О «бесполезности» авианосцев в новых реалиях

Прошло более двух недель с начала российской операции в Сирии. Уже можно видеть некоторые её результаты. Российская авиационная группа на авиабазе Хмеймим состоит из 12 Су-24М, 12 Су-25М, 6 Су-34, 4 Су-30СМ, 1 Ил-20М. Также имеется некоторое количество вертолетов Ми-24, Ми-8 возможно Ми-17. С 30 сентября группировка совершает от 20 до 88 боевых вылетов в сутки. Кроме того, был нанесен удар 26 крылатыми ракетами из акватории Каспийского моря. Во время боевой работы наносятся удары в первую очередь по командно-штабным пунктам, узлам связи, местам складирования боеприпасов, вооружения и топлива, местам сосредоточения боевой техники.

Долгое время на этом форуме некоторые многоуважаемые авторы рассуждали о закате эры авианосцев, их полной бесперспективности и бесполезности при очень высокой стоимости постройки и эксплуатации. Не будем рассматривать все сферы применения, где вполне можно найти в некоторых областях более удачную замену авианосцам. Рассмотрим только одну — поддержку с воздуха сухопутных антитеррористических операций.


Несмотря на то что борьба с террористами частная задача, она грозит на многие годы, а может, и на ближайшие десятилетия стать главной головной болью номер один для очень многих стран Африки, Ближнего Востока, Азии.

Российская авиационная группа насчитывает в общей сложности 35 самолетов: 18 фронтовых бомбардировщиков, 12 штурмовиков,4 истребителя, 1 РТР. Авиационная группа корабля 1143.5 по проекту должна была состоять из 50 единиц самолетов и вертолетов:26 МиГ-29К или Су-27К, 4 Ка-27РЛД, 18 К-27ПЛ, 2 К-27ПС.

Таким образом, при изменении состава группы на преимущественно многоцелевые истребители можно получить эквивалент по ударной мощности группировки в Хмеймиме. В настоящее время на ТАКР "Адмирал Кузнецов" могут базироваться самолеты Су-33К и МиГ-29К.

О «бесполезности» авианосцев в новых реалиях



По сравнению с Су-24М и Су-34 самолеты Су-33К имеет меньшую максимальную боевую нагрузку — 6500 кг вместо 8000 кг, и примерно сопоставимый радиус боевого действия. Судя по всему, не имеет возможности применения КАБ-500, и ракет воздух-земля с лазерным, спутниковым и телевизионным наведением, однако это связано, скорее всего, с концепцией применения — ПВО корабельной группы и атака кораблей противника ракетами "Москит". Дооборудование для нанесения ударов по наземным целям вполне возможно. В таком авиакрыле нет самолетов РТР, но в своё время предполагалось на базе Су-27 создание целого семейства корабельных самолетов: штурмовика Су-27КШ, разведки и целеуказания Су-27КРЦ, постановщика помех Су-27КПП, топливозаправщика Су-27КТ. МиГ-29К имеет еще меньшую максимальную боевую нагрузку (4500 кг) и меньший боевой радиус действий, но более богатую номенклатуру вооружения.



К сожалению, в настоящее время сформировать полноценное авиакрыло для авианосца нереально как из-за количества необходимой техники, так и из-за отсутствия необходимого количества обученных к взлёту-посадке на палубу пилотов для круглосуточного ведения боевых действий высокой интенсивности.

Применение авиации наземного аэродрома и с палубы имеет свои плюсы и минусы. Авианосец при прикрытии кораблями охранения и вертолётами РЛД практически неуязвим для ударов террористов. Авиация на наземном аэродроме может быть атакована мобильными диверсионными группами с миномётами. Пыльные бури не оказывают на авианосец влияния, поднятая авиация может использовать боеприпасы со спутниковым наведением. Влияние штормов может быть частично компенсировано за счет возможности авианосца сменить район подъёма авиации. Передислокация авиации на авианосце осуществляется вместе со "своим" аэродромом и боекомплектом, никто не закроет воздушный коридор, нет зависимости от качества наземного аэродрома в стране назначения. В то же время наземный аэродром будет иметь преимущества в возможности лучшего отдыха экипажей и обслуживающего персонала, большего количества размещенных боеприпасов и топлива, удобства обслуживания техники. Удары крылатыми ракетами можно рассматривать вообще лишь как дополнение, учитывая как их стоимость (салютик из 26 ракет — около 1 миллиарда рублей), так и невозможность объективного контроля сразу по результатам применения в виде видеозаписи.

Учитывая, что авианосцы класса "Нимиц" могут осуществлять до 120-140 самолето-вылетов в сутки в течение двух недель при интенсивности 40-60 вылетов, можно проводить воздушную операцию 1-1,5 месяца без пополнения запасов топлива и боекомплекта. Для "Адмирала Кузнецова" цифры, конечно, будут другие.

В сухом остатке получается, что авианосец — настолько универсальный корабль, что всегда найдется задача, которую он выполнит лучше других средств.

По крайней мере, пока.
Автор:
podgornovea
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

278 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти