Military Review

"Medieval" weapons of the early XX century

18
"Medieval" weapons of the early XX century



The First World War was, perhaps, truly the first war of the XX century. On this war, humanity had to face such advances in technical thought as airplanes, airships, submarines, machine guns, rapid-fire cannons, explosive bullets, poison gases, armored cars, Tanks... But in addition to these modern types of weapons in World War I, other means of attack and defense were also used, which seemed to come from another era - the Middle Ages.



One such exotic species weapons steel fléchette - pencil-sized metal dart arrows that dropped aviation to large concentrations of enemy manpower - infantry and cavalry. Since 1914, Russian newspapers reported cases of the use of this weapon by the Germans, provided photographs of enemy arrows and colorfully described the consequences of using such weapons. So, in the popular Suvorin newspaper “Evening time” exactly 100 years ago, on April 4/17, 1915, an illustration was published on the first page that clearly demonstrates the appearance of the flash drive and how to use them in battle.





In the note accompanying this illustration, the Iron Arrows report: “Before the war in France, iron arrows were invented to drop them from airplanes. This invention, given brilliant results in experiments, was kept a secret, however, during the very first actions of German air fleet it turned out that the Germans are using these arrows. In the telegram hall of “Evening Time” (52 Nevsky), an arrow is delivered from the Prussian front. The arrow is made of iron, 3 inches long (approximately 13 cm - A.I.) and has the form of a pointed pencil. It is made in such a way that when dropped from a height, it always falls with its tip down. For this, the top two arrowheads are made not round, but tetrahedral, i.e. lightweight on the weight of sawed longitudinal strips. Arrows are suspended to the pilot’s device in special boxes, 1000 pieces each with a retractable bottom. Falling from the height of one verst, such an arrow acquires the strength of a gun bullet. An inscription is inscribed on the boom in the telegram hall: "Invention française, fabrication allemande", i.e. French invention, German production. "

“Even the great-grandfather of our aviators, the famous French inventor Ader, who was not recognized by anyone at the time, invented that metal arrow, which is now widely used as an instrument for aviators,” wrote Nature and People magazine. - Now this arrow has been improved in this way: the aviator takes a metal box, opened from above, in which the 50 arrows are set with the tip upwards. As you know, these arrows are designed so that when falling, they point with a tip down. They fly out of the box, turn and push apart between themselves, thereby automatically scattering rain over a wide area. Each aviator carries with them 5.000 such arrows. (...) The Germans, too, are now throwing such arrows. But for some reason, exclusively on the Russian front. ”



The reason for the use of steel arrows in the era of rapid-fire weapons was the fact that the airplanes of the initial period of the war had no weapons, since they were mainly used for reconnaissance, while the idea of ​​hitting the enemy from the air excited the minds of the military. It was not effective to throw off hand grenades from an airplane or shoot at the enemy from a revolver, therefore such a cheap and most important weapon with a large radius of action, like flashsets, seemed to be very promising in the absence of the ability to conduct aimed fire from the sky. However, the French who invented this weapon themselves used it rather infrequently, while the Germans, having significantly improved the French invention, took it into service, mockingly emphasizing this in the French inscriptions above that “decorated” steel arrows. Awesome sound (sharp whistle), arrows falling from the sky and their striking ability had a strong psychological impact on the soldiers who had been victims of such bombings, as they picked up the speed of a flashet with ease pierced wooden planks up to fifteen centimeters thick.



However, the Germans themselves also battered by this type of weapon. You can learn about the impression this weapon made to the troops from the story of the Austrian writer Robert Moosel, who served as an officer in the Landwehr during World War I and almost died in 1915 from a flashset dropped from an Italian plane:

“Above our calm position, an enemy pilot appeared once. (...) ... I heard a sound, and then I only realized that danger was approaching. But at that very moment I already knew: this is an aircraft arrow! There were then such sharp metal rods, not thicker than a carpentry plumb, which the planes dropped from a height; getting into the skull, they probably pierced the person to the soles, but they did not often reach the goal, and they were soon abandoned. That is why I was the first to encounter such an arrow; but since there is a completely different sound from bombs and machine-gun shots, I immediately understood what it was. I was all tensed up, and the next moment I had an amazing, not based on anything real feeling: it will fall! (...) For quite a long time, I alone heard the approximation of this sound. The sound was simple, delicate, melodious, high — the edge of the glass so rings when it is tapped; but there was something unreal about him; you haven't heard anything like that, I told myself. And this sound was directed at me ... ... The sound approaching from above, gained flesh, grew and threatened. "





(Fragment from "Death of the Empire" (2004). Flash footage shown in the film is much larger than real steel arrows from the First World War)



However, pretty soon, due to the rapid development of methods of conducting air combat and bombing the enemy, flashsets began to be supplanted by more effective methods of attack - air bombs, the consequences of ruptures of which were several times greater than the damage inflicted by steel arrows. But flashsets continued to be used at a later time. The Soviet pilot, Lieutenant General of Aviation P.P.Ionov, recalled how this type of weapon was used by red aviation during the Civil War: “The pilots of our detachment conducted continuous aerial reconnaissance and flew several times to attack enemy troops on the march. In these cases, we dropped fragmentation bombs and special arrows and fired machine guns. (...) Lead arrows about ten centimeters long were thrown from a small wooden box. The box had to be kept standing in the cabin, then at the right time turn over and shake out the arrows from it. Shooting was not adjusted. The fact that the arrows hit the target, could be judged by the fled enemy soldiers. From the experience of the First World War, it was known that the invisible and almost inaudible fall of arrows produced a great demoralizing effect on the troops. ” This experience was not forgotten in the years of the Great Patriotic War, at the initial stage of which, not having enough bombs, Soviet planes dropped on the positions of German infantry ... railway crutches.





The other “medieval” weapon of the First World War was the Morgenstern (Morgenstern), used by Austrian and German soldiers to protect their trenches. Since pistols and revolvers were relied on only by officers, there were no short-barreled automatic weapons, and it was extremely inconvenient to fight back in a narrow trench from an advancing enemy with long rifles with bayonets attached to them, but the German and Austrian soldiers remembered the same began to produce, enhancing their striking effect with sharp nails. Pictures of such trophies were published more than once in Russian periodicals, surprising the reader with the “wildness” of these “military innovations” of European nations.

Author:
Originator:
http://ruskline.ru/history/2015/04/17/srednevekovoe_oruzhie_nachala_xx_veka/
18 comments
Ad

The editorial board of Voenniy Obozreniye urgently needs a proofreader. Requirements: impeccable knowledge of the Russian language, diligence, discipline. Contact: [email protected]

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Volga Cossack
    Volga Cossack 18 October 2015 07: 25 New
    +6
    thank ! a good article about the not very well-known war in our country. not new but well written!
    1. Sasha 19871987
      Sasha 19871987 19 October 2015 12: 52 New
      +2
      the club was especially surprising ... oh, this "enlightened Europe"
  2. bulat
    bulat 18 October 2015 07: 36 New
    +2
    The Grad also has shells with arrows
  3. WYCCTPUJIA
    WYCCTPUJIA 18 October 2015 08: 29 New
    +4
    Great article. I heard about "metal arrows", but in this article I discovered a lot of new and useful information. Very interesting!
    1. Minstrel
      Minstrel 18 October 2015 09: 52 New
      +2
      Quote: WYCCTPUJIA
      I heard about "metal arrows"

      In episode 3 of the film "The Fall of the Empire" the use of such arrows from an airplane is very well shown. An impressive sight (with a minus sign).
  4. rostov-dad
    rostov-dad 18 October 2015 08: 43 New
    +1
    great-grandfather told how large forged nails were dropped from airplanes under Tsaritsyno into a civilian on a white cavalry, sometimes a rider was stitching with a horse.
    1. your1970
      your1970 18 October 2015 17: 45 New
      +2
      in Central Asia, empty cans were used against the basmachi from under the fuel - the sound scared
  5. Free wind
    Free wind 18 October 2015 09: 24 New
    +2
    Well, cavalrymen used spades.
  6. Minstrel
    Minstrel 18 October 2015 09: 37 New
    +8
    In no way did man achieve such perfection as in the invention of methods and devices for killing his own kind. As they say - this would be energy, but peacefully ... Imagine - if the annual military budget of all countries were sent to medical research, how long would cancer, or AIDS, be defeated, etc.? sad
    1. 97110
      97110 18 October 2015 19: 03 New
      +2
      Quote: Minstrel
      Imagine - if the annual military budget of all countries were sent to medical research,

      then they would find where to send him. Surely nothing would have been found to ensure the carrying of the stretcher with the body of the patient, but not thinner, from the 5th floor of the "Khrushchev" to the ambulance. Neither "stretchers" for the driver, nor, moreover, the orderly. And the reduction in beds will not slow down. The development of new "panacea" for increasing the economic efficiency of the pharmaceutical industry would certainly receive its share. Also, notice this simple fact - the source of military spending is debt. There will be no military spending - nothing.
  7. volodia.cutepov
    volodia.cutepov 18 October 2015 09: 52 New
    +4
    It becomes crowded to live on the globe! It will be even worse!
  8. Minstrel
    Minstrel 18 October 2015 09: 53 New
    +1
    In no way did man achieve such perfection as in the invention of methods and devices for killing his own kind. As the saying goes - this energy would be, but peacefully ... Imagine if the annual military budget of all countries were sent to medical research - how much cancer, or AIDS, etc. would be defeated? sad
  9. 505506
    505506 18 October 2015 10: 36 New
    +2
    The main thing is not how many methods and tools for destroying people, but how easily and quickly the experience of past years is applied when necessary.
  10. kvs207
    kvs207 18 October 2015 11: 32 New
    +2
    I didn’t know about the Morgenstern. I thought that the MPL, the main weapon in the cramped trenches smile .
  11. Scraptor
    Scraptor 18 October 2015 11: 59 New
    +1
    Anti-aerodrome cluster bombs on open aircraft

    C MiG-105 thrown R-7 on an aircraft carrier was the same.

    But the Austrian killing with clubs after gas attacks is already over the edge ...
  12. forwarder
    forwarder 18 October 2015 12: 40 New
    +3
    Lord, and what only people can’t think of in order to make it easier to kill each other.
  13. brn521
    brn521 18 October 2015 16: 42 New
    +4
    The beginning of the twentieth century is still fine. But I wonder why, for example, the Germans decided to oblige the entire officer and sergeant of the Luftwaffe to buy and carry with a full uniform a whole sword. Wasn't it easier to use some dirk? So it continued from 1935 to 1944, until it was completely not up to swords.
  14. rosomaha
    rosomaha 18 October 2015 19: 54 New
    +2
    This weapon (flashtacks) was used in the 21st century. Amerov RBC CBU-107. very rare. Used singly in Iraq in 2003 it seems to attack the antenna complex.
  15. Roy
    Roy 19 October 2015 00: 02 New
    0
    Intelligent weapons for the time.
    1. Scraptor
      Scraptor 19 October 2015 00: 13 New
      0
      Now you think the helmet or the wing of the plane on the deck will not pierce?
  16. androv
    androv 19 October 2015 13: 49 New
    +2
    Quote: Scraptor
    Now you think the helmet or the wing of the plane on the deck will not pierce?

    maybe breaks, only first you need to fly over the plane.
    1. Scraptor
      Scraptor 19 October 2015 13: 57 New
      +1
      If it’s depleted and uranium, it’s not that the plane will pierce a deck full of aircraft to the hangar. It is not necessary to fly over - you can throw it off the cabriolet or launch a rocket (it will spill out of it).
  17. sds127
    sds127 2 November 2015 00: 46 New
    0
    informative illustrations, and the text is a sign from somewhere

«Средневековое» оружие начала XX века

«Средневековое» оружие начала XX века


Первая мировая война стала, пожалуй, по настоящему первой войной XX века. Человечеству пришлось столкнуться на этой войне с такими достижениями технической мысли как аэропланы, дирижабли, подводные лодки, пулеметы, скорострельные пушки, разрывные пули, отравляющие газы, бронерованные автомобили, танки... Но помимо этих современных видов вооружения в Первую мировую войну использовались и другие средства нападения и обороны, которые как будто бы вышли из другой эпохи ‒ Средневековья.

«Средневековое» оружие начала XX века



Одним из таких экзотических видов оружия стали флешетты (fléchette) ‒ металлические стрелы-дротики размером с карандаш, которые сбрасывались авиацией на большие скопления живой силы противника ‒ пехоты и кавалерии. Начиная с 1914 года русские газеты сообщали о случаях использования этого оружия немцами, приводили фотографии вражеских стрел и красочно описывали последствия применения такого оружия. Так, в популярной суворинской газете «Вечернее время» ровно 100 лет назад, 4/17 апреля 1915 года на первой странице была опубликована иллюстрация, наглядно демонстрирующая внешний вид флешетт и способ их использования в бою.

«Средневековое» оружие начала XX века


«Средневековое» оружие начала XX века


В сопровождавшей эту иллюстрацию заметке «Железные стрелы» сообщалось: «Перед началом войны во Франции были изобретены железные стрелы для сбрасывания их с аэропланов. Изобретение это, данное при опытах блестящие результаты, держалось в строгом секрете, однако, при первых же действиях немецкого воздушного флота оказалось, что немцы пользуются этими стрелами. В зале телеграмм "Вечернего времени" (Невский, 52) выставлена стрела, доставленная с прусского фронта. Стрела сделана из железа, длинной в 3 вершка (примерно 13 см ‒ А.И.) и имеет вид заостренного карандаша. Сделана она с таким расчетом, чтобы при сбрасывании с высоты, падала всегда острием вниз. Для этого верхние два вершка стрелы сделаны не круглыми, а четырехгранными, т.е. облегчены на вес выпиленных продольных полос. Стрелы подвешиваются к аппарату летчика в особых ящиках, по 1000 штук с выдвигающимся дном. Падая с высоты одной версты, такая стрела приобретает силу ружейной пули. На выставленной в зале телеграмм стреле оттиснута надпись: "Invention française, fabrication allemande", т.е. изобретение французское, производство немецкое».

«Еще прадед наших авиаторов, знаменитый французский изобретатель Адер, в свое время никем не признанный, изобрел ту металлическую стрелу, которая теперь получила широкое распространение в качестве орудия авиаторов, ‒ писал журнал "Природа и люди". ‒ Сейчас эта стрела усовершенствована таким образом: авиатор берет металлическую коробку, раскрытую сверху, в которой поставлено 50 стрел острием кверху. Как известно, стрелы эти устроены так, что при падении поворачиваются острием вниз. Они, вылетая из коробки, поворачиваются и расталкиваются между собою, тем самым автоматически разбрасываясь дождем на широкое пространство. Каждый авиатор несет с собою 5.000 таких стрел. (...) Немцы тоже бросают теперь такие стрелы. Но почему-то исключительно на русском фронте».

«Средневековое» оружие начала XX века


Причиной использования стальных стрел в эпоху скорострельного оружия стало то обстоятельство, что аэропланы начального периода войны не имели никакого вооружения, так как преимущественно использовались для разведки, между тем идея поражения противника с воздуха будоражила умы военных. Скидывать с аэроплана ручные гранаты или стрелять по противнику из револьвера было не эффективно, поэтому такое дешевое и главное, имеющее большой радиус действий оружие как флешетты, показались в условиях отсутствия возможности вести прицельный огонь с неба очень перспективным. Однако придумавшие это оружие французы сами использовали его достаточно редко, в то время как немцы, существенно доработав французское изобретение, взяли его на вооружение, издевательски подчеркнув это в приведенных выше надписях на французском, «украшавших» стальные стрелы. Устрашающий звук (резкий свист), падающих с неба стрел и их поражающая способность оказывали сильное психологическое воздействие на солдат, которым довелось стать жертвами подобных бомбардировок, так как набрав скорость флешетта с легкостью пробивала деревянные доски толщиной до пятнадцати сантиметров.

«Средневековое» оружие начала XX века


Впрочем и самим немцам также доставалось от этого вида оружия. О впечатлении, которое это оружие производило на войска, можно узнать из рассказа австрийского писателя Роберта Музеля, служившего в годы Первой мировой войны офицером в ландвере и чуть не погибшего в 1915 году от флешетты сброшенной с итальянского самолета:

«Над нашей спокойной позицией появился однажды вражеский летчик. (...) ...Я услышал звук, а потом только понял, что приближается опасность. Но в ту же секунду я уже знал: это ‒ авиационная стрела! Были тогда такие острые металлические стержни, не толще плотничьего отвеса, которые самолеты сбрасывали с высоты; попадая в череп, они, наверное, пронзали человека до самых подошв, но они не часто достигали цели, и от них вскоре отказались. Поэтому-то я впервые и столкнулся с такой стрелой; но поскольку от бомб и пулеметных выстрелов совсем другой звук, я тотчас понял, что это такое. Я весь напрягся, и в следующее мгновение у меня возникло удивительное, ни на чем реальном не основанное чувство: она попадет! (...) В течение довольно длительного времени только я один слышал приближение этого звука. Звук был простой, тонкий, напевный, высокий ‒ так звенит краешек стакана, когда по нему стучат; но было в нем что-то нереальное; такого ты еще не слышал, сказал я себе. И этот звук был направлен на меня... ...Звук, приближавшийся сверху, обретал плоть, нарастал и угрожал».

«Средневековое» оружие начала XX века




(Фрагмент из т/с «Гибель Империи» (2004). Показанные в фильме флешетты намного больше реальных стальных стрел времен Первой мировой войны)

«Средневековое» оружие начала XX века


Впрочем, довольно скоро, в связи со стремительным развитием способов ведения воздушного боя и бомбардировки противника, флешетты стали вытесняться более эффективными методами атаки ‒ авиационными бомбами, последствия разрывов которых в разы превосходили урон, нанесенный стальными стрелами. Но флешетты продолжали использовать и в более позднее время. Советский летчик, генерал-лейтенант авиации П.П.Ионов, вспоминал, как этот вид оружия применялся красной авиацией во время Гражданской войны: «Летчики нашего отряда вели непрерывную воздушную разведку и несколько раз вылетали группой для штурмовки вражеских войск на марше. В этих случаях мы сбрасывали осколочные бомбы и специальные стрелы и вели огонь из пулеметов. (...) Свинцовые стрелы длиной около десяти сантиметров выбрасывались из небольшого деревянного ящика. Ящик надо было держать, стоя в кабине, затем в нужный момент перевернуть и вытрясти из него стрелы. Стрелометание не корректировалось. О том, что стрелы попали в цель, можно было судить по разбегавшимся солдатам противника. По опыту Первой мировой войны было известно, что невидимое и почти неслышимое падение стрел производило большое деморализующее действие на войска». Не был этот опыт забыт и в годы Великой Отечественной войны, на начальном этапе которой, не имея достаточного количества бомб, советские самолеты сбрасывали на позиции немецкой пехоты... железнодорожные костыли.

«Средневековое» оружие начала XX века


«Средневековое» оружие начала XX века


Другим «средневековым» оружием Первой мировой войны стала палица (моргенштерн), использовавшаяся австрийскими и немецкими солдатами для защиты своих окопов. Поскольку пистолеты и револьверы полагались только офицерам, короткоствольного автоматического оружия еще не было, а отбиваться в узкой траншее от наступающего противника длинными винтовками, с примкнутыми к ним штыками, было крайне неудобно, немецкие и австрийские солдаты вспомнили о проверенном веками оружии ‒ дубинах, которые тут же стали изготовлять, усиливая их поражающий эффект острыми гвоздями. Снимки таких трофеев не раз публиковались в русских периодических изданиях, вызывая удивление читающий публики «дикостью» этих «военных новинок» европейских наций.

«Средневековое» оружие начала XX века
Автор: Андрей Иванов
Первоисточник: http://ruskline.ru/history/2015/04/17/srednevekovoe_oruzhie_nachala_xx_veka/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. казак волгский 18 октября 2015 07:25
    спасибо ! хорошая статья о не очень известной у нас войне. не ново но хорошо написано!
    1. саша 19871987 19 октября 2015 12:52
      палица особенно удивила... ох уж эта "просвященная европа"
  2. bulat 18 октября 2015 07:36
    В "Граде" тоже снаряды со стрелами есть
  3. WYCCTPUJIA 18 октября 2015 08:29
    Отличная статья. Я слышал про "металлические стрелы", но в данной статье обнаружил много новой и полезной информации. Очень интересно!
    1. Менестрель 18 октября 2015 09:52
      Цитата: WYCCTPUJIA
      Я слышал про "металлические стрелы",

      В 3 серии фильма "Гибель империи" очень хорошо показано применение таких стрел с аэроплана. Впечатляющее зрелище( со знаком минус).
  4. ростов-папа 18 октября 2015 08:43
    прадед рассказывал как под царицыно в гражданскую по белой коннице с аэропланов сбрасывали большие кованные гвозди , иной раз всадника вместе с конём прошивало .
    1. свой1970 18 октября 2015 17:45
      в Средней Азии против басмачей применяли пустые бидоны из под топлива-звуком пугали
  5. Вольный ветер 18 октября 2015 09:24
    Ну кавалеристы пики использовали.
  6. Менестрель 18 октября 2015 09:37
    Ни в чем,не достиг человек такого совершенства, как в изобретении способов и приспособлений, для умерщвления себе подобных. Как говориться - эту бы энергию, да в мирное русло... Представьте - если бы годовой военный бюджет всех стран, направить на медицинские исследования, через сколько бы был побежден рак, или СПИД и т.п.? sad
    1. 97110 18 октября 2015 19:03
      Цитата: Менестрель
      Представьте - если бы годовой военный бюджет всех стран, направить на медицинские исследования,

      то нашли бы куда его направить. Наверняка на обеспечение переноски носилок с телом больного, но не похудевшего, с 5 этажа "хрущобы" в скорую, ничего бы не нашлось. Ни "носилочных" для водителя, ни, тем более, санитара. И сокращение коек не замедлится. Вот разработка новых "панацей" для повышения экономической эффективности фармацевтической отрасли обязательно бы получила свою долю. Кроме того, заметьте такой простой факт - источник военных расходов - долги. Не будет военных расходов - ничего не будет.
  7. volodia.cutepov 18 октября 2015 09:52
    На Земном шаре становится тесно жить! Будет ещё хуже!
  8. Менестрель 18 октября 2015 09:53
    Ни в чем,не достиг человек такого совершенства, как в изобретении способов и приспособлений, для умерщвления себе подобных. Как говориться - эту бы энергию, да в мирное русло... Представьте, если бы годовой военный бюджет всех стран, направить на медицинские исследования - через сколько бы был побежден рак, или СПИД и т.п.? sad
  9. 505506 18 октября 2015 10:36
    Главное не в том,сколько способов и интрументов для уничтожения человеков,а как легко,и быстро опыт прошлых лет применяется при необходимости.
  10. kvs207 18 октября 2015 11:32
    Про "моргенштерн" не знал. Думал, что МПЛ, основное оружие в тесноте окопов smile .
  11. Scraptor 18 октября 2015 11:59
    Противоаэродромные кассетные бонбы по неукрытой авиатехнике,

    C МиГ-105 забрасываемого Р-7 по авианосцу было то же самое.

    А вот австрийское добивание палицами после газовых атак это уже через край...
  12. forwarder 18 октября 2015 12:40
    Господи, и чего только люди не придумают, чтобы было удобнее убивать друг друга.
  13. brn521 18 октября 2015 16:42
    Начало ХХ века еще ладно. Но интересно, зачем например немцам вздумалось обязать весь офицерский и сержансткий состав Люфтваффе покупать и таскать с парадной формой аж целый меч. Не проще ли было какой-нибудь кортик использовать? Так оно и продолжалось с 1935 года до 1944, пока стало совсем не до мечей.
  14. rosomaha 18 октября 2015 19:54
    Это оружие (флешетты) и в 21 веке использовалось. Амеровская РБК CBU-107. очень редкая. Использовалась единично в Ираке в 2003г кажется для атаки антенного комплекса.
  15. Рой 19 октября 2015 00:02
    Толковое оружие для того времени.
    1. Scraptor 19 октября 2015 00:13
      Сейчас думаешь каску или крыло у самолета на палубе непробьет?
  16. androv 19 октября 2015 13:49
    Цитата: Scraptor
    Сейчас думаешь каску или крыло у самолета на палубе непробьет?

    может и пробьёт, только сначала надо пролететь над самолётом.
    1. Scraptor 19 октября 2015 13:57
      Если обедненно-ураниевая то не то что самолет а палубу полную самолетов до ангара пробьет. Пролететь необязаельно - можно бросить с кабрирования или пустить ракету (высыпется уже из нее).
  17. sds127 2 ноября 2015 00:46
    познавательные иллюстрации,а текст знаком откуда-то

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня