Боевой лазер для F-35: «Лайтнинги» изменят тактику воздушного ближнего боя

Неожиданная новость пришла 6 октября от интернет-ресурса defenseone.com. Издание со ссылкой на "Локхид Мартин" заявляет о разработке боевого модульного волоконно-оптического лазера с коэффициентом выхода энергии 0,4 (40%) суммарной мощностью от 0,06 до 0,12 МВт. Предполагается, что с таким вооружением F-35 будет способен добиться подавляющего превосходства над любым существующим и даже разрабатываемым истребителем.

topwar.ru

Боевой лазер для F-35: «Лайтнинги» изменят тактику воздушного ближнего боя



Такая новость, конечно же, не осталась без внимания в рунете. В результате появилась вышеуказанная статья. О проблемах, упущениях, неудачах F-35 не рассуждал, пожалуй, лишь ленивый или человек, которому "все эти самолетики до лампочки".

И действительно, тема очень плодородная, постоянно появляются какие-то новости, оценки, что-то меняется в оборудовании, подтверждаются или опровергаются ЛТХ, происходят аварии, начинаются новые типы испытаний и так далее, и тому подобное.

Но вероятное появление лазерного орудия на борту легкого истребителя — это новость, из ряда вон выходящая. Это же прямо "будущее сегодня"! Кого-то новость впечатлит, кого-то раздосадует (ибо "не наш" агрегат), кто-то будет рассматривать с точки зрения практической реализуемости проекта, вероятной пользы/работоспособности устройства.

Автор предыдущей статьи сначала пустился рассуждать на тему недостатков проекта F-35, сравнивая его то с европейским Тайфуном, то машинами, которые он предназначен заменить (F-16 и F-18), а то и МиГ-35, указав на безусловные преимущества последних в той или иной сфере. Для меня остается загадкой, какие именно технологии "6 поколения" использованы в МиГ-35, учитывая, что нету пока-что понятия "6 поколение", а лишь догадки, соответственно, нет и его технологий, а все существующие по определению не выше 5-го поколения, ведь 5-ое сейчас разрабатывается. Это довольно прямая логика.

Уже ближе к середине статьи автор всё-таки перешел к рассмотрению нового вооружения для JSF, а именно боевой лазерной установке мощностью 60-120 кВт с КПД 0,4.

Доказательство неэффективности этого типа вооружения на больших дистанциях от (10 км) автор доказал бесспорно. Однако рассуждения о необходимости длительного облучения вражеского самолета на дистанции для получения некоторого эффекта (перегрева его приборов, приведшее к их поломке) считаю ошибочным. Едва ли F-35 обладает достаточно мощным генератором, чтобы обеспечить непрерывно 100 кВт на протяжении "некоторого продолжительного времени". Например, удалось найти вот такую информацию по МиГ-29:

Есть газотурбинный энергетический узел ГТДЭ-117 с мощностью 66,2 кВт.

alevo.ru
Следовательно, лазерная установка работает в импульсном режиме на неких, вероятно, конденсаторах. Следовательно, его создатели прекрасно понимают длительность импульса и соответствующую ему убойную дальность. И она невелика — ближний бой!

Лазерная установка даст F-35 козырь в ближнем бою! Это же очевидно. В ближнем бою основным оружием является скорострельная пушка. Она устанавливается на истребителях в носовой части около кабины пилота и стреляет по курсу. То есть, ВНИМАНИЕ, прицеливание происходит поворотами ВСЕГО САМОЛЕТА. Пилоту нужно направить свой истребитель по упреждающему курсу по отношению к противнику, чтобы снаряды пушки, летящие с ограниченной скоростью, соизмеримой со скоростью цели, пролетели некое расстояние, которое меняется в процессе прицеливания, пролетели его по баллистической траектории (да, они будут еще и падать) и через секунду-2-3-4-5 или больше оказались в том же месте, в котором окажется вражеский истребитель (так как мы сейчас говорим именно о воздушном бое между двумя истребителями). Понятно, да, что задача непроста, даже если у тебя самый маневренный в мире истребитель.



На F-35A орудие будет установлено внутри самолёта, над и чуть позади левого воздухозаборника, для F-35B/C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. Предположим, что лазерная турель будет заменять обычную 25-мм пушку. Таким образом, лазерное орудие будет иметь область обстрела частично в передней и частично в верхней полусфере, охватывая сразу значительный "кусок" пространства вокруг самолета-носителя процентов в 30-50. Для осуществления выстрела пилоту не требуется "увидеть цель в перекрестии на лобовом стекле", а цель всего лишь должна находиться в этой области, остальное сделает автоматика, а летчик лишь даст подтверждающую команду: "Уничтожить". Электроприводы нацелят отражатель на вражеский самолет мгновенно и будут удерживать его всё время, пока он находится в зоне поражения. Выстрел едва ли займёт больше 0,5 секунды (не учитывая накачку лазера, если она требуется, тут я, честно признаюсь, не силен, как именно это работает и сколько времени может занимать), а пучок фотонов со скоростью света преодолеет расстояние в пару километров мгновенно.

Если же проблемы с накачкой этого волоконного лазера нет, то можно поражать цель сразу, как только она войдет в зону поражения, причем возможно реализовать настолько точную систему, что она будет попадать не в самолет, а "нужную заклепку на корпусе".

Что в итоге? В некотором роде решается проблема беспомощности F-35 в ближнем маневренном бою, у лазера не возникает многократного увеличения диаметра пучка, а процесс прицеливания упрощается для пилота, ведь теперь ему нужно лишь развернуться правильной стороной к своему противнику. Исчезнут игры в догонялки, пропадает необходимость выходить в хвост или сбрасывать с хвоста врага. Ближний воздушный бой изменится кардинально!

Остаются открытыми три вопроса:
1. Насколько трудно будет выставить помехи против боевого лазера так, чтобы он не смог повредить твой самолет?
2. Насколько реально установить этот агрегат на F-35 и заставить работать как надо?
3. Почему в России нет ничего подобного, учитывая гигантский положительный опыт работы с лазерными установками еще со времен СССР?
Автор:
Михаил Рожнов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

74 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти