Military Review

Vova plus Valya

4
Neither Volodya Smirnov, nor Valya Titova were surprised at this inscription on the blackboard. Long accustomed to banter classmates, they are not offended by boys and girls. If you spend time on insults, then, perhaps, you will not have time to study well. But such a prospect did not threaten the guys - they are gentle people. Volodya also had an excellent memory and memorized any topic from the raid. Sometimes, the teacher would explain the lesson and ask the class: “Who will try to recite what he memorized?” All eyes are on the magic wand Vovka. And he never failed - retelling almost word for word. And Vale helped in studying, especially in mathematics. Sometimes he even wrote off. True, this rarely happened, because Valya is not one of those who live behind someone else’s back. And the friends were from elementary school. And they sat together, and after school they walked together in the courtyard, and they often did the same lessons together. Here are classmates and made fun of the "couple". True, gently joked.


After the seventh grade, fate divorced the guys. Valya stayed at school, and Volodya went to the city of Gorky (now - Nizhny Novgorod) - to go to college. "Won" exams and began to study. But he soon found out that there was an aero club in the city, he decided to leave the technical school and associate his fate with aviation. Volodya again “won” the exams and began to study as a pilot.

Valya, having finished eight classes, went to her aunt in the city of Ivanovo and went to nursing courses. She wanted to finish them, and then study further, become a doctor and help people.

The Big Sokovsky Bridge connects the banks of the River Uvod in Ivanovo. Twenty-second June 1941, Valya walked over this bridge, when suddenly Levitan's voice came from the nearest radio dynamics: "Today at four o'clock in the morning ..."
... The Nazis did not bomb Ivanovo. But every evening after studying and practicing in the hospital, where Valentina treated patients with malaria, she hurried on duty. Students volunteers spent the night in attics and rooftops — they protected the city from incendiary bombs. And Valya took care. And I was on duty without fear.

This went on for eight months. And in March, 1942, when the Germans came close to Moscow, Valentina, together with her friends, went to the draft board to ask for the front. Indeed, in those days every fighter was counted. And let the girls are not strong enough to go into hand-to-hand combat, but they can also help bring our victory closer.
Under the march "Farewell of Slavs" took the girls truck. Where - they did not ask.
... As if in thick semolina, in the dank twilight, we drove up to some big city. And although it was already dark outside, not a single lantern shone on the road. In the darkness, girls guessed rather than understood: Moscow! They guessed right, although none of them had been in the capital before this day.

The recruits were brought to the Chernyshev barracks, and then sent to different companies. Valentina got into the 4 th company of the 29 th searchlight regiment, which at that time was in Podolsk. She became a health instructor and communications instructor.
Now it seemed to the girl that the war had turned into one endlessly long day, during which the sun sometimes set behind a huge cloud, then again it looked out for her. And always there was death, even during a lull. So, once a young lieutenant conducted exercises for girls. Explained how to throw a grenade correctly, so as not to cripple shrapnel and stun with a blast wave. Awkwardly twitched his shoulder - and it tore at the same instant.
Lived in dugouts, in the cold there was especially hard. The exercises were exhausting - they had to crawl on the wet, cold ground. In the peat bogs, where the firing point of our fighters stood, Valentina chilled her legs, they swelled up and became like logs. The inflammation was removed, but since then the pain in the legs has become a constant companion of Valentina Mikhailovna.

- I will come from the point of the patient, she recalled, - combat alarm. They were endless! I go to the destination. The girls had to replace the guys who went to the very fire ...
At night, snatching German planes with a searchlight beam (and Valya, by the noise of the engine, determined which plane was flying) and blinding the Nazi pilots, the girl thought about Volodya. From his letters (and the guys never lost contact with each other), she knew that he had become the navigator of long-range aviation and served in Chelyabinsk. That, having received a funeral for his father, Volodya was eager to take revenge on the fascists. What often during the night flights and battles was blinded by the rays of German searchlights, and only a brilliant knowledge of his car did not allow him to die. “This is for Volodya!” Valya said, catching an enemy plane in the light sights. And her heart sank. She did not know whether they were destined to meet again. It is not known when the war will end.

But still the war gave them a date.
In August, 1943, Vladimir passed an internship in Ramenskoye - a city in the Moscow region. I wrote about this to Valentina (by that time, by the way, she already received the title of corporal) and made an appointment.
Having set off at six o'clock in the morning, she arrived at the flight center only during the day. I asked the sentry to invite Vladimir Smirnov. I began to wait ... Now Volodya will leave her. Neat, in beautiful shape. Probably, they will not have enough a whole day to talk about everything ...
He ran out into the street - and for a moment Valais thought that it was not Vladimir at all. Thin, in a torn gymnastress, faded and wiped cap.
- Valechka! In five minutes I will fly for an internship! Here, take it, - he held out some papers. - These are food stamps. Eat in our dining room, because you are hungry. We will definitely meet with you, just wait! ..

Vova plus Valya

A minute later, Valya was alone standing on the street. There is really very much like it, dizzy and hungry from hunger. But she did not take the coupons - to accept such expensive gifts is not in the character of Valentina. And so their first military meeting took place: in just five minutes. But these five minutes showed Valentina that no one in the world is more expensive than her for Volodya. After all, coupons were very valuable to him, he obviously saved on his diet, just to share with her.
The second meeting took place at the end of the war. Vladimir wrote a letter to Valentina: “Come to Moscow, to Kursk railway station. I will wait under the big clock, your car will stop just opposite them. ”
That's what a navigator means - everything is exactly calculated! Valin's car really stopped just opposite the station clock. And there a strict, fit junior lieutenant, dressed in full dress, was waiting for her. There was no ragged gymnast, a faded pilot. There was an ace pilot in front of Valentina. And she understood clearly at that moment that our Victory was already close ...


They spent all day in Moscow. We visited a cinema, parks, and in the evening Vladimir put Valentine on a train. Both already knew that the next meeting would be only after the war. Both hoped that they would not have to wait long - our troops drove the fascists further and further every day. And both were wrong.

Although it was necessary to wait until Victory for not so long, but then Vladimir Nikolaevich was sent to Poland, and a year later - to Chernigov. Smirnovs wedding took place on 18 on August 1946 of the year - on the Day of Aviation ...

... For many years, Valentina Mikhailovna and Vladimir Nikolaevich lived in Lipetsk, near the 61 school. True, the number of this house of knowledge, they really did not even know. They said: "Our school." Pupils often ran on a visit to Smirnov - to help with the housework, to congratulate on holidays or just to tell about their business. Valentina Mikhailovna and Vladimir Nikolaevich themselves went to "their" school. They were friends with her teachers from the day they were first invited to the class hour dedicated to Victory in the Great Patriotic War. It is no secret that today many such meetings are merely formal. And Smirnovs turned out differently. He and the guys liked each other and became close friends.

And I will tell one more episode at the end. Once Valentina Mikhailovna surprised her grandchildren very much. Talking about the war, she, already a pensioner, suddenly sank onto a rug and in a matter of seconds crossed the room in belligerent.
- Grandma, how old are you? - they asked, dumbfounded.
“It doesn't matter,” Valentina Mikhailovna dismissed.
Unfortunately, I do not know if spouses are still alive. When we last talked with Valentina Mikhailovna, she felt very bad, she lay all day. Her husband, Vladimir Nikolaevich, was paralyzed. But Smirnov, in spite of everything, did not lose heart. And then the phone stopped responding. Maybe they are in the hospital or simply do not hear? To be honest, I'm afraid to call the school. I'll wait for more. Maybe there will be good news ...

Author:
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. parusnik
    parusnik 20 October 2015 07: 51 New
    +5
    I'll wait a bit more. Maybe there will be good news .....I would really like good news .. Thank you ..
  2. Grigorievich
    Grigorievich 20 October 2015 19: 30 New
    +3
    These simple people won the victory (forgive me for pathos, but you will not say otherwise)
  3. Bayun
    Bayun 21 October 2015 00: 46 New
    +1
    I envy ... white envy. About such people need to write novels!
  4. Military Builder
    Military Builder 22 October 2015 08: 29 New
    0
    wonderful article

    in March 1942, when the Germans came close to Moscow

    there is some kind of inconsistency

Вова плюс Валя

Ни Володя Смирнов, ни Валя Титова этой надписи на классной доске не удивились. Давно привыкшие к подшучиваниям одноклассников, они не обижались на мальчишек и девчонок. Если тратить время на обиды, то, пожалуй, не будешь успевать хорошо учиться. Но такая перспектива ребятам не грозила – они люди незлобивые. Володя к тому же имел отличную память и с налёта запоминал любую тему. Бывало, объяснит учитель урок и спросит класс: «Кто попробует пересказать то, что запомнил?» Все взоры – на палочку-выручалочку Вовку. И он ни разу не подводил — пересказывал чуть ли не слово в слово. И Вале помогал в учёбе, особенно по математике. Иногда даже списывать давал. Правда, это случалось редко, потому что Валя не из тех, кто за чужой спиной живёт. А дружили ребята с начальной школы. И сидели вместе, и после школы вместе гуляли во дворе, зачастую и уроки делали тоже вместе. Вот одноклассники и подшучивали над «парочкой». Правда, незлобиво подшучивали.

После седьмого класса судьба развела ребят. Валя осталась в школе, а Володя уехал в город Горький (сейчас – Нижний Новгород) – поступать в техникум. «Победил» экзамены и начал учиться. Но вскоре узнал о том, что в городе есть аэроклуб, решил оставить техникум и связать свою судьбу с авиацией. Володя опять «победил» экзамены и начал учиться на лётчика.

Валя же, окончив восемь классов, уехала к тёте в город Иваново и пошла на курсы медсестёр. Она хотела окончить их, а потом учиться дальше, стать врачом и помогать людям.


Большой Соковский мост соединяет в Иваново берега реки Уводь. Двадцать второго июня 1941 года Валя шла по этому мосту, как вдруг из ближайшего радиодинамика раздался голос Левитана: «Сегодня в четыре часа утра…» Так, сойдя с одного берега ещё будто бы в мирное время, Валя ступила на другой уже во время военное.
…Фашисты не бомбили Иваново. Но каждый вечер после учёбы и практики в больнице, где Валентина лечила больных малярией, она спешила на дежурство. Студенты-добровольцы проводили ночи на чердаках и крышах – берегли город от зажигательных бомб. И Валя Берегла. И дежурила без страха.

Так продолжалось восемь месяцев. А в марте 1942 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, Валентина вместе с подругами отправилась в военкомат – проситься на фронт. Ведь в те дни на счету был каждый боец. И пусть девушки недостаточно сильны для того, чтобы идти в рукопашный бой, но они тоже могут помочь приблизить нашу Победу.
Под марш «Прощание славянки» увозил девчат грузовик. Куда – они не спрашивали.
…Словно в густой манной каше, в промозглых сумерках подъехали к какому-то большому городу. И хотя на улице было уже темно, на дороге не светил ни один фонарь. В потёмках девчата скорее угадали, чем поняли: Москва! Угадали верно, хотя в столице до этого дня никто из них не был.

Новобранцев привезли в Чернышёвские казармы, а потом направили в разные роты. Валентина попала в 4-ю роту 29-го прожекторного полка, который в то время стоял в Подольске. Она стала санитарным инструктором и инструктором по связи.
Теперь девушке казалось, что война превратилась в один бесконечно длинный день, во время которого солнце то заходило за огромную тучу, то снова выглядывало из-за неё. И всегда рядом была смерть, даже во время затишья. Так, однажды молодой лейтенант проводил для девушек учения. Объяснял, как правильно бросать гранату, чтобы не покалечило осколками и не оглушило взрывной волной. Неловко дёрнул плечом – и его разорвало в тот же миг.
Жили в землянках, в морозы там было особенно тяжело. Учения изматывали – приходилось по-пластунски ползать по мокрой холодной земле. В торфяных болотах, где стояла огневая точка наших бойцов, Валентина застудила ноги, они распухли и стали словно брёвна. Воспаление удалось снять, но с тех пор боль в ногах стала постоянным спутником Валентины Михайловны.

- Приду с точки от больного, вспоминала она, - боевая тревога. Они были бесконечно! Иду на место назначения. Девчонкам надо было заменить ребят, которые ушли на самый огонь...
По ночам, выхватывая лучом прожектора немецкие самолёты (а Валя по шуму мотора определяла, какой летит самолёт) и слепя фашистских лётчиков, девушка думала о Володе. Из его писем (а ребята никогда не теряли друг с другом связи) она знала, что он стал штурманом дальней авиации и служил в Челябинске. Что, получив похоронку на отца, Володя горел желанием отомстить фашистам. Что часто во время ночных полётов и боёв был ослеплён лучами немецких прожекторов, и только блестящее знание своей машины не давало ему погибнуть. «Вот вам за Володю!» – говорила Валя, поймав в световом прицеле самолёт противника. И сердце её сжималось. Она не знала, суждено ли им снова встретиться. Ведь неизвестно, когда кончится война.

Но всё-таки война подарила им свидания.
В августе 1943 года Владимир проходил стажировку в Раменском – городе Московской области. Написал об этом Валентине (к тому времени она, кстати, уже получила звание ефрейтора) и назначил встречу.
Отправившись в путь в шесть часов утра, она приехала в лётный центр только днём. Попросила часового пригласить Владимира Смирнова. Стала ждать… Вот сейчас выйдет её Володя. Аккуратный, в красивой форме. Наверное, им не хватит и целого дня, чтобы обо всём поговорить…
Он выбежал на улицу – и на миг Вале показалось, что это вовсе не Владимир. Худой, в рваной гимнастёрке, выцветшей и вытертой пилотке.
– Валечка! Через пять минут вылетаю на стажировку! Вот, возьми, – он протянул какие-то бумаги. – Это талоны на питание. Поешь в нашей столовой, ведь ты голодная. Мы с тобой обязательно встретимся, только жди!..

Вова плюс Валя

Через минуту Валя уже одна стояла на улице. Есть действительно очень хотелось, от голода кружилась голова и тошнило. Но талоны она не взяла – принимать такие дорогие подарки не в характере Валентины. Так и произошла их первая военная встреча: всего-то за пять минут. Но эти пять минут показали Валентине, что дороже её для Володи никого нет на свете. Ведь талоны были для него очень ценны, он явно экономил на своём питании, чтобы только поделиться с ней.
Вторая встреча произошла уже в конце войны. Владимир написал Валентине письмо: «Приезжай в Москву, на Курский вокзал. Я буду ждать под большими часами, твой вагон остановится как раз напротив них».
Вот что значит штурман – всё точно рассчитал! Валин вагон действительно остановился как раз напротив вокзальных часов. А там её ждал строгий, подтянутый младший лейтенант, одетый в парадный костюм. Уже не было никакой рваной гимнастёрки, выцветшей пилотки. Перед Валентиной стоял лётчик-ас. И ясно поняла она в тот миг, что близка уже наша Победа...

Вова плюс Валя

Они провели в Москве весь день. Побывали в кинотеатре, парках, а вечером Владимир посадил Валентину на поезд. Оба уже знали, что следующая встреча будет только после войны. Оба надеялись, что долго ждать не придётся – наши войска с каждым днём гнали фашистов всё дальше. И оба ошиблись.

Хотя до Победы ждать пришлось не так долго, но потом Владимира Николаевича направили в Польшу, а спустя год – в Чернигов. Свадьба Смирновых состоялась 18 августа 1946 года – в День авиации…

...Много лет Валентина Михайловна и Владимир Николаевич жили в Липецке, неподалёку от 61-й школы. Правда, номер этого дома знаний они даже толком и не знали. Говорили: «Наша школа». Ученики частенько забегали в гости к Смирновым – помочь по хозяйству, поздравить с праздниками или просто рассказать о своих делах. Валентина Михайловна и Владимир Николаевич и сами заходили в «свою» школу. Они дружили с её учителями с того дня, как впервые были приглашены на классный час, посвящённой Победе в Великой Отечественной войне. Не секрет, что сегодня многие такие встречи носят просто формальный характер. А у Смирновых вышло по-другому. Они с ребятами понравились друг другу и стали близкими людьми.

И ещё один эпизод расскажу напоследок. Однажды Валентина Михайловна очень удивила своих внуков. Рассказывая о войне, она, уже пенсионерка, вдруг опустилась на ковёр и в считанные секунды пересекла комнату по-пластунски.
– Бабушка, сколько тебе лет? – оторопев, спросили они.
- Это неважно, – отмахнулась Валентина Михайловна.
К сожалению, я не знаю, живы ли сейчас супруги. Когда мы в последний раз разговаривали с Валентиной Михайловной, она очень плохо себя чувствовала, весь день лежала. Её супруг, Владимир Николаевич, был парализован. Но Смирновы, несмотря ни на что, не унывали. А потом телефон перестал отвечать. Может быть, они в больнице или просто не слышат? В школу я, честно говоря, звонить боюсь. Подожду ещё. Может, будут и хорошие вести...

Вова плюс Валя
Автор: Софья Милютинская


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. parusnik 20 октября 2015 07:51
    Подожду ещё. Может, будут и хорошие вести.....Очень бы хотелось хороших новостей..Спасибо Вам..
  2. григорьевич 20 октября 2015 19:30
    Вот такими простыми людьми и ковалась победа(извините за пафос,но по другому не скажешь)
  3. Баюн 21 октября 2015 00:46
    ЗАВИДУЮ... белой завистью. Про таких людей надо романы писать!
  4. Военный Строитель 22 октября 2015 08:29
    замечательная статья

    в марте 1942 года, когда немцы вплотную подошли к Москве

    тут какая то нестыковка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня