Military Review

100 anniversary of the creation of Russia's first mobile anti-aircraft unit, armed with special guns

5
The use of air forces on the eve and at the beginning of the First World War confirmed the limitations of the effectiveness of light field and heavy artillery fire on aircraft. For effective fight, first of all with aerodynamic means of air attack, the special tools installed on automobile platforms were required.


100 anniversary of the creation of Russia's first mobile anti-aircraft unit, armed with special guns

Anti-aircraft armored car "Ehrhardt", Germany. 1908

The first to create such mobile tools, started the German and French experts. If in France for the anti-aircraft fire adapted 47-mm cannon Schneider system (sample. 1897), then Germany began to design tools of various calibers. Within the walls of the Rhine Metal Plant, the development of automotive anti-aircraft installations was carried out simultaneously in three versions: armored, semi-armored and unprotected armor [1].


Automotive anti-aircraft gun model 1914 g.

According to experts, an increase in armor weight directly reduced the ballistic characteristics of the guns. Thus, bringing the total weight of an automobile installation equipped with a Schneider 47-mm cannon and weighing up to 6 tons using armor made it ineffective when firing air targets. A semi-armored car setup with 71,1-mm Krupp system guns turned out to be a big winner here, but during the shooting it was not able to protect the servants who were vulnerable on the battlefield.

In Russia, the main focus was on the creation of an armored vehicle installation with an anti-aircraft gun caliber 76,2-mm. It was developed by the Officer Artillery School in the person of the officer of the permanent staff of the Guard Staff Captain V.V. Tarnowski, who in 1912 defined the basic requirements for this type of gun [2]. But, not having received the approval of his invention from the Artillery Committee of the Main Artillery Directorate (Artcom), he turned for help to the Society of Putilov factories. The plant management agreed with the designer’s arguments and united previously independent work on the production of a special anti-aircraft gun into a common project, later called the “Tarnovsky-Lender Tool” (by the names of its developers). The basis of the newly constructed guns continued to be 76,2-mm lightweight field gun mod. 1902 d. Later, having received full approval from the Commission for Testing Field-Firing Artillery, the design of this anti-aircraft gun was approved at the Main Artillery Directorate (GAU). In June, Artcom's 1914 ordered the Putilov Plant to manufacture the first batch of such guns in the number of 12 units [3]. In August of the same year, the plant began to assemble them. The instrument in question was constructively a thumbnail installation, which could be mounted on various platforms (road, rail and stationary). Reach in height (up to 5 km), horizon (up to 8 km) with practical rate of fire (12 - 15 shots per minute) and circular shelling made the anti-aircraft gun quite suitable for successful combat with low-speed aircraft at heights up to 4 km.


The creators of the anti-aircraft gun model 1914 g. (Leftmost captain V.V. Tarnovsky).

The first four guns, officially named "3-inch anti-aerostat gun mod. 1914 Putilov factory on an automobile installation ”, were assembled at the end of 1914 and installed on 5-ton cars of the American company“ White ”, specially made for them by the Russian-Baltic Carriage Works. At the same time, on the proposal of the General Directorate of the General Staff (GU GSH), the Military Council under the Minister of War approved the staff of the Separate Car Battery for Aerial Firing the fleet and determined "to form (according to the aforementioned state and the calculation of the number of ranks of the war time battery) [4] one automobile battery and contain it for the entire time of the present war" [5].

The proposal to lead the battery to be formed was received by guard staff captain V.V. Tarnovsky. This assignment was justified by the need to “further improve the system based on combat experience” [6].

6 (19) March 1915. He reported on the formation of the first 4-x Cannon Separate car battery in the Russian army for firing on the air fleet:

“5 of this March, the batteries from the Putilov 4 plant, mounted on the vehicles for firing at the air fleet, came to the battery.

These guns have already been tested at the main artillery firing range for shooting and the tests went well. Speaking of this, I ask you to give the order for the school and to report to the General Directorate of the General Staff that:

The 1 / battery should be considered formed by this 5 of March;

2 / landing on the railway to perform at the theater of military operations can be made 10-th March;

3 / that a battery consisting of one class I or Class II car, two heat cabs on the number of 78 lower ranks, 12 platforms on the number of 12 cars and one covered freight car for motorcycles and luggage, the total 16 cars and platforms will be required for loading the battery.

The composition of the echelon: 3 officer, 1 class rank, 78 lower ranks, 12 cars and 4 motorcycle.


Separate automotive anti-aircraft battery captain V.V. Tarnovsky at the front.

During the formation of the anti-aircraft unit and during the practical activities of V.V. Tarnovsky developed and issued a number of guidelines (manuals on anti-aircraft artillery): “Battery Training Ordinance”, “Automotive Battery Firing Rules for Air Fleet Shooting” and “Field Shooting Tables” on rubber and transferred them to the General Directorate of the General Staff and Main artillery control for use [7].

For the first time, it was proposed to hit enemy aircraft with not single shots, but with breaks of several shrapnels at the same time, forming a whole sphere of damage. In the explanatory note to the specified documents V.V. Tarnowski described in detail and analyzed up to ten different cases from the experience of shooting at aircraft for the first time months of the war. In the future, GAU ordered to publish the works of V.V. Tarnovsky separate circulation [8].

During the combat use of mobile batteries, these rules were substantially supplemented. So, a corrective shot was fired at the airplane entering the affected zone at the maximum range, and then a quick fire was fired (to kill). Correction of fire and determining the accuracy of shooting was carried out by observation from a position through binoculars (pipe), as well as using side observers sent from the battery to a considerable distance and having constant telephone communication with the command. On certain days when aviation the enemy was most active, the consumption of battery shells exceeded 150 rounds.


Downed German aircraft

12 (25) June 1915. The first downed air target appeared on the account of mobile anti-aircraft batteries. The personnel of the “Separate car battery for firing at the air fleet” in the area of ​​the town of Pultusk (Kingdom of Poland) in a short-term battle shot down a German aircraft [9].

On the basis of the order of the Supreme Commander from 17 (30) of August of the same year, the unit No. 704 of Captain V.V. Tarnowski was transferred to a new temporary staff. The total number of personnel brought to 88 people (including 5 officers). The rolling stock of the battery has been increased to 14 cars and 4 motorcycles [10].

Given the urgent need for the Russian army in mobile anti-aircraft units, the leadership of the GU GSU and GAU decided to continue their further formation. Earlier, 29 March (10 April) 1915, the head of the economic department of the Main Artillery Directorate, Lieutenant-General E.K. Smyslovsky prepared a special request to the General Directorate of the General Staff for the formation of the second separate mobile anti-aircraft battery due to the completion of the production of the next batch of anti-aircraft weapons of arr. 1914


Inspection of anti-aircraft guns by Emperor Nicholas II. Summer 1916

In the autumn of 1915, the order of the Chief of Staff of the Supreme Commander for number 172 took place:

"At the time of hostilities:

1) To form the 2-th separate car battery for firing at the air fleet, assign to it the staff declared in the order of the Supreme Commander from 17 of August of this year as 704.

2) Assign the name “1 separate car battery for firing on the air fleet” to the existing same battery.

Initially, the candidacy of Lieutenant Colonel V.N. was considered for the position of commander of the 2-th separate automotive anti-aircraft battery. Maltsev, later - Lieutenant Colonel A.A. Savrimovich. At the same time, on the basis of the 1 spare heavy artillery brigade (Tsarskoye Selo), the 3-i separate automobile anti-aircraft battery (commander - Lieutenant Colonel L.V. Khrostitsky) was formed.


Separate car anti-aircraft battery. Personnel in minutes of rest.

In total, during the First World War, 9 of similar anti-aircraft units, which played a significant role in the fight against an airborne enemy, were formed as part of the active army. Only on the account of 1-th Separate automotive anti-aircraft battery there was up to 10 downed enemy aircraft.

_________________________________________________

[1] Jorjadze I., Kolomensky B. On the development of Russian military anti-aircraft artillery // Military Thought, 1951. No. 2. C. 51 - 64.
[2] Bulletin of the Artillery Officers School, 1912. № 3 / Article V.V. Tarnowski.
[3] Agrenich A.A. Flak. M .: Voenizdat, 1960. C. 13.
[4] Russian state militaryhistorical archive (RGVIA). F. 831. Op. 1. D. 128. L. 102 - 105.
[5] Ibid. F. 2000. Op. 2. D. 1919. L. 209.
[6] Ibid. F. 504. Op. 19. D. 1.
[7] Ibid. L. 109.
[8] Barsukov E.Z. Artillery of the Russian army (1900 – 1917). CH 3. M., 1948. C. 364.
[9] RGVIA. F. 4187. Op. 1. D. 2. L. 5.
[10] Ibid. F. 504. Op. 1. D. 8.
Author:
Originator:
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/[email protected]
5 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Amurets
    Amurets 17 October 2015 08: 51 New
    +4
    100 years ago, the foundations of air defense systems were laid, a system for firing to defeat was worked out, and this, without having fire control devices and special sights, would achieve such results. It costs a lot. The article is certainly a plus. He served as the youngest in the air defense missile systems.
  2. GRAY
    GRAY 17 October 2015 09: 36 New
    +2
    According to experts, increasing the weight of the armor directly reduced the ballistic characteristics of the guns.
    It rather limited them by weight and, accordingly, by caliber. Specialists ... lol
  3. 31rus
    31rus 17 October 2015 15: 46 New
    0
    Thank you for the material, but as far as I remember there were other developments no less successful on the car chassis
  4. Vladimir 1964
    Vladimir 1964 17 October 2015 18: 14 New
    +1
    Interesting enough article.
    But here is the phrase
    According to experts, increasing the weight of the armor directly reduced the ballistic characteristics of the guns.

    leads into some bewilderment, what is the direct effect of booking, that is, the weight of the installation, on ballistic characteristics? hi
    1. RussVesna
      RussVesna 19 February 2016 05: 26 New
      0
      I thought the same thing
  5. Volga Cossack
    Volga Cossack 18 October 2015 07: 29 New
    0
    Thank you - a good article - the photo was especially pleased.

100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Применение военно-воздушных сил накануне и в начале Первой мировой войны подтвердили ограниченность действенности огня легкой полевой и тяжелой артиллерии по летательным аппаратам. Для результативной борьбы, в первую очередь с аэродинамическими средствами воздушного нападения, требовались специальные орудия, устанавливаемые на автомобильные платформы.

100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Зенитный бронеавтомобиль «Эрхардт», Германия. 1908 г.

Первыми к созданию таких мобильных средств, приступили немецкие и французские специалисты. Если во Франции для зенитной стрельбы приспособили 47-мм пушку системы Шнейдера (обр. 1897 г.), то Германия начала конструировать орудия различных калибров. В стенах Рейнского металлического завода шла разработка автомобильных зенитных установок одновременно в трех вариантах: бронированных, полубронированных и незащищенных броней[1].


100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Автомобильное зенитное орудие образца 1914 г.

По оценке специалистов, увеличение веса брони напрямую снижало баллистические характеристики орудий. Так, доведение за счет брони общего веса автомобильной установки, снаряженной 47-мм пушкой системы Шнейдера и весом до 6 тонн, практически делало ее малоэффективной при стрельбе по воздушным целям. Полубронированная автомобильная установка с 71,1-мм орудием системы Круппа оказалась здесь в большем выигрыше, но во время стрельбы не была в состоянии защищать прислугу, которая оказывалась уязвимой на поле боя.

В России основную ставку сделали на создание бронированной автомобильной установки с зенитным орудием калибра 76,2-мм. Ее разработчиком выступила Офицерская артиллерийская школа в лице офицера постоянного состава гвардии штабс-капитана В.В. Тарновского, определившего в 1912 г. основные требования к данному типу орудия[2]. Но, не получив одобрения своему изобретению со стороны Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (Арткома), он обратился за помощью в Общество Путиловских заводов. Руководство заводов согласилось с доводами конструктора и объединило ранее независимые работы по производству специальной зенитной пушки в общий проект, получивший позднее название «орудие Тарновского – Лендера» (по фамилиям его разработчиков). Основу вновь конструируемого орудия продолжала составлять 76,2-мм легкая полевая пушка обр. 1902 г. Позднее, получив полное одобрение со стороны Комиссии по испытанию полевой скорострельной артиллерии, проект указанного зенитного орудия был утвержден в Главном артиллерийском управлении (ГАУ). В июне 1914 г. Артком сделал заказ Путиловскому заводу на изготовление первой партии таких пушек в количестве 12 единиц[3]. В августе того же года завод начал работы по их сборке. Рассматриваемое орудие в конструктивном отношении представляло собой тумбовую установку, которая могла монтироваться на различных платформах (автомобильной, железнодорожной и стационарной). Досягаемость по высоте (до 5 км), по горизонту (до 8 км) при практической скорострельности (12 – 15 выстрелов в минуту) и круговом обстреле делала зенитную пушку вполне пригодной для успешной борьбы с мало скоростными летательными аппаратами на высоте до 4 км.

100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Создатели зенитного орудия образца 1914 г. (крайний слева капитан В.В. Тарновский).

Первые четыре орудия, получивших официальное название «3-дюймовая противоаэростатная пушка обр. 1914 г. Путиловского завода на автомобильной установке», были собраны в конце 1914 г и установлены на 5-тонных автомобилях американской фирмы «Уайт», изготовленных специально для них Русско-Балтийским вагонным заводом. В этот же период по представлению Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ) Военный совет при Военном министре утвердил штат Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту и определил «сформировать (по упомянутому штату и расчету числа чинов батареи военного времени)[4] одну автомобильную батарею и содержать ее на все время настоящей войны»[5].

Предложение возглавить формируемую батарею получил гвардии штабс-капитан В.В. Тарновский. Такое назначение обосновывалось необходимостью «дальнейшего усовершенствования системы на основании боевого опыта»[6].

6(19) марта 1915 г. он рапортом доложил о сформировании первой в русской армии 4-х орудийной Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту:

«5-го сего Марта в батарею прибыли с Путиловского завода 4 установленные на автомобили орудия для стрельбы по воздушному флоту.

Орудия эти уже испытаны на главном артиллерийском полигоне стрельбою и испытания прошли хорошо. Донося о сем, прошу об отдании в приказ по школе и для донесения в Главное управление Генерального штаба, что:

1/ батарею следует считать сформированной 5-го сего Марта;

2/ посадка на железную дорогу для выступления на театр военных действий может быть совершена 10-го сего Марта;

3/ что для погрузки батареи потребуется подвижной состав состоящий: из одного классного вагона I или II класса, двух теплушек по числу 78 нижних чинов, 12 платформ по числу 12 автомобилей и одного крытого товарного вагона для мотоциклетов и клади, всего 16 вагонов и платформ.

Состав эшелона: 3 офицера, 1 классный чин, 78 нижних чинов, 12 автомобилей и 4 мотоциклета».

100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Отдельная автомобильная зенитная батарея капитана В.В. Тарновского на фронте.

В период формирования зенитного подразделения и в ходе практической деятельности В.В. Тарновский разработал и издал ряд руководящих документов (учебных пособий по зенитной артиллерии): «Устав батарейного учения», «Правила стрельбы автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту» и «Полевые таблицы стрельбы» на резине и передал их в Главное управление Генерального штаба и Главное артиллерийское управление для использования[7].

В них впервые предлагалось поражать летательные аппараты противника не одиночными выстрелами, а разрывами одновременно нескольких шрапнелей, образующими целую сферу поражения. В пояснительной записке к указанным документам В.В. Тарновским были подробно описаны и проанализированы до десяти различных случаев из опыта стрельб по самолетам впервые месяцы войны. В дальнейшем ГАУ распорядилось издать труды В.В. Тарновского отдельным тиражом[8].

В ходе боевого применения подвижных батарей указанные правила были существенно дополнены. Так, по входившему в зону поражения аэроплану на предельной дальности выполнялся корректурный выстрел, а затем велся беглый огонь (на поражение). Корректировка огня и определения меткости стрельбы проводились путем наблюдения с позиции в бинокль (трубу), а также с помощью боковых наблюдателей, высылаемых от батареи на значительное расстояние и имевших с командованием постоянную телефонную связь. В отдельные дни, когда авиация противника была наиболее активна, расход снарядов батареи превышал 150 выстрелов.

100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Сбитый германский самолет

12(25) июня 1915 г. на счету подвижных зенитных батарей появилась первая сбитая воздушная цель. Личным составом «Отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту» в районе г. Пултуск (Царство Польское) в скоротечном бою был сбит германский самолет[9].

На основании приказа Верховного главнокомандующего от 17(30) августа того же года № 704 подразделение капитана В.В. Тарновского было переведено на новый временный штат. Общее количество личного состава доведено до 88 человек (в том числе 5 офицеров). Подвижной состав батареи был увеличен до 14 автомобилей и 4 мотоциклов[10].

Учитывая острую необходимость русской армии в мобильных зенитных подразделениях, руководство ГУ ГШ и ГАУ приняли решение продолжить их дальнейшее формирование. Ранее, 29 марта (10 апреля) 1915 г., начальник хозяйственного отдела Главного артиллерийского управления генерал-лейтенант Е.К. Смысловский подготовил специальный запрос в Главное управление Генерального штаба на формирование второй отдельной мобильной зенитной батареи вследствие окончания изготовления очередной партии противоаэростатных орудий обр. 1914 г.

100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Осмотр зенитного орудия императором Николаем II. Лето 1916 г.

Осенью 1915 г. состоялся приказ начальника Штаба Верховного главнокомандующего за № 172:

«На время военных действий:

1) Сформировать 2-ю отдельную автомобильную батарею для стрельбы по воздушному флоту, присвоить ей штат, объявленный в приказе Верховного Главнокомандующего от 17 августа сего года за № 704.

2) Присвоить существующей такой же батареи наименование «1-й отдельной автомобильной батареи для стрельбы по воздушному флоту».

Первоначально на должность командира 2-й отдельной автомобильной зенитной батареи рассматривалась кандидатура подполковника В.Н. Мальцева, позднее – подполковника А.А. Савримовича. Одновременно на базе 1-й запасной тяжелой артиллерийской бригады (Царское Село) сформирована 3-я отдельная автомобильная зенитная батарея (командир – подполковник Л.В. Хростицкий).

100-летие со дня создания первого в России мобильного зенитного подразделения, вооруженного специальными орудиями

Отдельная автомобильная зенитная батарея. Личный состав в минуты отдыха.

Всего в годы Первой мировой войны в составе действующей армии было сформировано 9 аналогичных противосамолетных подразделений, сыгравших значительную роль в борьбе с воздушным противником. Только на счету 1-й Отдельной автомобильной зенитной батареи имелось до 10 сбитых неприятельских самолетов.

_________________________________________________

[1] Джорджадзе И., Коломенский Б. О развитии отечественной войсковой зенитной артиллерии // Военная мысль, 1951. № 2. С. 51 – 64.
[2] Вестник Офицерской артиллерийской школы, 1912. № 3 / Статья В.В. Тарновского.
[3] Агренич А.А. Зенитная артиллерия. М.: Воениздат, 1960. С. 13.
[4] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 128. Л. 102 – 105.
[5] Там же. Ф. 2000. Оп. 2. Д. 1919. Л. 209.
[6] Там же. Ф. 504. Оп. 19. Д. 1.
[7] Там же. Л. 109.
[8] Барсуков Е.З. Артиллерия русской армии (1900–1917 гг.). Ч. 3. М., 1948. С. 364.
[9] РГВИА. Ф. 4187. Оп. 1. Д. 2. Л. 5.
[10] Там же. Ф. 504. Оп. 1. Д. 8.
Автор: Алексей Лашков
Первоисточник: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12060737@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. амурец 17 октября 2015 08:51
    100 лет назад были заложены основы средств ПВО,отработана система ведения огня на поражение и это не имея приборов управления огнём, специальных прицелов,добится таких результатов.Это многого стоит.Статье конечно плюс.Сам молодым в ЗРВ служил.
  2. GRAY 17 октября 2015 09:36
    По оценке специалистов, увеличение веса брони напрямую снижало баллистические характеристики орудий.
    Cкорее ограничивало их по массе и, соответственно, калибру. Специалисты... lol
  3. 31rus 17 октября 2015 15:46
    Спасибо за материал,но насколько я помню были и другие разработки не менее удачные на автомобильном шасси
  4. Vladimir 1964 17 октября 2015 18:14
    Достаточно интересная статья.
    Но вот фраза
    По оценке специалистов, увеличение веса брони напрямую снижало баллистические характеристики орудий.

    вводит в некоторое недоумение, какое прямое влияние имеет бронирование, то есть вес установки, на баллистические характеристики? hi
    1. RussVesna 19 февраля 2016 05:26
      Тоже самое подумал
  5. казак волгский 18 октября 2015 07:29
    спасибо - хорошая статья- фото особо порадовали.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня