Самый настоящий «Реал»

«Прошлое - это зеркало, в которое смотрится настоящее»
Японская пословица


Прочитал статью о битве при Лепанто и тут же подумал, что ведь что-то такое у меня по этой теме есть, более того, это самое «что-то» я искал в свое время специально, а когда нашел, то очень сильно обрадовался. Да и как не обрадоваться, когда твоим глазам вдруг предстает та самая галера «Реал», которая была флагманом Хуана Австрийского в знаменитом сражении при Лепанто!

Самый настоящий «Реал»


Галера «Реал» в Морском музее Барселоны. Вид спереди.

Но самое интересное, что это не дошедшее до нас с тех времен судно (ну, мало ли как старательно его сохраняли!), а точнейшим образом сделанная его копия, а попросту говоря – «ну очень большая модель»!

Большинства людей считают, что модель корабля – это всего лишь «игрушка», главное достоинство которой заключается в ее миниатюрности. Между тем, в истории есть немало примеров постройки моделей, не меньших по размерам, чем оригинал. Так, морской музей в городе Амстердаме в 1992 году заказал себе полноразмерную копию крупнейшего парусника голландской Ост-Индской компании, выстроенного в 1748 году и разбившегося у берегов Англии в первом же плавании. Триста лет Санкт-Петербурга было отмечено постройкой реплики первого балтийского фрегата «Штандарт». Ну, а самый свежий пример такого «моделирования» находится в Китайской Народной Республике. Там в 2005 году у морского причала города Вэйхай провинции Шаньдун застыл броненосец «Динъюань» – в прошлом флагман знаменитого Бэйянского флота империи Цинь. Сам корабль построили по заказу Китая в Германии в 1883 – 1884 гг. и на то время был одним из самых современных кораблей своего времени. В 1885 году «Динъюань» пришел в Китай вместе с однотипным кораблем «Чжэнъюань» и потом 10 лет был флагманом Бэйянского флота, базировавшегося в Вэйхайвэе (современный Вэйхай). В начале 1895 года он был сильно поврежден прямо в гавани японскими торпедами, а перед ее сдачей – подорван собственной же командой.

Самый настоящий «Реал»

Китайский броненосец «Динъюань» – тоже корабль музей. Пушки есть, а вот двигатели отсутствуют в принципе. Делать их было сложно и дорого!

21 декабря 2002 г. управление порта Вэйхай организовало научно-практическую конференцию, на которой знатоки военно-морской истории и корабелы со всего Китая разработали основные принципы всей предстоящей работы по воссозданию этого броненосца. И ровно через год на судостроительном заводе фирмы «Хайда» в городе Жунчэн в провинции Шаньдун работа над ним началась. 13 сентября 2004 года корабль спустили на воду, а 15 апреля 2005 года он уже оказался на вэйхайском рейде. Броненосец был построен с соблюдением всех размеров: длина 94,5 м, ширина 18 м, осадка 6 м. Имея водоизмещение в 7220 тонн, «Динъюань» на сегодня представляет самый большой в мире новодел исторического корабля, исполненной в масштабе 1:1. Хотя судно построено при помощи электросварки, на листах бортовой обшивки видны заклепки, хотя гребные суда и пушки малого калибра смотрятся не слишком достоверно. Для изготовления палубного настила и трапов взят слишком уж тонкий металл: из-за чего грохот при ходьбе по нему просто оглушает. А вот 12- и 6-дюймовые орудия изготовлены очень хорошо: в стволах видны даже нарезы, а на казенниках – заводские клейма Круппа. Странно, что в барбеты главного калибра заходить можно, а вот в башни среднего – что расположены на носу и на корме, – почему-то нельзя! Зато можно фотографироваться возле массивного дубового штурвала с надписью по-английски: «Imperial Chinese Navy».

Самый настоящий «Реал»

Галера «Реал» – масштабная модель во всей красе.

Ну, а галера «Реал» была создана много раньше, а именно в 1965 году, в канун 400-летнего юбилея сражения при Лепанто. Тогда директор Морского музея Барселоны Хосе Мартинес-Хидальго предложил воссоздать этот корабль и тем увековечить его память. Над чертежами работали несколько лет, используя в качестве источников старинные описания, рисунки, гравюры и модели, дошедшие до нашего времени. Благодаря всему этому они смогли построить максимально достоверную «модель» парусно-гребного судна XVI века, которая была спущена на воду в годовщину этой прославленной битвы 7 октября 1971 года. Ну, а сегодня эта галера находится в помещении Морского музея города Барселоны.

Самый настоящий «Реал»

Резная и золоченая корма судна.

Самый настоящий «Реал»

Ну, а картины на корме сделают честь любому музею, хотя они всего лишь копии работ тогдашних мастеров.

О том, что она там, я, естественно, узнал заранее, прежде чем туда ехать. Купил карту города, вылез из метро на станции Цитадели и дальше пошел через парк, по набережной, мимо Аквариума, памятника Колумбу и стоящих у причала яхт. И вот он – Морской музей Барселоны – несколько «ангаров», где когда-то давно строились настоящие суда. Так что место очень удобное, можно сказать «пропахшее духом истории». После городской жары и духоты внутри кажется даже прохладно. Минуешь холл… и вот она прямо перед тобой. И не просто перед тобой, а нависает над головой, словно огромный позолоченный дворец! Причем, это только корпус. Потому, что судно стоит под крышей без мачт.

Самый настоящий «Реал»

При естественном освещении корма галеры выглядит так.

Как известно, в бою с турками, с их флагманской галерой «Султана», последняя таранила «Реал», да так, что ее таран проник в его корпус до четвертой скамьи. Однако туркам это не помогло. «Султана» была взята на абордаж, причем на ней захватили зеленое знамя Пророка, данное султаном Селимом II командующему турецким флотом Али-паше, и 150 000 золотых цехинов.

Самый настоящий «Реал»

Вид с носа, слева.

Кроме этих подробностей было известно, что «Реал» строился как 30-баночная двух мачтовая галера в пропорциях, характерных для судов этого класса и своего времени, со всеми свойственными им достоинствами и, конечно, недостатками. Узкий корпус с незначительной осадкой, но с широкой верхней платформой, положенной на выступающие за борт кронштейны, позволяли развивать приличную скорость хода, но из-за этого галера была недостаточно остойчивой и мореходной. «Реал» реально мог использоваться только лишь при спокойной погоде, а при сильном ветре и волнении должен был пережидать в бухтах и портах, стоя на якоре.

Самый настоящий «Реал»

Вид на палубу галеры.

А вот декоративное убранство галеры не знало себе равных, то есть может быть и знало (недаром французы называли первый английский линейный корабль «Роял Соверен» «Золотым дьяволом», так много на нем было позолоты и всяких там резных фигур!), но аналогов до нас не дошло. Декорирована она была в стиле барокко, который только-только входил в Европе в моду, что сделало этот корабль настоящим произведением искусства.

Самый настоящий «Реал»

А вот съемка с подсветкой. Рядом для масштаба стоит автор.

Разработку декора корабля поручили одному из известнейших мастеров испанского Возрождения Хуану де Маль Лара. Ну, он и постарался, создав настоящий шедевр корабельного искусства. Так, надстройку на юте он снаружи украсил скульптурами и картинами на библейские и античные темы кисти выдающихся художников своего времени Хуана Баутиста Васкеса Старшего и Бенвенуто Тортелло; резьбы по дереву покрыли обильной позолотой, что придало галере по-настоящему «королевский» вид.

Самый настоящий «Реал»

Носовая фигура.

Фигуру на конце шпирона – Нептун верхом на дельфине – вырезал скульптор Габриэль Алаберт. Паруса на галере были полосатыми, красно-белыми, что подчеркивало ее статус флагмана, так как обычные галеры имели паруса из обычной некрашеной ткани.

Самый настоящий «Реал»

Кормовые фонари на галере просто огромные.

Самый настоящий «Реал»

Фонарь крупным планом.

Кормовой фонарь тогда тоже ставили только на флагманских галерах; но на «Реале», чтобы лишний раз подчеркнуть его достоинство, кормовых фонарей поставили сразу три штуки!

Самый настоящий «Реал»

«Битва при Лепанто» Х. Луна. (1887). Дон Хуан Австрийский на борту галеры «Реал».

Судно было спущено на воду в 1568 году и имело водоизмещение 237 тонн. Длина равнялась 60 м, ширина по мидельшпангоуту – 6,2 м, то есть судно было очень узким относительно своей ширины! Осадка составляла 2,08 м. В движение галера приводилась двумя косыми парусами и 60 веслами. Площадь парусности составляла 691 м². На веслах работало 236 гребцов, а кроме них экипаж галеры насчитывал около 400 солдат и матросов! То есть люди внутри у нее были набиты словно сельди в бочке! Кстати, в самом музее есть экран, на котором демонстрируется анимационная картинка работы гребцов. Посмотришь… и не захочешь так работать ни под каким видом!

Самый настоящий «Реал»

Несколько фигур гребцов на палубе.

В днище есть вырез и видно, как в трюме располагались бочки и человек для масштаба. Сверху на палубу посмотреть можно, но сложно, и там под потолком темновато. Фотографировать против света больших арочных окон трудно и неудобно, а ракурс вид сбоку невозможен в принципе. И, тем не менее, реплика производит очень достоверное и исключительно сильное впечатление. Так и кажется, что это корабль того времени и это впечатление не исчезает в течение всего того времени, пока ты смотришь на этот корабль!

Самый настоящий «Реал»

Кто скажет, что это палуба военного корабля? Каков паркет? Вот только фигура солдата в шлеме морион напоминает об обратном!
Автор: Вячеслав Шпаковский


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. parusnik 16 октября 2015 07:58
    На такой красоте , ещё и воевали!..Спасибо, за интересную экскурсию...
    1. merlin 16 октября 2015 09:43
      Цитата: parusnik
      На такой красоте , ещё и воевали!..Спасибо, за интересную экскурсию...

      Вот и я думаю как? Как с таким воевать, а если такую красоту поцарапают, варвары. А может их делали такими красивыми специально, чтобы рука не поднималась...
      Наверно, именно про такие корабли начали говорить: "благородство силы в ее неприменении".
      И, очень жаль, что оригинал воевал, и какая-то редиска, взяла его на таран.
    2. cth;fyn 16 октября 2015 10:56
      Воевать так со вкусом! Представляю что было если бы сейчас продолжали эту красивую традицию кораблестроения, не не могу, фантазии не хватает.
      1. Игорь39 16 октября 2015 17:46
        Я как паркетчик говорю,паркет и интарсия на сидениях,просто великолепна!
  2. тлауикол 16 октября 2015 08:40
    Красавец ! Отличные фотографии, спасибо !
  3. traveller 16 октября 2015 09:44
    в стокгольме есть нечто подобное - музей "васа", там стоит поднятый со дна галеон 17 века.
    1. cth;fyn 16 октября 2015 10:50
      Хоть и потрепало, но смотрится круто!
  4. merlin 16 октября 2015 09:45
    Отличная статья. Корабль впечатляет: просто дворец какой-то, не хуже лувра и эрмитажа, умели же делать красивые вещи... Спасибо.
  5. Ингвар 72 16 октября 2015 10:17
    Корабль конечно красивый. Но как говорили викинги, рабов за вёсла сажают глупцы. В минуту смертельной опасности раб не будет выкладываться на все сто, ни под каким бичом.
    1. cth;fyn 16 октября 2015 10:52
      Когда у тебя на борту 400 храбрых кабальеро, пусть враг думает о смертельной опасности
  6. Bassman 16 октября 2015 10:54
    В Казани в память о грандиозном путешествии Екатерины Второй по Волге до 1952 года тоже стояла флагманская галера "Тверь".Увы не сохранили.Пережив на своем веку три громадных городских пожара – в 1774, 1815 и 1842 годах, когда Казань выгорала полностью, летом 1952 года «Тверь» стала жертвой варварского поджога.
    1. Bassman 16 октября 2015 10:57
      Сейчас была бы отреставрирована уже,жаль что не сохранили
      1. Bassman 16 октября 2015 11:01
        Модель "Твери"
  7. kvs207 16 октября 2015 11:04
    в самом музее есть экран, на котором демонстрируется анимационная картинка работы гребцов. Посмотришь… и не захочешь так работать ни под каким видом!

    Вот-вот. А то, в одном статье утверждалось (в комментарии, вроде), что за веслами сидели свободные граждане. Интересно, почему тогда ссылали на галеры? У свободного гражданина, должна быть просто невероятная мотивация, чтобы сидеть за вёслами, которая бы это оправдывала, например - защита родного города. Иначе, его на галеры и калачом не заманишь.
    1. merlin 16 октября 2015 12:12
      Утверждалось и утверждается мной.
      Речь шла о древней Греции и триерах. И таки да, там на веслах сидели свободные граждане.
  8. Алекс 16 октября 2015 13:08
    Вячеслав, огромное спасибо!!! Как всем участникам, поместившим картинки других кораблей.
    hi fellow good
  9. Штык 16 октября 2015 13:28
    Просто чудо как хороша! Произведение искусства !
    Был там 3 года назад - это стоит увидеть! Памятник Колумбу, недалеко от музея.
    (клик)
  10. bondarencko 16 октября 2015 14:08
    Посмотрим, как будет выглядеть "Полтава" в виде действующей реплики.
  11. Денимакс 16 октября 2015 15:41
    Цитата: merlin
    Как с таким воевать, а если такую красоту поцарапают, варвары.

    Воевать не каждый день, в основном, смотры, визиты, церемонии.
    Цитата: merlin
    Речь шла о древней Греции и триерах. И таки да, там на веслах сидели свободные граждане.

    Раба гребца, в мирное время врядли будут содержать. Раб должен работать, если не гребет.-примерно по такому принципу могли исходить. А если война, то возможно гребли все, и рабы как не имеющие оружия в большинстве.
    1. merlin 16 октября 2015 17:48
      Цитата: Денимакс
      Воевать не каждый день, в основном, смотры, визиты, церемонии.

      Так и у нас сейчас смотры, визиты, демонстрация силы, а корабли как утюги выглядят...(сорри, если кого обидел).
      Оружие всегда, в первую голову, делается ради войны. Но в средневековье и, особенно, в новое время было принято его украшать, наверно, чтоб убивать именно красивым оружием. Зачем? Не знаю, понты...

      Цитата: Денимакс
      Раба гребца, в мирное время вряд ли будут содержать. Раб должен работать, если не гребет.-примерно по такому принципу могли исходить. А если война, то возможно гребли все, и рабы как не имеющие оружия в большинстве.

      Тады он уже не раб, а свободный человек. И это не только с гребцами. В случае войны, в строй пехотинцами частенько ставили и рабов, обещав им свободу.
  12. Денимакс 16 октября 2015 19:38
    Цитата: merlin
    Зачем? Не знаю, понты...

    Ну как без понтов..В русско-японскую тоже отправляли, на выдраяных палубах, блестящих латунных деталях и свеже выкрашенных кораблях. А то что они допотопные, с пушками обрубками и на черном порохе..как то не заботило. Так и сейчас, надо авианосцы и побольше. Оказывается и фрегаты могут далеко пулять.
    Цитата: merlin
    Тады он уже не раб, а свободный человек.

    Не, он свой становится, на случай военного времени. Там все в одной лодке.
    1. merlin 16 октября 2015 22:14
      Цитата: Денимакс
      Ну как без понтов..В русско-японскую тоже отправляли, на выдраяных палубах, блестящих латунных деталях и свеже выкрашенных кораблях. А то что они допотопные, с пушками обрубками и на черном порохе..как то не заботило. Так и сейчас, надо авианосцы и побольше. Оказывается и фрегаты могут далеко пулять.

      Понты - наше все, за фрегаты Вам плюс, только сейчас и рыбачьи лоханки могут...
      Цитата: Денимакс
      Цитата: merlin
      Тады он уже не раб, а свободный человек.

      Не, он свой становится, на случай военного времени. Там все в одной лодке.

      Ну, по-поводу свой, это Вы не правы... понты - есть понты и вчерашний раб, ну вы понимаете...
      Забавно, но в средневековье рыцарь не мог сдаться простолюдину, ну чтоб не уронить чести, а когда ошибочка выходила (ну, например, простолюдин был в блатном прикиде/хороших доспехах), то в мире становилось на одного странствующего рыцаря больше. Такие вот понты.
  13. tanit 16 октября 2015 19:57
    А что с ней(с галерой) стало после Лепанто? Пытался найти - ни чего не нашел. Ну не мог такой линкор своего времени кануть в безвестие до реставрации 20-го века.
    1. kalibr 16 октября 2015 21:07
      Надо смотреть на испанском. Но я, к сожалению,испанского не знаю...
  14. Гюнтер 18 октября 2015 03:02
    Автор молодец, Bassman - плюс за дополнение к теме.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня