Полет Миля

Полет Миля


Как работает Казанский вертолетный завод, где выпускают вертолеты семейства «Ми»

Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России», осенью отметил свое 75-летие. Сегодня это всемирно известный производитель вертолетов семейства Ми-8/17, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира. «Русская планета» посетила предприятие, познакомилась с его прошлым и настоящим и пообщалась с работниками.


Каждый десятый военный самолет в стране


В 1930 году в Адмиралтейской слободе, на окраине города, возник Казанский завод обозных деталей № 169. В 1935 году он стал основным в стране производителем авиационных лыж и вскоре полностью перешел в авиационную промышленность.

Переломным в истории завода стал 1941 год, когда в начале войны руководство СССР приняло решение перебросить с запада на восток важнейшие оборонные предприятия. В Казань было эвакуировано более 70 предприятий, и среди них Ленинградский авиационный завод № 387 — 3 тыс. человек и сотни станков, на которых завод последние годы выпускал самолеты По-2. Разместили столичное предприятие на территории завода № 169, людей разобрали по домам и квартирам местные работники. Объединенному заводу присвоили номер 387, а точкой отсчета стали считать 1940 год — дату рождения Ленавиазавода.

Полет Миля

Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

По воспоминаниям работников, во время войны завод не покидали неделями, работали днем и ночью, в том числе женщины и дети от 13 лет. За годы войны предприятие изготовило для фронта около 11 тыс. бипланов По-2 — это каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР. И когда Знамя Победы водрузили на Рейхстаг, именно с самолета, выпущенного на казанском заводе, был сделан снимок, который 4 мая 1945 года обошел все газеты мира.

«На 85% модель По-2 сделана из дерева и обтянута специальной тканью, — рассказывает директор музея трудовой славы при заводе Валерий Соломахин. — Очень неприхотливая машина, она могла садиться и подниматься с любой грунтовой дороги. Когда эти машины появились на фронте, фашистское командование не обратило на них никакого внимания. Немецкие газеты писали, что русские начали воевать "деревянными самолетами", называли его "фанера", "кофейная мельница"».

Но когда По-2 стал наносить очень точные и меткие удары, Гитлер издал указ: тот, кто собьет такой самолет, получит 5 тыс. марок и Железный крест.

После войны СССР остро нуждался в сельскохозяйственной технике. Небо на время было забыто, и в 1946 году на заводе № 387 впервые начали серийно выпускать лучшие на тот момент в мире самоходные комбайны С-4. В 1951 году Михаил Миль разработал первый в России вертолет Ми-1, выпуск его поручили казанскому заводу, который с тех пор стал называться вертолетным. Завод выпустил первый отечественный вертолет, поставляемый на экспорт (Ми-4), и самый массовый и популярный из всех вертолетов семейства — Ми-8.

В 1990-е годы, с развалом Союза, заводу самому пришлось добывать заказы, он выжил за счет экспорта. На первые доходы было создано собственное конструкторское бюро, которое вскоре разработало современный вертолет «Ансат» (в переводе с татарского — «легкий»).

Полет Миля

Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

«В 2017 году начнем серийное производство нового вертолета Ми-38 — это проект ОКБ Миля. Современнейший вертолет в стране. Лопасти из композиционных материалов, более аэродинамичный фюзеляж, современная авионика, двигатели российского производства. Во время испытаний он установил несколько мировых рекордов: и по скорости полета, и по статическому потолку», — комментирует Соломахин.

Новая жизнь


К середине 2000-х годов физический и моральный износ предприятия достигал 80%. С 2008 года завод запустил программу модернизации стоимостью более 12 млрд рублей, которая распланирована до 2018 года.

«В ходе модернизации большинство старых советских станков заменены современными. Один станок сегодня по объему выпускаемой продукции заменяет от 5 до 20 станков прошлого. В токарном цеху, например, было 112 станков, а стало 48, — говорит РП начальник механосборочного цеха токарного и фрезерного направления Николай Гордеев. — Ускорение работы по сравнению со старыми станками — на 60%. Объемы продукции выросли в три раза, уменьшилось количество потребляемой электроэнергии, занимаемые площади».

Полет Миля

В цехах Казанского вертолетного завода. Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

То, что можно увидеть в цехах завода, ломает стереотипы о старом советском предприятии. Здесь не шумно, рабочие в аккуратной синей спецодежде, скорее, похожи на лаборантов.

«Что здесь было раньше? — спрашивает Гордеев и сам отвечает: — Масло на полу и станках, шум, грязь, летела металлическая стружка. Например, раньше не было тамбура, и когда зимой машина заходила в цех выгружаться, то человек, который работал рядом с этим участком на станке, надевал шапку и телогрейку. Теперь у нас двойное остекление, отопление. Когда машина заходит, люди спокойно работают даже зимой в футболках. Беспыльные полы, хорошая освещенность. Раньше рабочие сами убирали за собой вечером, сейчас они только обслуживают станки. Убирает клининговая компания».

Сейчас на заводе более 100 подразделений, где трудятся 7 тыс. человек. Чистая прибыль предприятия в 2014 году составила более 12,7 млн рублей.

За станками много молодых спортивных ребят — доля работающей молодежи на заводе превышает 24%. В механосборочном цеху токарного направления, например, средний возраст рабочих до реконструкции составлял 53 года, а сейчас 36 лет. При этом 60% рабочих завода — люди с высшим образованием. Сотрудникам предприятия также предлагают широкий соцпакет (в 2014 году общий объем его составил 368 млн рублей) и спецпрограммы — например, предоставление квартир внаем с их последующим выкупом.

«Самый низкоквалифицированный работник получает минимум 20–25 тыс. рублей. Самая высокая оплата у рабочих достигает 60 тысяч. Средняя зарплата по заводу в этом году 38,3 тыс. рублей», — замечает Гордеев.

Полет Миля

Ветераны Казанского вертолетного завода. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»

На летном поле вертолеты «учат летать», образно выражается Андрей Иванов, заместитель начальника летно-испытательного комплекса. Здесь на машину навешивают лопасти, втулку рулевого винта, заправляют маслом и топливом и начинают наземную отработку и летное испытание. Мы забираемся внутрь вертолета Ми-17В-15, который скоро отправится в Индию, но прежде он должен налетать восемь часов под управлением летчиков-испытателей.

Хотя летное поле и выглядит безлюдным, здесь трудится целая армия: инженеры-авиатехники, бригада расшифровки оперативной информации, лаборатория, радиотехническая служба, летный пункт, служба обеспечения полетов — дорожная, метеослужба и так далее.

Казанский завод — единственное предприятие полного цикла по вертолетной технике: от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта. Почти все составляющие вертолета, в том числе бортовое радиоэлектронное оборудование, производятся здесь, кроме, естественно, первичного сырья и моторов.
Автор: Наталия Федорова
Первоисточник: http://rusplt.ru/society/polet-milya-19260.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Комментарий был удален.
  2. maikl50jrij 23 октября 2015 18:51
    Все это хорошо! Но давайте, с начала, вспомним все таки нашего, РОССИЙСКОГО авиаконструктора Сикорского! Парень был польского происхождения, но жил у нас и свое изобретение приподнес нашему царю...который не смог оценить воистину, Божий дар! Теперь американцы его считают своим! Но изобрел он свой первый вертопрах (геликоптер) у нас! Много наших, не оцененных в свое время конструкторов, "умотало". А жаль... И первый парашют, к стати, тоже наш!
    1. fairmen 23 октября 2015 19:32
      ну почему царь как раз и оценил "ИЛЬЯ МУРОМЕЦ" был первым самолётом И.Сикорского
      а вот после революции он иммигрировал в америку
      1. inkass_98 23 октября 2015 20:03
        Цитата: fairmen
        польского происхождения, но жил у нас и свое изобретение приподнёс нашему царю

        У меня с двух сторон польские прабабки, но я русский. Игорь Сикорский тоже был русским, отнюдь не руинским, как его пытаются скаклы представить, изобретателем и авиатором. И жил он не "у нас", а у себя дома, в Российской империи.
        1. Zoldat_A 24 октября 2015 02:12
          Цитата: inkass_98
          Игорь Сикорский тоже был русским, отнюдь не руинским, как его пытаются скаклы представить, изобретателем и авиатором. И жил он не "у нас", а у себя дома, в Российской империи.

          Да мало ли их посбегало! Это в Америке один Сикорский - и тот "понаехавший" из России. Вот и пусть радуются. Им-то ещё где взять? Сытое брюхо к учению глухо. Своего ничего нет - страна иммигрантов... А в России ещё есть. Не хуже.
    2. opus 23 октября 2015 21:39
      Цитата: maikl50jrij
      но жил у нас и свое изобретение приподнес нашему царю...который не смог оценить воистину,

      КИЕВ, 11,IX. Сын киевского профессора Сикорского, студент киевского политехникума построил летательный снаряд геликоптер. Снаряд Сикорского без всяких плоскостей и снабжен только двумя парами пропеллеров, укрепленных на вертикальной оси. Вес снаряда 14 пудов. Мотор - 25 лошадиных сил.

      Грузоподъемность - 9 пудов. Площадь каждого руля - 4 кв. метра. Радиус 2½ метра. Геликоптер гораздо устойчивей аэроплана. Вопросы воздухоплавания Сикорский изучал за границей.

      Царя в Киеве в тот момент не было.
      КИЕВ. Открылась двухдневная воздухоплавательная выставка. Демонстрируются аппараты, построенные в Киеве: планер профессора Делонэ, аэроплан системы Райта, конструкции студента Былинкина, геликоптер студента Сикорского, разные снимки и модели. При большом стечении публики состоялась лекция Делонэ о новейших успехах воздухоплавания.

      Пишут: Ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом
  3. meriem1 23 октября 2015 18:53
    И пусть "любители" Либерастии задохнутся в истерике. Гонят про нефте иглу. Поносят президента. За десять лет пополнение ВВП на углеводородах сократился с 17 до 10%. Остальное работа. Хотя не всё так сладко у НАС!!! Пусть льют сладкий яд Нам в уши. Теперь фишка -" А не надо про США говорить. Давайте о Росии" Сегодня интересный день. ББНадеждин на ТиВи проговорил эту фразу...но потом вдруг начал говорить про проценты ВВП сша по военному бюджету(5.6%) и по медицине(17%). Так всё таки сравнивают? А Нам затыкаем рот!!! Те-же двойные стандарты, что и у их хозяев. Так о Народе забеспокоились... Просрав всё в 90-х. КБ МИЛЯ Умнички!!!! Так и будет дальше. Пусть любители гамбургеро-жуев бьются в истерике! А У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!!! ПОТОМУ,ЧТО МЫ СИЛА! МЫ ВМЕСТЕ! НАС 89%. Умойся меньшинство и...за одно посмотри в ВИКИ , как любишь это делать. ЧТО есть Демократия узнаешь. Будете удивлены. Это не желание США!!! Это DEMOS. Власть Народа!!!
    1. Просто ВВ 23 октября 2015 20:58
      А вот КБ Миля уже на КВЗ ни при чём: "
      Казанский завод — единственное предприятие полного цикла по вертолетной технике: от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта.
      " - только история связанная с великим Именем - "Миль"
      1. Zoldat_A 24 октября 2015 02:06
        Цитата: Просто ВВ
        история связанная с великим Именем - "Миль"
        Ми-8. Родная машина для любого, кто знает слово "парашют". Ми-8 не забудешь, как первый прыжок. Трудяга и боец. Вечная благодарность тому, кто такие машины делает. soldier
    2. NordUral 23 октября 2015 21:31
      Согласен, но о дерьме во власти забывать не стоит. Продажный и вороватый чиновник любое хорошее для страны дело угробит, да и саму страну.
  4. Alexej 23 октября 2015 19:15
    Сейчас на заводе более 100 подразделений, где трудятся 7 тыс. человек. Чистая прибыль предприятия в 2014 году составила более 12,7 млн рублей.
    Я не очень подкован в такого рода делах, но что то мне подсказывает что прибыль не очень высокая для подобного предприятия. Так то хорошо, рентабельно.
  5. НДР-791 23 октября 2015 19:50
    Ну вот, опять самореклама. Ну у нас и так все знают, что для нас рабочая лошадка МИ-8!!! Вот у нас в Омске вертолёторемонтный завод есть...безо всякой рекламы своими глазами наблюдаю белые такие, свеженькие с голубой UN на бортах. Выгодно, оказывается аж в Сибирь на ремонт гонять, может вообще с какой-нибудь Нигерии. И безо всякой рекламы работают, в ус не дуют.
  6. surok12 23 октября 2015 20:04
    Станочник, если он станочник (токарь, фрезеровщик, оператор многофукционального центра с ПУ и т.п.) должен его (станок) убирать и обслуживать (смазывать, заявлять об неисправностях и т.п.) сам. Это у нормального профессионала - станочника должно быть как, извините за аналогию, как подтирание задницы - твоя - подтираешь сам. Все остальное - технология (режимы резания, инструмент), "чувство" металла приходит со временем или (что очень удивительно) с помощью технологов.
    1. Баракуда 23 октября 2015 21:39
      Оператор только управляет,коректирует,меняет резцы,чистит станок,меняет заготовки. Есть наладчик по электронной части, Есть программист ,который проги пишет, електрик по приводам. Механик по железу. Не надо сваливать все в кучу sad
  7. Баракуда 23 октября 2015 21:50
    Цитата: meriem1
    За десять лет пополнение ВВП на углеводородах сократился с 17 до 10%.

    А представляете, если это все дело национализировать ? Я нет, сколько ваблище в казну потечет request Та даже со взятками в каждой поликлинике по тамографу стоять будет. Я уже про Армию молчу.
    Вот только не дадут, ВВП от них зависим ПОКА sad
  8. ed1967ward 24 октября 2015 03:50
    кстати, америку как торгашей, всегда принимало наше тогдашнее общество в России, и особенно военное общество ,поэтому ещё тогда они знали ,что америка созидать ничего неможет. Обшество адвокатов, конгресменов и политиков. Это исторический факт.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня