Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)

Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)


Дмитрий Иванович Донской – великий князь московский (с 1359), владимирский (с 1362) и новгородский (с 1386), выдающийся государственный деятель, прославленный полководец. С его именем связано укрепление руководящей роли Москвы в объединении русских земель и совместной защите их от иноземных завоевателей, в том числе победа в Куликовской битве (1380).

12 октября 1350 года в Москве в семье второго сына Ивана Калиты удельного князя звенигородского Ивана Ивановича Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны родился сын. При крещении ему дали имя Дмитрий в честь святого Дмитрия Солунского.


Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)

Святой благоверный великий Московский князь Дмитрий Донской. Художник В. Маторин.

О детстве будущего великого князя известно совсем немного. В «Слове о житии великого князя Димитрия Иоанновича» говорится: «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Отец все свободное время находился рядом с сыном и обучал его.

После смерти от чумы в 1353 году старшего брата Симеона Гордого отец Дмитрия Ивановича стал великим князем, после чего в 1355 году совершил традиционную для русских князей поездку в Золотую Орду, взяв с собой богатые подарки великому хану, его семейству и вельможам. В Сарае он получил ярлык на великое княжение и стал первым по старшинству правителем на Руси. Так судьба княжича Дмитрия сделала крутой поворот: из наследника небольшого звенигородского удела он стал наследником московской великокняжеской власти.

Великий князь Иван Иванович Красный, правил недолго. Он умер от чумы 13 ноября 1359 года в возрасте 33 лет. На московский престол взошел его старший сын, девятилетний Дмитрий. Наставником юного князя и правителем Московского княжества в это время стал митрополит Киевский и всея Руси Алексий. Это был человек огромного ума, большого такта, широкого политического кругозора. Он имел поддержку среди большинства православных людей, живших в Московском княжестве, что по тем временам имело решающее значение. Более того, в качестве верховного главы русской церкви Алексий обладал вполне реальной властью над всеми русскими князьями без исключения. Он умело пользовался своим авторитетом для проведения в жизнь идеи главенства Москвы в Северо-Восточной Руси. Повзрослев, Дмитрий не раз советовался с ним, продолжая политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы.

В 1360 году митрополит Алексий отправляет юного Дмитрия во главе московской делегации в Сарай за ханским ярлыком на великое княжение. Поездка была сопряжена с большой опасностью, но при этом являлась и крайне важной с политической точки зрения. Будущий великий князь с юных лет учился основам дипломатии и мудрости правителя. Поездка оказалась неудачной – великокняжеский владимирский престол маленький князь Дмитрий Московский утерял, т.к. в Орде не было практики выдавать ярлыки на великое княжение вассалам-детям, и ярлык ушел в Суздальско-Нижегородское княжество к князю Дмитрию Константиновичу. Москва лишилась власти над большой территорией великокняжеских земель со значительным населением. Казалось, что будущее не сулит юному князю Дмитрию Московскому особо радужных надежд, что с мечтой о первенстве Москвы на Руси покончено…

В Золотой Орде в это время шла кровавая ханская междоусобица, в результате которой за несколько лет сменилось несколько десятков ханов. Русские летописцы очень точно назвали происходившее «великой замятней». «Замятней» воспользовался митрополит Алексий. Используя заинтересованность очередного золотоордынского хана в русском серебре, он в 1361 году отправляет повзрослевшего Дмитрия в поездку в Сарай. Подарки возымели свое действие, и в 1362 году хан Мурат дал 12-летнему московскому удельному князю желанный ярлык на великое княжение.

Воодушевленные этим успехом, московские бояре, посадив на коней малолетних наследников московского престола – Дмитрия, его брата Ивана и двоюродного брата Владимира Андреевича Серпуховского – «пошли войной» на Суздаль. После длительного противостояния войск двух княжеств Дмитрий Константинович Суздальский уступил, а Дмитрий Иванович получил право единолично считаться великим князем. В 1363 году Дмитрий «взял свою волю» и над князем Константином Ростовским.

Впоследствии военно-политический союз двух Дмитриев был скреплен браком московского князя Дмитрия с дочерью Дмитрия Константиновича Евдокией. Отец Евдокии при этом отказался от ярлыка на Владимир в пользу Москвы. Вскоре к Москве отошли и связанные с Суздалем нижегородские земли. Свадьба состоялась 18 января 1366 года. Сыграли ее в Коломне, т.к. Москва полностью выгорела от очередного пожара. Не устоял даже дубовый кремль Ивана Калиты, стены которого были обмазаны глиной и побелены известью.

Вскоре московская рать во главе с Дмитрием Ивановичем выступила к Нижнему Новгороду. Младший брат суздальско-нижегородского князя Борис решил отвоевать права на княжение у своего старшего брата Дмитрия Константиновича, но московские войска подоспели вовремя, и все закончилось миром.

Однако не только свадьбой и борьбой за права тестя занимался в то время юный князь Дмитрий Иванович. Он затеял в Москве грандиозное строительство. «В зиму 1367 года князь великий Дмитрий Иванович, – сообщает Рогожская летопись, – погадав с братом своим Володимиром Андреевичем и со всеми боярами старейшими и задумал ставить город каменный Москву. Да что умыслил, то и сотворил». Известняковые камни для строительства Кремля возили на санях по руслу замерзшей реки Москвы, а весной сплавляли на плотах из Мячковских каменоломен, которые находились недалеко от Москвы. Ворота нового Кремля были гостеприимно раскрыты для ханских послов (Дмитрий предпочитал откупаться от них богатыми подарками), но для других соседей и князей-соперников Кремль стал мощной защитной крепостью.

Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)

Московский Кремль при Дмитрии Донском. Художник А. Васнецов.

Кроме мер оборонительного характера (строительством Кремля) Дмитрий Иванович вместе с митрополитом попытались сокрушить тверского властителя. Алексий вызвал Михаила Тверского в 1368 году в Москву якобы для третейского суда с его двоюродным братом. Несмотря на гарантии неприкосновенности, данные митрополитом и великим князем Дмитрием, тверской князь и его бояре были схвачены и разведены по боярским дворам в заточение. Лишь вмешательство ордынских послов, оказавшихся тогда в Москве, вернуло Михаилу свободу.

Озлобленный князь, вернувшись в Тверь, стал энергично готовиться к войне с Дмитрием Ивановичем. Не дожидаясь, пока Михаил соберет силы, Дмитрий Московский двинул полки на противника, и тот бежал в Литву, к великому князю Ольгерду, который был женат на его сестре. Восемнадцатилетний Дмитрий еще не обладал достаточным военным опытом и не принял необходимых мер на западных рубежах. Ольгерд же стремительно поднялся в поход. О нашествии литовских войск в Москве узнали слишком поздно. Наспех собранный московский сторожевой полк под руководством воевод Дмитрия Минина и Акинфа Шубы был полностью уничтожен превосходящими силами литовской конницы на реке Тросне 21 ноября 1368 года. Ольгерд устремился прямой дорогой к Москве. Дмитрий Иванович укрылся в своем стольном граде и приготовился к осаде. В течение 3 дней войска Ольгерда осаждали новую каменную крепость, но взять ее так и не смогли. Захватив добычу и пленных, он ушел в Литву. Впервые за 40 лет Московское княжество было опустошено так, что московские летописцы сравнили нашествие Ольгерда с Батыевым походом. По итогам «литовщины» Дмитрию Ивановичу пришлось возвратить Михаилу Тверскому земли Клинского княжества.

В последующие несколько лет, пока длилась война Москвы с Тверью (1368–1375), Ольгерд еще дважды пытался напасть на Москву, но каждый раз его поход заканчивался неудачей. В борьбе за старшинство среди русских князей верх одержал Дмитрий. Успех молодого московского правителя объяснялся мудрой поддержкой митрополита Алексия, помогавшего своему воспитаннику в деле объединения княжеств и присоединения к Москве Углича, Галича, Белоозера, а также Костромского, Дмитровского, Чухломского, Стародубского княжеств. В начале декабря 1374 года князь Дмитрий Иванович собрал русских князей и бояр в Переславле-Залесском, где обсуждались пути избавления страны от ордынской зависимости. В 1375 году Дмитрий разбил под Любутском литовское войско Ольгерда. Ордынская помощь литовскому князю вовремя не пришла, и Михаил Тверской, «видя изнеможение свое, понеже вся Русская земля возста на него», просил вместе со своим зятем Ольгердом у Дмитрия мира. Договором 1375 года между Тверью и Москвой тверской князь низводится до положения «младшего брата» великого князя московского и навсегда отказывается от притязаний на великое княжение и соглашается на союз с Дмитрием против Золотой Орды. Это первое в истории письменное указание на намерение Москвы создать союз русских княжеств для защиты от ордынцев и литовцев.

Военный союз русских князей становился реальной силой, и в Сарае это поняли. Конные отряды золотоордынцев напали на земли Нижегородского княжества и пограбили их. Тогда московские полки и рать Нижнего Новгорода в 1377 году предприняли ответный поход на ордынский город Булгар. Состоялся бой, но до штурма города дело не дошло. Его жители выслали челобитчиков, с целью откупа. Русские войска с богатой добычей возвратились домой. Кроме того, русские посадили в Казани своих сборщиков податей и таможенника, чтобы тот следил за правильностью торгового обмена местных и иноземных купцов с русской стороной.

Победный поход русских ратников на Булгар вызвал вполне понятное неудовольствие в ставке фактического правителя Орды Мамая. В ту пору к могущественному темнику («командующий десятитысячным войском») как раз перебежал из-за Волги некий царевич Арапша (Араб-шах), и с большим конным войском он двинулся на Нижний Новгород. Московский князь пришел на помощь своему тестю Дмитрию Константиновичу Нижегородскому. Однако о враге не было вестей, и Дмитрий вернулся в Москву, оставив войска на попечении воевод. Но дозоры в лагере не выставлялись. Оружие находилось в обозах. 2 августа 1377 года золотоордынцы, проведенные по тайным лесным тропам по приказу мордовских князей, внезапно обрушились на русский стан и разгромили его. Во время бегства много людей утонуло в реке или попало в плен. Татарская конница преследовала убегавшие войска и через три дня ворвалась в Нижний Новгород, опустошила его и сожгла. Нижегородского князя в ту пору в городе не было – он находился в Суздале, это и спасло его от гибели. Опустошив окрестные волости, золотоордынцы ушли в степи. Теперь поход большого, объединенного ордынского войска на Московскую Русь стал реальностью. Дело было лишь во времени.

В феврале 1378 года скончался митрополит всея Руси Алексий. Двадцать восемь лет прожил Дмитрий под его духовным присмотром, и не в чем не мог он упрекнуть своего митрополита. За эти годы Дмитрий Иванович превратился в талантливого политика и военачальника, окруженного опытными воеводами. Среди соратников великого князя выделялись полководческими навыками Владимир Андреевич Серпуховской и Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Позднее к ним присоединились братья Ольгердовичи – Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский. Москва стала привлекать к себе множество храбрых и энергичных людей, в том числе из других княжеств и т. д. Увеличился постоянный состав русского войска – до 20 тысяч дружинников, появились слаженные пехотные полки, состоявшие из городских и сельских ополченцев. Значительно улучшилась организация войска: было создано единое командование, чаще проводился общий сбор. В годы, предшествующие Куликовской битве, возросла выучка русских воинов. Конница получила на вооружение сабли, оказавшиеся весьма удобными в схватках с ордынской конницей.

В 1378 году, летом, Мамай послал большое войско во главе с темником Бегичем в поход на Русь. Князь Дмитрий Иванович сумел хорошо организовать разведку намерений противника, и русские перекрыли брод через приток Оки – реку Вожу. Здесь собирались переправляться ордынцы. Русские заняли выгодную позицию на холме. Появление большого русского войска застало Бегича врасплох, и он несколько дней простоял на берегах реки, не решаясь ее перейти. Однако 11 августа 1378 года, переправившись, конница Бегича атаковала центр русского войска, но ее, как клещами стали сдавливать русские фланги. Большой полк во главе с Дмитрием Ивановичем атаковал золотоордынцев в лоб, а с флангов удары нанесли полки правой и левой руки под командованием воеводы Тимофея Вельяминова и рязанского князя Данилы Пронского. Татары побежали. Многие из них утонули, переправляясь через реку. Погибли Бегич и еще несколько мурз.

Поражение и гибель Бегича на Воже сильно подорвали авторитет Мамая. Испугавшись усиления московского правителя, Мамай решил сломить возраставшую мощь Руси, усилить ее зависимость от Орды. Он собрал войско, в которое помимо монголо-татар входили также отряды черкесов, осетин, армян и некоторых других народов. На соединение с Мамаем выдвинулись войска литовского князя Ягайло Ольгердовича. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета. Получив известие об этом, Дмитрий объявил сбор всех полков в Москве и Коломне на 15 августа 1380 года. На помощь ему привели свои полки удельные князья. За духовной поддержкой Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который благословил князя на битву и предсказал его победу. В благословенной грамоте говорилось: «Иди, господин, иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе!» Русская церковь впервые с момента установления зависимости русских земель от золотоордынских ханов одобрила открытую борьбу с ними.

Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)

Преподобный Сергий Радонежский благословляет святого благоверного князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Художник А. Кившенко.

План битвы был смелым и точно рассчитанным. Дмитрий задумал разбить войско Мамая еще до соединения с ним литовцев и поэтому продвинул свои полки далеко на юг. Войска перешли через Дон, тем самым отрезав себе все пути к отступлению и оказались в чистом поле, чтобы сразиться с ордынцами.

Кровопролитное сражение на Куликовском поле произошло 8 сентября 1380 года. Русские полки построились в пятиполчный ряд. Впереди поставили сторожевой полк, задачей которого было не позволять ордынским конным лучникам засыпать ливнем стрел главные силы русских. Затем стоял передовой полк, которому предстояло принять на себя первый удар главных сил Мамая. За передовым выстроился большой пеший полк. На флангах стали полки правой и левой руки. На случай, если неприятель где-нибудь прорвет русский строй, был оставлен в тылу резервный отряд. В густой дубраве на левом крыле укрылся сильный засадный полк. Засадой командовали князь Владимир Серпуховской и воевода Дмитрий Боброк-Волынский. Этому полку предстояло выйти на поле Куликово в самую решающую минуту. Известно, что ордынская конница так и не обнаружила русский засадный полк.

Перед сражением Дмитрий Московский объехал все построившиеся на поле полки и обратился к ним с традиционным призывом постоять за Русскую землю. Он прекрасно понимал, что враг в первую очередь попытается обезглавить русское войско, поэтому поменялся с боярином Михаилом Бренком головным убором московского государя и в простых воинских доспехах встал в первые ряды передового полка. Сражение началось около 12 часов дня поединком русского воина-инока Александра Пересвета и ордынского богатыря Челубея. Два витязя сошлись на копьях, оба погибли, но Пересвет в отличие от Челубея остался в седле. Противник воспринял это, как плохое предзнаменование исхода битвы. После поединка богатырей ордынские всадники пошли в атаку. Они смяли русский сторожевой полк, который был вынужден отойти к передовому полку, но и тот не выдержал натиска врага. В битву вступил большой пеший полк, а затем и полк левой руки, который вскоре был прорван ордынцами. Врага остановил русский резерв, сразу же вступивший в бой. Засадный полк ударил в тыл и во фланг прорвавшейся к Дону ордынской коннице. Этот удар позволил русским князья и воеводам перестроить полки для продолжения битвы. Мамаево войско было наголову разгромлено и обращено в бегство. Русская конница преследовала врага от Куликова поля до притока Дона – реки Красивой Мечи. Погоня продолжалась до наступления темноты. Победа досталась русским дорогой ценой. Потери были огромны, в числе погибших оказалось много русских князей и бояр. Самого Дмитрия после боя с трудом нашли – князь лежал без сознания среди мертвых и раненых.

Литовское войско, занявшее выжидательную позицию в 40 км от места битвы, узнав ее результаты, поспешило вернуться в свои владения.

За великую победу народ прозвал князя Дмитрия Ивановича – Донским, а его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского – Храбрым. Победа над войском Мамая стала не просто военной удачей, она стала предвестником будущего освобождения Руси от ордынской зависимости. Вернувшись в Москву, князь отправился к преподобному Сергию. В монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой.

По своим масштабам Куликовская битва является одной из самых крупных битв эпохи Средневековья и занимает видное место в истории военного искусства. Стратегия и тактика Дмитрия Донского отличались наступательным характером, активностью и целеустремленностью действий. Глубокая, хорошо организованная разведка позволила принимать верные решения и совершить образцовый марш-маневр к Дону. Дмитрий Донской сумел правильно оценить и использовать условия местности. Он учел тактику противника, раскрыл его замысел. Исходя из условий местности и применяемых Мамаем тактических приемов, Дмитрий Иванович рационально расположил имевшиеся в его распоряжении силы, создал общий и частный резерв, продумал вопросы взаимодействия полков. Получила дальнейшее развитие тактика русского войска. Завязка битвы сторожевым полком ошеломила противника, не позволила ему применить излюбленную тактику изматывания. Наличие резерва (засадного полка) и его умелое применение, предопределили исход битвы в пользу русских.

В соответствии с Федеральным законом 1995 года «О днях военной славы и памятных датах России», день победы русского войска в Куликовской битве объявлен Днем воинской славы.

После победы на Куликовом поле Москва не платила дани завоевателям, пока новый ордынский хан, Тохтамыш, пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, не взял город в 1382 году. Дмитрий был извещен о наступлении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла выставить крупного войска. Город весь сгорел, кроме каменного Кремля. Воспользовавшись ослаблением Москвы, тверской князь Михаил, «забыв» клятву, отправился в Орду за ярлыком на великое княжение. Но Дмитрий Донской опередил его «покаянным посольством» к хану. В Орде он отдал в заложники своего старшего сына Василия, поклявшись исправно платить дань. Ярлык на великое княжение остался за Москвой, после чего Дмитрий пошел войной на Рязань и разорил ее. В 1385 году Дмитрий Донской и Олег Рязанский заключили мир.

Весной 1389 года он серьезно заболел и, чувствуя скорую кончину, составил завещание, в котором указал, что передает великое княжение старшему сыну Василию – без санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину». Умер Дмитрий Донской 19 мая 1389 года, в 39 лет, из которых 29 – правил «на Москве». Был погребен в Москве в Архангельском соборе Кремля.

Имя Дмитрия Донского стало символом русской воинской славы и доблести. Время его правления многие современные ученые считают поворотным в русской истории. Москва утвердилась как центр русских Северо-Восточных земель, зависимость Руси от Золотой орды после Куликовской битвы стала неуклонно ослабевать.

Тридцатилетнее правление Дмитрия Донского внесло значительный вклад в развитие русского войска. Утвердилось его деление на полки. Они выставлялись от княжеств и наиболее крупных городов, имели свой стяг и возглавлялись князем или воеводой. Во второй половине XIV века на Руси появилось огнестрельное оружие. В 1382 году залпы пушек, установленных Дмитрием Донским на стенах Московского Кремля, возвестили новую эру в развитии русского военного искусства.

С конца XVIII века имя полководца традиционно присваивалось кораблям русского флота. Последний из них, броненосный крейсер, погибший в Цусимском морском сражении 1905 года во время Русско-японской войны. В ВМФ Российской Федерации эта традиция была возобновлена, с 2002 года имя Дмитрия Донского носит тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения.

Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)

Памятник Дмитрию Донскому в селе Монастырщино Тульской обл. Скульптор О. Комов.

Дмитрий Донской, как один из любимых национальных героев, всегда почитался Русской Православной Церковью (РПЦ). В годы Великой Отечественной войны его имя носила танковая колонна, созданная по инициативе Московской патриархии в 1944 году на пожертвования верующих и переданная Красной армии. В 1988 году РПЦ причислила Дмитрия Донского к лику святых. В 2004 году РПЦ был учрежден Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского трех степеней. Им награждаются священнослужители, военачальники, ветераны Великой Отечественной войны и иные лица, проявившие мужество при защите Отечества, внесшие вклад в развитие взаимодействия между РПЦ и Российской армией, оказывающие духовно-нравственную поддержку военнослужащим.

Память о Дмитрии Донском и Куликовской битве увековечена во многих литературных произведениях. Подвиги русских воинов еще в конце XIV–XV веках нашли отражение в дошедших до наших дней «Слове о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» («Задонщина») и в «Сказании о Мамаевом побоище».

Дмитрий Иванович Донской (к 665-летию со дня рождения)

Памятник Дмитрию Донскому в Москве. Скульптор В. Клыков.

Имя Дмитрия Донского носят улицы многих городов России, на юге Москвы его именем назван один из бульваров. В 2013 году в Москве открыт памятник Дмитрию Донскому работы скульптора В.М. Клыкова. Он установлен на пересечении улиц Николо-Ямской и Яузсской, в том месте, где в 1380 году собиралось и отправлялось на битву с ордынцами русское войско.
Автор: Юлия Снегова
Первоисточник: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=12060623@cmsArticle


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. свободный 17 октября 2015 06:43
    все отлично вот только челубей не мог быть витязем принципе!
    1. Riv 17 октября 2015 09:35
      Только потому, что монах? Так мало ли воинов уходило в монастыри? Также у немцев в рыцарских орденах состояли и монахи. Магистры госпитальеров, как приходилось читать, от церкви отлучать могли. В самом ордене состояло изрядное количество священников. Орден подчинялся Папе напрямую.
      Магистров Тевтонского ордена Папа Римский благословлял, пока те не оскотинились и не попали под влияние Австрии.
      Как знать? Возможно и на Руси церковь собиралась организовать нечто подобное. Некоторые намеки на это были, но помешала Смута.
      Riv
      1. shasherin.pavel 17 октября 2015 11:10
        Воевода Ослябя к старости подстригся в монахи и служил у митрополита Киприяна. Откуда и был отправлен на поле Куликово.
    2. Mera Joota 17 октября 2015 10:08
      Цитата: свободный
      вот только челубей не мог быть витязем принципе!

      Шо, неужто тоже монах как Пересвет? Ну тогда это многое объясняет...
      1. shasherin.pavel 17 октября 2015 11:12
        Слова боярина брянского, из города Любутск на Оке, на земле Великого княжества Литовского и Русского, Александра Пересвета: “Рекуча таково слово «Лутчи бы есмя сами на свои мечи наверглися, нежели от поганых полонёнными», были сказаны в середине битвы, когда «иные уже лежат посечены у Дона Великого на берегу».
    3. ver_ 17 октября 2015 13:01
      ...не стоить читать эту хрень.. так как власть на Руси в те времена передавалась от брата к брату, Дмитрий Донской нарушил этот закон, что привело к Куликовской Битве, где противостояли два войска и оба русские. Донской против своего дядьки -Вельяминова.. Они оба имеют титул хана.. Дмитрий Донской= хан Тохтамыш ..., ситуация аналогичная -Александр Невский = хан Берке , Ярослав Всеволовичь=Хан Батый ... Наши придурошно- припадочные историки противопоставляют одного и того же человека самому себе... Золотая Орда =Золотой Орден - Войско Руси.. и никакого нашествия Монголов на Русь не было..
    4. andj61 17 октября 2015 22:16
      Цитата: свободный
      все отлично вот только челубей не мог быть витязем принципе!

      По принципом, принятым в Руси - вполне мог. Но Челубей был татарином и, следовательно, не витязем а багатуром.
      1. Венд 18 октября 2015 11:23
        Сопров по вопросу Куликовской битвы будет еще много. Мне вот другое любопытно. Почему до сих пор не увековечен этот подвиг в кинематографе. Оно того стоит. И книг очень много написано, любую бери и готов сценарий
  2. alekc73 17 октября 2015 06:55
    Много сделал Д.Донской.Почет и слава заслуженна.
  3. snifer 17 октября 2015 08:55
    мой небесный покровитель.Святой Димитрий моли Бога о нас.
  4. parusnik 17 октября 2015 09:45
    составил завещание, в котором указал, что передает великое княжение старшему сыну Василию – без санкции Золотой Орды, уже как «свою отчину»....Вот вам и значение Куликовской битвы...
  5. SokolfromRussia 17 октября 2015 10:24
    Донской все-таки был довольно противоречивой личностью, особенно по отношению к соседним княжествам, однако его победа на Куликовом поле стала эпохальным событием и имела не только военное, но и огромное моральное значение.

    Что касается литовского войска, то его намерения не известны. Ряд историков считает, что Ягайло опасался мира между Донским и Мамаем и тогда бы татары сотоварищи пошли за зипунами в Великое княжество литовское.
  6. Гр.Инженр 17 октября 2015 18:24
    Только не надо называть Дмитрия Донского, Дмитрием Ивановичем Донским, а тем более, Д. Донским. Донской это не фамилия, а прозвище. Фамилий тогда не было. А то У нас в Питере на номерах домов написано : "Проспект А. Невского". Я знал одного А. Невского это был Александр Моисеевич Невский - санитарный врач, но проспект назван не в честь его, а в честь князя Александра, прозванного Невским. Не надо путать!
  7. Гр.Инженр 17 октября 2015 18:27
    Отдельный вопрос для Helgi4: про хана Тохтамыша - это что, шутка!
    1. шамиль 17 октября 2015 21:39
      Мы все учились чему-нибудь и как-нибудь... Я еще в 1978г читал в "Науке и жизне" о месте Куликовской битве- в центре Москвы. Прошло около 40 лет,а история остается оболганной и исторические знания- в секрете.
    2. andj61 17 октября 2015 22:21
      Цитата: Гр.Инженр
      Отдельный вопрос для Helgi4: про хана Тохтамыша - это что, шутка!

      Это не шутка, это выверт альтернативной истории Фоменко-Носовского.
  8. Vladimir-R 17 октября 2015 22:01
    Ну блин историки собрались.., из великой тартарии.. Дмитрия Донского.., с Тохтамышем спарить.. Это он собственную столицу взял у себя и сжег..? Тохтамыш был сыном Туи-ходжи оглана, который, согласно (Муизза), был в свою очередь сыном царевича Кутлуг-ходжи в Ак-Орде.. Туи-ходжа был правителем Мангышлака.. и после его убийства, его сын Тохтамыш,бежал в 1376-году в Самарканд, к уже сильному правителю Мамераннахра - Тимуру. или как его называли Тимур Ленго, что значит Тимур Хромец.., в европейском произношение Тамерлан. Который, после кровавой борьбы и помог ему стать Ханом Золотой Орды..Вот тогда и сошлись пути дорожки Тохтамыша и Дмитрия Донского.. Кстати Тимур., впоследствии и устроил неблагодарному протеже.., Хорошую!.резню.., на всей территории Золотой Орды, превратив ее в руины..
  9. dmitrymb 18 октября 2015 00:16
    То как искажается история прекрасно видно на примере украины. "Альтернативная" история вполне логична .У "торговцев" много денег и они напишут и перепишут под себя любую историю,чтобы богатства захватить и совесть успокоить...
  10. Vladimir-R 18 октября 2015 08:55
    Искажая историю, эти деятели считают, что переписанное ими это единственное, что создано.. Александрийская библиотека, имела до пожара.., миллион рукописей.. и она была не одна.. История писалась с разных точек, пространства и времени.. и вполне просматривается сквозь века.. Хохло-вранье зашкаливает в своем стремлении, опорочить нашу Страну.. и в своей ненависти уже не видят, что стали просто смешны и убоги..
  11. Velizariy 20 октября 2015 10:49
    Перлы про митгард и рептилоидов читать уже не смешно... страшно, что в это уже верят взрослые люди.
    Вопрос! Если Гиперборея была такая развитая во всех отношениях и боги сами практически руководили ей, то кто же ее притушил? А да! наверное рептилойды... или нет? И куда подевались рептилойды? Или это нынешнее теневое правительство? Тогда почему теневое если они саму Гиперборею и Атлантиду с арийцами и их ведами притушили открыто? Смысл в чем? Во всей истории должен быть смысл! Где он в историях про митгард и асгард с гипербореей с арийцами???
  12. Ратник2015 11 декабря 2015 22:38
    Дмитрий Донской, как один из любимых национальных героев, всегда почитался Русской Православной Церковью (РПЦ).
    Жаль, что автор статьи не разбирается в мифах и реальности, чтобы отделить мух от котлет. Вообще то Дмитрий Донской канонизирован был совсем недавно. А задолго до момента Куликовской битвы был предан отлучению от Церкви !!! (за игрища с изгнанием законного иерарха и поставлением своего карманного митрополита, именуемого в летописях "Митяем"). И не просто так его благословлял на битвы св.Сергий Радонежский, по сути простой отец-настоятель небольшого монастыря, но никак не патриархи с митрополитами. Т.е. святой действительно, но никак не церковная власть.

    Цитата: Glot
    Да, у Дмитрия есть монеты с легендой по арабски "Султан ( хан ) Тоштамыш да продлиться ..
    Именно ! И появились они после сожжения в 1382 году, всего через 2 года после Куликова Поля, Москвы, - когда Дмитрий даже не решился встретить татар в поле, - хотя рать Тохтамыша была численно меньше мамаевой, но "более эффективной" как оказалась... И в общем князь стал снова татарским данником, как и Московское княжество, и видимо осознание тщетности своих усилий и привело его к смерти в довольно молодом возрасте...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня