные разведки, несомненно, помогли советским специалистам оценить наиболее выигрышные конструкции и технические решения, позволившие собрать свою, более совершенную атомную бомбу.

А если говорить о степени иностранного влияния на советский атомный проект, то, скорее, нужно вспомнить о нескольких сотнях немецких специалистов-атомщиков, которые работали на двух секретных объектах под Сухуми — в прообразе будущего Сухумского физико-технического института. Вот они действительно очень сильно помогли продвинуть вперед работы над «изделием» — первой атомной бомбой СССР, причем настолько, что многие из них теми же секретными указами от 29 октября 1949 года были награждены советскими орденами. Большинство этих специалистов пять лет спустя уехали обратно в Германию, поселившись в большинстве своем в ГДР (хотя были и такие, кто отправился на Запад).

Объективно говоря, у первой советской атомной бомбы был, если можно так выразиться, не один «акцент». Ведь она родилась в итоге колоссальной кооперации усилий множества людей — и тех, кто занимался проектом по своей воле, и тех, кого привлекли к работам в качестве военнопленных или интернированных специалистов. Но страна, которой во что бы то ни стало требовалось как можно быстрее получить оружие, уравнивающее ее шансы с экс-союзниками, стремительно превратившимися в смертельных врагов, было не до сантиментов.

Как в СССР появилась первая ядерная бомба

Источник: РИА Новости

Россия делает сама!

В документах, касающихся создания первой ядерной бомбы СССР, еще не встречался ставший потом популярным термин «изделие». Гораздо чаще она официально именовалась «реактивным двигателем специальным», или сокращенно РДС. Хотя, конечно, ничем реактивным в работах над этой конструкцией и не пахло: все дело было только в строжайших требованиях секретности.

С легкой руки академика Юрия Харитона за аббревиатурой РДС очень быстро закрепилась неофициальная расшифровка «Россия делает сама». В этом была и немалая доля иронии, поскольку все знали, как много дали нашим атомщикам добытые разведкой сведения, но и большая доля истины. Ведь если конструкция первой советской ядерной бомбы была очень похожа на американскую (просто потому, что выбиралась наиболее оптимальная, а законы физики и математики не имеют национальных особенностей), то, скажем, баллистический корпус и электронная начинка первой бомбы были сугубо отечественной разработкой.

Когда работы по советскому атомному проекту продвинулись достаточно далеко, руководство СССР сформулировало тактико-технические требования к первым атомным бомбам. Решено было одновременно дорабатывать два типа: плутониевую бомбу имплозивного типа и урановую — пушечного, аналогичного использованному американцами. Первая получила индекс РДС-1, вторая, соответственно, РДС-2.

По плану РДС-1 должна была быть представлена на государственные испытания взрывом в январе 1948 года. Но эти сроки выдержать не удалось: возникли проблемы с изготовлением и обработкой необходимого количества оружейного плутония для ее снаряжения. Он был получен лишь полтора года спустя, в августе 1949-го — и тут же отправился в «Арзамас-16», где ждала почти готовая первая советская атомная бомба. В течение нескольких дней специалисты будущего ВНИИЭФа закончили сборку «изделия», и оно отправилось на Семипалатинский полигон на испытания.

Первая заклепка ядерного щита России


Первая ядерная бомба СССР была взорвана в семь часов утра 29 августа 1949 года. Прошел почти месяц, прежде чем за океаном отошли от шока, вызванного разведданными об успешном испытании в нашей стране собственной «большой дубинки». Лишь 23 сентября Гарри Трумэн, не так давно хвастливо сообщавший Сталину об успехах Америки в создании атомного оружия, выступил с заявлением, что таким же типом вооружений теперь располагают и в СССР.

Как в СССР появилась первая ядерная бомба

Презентация мультимедийной инсталляции в честь 65-летия создания первой советской атомной бомбы. Фото: Геодакян Артем / ТАСС


Как ни странно, в Москве вовсе не торопились подтверждать заявления американцев. Напротив, ТАСС выступил фактически с опровержением американского заявления, утверждая, что все дело в колоссальном размахе строительства в СССР, при котором используются и взрывные работы с применением новейших технологий. Правда, в конце тассовского заявления содержался более чем прозрачный намек на обладание собственным ядерным оружием. Агентство напоминало всем заинтересованным, что еще 6 ноября 1947 года министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов заявил, что никакого секрета атомной бомбы давно не существует.

И это было дважды правдой. К 1947 году для СССР уже не были секретом никакие сведения об атомном оружии, а к концу лета 1949-го ни для кого уже не было секретом, что Советский Союз восстановил стратегический паритет со своим основным соперником — Соединенными Штатами. Паритет, который сохраняется вот уже шесть десятков лет. Паритет, поддерживать который помогает ядерный щит России и начало которому было положено накануне Великой Отечественной войны.
Автор: Сергей Антонов
Первоисточник: http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/kak-v-sssr-poyavilas-pervaya-yadernaya-bomba-19174.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Зяблицев 15 октября 2015 15:52
    Тут только остается снять шляпу перед советскими учеными, инженерами, разведчиками, рабочими и государственными деятелями, а конкретно - Иосифа Виссарионовича и Лаврентия Палыча! hiба
    1. 740 15 октября 2015 16:05
      Цитата: Зяблицев
      Тут только остается снять шляпу перед советскими учеными, инженерами, разведчиками, рабочими и государственными деятелями, а конкретно - Иосифа Виссарионовича и Лаврентия Палыча

      А как же еврейская чета Юлиус и Этель Розенберги,находившиеся на довольствие советской разведки feel wink laughing ?
      740
      1. Зяблицев 15 октября 2015 16:16
        Разведчиков и, соответственно, всех ими завербованных агентов,я поблагодарил!Прочтите внимательно пожалуйста мой коммент!
        С уважением hi
    2. Мареман Василич 15 октября 2015 16:09
      Именно благодаря им нам даже сейчас есть чем защищаться, и сдерживать главных хищников и убийц на планете, ФРС и их вассалов.
  2. Инжeнeр 15 октября 2015 15:53
    Спасибо, интересная статья. Но сделаю замечание: ни разу не упомянули имя Берии в статье про первую ядерную бомбу. А его заслуга в том, что наша страна вообще сейчас существует сильно недооценена.
  3. василий50 15 октября 2015 16:04
    Истинные творцы атомной промышленности И В СТАЛИН и Л П БЕРИЯ никогда не дождутся благодарности от *либерастов*, совершивших государственный переворот в 1953-м году, и их современных последователей. Фамилию КУРЧАТОВ, и то с оговорками, иногда произносят, истинными героями признаются только подонки и предатели, и ведь находят таких.
  4. Горный стрелок 15 октября 2015 16:14
    Берия был великолепный мотиватор. Чего стоят два списка - на награждение и на посадку! А человека необходимо мотивировать - он животное ленивое. Там и пряников, и кнутов хватало. Но, успели. Правда, до паритета добрались не сразу, но трусливым матрасникам, придумавшим термин "неприемлемый ущерб", хотелось побеждать "за явным преимуществом", а на это всегда чего то не хватало.
  5. lilian 15 октября 2015 16:24
    Я когда много лет назад читал книги по истории изучения структуры атома и создания атомной бомбы, понял не все, процентов 60-70. Но мне показалось, что конструкция атомной бомбы относительно проста. Все что нужно, это обеспечить критическую массу урана и плутония и источник нейтронов рядом.

    Не переоценивается ли роль американских секретов в создании бомбы? Наверняка разведданные помогли, но без них, что, на годы что ли затянулись свои работы?
    1. clidon 15 октября 2015 22:05
      Настолько же просто насколько просто телевидение. В телевизоре есть трубка, немного электроники, проводов там всяких и антенна. Потом врубаешь в розетку и щёлкаешь клавишей. Ну ещё там телевышка нужна ещё, студия, камеры, операторы персонал, ну всё это уже мелочи. В общем всё несложно.
  6. vadimtt 15 октября 2015 16:44
    Принцип атомной бомбы прост, а вот конструкция - есть нюансы (и такие, что и пол-литра не хватит разобраться).
  7. Homo 15 октября 2015 17:07
    Всё хорошо, кроме "Презентация мультимедийной инсталляции в честь 65-летия создания первой советской атомной бомбы. Фото: Геодакян Артем / ТАСС".
    Без этого издевательства над родным языком никак нельзя обойтись?
    ИНСТАЛЛЯЦИЯ (англ. installation - букв. - установка),..1) прием художественной экспозиции,... Вот и весь смысл - один из вариантов ЭКСПОЗИЦИИ. Экспозиция - слово давно используемое в русском языке, привычное и отражающее суть.
    Не нужно дословно переводить и принимать всё подряд!
    1. AID.S 15 октября 2015 23:23
      Значение слова Экспозиция по словарю Ушакова:
      ЭКСПОЗИЦИЯ
      экспозиции, ж. (латин. expositio). 1. Вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, к-рые разрабатываются в дальнейшем (лит., муз.). 2. Расстановка, раскладка, развешивание и т. п. предметов, выставляемых для обозрения (спец.). Экспозиция портретов. Экспозиция рукописей. || Сами эти предметы в той системе, совокупности, в к-рой они подобраны (спец.). Удачная экспозиция. Музейная экспозиция. 3. То же, что выдержка 2 во 2 знач. (фот.). Снимать с длительной экспозицией.
      А мне и экспозиция не нравится, какое-то низкопоклонство перед античным западом.Даешь понятную нашему уху ,нашу родную выставку,понимаешь!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня