«Ему со звёздами плевать на пикировку»

8 октября 2015 года на территории Неклиновской лётной школы имени 4-й Краснознамённой Воздушной армии прошёл праздник, посвященный двум важным событиям. Впервые здесь был открыт памятник легендарному лётчику, трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Второе событие касалось лично каждого абитуриента — они дали клятву на верность Родине.

В этот удивительный, чуть морозный пронзительно ясный солнечно-синий день особенно чисто звучал голос шестнадцатилетнего первокурсника Неклиновской лётной школы Павла Мерца, который, взяв в руки гитару, дал несколько чётких аккордов и запел песню о Покрышкине:

Покрышкин в небе, значит, будет крышка.
С фашистских гадов в небе спрос вдвойне.

Сибирячок, закаменский парнишка,
Ковал победу нашу на войне.

Разбег, бетонка, элероны к бою,
Подъёмной силой вынесен наверх,
КП хрипит: «Эй, сотый «за спиною!»
Ворон тузовых черный силуэт.

Вираж, пике и дерзко входит в «горку»,
В глазах бордо и давит девять Же,
Ему со звездами плевать на пикировку,
И ас пиковый корчится уже.

КП ревет по матушке в восторге,
А «Сотый» рвет машину в тангаже,
И зубы стиснув скажет: «Гутен морген»,
Туза второго сбив на вираже.

А после драки сотку боевую,
Ту, что за смелость выдавал нарком,
Махнет с друзьями за судьбу лихую,
Ну, и за то, что «девушки потом».

Покрышкин в небе, значит, будет крышка.
С фашистских гадов в небе спрос вдвойне.
Сибирячок, закаменский парнишка
Ковал победу нашу на войне.


Позывной «сотый» принадлежал Покрышкину.

Слова песни были найдены совершенно случайно отцом Павла: в одном из старых авторских сборников на обратной стороне он увидел написанный от руки карандашом понравившийся текст. Кто является автором текста, не известно. «Аккорды помог подобрать преподаватель училища Вячеслав Валерьевич Рудов, а «бой» подобрал я», — рассказал Павел Мерц.

Так из совместного триединства отца, педагога и сына получилась отличная песня. Слова её, запоминающиеся, до сих пор звучат в голове, особенно нравятся две первые строчки:

Покрышкин в небе, значит, будет крышка.
С фашистских гадов будет спрос вдвойне…

Мне нравится эта песня. Она ритмичная, и при её звучании кажется, что идут стройными рядами солдаты, чётко отбивая шаг по мостовой. Это походная песня, которую, очевидно, будут потом разучивать и петь в строю.

Она нравится и курсантам. Они в синей своей форме стояли не шелохнувшись в строю и внимательно слушали. И это понятно, ведь они были людьми уже военнообязанными, и им полагалось по уставу стоять по стойке «смирно». Но и ведь все собравшиеся гражданские тоже стояли смирно и слушали эту замечательную песню, которая была приурочена ко дню принятия присяги, которая также состоялась на территории школы 8 октября 2015 года.

Праздник получился настолько динамичным и захватывающим, что никому даже в голову не пришла мысль подумать о том, что скорее бы всё закончилось. Эта мысль была бы просто кощунственной. А ведь часто на гражданских митингах ты с тоской думаешь, когда же всё закончится. Здесь же, всё происходило быстро и динамично, как и положено, в принципе проходить всем мероприятием, а талантливо и хорошо продуманным в особенности. Курсанты и организаторы постарались порадовать собравшихся в каждом выступлении.

Праздник начался на лётном поле. Показательные прыжки с парашютом на ограниченную площадку выполнили спасатели Южного авиационного поисково-спасательного центра, сотрудники Ростовской региональной поисково-спасательной базы. В небе — самолёт Ан-2. Командир экипажа Алексей Владимирович Перепечаев, выпускник Армавирского лётного училища, лётчик третьего класса, общий налёт — 500 часов на самолётах типа Л-39, МиГ-23, Ан-2.

Экипаж выполнил проход над площадкой приземления: для определения направления и силы ветра у земли были подожжены шашки. Прыжки выполнялись в два захода. Самолёт набрал заданную высоту — 1200 метров. Первый заход. В небе один за другим появляются крошечные фигурки, они стремительно летят к земле. Игорь Васильевич Якименок, парашютист первого класса (выполнил 956 прыжков) и Алексей Викторович Кононенко, начальник Ростовской региональной поисково-спасательной базы (на счету 1112 прыжков) вовремя раскрыли свои парашюты и приземлились точно в центр стадиона.

Ведущий, заслуженный военный лётчик РФ, полковник запаса Владимир Иванович Марков говорит о том, что в случае поломки или аварии воздушного судна, на поиск и спасение пассажиров и экипажа поднимаются дежурные поисково-спасательные силы, находящиеся в круглосуточной готовности к вылету. Региональные поисково-спасательные базы расположены в семи аэропортах Южного, Северо-Кавказского федеральных округов и республике Крым. Зона ответственности имеет сложный климатогеографический характер, включает в себя пустынную местность, предгорные и горные районы северного Кавказа, акватории Чёрного, Каспийского и Азовского морей, и внутренние акватории. Граничит с сопредельными государствами: Украиной, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией. Все спасатели, выполнявшие сегодня прыжки с парашютом неоднократно участвовали в поисково-спасательных операциях. На их счету и базы не один десяток успешно проведённых операций, в том числе в зонах стихийных бедствий, при авиационных и морских происшествиях: это — Каспийское море, Чёрное море, город Крымск.

В Неклиновской лётной школе тоже готовят спасателей. И собравшимся абитуриентам и курсантам на деле, а не на словах, были продемонстрированы наглядные аспекты их будущей работы.

Основная задача парашютно-десантной подготовки — «умелое выполнение прыжков с парашютом из воздушных судов с полной выкладкой днём и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях, в любое время года и на различную местность, а также быстро готовить технику и грузы для десантирования парашютным и посадочным способами», — говорится в инструкции спасателей.

В ходе второго захода прыжки выполнили Александр Анатольевич Соколов, спасатель первого класса, имеет за плечами 1865 прыжков. В этот день, 8 октября у него был день рождения, исполнилось 44 года и он таким образом отметил своё рождение в воздухе. А также — Александр Николаевич Шафеев, спасатель первого класса, выполнил 2155 прыжков с парашютом.

Руководитель прыжков на площадке приземления — заместитель начальника Ростовской региональной поисково-спасательной базы — Андрей Андреевич Воробьёв (на его счету 1856 прыжков) остался доволен сотрудниками. Все прыжки были выполнены на «отлично». С этой оценкой были согласны и многочисленные гости праздника, которые, не переставая, снимали всё происходящее на телефоны, смартфоны, айфоны и фотоаппараты. Видно было, что гражданские люди соскучились по настоящему празднику, по настоящим делам.

Не успели парашютисты собрать свои «крылья», как над стадионом показались представители малой авиации — лёгкие одномоторные самолеты, едва не касаясь крыльями вершин деревьев, несколько раз красиво пронеслись над стадионом. Раз, другой, третий, приветствуя собравшихся воспитанников, их родителей и почетных гостей праздника, среди которых находились: глава администрации Неклиновского района В.Ф. Даниленко, заместитель мэра г. Таганрога А.Б. Забежайло, члены попечительского совета школы и многочисленные ветераны ВВС. Их фамилии и звания стоят того, чтобы их перечислись потому, что за каждым из них лежит удивительная жизнь, наполненная бесценным опытом, который сегодня многие из них передают другому поколению, оставив, таким образом, инверсионный след или вихревые жгуты в отдельности или в сочетании с эффектом Прандтля-Глоерта не только в небе, но и нравственный, духовный свой след на этой земле.

Подполковник запаса, заведующий военно-патриотическим отделом Дворца творчества детей и молодёжи г. Ростова-на-Дону Александр Владимирович Щенников уже много лет выпускает газету «Гражданин и патриот» и занимается организационной и преподавательской работой, проводя в месяц по несколько мероприятий, посвященных лётному и военному делу; лётчик, полковник в отставке Владимир Никифорович Щельянов; лётчик, полковник в отставке, член президиума ветеранской организации четвёртой краснознамённой армии ВВС и ПВО Павел Кириллов; преподаватели клуба «Юный лётчик имени 4-ой воздушной армии» Дворца творчества детей и молодёжи подполковник Валерий Александрович Лихоносов и Станислав Владимирович Корнаев, ветеран боевых действий в Афганистане, лётчик Олег Матвеевич Назаров. Полковник в отставке, ветеран боевых действий, подполковник в отставке Махмут Бакирович Салимов пишет книги в стиле народного эпоса: воспитанникам Неклиновской школы он привёз несколько экземпляров своего новой книги «Плач волка». Ветеран военной службы, заместитель председателя правления Ростовского городского клуба молодёжи и ветеранов "Патриот" В.А. Солдатенко уже много лет работает на поприще воспитания молодёжи.

Этот сплав поколений можно было увидеть только здесь.

А тем временем авиашоу подходило к концу. Завершилось оно появлением вертолёта, который несколько раз пролетел над стадионом, и каждый раз открывалась в нем правая дверь, через которую щедрая рука швыряла в воздух пачку листовок. Белые листочки веером летели вниз, люди опешили: такого давно никто не видел, а потом все бросились поднимать послание с небес. Оказалось, это своеобразное поздравление воспитанникам с самым важным в их нынешней жизни днём.

А праздник набирал обороты. Наконец, наступил главный кульминационный момент — открытие памятнику Покрышкину. Звучат выстрелы роты почётного караула — белое покрывало, что бережно укутывало памятник, было сдернуто, и все увидели бюст легендарного лётчика.

Впервые на территории школы было решено установить такой памятник. По словам директора школы, заслуженного учителя Российской Федерации, подполковника Леонида Исааковича Гольдбера, приверженность Покрышку делам объясняется тем, что он служил в четвёртой Краснознамённой воздушной армии, воевал в этих местах.

— Дорогие ребята, я приветствую вас в этот прекрасный день. Самое главное — мы открываем сегодня памятник первому и единственному в войну трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Гениальный лётчик, его заслуги были признаны во всём мире, — сказал в ходе своего выступления генерал Виктор Владимирович Гришин, председатель Союза ветеранов войны и военной службы 4-ой Краснознаменной воздушной армии. — В то время в авиацию можно было пойти только через комсомольскую путёвку, и поэтому Покрышкин идёт учиться в ФЗУ. На его 39-м по счёту рапорте Климент Ефремович Ворошилов наложил резолюцию: «Принять в училище». Покрышкин оканчивает Качинское лётное училище с отличием. Ни один снаряд не попал в его самолёт, так как он делал правые фигуры с максимальной перегрузкой. Это был правдивый, ответственный за себя и свои поступки человек. Он страдал от этого, но добивался правды. Простой пример: когда началась война, инструкции, по которым воевали наши лётчики, были старыми. Немцы летали парами, с прикрытием, тогда как наши лётчики этот метод не использовали, руководствуясь устаревшими инструкциями. Покрышкин стал добиваться применения аналогичного метода. Его даже отстранили от полётов за нарушение инструкции. Даже когда он сидел на гауптвахте, он рисовал схемы боевых действий. Он «болел» за Родину так, как никто другой. И правда, наконец, восторжествовала. На Кубани, где воевал легендарный лётчик, мы проезжали по путям его боевой славы, где он сбил 39 самолётов противника. Он был асом. Не было человека настолько целеустремлённого. Надо быть похожими на таких людей, учиться у них силе духа и умение побеждать. Ваша задача — получить все необходимые знания для отличной службы на благо своей Родины, у которой сегодня много врагов и её надо защищать.

Генерал Виктор Владимирович Гришин (он тоже, как и Покрышкин, окончил Качинское училище) как лучший руководитель в стране Ейского высшего военного авиационного училища лично встречался с Покрышкиным и хорошо помнит этого человека. «Интересно, что на первый взгляд Покрышкин показался суровым человеком, но через несколько минут общения с ним всякие преграды исчезали, и казалось, что ты вместе с ним знаком много лет и вместе с ним летал в одном строю», — говорит Гришин.

Был лично знаком с Покрышкиным и ветеран боевых действий в Афганистане лётчик Олег Матвеевич Назаров. Ему посчастливилось вот так же стоять в строю, только много лет назад, в 1968 году, и слушать слова напутствия от легендарного лётчика.

Всё это Гришин и Назаров рассказали курсантам.

Лётная, духовная и профессиональная эстафета продолжается.

Тем временем зазвучал духовой оркестр, и по центральной аллее торжественным маршем прошли первокурсники, держа равнение направо, на красивый и строгий памятник отважному Герою. Сделав круг, воспитанники вышли на плац, где и состоялось торжественное приведение к присяге на верность Родине, которое входит в перечень традиций Неклиновской лётной школы.

Ребята одним за другим выходили из строя, и звонкое многоголосие разносилось вокруг. Они становились в строй и становились уже несколько другими людьми, отличными от праздношатающейся молодёжи, некоторым представителям из которой сложно понять ту невидимую духовную и нравственную грань, которую перешагнули их сверстники. И эта грань стала для них одной из главных, которая в конечном итоге помогает сохранить в себе те главные духовно-нравственные ориентиры, которые в последние годы мы пытаемся собрать и понять, почему же со временем мы подрастеряли тот необъяснимой силы состояние души, что издревле называлось русским духом.

8 октября абитуриенты 23-го набора стали равноправными с другими курсантами, с полным комплектом прав и обязанностей.

— Я… торжественно клянусь…

Так клялись их деды и прадеды.

Слова присяги не на много отличаются от тех слов, который принимал курсант в 1968 году. «В конце мы говорили: служу Советскому Союзу, а сейчас говорят: служу России», — пояснил Олег Матвеевич Назаров и показал фотографию, на которой легендарный лётчик, в 60-е годы уже маршал авиации, вручает ему, выпускнику Армавирского училища свидетельство об окончании военного учебного заведения. Этот любительский черно-белый снимок из далеких шестидесятых сегодня стал своеобразной эстафетной палочкой, связавшей лётчиков той поры с будущими лётчиками двадцать первого века, которые сегодня здесь стоят в строю, будучи еще воспитанниками лётной школы, некоторые из них уже приняли решение посвятить свою жизнь одной из самых легендарных профессий.

Символично, что именно в Неклиновской лётной школе, расположенной на границе Неклиновского и Матвеево-Курганского районов Ростовской области, где в годы Великой Отечественной войны проходили жесточайшие сражения на Миус-фронте, возрождается и поддерживается в подрастающем поколении всё самое доброе, светлое, строгое, требовательное. Все то, что было всегда присуще человеку, вставшему на защиту своего Отечества.

По предложению Гришина в ближайшее время планируется организовать новое молодёжное движение — «покрышкинцы», рассчитанное на общеобразовательные школы и ориентирующееся на воспитание духовно-нравственного поколения на примере жизни и деятельности великих людей России.

Для справки. Действия 4-ой воздушной армии, в которой воевал и Александр Покрышкин при обороне Ростова-на-Дону, в битве за Кавказ и в воздушном сражении на Кубани в 1942-1943 годах (выдержки из статьи Виктора Владимировича Гришина «Действия авиации Южного фронта, 4-й и 8-й воздушных армий на юге России в 1941-1943 годах»):

«Опыт боевых действий показал, что распыление авиации по общевойсковым армиям затрудняло управление, концентрацию сил на главном направлении. Это снижало боевые возможности авиации. Поэтому в мае 1942 года авиация фронта была объединена. 22 мая 1942 года по решению Ставки Верховного главнокомандования была сформирована 4-я воздушная армия. В неё вошли 21-я, 217-я, 229-я истребительные, 230-я штурмовая, 219-я бомбардировочная и 218-я ночная бомбардировочная авиационные дивизии, а также семь отдельных смешанных авиационных полков. К концу мая воздушная армия имела 208 самолётов и 437 лётных экипажей. В начале июня 1942 года она пополнилась ещё одним полком — 588-м ночным легкобомбардировочным, ставшим в советских ВВС первой женской авиационной частью (командир Е.Д. Бершанская).

Несмотря на сложную обстановку, соединения армии вели воздушную разведку войск противника, а также принимали активные действия по их уничтожению. Только в период с 21 июля по 17 августа 1942 года было произведено до 10 000 самолётовылетов. Непрерывные действия авиации сыграли значительную роль в замедлении наступления противника и в срыве замысла по окружению советских войск в предгорьях Кавказа.

В ноябре 1942 года наступление врага было остановлено, прорваться в Закавказье противнику не удалось. К этому времени советские войска стали получать подкрепление и соотношение сил стало меняться в их пользу. Перед Северной группой войск Закавказского фронта стояла задача разгромить первую танковую армию противника и выходом на побережье Азовского моря отрезать пути к отступлению немецкой группе армий «А». В период подготовки наступления 4-я воздушная армия своими активными действиями против вражеской авиации заставила её снизить активность (С570 самолётовылетов в день в начале ноября до 140 к концу месяца).

Советское наступление началось 3 января 1943 года. Противник поспешно отступал на Ставрополь и Армавир. Погода была неблагоприятная, преобладала сплошная облачность, по утрам стояли сильные туманы, шли снегопады и дожди. Несмотря на все трудности, лётчики наносили чувствительные удары по врагу. Боевые задачи выполнялись небольшими группами, парами и одиночными самолётами. Дороги, по которым отходили войска вермахта, вследствие действий 4-й воздушной армии, были усеяны сожженными танками, автомашинами и трупами немецких солдат и офицеров. В конце января 1943 года, когда войска Южного фронта вышли в район города Батайска и отрезали пути отступления противнику на Ростов, немецкое командование начало отводить остатки своей группировки на Кубань.

Соединения 4-й воздушной армии были нацелены на поддержку войск Северо-Кавказского фронта, созданного в середине января на базе северной группы войск Закавказского фронта. Помимо уничтожения боевой техники и войск противника на поле боя и несения ударов по колоннам на дорогах, перед лётчиками была поставлена задача вести борьбу с плавстредствами в Керченском проливе и транспортной авиацией противника, с целью срыва переброски фашистских войск с Тамани в район Крыма и Донбасса.

Совершив в феврале 300 самолётовылетов, штурмовики и бомбардировщики армии потопили 10 барж с войсками, разрушили шесть причалов. Не менее удачно действовали лётчики против транспортной авиации противника. В ходе ударов по аэродромам было выведено из строя 60 самолётов и 17 грузовых планеров, сбито в воздухе 87 транспортных самолётов.

В марте германское командование прияло решение любой ценой удержать низовья Кубани и Тамань. Эвакуация войск прекратилась, немецкие части начали получать пополнение живой силой и техникой. На аэродромы в южной части Украины, Крыма и Таманского полуострова враг перебросил до 1 тысячи самолётов, что составило до 38 процентов всей его авиации на советско-германском фронте. Были привлечены лучшие истребительные соединения люфтваффе — эскадры «Удет», «Мельдерс», «Зелёное сердце» и другие, а также специальная группа немецких асов для борьбы с советскими истребителями.

Но советские воздушные армии были уже готовы к такому повороту событий на фронте. 20 апреля 1943 года был утверждён план авиационного наступления ВВС Северо-Кавказского фронта, в состав которого вошли 4-я и 5-я воздушные армии, усиленные трёмя авиакорпусами и двумя авиадивизиями, оснащёнными новыми самолётами. В общей сложности советская авиация насчитывала около 950 самолётов.

Первое воздушное сражение произошло 17-24 апреля в ходе боёв на Малой земле в районе Мысхако. Участвовало в нём около 600 самолётов противника и 500 советских самолётов. Последующие сражения происходили в районе станицы Крымской (29 апреля — 10 мая), Киевской и Молдаванской (26 мая и 7 июня) и длились непрерывно многие часы с широким наращиванием сил. В отдельные дни на сравнительно узком участке (23-39 километров) происходило до 40 групповых боёв с участием 50-80 самолётов с обеих сторон. Одновременно советская авиация наносила удары по аэродромам противника. В ходе воздушного сражения на Кубани были продемонстрированы высокая боевая готовность авиационных соединений и частей, мастерство лётного состава и командных кадров, хорошо налаженное управление и взаимодействие между наземными и лётными частями. Зародились новые способы ведения воздушного боя и управления: вертикальный манёвр, эшелонирование по высоте боевых порядков, ввод в сражение резервов, управление групповыми воздушными боями с наземных пунктов управления и другие.

Советские лётчики продемонстрировали мужество, смелость, изобретательность: 52 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза».

«Ему со звёздами плевать на пикировку»
«Ему со звёздами плевать на пикировку»
«Ему со звёздами плевать на пикировку»
«Ему со звёздами плевать на пикировку»
«Ему со звёздами плевать на пикировку»
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. parusnik 19 октября 2015 08:04
    — Я… торжественно клянусь…Так клялись их деды и прадеды...Внуки продолжают..И так должно быть..
  2. V.ic 19 октября 2015 08:50
    Ас! Человек с большой буквы. Начинал сбивать стервятников Геринга в 1941, а в апреле 1945 привёл свои авиадивизию в логово фашисткого зверя. Лётчик от бога, хотя начинал служить техником, поэтому и мог "доверять" машине, и машины его не подводили.
  3. kirpich 19 октября 2015 09:52
    Одна его фамилия заставляла разбегаться <хвалёных> геринговских асов,когда у них в наушниках звучало - АХТУНГ,АХТУНГ, ПОКРЫШКИН ИН ДАС ЛЮФТ!!!!!!
  4. Belousov 19 октября 2015 12:31
    Богата земля русская героями!
  5. СКАД 19 октября 2015 18:04
    Вопрос!? Кто из Вас читал книгу написаную Покрышкиным?
    1. tank64rus 19 октября 2015 19:48
      Читал. Написано хорошо. У нас в Интернете спорят кто самый лучший лётчик 2 Мировой войны. Выдвигают разных, особенно немцы стараются. Считаю, что это А. Покрышкин. Почему, он создал новую тактику боя истребителей. Создал воюя. Создал несмотря на скрытое и открытое противодействие некоторых начальников. Учил этому своих лётчиков, особенно молодых. Пробил это на верх, за что Сталин предложил ему должность начальника боевой подготовки истребительной авиации. Генеральская должность. А. Покрышкин решил остался на фронте. Немцев стали бить.
    2. tank64rus 19 октября 2015 19:48
      Читал. Написано хорошо. У нас в Интернете спорят кто самый лучший лётчик 2 Мировой войны. Выдвигают разных, особенно немцы стараются. Считаю, что это А. Покрышкин. Почему, он создал новую тактику боя истребителей. Создал воюя. Создал несмотря на скрытое и открытое противодействие некоторых начальников. Учил этому своих лётчиков, особенно молодых. Пробил это на верх, за что Сталин предложил ему должность начальника боевой подготовки истребительной авиации. Генеральская должность. А. Покрышкин решил остался на фронте. Немцев стали бить.
    3. Oberon_13 20 октября 2015 10:16
      Книгу Покрышкина не читал. Но читал книгу Константина Сухова, воевавшего с ним, "Эскадрилья ведёт бой". Т.к. увлекаюсь авиасимуляторами, то часто натыкаюсь на различных сайтах игровых кланов на так называемый "блокнот Покрышкина", где нарисованы приёмы ведения воздушного боя.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня