Самый настоящий «Реал»
Японская пословица
Прочитал статью о битве при Лепанто и тут же подумал, что ведь что-то такое у меня по этой теме есть, более того, это самое «что-то» я искал в свое время специально, а когда нашел, то очень сильно обрадовался. Да и как не обрадоваться, когда твоим глазам вдруг предстает та самая галера «Реал», которая была флагманом Хуана Австрийского в знаменитом сражении при Лепанто!
Галера «Реал» в Морском музее Барселоны. Вид спереди.
Но самое интересное, что это не дошедшее до нас с тех времен судно (ну, мало ли как старательно его сохраняли!), а точнейшим образом сделанная его копия, а попросту говоря – «ну очень большая модель»!
Большинства людей считают, что модель корабля – это всего лишь «игрушка», главное достоинство которой заключается в ее миниатюрности. Между тем, в истории есть немало примеров постройки моделей, не меньших по размерам, чем оригинал. Так, морской музей в городе Амстердаме в 1992 году заказал себе полноразмерную копию крупнейшего парусника голландской Ост-Индской компании, выстроенного в 1748 году и разбившегося у берегов Англии в первом же плавании. Триста лет Санкт-Петербурга было отмечено постройкой реплики первого балтийского фрегата «Штандарт». Ну, а самый свежий пример такого «моделирования» находится в Китайской Народной Республике. Там в 2005 году у морского причала города Вэйхай провинции Шаньдун застыл броненосец «Динъюань» – в прошлом флагман знаменитого Бэйянского флота империи Цинь. Сам корабль построили по заказу Китая в Германии в 1883 – 1884 гг. и на то время был одним из самых современных кораблей своего времени. В 1885 году «Динъюань» пришел в Китай вместе с однотипным кораблем «Чжэнъюань» и потом 10 лет был флагманом Бэйянского флота, базировавшегося в Вэйхайвэе (современный Вэйхай). В начале 1895 года он был сильно поврежден прямо в гавани японскими торпедами, а перед ее сдачей – подорван собственной же командой.
Китайский броненосец «Динъюань» – тоже корабль музей. Пушки есть, а вот двигатели отсутствуют в принципе. Делать их было сложно и дорого!
21 декабря 2002 г. управление порта Вэйхай организовало научно-практическую конференцию, на которой знатоки военно-морской истории и корабелы со всего Китая разработали основные принципы всей предстоящей работы по воссозданию этого броненосца. И ровно через год на судостроительном заводе фирмы «Хайда» в городе Жунчэн в провинции Шаньдун работа над ним началась. 13 сентября 2004 года корабль спустили на воду, а 15 апреля 2005 года он уже оказался на вэйхайском рейде. Броненосец был построен с соблюдением всех размеров: длина 94,5 м, ширина 18 м, осадка 6 м. Имея водоизмещение в 7220 тонн, «Динъюань» на сегодня представляет самый большой в мире новодел исторического корабля, исполненной в масштабе 1:1. Хотя судно построено при помощи электросварки, на листах бортовой обшивки видны заклепки, хотя гребные суда и пушки малого калибра смотрятся не слишком достоверно. Для изготовления палубного настила и трапов взят слишком уж тонкий металл: из-за чего грохот при ходьбе по нему просто оглушает. А вот 12- и 6-дюймовые орудия изготовлены очень хорошо: в стволах видны даже нарезы, а на казенниках – заводские клейма Круппа. Странно, что в барбеты главного калибра заходить можно, а вот в башни среднего – что расположены на носу и на корме, – почему-то нельзя! Зато можно фотографироваться возле массивного дубового штурвала с надписью по-английски: «Imperial Chinese Navy».
Галера «Реал» – масштабная модель во всей красе.
Ну, а галера «Реал» была создана много раньше, а именно в 1965 году, в канун 400-летнего юбилея сражения при Лепанто. Тогда директор Морского музея Барселоны Хосе Мартинес-Хидальго предложил воссоздать этот корабль и тем увековечить его память. Над чертежами работали несколько лет, используя в качестве источников старинные описания, рисунки, гравюры и модели, дошедшие до нашего времени. Благодаря всему этому они смогли построить максимально достоверную «модель» парусно-гребного судна XVI века, которая была спущена на воду в годовщину этой прославленной битвы 7 октября 1971 года. Ну, а сегодня эта галера находится в помещении Морского музея города Барселоны.
Резная и золоченая корма судна.
![Самый настоящий «Реал»](/uploads/posts/2015-10/1444798746_zhivopis.jpg)
Ну, а картины на корме сделают честь любому музею, хотя они всего лишь копии работ тогдашних мастеров.
О том, что она там, я, естественно, узнал заранее, прежде чем туда ехать. Купил карту города, вылез из метро на станции Цитадели и дальше пошел через парк, по набережной, мимо Аквариума, памятника Колумбу и стоящих у причала яхт. И вот он – Морской музей Барселоны – несколько «ангаров», где когда-то давно строились настоящие суда. Так что место очень удобное, можно сказать «пропахшее духом истории». После городской жары и духоты внутри кажется даже прохладно. Минуешь холл… и вот она прямо перед тобой. И не просто перед тобой, а нависает над головой, словно огромный позолоченный дворец! Причем, это только корпус. Потому, что судно стоит под крышей без мачт.
При естественном освещении корма галеры выглядит так.
Как известно, в бою с турками, с их флагманской галерой «Султана», последняя таранила «Реал», да так, что ее таран проник в его корпус до четвертой скамьи. Однако туркам это не помогло. «Султана» была взята на абордаж, причем на ней захватили зеленое знамя Пророка, данное султаном Селимом II командующему турецким флотом Али-паше, и 150 000 золотых цехинов.
Вид с носа, слева.
Кроме этих подробностей было известно, что «Реал» строился как 30-баночная двух мачтовая галера в пропорциях, характерных для судов этого класса и своего времени, со всеми свойственными им достоинствами и, конечно, недостатками. Узкий корпус с незначительной осадкой, но с широкой верхней платформой, положенной на выступающие за борт кронштейны, позволяли развивать приличную скорость хода, но из-за этого галера была недостаточно остойчивой и мореходной. «Реал» реально мог использоваться только лишь при спокойной погоде, а при сильном ветре и волнении должен был пережидать в бухтах и портах, стоя на якоре.
Вид на палубу галеры.
А вот декоративное убранство галеры не знало себе равных, то есть может быть и знало (недаром французы называли первый английский линейный корабль «Роял Соверен» «Золотым дьяволом», так много на нем было позолоты и всяких там резных фигур!), но аналогов до нас не дошло. Декорирована она была в стиле барокко, который только-только входил в Европе в моду, что сделало этот корабль настоящим произведением искусства.
А вот съемка с подсветкой. Рядом для масштаба стоит автор.
Разработку декора корабля поручили одному из известнейших мастеров испанского Возрождения Хуану де Маль Лара. Ну, он и постарался, создав настоящий шедевр корабельного искусства. Так, надстройку на юте он снаружи украсил скульптурами и картинами на библейские и античные темы кисти выдающихся художников своего времени Хуана Баутиста Васкеса Старшего и Бенвенуто Тортелло; резьбы по дереву покрыли обильной позолотой, что придало галере по-настоящему «королевский» вид.
Носовая фигура.
Фигуру на конце шпирона – Нептун верхом на дельфине – вырезал скульптор Габриэль Алаберт. Паруса на галере были полосатыми, красно-белыми, что подчеркивало ее статус флагмана, так как обычные галеры имели паруса из обычной некрашеной ткани.
Кормовые фонари на галере просто огромные.
![](/uploads/posts/2015-10/1444798923_10.-odin-iz-fonarey.jpg)
Фонарь крупным планом.
Кормовой фонарь тогда тоже ставили только на флагманских галерах; но на «Реале», чтобы лишний раз подчеркнуть его достоинство, кормовых фонарей поставили сразу три штуки!
«Битва при Лепанто» Х. Луна. (1887). Дон Хуан Австрийский на борту галеры «Реал».
Судно было спущено на воду в 1568 году и имело водоизмещение 237 тонн. Длина равнялась 60 м, ширина по мидельшпангоуту – 6,2 м, то есть судно было очень узким относительно своей ширины! Осадка составляла 2,08 м. В движение галера приводилась двумя косыми парусами и 60 веслами. Площадь парусности составляла 691 м². На веслах работало 236 гребцов, а кроме них экипаж галеры насчитывал около 400 солдат и матросов! То есть люди внутри у нее были набиты словно сельди в бочке! Кстати, в самом музее есть экран, на котором демонстрируется анимационная картинка работы гребцов. Посмотришь… и не захочешь так работать ни под каким видом!
Несколько фигур гребцов на палубе.
В днище есть вырез и видно, как в трюме располагались бочки и человек для масштаба. Сверху на палубу посмотреть можно, но сложно, и там под потолком темновато. Фотографировать против света больших арочных окон трудно и неудобно, а ракурс вид сбоку невозможен в принципе. И, тем не менее, реплика производит очень достоверное и исключительно сильное впечатление. Так и кажется, что это корабль того времени и это впечатление не исчезает в течение всего того времени, пока ты смотришь на этот корабль!
Кто скажет, что это палуба военного корабля? Каков паркет? Вот только фигура солдата в шлеме морион напоминает об обратном!
Информация