День инноваций ЮВО: бронетранспортер БТР-82АМ

В обозримом будущем вооруженные силы России продолжат эксплуатацию бронетранспортеров БТР-80 и другой техники на их базе. При этом военное ведомство намерено обновлять парк таких бронемашин за счет строительства новых бронетранспортеров и модернизации существующих. В рамках программы обновления парка бронетехники несколько лет назад был разработан проект модернизации БТР-82АМ. К настоящему времени оборонная промышленность освоила производство этой техники на базе имеющихся в наличии машин БТР-80. Не так давно один из серийных бронетранспортеров нового типа демонстрировался на выставке «День инноваций Южного военного округа».

Проекты семейства БТР-82, в том числе и БТР-82АМ, создавались в конце прошлого десятилетия. Их целью было дальнейшее развитие существующей техники за счет применения новых комплектующих, оборудования и вооружения. Проект БТР-82АМ направлен на обновление парка техники путем ремонта и модернизации существующих машин. По этому проекту предлагалось производить переоснащение серийных машин типа БТР-80 с установкой нового двигателя, боевого модуля и т.д. Все это должно было приводить к серьезному повышению характеристик и боевой эффективности.


После модернизации БТР-82АМ сохраняют основные цели и задачи базовой машины. Эта техника предназначается для перевозки личного состава и оказания огневой поддержки во время боя. При этом машина имеет ряд нового оборудования, которое облегчает эксплуатацию и в некоторой мере улучшает ее боевые качества.



Самым серьезным доработкам подвергаются элементы силовой установки, трансмиссии и ходовой части. Модернизируемые бронетранспортеры получают дизельный двигатель КамАЗ-740.14 300 мощностью 300 л.с. Кроме того, дорабатывается трансмиссия и производится усиление ходовой части. Во время модернизации бронемашина заметно тяжелеет. Увеличение веса компенсируется новым двигателем и усиленной подвеской.

Полная масса БТР-82АМ достигает 15,9 т. Несмотря на это машина способна развивать на шоссе скорость до 80 км/ч. Сохраняется возможность пересечения водных преград вплавь при помощи имеющегося водометного движителя. Благодаря двигателю увеличенной мощности бронетранспортер по-прежнему способен подниматься на 30-градусный склон, забираться на стенку высотой 0,5 м и преодолевать иные препятствия.

Важным нововведением проекта с литерами «АМ» является вспомогательная силовая установка. Для снабжения бортовых систем электроэнергией может использоваться специальный маломощный двигатель, установленный в моторном отсеке. Этот агрегат предназначен для питания систем связи, вооружения и т.д. на стоянках. При необходимости экипаж может выключить основной двигатель, не расходуя топливо и его ресурс, но при этом сохранить энергоснабжение всех основных систем. К вспомогательной силовой установке может подключаться специальное оборудование для выдачи электроэнергии сторонним потребителям.

Машины БТР-82АМ получают боевой модуль, аналогичный используемому на БТР-80А. На усиленной крыше корпуса монтируется башня лафетной компоновки с пулеметным и артиллерийским вооружением. Основным вооружением БТР-82АМ является автоматическая пушка 2А72 калибра 30 мм. Также на башне монтируется пулемет ПКТМ в отдельном броневом кожухе. В качестве дополнительного оружия башня несет дымовые гранатометы.

Для повышения безопасности стрелка-оператора вооружений его рабочее место смещено вниз. Теперь он размещается не в башне, а под ней. Управление вооружением осуществляется при помощи пульта. При этом рабочее место стрелка оснащено несколькими смотровыми приборами и другим оборудованием для слежения за обстановкой.

Первые бронетранспортеры семейства БТР-82 были построены в 2009 году. В дальнейшем они прошли испытания и были переданы некоторым частям Южного военного округа для прохождения опытной эксплуатации. В 2013 году техника новых типов была принята на вооружение. В том же году стартовало полномасштабное серийное строительство новой техники. Согласно ранее публиковавшимся данным, серийная сборка бронетранспортеров БТР-82, в том числе БТР-82АМ, должна была продолжаться, как минимум, до 2016 года.

По некоторым данным, в прошлом году министерство обороны планировало отправить на модернизацию 120 машин БТР-80 и получить вместо них технику типа БТР-82АМ. Заказ на 2015 год должен был составить 134 машины. Порядка 60 бронетранспортеров нового типа должны поступить в войска в следующем году.

К настоящему времени бронетранспортеры БТР-82АМ состоят на вооружении большого количества частей сухопутных войск. Одна из машин этого типа, эксплуатируемых в Южном военном округе, 5 и 6 октября находилась в павильоне выставочного комплекса «Вертол Expo» и являлась экспонатом выставки «День инноваций ЮВО». Представляем фотообзор перспективного бронетранспортера.


Внешние отличия БТР-82АМ от БТР-80 минимальны



Люк и смотровые приборы водителя



Командирский люк с прожектором



Вождение бронетранспортера облегчают зеркала заднего вида и светотехническое оборудование



Передняя часть левого борта



Кормовая часть корпуса. Слева видны люки для доступа к вспомогательной силовой установке/center]

[center]
Корма машины



Водометный движитель не претерпел изменений




На правом борту перевозится шанцевый инструмент



На глушителях предусмотрены крепления для воздухопитающих труб, применяемых при движении по воде



БТР-82АМ сохранил двустворчатые бортовые двери предшественника



Верхняя часть двери оснащена амбразурой для ведения огня из личного оружия



Вид на отделение управления



Вид от левой двери вперед. Видны рабочее место стрелка и его защитный кожух



Вид от правой двери вперед. Видны подбашенные агрегаты боевого модуля



Задняя часть правой половины десантного отделения



Десантное отделение оснащается смотровыми приборами в бортах



Также по всему периметру обитаемого объема располагаются амбразуры



Башня с пушкой 2А72 и пулеметом ПКТМ




Башня боевого модуля



Корма модуля



Пулемет ПКТМ в броневом кожухе



Оптико-электронная система боевого модуля


Автор:
Рябов Кирилл
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

53 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти