1941 год: Сколько танков было у Гитлера?

1941 год: Сколько танков было у Гитлера?

В первой статье цикла мы привели данные о численном и качественно составе танкового парка Красной Армии, сведенных в 20 механизированных корпусов в западных военных округах СССР. Это количество составляло, по разным источникам, от 10639 до 10917 боевых машин. Кроме того, в других частях и соединениях находилось еще около 1500-1800 бронеединиц, например, в составе танковых полков кавалерийских дивизий...

Бронетехника вермахта

В первой статье цикла "1941 ГОД: Сколько танков было у Сталина?" мы привели данные о численном и качественно составе танкового парка Красной Армии, сведенных в 20 механизированных корпусов в западных военных округах СССР. Это количество составляло, по разным источникам, от 10639 до 10917 боевых машин. Кроме того, в других частях и соединениях находилось еще около 1500-1800 бронеединиц, например, в составе танковых полков кавалерийских дивизий (танковый полк кавалерийской дивизии по штату № 6/14 имел 64 танка и 412 человек л/с), или танковых батальонов стрелковых дивизий, а также в составе отдельных частей таких как: 22-я МД НКВД в составе ПрибОВО или 152-й ОТБ телетанков в КОВО. Следовательно, всего в западных военных округах СССР было 12700 - 12900 боевых машин на гусеничном шасси (наивысшая известная цифра - 13718 шт. - приведена в справочнике «Боевой и численный состав ВС СССР в период ВОВ. Статистический сборник №1 за 22 июня 1941 года на стр. 132-139», однако она учитывает всю технику на танковой базе). Из этого числа 2230 танков и танкеток относились к 3-й и 4-й категориям, то есть требовали капитального и среднего ремонта (в среднем показатель неисправных машин составлял 19,1%). Вряд ли они по мановению волшебной палочки были введены в строй 22 июня 1941 года.


А что же у немцев и их союзников на 22 июня 1941 года?
А начнем мы с самого доступного ресурса в интернете - Википедии, где в статье о начале Великой Отечественной войны приведены данные по наличию в вермахте 4171 танка и штурмового орудия, со ссылкой на книгу М.И. Мельтюхова «Упущенный шанс Сталина». Так ли это? Действительно ли в вермахте было именно столько бронетехники? Давайте проверим вместе.
В классическом труде Буркхарда Мюллер-Гиллебрандта «Сухопутная армия Германии 1933-1945» на странице 237 приведена таблица по наличию бронетанковой техники в вермахте, в том числе и на 22 июня 1941 года [1]:

Таблица 1. Наличие бронетанковой техники в вермахте по данным Мюллера-Гиллебрандта

1941 год: Сколько танков было у Гитлера?


Далее Мюллер-Гиллебрандт говорит о том, что за семнадцатью танковыми дивизиями четырех танковых групп, задействованными в кампании против СССР, следовали еще 2 дивизии из резерва ОКХ: 2-я и 5-я ТД, насчитывавшие в общей сложности 350 танков, а так же указывает, что количество подразделений штурмовых орудий постоянно увеличивалось по мере поступления штурмовых орудий с заводов. И в таблице №25 на странице 238 приводит данные о том, что за второй квартал 1941 года (по 1 июля 1941 г.) в вермахт поступило 151 штурмовое орудие.

Таким образом, по данным Б. Мюллер-Гиллебрандта, в общей сложности против СССР было сосредоточено около 3332 танков (без огнеметных), около 250 штурмовых орудий и 350 танков резервных 2-й и 5-й танковых дивизий. Следовательно, общее количество бронеединиц составило 3332+250+350=3932 штук. Как мы видим данные Мюллер-Гиллебрандта и М.И. Мельтюхова несколько разнятся. Почему? Да потому, что М.И. Мельтюхов постарался учесть (впрочем, неверно) как раз огнеметные танки и отдельные танковые батальоны на севере, в Финляндии, которые Мюллер-Гиллебрандт вообще «забыл» посчитать.

При всем уважении к Мюллер-Гиллебрандту, его данные по наличию бронетехники на Востоке на начало вторжения в СССР далеко не полны. Дело в том, что свою работу Б. Мюллер-Гиллебрандт написал еще в далеком 1959 году. С тех пор стали доступны практически все документы по составу вермахта, в общем, и его танковых войск в частности на 22 июня 1941 года, вышло в свет несколько весьма обстоятельных специализированных научных исследований по бронетехнике вермахта и войск СС. К тому же у автора этой статьи сложилось мнение, что кое-где в своей работе бывший немецкий генерал слегка лукавит и умышленно не договаривает, дабы не портить картину «всепобеждающего» вермахта. Объясню почему. Не мог не знать Мюллер-Гиллебрандт о наличие в вермахте отдельных танковых батальонов, прекрасно знал также и о том, что в каждой из 17-ти немецких танковых дивизий по факту танков было больше, чем он привел в своей книге исходя из численности танковых полков, ибо еще энное их количество находилось в саперных (правильно «пионерских») батальонах этих самых дивизий. Но самый вопиющий провал немецкого генерала это исчезновение из его таблицы танков PzKpfw 35(t), состоявших на вооружении 6-й ТД вермахта, а это без малого 160 единиц. То есть танки-то эти в вермахте есть, а на Востоке их нет.
На самом деле количество бронетехники в вермахте, выделенной для кампании против СССР, на 22 июня давно известно, и оно несколько больше, чем у Мюллера-Гиллебрандта [2]:

Таблица 2. Наличие бронетанковой техники в вермахте по Томасу Йенцу

1941 год: Сколько танков было у Гитлера?

* из них 12 танков Pz.35 S 739 (f) (трофейные французские танки «Сомуа» S-35) и 32 танка Pz.38 Н 735 (f) (трофейные французские танки «Гочкис» Н-38).
** танки Pz.A13 744(e) (трофейные английские крейсерские танки А13 Cruiser)
*** из них 24 огнеметных танка Pz.B2(f) (Flamm) на базе трофейных французских танков B1-bis и 6 танков B1 Bis 740(f) (трофейные французские B1-bis )


Хотелось бы сразу подчеркнуть, что Томас Йенц является ведущим специалистом на Западе по истории бронетанковых войск Третьего Рейха и пользуется только немецкими данными в своих работах. Из цифр, приведенных Йенцом, видно, что в состав каждой танковой дивизии вермахта входило от 8 до 13 саперных танков на базе «единички», что в сумме дает еще 185 боевых машин. Также в двух отдельных танковых батальонах в Финляндии сосредоточено было 124 единицы бронетехники: оба батальона активно участвовали в боях с РККА на Кандалакшском направлении. Еще три подразделения, не учтенные Мюллер-Гиллебрандтом это 100-й, 101-й и 102-й батальоны огнеметных танков, всего еще 185 боевых машин, причем на вооружении 102-го ОБОТ трофейные французские тяжелые танки B1-bis. Таким образом, по современным данным в 17-ти танковых дивизиях 4-х танковых групп и пяти отдельных танковых батальонах вермахта против СССР было задействовано 3811 танков. Плюс к тому 350 танков 2-й и 5-й ТД из резерва ОКХ. Итого: 4161 танк.

Однако, это не вся бронетехника Германии сконцентрированная против СССР. В вермахте существовал класс боевых бронированных машин принципиально отсутствующий в РККА - штурмовые орудия и противотанковые орудия на гусеничном шасси. Сначала попытаемся разобраться со штурмовыми орудиями - коих Мюллер-Гиллебрандт насчитывает «около 250». Сам он же пишет, что к 22 июня 1941 года в частях РГК имелось всего 11 дивизионов и 5 отдельных батарей САУ StuG III. И все они были направлены на Восток.
Однако, попытавшись разобраться с вопросом численности САУ StuG III, мы увидим, что их количество на Востоке было несколько больше, нежели указал бывший генерал вермахта.

Формирование дивизионов штурмовых орудий было начато немцами еще в октябре 1940 года. В учебном центре г. Ютеборг (Juterborg) были сформированы 184-й, 185-й, 190-й и 191-й дивизионы штурмовых орудий (StuG.Abt). В ноябре были сформированы 192-й и 197-й дивизионы. В 1941 году формирование новых дивизионов штурмовых орудий продолжалось - в феврале создан 203-й, в марте - 201-й и 210-й, в апреле - 226-й. В июне 1941 года было сформировано сразу три (243-й, 244-й и 245-й) дивизиона штурмовых орудий, причем все они к 22 июня находились на Востоке! Уже после вторжения в СССР, в июле 1941 года, появился 189-й дивизион штурмовых орудий (на Восточный фронт попал только в августе), за ним - 177-й, в сентябре на Востоке формируется 202-й и т. д. Но даже такой краткий исторический экскурс позволяет сделать вывод, что к началу «Барбароссы» в вермахте числилось не 11, а 13 дивизионов штурмовых орудий. В состав дивизиона по данным Мюллера-Гиллебрандта входило три батареи по 6 орудий, и машина командира дивизиона. Всего 19 штурмовых орудий StuG III. Но и в этом случае «распихать» 377 самоходок по тринадцати дивизионам весьма проблематично - все равно остается «хвост» в виде примерно сотни штурмовых орудий.

Значит, что-то со штатами у Мюллера-Гиллебрандта «не ладится», а также «не ладится» и у тех, кто бездумно берет информацию из его исследования. Оно и понятно: если исходить из того, что к середине июня 1941 года в батарее состояло не 6, а 7 штурмовых орудий, а в дивизионе - 22 (с учетом машины комдива), то в итоге в 13-ти дивизионах находилось 286 StuG III. Еще 35 машин - в пяти отдельных батареях. Всего: 321 штурмовое орудие. Кроме того, отдельные батареи штурмовых орудий входили в состав моторизованных дивизий СС «Reich», «Totenkopf» и «Wiking», а также 900-й моторизованной учебной бригады (900-я учебная батарея штурмовых орудий), моторизованного полка «Великая Германия» (640-я батарея) и бригады «Leibstandarte SS-Adolf Hitler». Это еще 43 штурмовых орудия. Почему 43? Дело в том, что в батарее из состава дивизии СС «Райх» числилось 8 штурмовых орудий StuG IIIB, каждое из которых имело собственное имя: «Seydlitz», «Schill», «Prinz Eugen», «York», «Lutzow», «Ziethen», «Blucher» и «Derflinger».

Чтобы не быть голословным привожу штат батареи StuG III: офицеров - 5, военных чиновников - 1, унтеров - 37, солдат - 83. Всего личного состава: 126 человек. Пистолетов - 63, пистолетов-пулеметов - 7 (борт. ор.), карабинов - 63, пулеметов - 9 (борт. ор.), 75-мм орудий - 7 (борт. ор.). Мотоциклов б/к - 4, мотоциклов с/к - 6, легковых авт (в том числе 1 зенитный) - 6, грузовых автомобилей - 11, грузовых вездеходов - 6, полугус. тягач 18т - 1, трейлер - 1, легкий БТР SdKfz 252 - 3, прицеп одноос. - 3, штурмовых орудий StuG III -7. Штат Kriegsstacrken achweisung (штат военного времени) 446а.

Таким образом, всего в германских войсках насчитывалось 364 StuG III из 377 по состоянию на 1 июня 1941 года. Стоит отметить, что тут учтены и те дивизионы, которые были сформированы в июне месяце. Между тем, до 1 июля 1941 года германская промышленность передала в войска еще 439 штурмовых орудий (из них по состоянию на 1 июля 1941 года в вермахте числится 416 экземпляров). Следовательно, вместе с танками - 4525 боевых машин.
Но и это опять же не все! В вермахте существовало довольно большое количество противотанковых орудий на танковом шасси, хотя следует оговориться, что ПТО на самоходном лафете никогда не учитывались в танковых войсках, ибо находились в ведении артиллерии. Первой машиной такого класса в вермахте стала противотанковая САУ Panzerjager I на базе танка Pz.Kpfw.I Ausf.B, вооруженная трофейной чешской пушкой 4.7-cm KPUV vz.38, получившей в немецкой армии индекс 4.7-cm Pak(t). Зимой 1940 года фирма Алкетт (Alkett) получила заказ на проектирование САУ с использованием чешской 47-мм пушки. Переделкам подвергались танки Pz.Kpfw. I модификации «В», соответственно и ПТ САУ называлась официально 4.7-cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B (Sd.Kfz. 101), или проще «Panzerjager», т.е. «охотник за танками».

До вторжения во Францию было изготовлено только 132 таких самоходки, еще 70 машин было выпущено к началу операции «Барбаросса». К 22 июня 1941 года противотанковыми самоходками Panzerjager I на шасси Pz-IВ были укомплектованы пять противотанковых (дословно - "танкоистребительных") дивизионов - 521-й, 529-й, 616-й, 643-й и 670-й. В каждом таком дивизионе имелось по три роты самоходных ПТО (одна машина комроты - командирский вариант Pz-I и девять самоходок) - всего 31 боевая машина (27 самоходных ПТО и 4 машины управления, включая машину комдива). Итого в пяти танкоистребительных дивизионах числилось 155 единиц бронетехники (20 машин управления и 135 самоходок). Еще некоторое количество Panzerjager I находилось в составе 900-й учебной мотобригады (одна рота - 9 самоходок и 1 машина управления), а также бригады СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер» - тоже одна рота (еще 9 самоходок и 1 машина управления). Таким образом, у нас «вырисовываются» никем неучтенные 153 самоходные ПТО и 22 машины управления - всего 175 единиц бронетехники.

Но всего в вермахте имелось 8 танкоистребительных дивизионов, имевших на вооружении шасси с установленным на нем чешским 47-мм ПТО: 521-й, 529-й, 559-й, 561-й, 611-й, 616-й, 643-й и 670-й. Чем же были вооружены 559-й, 561-й и 611-й дивизионы резерва ОКХ?
В декабре 1940 года, а точнее 23 декабря, та же самая фирма Алкетт («Alkett»), получила заказ на постройку истребителя танков на шасси французского танка «Renault» R-35 с использованием той же самой чешской 47-мм пушки. Противотанковая САУ на базе танка R-35 получила в вермахте индекс 4,7cm PaK (t) auf Pz.Kpfw 35R (f). Всего было произведено 200 (вместе с прототипами 202?) таких САУ, из них в мае 1941 года 93 САУ, и до 22 июня 1941 года еще 33 единицы.

Этими САУ (93 шт.) и были укомплектованы 559-й, 561-й и 611-й дивизионы резерва ОКХ, в каждом по 31 машине (27 линейных и 4 командирских) [5]. Следовательно, в 8-ми танкоистребительных дивизионах насчитывалось всего 268 противотанковых САУ. Прибавив их к количеству танков и штурмовых орудий, получим 4793 боевых машин вермахта сосредоточенных к 22 июня 1941 года у границ СССР.
В состав немецких бронепоездов №№26-31 входили 15 трофейных французских танков «Сомуа» S-35. Причем, хитрые немцы предусмотрели возможность съезда этих танков с железнодорожных платформ по специальным аппарелям. Танки входили в так называемые «десантные группы» бронепоездов. В составе 26, 27 и 28-го бронепоездов входило по 3 танка, в 29, 30 и 31-й по 2. Танки S-35 28-го бронепоезда, например, были приданы 45-й пехотной дивизии при штурме Брестской крепости [3, 5].

Кроме того, очень мало известно о 37-мм противотанковых САУ, переоборудованных из трофейных пехотных тягачей Renault UE - 3.7cm PaK auf Renault UE (f). В том же декабре 1940 г. было принято решение о переоборудовании 700 таких тягачей в ПТО САУ путем установки на их шасси качающейся части противотанкового орудия РаК-36, они должны были поступить на вооружение противотанковых подразделений пехотных дивизий 11-й и 12-й волн. Однако есть сведения о том, что эти импровизированные САУ входили в состав шести танкоисребительных дивизионов резерва ОКХ - 463-й, 525-й, 652-й, 654-й, 560-й и 563-й, всего 216 машин по 36 в дивизионе [4]. (В. Гончаров. «Танковая битва под Дубно» сборник «Танковый прорыв», стр. 108. М. Яуза 2007).Но так как абсолютно достоверных сведений об их применении в ходе «Барбароссы» нет, то и считать мы их не будем, (хотя они точно участвовали во вторжении, так как существуют фотографии этих САУ явно на советской территории).

Следовательно, даже без учета ПТ САУ на базе пехотных тягачей Рено UE, импровизированных тяжелых ПТ САУ на базе 12-ти и 15-ти тонных полугусеничных тягачей, зенитных установок (никак не меньше 200 экземпляров) и т.д., мы можем оценить количество выставленных против СССР боевых машин вермахта в 4800 единиц, что превышает известные нам по труду Б. Мюллер-Гиллебрандта цифры примерно на 1000 единиц, а данные М.И. Мельтюхова на 600 единиц.

Из расчетов всяческих псевдоисториков, поющих нам о полном превосходстве РККА над вермахтом, как правило выпадает еще один факт: не только Третий Рейх осуществлял вторжение в СССР. По современным данным каждый третий солдат из очередной «великой» армии, вторгшейся в «дикую» Россию в июне 1941 года, не был немцем! Соответственно, бронетехника у стран-сателлитов Германии тоже имелась.

Бронетехника союзников Германии

Румыния. 126 чешских LT-35 (они же немецкие 35 (t) и 76 французских R-35 в 1-м и 2-м танковых полках 1-й танковой дивизии. В четырех кавалерийских бригадах 35 легких чешских R-1 (AH-IVR), в прочих подразделениях - 76 Renault FT, 48 пушечных и 28 пулеметных. Кроме того имелось значительное количество произведенных по лицензии танкеток Renault UE. Итого у Румынии имелось около 500 единиц бронетехники, из которых 237 танков и около 200 танкеток использовалось в боевых действиях против СССР.
В финской армии имелось около 140 танков и танкеток, из которых против СССР применялось 118 машин - 2 средних танка (Т-28), 74 легких и 42 пулеметных танкеток.

Венгрия, объявившая войну СССР 26 июня 1941 года, отправила на Восток ограниченные силы - так называемый «Подвижный корпус», в его составе имелось 60 легких танков Toldi и 95 танкеток 37М (в прошлом - итальянские CV 3\35).
Словакия направила «группу Пифлусека» в ней было 62 танка (45 LT-35, 10 LT-38, 7 LT-40).
Италия послала на Восточный фронт один танковый батальон - 61 танк L6.
Итого все союзники Германии выставили против СССР около 500 танков и свыше 300 танкеток [5].
В сумме же, немецкие войска и войска стран союзников Германии имели около 5600 танков, и танкеток, сосредоточенных против СССР. А, следовательно, многократно воспетое "чудовищное превосходство РККА" над вермахтом и союзниками Германии в бронетехнике, по факту было двукратным. Что, конечно, самого факта количественного превосходства не отменяет.

Казалось бы, на этом подсчеты боевых машин противоборствующих сторон на начало Великой Отечественной войны можно и закончить. Однако, сравнение одних только цифр танкового парка разных стран мало о чем говорит. Ведь бронированные машины не встречались на ристалище аки рыцари средневековые - пушка против пушки, броня против брони. Бой - это связка всех видов вооружения и всех родов войск. Поэтому в следующей статье мы попробуем разобраться, в чем же было преимущество немцев помимо количества бронетехники.

Источники:
1. Б. Мюллер-Гиллебрандт «Сухопутная армия Германии 1939-1945», «Изографус» М. 2002 г. Стр. 237.
2. Jentz T.L. “Panzertruppen. The Complete Guide to the Creation and Combat Employment of Germany,s Tank Force. 1933-1942”. Atglen, PA: Schiffer Publshing Ltd., 1996|2003 P. 190-193, 206.
3. «Captured & converted French vehicles in German service. Axis History FactBook»
4. Ф. Гальдер. «Военный дневник», «Captured & converted French vehicles in German service» Axis History FactBook
5. В. Гончаров «Танковая битва под Дубно». М. «Яуза» 2007 г.
Первоисточник: http://battlefield.ru/


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. J_Silver 16 ноября 2011 10:14
    Достаточно объективно...
    J_Silver
  2. Свой 16 ноября 2011 16:18
    Опять что-то выдумал
  3. TIT 16 ноября 2011 18:17
    какя разница сколько и какие главное они их грамотно применяли на начальном этапе ,( не к чему все эти исследования нам докторскую не защищать_)
    TIT
  4. J_Silver 16 ноября 2011 22:13
    Может докторские и не защищать, но для получения объективной картины это просто необходимо - не все же вестись на тупые разводы всяких резунов...

    Проще простого понять - у вас, к примеру, десять отморозков, на квартале противников заведомо больше, но они размазаны по всему кварталу и редко ходят больше, чем по три-пять, не надо быть большим талантом, чтобы последовательно всех отоварить. не дожидаясь их общего сбора...
    J_Silver
    1. Kostyan 22 ноября 2011 00:02
      просто в руки лаптю совковому дали инструмент, которым он так и не научился пользоваться...
      Kostyan
  5. patrianostra 19 ноября 2011 14:21
    решающим фактором являлось не количество а как использовалось то что имелось в наличии . на каждом панцире была радиостанция плюс чёткое взаимодействие с придаными силами
  6. desava 22 ноября 2011 00:35
    Сам в одно время задался вопросом, - как немцы со своими танками нас к Москве "пригвоздили". 25000 (если никто не против округлю, потому, как по памяти) супротив 3500. Это не считать наших средних и тяжелых (которых у супостата не было). Организация, так ее !!! Плюс наше разгильдяйство (в смысле снабжения топливом, боеприпасами и ЗИП). Бросали бронетехнику, подрывая тем, что было... Обидно.... Но это было. Только некоторые использовали на полную мощь! И совершали подвиги, за которые награждали... посмертно.... Вечная память нашим дедам!!!
    1. Gromila78 4 марта 2012 21:39
      Разгильдяйство здесь ни причем. Наши танковые соединения быля слишком перетяжелены. Танков было слишком много, а тыловое обеспечение слабое. К тому же связь была просто неудовлетворительная. После гибели командирского танка остальные просто не знали что делать - управление терялось. Много танковых соединений из-за нарушения стратегической связи и незнания обстановки гентшабом вместо боя искали противника и после того как заканчивалось топливо бросали машины. Немцы недаром после Франции оставили только один танковый полк в дивизии - так было удобнее (в управленческом смысле), и у них радиофикация была полная.
      Gromila78
  7. Terraformer65 11 февраля 2014 02:34
    В данной статье вижу три проблемных пункта :
    1.Автор оперирует количествами танков вермахта и сравнивает их с количеством танков западных военных округов .
    2.Автор не учитывает динамику численности танков.Цифрам производства бронетехники в Советском Союзе в "мирном" предвоенном периоде могут позавидовать многие страны в состоянии войны с отмобилизованной промышленностью.
    3.Качественный состав.Автор любовно выковыривает и подсчитывает весь набранный в Европе хлам - чешские,французские,итальянские танки и бронетехнику , большая часть которой в наши края так и не забрела.Можно еще вспомнить Голубую испанскую дивизию основной тягловой силой которой были ослы.В итоге основная боевая нагрузка легла на танки PzIII и PzIV а остальные были больше обузой,о чем не раз говорили и немцы .
    Ровно та же картина произошла и с нашей бронетехникой в условиях оборонительной войны.Поэтому мое мнение что надо сравнивать у немцев от PzIII и на ее основе и дальше , а у нас от БТ7 и дальше.И даже при таком раскладе у Советского Союза преимущество в БТТ от 3-х до 5-ти раз (кто как считает).И тут в полный рост встает вопрос о умении воевать,а в особенности командного состава руководить. Умение командира принять самостоятельное,может рискованное но ведущее к победе решение дается труднее чем написать донос в НКВД.
    Terraformer65
    1. I_think_so 29 апреля 2015 10:57
      Я обратил внимание на те же проблемные пункты, как Вы их называете.
      В целом статья неплохая, но местами тенденциозная.
      Чего стоит только одна заключительная фраза!
      "...попробуем разобраться, в чем же было преимущество немцев помимо количества бронетехники..."
      Автор как будто "забыл", что только что, буквально тремя строчками выше, он "объективно" признал,
      что преимущество именно в бронетанковой технике у СССР было как минимум ДВУКРАТНЫМ!
      На самом деле, как нам известно из множества других источников, оно было еще более внушительным.
      Но не будем удивляться и обижаться на автора.
      Он пишет так, как его учили. А учили его в лучших традициях демагогии.
      Что он нам и продемонстрировал с блеском...
      I_think_so

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня