Separate police units of the Serbian Krajina

Separate militia units (hereinafter the PKO) of the Serbian Krajina still remain little explored on its page. history and the history of the construction of its armed forces. Despite the fact that at a certain stage of the existence of the RSK they were the basis of its military organization, in the works of most researchers the PKO are mentioned in passing.


One of the main reasons for this situation is the short duration of their existence. The PKO were conceived as a kind of new army of the RSK, but only a few months after their creation, they were disbanded. These armed units existed for a short time, moreover, precisely when the RSK only built the organs of state. power, and the armed forces as such were simply absent. Another reason was the fact that so far only a small number of archival documents relating to the spring and autumn 1992 of the year - the period of the PKO existence - have been published. Most of the archives of the Serbian Krajina after its death were at the disposal of the Croatian authorities, the smaller part of them was evacuated to the Federal Republic of Yugoslavia.

In the summer of 1990, self-defense units were created on the basis of police units and volunteers in Krajina, as well as their own police secretariats staffed by Serb police officers who refused to submit to the authorities in Zagreb. In January, 1991 was created a special department of internal affairs, which allowed the Serbs in Krajina to coordinate the activities of the Police. Around the same period, within the framework of the Krajina Militia, a special unit of volunteers was created, who were called “Martichevtsy” after the name of their commander, Milan Martić. In the summer of 1991, detachments of the Territorial Defense were mobilized in Krajina, in some cases they were led by officers of the Yugoslav Army.

After the signing of the Vance plan in Sarajevo on 2 on January 1992, an armistice was concluded between Croatia and Yugoslavia. 24 February of the same year, the UN Security Council decided to send a peacekeeping contingent to the former Yugoslavia.

The United Nations Blue Helmets were to create the conditions of peace and security necessary to negotiate a comprehensive settlement of the Yugoslav crisis, ensure the demilitarization of crisis areas and protect the civilian population living in them.

Russian peacekeepers in Serbian Krajina


The withdrawal of the Yugoslav army from the conflict zone and the possible demilitarization of the Krajina formations put the Serbian Krajina in a threatened position. Its heavy weapons were placed under the supervision of the UN forces, while the Croatian army was withdrawing equipment to its own warehouses and was not going to disarm. The solution was found in the creation of a regular military organization, designed as a police force.

28 April 1992 The General Staff of the Armed Forces of the Socialist Federal Republic of Yugoslavia decided to reorganize the Territorial Defense of the Serbian Krajina. According to him, the Department of Defense of the RSK formed the Office of individual police units. Also, eight OPM brigades were formed, which in peacetime and wartime were supposed to submit to the Office. Activities for the reorganization of MOT, including the formation of the PKO, should have been implemented before 30 June 1992 of the year.

The question of the formation of the PKO began to be resolved in May in parallel with questions of the withdrawal of JNA units, the distribution of abandoned weapons, the covering of the line of contact with Croatian forces, etc. Despite the direct order of the head of the Yugoslav General Staff, General Ajic, to form a PKO at the Ministry of Defense, they were subordinated to the Ministry of the Interior, which was headed by Milan Martic. At the same time, according to Kosta Novakovich, the RSC Defense Minister, Colonel Stoyan Shpanovich, agreed to transfer the leadership over the PKO to Martić because he did not want a conflict between the security forces of the republic.

The total number of PKOs was 24 000 people, distributed in eight teams. The brigades themselves were created and replenished by personnel on a territorial basis. In Northern Dalmatia and Eastern Slavonia, there were two brigades each, while in other regions of the RSK - one each:

- The 75 Brigade under the command of Major Milorad Radic, Knin garrison;
- The 92 Brigade under the command of Colonel Momchilo Bogunović, garrison Benkovac;
- The 79 Brigade under the command of Major Milos Tsvetichanin, Korenica garrison;
- The 80 Brigade under the command of Colonel Mile Novakovic, the Voynich garrison;
- The 83 Brigade under the command of Colonel Stanko Letic, Petryn garrison;
- The 85 Brigade under the command of Lieutenant Colonel Milanko Babich, Okucani Garrison;
- The 87 Brigade under the command of Colonel Bozhidar Koshutich, Vukovar garrison;
- The 90 Brigade under the command of Colonel Rajko Novakovic, Beli-Manastir garrison.

The typical structure of the brigades was as follows: headquarters, special battalion, border battalion, three guard battalions, a communications company, a rear company. The border battalion, in turn, was divided into companies, and those into police stations. The area of ​​responsibility of each brigade was divided into border sectors.

Three training centers were organized for personnel training: in Knin, Sluni and Erdut. In them, the personnel was trained in three specialties: a policeman, an armored vehicle specialist, a communications specialist. For the first two specialties, the training was planned for a period of three months, for telecommunications workers - five months.

Krainsky police


It should be noted that the number in 24 000 people in the PKO was "payroll" and in reality was constantly changing. For the RSK armed forces there was a problem of desertion of personnel, which was not bypassed by the PKO. In some cases, the shortage of fighters was compensated at the expense of maintenance units or ordinary police. The situation with personnel in the teams of the PKO can be seen on the example of the 79-th brigade.

Its commander, Major Milos Tsvetichan 20 July 1992, sent a detailed report on the state of affairs in the brigade to the PKO Office. Despite the overall good morale of the personnel, Tsvetichanin noted several cases of gross misconduct. Spy them shooting and killing colleagues in a bar, driving drunken fighters at ZSU BOV-3, as a result of which she turned over and two soldiers died. There were also cases of desertion, theft of fuel and spare parts for vehicles. From the formation of the brigade until mid-July 1992, 37 military personnel were brought to disciplinary responsibility. There was an acute shortage of professional officers in the brigade - instead of 78 there were only 19. As a result, officer positions were held by reserve officers, half of whom did not have the necessary training. The total staffing of the brigade was equal to 83%.

Krajinsky militiamen


In terms of logistical support, the team relied both on its own reserves and on the resources of the TO headquarters in Korenica. At the same time, the security of the brigade was estimated as insufficient. So, the fighters did not have machine guns, provided by the state units, and from 24 the BTR M-60P 12 were faulty. In total, the brigade consisted of 110 vehicles and armored vehicles, most of which had practically developed a resource. In addition to the M-60, the armored vehicles were represented by 3 units of the BRDM-2 and 4 armored vehicles of the armor, 1 of which was also faulty. Also, half of the personnel was not provided with a police blue uniform, and 90% of the fighters did not have camouflage.

The situation was similar in other teams. The commander of the 92 Brigade, Colonel Momchilo Bogunovich 30 July 1992, by special order forbade the fighters to leave the brigade’s area of ​​responsibility, come into contact with the enemy and use the brigade’s transport for personal purposes.

The PKO was also assigned the task of protecting the warehouses where the armament of the maintenance units was located.

31 July 1992 of the Year The PKO Directorate of the Krainsky Ministry of the Interior sent dispatch to the subordinate units with the rules of interaction with UN peacekeepers. It summarized reports on various problems that arose during the interaction of the PKO and UN peacekeepers. Based on the position of the Vance plan, the peacekeepers demanded that the PKO units and the civilian police leave the five-kilometer zone from the front line and store all automatic weapon under UN control. The personnel of the OPM were asked to leave only the pistols. The dispatch also mentioned several incidents in which peacekeepers tried to block the work of police departments in Western Slavonia and in Eastern Slavonia.

On July 30, RSC Interior Minister Milan Martic met in Belgrade with the commander of the peacekeepers General S. Nambiar and the head of the Blue Helmets F. Morillon. At the meeting, Martić received assurances that the peacekeepers would stop trying to disarm the Krajina militia until further orders from the UN.

Also, the result of the negotiations were instructions for the RSC DSC requiring personnel:
- by all means avoid conflict with UN forces;
- in settlements of weapons use only pistols;
- to disarm all paramilitary forces, including with the use of specials. divisions;
- demobilize all persons with mental disabilities, criminal background, or prone to alcohol;
- discourage uncontrolled return of refugees;
- to keep prisoners of war only in custody at the district prosecutor's offices and not to transfer them to peacekeepers;
- prevent attempts to hold Croatian elections on the territory of the RSK.

Meanwhile, the PKO command decided to install police posts at a distance of 100 meters from the peacekeepers' posts, and the personnel were allowed to use automatic weapons. Light wheeled armored vehicles were allowed to leave in the barracks.

The military leadership of the Serbian Krajina made sure in the summer of 1992 that neither the OPM brigades created at that moment nor the peacekeepers would protect Krajina in the event of an attack, which was clearly proved by the Croatian attack on the JNUMX-21 plateau of June. As a result, it was decided to form a truly regular military. The headquarters analyzed the existing situation and put forward proposals for the unification of maintenance units, PKO and volunteer groups. The order for the creation of the Serbian Krajina Army was signed on October 22 on 16 by the Chief of Staff of the TD, Lieutenant-General Milan Torbits, Defense Minister Col. Stoyan Shpanovic and Interior Minister Milan Martic. On November 1992, an order was issued on organizational changes in the army, which brought to life the ideas of transforming maintenance and police brigades into units of the regular army. This order put an end to the history of the existence of the OPM brigades.
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Отдельные подразделения милиции Сербской Краины

Отдельные подразделения милиции (далее ОПМ) Сербской Краины до сих пор остаются мало исследованной страницей ее историей и истории строительства ее вооруженных сил. Несмотря на то, что на определенном этапе существования РСК они были основой ее военной организации, в работах большинства исследователей ОПМ упоминаются вскользь.

В качестве одной из главных причин данной ситуации можно назвать малый срок их существования. ОПМ задумывались как своего рода новая армия РСК, однако спустя всего несколько месяцев после своего создания они были расформированы. Данные вооруженные формирования существовали непродолжительное время, притом именно тогда, когда РСК только выстраивала органы гос. власти, а вооруженные силы как таковые попросту отсутствовали. Другой причиной стало то, что до сих пор опубликовано только незначительное количество архивных документов, относящихся к весне-осени 1992 года — периоду существования ОПМ. Большая часть архивов Сербской Краины после ее гибели оказалась в распоряжении хорватских властей, меньшая их часть была эвакуирована в Союзную Республику Югославию.

Летом 1990 года на основе подразделений милиции и добровольцев в Краине были созданы отряды самообороны а также свои собственные милицейские секретариаты, укомплектованные милиционерами-сербами, которые отказались подчиняться властям в Загребе. В январе 1991 года было создано специальное управление внутренних дел, которое позволило сербам в Краине координировать деятельность Милиции. Примерно в этот же период в рамках Милиции Краины было создано специальное подразделение из добровольцев, которых называли «Мартичевцы» по имени их командира Милана Мартича. Летом 1991 года в Краине были мобилизованы отряды Территориальной обороны, в ряде случаев их действиями руководили офицеры югославской армии.


После подписания плана Вэнса в Сараеве 2 января 1992 года было заключено перемирие между Хорватией и СФРЮ. 24 февраля того же года Совет безопасности ООН принял решение об отправке в бывшую Югославию миротворческого контингента.

«Голубые каски» ООН должны были создать условия мира и безопасности, необходимые для ведения переговоров о всеобъемлющем урегулировании югославского кризиса, обеспечить демилитаризацию кризисных районов и защитить проживающее в них гражданское население.

Российские миротворцы в Сербской Краине


Вывод югославской армии из зоны конфликта и возможная демилитаризация краинских формирований ставили Сербскую Краину в угрожаемое положение. Ее тяжелое вооружение размещалось под надзором сил ООН, в то время как хорватская армия выводила технику на собственные склады и разоружаться не собиралась. Решение было найдено в создании регулярной военной организации, оформленной как силы милиции.

28 апреля 1992 года Генеральный штаб ВС Социалистической Федеративной Республики Югославии постановил реорганизовать Территориальную оборону Сербской Краины. Согласно ему, при Министерстве обороны РСК формировалось Управление отдельных подразделений милиции. Также формировались восемь бригад ОПМ, которые в мирное и военное время должны были подчиняться Управлению. Мероприятия по реорганизации ТО, в том числе и по формированию ОПМ, должны были быть выполнены до 30 июня 1992 года.

Вопрос формирования ОПМ начал решаться в мае параллельно с вопросами вывода подразделений ЮНА, распределения оставляемого вооружения, прикрытия линии соприкосновения с хорватскими силами и т.д. Несмотря на прямое распоряжение главы югославского Генштаба генерала Аджича формировать ОПМ при Министерстве обороны, они были подчинены Министерству внутренних дел, которое возглавлял Милан Мартич. При этом, по мнению Косты Новаковича, министр обороны РСК полковник Стоян Шпанович согласился передать руководство над ОПМ Мартичу так как не желал конфликта между силовыми структурами республики.

Общая численность ОПМ составила 24 000 человек, распределенных в восьми бригадах. Сами бригады создавались и пополнялись личным составом по территориальному принципу. В Северной Далмации и Восточной Славонии было по две бригады, в то время как в других регионах РСК — по одной:

— 75-я бригада под командованием майора Милорада Радича, гарнизон Книн;
— 92-я бригада под командованием полковника Момчило Богуновича, гарнизон Бенковац;
— 79-я бригада под командованием майора Милоша Цветичанина, гарнизон Кореница;
— 80-я бригада под командованием полковника Миле Новаковича, гарнизон Войнич;
— 83-я бригада под командованием полковника Станко Летича, гарнизон Петриня;
— 85-я бригада под командованием подполковника Миланко Бабича, гарнизон Окучани;
— 87-я бригада под командованием полковника Божидара Кошутича, гарнизон Вуковар;
— 90-я бригада под командованием полковника Райко Новаковича, гарнизон Бели-Манастир.

Типовая структура бригад была следующей: штаб, специальный батальон, пограничный батальон, три охранных батальона, рота связи, тыловая рота. Пограничный батальон, в свою очередь, делился на роты, а те на отделения милиции. Зона ответственности каждой бригады делилась на пограничные сектора.

Для подготовки личного состава были организованы три учебных центра: в Книне, Слуни и Эрдуте. В них личный состав обучался по трем специальностям: милиционер, специалист по бронетехнике, специалист по связи. По первым двум специальностям подготовка планировалась сроком в три месяца, для связистов — пять месяцев.

Краинская милиция


Необходимо отметить, что число в 24 000 человек в ОПМ было "списочным" и в реальности постоянно менялось. Для вооруженных сил РСК была характерна проблема дезертирства личного состава, что не обошло стороной и ОПМ. В ряде случаев нехватку бойцов компенсировали за счет подразделений ТО или обычной милиции. Ситуацию с личным составом в бригадах ОПМ можно рассмотреть на примере 79-й бригады.

Ее командир майор Милош Цветичанин 20 июля 1992 года направил Управлению ОПМ подробный рапорт о положении дел в бригаде. Несмотря на общий хороший боевой дух у личного состава, Цветичанин отмечал несколько случаев грубого нарушения дисциплины. Спеди них стрельба и убийство сослуживцев в баре, езда пьяных бойцов на ЗСУ БОВ-3, в результате чего она перевернулась, а двое солдат погибли. Также были зафиксированы случаи дезертирства, кражи топлива и запчастей для транспортных средств. С момента формирования бригады и до середины июля 1992 года к дисциплинарной ответственности были привлечены 37 военнослужащих. В бригаде была острая нехватка профессиональных офицеров — вместо 78 было всего 19. В результате офицерские должности занимали призванные из резерва офицеры, половина которых не имела необходимой подготовки. Общая укомплектованность бригады личным составом равнялась 83%.

Краинские милиционерыКраинские милиционеры


В плане тылового обеспечения бригада опиралась как на собственные запасы, так и на ресурсы штаба ТО в Коренице. При этом обеспеченность бригады вооружением оценивалась как недостаточная. Так, у бойцов не было пулеметов, предусмотренных штатом подразделений, а из 24 БТР М-60П 12 были неисправны. Всего в бригаде насчитывало 110 транспортных средств и единиц бронетехники, большая часть которой практически выработала ресурс. Кроме М-60П, бронетехника была представлена 3 единицами БРДМ-2 и 4 бронетранспортерами БОВ, 1 из которых также был неисправен. Также половина личного состава не была обеспечена полицейской голубой униформой, а у 90% бойцов не было камуфляжа.

Схожая ситуация была и в других бригадах. Командир 92-й бригады полковник Момчило Богунович 30 июля 1992 года специальным приказом запрещал бойцам покидать зону ответственности бригады, вступать в контакт с неприятелем и использовать транспорт бригады в личных целях.

На ОПМ также возлагалась задача охраны складов, где находилось вооружении подразделений ТО.

31 июля 1992 года Управа ОПМ краинского МВД разослала подчиненным подразделениям депешу с правилами взаимодействия с миротворцами ООН. В ней обобщались сообщения о различных проблемах, которые возникали при взаимодействии ОПМ и миротворцев ООН. Опираясь на положение плана Вэнса, миротворцы требовали от подразделений ОПМ и гражданской милиции покинуть пятикилометровую зону от линии фронта и складировать все автоматическое оружие под контролем ООН. Личному составу ОПМ предлагалось оставить только пистолеты. В депеше говорилось и о нескольких инцидентах, когда миротворцы пытались блокировать работу милицейских отделов в Западной Славонии и в Восточной Славонии.

30 июля глава МВД РСК Милан Мартич встретился в Белграде с командующим миротворцами генералом С. Намбияром и начальником штаба "голубых касок" Ф. Морийоном. На встрече Мартич получил заверения, что миротворцы прекратят попытки разоружить краинскую милицию до дальнейших распоряжений из ООН.

Также результатом переговоров стали инструкции для ОПМ РСК, требующие от личного состава:
— всеми способами избежать конфликта с силами ООН;
— в населенных пунктах из оружия использовать только пистолеты;
— разоружить все паравоенные формирования, в том числе с применением спец. подразделений;
— демобилизовать всех лиц, имеющих психические отклонения, криминальное прошлое, либо склонных к употреблению алкоголя;
— препятствовать неконтролируемому возвращению беженцев;
— военнопленных содержать только под стражей при окружных прокуратурах и не передавать миротворцам;
— не допустить попыток провести хорватские выборы на территории РСК.

Между тем командование ОПМ решило установить милицейские посты на дистанции 100 метров от постов миротворцев, а личному составу разрешило использование автоматического оружия. Легкую колесную бронетехнику разрешалось оставить в казармах.

Военное руководство Сербской Краины уже летом 1992 года убедилось, что ни создаваемые в тот момент бригады ОПМ, ни миротворцы не защитят Краину в случае атаки, что и было наглядно доказано хорватским нападением на Мильевачское плато 21-22 июня. В результате было принято решение о формировании действительно регулярных вооруженных сил. В штабе был проведен анализ существующей ситуации и выдвинуты предложения по объединению подразделений ТО, ОПМ и добровольческих отрядов. Приказ о создании Сербского Войска Краины был подписан 16 октября 1992 года начальником штаба ТО генерал-подполковником Миланом Торбицей, министром обороны полковником Стояном Шпановичем и главой МВД Миланом Мартичем. 27 ноября был издан приказ об организационных изменениях в армии, который воплотил в жизнь идеи о преобразовании бригад ТО и милиции в подразделения регулярной армии. Данный приказ ставил точку в истории существования бригад ОПМ.
Автор: Вадим Соколов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня