Боевая анкета-3: СВЭС

14
Боевая анкета-3: СВЭСОсобняком среди всех систем стоит СВЭС. Эту редчайшую систему изучали бойцы разведки, которые должны были заниматься захватом вражеских ракетных пусковых установок и контрдействиями в случае захвата наших важных объектов спецназом противника. Думается, не надо объяснять, что чрезвычайная важность задачи обусловила уровень подготовки, который можно без преувеличений сравнить с уровнем подготовки космонавтов. Об этой системе рассказал тренер и неутомимый исследователь рукопашного боя Владимир Алексеевич Склизков.

Общие вопросы:

1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении

- Комплексная, теоретически всеобъемлющая система боевой подготовки разведки ракетных войск (охрана пусковых установок ядерных ракет и захват вражеских установок), включающая действия во всех возможных ситуациях (рукопашный бой в тоннелях, в воде, на воде, под водой и т.д.)

2. Девиз стиля (школы, направления)

- Выжить - ради выполнения задания.
Боец не имел права погибнуть, так как таким образом подводил своих боевых товарищей (свою группу, как правило, пятерку) - без него они могли не выполнить задание.

3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

- Нет данных.

4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести

- Человек, для которого нет неожиданных и нешаблонных ситуаций, умеющий действовать в любой обстановке, наносить удар из любого положения.

5. Методика обучения

- Преподаватель (прошедший разведчиком ВОВ) показывал и объяснял движения, бойцы их пытались повторить. Их ошибки поправлялись всеми способами. В целом методика была игровой - было очень трудно физически (хотя, уровень нагрузки повышался постепенно), но психологически было легко - они выполняли интересные задания в сплоченном коллективе.
Идеологическая и психологическая накачка, мотивирование - "через час может начаться война, вы должны быть всегда готовы" (службу проходили в ГДР, в нескольких километрах от границы с ФРГ). По этой же причине тренировки были не на износ, хотя, тренировались по много часов в день. За год бойцы осваивали систему РБ на уровне достаточном для действий против профессионально подготовленного противника.
Никого не заставляли заниматься. Мало того - если боец не мог постичь эту нестандартную систему (даже если хотел), его отчисляли из группы.

6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

- "Корявая", внешне бесформенная (нет каких-то характерных приемов или ударов). С виду техника похожа на обычную, но внутренне исполняется по-другому.
Учились работать по зонам поражения на основе принципа "Бить точно, быстро, жестко, по кратчайшей траектории" - дальше боец должен был думать сам, как применять этот принцип.
Нужно было уметь бить из любого положения. Было упражнение - наносить удар рукой, вися на канате (держась за него другой рукой).
Есть специальные упражнения для того, чтобы движение не стало шаблоном, не вышло на уровень автоматизма. Например, в отличие от бокса, в этой системе нет каких-либо стереотипных связок. Нанося несколько ударов подряд, боец каждый раз прицеливается, оценивает изменения обстановки (противник закрылся, уклонился, и т.д.) и только после этого наносит следующий удар. По сути это непрерывное, слитное действие по ситуации. Быстрота выполнения связки достигается за счет специального обучения.
Удар (в отличие от других единоборств или боевых искусств) не может существовать сам по себе. Его наносят только в определенной (удобной) ситуации. То есть, боец не может показать по просьбе конкретный удар. Он может нанести удар, если будет удобная ситуация (или представив ситуацию в уме) - и удары будут всегда разные, так как ситуации (положение тела, движение) будут разными. Причем, они будут разными у каждого человека, так как все индивидуальны.
По факту бойцов готовили, скорее, физически и психологически, приучая к нестандартным ситуациям и прививая определенное мировоззрение ("выжить"), а уже в процессе тренировок они сами учились бить, драться и т.д. Конечно, при этом были какие-то базовые приемы и удары.
Присутствуют удары руками, ногами. Удары руками по большей части наносятся при вертикальном положении кулака. Удар наносится не от таза или ноги, а с плеча и корпусом.
Удары ногами "шаговые" - то есть, боец наносит удар ногой как бы делает высокий шаг. Например, топчущий удар сверху стопой в колено. Борцовская и заломная техника используется в редких случаях, как вспомогательная, так как против группы она не поможет.
Присутствуют жесткие блоки. Вообще, все удары и блоки жесткие, и "узкие". Объясняется это тем, что бой, например, может быть в траншее, где негде размахнуться и маневрировать, а за спиной у бойца может быть тяжелый вещмешок. Из этого и надо исходить.
Еще один параметр - система по сути является фехтовальной, но не в том смысле, что удар рукой наносится так же, как удар ножом, а по сути - работают с секторами и т.д.

7. Тактика направления

- Разнообразная. Тоже нет шаблона. В целом нужно максимально быстро нейтрализовать противника. Экономия сил достигается не за счет "расслабленности" или "мягкости", а наоборот за счет максимальной жесткости. Нет понятия второго шанса. Каждый удар должен приносить максимальный (необходимый) результат.
Используется очень много обманных движений.

8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

- Проводились полноконтактные соревнования с немецкими егерями (ГДР), в которых бойцы всегда побеждали. Последний курс обучался по данной системе в 1975 г.

9. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом

- Тоже нестандартная, но широко использовались и обычные упражнения типа отжиманий, подтягиваний, приседаний. Упражнения должны приучать бойца к неожиданным, нешаблонным ситуациям и положениям - физически и психологически. Упражнения с бревном, канатом. Например, спарринг на бревне, один конец которого подвешен на канате.
Или на развитие мгновенной внутренней мобилизации - боец должен высоко висеть на канате на одной руке. Отпустишь руку - упадешь, разобьешься. Расслабишь - заскользишь вниз, сдерешь кожу с рук.
Есть натяжка в корпусе и конечностях. Должно присутствовать тонусное напряжение в животе для связи между "верхом и низом". Большое внимание уделялось развитию координации.
Упражнения только в начале проводились в спортзале. Далее на природе.
При обучении соблюдался принцип - "тяжело в учении, легко в бою". На тренировках должно было быть тяжелее, чем в боевых действиях. Все должно было быть бойцу знакомо, хотя бы на базовом уровне. А к конкретной ситуации бойцов готовили бы дополнительно.

Отрывок из программы физподготовки (в сильном сокращении):

Специальная Физическая Подготовка
1. Работа на рельефе:
a. ходьба, бег (вверх, вниз, траверс),
b. прыжки,
c. переползания (вверх, вниз, траверс)
d. уклоны от летящих предметов
2. тренировка в "коридоре", все варианты
Виды рельефов:
a. наклонные плоскости,
b. трава, песок, камни,
c. лес, кустарник,
d. болото, высокая трава,
e. снег, лёд.
Работать в различное время суток, при разной погоде.
3. Преодоление препятствий:
3.1) стенки, проёмы, коридоры, лестницы (разные), бег по ступенькам
3.2) колодцы, ямы, траншеи (в том числе с водой), рвы, преодоление стеснённых проходов, лазы, трубы
3.3) огонь, дым, газ
3.4) водные преграды, выход из воды на высокий борт, проход под водой, преодоление вплавь
3.5) ходьба по узким опорным конструкциям:
a. бревно,
b. верёвка,
c. срез стены.
Методы страховки
3.6) ходьба по качающимся опора:
d. брус,
e. верёвка (по прямой, по наклонной)
3.7) маятник – верёвка
3.8) ходули:
f. ходьба,
g. проникновение в оконные проёмы,
h. водные преграды
3.9) преодоление препятствий с помощью шеста:
i. с упором рукой на торец,
j. с опорой ногой на сучок,
k. шест из трубы, связывание деревьев для изготовления шеста
3.10) загрузка, выгрузка в движущийся автомобиль:
l. без помощи,
m. с помощью
3.11) бесшумная ходьба
3.12) ходьба по крышам
3.13) преодоление пространства прыжком:
n. с кувырком,
o. с фиксацией,
p. с хватом
3.14) подъём, спуск с балкона. Страховка
3.15) преодоление заборов:
q. деревянные,
r. кованные,
s. профнастил
3.16) колючая проволока
3.17) преодоление льда как преграды
3.18) спуск по внутреннему углу здания прыжками, в противолежащие оконные проёмы
3.19) лазание по деревьям, столбам (прямые, наклонные)
3.20) перепрыгивание препятствий:
t. траншеи,
u. заборы,
v. стенки,
w. кучи кирпича.
3.21) полоса препятствий
4. Фиксация на транспорте
5. Уход от движущегося транспорта или крупных предметов (брёвна, бочки и т.д.):
a. прыжок,
b. прыжок - кувырок,
c. с вращением по касательной,
d. с фиксацией на транспорте
6. Уход от летящих предметов:
a. палки,
b. камни
7. Ловля предметов:
a. палки,
b. инструмент,
c. камень,
d. одежда, мешки, пакеты,
e. конец верёвки,
f. конец шеста,
g. маятник,
h. ящик.
8. Транспортировка груза, пострадавшего:
a. вверх, вниз,
b. рельефы,
c. сплав по воде (плоты).
Всё в одиночку и в составе группы.


10. Работа против группы

- Работа как против группы, так и в группе (обычно в пятерке) - это отличительная черта СВЭС. Сработавшаяся пятерка может легко работать против большей толпы по разным тактическим схемам. Например, кружась.

11. Работа против оружия/с оружием

- Очень развитой раздел работы с автоматом. И помимо этого (с другим оружием), так как рукопашный бой - это в первую очередь работа с оружием.
Также было развито метание холодного оружия (ножей).

12. Работа на земле (в партере)

- В основном добивания из стойки и защита от них, а также наработка максимально быстрого выхода из партера.

13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

- Практически вся подготовка была нестандартной, как указано выше. При подготовке, учитывая чрезвычайную важность группы (вряд ли что-либо может сравниться по значению с важностью охраны и захвата ядерного оружия) стремились подготовить буквально ко всему. Даже к таким трудно вообразимым ситуациям, как бой в свободном полете (падая с обрыва), бой, зацепившись руками за борт машины на полном ходу и другие моменты.
Также подготовка включала в себя так называемый "стрелковый маятник", в котором боец стоит боком к противнику, уменьшая таким образом площадь поражения, и ведет перестрелку. Но это крайняя мера. Обычно старались взаимодействовать с противником, понимая психологию стрелка.

14. Психологическая подготовка

- Никаких боевых трансов, только работа ясного сознания. Так как рефлексы и инстинкты человека известны, их можно просчитать, и заставить противника среагировать так как нужно. Тем более, что в экстремальной ситуации человек, начиная работать на инстинктах (с отключенным из-за стресса сознанием), становится "машиной", и боец, подготовленный по данной системе, может его нейтрализовать.
Боец должен воспринимать все как опасную игру, все условия в которой ему знакомы. Его задача - переиграть противника. Никакой ярости, или агрессии. Игровой настрой подготовленного профессионала.

15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

- Одним из даваемых навыков было то, что теперь называется "социальной инженерией" - подготовленный по системе человек мог без пропуска пройти в любое место, зайти даже на секретный объект.
При этом в группу отбирались честные люди, которые не воспользуются своими знаниями в корыстных целях (причем, для проверки устраивались провокации).

16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)

- В отличие от систем, основанных на естественных рефлексах и движениях (например, стартл-рефлекс, когда человек в случае опасности, при громком звуке взрыва и т.д. автоматически приседает, закрывая голову руками), эта система "антиестественна", она построена на подавлении инстинктов. Она "математична". В ней все логично и "системно".
С другой стороны в этой системе все нестандартно. Например, во всех системах рукопашного боя работают со временем - но обычно бойцы стараются быть быстрее противника. Здесь же поступают наоборот - противника стараются замедлить за счет психологии, финтов, техники, и, следовательно, работают быстрее его.
Со временем работают всеми методами, стараются быть и быстрее (за счёт техники и тактики).

17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления).

- Случаев применения много, в самых трудных условиях, всё в пользу наших разведчиков.
14 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    22 октября 2015 07:13
    Можно было бы просто выложить работы Владимира Склизкова:

    "Что такое – система выживания в экстремальных ситуациях"
    "Техника без приёмов или коряво значит по русски"
    "Русский рукопашный бой жив"
    " Программа подготовки по СВЭС"

    а не переписывать его мысли меняя формулировки
  2. +10
    22 октября 2015 07:35
    Спасибо автору статьи первый раз услышал про эту систему подготовки, очень интересно.
  3. 0
    22 октября 2015 11:28
    Очередное ноу-хау? Зачем что-то придумывать, когда есть вполне нормально работающее боевой самбо и ОФП?
  4. +2
    22 октября 2015 11:56
    познавательно . и я не слыхал. спасибо за статью.
  5. +4
    22 октября 2015 13:48
    А РВСН оказывается не в курсе про супер-пупер систему защиты. Очередные адепты очередных "засекреченных методик". В топку.
    1. 0
      22 октября 2015 20:30
      Цитата: hoca
      А РВСН оказывается не в курсе про супер-пупер систему защиты. Очередные адепты очередных "засекреченных методик". В топку.

      Вам же сказали что последний раз обучались в 1975году,видимо носитель знаний ушел на пенсию
      1. -1
        22 октября 2015 20:43
        видно такие знания были нужные, что с уходом ниндзя были выброшены на помойку
  6. +1
    22 октября 2015 14:15
    Спасибо Михаил за статью. Очень познавательный, и в наше время полезный материал. good

    Спасибо Глеб, ваши источники так или иначе пригодятся, как минимум мне. drinks
  7. 0
    22 октября 2015 14:44
    мне кажется и сейчас есть (ядерный)спецназ здесь была статья.
  8. +3
    22 октября 2015 15:09
    Стиль укуренной обезьяны.
  9. +1
    22 октября 2015 17:24
    Описание сказочное какое-то, нет ударной техники, нет борцовской, но умеет бороться в воде. А стрелять их по многу часов в день почему не учили? Войну выигрывают не ниндзи, а солдаты.
  10. 0
    22 октября 2015 18:49
    Благодарю за статью! Прочитал с интересом.
  11. 0
    22 октября 2015 20:48
    Какае-то фантастика.

    Но трудно верить в научный прорыв.

    Ну если есть боевой гопак, то почему не бы быть боевому рукопашному ядерному щиту.

    Прости господи за скептицизм. Сколько людей столько мнений.
  12. SIT
    +1
    22 октября 2015 21:02
    Не видел этой системы в деле, но то , что пишет автор как то весьма сомнительно. Система основана на подавлении инстинктов и антиестестественна, как пишет автор. Но это утопия. Инстикты заложены в человека на таком глубоком уровне, что подавить их стоит огромных энергетических затрат, после которых ни на что другое сил не останется. Не проще ли накладывать технику на инстинкт? Например автор пишет, что в основном применялись жесткие блоки. Зачем безоружному человеку жестко блокировать боковой удар прикладом в голову? Чтобы выяснить что крепче приклад или кости? В то же время повинуясь инстинкту этот приклад относительно мягко обкатывается и пролетает по верху, открывая для атаки провалившегося по инерции его владельца. Идея каждый удар противника должен попадать в пустоту и защитное движение должно без разрыва перетекать в атакующее ИМХО гораздо более перспективна.
    1. 0
      23 октября 2015 04:56
      в том то и дело, что автор так пишет. Склизков и сам кратко объясняет что такое СВ, да и категоричности особой нет. инстинкты не подавляются, просто СВ исключает шаблонные действия:

      Боец в каждый момент времени, принимает решение о том какое движение использовать в соответствии со складывающейся ситуацией. Такая работа требует специальной тренировки сознания и в первую очередь внимания бойца. Что в системе выживания достигается специальными методами.
      есть свои правила, но не одно из них не программирует поведение бойца.
      Это относительно простая система по используемой технике, сложная по формируемым навыкам и очень сложная с методической точки зрения


      а то что не видел её - не удивительно. аналогично)
  13. +1
    23 октября 2015 02:44
    Сколько кинооператоров отдали жизни, чтобы снять "настоящий" рукопашный в годы ВОВ, стараясь снять, как "тщедушные" бухгалтера и учителя иногда рвали кадыки тренированным бойцам. Насколько слыхал, спецы пришли к выводу, что НАУЧИТЬ такому - невозможно.
  14. +1
    23 октября 2015 14:26
    Чисто мнение конечно. Ни разу не слышал, чтобы в РВСН были спецподразделения, если такой вид подготовки есть, то занесенный в "Красную книгу", задачи по проведению таких операции у РВСН, точно нет.

    - Комплексная, теоретически всеобъемлющая система боевой подготовки разведки ракетных войск (охрана пусковых установок ядерных ракет и захват вражеских установок), включающая действия во всех возможных ситуациях (рукопашный бой в тоннелях, в воде, на воде, под водой и т.д.)

    Кроме функции транспортного сопровождения и охраны своих объектов. Знаю, что есть спецчасти по охране важных государственных объектов и сопровождению грузов во ВВ, которые имею возможность для проведения противодиверсионных операции. А статья много о чем-то большом, но ничего конкретного. Туман какой-то. Страницы по вырывали из разных книг, а название новое оставили. Какая теория не о чем. ИМХО конечно. Удачи всем!
  15. 0
    25 октября 2015 16:46
    Цитата: SIT
    Идея каждый удар противника должен попадать в пустоту и защитное движение должно без разрыва перетекать в атакующее ИМХО гораздо более перспективна.

    но замкнута на этот принцип. можно обыграть по времени,т е - достать , опережая.